Научная статья на тему 'Проблема развития словаря у старших дошкольников на занятиях английского языка'

Проблема развития словаря у старших дошкольников на занятиях английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
450
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ОБУЧЕНИЕ / PRESCHOOL AGE / VOCABULARY / ENGLISH LANGUAGE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осадчая Ирина Викторовна, Моспан Полина Олеговна

В данной статье освещены проблемы развития словаря у дошкольников на занятиях английского языка. Рассмотрены основные аспекты обучения английскому языку детей и факторы развития активного словаря у старших дошкольников. Актуальность выбранной темы заключается в том, что при наличии достаточно обширного англоязычного пассивного словаря старший дошкольник затрудняется перенести его содержимое в активное использование в повседневной жизни, на занятиях и в игре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осадчая Ирина Викторовна, Моспан Полина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUES OF ENLARGING VOCABULARY OF SENIOR PRESCHOOLERS AT ENGLISH CLASSES

This article is devoted to the issues of enlarging vocabulary of senior preschoolers at English classes. The main aspects of teaching English to children and the factors of active vocabulary development in senior preschoolers are considered. The relevance of the chosen topic is that with a sufficiently extensive English-speaking passive dictionary the senior preschooler finds it difficult to translate its contents into use in everyday life, in the classroom and the game.

Текст научной работы на тему «Проблема развития словаря у старших дошкольников на занятиях английского языка»

УДК 371.134

Осадчая Ирина Викторовна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных заведений, Институт педагогики, психологии и инклюзивного образования, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) в г. Ялта, Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского;

Российская Федерация, Ялта, e-mail: blakky@ukr.net

Моспан Полина Олеговна

Студентка, направление подготовки «Дошкольное образование. Специалитет: Английский язык», Институт педагогики, психологии и инклюзивного образования, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) в г. Ялта, Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского;

Российская Федерация, Ялта, e-mail: mospan.polina@mail.ru

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В данной статье освещены проблемы развития словаря у дошкольников на занятиях английского языка. Рассмотрены основные аспекты обучения английскому языку детей и факторы развития активного словаря у старших дошкольников. Актуальность выбранной темы заключается в том, что при наличии достаточно обширного англоязычного пассивного словаря старший дошкольник затрудняется перенести его содержимое в активное использование в повседневной жизни, на занятиях и в игре.

Ключевые слова: дошкольный возраст, словарный запас, английский язык, обучение.

Irina V. Osadchaya

PhD in Pedagogy science, Associate Professor, Department of Pedagogical skills of primary school teachers and preschool teachers

Institute of Pedagogy, Psychology and Inclusive education, Humanities and Education Science Academy (Branch) in Yalta, V. I. Vernadsky Crimean Federal University; Russian Federation, Yalta

Polina O. Mospan

Student, Preschool education. Specialty: English, Institute of pedagogy, psychology and inclusive education, Humanities and Education Science Academy (Branch) in Yalta, V. I. Vernadsky Crimean Federal University; Russian Federation, Yalta

THE ISSUES OF ENLARGING VOCABULARY OF SENIOR PRESCHOOLERS

AT ENGLISH CLASSES

Abstract. This article is devoted to the issues of enlarging vocabulary of senior preschoolers at English classes. The main aspects of teaching English to children and the factors of active vocabulary development in senior preschoolers are considered. The relevance of the chosen topic is that with a sufficiently extensive English-speaking passive dictionary the senior preschooler finds it difficult to translate its contents into use in everyday life, in the classroom and the game.

Key words: preschool age, vocabulary, English language training.

Для цитирования:

Осадчая, И. В., Моспан, П. О. Проблема развития словаря у старших дошкольников на занятиях английского языка // Гуманитарная парадигма. 2019. № 2 (9). С. 64-70.

В современном мире с его максимально расширившимися границами межкультурной коммуникации и межгосударственных связей происходит формирование нового типа личности. В человеке сегодня ценной становится его способность к овладению иноязычным взаимопониманием. В связи с этим всё настойчивее утверждается необходимость интегрирования в процесс обучения иностранным языкам образовательных учреждений всех уровней, включая и дошкольные организации.

Выработка стратегии обучения иностранным языкам в дошкольном возрасте ведётся не так давно. Но за это время педагогами-практиками и учёными (Л. И. Айдарова, Н. Д. Гальскова, Н. А. Горлова,

Н. П. Каменецкая, З. Н. Никитенко, Э. И. Соловцова, А. M. Шахнарович, Г. В. Яцковская и др.) накоплен достаточный опыт, позволивший выстроить программу обучения английскому языку детей дошкольного возраста и согласовать её на условиях преемственности с программами по изучению иностранных языков в начальной школе.

Многие факторы указывают на то, что обучение иностранным языкам дошкольников (детей возраста с 3-х до 6—7 лет) вполне реализуемо в условиях дошкольной образовательной организации (ДОО).

65

Предшкольный этап обучения благоприятен для знакомства с иностранными языками, прежде всего в связи с особенностями умственной деятельности и психических функций дошкольников [4]. Как известно, у детей этого возраста наиболее развита долговременная и оперативная память, благодаря чему всё, что ребёнок изучает в данный период, надолго остаётся в его памяти. Изучение иностранных языков даётся детям в разы легче благодаря пластичности их природного механизма усвоения речи, а именно — интенсивного формирования познавательных процессов, быстрого запоминания языковой информации, способности анализировать и синтезировать речевые потоки на разных языках, не смешивая разноязычные средства выражения, особой способности к имитации, отсутствие языкового барьера. Некоторые специалисты считают, что самый удачный для знакомства с иностранными языками возраст с 4 до 8 лет, другие — с 1,5 до 7 лет. По мнению Е. А. Протасовой, для начала обучения иностранному языку оптимальным возрастом является пятилетний рубеж, так как к этому возрасту система родного языка освоена ребёнком достаточно для того, чтобы к новому языку относиться уже сознательно [7]. Также на позитивность знакомства с иностранным языком в дошкольном возрасте указывает благотворное влияние этого процесса на общее психическое развитие ребёнка, расширение его кругозора, формирование речевых компетенций — коммуникабельности, адаптивности программ речевого поведения, речевой культуры.

В условиях ДОО изучение иностранного языка (в частности английского) осуществляется посредством коммуникативной деятельности в рамках речевого общения педагога и дошкольников [ 5]. Коммуникативная деятельность как одна из форм активности ребёнка предполагает налаживание контакта с другим человеком — «потенциальным партнёром по общению» [9] — и согласования с ним общих усилий для достижения взаимопонимания и интерактивного взаимодействия. При изучении иностранного языка в дошкольном возрасте особое внимание уделяется формированию правильного звукопроизношения, усвоению базовых лексических единиц — обогащению активного словаря дошкольника и активизации пассивного, — а также построению элементарных фраз.

Опыт изучения английского языка с детьми старшего дошкольного возраста выявил такую особенность, как знание, понимание ими, но неиспользование новой лексики [2; 7]. Следовательно, для дошкольников типично превышение пассивного словаря над активным. В пассивный словарь входят слова, которые мы понимаем, но используем в повседневной речи редко, в отличие от активного словаря — набора слов, которым оперируем в ежедневном общении. При наличии достаточно обширного

англоязычного пассивного словаря старший дошкольник затрудняется перенести его содержимое в активное использование в повседневной жизни, на занятиях, в игре. Проблема переноса как можно большего количества пассивных слов в активное речевое употребление является одной из существенных в процессе обучения языкам, она же определяет актуальность темы нашей статьи.

Итак, уточним: словарь — это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. При составлении фразы ребёнок отбирает слова из запаса, уже хранящегося в его долговременной памяти. Состав словарного запаса ребёнка (как и взрослого человека) определяют возраст его носителя, психическое развитие, социальная среда. При этом формирование словаря ребёнка тесно связано, с одной стороны, с развитием его мышления и в целом психических процессов, а с другой, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи [ 3]. Поэтому у детей дошкольного возраста, изучающих иностранный язык, могут быть психологические барьеры, вызванные непривычным звучанием иного языка, странными в плане произношения словами и фразами. Но при этом звучание некоторых может ассоциироваться со словами родной речи, что необходимо использовать в качестве вспомогательного средства обучения. Также стоит помнить, что у детей дошкольного возраста доминирует наглядно-образная память, из чего следует, что ими лучше запоминаются названия конкретных предметов, явлений, цветов. При обучении детей младшего возраста важна яркая и красочная наглядность. При этом для лучшего усвоения иноязычной лексики должное внимание необходимо уделить тому, чтобы проводить ассоциативный ряд между изображением, его названием и действием, которым слово-картинка может быть сопровождено. Метод сопровождения движениями, жестами и мимикой, отражающими смысловой образ или логическую связь между демонстрируемыми образами, используется и при разучивании с дошкольниками стихов, потешек, песен [1; 10; 12].

Ещё одной особенностью изучения английского языка как иностранного является то, что этот процесс совершается в условиях искусственно созданной языковой среды [8]. Это подразумевает, что возможность слышать и практиковать английский язык существует у детей только на занятиях, в общении с воспитателем и с другими детьми. В связи с чем в ходе обучения должна быть создана система поощрения при использовании дошкольником иноязычной лексики как на занятиях, так и вне таковых. И в целом атмосфера общения по возможности должна приближаться к естественной языковой среде посредством использования

иностранного языка как формы общения воспитателя со своими воспитанниками.

Наиболее проблематичным в обучении детей дошкольного возраста является недоступность для них многих основополагающих речевых навыков и умений, в связи с тем, что они ещё не способны управлять своим восприятием и непроизвольно сосредотачиваться на том или ином объекте. Поэтому основным способом обучения детей является игра. Игра в целом ведущий вид деятельности ребёнка, с её помощью он познаёт мир, общается со взрослыми и сверстниками. Посредством игры происходит качественное понимание детьми и иноязычной устной речи. Методика обучения английского языка в дошкольном возрасте отличается от изучения его в школе. У дошкольников уже развито произвольное внимание, то есть они способны учиться по книгам, и только после этого этапа дети читают и пишут, то есть познают грамматику изучаемого языка, что происходит в младшем школьном возрасте [5]. Новая лексика вводится различными способами, в том числе и в виде иллюстраций, рассказывания сказок, посредством игрушек и иного рода подручного материала. Не все дети могут с первого раза запомнить новую лексику и использовать её на занятиях. Но даже если ребёнок молчит, он всё равно слышит учителя и других детей, и новые слова «откладываются» в его пассивном словаре. Повтор за учителем не является залогом больших способностей в языках, нежели простое слушание детей, которые отказывались отвечать. В таких ситуациях дети впитывают интонацию и тональность английского языка и правильное произношение, а также накапливают словарный запас, акцентируют внимание на тех словах или фразах, которые больше им нравятся.

Наконец, планомерное развитие словаря у ребёнка обусловлено развитием его представлений об окружающем мире. Обогащение словаря обучаемого происходит при знакомстве его с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий [13]. Освоение окружающего мира ребёнком происходит в процессе как речевой, так и неречевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми. Кроме того, систематическое повторение иностранных слов необходимо для развития таких способностей детей, как обобщение, анализ и систематизирование материала. Эти словарные умения способствуют переносу слов из пассивного запаса в активное пользование.

Итак, одним из значимых показателей умственного развития дошкольника служит богатство его словарного запаса. Чем шире активный словарный запас воспитанника, тем содержательнее, правильнее, связнее, эмоциональнее и красочнее его устная речь. Добиться свободного владения

языком ребёнком-дошкольником возможно в результате особой организации его деятельности по развитию речи. Качественное изменение деятельности ребёнка предполагает расширение его контактов с окружающим миром, обогащение сенсорного опыта, активное слушание, что в совокупности оказывает влияние на развитие его психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти) и формирует словарь количественно и качественно. Ребёнок, слышащий иностранную речь с раннего возраста, воспринимает процесс общения на втором языке естественно. Если время от времени понемногу разговаривать с ребёнком на английском, у него будет формироваться модель языка.

Слова в лексиконе детей не являются изолированными единицами, а соединены разнообразными смысловыми связями. По мере развития мышления и речи ребёнка его лексика не только обогащается, но и систематизируется. К старшему дошкольному возрасту дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что усваиваемый ими иностранный язык действительно становится родным. Главное, чтобы работа по освоению иностранного языка вошла в систему, и тогда у малыша есть все шансы в дальнейшем не только с лёгкостью выучить английский, но и сохранять познавательный интерес к нему и в целом к англоязычной культуре.

Литература

1. Конышева, А. В. Английский для малышей. Минск : Четыре четверти, 2004. 149 с.

2. Копенина, О. В. Особенности занятий по иностранным языкам с дошкольниками // Молодой учёный. 2016. № 11. С. 1459—1462.

3. Лалаева, Р. И., Серебрякова, Н. В. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб. : Союз, 2011. 195 с.

4. Лыкова, Л. Л. Обучение английскому языку дошкольников и младших школьников. Ярославль : Академия развития, 2006. 96 с.

5. Матюхина, М. В., Михальчик, Т. С., Прокина, Н. Ф. Возрастная и педагогическая психология. М. :Просвещение, 1984. 256 с.

6. Пассов, Е. И., Кибирева Л. В., Колларова Э. Концепция коммуникативного иноязычного образования (теория и ее реализация): методическое пособие для русистов. СПб. : Златоуст, 2007. 199 с.

7. Протасова, Е. Ю., Родина Н. М. Обучение дошкольников иностранному языку. Программа <ШШеЬуИШе». М. : ИД «Карапуз» — ТЦ «СФЕРА», 2009. 80 с.

8. Протасова, Е. Ю., Родина Н. М. Методика обучения дошкольников иностранному языку : учеб. пособие для студентов вузов («Методика преподавания иностр. яз. в дошк. учреждениях»). М. : ВЛАДОС; 2010. 210 с.

9. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах / Под общ. ред. М. Е. Верховкиной, А. Н. Атаровой. СПб. : КАРО, 2014. 112 с.

10. Рыжик, Н. И. Успешные шаги к овладению современным английским языком. М. : Бао-Пресс, 2005. 368 с.

11. Сазонова И. Н., Коненко Е. А. Зачем изучать английский язык с дошкольниками? // Молодой учёный. 2016. № 13. С. 846—849.

12. Фрибус, Л. Г., Дольникова, Р. А. Как детишек нам учить по-английски говорить. СПб. :Каро, 2008. 118 с.

13. Шишкова, И. А., Вербовская, М. Е. Английский для малышей 4-6 лет. М. : РОСМЭН, 2011. 28 с.

~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.