Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕДУКЦИИ В СУПЕРВИЗИИ'

ПРИНЦИПЫ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕДУКЦИИ В СУПЕРВИЗИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
145
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
феноменологическая редукция6 эпохе / дескрипция / горизонтолизация / экзистенциально-гуманистический подход

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Попова Татьяна Анатольевна

В статье описаны три принцира феноменологической редукции в процессе супервизии. Рассмотрено применение в супервизии. Представлено описание процессов супервизии в экзистенциально-гуманистичесокм подходе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕДУКЦИИ В СУПЕРВИЗИИ»

выбор в пользу карьеры хирурга так или иначе был связан с тем, что во время холокоста он пережил несколько страшных эпизодов (а именно, такие моменты происходили каждый день на протяжении долгого времени, как утверждал сам Боб). Эти ужасающие события (например повествование о его друге Миклоше) он так или иначе привязывал к себе виной за то, что не мог повлиять на обстоятельства или как то спасти своих друзей и людей, которые были ему небезразличны. Пройдя этот страшный путь Холокоста в Венгрии, он принял решение стать кардиохирургом, как некий вызов самому себе и некий акт «отмаливания грехов» за то, что не смог повлиять на те жизни, которых не удалось спасти. Ведь держать в руках скальпель - значит иметь возможность держать под контролем ситуацию. Но того самого «скальпеля» у Боба во время холокоста не было. Было лишь отчаянное желание спасти себя и всех, кто так или иначе переживал эти трагические события, от которых в жилах стынет кровь.

Почему же рассказ называется «Я вызову полицию?». Потому что именно эта фраза ни раз спасала Бобу жизнь - в аэропорту после последней поездки (где были случаи похищения людей, и его смелость вызвать полицию сыграла ему на руку) и в холокосте, когда эта фраза буквально вытащила его из под конвоя нацистов, когда враждебно настроенный против немецких оккупантов венгерский полицейский вызволил Боба под предлогом самостоятельно разобраться с ним и его принадлежности к евреям (наш главный герой тогда подрабатывал по нелегальным документам на заводе). И к счастью, тот полицейский его отпустил, поверив на слово, что нереальным образом, словно по волшебству сохранило жизнь Бобу. Мне бы хотелось бы тут провести аналогию с тем, что эта фраза «я вызову полицию!» для Боба является неким скальпелем для самого себя, если рассматривать скальпель не условно как средство для достижения цели, а как некий спасительный инструмент, который необходимо использовать в каких-то критических ситуациях.

Рассказ заканчивается красочным описанием сна Боба для самого Ирвина, связанный с операционной и невозможностью спасти пациента, потому что не было ничего нужного под рукой (стоит тут так же отметить, что человек на столе операционной был в робе - точно такой же, которую одевали всем евреям во время холокоста). Боба сильно тревожили подобные сны, и он просил Ирвина помочь ему с этим. На что Ирвин, очень грамотно, логично и с заботой объяснил Бобу природу его собственных снов: «Именно, ты не мог спасти его. У тебя не было никаких средств в операционной, чтобы спасти его. И у тебя не было никаких средств, когда ты был пятнадцатилетним перепуганным мальчишкой, который в тот день и сам едва спасся. Думаю, в этом и состоит главный момент этого сна. Ты не мог поступить иначе. И все же каждую ночь ты судишь себя, и считаешь себя виновным, и проводишь всю жизнь в искуплении. После многолетних наблюдений за тобой, Роберт Бергер, вынесен вердикт. Объявляю тебя невиновным!» [2, с.379-380] «Объявляю тебя невиновным!» - как часто нам необходимо услышать лишь эту фразу от других, не так ли?..

Литература

1. Ялом И. Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти Рассказ «Я вызову полицию», М., ЭКСМО, 2021

УДК 159.9

ПРИНЦИПЫ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕДУКЦИИ В СУПЕРВИЗИИ

Попова Татьяна Анатольевна (Москва, Россия) - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии Федерального Государственного Научного Учреждения «Психологический

институт Российской академии образования», доцент кафедры психотерапии и психологического консультирования Московского Института Психоанализа. ORCID 00000001-8772-8990

125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, строение 4, e-mail elenia2@yandex.ru

Аннотация

В статье описаны три принцира феноменологической редукции в процессе супервизии. Рассмотрено применение в супервизии. Представлено описание процессов супервизии в экзистенциально-гуманистичесокм подходе.

Ключевые слова: феноменологическая редукция6 эпохе, дескрипция, горизонтолизация, экзистенциально-гуманистический подход

PRINCIPLES OF PHENOMENOLOGICAL REDUCTION IN SUPERVISION

Popova Tatyana Anatolyevna (Moscow, Russia) - Candidate of Psychological Sciences, Senior Researcher at the Laboratory of Counseling Psychology and Psychotherapy of PI RAE, Associate Professor of the Department of Psychotherapy and Psychological Counseling of the Moscow Institute of Psychoanalysis. ORCID 0000-0001-8772-8990

125009, Moscow, st. Mokhovaya, 9, building 4, e-mail elenia2@yandex.ru

Abstract The article describes three principles of phenomenological reduction in the process of supervision. Application in supervision is considered. The description of supervision processes in the existential-humanistic approach is presented.

Keywords: phenomenological reduction in the epoch, description, horizontalization, existential-humanistic approach

Супервизия в настоящее время является не только актуальным инструментом для работы в психотерпевтической практике и в психологичесокм консультировании, но востребованным вариантом для практикующих специалистов. Основная суть супервизии состоит в том, что имеет важную миссию - помощь при заруднениях в профессиональной сфере специалистов помогающих профессий и повышение уровня профессиональной квалификации. Мнение, получившее широкое распространение, что супервизия - это лечение лечения, но не специалиста (2). Поле супервизионных услуг включает в себя разные варианты - это работа в определенном подходе, в котором выработаны собственные правила, принципы и технологии или вариант полимодальной супервизии, при которой. несомненно есть как положительные стороны, так и некоторые трудности. Если все участники групповой супервизии являются специалистами, практикующими в одном подходе, то нет необходимости даже в расшифровке термина: все понимают и суть процесса, и термины, и определения. В случае полимодальной или интегрированной модели супервизии специалисты могут быть из разных подходов и модальностей, поэтому термин может вызвать затруднение, не говоря уже о технологической стороне. Но тем не менее, преимуществ, как нам кажется, больше. Участники делятся своими знаниями и опытом, проявляется больше лояльности и понимания, в опыте у каждого появляется вызов - супервизант может быть совсем из другого поля, но умение находить общие моменты, вырабатывать стратегию работы с клиентом, несомненно, обогащают опыт работы. В экзистенциальном подходе существует также варианты групповой и индивидуальной супервизии. Одним из современных направлений представлено в книге «Основы супервизии в экзистенциально-гуманистической терапии» Оры Т.Краг и Кирка Дж. Шнайдера. В работе подробно описаны варианты, по которым может развиваться обучение. Приведены важные принципы и примеры работ, а также анкеты, которые помогают ориентироваться при создании групп супервизии и обучающих программ. Было бы правильным, если бы принципы, приведенные как некоторая основа работы экзистенциального психолога - работа с применением

феноменологической редукции была бы основой и в супервизии. Итак, феноменологическое означает «беспредпосылочное описание», пришедшее к нам из философского направления учения о феноменах. Беспредпосылочное описание, которое описывает сознание познающего субъекта и редукция - упрощение, которое не упрощает, а скорее помогает очистить и достигнуть самой сути. Теперь имеет смысл рассмотреть «Эпохэ» - принцип воздержания от суждений. Как это может выглядеть в супервизии? Супервизор воздерживается от каких-либо суждений, сначала погружаясь в процесс супервизии, внимательно слушая и наблюдая, стараясь не занимать позицию к миру, к клиенту, к супервизанту, а пытаясь вникнуть в самую суть. Увидеть клиента глазами супервизанта -эпохэ помогает здесь как нельзя лучше, супервизор сворачивает собственные гипотезы, ожидания, предубеждения, предположения. Если отказаться от иллюзий, то достичь полного эпохэ вряд ли кому удается, но ключевым моментом является сам принцип и ориентация на него, супервизор может отследить свои паттерны, свои привязанности к определенным концепциям, отрефлексировать процесс и/или обратиться за супервизией супервизии. Дескрипция - метод описания того, что непосредственно влияет на органы наших чувств, т.е. уход от «надумывания», приписывания, это вариант увидеть без наслоений ядро процесса. В супервизии дискрипция крайне важна на всех этапах, поскольку позволяет уйти от оценочности. В супервизии оценка осуществляется только по просьбе супервизирующегося, поэтому дискрипция крайне полезный принцип, помогающий избежать оценочности. Дескрипция - это описание феноменов, в фокусе этого описания данность, собственно, само явление, такой взгляд помогает уйти от ненужного, сфокусировавшись на важном. Третий принцип - горизонтолизация. Выстраивание в горизонтальную линию всех событий и явлений, не отдавая предпочтение ничему и никому. Для того, чтобы увидеть тот самый горизонт, чтобы ничего не загораживало перспективу. Отказ от какой-либо иерархии, от моментальной концептуализации, от зацикливания на каких-то проблеме или факте. Горизонтолизация позволяет отказаться от главенствующего смысла, наделяя все, что рассказывает клиент, а затем супервизант - смыслом - каждый элемент должен обладать смылом. Все факты заслуживают внимания и равноценны. Данная позиция помогает разглядеть важные детали, сложить картину в целостность, не разбивая на главный и второстепенные планы.

В заключении стоит отметить, что супервизия в экзистенциально-гуманистиеской терапии имеет особенности - на первом месте стоит присутствие. То, самое важное и в консультировании этого подхода - присутствие терапевта с клиентом, тот глубокий уровень погруженности в мир другого. Такое же присутствие должно отличать супервизора. Авторы книги «Основы супервизии в экзистенциально-гуманистичесой терапии» пишут о том, что акцент ставится на присутствии потому что в терапии и в супервизии не только клиенты и супервизанты, а и их Жизни, «их желание жить и осознавать смерть, их стремление к связям и страх отвержения, их желание изменений и страх неизвестного» (1, с.42)

Литература

1. Краг, Ора Т., Шнайдер Кирк Дж. Основы супервизии в экзистенциально-гуманистической терапии. М., Институт общегуманитарных исследований (ИОИ), 2018, 224 с.

2. Кулаков С. А. Супервизия в психотерапии. Учебное пособие для супервизоров и психотерапевтов. СПб., 2004, 71 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.