Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РАБОТЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ МАГАЗИНА "УДАЧА" С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕОРИИ ОДНОКАНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ С ОГРАНИЧЕННОЙ ДЛИНОЙ ОЧЕРЕДИ'

АНАЛИЗ РАБОТЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ МАГАЗИНА "УДАЧА" С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕОРИИ ОДНОКАНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ С ОГРАНИЧЕННОЙ ДЛИНОЙ ОЧЕРЕДИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / ВЕРОЯТНОСТЬ / ОДНОКАНАЛЬНАЯ СИСТЕМА МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дулина Я.Р.

В статье анализируется работа кассира продуктового магазина «Удача» в городе Нерюнгри. Рассматриваются показатели эффективности на основе полученных из расчетов значений вероятностей. Применяется теория из области «Теории вероятности» и «Теории массового обслуживания». В данной статье рассматривается тема одноканальной системы массового обслуживания.The article analyzes the work of a grocery store cashier "Luck" in the city of Neryungri. We consider the performance indicators on the basis of the calculation of probabilities. It applies the theory from the field of "Theory of probability" and "queuing theory". This article discusses the topic of single-channel queuing system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РАБОТЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ МАГАЗИНА "УДАЧА" С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕОРИИ ОДНОКАНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ С ОГРАНИЧЕННОЙ ДЛИНОЙ ОЧЕРЕДИ»

заведениям следует проводить мониторинг рынка труда, следить за спросом и предложением специалистов, а работодателям необходимо сигнализировать о потребностях в кадрах.

Использованные источники:

1. Н.М. Ракутина «Стратегическое партнерство в региональном малом бизнесе» [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content/128867578325689541/Default.aspx;

2. Электронный словарь Академик [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http: //dic.academic.ru/dic. nsf/ruwiki/239274;

3. Батурина, О.А. Российская практика оценки эффективности взаимодействия бизнеса и власти в форме государственно-частного партнерства [Текст] / О.А. Батурина, Н.Н. Масюк, Ю.В. Мокшина // Наука и бизнес: пути развития. - 2013. - №12 (30). - С. 67-70.

УДК 519.23

Дулина Я.Р. студент бакалавра 4 курс факультет «Прикладная математика и информатика»

Самохина В.М. научный руководитель Технический институт (филиала) Северо-Восточный Федеральный Университет

Россия, г. Нерюнгри АНАЛИЗ РАБОТЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ МАГАЗИНА «УДАЧА» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕОРИИ ОДНОКАНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ С ОГРАНИЧЕННОЙ ДЛИНОЙ

ОЧЕРЕДИ

В статье анализируется работа кассира продуктового магазина «Удача» в городе Нерюнгри. Рассматриваются показатели эффективности на основе полученных из расчетов значений вероятностей. Применяется теория из области «Теории вероятности» и «Теории массового обслуживания». В данной статье рассматривается тема одноканальной системы массового обслуживания.

Ключевые слова: Теория массового обслуживания; Эффективность работы системы массового обслуживания; Вероятность; Одноканальная система массового обслуживания.

The article analyzes the work of a grocery store cashier "Luck" in the city of Neryungri. We consider the performance indicators on the basis of the calculation of probabilities. It applies the theory from the field of "Theory of probability" and "queuing theory". This article discusses the topic of single-channel queuing system.

Keywords: queuing theory; The effectiveness of the queuing system; Probability; Single-channel queuing system.

В повседневной жизни система массового обслуживания встречается всюду. Ежедневно мы стоим в очереди, ожидаем отклика от одного из менее

нагруженных серверов или принтеров. Однако в каждой системе может быть вероятность отклика или его отказа и время его ожидания.

Рассмотрим работу данной системы на примере работы обслуживания кассира магазина. Магазин посещают в среднем 65 клиентов в час. Имеющийся одни кассир обслуживает в среднем два человека за минуту. Очередь на территории магазина ограничена 7 клиентами. Оценим работу магазина эффективности системы массового обслуживания.

Из условия мы имеем: X =65 час-1 = 1,17 мин-1, ^ =2 мин-1, р = X/ ^ = 0,585, т = 7. По формулам находим финальную вероятность состояний и вероятность отказа в обслуживании заявки:

1-р 1-0,585

Ро= 1-^2= 1 - (0,585)9 - 0,421 ротк = • Ро = (0,585)8 • 0.421 - 0.0058 Исходя из полученных значений, получаем, что 0,58% покупателей получают отказ в обслуживании магазина, что допустимо мало.

Найдем среднее число людей, которые находятся в очереди по формуле:

^оч = Р2 Та Ро

1 - рт • (т • (1 - р) + 1)

(1-Р)2

0 1 - 0,5857 • (7^(1 - 0,585)+ 1) Ьоч = 0,5852 --(! _ 0,585)2-- 0,421 - 0,76

Среднее время нахождения в очереди находим по формуле:

и

оч

¿оч = — мин

£оч = 1л п мин —= 0,65 мин

0,76 1,17

Среднее пребывание в очереди незначительное.

Увеличим очередь в магазине до десяти человек и по формулам найдем финальную вероятность состояний и вероятность отказа в обслуживании заявки:

1-0,585 ^о= 1 - (0,585)12 - °,418 Ротк = (0,585)11 • 0.418 - 0.0011 Увеличение очереди до десяти не приводит к значительному уменьшению отказов в обслуживании покупателей. Из этого можем сделать вывод, что необходимо либо увеличить в магазине число очереди, либо посадить еще одного кассира или уменьшить время пребывания в очереди.

Использованные источники:

1. Е.С. Вентцель «Исследование операций» Москва, «Советское радио» 1972

2. В.А.Павский «Теория массового обслуживания», Кемерово 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.