Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДЕПРЕССИИ У ПЕНСИОНЕРОВ'

АНАЛИЗ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДЕПРЕССИИ У ПЕНСИОНЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
88
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ / БИХЕВИОРАЛЬНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ / ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ / КОГНИТИВНО-БИХЕВИОРАЛНАЯ ТЕРАПИЯ / КЛУБНАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коваленко В.И.

В статье рассматриваются вопросы существования методов коррекции состояния депрессии пенсионеров. Описываются упражнения и формы работы для развития эмоциональной сферы и минимизации проявлений депрессивных симптомов у людей пожилого возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДЕПРЕССИИ У ПЕНСИОНЕРОВ»

П

С И Х О Л О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

УДК 159.9

В.И. Коваленко

АНАЛИЗ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДЕПРЕССИИ

У ПЕНСИОНЕРОВ

В статье рассматриваются вопросы существования методов коррекции состояния депрессии пенсионеров. Описываются упражнения и формы работы для развития эмоциональной сферы и минимизации проявлений депрессивных симптомов у людей пожилого возраста.

Ключевые слова: геронтопсихология, бихевиоральная психокоррекция, интерперсональная психокоррекция, когнитивно-бихевиоралная терапия, клубная работа, социально-психологический тренинг, музыкальная терапия.

Работа по оптимизации и преодолению депрессии пенсионеров не должна носить узкий характер, она должна быть ориентирована на развитие личности и повышение эффективности деятельности пенсионеров, но направлена при этом на те факторы среды и характеристики развития, которые в данном возрасте могут послужить прямой или косвенной причиной проявления депрессивных состояний.

В геронтопсихологии существует несколько методов коррекции состояния депрессии, которые прекрасно себя зарекомендовали для работы с лицами пенсионного возраста. К этим методам относится:

1. Метод бихевиоральной психокоррекции. Этот метод предназначается для работы с различными категориями населения, но впоследствии был адаптирован с учетом людей пенсионного возраста. В основе этого метода лежит следующее утверждение: основной предпосылкой для формирования депрес-

© Коваленко В.И., 2018.

Научный руководитель: Захарова Анна Александровна - кандидат педагогических наук, доцент, Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, Россия.

Вестник магистратуры. 2018. № 2-2(77)

ISSN 2223-4047

сивного состояния является низкая степень позитивного подкрепления поведения. Процесс психокоррекции начинается с объяснения принципов и рациональности подходов: психолог объясняет клиенту, что его настроение связано с его каждодневной активностью. Вовлечение в те виды деятельности, которые являются наиболее приятными поощряемыми, способствуют улучшению настроения, и, напротив, снижение частоты таких актов приводит к ухудшению эмоционального состояния, а пассивность, бездеятельность являются прямой причиной депрессивного состояния. Ключевым моментом процедуры психокоррекции, в данном случае является установление таких эмпатических отношений с клиентом, которые порождают желание клиента что-либо сделать, хотя бы ради сохранения этих отношений.

В ходе психокоррекции депрессии пенсионер развивает навыки совладания с трудностями жизни, меняет свои социальные установки, становится более уверенным в себе и своих силах, активным, достигает наиболее высокого уровня адаптивного поведения применительно к условиям своей жизни. Согласно этому подходу пожилые люди и пенсионеры получают такой образ жизни, который в психологии называется «успешным старением». Основной принцип поведенческой психокоррекции в психотерапии пенсионеров заключается в том, что человек получает способность что-либо менять в своем поведении, и именно это придает ему уверенность в себе самом и в завтрашнем дне [2].

2. Метод интерперсональной психокоррекции, в рамках которого в качестве основной причины возникновения депрессивных переживаний рассматриваются проблемы межличностных отношений человека. В развитии этого состояния критическими являются следующие четыре фактора: горе, вызванное потерей любимого человека, смена социальной роли, дефицит общения, межличностные конфликты. Ключевым моментом этого метода являются установление характера взаимоотношений, которые складываются у человека с его ближайшим окружением. Цель этого метода психокоррекции заключается в улучшении его взаимоотношений с окружающими.

3. Метод когнитивно-бихевиоральной терапии. Этот методы базируется на внутренней переработке информации пенсионером. Во главу угла ставится именно процесс осознания человеком его проблем. Основной акцент делается на выделении специфических ошибок мышления, которые приводят человека к неверным заключениям и, как следствие, к депрессивному состоянию.

4. Клубная работа. Это один из методов социально-психологической помощи пенсионерам и пожилым людям.

Клубы - это своеобразное объединение людей, которые имеют одинаковые социальное положение, политические или религиозные взгляды. Сначала клубы были рассчитаны исключительно на мужчин, но вскоре появились такие клубы и для женщин, юношей и девушек. Выделяют различные формы клубной работы:

• Индивидуальные. Беседы в устном или письменном формате, консультации.

• Групповые. Лекции, тренинги, встречи.

• Массовые. Праздники, семинары,

В некоторых социальных службах насчитывается несколько таких клубов: «Любители романсов», «Просвещение», «Любители животных» и др. Задача таких клубов — удовлетворить различные духовные потребности его участников.

Территорию около и вокруг клуба садоводы могут использовать для того, чтобы показать свои способности. На самочувствие пенсионеров клуба может оказать положительное влияние и дизайн помещения клуба.

По результатам исследований предполагается, что оптимальное количество членов клуба — 40— 50 человек. Некоторые клубы выдают членские билеты и собирают членские взносы.

Клуб для пенсионеров может стать центром, в котором решаются различные вопросы, касающиеся пенсионеров [1].

Программа занятий разработана и приспособлена к потребностям стареющих людей. Наиболее популярные формы занятий — просветительские лекции, встречи с интересными людьми, коллективное чтение книг и журналов, работа различных кружков (театральные, вокальные, рукоделия, кулинарные и тому подобное). Большое внимание уделяется туризму, организации экскурсий.

В некоторых клубах создаются отделения социальной помощи, задача которой — выявление причин бедного положения отдельных членов клуба. В работу клуба входит опека над тяжелобольными и одинокими пенсионерами, организуются консультации в специализированных учреждениях.

Абсолютно точно клубы пенсионеров и пожилых людей могут стать эффективным методом создания групп самопомощи. Вовлечение пенсионеров в деятельность клуба, которая осуществляется под воздействием работника клуба, в том числе специалиста по социальной работе, может, однозначно, стать толчком для оздоровительного эффекта, поскольку в процессе общения с другими людьми восстанавливаются навыки и интерес, формируется определенная социальная среда, меняются личностные установки, развивается более позитивное восприятие себя и окружающих.

Но далеко не каждый пенсионер хочет стать членом клуба, а некоторые их них физически не в состоянии прийти в клуб.

Исключительное значение в повышении эффективности работы с пенсионерами имеет самообразование, самопознание социального работника.

Специалисты по социальной работе должен учитывать, что психика пенсионеров зачастую неустойчива и им свойственна раздражительность. Работая с такими клиентами, необходимо ощущать уверенность в себе. При появлении желания сорвать свой гнев на клиенте желательно расслабить плечи и сделать три глубоких медленных вдоха и выдоха, сфокусировав внимание на счете; можно попробовать воспринимать клиента как маленького ребенка, требующего внимания.

5. Социально - психологический тренинг. Занятия в тренинговой группе опираются на индивидуальную работу каждого участника и аутогенную тренировку, которая проводится под медитационную музыку. Аутогенная тренировка применяется для телесного расслабления, уменьшения ситуационной тревожности и напряжения.

В работе с пенсионерами по развитию эмоциональной сферы и минимизации проявлений депрессивных симптомов можно использовать следующие упражнения и формы работы:

1. Упражнения по овладению собственным состоянием - саморегуляция состояний (это особая активность пенсионера, направленная на изменение сложившегося положения (критической ситуации), которое расценивается пенсионером как негативное, неприятное, трудное). Преодоление этого негативного состояния (тревоги, страха) осуществляется через отвлечение от этого состояния или изменения его.

2. Упражнения, направленные на оказание помощи по овладению собственным эмоциональным состоянием. Эта система упражнений проводится специалистом - психологом. Наиболее эффективны для пенсионеров групповые формы работы. В психотерапевтических группах цели обычно связаны с ростом самосознания и самоисследованием участников для коррекции или предупреждения серьезных эмоциональных нарушений на основе психологических и поведенческих изменений.

3. Музыкальная терапия. Лечебное воздействие через восприятие музыки. Основные формы музы-котерапии: рецептивная, активная, интегративная, функциональная.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что после оказания психосоциальной помощи пенсионеры получают:

1. Новое позитивное мышление;

2. Умение осознанно видеть и предвидеть те или иные ситуации в своей жизни.

При последовательной работе пенсионеры получают, те результаты, на которые была направлена все работа.

Библиографический список

1.Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - м.: инфра-м, 2001. - 400 с.

2.Сухов А.Н. Основы психосоциальной работы с населением. «Учебное пособие»: Флинта; Москва; 2013.

272 с.

КОВАЛЕНКО ВАЛЕРИЯ ИГОРЕВНА - магистрант, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.