Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ'

АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
842
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ / СЛОВАРНАЯ РАБОТА / АКТИВНЫЙ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Верховых Ирина Александровна

Статья посвящена анализу особенностей восприятия и специфики протекания процесса восприятия у младшего школьника. Описаны действенные методы по обогащению его словаря. Сделан вывод о том, что словарная работа является ведущим направлением в развитии речевой деятельности ребенка и требует от учителя высокого уровня профессионализма и определенных педагогических усилий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Верховых Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE PERCEPTION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE CONTEXT OFTEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE

The article is devoted to the analysis of the peculiarities of perception and the specifics of the course of the perception process in a younger student. Effective methods for enriching his vocabulary are described. It is concluded that vocabulary work is the leading direction in the development of a child's speech activity and requires a high level of professionalism and certain pedagogical efforts from the teacher.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

28 East European Scientific Journal #7(71), 2021 ...2;...,..

УДК 81-139 ГРНТИ 16-31-51

Verkhovykh I.A.

PhD in Philological Sciences, Associate Professor,

Methodologist Private general education institution secondary general education school

"OUR PENATES" Moscow, Russia

ANALYSIS OF THE PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE PERCEPTION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE CONTEXT OFTEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE

Ирина Александровна Верховых

кандидат филологических наук, доцент,

методист,

Частное образовательное учреждение, Средняя общеобразовательная школа «НАШИ ПЕНАТЫ» Москва, Россия

АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

DOI: 10.31618/ESSA.2782-1994.2021.3.71.98 Summary. The article is devoted to the analysis of the peculiarities of perception and the specifics of the course of the perception process in a younger student. Effective methods for enriching his vocabulary are described. It is concluded that vocabulary work is the leading direction in the development of a child's speech activity and requires a high level of professionalism and certain pedagogical efforts from the teacher.

Аннотация. Статья посвящена анализу особенностей восприятия и специфики протекания процесса восприятия у младшего школьника. Описаны действенные методы по обогащению его словаря. Сделан вывод о том, что словарная работа является ведущим направлением в развитии речевой деятельности ребенка и требует от учителя высокого уровня профессионализма и определенных педагогических усилий. Key words: perception, vocabulary work, active vocabulary. Ключевые слова: восприятие, словарная работа, активный словарный запас.

Мышление учеников младшего школьного возраста специфично: в этот период только формируются элементы теоретического мышления и закладываются основы абстрактного. Несмотря на то, что абстрактные существительные в словаре младшего школьника практически не встречаются, на уроках в начальной школе должно отводиться достаточно времени развитию абстрактного мышления. Оно позволяет мыслить отвлеченно, оперировать общими понятиями, быстро совершать логические операции, выделять нужные признаки, воспринимать информацию критически и т. п. Согласимся с точкой зрения Козыревой А.В.: активный словарный запас - важный критерий «активизации речевого развития школьников» [1].

Проблемой восприятия занимались такие видные ученые, как М. Т. Баранов, Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, А. Н. Леонтьева, М. Р. Львова, Р. С. Немова, А. В. Прудникова, С. Л. Рубинштейна и др.

Цель настоящей статьи - описать психологические особенности восприятия младших школьников и их влияние на выбор методов обучения. К последним интересным публикациям на исследуемую тему относятся работы Л.В. Корниенко, Л.Б. Абдуллиной, К.Х. Гизатуллиной и др.

Трудности в оперировании с абстрактными понятиями обусловлены психологическими особенностями восприятия младшего школьника. Обычно он выбирает слова нейтральные, не умеет подбирать синонимы, испытывает трудность с подбором слова. Тем не менее к четвертому классу ребенок способен осознавать смысловое значение абстрактных понятий, самостоятельно

формировать их. Психические познавательные процессы переходят на новый уровень, большинство из них (восприятие, внимание, память, представление) протекает более произвольно, поэтому формируются абстрактно-логические формы мышления.

У младшего школьника увеличивается объем памяти, развивается воссоздающее воображение, перерабатывающее образы действительности, интенсивно развивается интеллект. В речи сокращается количество главных членов предложения и вырастает количество второстепенных. Ребенок пока с трудом управляет вниманием, поэтому утрачивание интереса к предмету исследования ведет к снижению концентрации внимания на нем. Вместе с тем не следует забывать о специфике восприятия информации у каждого индивида и делении людей на аудиалов, визуалов, кинестетов, дискретов, что

ив

ЕШШ

несомненно должно учитываться в работе учителя-профессионала.

Учащиеся 1-2 классов далеко не всегда могут назвать предметы и явления, их окружающие. Особенность восприятия младшего школьника такова, что он легче запоминает слово в связи с наглядным образом, только воспринятый зафиксированный образ остается в долговременной памяти. Поскольку восприятие школьника сначала носит непроизвольный характер. Учитель, решая дидактические задачи, должен управлять этим психическим процессом, обращать внимание на детали: размер, цвет, форму, материал и пр. «Восприятие младшего школьника определяется прежде всего особенностями самого предмета. Поэтому дети замечают в предметах не главное, важное, существенное, а то, что ярко выделяется на фоне других предметов», - констатируют психологи Матюхина М. В., Михальчик Т. С., Прокина Н. Ф. [2]. Наблюдать нужно не только над окружающими предметами, но и над словом: его звуковой оболочкой, графическим обликом, слоговым характером, последовательностью расположения букв, положением в словосочетании, предложении, тексте. Такая работа, проводимая учителем постоянно, позволит решить одновременно несколько задач: не только расширит словарный запас ребенка, но сформирует его орфографическую зоркость, разовьет каллиграфические навыки, воспитает любовь к красивому русскому языку.

Восприятие младшего школьника отличается от восприятия взрослого человека, зачастую он не способен адекватно осмыслить и проанализировать полученную информацию. Выдающийся советский психолог, педагог, философ А. Н Леонтьев писал по этому поводу: «Наличие того или иного содержания в поле восприятия (или, если угодно, в поле внимания) ребенка не означает еще, что это содержание является предметом его сознания, что оно сознается им. Восприятие не всегда связано с собственно сознанием. Воспринимаемое и сознаваемое содержание прямо не совпадают». [3, С. 246].

В отличие от взрослых, дети не способны критически относиться к поступающей информации, более того, любая информация может нарушить эмоциональный фон младшего школьника, поскольку их восприятие тесно связано с эмоциональной составляющей. «В младшем школьном возрасте восприятие превращается в целенаправленный управляемый процесс, -резюмирует А. Ю. Шаханская, - становится расчлененным, отличается слабой

дифференцированностью, характеризуется

непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте» [4].

Роль слова в восприятии младшего школьника со временем меняется. «Значение слова не константно. Оно изменяется в ходе развития ребенка. Оно изменяется и при различных способах

East European Scientific Journal # 7(71), 2021 29 функционирования мысли», - пояснял известный советский психолог Л. С. Выготский в своей работе «Мысль и слово» [5]. Ученик 2-4 класса меньше нуждается в наглядности материала, он «уже сам может словесно формулировать задачу восприятия. У первоклассников слово-название как бы завершает процесс восприятия (назвав слово, дети перестают его дальше анализировать). У учащихся 2 и 3 классов слово выполняет другую функцию. Назвав предмет, дети продолжают в словесной форме описывать его» [6]. Восприятие становится избирательным, школьник лучше запоминает то, что ему интересно, в чем он чувствует потребность. Тогда действенным методом обогащения словарного запаса становится художественная литература, тексты учебников, уроки внеклассного чтения. Важную роль играют различные учебные книги, составленные так, чтобы любой изучаемый детьми новый материал урока содержал обязательно слова, изученные ранее.

Таким образом, словарная работа является ведущим направлением в развитии речевой деятельности ребенка и требует от учителя высокого уровня профессионализма и определенных педагогических усилий. Качество восприятия текста будет значительно выше, если ребенок понимает лексическое значение всех его слов. В ходе обучения младших школьников на практике используются самые разные приемы работы над значением слов. В итоге у детей постепенно растет интерес к осуществлению словарной деятельности, они интересуются новыми словами и их значением, начинают использовать их в своей повседневной речи и во время уроков русского языка и литературного чтения. У учителя при этом появляется возможность использовать для обучения детей все новые слова, подходящие для той или иной конкретной ситуации.

Список литературы

1. Козырева А.В. Психолого-педагогические условия развития абстрактного мышления в начальной школе [Электронный ресурс] / Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». - №5(09). - Июль 2016. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1470864614.pdf (Дата обращения 08.06.2021 г.)

2. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В. Гамезо и др. - М. : Просвещение, 1981. - 256 с.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - 2-е изд. - Москва : Политиздат, 1977. - 304 с.

4. Шаханская А.Ю. Психологические особенности восприятия мультипликационных фильмов детьми школьного возраста // Теория и практика общественного развития. - №8. - 2013.

30 East European Scientific Journal #7(71), 2021

5. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления: Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 400 с.

6. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.

УДК: 378.147.003:604 ГРНТИ: 14.25.01

пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В. Гамезо и др. - М. : Просвещение, 1981. - 256 с.

Hanchar Nataliya

English teacher GEI «Grammar School № 9 named after F.P. Kirichenko» Grodno, Belarus Khamenia Alena Methodologist GEI «Grodno Regional Institute of Education Development State Educational Institution»

Grodno, Belarus

DEVELOPING EDUCATIONAL QR-QUESTS (USING "TRAVELLING" (ENGLISH) AND "DIE REISE" (GERMAN) AS EXAMPLES)

Ганчар Наталия Петровна

учитель ГУО

«Гимназия № 9 им. Ф.П. Кириченко г. Гродно»

Гродно, Беларусь Хаменя Елена Алексеевна

методист ГУО

«Гродненский областной институт развития образования»

Гродно, Беларусь

РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ QR-КВЕСТОВ (НА ПРИМЕРЕ «TRAVELLING» (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК) И «DIE REISE» (НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК)

DOI: 10.31618/ESSA.2782-1994.2021.3.71.99

Summary. The article extends the ideas about the didactic possibilities of using QR codes and Web-2.0 services in teaching English and German in implementing individual approach, developing creative abilities and intensifying of pupils' independent work in the classroom. The article shows how to motivate participants to develop learning products using QR codes and "Web-2.0" services. The experience of the authors contributes to the self-educational activities of the participants in the learning process in order to enhance their ICT-competence.

Аннотация. В статье расширяются представления о дидактических возможностях использования QR-кодов и сервисов «Web-2.0» при обучении

английскому и немецкому языках в реализации индивидуального подхода, развитии творческих способностей и интенсификации

самостоятельной работы учащихся на занятиях. Показаны способы мотивации участников к разработке учебных продуктов с использованием QR-кодов и сервисов «Web-2.0». Опыт авторов способствует образовательной деятельности участников учебного процесса с целью повышения своей ИКТ-компетентности.

Keywords. QR-code, quest, methodology, education, English, German, competence.

Ключевые слова. QR-код, квест, методика, образование, английский язык, немецкий язык, компетентность.

Постановка проблемы. Развитие у участников (обучающихся и обучаемых) информационной компетентности по

использованию QR-кодов и сервисов «Web-2.0» в образовательном процессе при обучении английскому и немецкому языках является краеугольным камнем в обучении. Оборудованием послужили компьютеры и смартфоны, планшеты с доступом к сети Интернет, интерактивная доска, презентации,

разработанные в программе Power Point,

раздаточный материал в виде маршрутных листов, рабочие листы с заданиями для каждой станции, «Кубик Блума». Материалы данной методической разработки можно использовать для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, как на учебных занятиях, так и для организации досуга.

Содержание основного материала. Задачей первого, ориентировочно-мотивационного, этапа учебно-методических разработок QR-квестов «Travelling» (на английском языке) и «Die Reise»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.