Научная статья на тему 'Сущность гражданской социализации младших школьников в образовательном процессе'

Сущность гражданской социализации младших школьников в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
207
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / СЕНЗИТИВНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА / ГРАЖДАНСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ГРАЖДАНСКИЕ КАЧЕСТВА / СОДЕРЖАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / JUNIOR SCHOOLCHILDREN / THE SENSITIVITY OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN / CIVIC SOCIALIZATION / CIVIC QUALITIES / THE CONTENT OF CIVIL SOCIALIZATION / INNOVATIVE TECHNOLOGY / PERSONALITY-ORIENTED TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Палаткина Галина Владимировна, Симонова Татьяна Николаевна, Безрукавова Ирина Владимировна

Младший школьный возраст является периодом позитивных изменений и преобразований во всех сферах его развития. Процесс гражданской социализации в это время происходит на основе интенсивного развития и условий окружающей его действительности. Поэтому в этот период очень важен показатель достижений, осуществлённых каждым ребёнком в процессе гражданской социализации. Становление личности, как гражданина существенно зависит от всей совокупности условий педагогического процесса. Гражданская социализация младших школьников поможет осознать личную значимость и ответственность за происходящее в окружающей их действительности. Успешность гражданской социализации во многом зависит от выбора видов деятельности, форм и методов педагогического воздействия и взаимодействия с младшими школьниками. В статье на основе анализа рассмотрена гражданская социализация младших школьников и определены цель и задачи данного процесса. Процесс гражданской социализации младших школьников как педагогическое явление. Автор анализирует процесс гражданской социализации младших школьников, как педагогическую проблему, анализирует определения «гражданской социализации», рассматривает сущность гражданской социализации младших школьников, определяет содержание гражданской социализации младших школьников в педагогическом процессе. На основании анализа концепта «гражданская социализация» автор выводит определение «гражданская социализация младших школьников», которое им рассматривается как осознанное, произвольное усвоение и активное воспроизводство гражданских знаний, норм, ценностей, традиций, опыта и навыков поведения во всех сферах жизнедеятельности, позволяющих им функционировать и успешно реализоваться в жизни общества как полноценных граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Палаткина Галина Владимировна, Симонова Татьяна Николаевна, Безрукавова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence of civil socialization of junior schoolchildren in the educational process

Junior school age is a period of positive change and transformation in all areas of its development. The process of civil socialization at this time is based on intensive development and the conditions of the surrounding reality. Therefore, during this period the indicator of achievements made by each child in the process of civil socialization is very important. The formation of a personality as a citizen significantly depends on the whole set of conditions of the pedagogical process. Civil socialization of junior schoolchildren will help to realize the personal importance and responsibility for the events in the surrounding reality. The success of civil socialization in many respects depends on the choice of activities, forms and methods of pedagogical influence and interaction with junior schoolchildren. The civil socialization of junior schoolchildren is considered on the basis of the analysis and the purpose and objectives of this process are defined in the article. The process of civil socialization of junior school children is shown as a pedagogical phenomenon. The author analyzes the process of civil socialization of junior schoolchildren as a pedagogical problem, considers the definition of "civil socialization", underlines the essence of civil socialization of junior schoolchildren, determines the content of civil socialization of junior schoolchildren in the pedagogical process. Based on the analysis of the concept of "civil socialization" the author displays the definition of "civil socialization of junior schoolchildren", which is considered as conscious, arbitrary assimilation and active reproduction of civil knowledge, norms, values, traditions, experience and skills of behavior in all spheres of life, allowing them to act and successfully to be realized in the activity of society as competent citizens.

Текст научной работы на тему «Сущность гражданской социализации младших школьников в образовательном процессе»

Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com

2018, №6, Том 6 / 2018, No 6, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-6-2018.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/54PDMN618.pdf

Статья поступила в редакцию 19.11.2018; опубликована 17.01.2019

Ссылка для цитирования этой статьи:

Палаткина Г.В., Симонова Т.Н., Безрукавова И.В. Сущность гражданской социализации младших школьников в образовательном процессе // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6, https://mir-nauki.com/PDF/54PDMN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Palatkina G.V., Simonova T.N., Bezrukavova I.V. (2018). The essence of civil socialization of junior schoolchildren in the educational process. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(6). Available at: https://mir-nauki. com/PDF/54PDMN618.pdf (in Russian)

УДК 373 ГРНТИ 14.25.05

Палаткина Галина Владимировна

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», Астрахань, Россия Декан факультета «Педагогики и социальной работы» Профессор кафедры «Социальной педагогики и психологии» Доктор педагогических наук, профессор E-mail: pal9@rambler.ru

Симонова Татьяна Николаевна

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», Астрахань, Россия

Заведующий кафедрой «Коррекционной педагогики» Доктор педагогических наук, доцент E-mail: tsimonova52@mail.ru

Безрукавова Ирина Владимировна

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», Астрахань, Россия

Старший преподаватель E-mail: irisha_irina@mail.ru

Сущность гражданской социализации младших школьников в образовательном процессе

Аннотация. Младший школьный возраст является периодом позитивных изменений и преобразований во всех сферах его развития. Процесс гражданской социализации в это время происходит на основе интенсивного развития и условий окружающей его действительности. Поэтому в этот период очень важен показатель достижений, осуществлённых каждым ребёнком в процессе гражданской социализации. Становление личности, как гражданина существенно зависит от всей совокупности условий педагогического процесса. Гражданская социализация младших школьников поможет осознать личную значимость и ответственность за происходящее в окружающей их действительности. Успешность гражданской социализации во многом зависит от выбора видов деятельности, форм и методов педагогического воздействия и взаимодействия с младшими школьниками. В статье на основе анализа рассмотрена гражданская социализация младших школьников и определены цель и задачи данного процесса. Процесс гражданской социализации младших школьников как педагогическое явление. Автор анализирует процесс гражданской социализации младших школьников, как педагогическую проблему, анализирует определения «гражданской социализации»,

https://mir-nauki.com

рассматривает сущность гражданской социализации младших школьников, определяет содержание гражданской социализации младших школьников в педагогическом процессе. На основании анализа концепта «гражданская социализация» автор выводит определение «гражданская социализация младших школьников», которое им рассматривается как осознанное, произвольное усвоение и активное воспроизводство гражданских знаний, норм, ценностей, традиций, опыта и навыков поведения во всех сферах жизнедеятельности, позволяющих им функционировать и успешно реализоваться в жизни общества как полноценных граждан.

Ключевые слова: младший школьник; сензитивность младшего школьника; гражданская социализация; гражданские качества; содержание гражданской социализации; инновационные технологии; личностно-ориентированные технологии

В постоянно изменяющихся условиях нашего государства общество активно влияет на социальные процессы и явления, в частности на процесс гражданской социализации индивида, в ходе которого происходит становление человека, как гражданина, усвоение им общечеловеческих ценностей, норм, правил поведения, присущих данному обществу.

Гражданская социализация младших школьников на сегодняшний день является одной из актуальных проблем педагогики.

Младший школьный возраст - это период впитывания, накопления, период усвоения. В данный период младший школьник понимает и овладевает нормами поведения, усваивает характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, начинает более сдержанно выражать свои чувства и эмоции.

Однако социальная ситуация развития детей постоянно изменяется. Если раньше основным источником получения информации была школа, то в настоящее время сознание ребенка, зачастую формируют средства массовой информации, Интернет, которые не всегда несут позитивную информацию, тем самым оказывают негативное влияние на его личностное развитие. В итоге все это ведет к замедлению процесса гражданской социализации.

Гражданская социализация младших школьников - это осознанное, произвольное усвоение и активное воспроизводство гражданских знаний, норм, ценностей, традиций, опыта и навыков поведения во всех сферах жизнедеятельности, позволяющих им функционировать и успешно реализоваться в жизни общества как полноценных граждан.

Основным институтом гражданской социализации индивида остается институт образования, который более успешно обеспечивает процесс становления личности, как гражданина, передачи знаний, норм и правил поведения, установленных обществом.

В процессе гражданской социализации младшие школьники должны освоить знания, нормы, правила поведения, активно участвовать в общественных организациях, устанавливать межличностные отношения.

Гражданская социализация младших школьников, как педагогическая проблема

Гражданская социализация младших школьников на сегодняшний день является одной из актуальных проблем педагогики.

Стоит отметить, что в младшем школьном возрасте происходят психофизические изменения, связанные с поступлением ребенка школу. Изменяется весь строй его жизни:

Введение

меняется режим, появляется новая роль, роль «ученика», сменяется ведущий вид деятельности, складываются определенные отношения с окружающими людьми, изменятся отношение к самому себе и другим (взрослым, сверстникам).

Как определил Н.С. Лейтес, «Младший школьный возраст - это период впитывания, накопления, период усвоения. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются» [9]. Автор говорит о том, что в данный период младший школьник понимает и овладевает нормами поведения, усваивает характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, начинает более сдержанно выражать свои эмоции.

Однако социальная ситуация развития детей постоянно изменяется. Если раньше основным источником получения информации была школа, то в настоящее время сознание ребенка, зачастую формируют средства массовой информации, Интернет, которые не всегда несут позитивную информацию, тем самым оказывают негативное влияние на его личностное развитие.

Сравнивая прошлое и современное поколение, можно сказать, что современные дети стали мало читать, ограничены в общении друг с другом, мало участвуют в деятельности общественных организаций, что затрудняет освоение нравственно-этических норм и взаимоотношений, формирование коммуникативной компетентности, толерантности, эмоциональной отзывчивости, проявлению добрых чувств по отношению к другим людям. В итоге все эти факторы замедляют процесс гражданской социализации.

Сущность гражданской социализации младших школьников

Периодом наиболее интенсивной гражданской социализации является детство, в частности младший школьный возраст.

По словам Р.А. Литвак и Г.Я. Гревцевой, «гражданская социализация - процесс усвоения человеком гражданских знаний, ценностей, социальных норм, навыков и овладения социальными ролями, позволяющий ему осуществлять целенаправленную гражданскую деятельность и функционировать в качестве полноправного члена общества» [8].

Согласно Д.О. Кузнецову, «гражданская социализация определяется:

• как процесс передачи гражданских знаний, норм, образцов поведения от поколения к поколению с целью воспроизводства и развития социальной интеграции в обществе;

• процесс взаимодействия социальных субъектов (индивидов, социальных групп, институтов, организаций) по воспроизводству и развитию гражданской культуры общества в условиях социально-политической и социокультурной среды определенного социума [5].

Как показывают социально-психологические исследования, младший школьный возраст является сензитивным для процесса гражданской социализации. При поступлении ребенка в школу, решающим фактором гражданской социализации становится усвоение гражданских знаний, ценностей, социальных норм, навыков и овладения социальными ролями, складывающиеся межличностные отношения.

Сензитивность данного возраста к присвоению ценностей, норм, образцов поведения, обусловлена такими возрастными особенностями младших школьников, как произвольность

https://mir-nauki.com

психических явлений, выстраивание внутреннего плана действий, сознательная постановка цели достижения успехов и волевая регуляция поведения; способность к разграничению игры и труда; интенсивное формирование гражданских качеств. Благодаря этому развивается социальная жизнь ребенка, формируется отношение к самому себе и окружающим, тем самым успешно проходит гражданская социализация [11].

Исходя из этого, можно определить, что гражданская социализация младших школьников - это осознанное, произвольное усвоение и активное воспроизводство гражданских знаний, норм, ценностей, традиций, опыта и навыков поведения во всех сферах жизнедеятельности, позволяющих им функционировать и успешно реализоваться в жизни общества как полноценных граждан.

Целью гражданской социализации младших школьников является подготовка гуманистически ориентированной личности, обладающей чувством собственного достоинства, с твердой жизненной позицией, признающей высокую ценность свободы и демократии, уважающей закон, обладающей юридическими знаниями, необходимыми для успешной самореализации в социуме.

Одной из основных задач гражданской социализации младших школьников является установление таких взаимоотношений между личностью и обществом, где личность влияет на развитие общества, а общество в свою очередь, позволяет ему сохранять свою индивидуальность и помогает успешной самореализации.

Результатом гражданской социализации младших школьников является формирование высоконравственных качеств человека, знание правовой культуры, активное участие в жизни государства, проявление активной гражданской позиции, развитие творческих способностей, самореализация в обществе.

Основным институтом гражданской социализации индивида остается институт образования, который более успешно обеспечивает процесс становления личности, как гражданина, передачи знаний, норм и правил поведения, установленных обществом.

Современная школа в наше время является одним из основных агентов гражданской социализации. Именно в школе происходит усвоение основных социальных ценностей, норм, образцов поведения. В тоже время на определенном этапе обучения именно фактор гражданской социализации начинает оказывать значительное влияние на успешность ребенка в школе.

Одно из направлений процесса гражданской социализации является формирование гражданских качеств личности.

Формирование гражданских качеств младшего школьника реализуется в процессе гражданской социализации, в содержание которого входит пропаганда здорового образа жизни, установление межличностных отношений, знакомство с правовой культурой, развитие свободной личности, воспитание трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности за поступки.

Гражданская социализация младших школьников поможет осознать личную значимость и ответственность за происходящее в окружающей их действительности.

Содержание гражданской социализации младших школьников в образовательном процессе

Эффективность процесса гражданской социализации младших школьников заключается в «усвоении человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества» [13].

В процессе гражданской социализации младшие школьники должны освоить знания, нормы, правила поведения, активно участвовать в общественных организациях, устанавливать межличностные отношения.

Таким образом, как будет организован процесс гражданской социализации младших школьников, будет зависеть полноценное формирование качеств личности гражданина. Основными показателями гражданской социализации младших школьников являются адаптация, эпансипация (способность самостоятельно решать проблемы), самоопределение, самореализация.

Исходя их вышесказанного, нужно отметить, что в процессе гражданской социализации младших школьников важным является выбор видов деятельности, форм и методов педагогического воздействия и взаимодействия с подрастающим поколением.

Педагогу важно знать, что личность проявляет себя не только через самосознание (суждение, оценка, убеждения), эмоций и чувств (реакция на окружающий мир, переживания), поведения (поступки, привычки, стиль поведения), но и в процессе самореализации. В процессе самореализации происходит выявление и осуществление личностью своих возможностей в достижении намеченных целей, что позволяет в полной мере реализовать свой творческий потенциал.

На сегодняшний день в педагогической практике используются современные методы (проектирование, моделирование ситуации из реальной жизни, ее анализ и пути решения и др.) и формы (квест, баттл, флешмоб, корпоратив, мозговой штурм и др.), помогающие эффективно реализовать процесс гражданской социализации.

Задачи гражданской социализации младших школьников решаются с помощью различных видов учебно-познавательной и внеклассной деятельности в рамках инновационных и личностно-ориентированных технологий.

Инновационные и личностно-ориентированные технологии гражданской социализации направлены на решение современных задач формирования гражданских качеств личности, готовности учащихся реализовать свои возможности в окружающем социуме, используя новые, более эффективные методы и формы работы. Используя их в работе, процесс гражданской социализации становится наиболее комфортным для взаимоотношений между педагогом и учащимися.

Важной из выше перечисленных технологий, является личностно-ориентированная. Личностно-ориентированная технология в процессе гражданской социализации направлена формирование человека, как гражданина, на формирование целостной личности, которая стремится к самоактуализации и самореализации своих возможностей, способная к восприятию нового опыта, а также умению ответственно подходить к решению и выбору жизненных ситуаций. Личностно-ориентированную технологию можно охарактеризовать как: «развитие», «свобода», «самостоятельность», «творчество», «индивидуальность», «личность».

Использование инновационных технологий позволяет оптимизировать процесс гражданской социализации, вовлекая всех субъектов, с целью развития самостоятельности, творчества, способности критически мыслить.

В результате, процесс гражданской социализации может стать источником личного успеха младшего школьника, ресурсом общественного развития, инструментом реализации важнейших общечеловеческих ценностей. Гражданская социализация младших школьников

https://mir-nauki.com

является важнейшим компонентом всего образовательного процесса, которая действует в интересах человека, общества, государства.

Таким образом, гражданская социализация младших школьников решает цели и задачи, направленные на формирование человека как гражданина, с присущими ему качествами, которые помогут в дальнейшем принимать активное участие в жизни общества.

Для решения цели и задач гражданской социализации необходимо вовлекать младших школьников в различные виды учебно-познавательной и внеклассной деятельности в рамках инновационных и личностно-ориентированных технологий. Использование инновационных технологий позволяет оптимизировать процесс гражданской социализации, вовлекая всех субъектов, с целью развития самостоятельности, творчества, способности критически мыслить.

В процессе гражданской социализации младшие школьники должны освоить знания, нормы, правила поведения, активно участвовать в общественных организациях, устанавливать межличностные отношения.

Гражданская социализация способствует становлению эмоциональной сферы младшего школьника, формируется его воля, потребности, мотивы, деятельность, умение устанавливать межличностные отношения, закрепляются основные способы реагирования на воздействие окружающей среды.

Результатом гражданской социализации младших школьников является сформированная гуманистически ориентированная личность, обладающая чувством собственного достоинства, с твердой жизненной позицией, признающей высокую ценность свободы и демократии, уважающая закон, обладающая правовыми знаниями, необходимыми для успешной самореализации в гражданском обществе.

Выводы

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаязов А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы // А.С. Гаязов. - Челябинск: ЧГУ, 1995. - 237 с.

2. Гревцева Г.Я. Социализация личности средствами гражданского воспитания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 3. - С. 24212425.

3. Камалова Л.А., Закирова В.Г. «Социализация младшего школьника как педагогическая проблема». Инновационное развитие современной науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян А.А. 2015. С. 136-139.

4. Красная М.А. Особенности гражданской социализации молодежи в современном обществе: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.05 / Красная Мария Андреевна; [Место защиты: Московский гор. психолого-педагогический ун-т]. - Москва, 2015. - 169 с.

5. Кузнецов Д.О. Гражданская социализация современной российской молодежи: факторы и риски // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2015. №1(46). С. 253-257.

6. Ларин А.Н. Социализация младших школьников как научно-педагогическая проблема // Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. 2014. №3. С. 199-204.

7. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М., 1971, с. 44.

8. Литвак Р.А., Гревцева Г.Я. К уточнению понятия «Гражданская социализация» // Вестник Челябинской академии культуры и искусств. 2012. №1 (29). С. 155-159.

9. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с.

10. Поносов Д.П., Суслов А.Б., Черемных М.В. Формирование гражданских качеств учащихся начальной школы с учетом нового образовательного стандарта: Методическое пособие для педагогов / Пермь, 2013 - 51 с.

11. Титаренко А.И. Моральные ценности и личность / под ред. А.И. Титаренко; Б.О. Николаичева. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 176 с.

12. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации».

13. Энциклопедический словарь, 1998 г.

Palatkina Galina Vladimirovna

Astrakhan state university, Astrakhan, Russia E-mail: pal9@rambler.ru

Simonova Tatyana Nikolaevna

Astrakhan state university, Astrakhan, Russia E-mail: tsimonova52@mail.ru

Bezrukavova Irina Vladimirovna

Astrakhan state university, Astrakhan, Russia E-mail: irisha_irina@mail.ru

The essence of civil socialization of junior schoolchildren in the educational process

Abstract. Junior school age is a period of positive change and transformation in all areas of its development. The process of civil socialization at this time is based on intensive development and the conditions of the surrounding reality. Therefore, during this period the indicator of achievements made by each child in the process of civil socialization is very important. The formation of a personality as a citizen significantly depends on the whole set of conditions of the pedagogical process. Civil socialization of junior schoolchildren will help to realize the personal importance and responsibility for the events in the surrounding reality. The success of civil socialization in many respects depends on the choice of activities, forms and methods of pedagogical influence and interaction with junior schoolchildren. The civil socialization of junior schoolchildren is considered on the basis of the analysis and the purpose and objectives of this process are defined in the article. The process of civil socialization of junior school children is shown as a pedagogical phenomenon. The author analyzes the process of civil socialization of junior schoolchildren as a pedagogical problem, considers the definition of "civil socialization", underlines the essence of civil socialization of junior schoolchildren, determines the content of civil socialization of junior schoolchildren in the pedagogical process. Based on the analysis of the concept of "civil socialization" the author displays the definition of "civil socialization of junior schoolchildren", which is considered as conscious, arbitrary assimilation and active reproduction of civil knowledge, norms, values, traditions, experience and skills of behavior in all spheres of life, allowing them to act and successfully to be realized in the activity of society as competent citizens.

Keywords: junior schoolchildren; the sensitivity of junior schoolchildren; civic socialization; civic qualities; the content of civil socialization; innovative technology; personality-oriented technologies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.