Научная статья на тему 'Мотивационный аспект подготовки старших дошкольников к овладению письменной речью'

Мотивационный аспект подготовки старших дошкольников к овладению письменной речью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
549
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ / ПОДГОТОВКА К ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ / КОММУНИКАТИВНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / MOTIVATION FORMING / TRAINING FOR WRITTEN LANGUAGE / COMMUNICATION-GAME ACTIVITIES / SENIOR PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васьковская Юлия Витальевна

Статья посвящена обоснованию актуальности проблемы формирования у дошкольников мотивации к письменной речи как нового пути в овладении письменной речью не с позиции «обучения», а самостоятельного «освоения». Автор исследует возможности коммуникативно-игровой деятельности в формировании мотивации у детей к данному виду деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васьковская Юлия Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivational Aspect of Senior Preschool Children Training for Written Language Acquiring

The article is devoted to the topical problem of the preschoolers’ motivation forming for written language. This process is considered as a new way of written language mastering from the point of «acquisition", but not "learning". The author investigates the possibilities of communication-game activities in the formation of children motivation for this kind of activity.

Текст научной работы на тему «Мотивационный аспект подготовки старших дошкольников к овладению письменной речью»

УДК 373.291 ББК 74.102

Васьковская Юлия Витальевна

аспирант

Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия

г. Нижний Тагил Vaskovskaya Yulia Vitalievna Post-graduate Nizhni Tagil State Socio-Pedagogical Academy Nizhni Tagil verhot3 @ mail.ru

Мотивационный аспект подготовки старших дошкольников к овладению письменной речью Motivational Aspect of Senior Preschool Children Training for Written

Language Acquiring

Статья посвящена обоснованию актуальности проблемы формирования у дошкольников мотивации к письменной речи как нового пути в овладении письменной речью не с позиции «обучения», а самостоятельного «освоения». Автор исследует возможности коммуникативно-игровой деятельности в формировании мотивации у детей к данному виду деятельности.

The article is devoted to the topical problem of the preschoolers’ motivation forming for written language. This process is considered as a new way of written language mastering from the point of «acquisition”, but not "learning". The author investigates the possibilities of communication-game activities in the formation of children motivation for this kind of activity.

Ключевые слова: формирование мотивации, подготовка к письменной речи, коммуникативно-игровая деятельность, старший дошкольный возраст.

Key words: motivation forming, training for written language, communication-game activities, senior preschool age.

Мотивация несомненно является мощнейшей предпосылкой развития любой деятельности человека. Заявления этого факта встречается в работах самых видных ученых XX века - Л.С. Выготского [6,7], А.Н.Леонтьева [13, т. 2 с. 94-232], С.Л. Рубинштейна[19, с. 621-630] и др., но он до сих пор не получает должного внимания в дошкольном образовании касательно подготовки к овладению письменноречевой деятельностью.

Согласно традиционной существующей практике подготовки и обучения детей письменной речи мотивация стоит не в начале, а в конце обучения, на первый план, как правило, выдвинута исполнительная фаза, т.е. овладение на-

выком трансформации звуков в зрительные письменные знаки. Установленный подход, что работе по формированию письменной речи должен предшествовать этап прочного овладения системой письменных знаков, механизмом и техникой письма разделяли Ш.А. Амонашвили [2], Н.Г. Агаркова [1], М.М. Безруких [4], М. Монтессори [17] и др., лежит он и в основе ряда вариативных программ «Детство», «Радуга» и т.д.

Однако, по выражению психолога Н.И. Жинкина [9], если бы формирование потребности у детей в письменной речи, упреждало, предвосхищало процесс овладения ею, то логично предположить, что функция педагога сводилась бы лишь к оказанию помощи в самообучении детей грамоте. Такое положение, по нашему мнению, открывает новый путь подготовки и формирования письменной речи, позволяя перевести процесс овладения письменной речью из искусственного «научения» (learning) в самостоятельное «освоение» (acquisition), что возможно поможет избежать большей части нарушений и затруднений в обучении письму, за счет выработки индивидуализированных техник преодоления конкретных трудностей на пути обучения ребенка письменной речи. Реальность такого подхода поддерживается мнением ряда нейролингвистов (Аху-тина Т.В.[3], Черниговская Т. В. [22] и др.) и научных исследователей (Месе-няшина Л. А [16], Румянцева И.М. [20] и др.), полагающих, что каждый ребенок своим собственным путем движется к преодолению непонимания между собой и окружающим его миром, и если здоровому ребенку не мешать, он свое открытие, освоение (acquisition) нового знания или деятельности в любом случае осуществит. Таким образом, развитие потребности у старшего дошкольника в овладении письменной речью, формирование мотивации к ее использованию может существенно ускорить и сделать интенсивнее процессе становления самостоятельной письменноречевой деятельности ребенка.

Письменная речь возникает, как нам представляется, из потребности общения в условиях пространственно-временного разобщения собеседников. Эта мотивационная сторона письменной речи представляет собой сложное образо-

вание, опирающееся на коммуникативные потребности и их место в мотивационной структуре личности.

Коммуникативная потребность, хотя и не является врожденной, возникает довольно рано в первые два месяца жизни на основе первичных органических нужд детей и их потребности в новых впечатлениях и отчетливо оформляется к 3-му году жизни (М.И. Лисина [14], Л.Н. Галигузова [8], Е.О. Смирнова [21] и др.). Качественно меняясь и интенсифицируясь на протяжении всего периода дошкольного детства, по замечанию данных авторов, к концу старшего дошкольного возраста коммуникативная потребность становится полноценной необходимостью ребенка в обмене смысловой и оценочной информацией

Однако в силу ограниченности социального опыта в реальной действительности ребенок не сталкивается с ситуациями разрозненности участников общения. Предоставить ребенку испытать потребность в такого рода коммуникации возможно лишь на основе специального создания ситуаций, в которых моделируется общение в условиях пространственно-временного разобщения собеседников. Подобный успешный опыт создания игровых ситуаций, имитирующих культурную задачу - организацию общения в условиях пространственно-временного разобщения описан только в практике начального образования в работах В. Ф. Литовского [15] и Р. С. Пановой [18]. Одной из це-

лей нашей авторской методики подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению письменной речью была задача способствовать осознанию детьми назначения письменной речи, сформировать потребность использовать письменную речь для осуществления жизненных целей. Возрастные особенности детей обусловили выбор в качестве основы методики коммуникативноигровую деятельность. Общая игровая ситуация способствует высокому уровню восприятия и внимания к процессу коммуникации, снимает психоэмоциональное напряжение, обеспечивая совершенствование психических функций каждого ребенка в зависимости от его способностей (Леонтьев А.Н. [13,т.1с. 306-327], Выготский Л.С. [5, с. 200-235], Эльконин Д.Б.[23] и др.).

За теоретическую основу методики приняты идеи Л.С. Выготского, гласящие, если потребность в устной речи у ребенка развивается тогда, когда устная речь еще отсутствует и заменяется всякими суррогатными средствами: выразительными криками, лепетом, знаками и т.д., то и в развитии у детей потребности овладения письменной речью должны быть «суррогатные средства», заменяющие ребенку письменную речь: мимика, жесты, звук, рисунок, пиктограмма и т.д. [5, с. 421-452].

Суть методики заключается в следующем: непосредственный ход сюжетно-ролевой игры, усложняется постановкой некоторой игровой задачи (проблемной ситуацией), заключающейся в поиске средств выстраивания коммуникации. Организуя общение в непривычных условиях, дети вынуждено прибегают к новым для себя способам коммуникации, оценивая их преимущества и недостатки. Возможность вариативного решения коммуникативной задачи в ситуации коммуникативной игры ведет к развитию умений творческой речевой деятельности, обогащению физического и ментального опыта личности.

В качестве примеров коммуникативных проблемных ситуаций можно привести следующие: разговор с больным товарищем через окно или прощание через окно поезда; записка для мамы; визит иностранца; передача отдельными звуками своего эмоционального состояния; изображение маршрута поезда и т.д.

Выступая началом, предтечей обучения письменной речи, ситуации, заставляющие ребенка обратиться к опосредованным способам общения, приучают его к осмысливанию содержания фразы, а не только к анализу внешней (фонетической и графической) стороны слов. Подобный подход выдвижения понимания в качестве стартовой единицы обучения грамоте уже положительно себя зарекомендовал в работах В.В. Квач [10] и Климановой Л.Ф. и Макеевой С.Г. [11]

Кроме того, содержание курса в изучении таких подтем, как «Общение в мире природы», «Общение в мире людей», «Общение с использованием знаков посредников» развивает коммуникативные умения и навыки дошкольников. Дети учатся решать не только речевые, но и нравственные задачи в процессе общения.

В целях определения эффективности предложенной нами методики для мотивации старших дошкольников к овладению письменноречевой деятельностью мы провели развернутое во времени исследование, делая два замера с интервалом в год. Для начальной и итоговой диагностики сформированности у детей мотивационного компонента письменной речи мы использовали адаптированную методику исследования мотивации учения у первоклассников, разработанную в 1988г. М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок предложены в 1993г. И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой. Детям читается рассказ, содержащий шесть утверждений, соответствующих разным типам мотивации обучения письму: внешним, учебным, позиционным, социальным, стимульным (отметка), игровым. После прочтения ребенок делает выбор мотива более близкого ему. Выбранный мотив оценивается по балльной шкале (внешний мотив - 0 баллов, учебный - 5 баллов, позиционный - 3 балла, социальный - 4 балла, стимульный (получение отметки) - 2 балла, игровой - 1 балл). Итоговая оценка мотивации к письменно-речевой деятельности производилась по следующей уровневой шкале: высокий уровень мотивации — 5-4 балла; средний уровень — 3-2 балла; низкий уровень — 1-0 баллов.

В исследовании приняли участие 102 ребенка в возрасте 5-7 лет, посещающих старшие группы дошкольных образовательных учреждений Нижнего Тагила, в которых реализуется «Программа воспитания и обучения в д/с» под ред. М.А. Васильевой: контрольная группа - 51 ребенок, обучавшиеся по авторской педагогической технологии Е.В. Колесниковой по обучению дошкольников элементам грамоты [12]; экспериментальная группа - 51 ребенок, обучалась по авторской методике на основе коммуникативно-игровой деятельности. Данные полученные в результате экспериментальной работы, представлены в сравнении констатирующего и формирующего этапов (таблица 1).

Таблица 1. Динамика уровня мотивационной готовности к овладению письменной речью у детей 5-6 лет контрольных и экспериментальных групп (%)

Исследуемые группы Уровни развития мотивационного компонента

Высокий уровень развития (учебный и социальный мотив) Средний уровень развития (сти-мульный и позиционный мотив) Низкий уровень развития (несфор-мированная мотивация, внешний или игровой мотив)

Конст. этап Форм. этап Конст. этап Форм. этап Конст. этап Форм. этап

Контрольная группа (п=51 ребенок) 3,9 7,8 23,6 25,5 72,5 66,7

Экспериментальная группа (п=51 ребенок) 3,9 41,2 19,7 45 76,4 13,8

Динамика показателей экспериментальных и контрольных групп по критерию мотивационной готовности к овладению письменной речью сильно различима. В экспериментальной группе произошло увеличение количества детей, у которых уровень мотивационной готовности перешел на более высокий качественный уровень. Низкий уровень с результата в 76,4% достиг в экспериментальной группе 13,8%, а высокий уровень поднялся с 3,9% на констатирующем этапе до 41,2% на формирующем. В контрольной группе результаты были показаны значительно ниже, по отношению к экспериментальной группе (см. Табл. 1).

На наш взгляд, такое положение дел обусловлено почти полным отсутствием в методике обучения старших дошкольников элементам грамоты внимания к мотивационному аспекту письменноречевой деятельности. Все обучение сконцентрировано вокруг овладения звуко-буквенным анализом слова и формированием графического навыка через упражнения печатания букв.

Значительный рост количества детей в экспериментальной группе после проведения опытно-поисковой работы с высоким уровнем развития мотивационного компонента и низкий показатель низкого уровня развития позволяют нам утверждать, что методика подготовки старших дошкольников к письменной речи на основании коммуникативно-игровой деятельности является эффективной для продуктивного формирования мотивационной готовности к овладению письменноречевой деятельности.

Выводы:

1. Формирование мотивации к овладению письменной речью является важной частью всего процесса подготовки к овладению письменной речью.

2. Организация обучения, при которой осознание потребности в овладении письменной речью предшествует этапу овладения техникой письма, может является альтернативным способом формирования письменной речи у ребенка по пути самостоятельного «освоения» (acquisition).

3. Коммуникативно-игровая деятельность может выступать в качестве средства формирования мотивационного компонента письменноречевой деятельности у старших дошкольников

Библиографический список

1. Агаркова, Н.Г. 1 класс. Учим детей письму. К тетрадям по письму № 1-4 для "Букваря". Пособие для учителя [Текст]/Н.Г. Агаркова.- М.: Вита-Пресс, 2011г. - 96 с.

2. Амонашвили, Ш.А. Основы формирования письма и развития письменной речи в начальных классах: автореф. дисс...д-ра психологических наук [Текст]/ Ш.А.Амонашвили. - М, 1972. - С. 9-13.

3. Ахутина, Т. В. Нейролингвистический анализ динамической афазии (о механизмах построения высказывания) [Текст] / Т. В. Ахутина. - М.: Терининф, 2002. - 144 с.

4. Безруких, М.М. Обучение первоначальному письму. Методическое пособие к прописям [Текст] /М.М. Безруких. - М.: Просвещение, 2002. - 14с.

5. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка[Текст]/ Л.С. Выготский. — М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. — 512с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»).

6. Выготский, Л.С. Развитие высший психических функций [Текст]/ под ред. А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Б.М. Теплова. - М.: Издательство академии Педагогических наук, 1960 г. - 488 с.

7. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.4. Детская психология[Текст]/ под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.

8. Галигузова Л. Н. Формирование потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста [Текст]/ Л.Н. Галигузова // Вопросы психологии. - 1985.№ 5. - с. 46-54.

9. Жинкин Н.И. Механизмы речи [Текст]/ Н.И. Жинкин. - М.: Акад.пед. лит, 1958. - С 166-168.

10. Квач, В.В. Понимание в процессе овладения детьми знаковыми системами, или Смысл в качестве стартовой единицы обучения грамоте [Текст]/ В.В.Квач// Начальная школа.- 2007. № 5.- С. 6-13

11. Климанова, Л.Ф., Макеева, С.Г. Обучение грамоте: Методическое пособие [Текст]/ Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. - М.: Просвещение, 2006. -128с.

12. Колесникова, Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет [Текст]/ Е.В. Колесникова.- М.: Издательство "Ювента", 2009 г. - 32 с.

13. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения [Текст]// в 2-х т./ А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983.

14. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст]/ М.И. Лисина.

- М.: Педагогика, 1986.- 136 с.

15. Литовский, В. Ф. Становление младшего школьника, как субъекта письменной речи (в условиях культурологического обучения) : дис. . канд. психол. наук [Текст]/ В. Ф. Литовский. - Киев, 2003.- 151 с.

16. Месеняшина, Л.А. Проблемы формирования письменной речи [Текст]/ В.Ф. Литовский, Л.А. Месеняшина, Р.С. Панова. - Челябинск: Челяб. гос. ун-т., 2000.-201 с.

17. Монтессори М. Мой метод: Начальное обучение [Текст]/М. Монтессори ( пер. Печатников Л.) - М.: АСТ, Астрель, ВКТ, 2010 - 269 с.

18. Панова, Р.С. Формирование письменной речи младших школьников на ранних этапах обучения в парадигме Школы диалога культур: дисс. ... канд.пед.наук [Текст]/ Р.С. Панова- Челябинск, 2009. - 234 с.

19. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]/ С.Л. Рубинштейн. - изд. 2-е, 1946 г. - СПб: Питер, 2002 (Серия: Мастера психологии). - 720 с.

20. Румянцева, И.М. Психология речи и лингвопедагогическая психология [Текст] /И.М. Румянцева. — М.: ПЕР СЭ; Логос, 2004. —319 с.

21. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] /Е.О. Смирнова. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.

22. Черниговская, Т. В. «Language acquisition device» : Где оно? [Текст]/ Т. В. Черниговская // Детская речь как предмет лингвистического исследования. Матер. Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 31 мая-2 июня 2004 г.). - СПб.: Наука, 2004. - С. 280-281.

23. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин.- 2-е изд. -М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 1999. - 360.

Bibliography

1. Agarkova, N.G. 1st Grade. Teaching Children to Write. For Writing Notebooks № 1-4 for "Bukvar". Teacher's Manual [Text] / N.G. Agarkova. - M: Vita-Press, 2011. - 96 p.

2. Akhutina, T.V. Neurolinguistic Analysis of Dynamic Aphasia (Mechanisms of Constructing Statements) [Text] / T.V. Akhutina. - M: Terininf, 2002. - 144 p.

3. Amonashvili, Sh. A. Foundations for Writing Forming and Written Language Development in Primary School: Synopsis of Diss ... Dr. of Psychology [Text] / Sh.A.Amonashvili. - M., 1972. - P. 9-13.

4. Bezrukikh, M.M. Teaching Initial Writing. Study Guide for Copy-Books [Text] / M. M. Bezrukikh. - M.: Education, 2002. - 14 p.

5. Chernigovskaya, T.V. «Language Acquisition Device»: Where Is It? [Text] / T.V. Chernigovskaya / / Children's Speech as a Matter of Linguistic Research: Mater. of Intern. Scientific. Conf. (St. Petersburg, May 31st - June 2nd , 2004).

- St.: Nauka, 2004. - P. 280-281.

6. Elkonin, D.B. Psychology of the Game [Text] / D.B. Elkonin. - 2nd Ed. -M.: “Vlados” Humanitarian Ed. Center, 1999. - 360 p.

7. Galiguzova, L.N. Forming the Young Children’s Need to Interact With Equals in Age [Text] / L.N. Galiguzova / / Questions of Psychology. - 1985. - № 5.-P. 47-54.

8. Klimanova, L.F., Makeeva, S.G. Literacy: Study Guide [Text] / L.F. Klimanova, S.G. Makeev. - M.: Education, 2006. - 128 p.

9. Kolesnikova, E.V. Development of Sound-Letter Analysis of 5-6 Year-Old Children [Text] / E.V. Kolesnikova. - M.: "Juventa" Publishing House, 2009 - 32 p.

10. Leontiev, A.N. Selected Psychological Works [Text] / / In 2 Volumes / A.N. Leontiev. - M.: Education, 1983.

11. Lisina, M.I. Problems of Ontogeny Communication [Text] / M.I. Lisina.

- M.: Education, 1986. - 136 p.

12. Litovsky, V.F. Primary Schoolchildren Forming as a Subject of written Speech (In Terms of Cultural Learning): Dis. ... Candidate of Ped. [Text] / V.F. Litovskiy. - Kiev, 2003. - 151 p.

13. Mesenyashina, L.A. The Problem of Written Speech Forming [Text] / V.F. Litovsky, L.A. Mesenyashina, R.S. Panova. - Chelyabinsk: Chelyabinsk State Univ., 2000. - 201 p.

14. Montessori, M. My Method: Initial Training [Text] / M. Montessori (Trans. by L.A. Pechatnikov) - Moscow: AST, AST, CGT, 2010 - 269 p.

15. Panova, R.S. Younger Pupils’ Writing Forming at the Early Stages in the Paradigm of Cultural Dialogues Schools: Diss. ... Cand. of Ped. [Text] / R.S. Panova, Chelyabinsk, 2009. - 234 p.

16. Quach, V.V. Understanding in the Process of Mastering the Sign Systems by the Children, Or Meaning as a Starting Unit of Literacy [Text] / V.V. Quach / / Primary School. - 2007. - Number 5. - P. 6-13.

17. Rubinstein, S.L. Fundamentals of General Psychology [Text] / S.L. Rubinstein. -. 2nd Ed, 1946. - St. Petersburg: St. Petersburg, 2002 (Series: Masters of Psychology). - 720 p.

18. Rumyantseva, I.M. Speech Psychology and Linguo-Pedagogical Psychology [Text] / I.M. Rumyantseva. - M.: PER SE, Logos, 2004. -319 p.

19. Smirnova, E.O. Features of Communication with Preschoolers: Study Guide for High Pedagogical School Students [Text] / E.O. Smirnova. - M.: Publishing Center "Academy", 2000. - 160 p.

20. Vygotsky, L.S. Psychology of a Child [Text] / L.S. Vygotsky. - M.: Smysl Publishing House, Academy of Penguin Books, 2004. - 512 p. (Series "Library of the World of Psychology").

21. Vygotsky, L.S. Development of Higher Mental Functions [Text] / Ed. by A.N. Leontiev, A.R. Luria, B.M. Teplov. - M.: Academy of Pedagogical Sciences, 1960 - 488 p.

22. Vygotsky, L.S. Works in 6 volumes. V.4.: Children’s Psychology [Text] / Ed. by D.B. Elkonin. - M.: Education, 1984. - 432 p.

23. Zhinkin, N.I. Mechanisms of Speech [Text] / N. Zhinkin. - M: Acad. Of Ped. Literature, 1958. - P. 166-168.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.