Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СЕССИИ ИРВИНА ЯЛОМА С ПОМОЩЬЮ ПРИНЦИПОВ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕДУКЦИИ'

АНАЛИЗ СЕССИИ ИРВИНА ЯЛОМА С ПОМОЩЬЮ ПРИНЦИПОВ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
234
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
принципы феноменологической редукции / эпоке / дескрипция / горизонтализации / интерпретации / трансцендентность / контрперенос / субъективная оценка / интерпретации

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Грязева А.К.

В данной статье проводится анализ рассказа Ирвина Ялома «Я никогда не думала, что это может случиться со мной» через призму принципов феноменологической редукции. Подробно разобраны все принципы на основе рассказа и приведены цитаты. Сделан вывод о важности применения данного принципа феноменологической редукции в процессе консультирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СЕССИИ ИРВИНА ЯЛОМА С ПОМОЩЬЮ ПРИНЦИПОВ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕДУКЦИИ»

переживания были совершенно различны, что психологические состояния в которых они тогда находились были разными и что они не могли помочь друг другу.«Он чувствовал одно, а Вы другое. Ваши переживании были совсем иные».Только после личной встречи с Мэтью, Тельма испытала гнев и разочарование. Она признала факт утраты иллюзии «о высших минутах ее жизни». Принцип «горизонтолизация», примененный терапевтом помог клиентке испытать новые чувства: гнев, разочарование, злость, сожаление о потраченном времении увидеть ситуацию другими глазами, тем самым почувствовать большое облегчение. Системный подход к терапевтическому процессу(привлечение мужа клиентки и ее старого друга,которого она долго не видела) тоже дал положительный эффект (расширил фокус внимания). Очень располагает то, что Ялом не ставит себя выше клиентов, не описывает себя каким-то необычайно мудрым, прибывающим в мире со своими чувствами наблюдателем. Нет, он такой же человек со своими страхами и комплексами, симпатиями и антипатиями и это все влияет на процесс психотерапии. Конечно лучше, чтоб этих чувств было как можно меньше, но они есть и их невозможно отрицать. От того, что Ирвин Ялом включил и свои переживания в эту книгу, она получилась более искренней и живой. У меня сложилось впечатление, что Ялом сам менял свою точку зрения о том, как надо проводить лечение, и еще мне показалось, что его методы основаны на том, чтоб привести логические аргументы пациенту и обращены больше к разуму чем к чувствам. Возможно, это связано с тем, что автор пытался представить сеансы более, логическими понятными, чем они были.

Ирвин Ялом один из наиболее ярких представителей экзистенциально-гуманистического направления, автор фундаментальных и обстоятельных трудов по групповой и экзистенциальной психотерапии. Но в этой книге автор выступает в качестве опытного практика, решившего поделиться с читателями наиболее интересными историями своих пациентов. Несомненный литературный дар, искренность и мужество автора, с готовностью раскрывающий перед читателем секреты «профессиональной кухни», но и свои личные просчеты и слабости, превращает каждую из рассказанных в книге новелл в захватывающее чтение не только профессионалов, но и для самого широкого читателя.

Проблемы, с которыми сталкиваются пациенты доктора Ирвина Ялома, актуальны абсолютно для всех: боль утраты, неизбежность старения и смерти, горечь отвергнутой любви, страх свободы. Процессы психотерапии очень тонко описаны писателем-психотерапевтом.

Литература

1.Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии / Пер. с нем. А. В. Михайлова. М.: Лабиринт, 1994. (Частичный перевод.)

2.Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1 [1] / Пер. с нем. А. В. Михайлова. М.: ДИК, 1999. 2-е изд.: пер с нем. А. В. Михайлова, вступ. ст. В. А. Куренного. — М.: Академический проект, 2009. — ISBN 978-5-8291-1042-0.

3.Ялом И.Д. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы Пер. с англ. А.Б. Фенько. — М.: Независимая фирма «Класс», 1997. — 288 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).

УДК 159.9

АНАЛИЗ СЕССИИ ИРВИНА ЯЛОМА С ПОМОЩЬЮ ПРИНЦИПОВ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕДУКЦИИ

Грязева А.К., магистрант МИП «Консультативная психология», Москва.

Аннотация

В данной статье проводится анализ рассказа Ирвина Ялома «Я никогда не думала, что это может случиться со мной» через призму принципов феноменологической редукции. Подробно разобраны все принципы на основе рассказа и приведены цитаты. Сделан вывод о важности применения данного принципа феноменологической редукции в процессе консультирования.

Ключевые слова: принципы феноменологической редукции, эпоке, дескрипция, горизонтализации, интерпретации, трансцендентность, контрперенос, субъективная оценка, интерпретации

ANALYSIS OF IRVIN YALOM'S SESSION USING THE PRINCIPLES OF PHENOMENOLOGICAL REDUCTION Gryazeva A.K., master's student at MIP "Counseling Psychology", Moscow

Abstract

This article analyzes Irwin Yalom's story "I never thought this could happen to me" through the prism of the principles of phenomenological reduction. All the principles based on the story are analyzed in detail and quotes are given. The conclusion is made about the importance of applying this principle of phenomenological reduction in the process of counseling

Keywords: principles of phenomenological reduction, epoke, description, horizontalization, interpretations, transcendence, countertransference, subjective evaluation, interpretations.

Применение принципов феноменологической редукции в рассказе Ирвина Ялома «Я никогда не думала, что это может случиться со мной» связано с процессом освобождения сознания от «наивного» взгляда на мир. Благодаря этим принципам, мы, читатели, видим вещи не как образы, находящиеся в сознании, а как трансцендентную нашему сознанию физическую действительность. Мы как бы выносим за скобки обсуждение реального статуса событий, повествующих в рассказе. [2, с. 73-90]

Проанализируем рассказ через призму трех принципов феноменологической редукции. Первым принципом у нас является принцип эпохе, который подразумевает воздержание от суждений в процессе феноменологической редукции. Иными словами, этот принцип означает приостановку суждений о бытии предмета вне воспринимающего его сознания. Автор в нашем рассказе встает в позицию «чистого» наблюдателя. Он наблюдает как главная героиня рассказа - старушка Эльва - злорадствует всем вокруг. В ее окружении нет никого, к кому бы она относилась снисходительно, с благочестивостью, находя хоть кого-то милым. Всем ее родственникам и друзьям она дает саркастические прозвища. Автор в Эльве находил черты его матери - «несмотря на ее озлобленность, мою неприязнь к ней и то, что она напоминала мне мать, мы преодолели эти первые сеансы. Я смог сдержать свое раздражение и немного сблизиться с ней, разрешил свой контрперенос, отделив свою мать от Эльвы, и постепенно, очень постепенно, начал испытывать к ней теплые чувства». Автор прекрасно справляется со своими чувствами по отношению к главной героине и не привносит заранее свою субъективную оценку. Позиция заинтересованного наблюдателя выводит их на новую ступень в понимании и принятии друг дуга. [1, с. 88]

Далее обнаруживаем в рассказе принцип дескрипции - чисто описание. Он подразумевает собой метод описательной феноменологии, который применяется для исследования мира без всяких рефлексивных наслоений, на основании того, что мы видим и слышим. Ирвин Ялом предлагает Эльве, прежде всего, описать не свое отношение к событиям, происходящих в ее жизни, а предоставить больше фактов, обрисовать ситуацию такой, какая она есть. Год назад у Эльвы умер муж, автор не дает эту событию никакую оценку, стараясь узнать больше фактов об их совместной жизни и о родственниках и друзьях главной героини. Задавая ей наводящие вопросы, автор выводит героиню на

длительный рассказ о некоторых фактах ее биографии - «Альберт был мастером на все руки. Он был кровельщиком, автомехаником, вообще умельцем; он мог починить все что угодно. Вдохновленный газетной или журнальной фотографией какого-нибудь предмета мебели или другой штуковины, он мог отправиться в мастерскую и сделать такую же». Здесь прослеживается феноменология трансцендентности, то есть то, что недоступно опытному познанию, выходит за пределы чувственного опыта. Именно трансцендентный аспект позволяет определить всю глубину утраты главной героини-смерти мужа Альберта. Вот этому свидетельства: «Будучи безнадежно неумелым в мастерской, я слушал с завистью и восхищением. Сорок один год жизни с таким умельцем - это действительно полный комфорт. Было нетрудно понять, почему Эльва цеплялась за ощущение, что Альберт все еще здесь, в мастерской, заботится о ней, чинит вещи. Как можно отказаться от этого? Почему она должна отказываться? Эта память, подкрепленная опытом сорока одного года, оплела Эльву коконом, укрывавшим ее от реальности - до тех пор, пока у нее не украли сумочку». Этим строчкам свидетельствует огромная рана на душе Эльвы, которую она старалась закрыть, ощущая себя «исключительной». О чем так же говорят эти строки: «Рационально Эльва знала, что Альберт умер, но продолжала вести обычную, повседневную жизнь под покровом иллюзии, которая притупляла боль и смягчала слишком резкую правду. Более сорока лет назад она заключила с жизнью контракт, происхождение и формулировка которого стерлись временем, но основа которого оставалась ясной: Альберт будет всегда заботиться об Эльве. На этой бессознательной предпосылке Эльва выстроила весь свой гипотетический мир - мир безопасности и благодушия». [1, с. 92]

И третьим принципом феноменологической редукции является принцип горизонтализации. В основе этого принципа Ирвин Ялом не занимает позицию «над» клиентом, а старается оставаться на одной горизонтали с ним. Он понял и принял ценности Эльвы и сумел встроить дальнейшую работу с ней на основе ее ценностных ориентаций. Этому свидетельствуют строки: «Я начал ценить Эльву - ее замечательное чувство юмора, ум, ее забавность. Она вела богатую, наполненную жизнь. Мы были во многом похожи. Как и я, она совершила большой скачок по социальной лестнице». [1, с. 95]

Анализируя данный рассказ через принципы феноменологической редукции, мы понимаем, что воспринимаемый нашими органами чувств окружающий мир не является таковым на самом деле. Окружающий нас мир - это лишь интерпретация нашим сознанием реальных свойств, качеств - сущности предметов или явлений. Поэтому для того, чтобы познать эту самую сущность, мы должны освободиться от всех наших интерпретаций. [2, с.329]

Литература

1. Ялом И.Д. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы. Пер. с англ. А.Б. Фенько. - М.: Независимая фирма «Класс», 1997. - 288 с.

2. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. - М.: Академический проект, 2009. - 486 с.

УДК: 159.964.21

АНАЛИЗ РАБОТЫ ТЕРАПЕВТА В ПРОИЗВЕДЕНИИ И. ЯЛОМА «Я ВЫЗОВУ ПОЛИЦИЮ!»

Иванченко А.Н., магистрант МИП, «Консультативная психология» Аннотация. В данной статье проводится анализ рассказа Ирвина Ялома «Я вызову

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.