Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СЕССИИ ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИРВИНА ЯЛОМА «НЕ ТОТ РЕБЕНОК»'

АНАЛИЗ СЕССИИ ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИРВИНА ЯЛОМА «НЕ ТОТ РЕБЕНОК» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
156
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Экзистенциально-гуманистическая психология / принципы феноменологической редукции.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ивановская Ольга

В данной статье рассматривается анализ сессии терапевта с клиенткой в рассказе Ирвина Ялома «Не тот ребенок». Цель увидеть какими принципами экзистенциальногуманистической психологии руководствуется терапевт на сессии, проанализировать принципы феноменологической редукции в рассказе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СЕССИИ ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИРВИНА ЯЛОМА «НЕ ТОТ РЕБЕНОК»»

реальности существования и возможностей сознательного выбора. Таким образом, даже в самом коротком диалоге обнаруживается бытие, мир как единое целое.

Литература

1. Мотрошилова, Н.В. Идеи I» Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию [Текст] / Н.В. Мотрошилова - М. : «Феноменология - герменевтика», 2003. - 716 с.

2. Счастливцев Р.А. Редукция и эпохе в феноменологии Э. Гуссерля // Преподаватель XXI век. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.m/article/n/reduktsiya-i-epohe-v-fenomenologii-e-gusserlya (дата обращения: 20.03.2022).

3. Ялом И. Дар психотерапии. - Litres, 2021. -352 с.

УДК 159.9.018.4

АНАЛИЗ СЕССИИ ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИРВИНА ЯЛОМА «НЕ ТОТ

РЕБЕНОК»

Ивановская Ольга, студент магистратуры Московского Института психоанализа, г. Москва

Аннотация

В данной статье рассматривается анализ сессии терапевта с клиенткой в рассказе Ирвина Ялома «Не тот ребенок». Цель - увидеть какими принципами экзистенциально-гуманистической психологии руководствуется терапевт на сессии, проанализировать принципы феноменологической редукции в рассказе.

Ключевые слова Экзистенциально-гуманистическая психология, принципы феноменологической редукции.

ANALYSIS OF A SESSION FROM IRVIN YALOM'S "THE WRONG CHILD"

Ivanovskaya Olga is a master's student at the Moscow Institute of Psychoanalysis, Moscow

Abstract

This article discusses the analysis of the therapist's session with the client in Irvin Yalom's story "The Wrong Child". The goal is to see what principles of existential-humanistic psychology the therapist is guided by during the session, to analyze the principles of phenomenological reduction in the story.

Keywords Existential-humanistic psychology, principles of phenomenological reduction.

С точки зрения экзистенциально-гуманистического подхода в психологии, в этом рассказе Ялом, выступающий в роли психотерапевта, в терапии своей клиентки и ее непростой и трагичной истории, руководствуется несколькими принципами феноменологической редукции. Как терапевт, Ялом, слушая свою клиентку, выступает в роли «абсолютного наблюдателя», свободного от суждений и своих мнений для того, чтобы понять саму сущность природы явлений и чувств, которые возникают у клиентки. Слишком тяжелая и болезненная тема смерти ребенка, ужасающего чувства вины клиентки, наплыва эмоций и горя, могли бы нарушить терапевтический процесс, поэтому терапевт выбирает жесткую, но такую необходимую тактику, четкое резюмирование и отсеивание своих рефлексий в процессе терапии. Он сразу понял, что только работа не столько с ее горем, сколько с чувством вины, даст нужный отрезвляющий эффект на Пенни. Таким образом, он руководствуется принципом «эпохе», который в свое время провозгласил Эдмунд Гуссерль

[1]. Он старается не изменить пациентку, а изменить ее жизненные установки, в том числе и по отношению к смерти своей умершей дочери.

Используя принцип дискрипции, Ялом предлагает воскресить воспоминания клиентки, рассказывать о самом моменте смерти дочери, описывать эту смерть и все, что происходило тогда, в то момент, все, что она помнила. Он «возвращает» свою клиентку в прошлое, в то прошлое, в которое ей страшно заходить, но которое не дает ей покоя и остановки ее горю. Таким образом, он заставляет Пенни встретиться лицом к лицу со смертью, той смертью, которая ее подавляет, парализует и заставляет отречься от продолжения собственной жизни. Терапевт как бы проживает с ней на равных это горе, поддерживает ее в своих переживаниях. Например, когда Пенни сокрушается о том , что, как ей кажется, умер не тот ребенок из тех троих, что есть у нее, терапевт ей объясняет : « Имея трех таких детей, как у Вас, и оказавшись в подобной ситуации, какой родитель не почувствовал бы, что умер не тот ребенок?» [2]. Он, таким образом, поддерживает ее, контеинирует ее горе, делает их монолог равноценным, равноправным. Терапия позволяет клиентке не жить со своим прошлым каждый день (Пенни не отпускала мысль, что умершая дочь всегда находится рядом с ней, каждый час и каждую минуту), а обращает ее внимание на то, что происходит у нее в настоящем, а именно, у Пенни не налаживаются отношения с мужем и своими сыновьями, горе отдалило её от своих близких.

Терапевт как бы выстраивает перед ней в один ряд все проблемы Пенни - и не пережитую смерть дочери, и забытые Пенни сыновья, которые неблагополучны и лишены ее внимания, и муж, про которого Пении уже забыла, и подводит некий итог, говоря ей : «Итак, она должна быть свободной, чтобы начать новую жизнь, и всё же какая-то часть Вас не хочет её отпускать. .. .Похоже, ваше горе и чувство вины уже разрушили ваш брак (муж ушел, шестнадцатилетний сын в тюрьме, двенадцати летний сын скрывается от наркоманов). Вы наказываете и себя уже четыре года. Сколько надо еще лет прожить, чтобы понять, что от этого страдают ваши близкие. Это страдание пожизненное?» [2]. Он, таким образом, использует еще один принцип феноменологической редукции, а именно принцип горизонтализации - расставляет в ряд все ее проблемы и выделяет приоритеты, на которые Пенни в состоянии опереться, чтобы пережить смерть своей дочери и идти дальше, не останавливаясь на своем прошлом. Терапия позволила ей проделать работу горя, отделиться от своей умершей дочери, сепарироваться от нее, перейти в настоящее из прошлого, позволить себе больше не испытывать вину за то, что она не помнит сам момент смерти дочери.Пенни очень боится, что терапевт ее обесценит, узнав о том, что в молодости она родила девочек-близнецов и не смогла их воспитывать, их забрали в приют, но он дает ей свою поддержку, плечо, ободряя ее словами: « Не беспокойтесь об этом, Пенни. Чем больше я узнаю Вас, тем больше Вы мне нравитесь. Я полон восхищения тем, Что Вам удалось преодолеть и совершить в жизни».

Её четырехлетенее горевание затянулось, ведь клиентка сама сделала свою жизнь состоящей только из горя, и она подтверждает правдивость его слов спустя год после терапии. Терапевт предлагает Пенни задуматься о ее месте в бытии, так как это позволит сделать ее настоящее более комфортным и гармоничным. Терапевт подчеркивает Пенни, что человек и наша жизнь есть то, что мы из нее делаем. Таким образом, он помогает ей обретать новые смыслы в жизни.

Литература

1. Гуссерль Э.« Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии»/ Э. Гуссерль //г. Москва Издательство «Академический проект»// Серия «Философские технологии»-2021г - 123с

2. Ялом И. « Не тот ребенок»/ И. Ялом //Интернет издание https://knigogid.ru/books/145398-пе^о^геЬепок // https://knigogid.ru/books/145398-ne-tot-rebenok 3с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.