Научная статья на тему 'ПСИХОТЕРАПИЯ ДЕПРЕССИИ У ПОЖИЛЫХ ПАЦИЕНТОВ С КОГНИТИВНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ'

ПСИХОТЕРАПИЯ ДЕПРЕССИИ У ПОЖИЛЫХ ПАЦИЕНТОВ С КОГНИТИВНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
178
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕПРЕССИЯ / ПСИХОТЕРАПИЯ / КОГНИТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ / ПОЖИЛЫЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Малкина Наталья Алексеевна, Шешенин Владимир Сергеевич, Жулина И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОТЕРАПИЯ ДЕПРЕССИИ У ПОЖИЛЫХ ПАЦИЕНТОВ С КОГНИТИВНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

2013, Фирсова Л. Д., 2013, Данилов Д. С., 2014 и др.). [1, 2, 3]

Комплаенс необходимо рассматривать как сложный динамический клинико-психологический феномен, включающий в себя эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты (Шес-топалова Л. Ф., Лесная Н. Н., 2011). [3]

В медицинской практике комплаенс оценивают несколькими путями. Первый, - это определение уровня препарата в биологических жидкостях, учет неизрасходованных больным лекарств и т. п. Второй, - беседа пациентом или его родственниками на предмет соблюдения медицинских рекомендаций. Однако, данный подход позволяет лишь достаточно субъективно констатировать наличие или отсутствие факта терапевтического согласия, но не позволяет отразить целостную картину комл-пенса пациента и объективно оценить его уровень, а следовательно и корректировать нарушения комлаенса. (Данилов Д. С., 2014)[2]

На данный момент большую теоретическую и практическую актуальность представляет поиск инструментов для оценки уровня комплаенса и определения факторов определяющих комплаенс при различных психических и соматических заболеваниях. Полноценное комплаенсное поведение можно сформировать только при учете всего ансамбля факторов, влияющих на формирование терапевтического сотрудничества. Следовательно, необходимо не только и не столько оценивать актуальныйкомплаенс и разработать методы объективной комплексной оценки комлпаенса, но и определить психологические предикты (маркеры) комплаентного поведения пациента.

На сегодняшний день отсутствует целостная

теоретико-методологическая модель понимания комплаенса как психологического феномена личности в ситуации соматического хронического заболевания. Остаются неразработанными и недостаточно теоретически необоснованными психодиагностические критерии.

В этой связи представляет интерес разработка системного подхода к пониманию комплаенса как психологического феномена, позволяющего, по мимо прочего, определить психологические предикты комплаенсного поведения пациентов при хроническом заболевании, что позволяет концептуализировать систему межотраслевой профилактики нонкомплаенса и направлений психологической коррекции нонкомлаенсного поведения при хроническом заболевании, требующих длительных лечебно-реабилитационных мероприятий.

литература

1. Вольская Е. А. Пациентский комплаенс. Обзор тенденций в исследованиях. //Ремедиум. - 2013. - №11. - С. 6-15.

2. Данилов Д. С. Терапевтическое сотрудничество (комплаенс): содержание понятия, механизмы формирования и методы оптимизации. //Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. . - 2014. - №2. - С. 4-12. Шестопалова Л. Ф., Лесная Н. Н. особенности комплаенса больных с алкогольной зависимостью и система его психокоррекции //Международный медицинский журнал. - 2011. - №3. - С. 6-12.

сведения об авторе:

лада ивановна ложкина - канд. психол. наук, Северный государственный медицинский университет, г.Архангельск, E-mail: ladal1@ya.ru

психотерапия депрессии у пожилых пациентов с когнитивными нарушениями

Малкина Н. А., Шешенин В. С., Жулина

нцпз РАМН, г. Москва

Psychotherapy of depression in old patients with cognitive desorders

Malkina N. A., Sheshenin V. S., Julina Scientific center of mental heals

Когнитивдик бузулуулар менен болгон улгайган пациенттердеги депрессиянын психотерапиясы

Малкина Н. А., Шешенин В. С., Жулина

Депрессия в пожилом возрасте, которая может быть как реактивной, вследствие потери близких, сопутствующих болезней, инвалидизации, изменения социального статуса и. т. д., а также истинной, зачастую сопровождается когнитивными нарушениями или усугубляет имеющиеся когнитивные нарушения. В этом случае, принято говорить о псевдодеменции. Проявления депрессии и когнитивных затруднений поначалу сами

больные, их родственники и врачи общей практики зачастую принимают за признаки «старости», что обуславливает позднюю обращаемость больных к специалистам.

Накопленный научный и практический опыт показывает, что когнитивные нарушения (КН) не являются следствием возраста. В прошлом, основное внимание геронтологов было сосредоточено на изучении и лечении деменций. В последние

годы, благодаря развитию современных методов нейровизуализации, возможности исследования нейромаркеров и разработке сложных нейропси-хологических тестов, интерес все более фокусируется на проблеме «недементных когнитивных нарушений». Этот термин начал использоваться вместо термина "додементные когнитивные расстройства", что отражает позицию когнитивной психоневрологии, что не каждое когнитивное снижение приводит к деменции. Распространенность только умеренных когнитивных расстройств (термин УКР, англ. - mild cognitive impairment, MCI, R. Petersen) среди пожилых лиц, по данным попу-ляционного исследования («ПРОМЕТЕЙ», 2005), достигает 12-17%. Это означает, что предположительно УКР в РФ должны страдать более 18 млн человек. Риск прогрессирования УКР в дементные выше среднестатистического.

Своевременная коррекция когнитивных расстройств имеет важную научную и практическую значимость.

целью настоящей работы стало исследование возможностей психотерапии аффективных и когнитивных нарушений у больных пожилого возраста.

материалы и методы

В условиях геронтопсихиатрического отделения проводилась комплексная психотерапия пациентам с различными формами депрессий (тревожных, апато-адинамических, анэргических и др. ), ассоциированных с когнитивным снижением.

По результатам нейропсихологического обследования когнитивные расстройства были выявлены у 75% поступающих больных с депрессиями в возрасте от 52 до 78 лет.

Все исследуемые больные (62 пациента) получали комплексное клинико-психиатрическое лечение, включающее антидепрессивную, анк-сиолитическую, нормотимическую, седативную, и нейропротекторную терапию. Из их числа, 38 пациентам, дополнительно был проведен курс мультимодальной психотерапии, состоящей из 15-20 сессий.

Для оценки тяжести депрессии и динамики аффективных расстройств использовалась «Госпитальная шкала оценки депрессии и тревоги HARDS».

Для оценки когнитивных нарушений, наряду со скрининговой краткой шкалой исследования психического статуса - MMSE (англ. Mini-Mental State Examination) и тестом рисования часов, использовался тест запоминания 5-10 слов. Оценка внимания (концентрация, устойчивость и переключаемость) проводилась по таблицам Шульте. Кроме того, 13 пациентам было поведено углубленное нейропсихологическое обследование на мышление, восприятие, внимание и организационно-деятельностную сферу (тесты «Домино», «Кольца Ландольта», ) В начале и в конце каждой психотерапевтической сессии применялась десятибалльная шкала самоооценки

основных проявлений депрессии (тоски, тревоги, апатии, напряжения и общего самочувствия), что позволяло регулярно отслеживать эффективность психотерапевтического процесса.

описание психотерапевтического процесса

В нашей практике мы использовали мультимо-дальный подход, который сочетает психотерапевтические приемы разных психотерапевтических модальностей, поскольку ни один из существующих психотерапевтических методов не имеет преимущества перед другими. Следует подчеркнуть, что психотерапия - это не набор техник, а глубоко продуманный, органично их сочетающий, рационально обоснованный и порой, ситуативно- обусловленный, клинически выстроенный, гуманистический процесс лечения, ресурсирования, коррекции, адаптации и реабилитации пациентов.

Клиническая психотерапия строится на комплексной оценке психического состояния и тщательном анализе предъявляемых пациентом, жалоб. Тревога, отчаяние, безнадежность, апатия, отсутствие интереса к жизни, снижение познавательного потенциала, неспособность принимать решения пр., приводит к растерянности больного, потере значимых смыслов, ощущению одиночества. Эти дезадаптирующие симптомы, психологические образования и конфликты и являются мишенями для клинической психотерапии в отличие от психотерапевтического консультирования, в котором психотерапевт отталкивается не от жалоб и оценки клинического статуса, а от запроса клиента.

В клинической психотерапии специалисту целесообразно занять акцентированную врачебную позицию, презентуя себя больному как врач, психиатр, психотерапевт. Это настраивает пациента на процесс лечения, а не просто на разговоры. К тому же, у старшего поколения остается пиетет к специальности врача, что также облегчает работу с феноменом неосознаваемого «сопротивления». Доверительные психотерапевтические беседы с активным слушанием, правильно сформулированными, направляющими вопросами, предоставляя возможность больному выговориться, позволяют ему диссоциироваться от аффекта и продуктивны в преодолении экзистенциальной пустоты, чувства одиночества, ненужности и безнадежности. Важно донести до сознания пациента, что психотерапия, такой же метод лечения, как и фармакотерапия, она предполагает обучение, сотрудничество с врачом и возможность определенных вмешательств (интервенций) при работе с болезненными переживаниями. Несмотря на предварительное ознакомление с историей болезни, анамнезом больного, психотерапевту предстоит реконструировать «личностную историю» больного, чтобы установить причинно-следственные связи событий в прошлом с актуальным состоянием и очертить мишени и стратегии психотерапии, которые определяются также, культуральными, социальными, возрастными, гендерными, и др. факторами.

Учитывая, негативизм, порой амбивалентность наших больных, проявляющуюся в разнонаправленных тенденциях, (с одной стороны поиску и ожиданию помощи, с другой стороны, иррациональной установки безнадёжности, «. . . мне уже ничего не может помочь»), оптимальной является тактика поддерживающей психотерапии. Для облегчения тягостного переживания одиночества и покинутости, если это уместно и позволяют границы, можно использовать элементы телесной поддержки (взять за руки, погладить по руке, положить руку на плечо и пр.)

Психотерапия предполагает исследование и актуализацию внутренних ресурсов пациента, что позволяет снизить интенсивность аффекта. Само слово «ресурс» означает re-source, то есть — возвращение к источнику. Наш опыт показывает, что эриксоновская модель терапии является универсальной для эффективного ресурсирования самых разных пациентов, что иллюстрируется основными положениями эриксоновского метода:

- бессознательная часть психики пациента готова искать пути к здоровью;

- бессознательное пациента обладает всеми необходимыми ресурсами для исцеления;

- эриксоновский подход позволяет получить доступ к ресурсам пациента.

В то время, как сознание пожилого пациента с депрессией «захлестнуто» негативными, иррациональными переживаниями, психотерапевтическая апелляция к бессознательному пациента, оказывается теоретически оправданной и практически эффективной.

Деликатное ведение, гибкие, адаптивные стратегии, недирективное наведение транса, позволяет обойти сопротивление пациента и получить доступ к его ресурсам.

Актуализация личностных ресурсов через смоделированную фабулу в гипнотическом трансе дает пациенту опыт позитивного переживания психотерапевтического процесса. Нейтральная соцерцательная фабула, вызывает глубокую релаксацию, что позволяет снизить уровень тревоги и напряжения. Мы используем тематические трансы - «Цветущая сакура», «Долина желаний», «Водопад жизни», «Медитация на закате», «Встреча с внутренним целителем» и др. На первых этапах предлагается диссоциированно наблюдать за собой в контексте фабулы транса - «Вы видите, как вы идете по прекрасной долине, где цветет.... », то есть позиция «наблюдателя за созерцателем». В последующем, пациент уже ассоциированно переживает фабулу транса - «Представьте, что вы идете по долине гейзеров.». Двигательная активность внутри транса (потанцуйте, подвигайтесь под музыку, которая ассоциируется у вас с эмоцией спокойствия, радости, легкости, или печали, гнева и. т. д. ), открывает возможности ресурсной динамизации пациента, что важно при анэргических и адинамических депрессиях. Транс Жана Бекьо

«Путешествие в приятное воспоминание» позволяет получить доступ к ресурсам прошлого, при этом у каждого свой источник - у одних - детство, других - первая любовь или рождение детей, для многих - профессиональные достижения. Для самостоятельной работы мы обучаем пациентов трансу «Ваза ресурсов». Эта символическая работа позволяет больному наполняться спокойствием, уверенностью, здоровьем, радостью, энергией и. т. д. Ресурс спокойствия нейтрализует страх и тревогу, наполняясь энергией пациент становится бодрее и активнее. Реализуется один из основных тезисов психотерапии, который больные хорошо усваивают: то, что мы переживаем в своем воображении на подсознательном уровне, имеет реальное воплощение в нашей жизни. Работа с терапевтической метафорой в эриксоновской гипнотерапии купирует депрессивную симптоматику, формирует новый паттерн настроения, что позволяет пожилым пациентам преодолеть чувство одиночества, и ненужности, возвращает им чувство близости к родным и близким. Большинство пациентов чувствуют значительное улучшение состояния после гипнотического транса, - редуцируется тревога и напряжение, уменьшаются негативные ожидания улучшается настроение, возникает чувство легкости и полноценного отдыха. Присоединение гипноза в значительной степени усиливает компонент лечения.

Наряду с эриксоновским методом, мы также используем гипносуггестивную терапию, которая обладает мощным терапевтическим действием, реализующимся противотревожным, седативным, вегетостабилизирующим и общим саногенным эффектом. Благодаря гипнотической внушаемости, в универсально диалоговой гипнотерапии по методу проф. Р. Д. Тукаева (УДГ) можно суггестировать новые адаптивные паттерны: («. . . все, что раньше вызывало тревогу и напряжение, теперь будет восприниматься вами ровно, спокойно и свободно. . . »), вернуть уверенность в улучшение состояния, (. . . с каждым днем ваше настроение, ваше состояние будет улучшаться. . . »), восстановить качество и длительность сна («. . . ложась спать, вы засыпаете быстро, ваш сон здоровый, спокойный. . . . ». . . ), а также сформировать позицию «стороннего наблюдателя» («. . . на все, что происходит с вами, вокруг вас, вы стараетесь смотреть мудро, критично, доброжелательно, но, вместе с тем, - отстра-ненно. . . . »). Это формирует стрессустойчивость, позволяющую повысить порог психогений, усилить запас прочности к стрессам.

Важность стресслимитирующего действия психотерапии, связана не только с тем, что на фоне стресса возникает или усиливается депрессия и тревожность, но и тем, что на фоне хронического стресса гормоны коры надпочечников неблагоприятно влияют на структуры гиппокампа, что на психофизиологическом уровне негативно отражается на нейропластичности мозга и приводит к ког-

нитивным нарушениям. Стресс считается главным разрушителем нервной ткани.

Мультимодальная психотерапия может рассматриваться как формирование обогащенной культуральной и психосоциальной среды, в которую погружается пациент. В ходе психотерапии пациент овладевает новыми знаниями и навыками, обучается приемам самостоятельной работы. Психообразование, геронтообразование важные составляющие формируемой психотерапевтом «обогащенной среды». Многоуровневый характер евангельских притч «о милосердном самарянине», «о талантах», «не десять ли очистились, но девять где», и пр., суфистских притч, например, «все в твоих руках», «о скулящей собаке, лежащей на гвозде», дзэнских коанов «о рае и аде, как гневе и прощении», психотерапевтических сказок, терапевтических метафор и даже психотерапевтических анекдотов, . . . . "доктор, однако у вас хороший вкус", «. . . как же ты расслабляешься?. . ., а я и не напрягаюсь. . », обеспечивает доступ второго смысла в подсознание пациентов и формирование новых, более адаптивных установок.

Хорошей новостью, буквально «благой вестью» для наших пациентов, в рамках психообразования, является доказанный последними исследованиями факт, что «нервные клетки восстанавливаются» (феномен нейрогенеза и нейропластичности. ) Мы иллюстрируем это многочисленными примерами и рассказом например, о многолетних наблюдениях за канадскими монахинями, чей возраст превышал 100 лет, у которых были МРТ-признаки характерные для болезни Альцгеймера и болезни Паркинсона, но при этом, деменции у них не было. Причиной сохранения у монахинь-долгожительниц когнитивного потенциала исследователями считается согласованность между ожиданиями и реальностью, устойчивая картина мира и активная деятельная позиция. Потенциал перестройки мозговых структур - нейропластичность, может увеличиваться, если человек живет в гармонии с самим собой.

Поэтому мы настраиваем пациентов на обретение новой точки опоры, например, для людей, всю жизнь отдавших работе - осознания ценности этого - в учениках, в продолжении дела последователями, для пожилых, окруженных семьей - на жизни детей, внуков, их переживаниях, фиксация внимания пациента на ресурсах, на нерастраченных силах, нерастраченной любви, и возможности социального применения этих ресурсов.

Пациенты обучались приемам ауторелаксации, аутогенной тренировки, работе с напряжением через работу тела (метод нервно-мышечной релаксации по Джекобсону), и другим нейропсихологи-ческим экзерсисам, что формирует комплексный когнитивно-поведенческий обучающий формат психотерапии.

Пациенты легко и свободно обучаются методу прогрессивной нервно-мышечной релаксации.

Последовательное напряжение и расслабление определенных мышечных групп в строгом алгоритме, приводит к снятию телесного и психологического напряжения, опосредованно влияя и на гладкую мускулатуру сосудов и внутренних органов, обеспечивает снижение артериального давления (АД считается одним из предикторов когнитивного снижения), снимает спазмы при синдроме раздраженного кишечника и других психосоматических проблемах. Тесные взаимоотношения между психическими установками и мышечным состоянием, приводят к ослаблению ригидных иррациональных установок, а мышечная память обеспечивает долговременный позитивный эффект расслабления.

В рамках когнитивно-бихевиоральной психотерапии (КБП) больные научаются отслеживать автоматические негативные мысли и дезадаптирующие иррациональные установки, запускающие тревожный депрессивный аффект. Пациенты обучаются их анализу, нейтрализации и рефрэймингу. Используется система домашних заданий, ведение дневника самонаблюдения, заполняется таблица желаний пациента, с помощью психотерапевта формулируется цель.

В результате поиска и определении желаемой реалистичной цели, ее адекватного переформулирования, пациент фиксируется на вещах, которые были любимы в прошлом и значимы в будущем. Это повышает мотивационную и деятельностную активацию пациента. Для структурирования проблем, времени и сознания пациента используется матрица Эйзенхауэра, в рамках которой пациенты ранжируют свои проблемы, обыденные дела (как правило запущенные из-за болезни) на: важные и не важные; срочные и не срочные, ) и в последующем используют принцип «песочных часов», или пошаговое их исполнение, начиная с важных и срочных. Это освобождает их от ощущения собственной несостоятельности, и «невозможности» решить свои проблемы «все навалилось сразу. . . », что также снижает уровень тревоги. т. п.

Одно из тягостных проявлений депрессивного состояния - иррациональная самокритика,, принимающая, порой характер идей «самообвинения» хорошо прорабатывается в формате рационально-эмотивной терапии Эллиса (РЭТ), являющейся одним из направлений когнитивной терапии. Согласно РЭТ - источник разнообразных психологических нарушений система иррациональных представлений о мире, усвоенная и интериоризированная в детстве от значимых взрослых. Например, установка «. . . . лучше не высовываться», усвоенная в семье или отрицательный опыт «наказуемой инициативы» в школе, приводит к избегающим копинг-стратегиям, и человек со стартовыми возможностями закрывает себе путь к успеху, что приводит в пожилом возрасте к осознанию своей нереализованности. Религиозная установка «нужно терпеть, это мой крест», или семейный миф «. . . только бы не остаться одной»

приводит к многолетней толерантности к пьющему и, порой, «бьющему» никчемному мужу, что вызывает у женщины, осознающей свое увядание, глубокое сожаление и разочарование от прожитой серой семейной жизни и разнообразным невротическим реакциям. Центральным понятием в РЭТ является понятие «ловушка», то есть улавливание тех когнитивных образований, которые вызывают необоснованную невротическую тревогу, раздражение и самокритику и вместе с психотерапевтом вырабатываются новые альтернативные решения и способы действия и реагирования для снижения уровня самокритики и самообвинения.

Большое значение имеет юмор, ирония и самоирония, с помощью которых достигаются когнитивные сдвиги в восприятии прошлой ситуации.

По данным (Fava et а1, 2004), когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ) в сочетании с гипнозом, снижает вероятность рецидивов и уменьшение негативных ожиданий, вызывая надежную ремиссию на 6 лет и более, после окончания лечения препаратами.

Обретение новой точки опоры, например, для людей, всю жизнь отдавших работе - осознания ценности этого - в учениках, в продолжении дела последователями, для пожилых, окруженных семьей - на жизни детей, внуков, их переживаниях, фиксация внимания пациента на ресурсах, на нерастраченных силах, нерастраченной любви и возможности социального применения этих ресурсов обеспечивает переключение внимания с фиксации на болезни и своем состоянии на окружающий мир. Здесь уместны примеры жизни выдающихся людей. И тут неоценимую помощь может оказать метод Терапии Творческим Самовыражением проф. М. Е. Бурно (ТТС).

Расположенные рядом с Клиникой парково-архитектурные ансамбли - Коломенский и Царицынский - прекрасная возможность и тема для ТТС, тем более там часто проходят тематические выставки иконографии и выдающихся художников. Вместо посещения магазинов во время прогулок больные нацеливаются на ресурсный созерцательный отдых в парках маленькими группами, что служит активации и коммуникативной активности наших пациентов, способствует творческому поиску одухотворенного в повседневном, необычного в обычном.

Основные приемы ТТС проф. Бурно, также -осознанный поиск среди различных произведений культуры близкого, созвучного пожилому человеку литературного героя с последующим анализом сильных и слабых сторон его характера.

Частый симптом депрессии — трудности со сосредоточением внимания. Часто это происходит из-за навязчивых припоминаний и мыслей, которые трудно подавлять или контролировать. Они создают трудности для сосредоточения внимания, занимая ресурсы непосредственной памяти.

Интервенции, направленные на уменьшение

навязчивых припоминаний (например, отвлечение, подавление мыслей) действительно уменьшает выраженность симптомов в краткосрочной перспективе.

Умеренная физическая активность благоприятно влияет на когнитивные способности, поэтому больные мотивировались на регулярные прогулки, причем, согласно предписаниям и занятия ЛФК, простейшие тибетские упражнения.

Нейрокогнитивный тренинг - упражнения по тренировке памяти, внимания, пространственного гнозиса. Пациент может проводить упражнения по тренировке памяти после специального обучения самостоятельно, согласно предписаниям психотерапевта. .

Периодически осуществлялся контроль эффективности упражнений и корректировка набора методик.

Для тренировки памяти использовали упражнения на заучивание и воспроизведение слов, рисунков, предметов, смысловых фрагментов. Обучали приемам запоминания (образование смысловых и ситуативных связей), использовали упражнения, направленные на повышение внимания и умственной работоспособности.

результаты

У всех пациентов были обнаружены признаки тревожности 12-16 баллов и депрессии 14-18 баллов по шкале Гамильтона. На основании результатов, полученных в ходе статистической обработки данных обследования больных с депрессивными расстройствами, получила подтверждение гипотеза о том, что депрессивные расстройства вызывают когнитивное снижение.

В ходе дополнительного обследования 11 больных по специальным нейрокогнитивным методикам, было отмечено, что испытуемые проявляют нежелание выполнять усложненные тестовые задания, объясняя свое поведения различными причинами, которые в свою очередь не являются значимыми. Охотней и результативней ими выполнялись те тесты, которые имели простую инструкцию и простой способ решения; хуже - со сложной инструкцией и сложным способом решения.

После лечения вновь проводилось тестирование, которое показало, что показатели улучшились практически у всех пациентов. 80% пациентов отметили субъективное улучшение памяти, повышение работоспособности, улучшение качества сна. У всех пациентов повысились показатели памяти на 3 балла по шкале ММSE, что свидетельствует об улучшении активности мнестических процессов под действием проведенного лечения. В структуре тестирования наибольшее улучшение отмечалось в запоминании 10 слов, наименьшее - в запоминании с интерференцией. Показатели внимания улучшились и вошли в пределы нормы в среднем у 75%. У 3 пациентов были выявлены мнестические расстройства, не коррегирующеся подсказкой (гип-покампальные (В. Dubuois). При МРТ обследовании

подростковая агрессивность, как психологическая проблема

головного мозга у них были обнаружены начальные признаки нейродегенеративных изменений, что в совокупности с нейропсихологическими тестами, с высокой вероятностью позволяли предположить у них дебют болезни Альцгеймера. Литература.

1. Kirsch, I., Low, C. B. (2013). Suggestion in the Treatment of

Depression // American Journal of Clinical Hypnosis, 55:3, 221-229.

Сведения об авторе:

наталья Алексеевна Малкина - к.м.н., доцент, медиатор, член AIMS. НЦПЗ РАМН, г. Москва. Email: natmal@inbox.ru

подростковая агрессивность как психологическая проблема

М. А. Маринина

нгпу, г. Иовосибирск, россия

Teenage aggressively, as a psychological problem

M. A. Marinina NSPU, Novosibirsk, Russia

вспурумдердун агрессивдуулугу психологиялык проблема катарында

Маринина М. А.

Актуальность данной темы значима, так как усилился рост числа несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, которое совершили противоправное нарушение, а так же проявляющиеся в таких действиях как, алкоголизм, наркомания, нарушение, а так же акцентирующее и вызывающее по отношению к взрослым, поведение, и в крайних формах стали проявляться насилие, жестокость и агрессивность

Важнейшей задачей психолога и других окружающих людей подростка, является социальная адаптация в общество детей, у которых преобладает завышенный коэффициент агрессивности. Когда у детей отсутствует адекватное реагирование на различные ситуации, это может привести к закреплению неконструктивных, неблагоприятно отражающихся на эмоциональном благополучии подростка, его форм поведения и даже вызвать негативные изменения на личностном уровне, и на данном этапе требуется помощь психолога. Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии и педагогики.

Агрессия - это та форма поведения, которая направлена на причинения вреда другому человеку, такое поведение подростков представляет собой какие- либо попытки противостоять своим трудностям и проблемам, особенно касающихся угрозы безопасности собственному «Я». Так же подросток ведёт себя агрессивно, потому что стремится восстановить душевное равновесие в доступных для него границах, в определённой среде и в конкретной жизненной ситуации, тем самым он пытается найти компромисс между своими стремлениями и объективными возможностями их осуществление, что часто приводит к непонятным для окружающих формам агрессивного поведения.

В первую группу входят подростки, которых характеризует устойчивый комплекс аномальных, аморальных, примитивных потребностей,

стремление к потребительскому отношению ко всем, изменения ценностей и отношений, эгоизм, равнодушие к переживаниям других людей, неуживчивость, отсутствие авторитетов являются типичными особенностями этих детей. Они эгоцентричны, циничны, озлоблены, грубы, вспыльчивы, дерзки, драчливы. В их поведении преобладает физическая агрессивность.

Во вторую группу входят подростки с изменяющимися потребностями, ценностями, которые обладают более или менее широким кругом интересов, они отличаются обостренным индивидуализмом, желанием занять выгодное положение за счет притеснения слабых, младших. Их характеризует импульсивность, быстрая смена настроения, лживость, раздражительность, у таких детей изменены представления о мужестве и товариществе. Таким детям доставляет удовольствие чужая боль, стремление к применению физической силы проявляется на тех детей кто слабее и младше, и проявляется в определенной ситуации.

Третью группу составляют подростки, которых характеризует конфликт между изменяющимися и позитивными потребностями ценностями, отношениями, взглядами. Они отличаются односторонностью интересов, конформизмом, притворством, лживостью. Не стремятся к достижениям успехов, такие дети апатичны, в их поведении проявляется преобладание косвенной и вербальной агрессивности.

Четвертую группу составляют подростки, которые отличаются слабо измененными потребностями, отсутствием определенных интересов и весьма ограниченным кругом общения. Они нерешительны, подозрительны, заискивают перед более сильными товарищами, так же для этих детей типична трусливость и мстительность, в их поведении можно наблюдать преобладание вербальной агрессивности и негативизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.