Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ QR-КВЕСТОВ (НА ПРИМЕРЕ «TRAVELLING» (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК) И «DIE REISE» (НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК)'

РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ QR-КВЕСТОВ (НА ПРИМЕРЕ «TRAVELLING» (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК) И «DIE REISE» (НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
QR-КОД / КВЕСТ / МЕТОДИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК / КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ганчар Наталия Петровна, Хаменя Елена Алексеевна

В статье расширяются представления о дидактических возможностях использования QRкодов и сервисов «Web-2.0» при обучении английскому и немецкому языках в реализации индивидуального подхода, развитии творческих способностей и интенсификации самостоятельной работы учащихся на занятиях. Показаны способы мотивации участников к разработке учебных продуктов с использованием QR-кодов и сервисов «Web-2.0». Опыт авторов способствует образовательной деятельности участников учебного процесса с целью повышения своей ИКТ-компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ганчар Наталия Петровна, Хаменя Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING EDUCATIONAL QR-QUESTS (USING "TRAVELLING" (ENGLISH) AND "DIE REISE" (GERMAN) AS EXAMPLES

The article extends the ideas about the didactic possibilities of using QR codes and Web-2.0 services in teaching English and German in implementing individual approach, developing creative abilities and intensifying of pupils' independent work in the classroom. The article shows how to motivate participants to develop learning products using QR codes and "Web-2.0" services. The experience of the authors contributes to the self-educational activities of the participants in the learning process in order to enhance their ICT-competence.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ QR-КВЕСТОВ (НА ПРИМЕРЕ «TRAVELLING» (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК) И «DIE REISE» (НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК)»

30 East European Scientific Journal #7(71), 2021

5. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления: Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 400 с.

6. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.

УДК: 378.147.003:604 ГРНТИ: 14.25.01

пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В. Гамезо и др. - М. : Просвещение, 1981. - 256 с.

Hanchar Nataliya

English teacher GEI «Grammar School № 9 named after F.P. Kirichenko» Grodno, Belarus Khamenia Alena Methodologist GEI «Grodno Regional Institute of Education Development State Educational Institution»

Grodno, Belarus

DEVELOPING EDUCATIONAL QR-QUESTS (USING "TRAVELLING" (ENGLISH) AND "DIE REISE" (GERMAN) AS EXAMPLES)

Ганчар Наталия Петровна

учитель ГУО

«Гимназия № 9 им. Ф.П. Кириченко г. Гродно»

Гродно, Беларусь Хаменя Елена Алексеевна

методист ГУО

«Гродненский областной институт развития образования»

Гродно, Беларусь

РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ QR-КВЕСТОВ (НА ПРИМЕРЕ «TRAVELLING» (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК) И «DIE REISE» (НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК)

DOI: 10.31618/ESSA.2782-1994.2021.3.71.99

Summary. The article extends the ideas about the didactic possibilities of using QR codes and Web-2.0 services in teaching English and German in implementing individual approach, developing creative abilities and intensifying of pupils' independent work in the classroom. The article shows how to motivate participants to develop learning products using QR codes and "Web-2.0" services. The experience of the authors contributes to the self-educational activities of the participants in the learning process in order to enhance their ICT-competence.

Аннотация. В статье расширяются представления о дидактических возможностях использования QR-кодов и сервисов «Web-2.0» при обучении

английскому и немецкому языках в реализации индивидуального подхода, развитии творческих способностей и интенсификации

самостоятельной работы учащихся на занятиях. Показаны способы мотивации участников к разработке учебных продуктов с использованием QR-кодов и сервисов «Web-2.0». Опыт авторов способствует образовательной деятельности участников учебного процесса с целью повышения своей ИКТ-компетентности.

Keywords. QR-code, quest, methodology, education, English, German, competence.

Ключевые слова. QR-код, квест, методика, образование, английский язык, немецкий язык, компетентность.

Постановка проблемы. Развитие у участников (обучающихся и обучаемых) информационной компетентности по

использованию QR-кодов и сервисов «Web-2.0» в образовательном процессе при обучении английскому и немецкому языках является краеугольным камнем в обучении. Оборудованием послужили компьютеры и смартфоны, планшеты с доступом к сети Интернет, интерактивная доска, презентации,

разработанные в программе Power Point,

раздаточный материал в виде маршрутных листов, рабочие листы с заданиями для каждой станции, «Кубик Блума». Материалы данной методической разработки можно использовать для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, как на учебных занятиях, так и для организации досуга.

Содержание основного материала. Задачей первого, ориентировочно-мотивационного, этапа учебно-методических разработок QR-квестов «Travelling» (на английском языке) и «Die Reise»

(на немецком языке) является обеспечение мотивации участников учебного процесса. Неотъемлемыми элементами содержательной части данного этапа служит приветствие, вступительное слово педагога, мотивация участников на совместную деятельность, организация деления участников на группы.

Ознакомление с участниками и распределение их по группам происходит с помощью QR-кодов, которые являются ссылками на интерактивные пазлы. Сами коды разрезаются и выкладываются на поверхность.

Таблица 1

Разделение участников на команды («QR-квест «Travelling»)

History (USA)

Geography (USA)

Chef (USA)

Guide (USA)

Участники «QR-квест «Travelling» сканируют QR-коды, складывают пазл, считывают информацию по распределению в соответствующие группы.

На этапе актуализации субъектного опыта участников добиваемся обеспечения активности участников в предстоящей деятельности. Здесь важно определить уровень подготовленности

участников к восприятию опыта мастера, актуальности его исследований. Педагог (учитель) ведет поисковую беседу, направленную на диагностику потребностей и уровня готовности субъектов к восприятию нового опыта. Участники активно участвуют в беседе, отвечают на вопросы педагога и готовятся к восприятию опыта мастера.

А В С D

Рис. 1. Метод «4 угла» (QR-квест «Die Reise»)

В ходе реализации QR-квеста «Die Reise» задействован приём «4 угла»: в качестве ответа на один из вариантов (A/B/C/D) вопроса педагога участники занимали место в соответствующем углу аудитории, отмеченного буквами A/B/C/D.

Этап целеполагания связан с постановкой целей участников и выявления их ожиданий. Содержание этапа связано с определением темы и цели занятия, вовлечением учащихся в целеполагание. В ходе практической деятельности

педагог предлагает участникам определить, что они ожидают от занятия, а также побуждает к постановке цели и задач квеста. Сами участники активно участвуют в определении личностно-значимой цели занятия.

Распределение участников на группу в ходе «Die Reise» организовывалось с помощью QR-кодов, являвшихся ссылками на картинки знакомого нам пазла.

Таблица 2

Разделение участников на группы («QR-квест «Die Reise»)

Deutschland

Österreich

Фиксация результатов происходила на стикерах, вывешиваемых на доске.

Рис. 2. Образец стикера (QR-квест «Die Reise»)

На информационно-деятельностном этапе занятия происходит знакомство с возможными вариантами использования QR-кодов в учебном процессе, а также с эффективными сервисами <^еЬ-2.0» в обучении иностранному языку; создание атмосферы коллективного

взаимодействия; обеспечение практической

деятельности участников по освоению совместного использования технологии QR-кода и сервисов <^еЬ-2.0» в обучении. Содержание этапа связано с применением на практике полученных знаний: выполнение упражнений в сервисах <^еЬ-2.0» с использованием технологии QR-кода.

Рис. 3. Маршрутный лист (QR-квест «Die Reise»)

Педагог предлагает маршрутные листы, вывешивает на доске под названиями групп.

Рис. 4. Маршрутный лист (QR-квест «Travelling»)

В ходе прохождения QR-квестов на каждой станции педагог предлагает участникам определить, что участники ожидают от каждого использованного сервиса «Web-2.0»; показывает приемы, методы, способы деятельности с использованием цифровых технологий; выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею; организует совместное обсуждение возможностей применения разработанных электронных средств обучения;

организует маркировку прохождения этапов на доске, дает оценку происходящему.

Участники на этом этапе, получив маршрутные листы и обсудив маршрут прохождения QR-квеста, проходят этапы QR-квеста, осваивают сервисы Web-2,0 в практической деятельности, выполняют самостоятельную работу по прохождению заданий и получению ключевой буквы для следующего этапа.

Таблица 3

Образец заданий (QR-квест «Travelling»)

Этап квеста

Этап квеста

History (London) Write some interesting facts.

History (The USA) Write some interesting facts.

Tasks.

Tasks.

Geography (London) Watch the video and answer the questions.

0 0

2.

Geography (The USA) Watch the video and answer the questions.

01Ш0 0Ш0

2.

Tasks.

Tasks.

Guide (London) Match the pictures with QR-code

Tasks.

A.ÎSÎ

B.

C.

D.

E.

Guide (The USA) Match the pictures with QR-code

Tasks.

Chef (London) Watch the video and write the recipe.

Tasks.

Chef (The USA) Watch the video and write the recipe.

Tasks.

Разгадывают ребус, переходят на сайт обучении. Привнесён элемент юмора: лишь одна мастера, где даны ссылки на варианты картинка на рисунках 3 и 4 даст ключ к использования различных сервисов «Web-2.0» в разгадыванию ребуса.

Рис. 5. Образец ребуса (QR-квест «Travelling»)

Анализируют предложенные приемы, методы, способы деятельности с использованием сервисов «Web-2.0».

Рис. 6. Образец заданий (QR-квест «Travelling»)

Особенно повеселила участников QR-код под контуром Италии (большинство подумали, что у них случился сбой в сканирующем устройстве).

Рис. 7. Образец заданий (QR-квест «Travelling»)

Обсуждают задействованные сервисы «Web- квеста, возможности их применения в своей 2.0», авторские модели, разработанные для QR- педагогической деятельности.

Рис. 8. Образец заданий для QR-квеста «Die Reise» (Station 1)

В ходе прохождения QR-квеста «Die Reise» педагог организовывал маркировку прохождения этапов на доске и презентацию результатов совместной деятельности с помощью сервиса

Jamboard, также давал оценку происходящему и показывал приёмы, методы, способы деятельности с использованием цифровых технологий.

Рис. 9. Образец заданий для QR-квеста «Die Reise» (Station 2)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Участники QR-квеста «Die Reise» совместной деятельности с помощью сервиса самостоятельно презентовали результаты Jamboard.

Рис. 10. Образец заданий для QR-квеста «Die Reise» (Station 3)

Анализ предложенных приёмов и способов деятельности при прохождении QR-квеста «Die Reise» также происходил на этом этапе.

Рис. 11. Образец заданий для QR-квеста «Die Reise» (Station 4)

На этапе рефлексии даётся оценка значимость полученных знаний и умений для эффективности взаимодействия педагога и использования в дальнейшей педагогической участников QR-квестов, а также определяется деятельности.

Рис. 12. «Кубик Блума» (QR-квест «Die Reise»)

В ходе дискуссии по результатам совместной участников мастер-класса, актуальности

деятельности педагога и слушателей, организуемой полученных знаний, результативности достижения

с помощью методики «Кубик Блума», делается цели. вывод об эффективности взаимодействия

ив Ш1

Wliat do у о и find interesting in this QR-quest?

/ .. \/ H \ / \

What do you | ^ ' ' ' What do we 1 Do yon use already know , important 01 1 have to 1 such OR cinesls ( ,, - . 1 VOll 111 tills 1 , , E on this topic | J | remember rrom 1 ill your ^ (QR-quest)? ( topic ] tllis QR-qUest? lessons? (QR-quest)? | 1

\ /\ 7 "Wliat else would you like to know oil tllis topic (QR-quest)? \ /

Рис. 13. «Кубик Блума» (QR-квест «Travelling»)

Участники оценивают полученный опыт и возможность применения в дальнейшей практике.

Выводы и направления дальнейших исследований. Организуемые при помощи QR-

Список использованных источников:

1. Hope of deliverance - Paul Mccartney Karaoke / Sogekingu Usopp // YouTube / [Electronic resource]. -Access mode : https://www.youtube.com/watch?v=cJ8sLOH_iVo. -Access date. - 05.08.2021.

2. The Beatles - Obladi Oblada Color Rare Version Laser Disk U-Best / Mas Goy // YouTube / [Electronic resource]. - Access mode : https ://www.youtube.com/watch?v=JOc7HcIXoTw. -Access date. - 14.07.2021.

3. Die Geschichte der 'Deutschen' / malgli // YouTube / [Electronic resource]. - Access mode : https://www.youtube.com/watch?v=AHViGvjBTfs. -Access date. - 11.07.2021.

4. Sisi von Österreich - so war sie wirklich / Terra X // YouTube / [Electronic resource]. - Access mode :

технологий квесты действенным образом содействуют качественному усвоению содержания учебного занятия, способствуя развитию коммуникативных навыков на иностранном языке. https://www.youtube.com/wateh?v=WuL0GxWqBAc. - Access date. - 11.07.2021.

5. Unterrichtsmaterial: Geschichte in Karten -Der Zerfall Österreich-Ungarns nach 1918 / dokumentARfilm - Schulfilme - Lehrfilme // YouTube / [Electronic resource]. - Access mode : https://www.youtube.com/watch?v=2VKoRsv6A40. -Access date. - 11.07.2021.

6. Berlin in 5 Minuten | Die besten Reisetipps und Insider Tipps / theTravellers // YouTube / [Electronic resource]. -Access mode : https://www.youtube.com/watch?v=GzwUv1Zdm-0. -Access date. - 11.07.2021.

7. Typisch Österreich - gibt es das überhaupt? Typische Wörter, typisches Essen? Finden wir es heraus! / Kinderweltreise // YouTube / [Electronic resource]. - Access mode : https://www.youtube.com/watch?v=Qp9Q3PNBtj8. -Access date. - 11.07.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.