УДК 373. 31 ББК 74.26
Месеняшина Людмила Александровна доктор педагогических наук профессор г. Челябинск Mesenyashina Ludmila Alexandrovna Doctor of Pedagogics, рГ0Ге880Г Chelaybinsk Панова Роза Сафаргалиевна соискатель г. Челябинск Panova Roza Safargalievna АррНса^ for a Degree Chelaybinsk
Анализ грамматики дискурса письменной речи младших школьников The Analysis of Younger Schoolchildren’s Written Speech Grammar Discourse
Статья посвящена сопоставительному анализу уровня развития письменной речи учащихся 3-х классов Школы диалога культур и традиционной школы. Анализируется дискурс с точки зрения лексико-морфологического состава и синтаксических конструкций текстов. Доказывается, что более высокому уровню жанровых компетенций младших школьников соответствует более высокий уровень языковых компетенций на грамматическом уровне
Article is devoted to the comparative analysis of the written speech level development of the 3d-grade pupils in the Culture Dialogue School and a traditional one. The discourse from the point of view of the lexico-morphological structure and syntactic designs of the texts is analyzed. It is proved that the higher level genre of the younger schoolboys’ competence corresponds to the higher level language competence at a grammatical level.
Ключевые слова: Школа диалога культур, письменная речь младших школьников, лексико-морфологический состав дискурса, синтаксическая структура письменной речи.
Key words: Culture Dialogue School, written speech of younger schoolboys, lexico-morphological structure of discourse, syntactic structure of written speech.
Одним из базовых компонентов в обучении и воспитании детей является
развитие речи. Признание факта, что речь является своеобразной деятельностью человека, и научный анализ соответствующего понятия положили начало новому подходу к работе по развитию речи - с позиций теории речевой деятельности. В связи с этим в настоящее время внимание педагогов акцентируется на поиске и реализации эффективных путей обучения школьников письмен-
ной речевой деятельности на родном языке.
97
В многочисленных публикациях, посвященных возможностям Школы диалога культур (далее ШДК) в решении задач речевого развития школьников, анализируются преимущества этого подхода, прежде всего, в практическом освоении ряда закономерностей жанрового уровня кодифицированного литературного языка [2, 3, 7, 8]. Однако выделение жанрового уровня в языковой системе является дискуссионным и до настоящего времени, поэтому задача обоснования преимуществ разрабатываемого в ШДК культуросообразного подхода продолжает сохранять свою актуальность.
В настоящей работе мы исходим из предположения, что более высокому уровню жанровых компетенций младших школьников соответствует более высокий уровень языковых компетенций на грамматическом уровне, в особенности на уровне синтаксиса. Именно этот уровень может служить показателем сформированности у ребенка таких важных речевых умений, как программирование или структурирование содержания сообщения, осмысливание причинноследственных, временных и прочих связей и отношений, передаваемых с помощью соответствующей грамматической формы и.т.д.
Цель данной статьи - проанализировать уровень развития письменной речи учащихся 3-х классов, обучавшихся в различных условиях: традиционной школе (далее ТШ) и на экспериментальной площадке ШДК, - и выявить грамматические особенности этой речи.
Объектом нашего изучения явились сочинения повествовательного жанра, написанные на свободную тему по личным впечатлениям от событий, участником которых был ученик, позволяющие, на наш взгляд, установить уровень самостоятельных возможностей речевого развития данных школьников.
Т.С. Михальчик, теоретически обосновывая особенности развития речи
младшего школьника [4, с. 132], приводит следующие данные: «в письменной
речи младшего школьника выше процент существительных и прилагательных,
в ней меньше местоимений, союзов <...>. Иным в письменной речи является и
соотношение между существительными и глаголами. Если в устной речи их
процент примерно совпадает, то в письменной существительных значительно
больше <...>. В письменной речи третьеклассников преобладают простые рас-Вестник ЧГПУ5'2009 98
пространенные предложения (71%). Сложные предложения составляют 29% <...>. Количество слов в письменных работах третьеклассников колеблется от 30 до 150. Третьеклассники пишут короткими предложениями (6-7 слов)».
Чтобы объективно судить об уровне развития письменной речи младших школьников, при выборе критериев мы руководствовались спецификой работы и опирались на основополагающие труды методистов по данной проблеме (М.Т. Баранов, В.А. Добромыслов, Н.И. Жинкин Н.А. Ипполитова, Н.Н. Китаев, М.Н. Кожина, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, О.П. Мистратова, А.Е. Супрун, В.С. Филатов, В.И. Ядэшко и др.).
В качестве основных критериев, положенных в основу анализа сочинений учащихся 3-х классов, мы использовали следующие количественные показатели, определяющие уровень развития письменной речи младших школьников: объем текста, его лексико-грамматический состав, общее количество предложений, их виды и развернутость.
Таблица 1
Показатели объема письменных работ третьеклассников
По показателю объема письменных работ третьеклассников на одного ученика в среднем можно судить о степени развития письменной речи в ее целостности. Кроме того, на основании количества слов в сочинениях можно делать выводы о содержательности высказываний, о полноте раскрытия темы и об умении ученика активизировать свой словарный запас.
Сравнительный анализ объема письменных работ учащихся ШДК и ТШ (см. табл. 1) показывает, что данные экспериментального класса превосходят
соответствующие данные контрольного класса. Минимальный объем текста учащихся ШДК составляет 55 слов, максимальный - 186 слов; в контрольном классе соответственно - 33 и 94 слова. Примечательно, что только два сочинения учеников ЩДК имеют объем до 59 слов, а восемь письменных работ учащихся данного класса превышают по своему объему 100 слов.
Сравнительный анализ соотношения простых и сложных предложений в речи учащихся на основании экспериментальных данных показывает, что синтаксическая структура письменной речи учащихся ШДК сложнее, чем у школьников контрольного класса ТШ, о чем свидетельствует большее количество сложных синтаксических конструкций (см. табл. 2).
Таблица 2
Показатели синтаксической структуры письменной речи третьеклассников
на одного ученика в среднем
Условия обучения Количество текстов Количество предложений Из них
простых сложных сложнопод- чиненных
ШДК 18 9,7 5,1 4,6 2
ТШ 22 7,4 5,6 1,8 0,7
Так, в письменной речи учащихся 3 класса ТШ сложные предложения составляют 20,9%, а в письменной речи учащихся экспериментального класса -47%, т.е. почти половину всех используемых ими синтаксических конструкций, где 42,7% от общего числа сложных предложений занимают сложноподчиненные [6, с. 113-119].
Важность изучения синтаксической структуры письменной речи младших школьников обусловлена тем, что развитие синтаксиса речи отражает уровень развития мышления. Так, В. С. Филатов писал, что сложные конструкции «можно с полным основанием рассматривать как показатель достаточно развитого абстрактного мышления и известное умение облекать свою мысль в довольно сложные формы» [6, с.132]. Таким образом, чем больше в тексте сложных предложений, тем выше его организация.
Таблица 3
Показатель среднего уровня развернутости предложений
в письменной речи третьеклассников
Условия обу- Количество тек- Общее количе- Общее количество предложе- Средний уровень разверну-
чения стов ство слов ний тости предложения
ШДК 18 1704 174 9,8
ТШ 22 1320 187 7
Данный параметр определяется отношением общего количества слов в высказывании к общему количеству предложений. На возможность использования этого критерия для оценки уровня развития речи школьников указывали
Н.И. Жинкин, М.С. Ключевня, Т.А. Ладыженская, В.И. Ядэшко и др. Так, В.И. Ядэшко пишет, что рост количества слов в предложении следует рассматривать как показатель увеличения количества связей и отношений, которые дети в своей речи выражают [9].
Таким образом, анализ уровня развернутости предложений в письменной речи третьеклассников (см. табл. 3) позволяет говорить не только о богатстве синтаксической структуры предложений у школьников экспериментального класса, но и о способности их удерживать в памяти в процессе составления текста большее количество слов и о более развитом умении выражать связи и отношения в своей речи по сравнению с учащимися ТШ.
Приведем по два образца письменных работ учащихся ШДК и ТШ, выбранных по следующим критериям: 1) самое большое и 2) самое маленькое по количеству слов и предложений.
3 класс Школы диалога культур Прекрасная птичка
Мне не очень нравится, что каждое время года имеет три месяца. За три месяца мне надоедает то или иное время года. Зимой мне хочется наступления лета, а летом - наоборот. Но этой зимой всё было не так. Мне даже хотелось, чтобы зима длилась как можно дольше. Причина этому - одно замечательное создание.
В один вечер, после того как поела, я села пить чай. На кухне мне показалось душно. Я накинула куртку и вышла на балкон. Незаметно для себя я оставила на балконе одно печенье. Когда я собиралась ложиться спать, то, зайдя на
кухню, на балконе я увидела страшную небольшую тень. Я не осмелилась зайти туда. Утром, перед тем как идти в школу, я зашла на балкон, там я увидела не-доклёванное кем-то печенье. После того как я пришла из школы, я услышала звуки, исходившие от кухни, а потом - и от балкона. Не выходя на балкон, через стекло я увидела того, кто пугал меня своей тенью. Это была птичка. Она была так красива, я никогда не видела такой красоты! Я каждый день оставляла на балконе печенье, и за ним прилетала та красавица. Но с наступлением тепла она перестала прилетать, и мне оставалось лишь вспоминать её.
Ш. Аня
Снег на елках
Однажды весь день шел очень крупный снег. Когда я вечером пошла в гости, то проходила мимо парка. Там растут высокие, средние и маленькие елки. В этот день их засыпал белый пушистый снег. Снег лежал на ветках сугробами. Я остановилась. Заходило солнце, снег переливался разными цветами, меня припорошило. Я присмотрелась и увидела очень красивую счастливую снежинку.
Б. Юля
3 класс традиционной школы
Поход на лыжах
Мы с папой проснулись, сделали зарядку и оделись. Папа дал мне маленькие лыжи, а себе - большие. Я выбежал на улицу, а потом папа вышел.
Мы перешли дорогу и встали на лыжи, и поехали. Папа увидел белку, она собирала шишки. Мы приехали на горку, первый поехал я. И я подпрыгнул и упал. Папа надо мной посмеялся. Папа сказал: «Вон горка». «Где?» «А вот там». И мы сняли лыжи и пошли туда. Там была большая горка со льдом. Я нашёл себе дощечку и поехал. Там было больно. Я проголодался. И мы надели лыжи и поехали домой.
Ш. Владик
Один день в лесу.
Однажды я с дядей и сестрой пошла в лес, и я там увидела белку. Она была серая, а хвост пушистый. Все деревья были посыпаны снегом. Снега было очень много.
Вот я провела день.
Б. Света
Таким образом, анализ работ показывает, что письменная речь третьеклассников ШДК является показателем того, что им сравнительно легче объективировать содержание собственных переживаний, привести их в логический порядок и перенести в словесно-письменную сферу. Они хорошо подбирают факт, вокруг которого строят рассказ: это неожиданные и полные драматизма случаи, смешные ситуации, переживания радости, открытия и т. д. «Этот показатель свидетельствует о созревании некоторых необходимых для развития письменной речи умений: ученик может обдумать содержание письма и написать обдуманное» [1, с. 149].
Большинство учащихся 3-го класса ТШ затрудняются найти в своей жизни подобные факты, случаи; содержание их работ небогато описанием, им трудно в письменной речи передать собственные переживания и впечатления. Фон простой и не всегда связан с основной темой. Дети просто перечисляют отдельные события, подчиненные хронологической последовательности (после чего что сделал). Порядок событий заменяет учащимся и содержание и логику повествования.
Подводя итоги проведенным наблюдениям над особенностями речи учеников 3-го класса ШДК и ТШ, можно сделать следующие выводы:
1. Общее развитие личности, развитие логического мышления и устной речи отражается в развитии уровня письменной речи.
2. Письменная речь третьеклассника ШДК - это существенный этап в развитии речи школьников, качественно отличающийся от письменной речи учеников ТШ сложностью синтаксиса и разнообразием лексикоморфологических средств.
3. Количественные и качественные показатели речи младших школьников взаимозависимы. Как правило, высокие показатели словарного запаса соответствуют более сложному синтаксису письменной речи, а высокие количественные показатели сложности соответствуют его большему разнообразию.
Как видим, предположение о том, что более высокому уровню жанровых компетенций младших школьников соответствует более высокий уровень языковых компетенций на грамматическом уровне, подтвердилось, из чего следует, что культуросообразный подход к формированию письменной речи младших школьников подтверждает свою эффективность в формировании разнообразных компетенций учащихся.
Библиографический список
1. Амонашвили, Ш.А. Основы формирования письма и развития письменной речи в начальных классах [Текст] : автореф. дис. д-ра психол. наук / Ш.А. Амонашвили. - М., 1972. - 169 с.
2. Литовский, В.Ф. Проблемы формирования письменной речи [Текст] / В.Ф. Литовский, Л.А. Месеняшина, Р.С. Панова. - Челябинск, 2000. - 201 с.
3. Месеняшина, Л.А. Письменная речь: обучение или освоение? [Текст] / Л.А. Месеняшина // Вестник Челябинского университета. Вып. 17. Филология. Искусствоведение. -2007. - № 22. - С. 79-85.
4. Михальчик, Т.С. Развитие речи младшего школьника [Текст] / Т. С. Михальчик // Возрастная и педагогическая психология / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина. -М.: Просвещение, 1984. - 256 с.
5. Панова, Р.С. Синтаксические особенности письменной речи учащихся 3-го класса ШДК [Текст] : материалы Всерос. науч. конф. : Челябинск, 2-22 февр. 2007 года / Р.С. Панова. - Челябинск : Энциклопедия, 2007. - С. 113-119
6. Филатов, В.С. Психологические особенности письменной и устной речи школьников 4 класса [Текст] / В. С. Филатов // Речь школьника: уч. зап. Калининского пединститута. Т. 10. Вып. 1
7. Хохловская, О.Г. Преподавание родного языка в Школе диалога культур [Текст] : методические материалы / О.Г. Хохловская. - Челябинск, 2002. - 31c.
8. Хохловская, О.Г. Диалогический дискурс в лингвокультурологическом аспекте [Текст] : автореф. дис. канд. филол. наук / О.Г. Хохловская - Челябинск, 2006. - 20 с.
9. Ядэшко, В.И. Развитие речи детей от 3 до 5 лет: о формировании предложений в речи детей [Текст] / В.И. Ядэшко. - М.: Просвещение, 1966. - 96 с.
Bibliography
1. Amonashvili, S.A. Bases of Formation of Writing and Development of Written Speech in Initial Classes [Text] : The Author's Abstract ... Sciences / S.A. Amonashvili, 1972. - 169 p.
2. Filatov, V.S. Psychological Features of Written and Oral Speech of the 4th-Grade schoolboys [Text] / V.S. Filatov // Speech of a schoolboy: Academic Notes of Kalininsky Pedagogical Institute V. 10, Iss. 1
3. Khokhlovskaya, O.G. Teaching Native Language at Dialogue of Cultures School [Text] : Methodical Materials / O.G. Khokhlovskaya. - Chelyabinsk, 2002. - 31 p.
4. Khokhlovskaya, O.G. Dialogical Discourse in Linguo-Culturological Aspect [Text]: The Author's Abstract ... Sciences / O.G. Khokhlovskaya. - Chelyabinsk, 2006. - 20 p.
5. Litovsky,V.F. Problem of Written Speech Formation [Text] / V.F. Litovsky, L.A. Mesen-yashina, R.S. Panova. - Chelyabinsk, 2000. - 201 p.
6. Mesenyashina, L.A. Written Speech: Training or Development? [Text] /
L.A.Mesenyashina // The Bulletin of the Chelyabinsk University. Philology. Art criticism. - 2007. -№ 22. - P. 79-85.
7. Mikhalchik, T.S. Development of Speech of a Younger Schoolboy [Text] / T.S. Mikhal-chik // Age and Pedagogical Psychology / M. V. Matukhina, T.S. Mikhalchik, N.F. Prokina. - М.: Education, 1984. - 256 p.
8. Panova, R.S. Syntactic Features of Written Speech of 3d-Grade Pupils at Dialogue of Cultures School [Text]: Materials of All-Russian Scientific Conference: Chelyabinsk, 2-22 Feb. 2007 / R.S.Panova. - Chelyabinsk: Encyclopedia, 2007. - P. 113-119
9. Yadeshko, V.I. Development of Children’s Speech from 3 till 5 [Text] / V.I.Yadeshko. - M.: Education, - 1966. - 96 p.