Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОВ КИОКУСИНКАЙ ЭТАПА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД'

АНАЛИЗ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОВ КИОКУСИНКАЙ ЭТАПА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИОКУСИНКАЙ КАРАТЭ / ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Демченко Наталья Сергеевна

Актуальность научного исследования обусловлена необходимостью учёта специфики психофизиологических проявлений в ходе подготовки спортсменов к предстоящим соревнованиям. Учет особенностей психологического статуса позволит эффективнее выстраивать тренировочный процесс и повысить спортивные результаты. Цель исследования - разработать методы психологического воздействия на спортсменов киокусинкай в подготовительный период и оценить их эффективность. Задачи исследования: Разработать методы психологического воздействия на спортсменов киокусинкай в подготовительный период; провести оценку параметров психологического и психофизиологического состояния спортсменов в начале и конце подготовительного периода; определить эффективность разработанных методов. Методы исследования: теоретический анализ научнометодической литературы; педагогическое и аппаратное тестирование с помощью компьютерного комплекса «НС-ПсихоТест» (ООО «Нейрософт»); педагогический эксперимент; методы математической статистики. Организация исследования. Исследование проходило на базе Федерации Кёкусин-кан каратэ-до России. Исходя из результатов педагогического тестирования психофизиологического состояния спортсменов на начальном этапе подготовительного периода, были индивидуально предложены методы психологической коррекции состояния катистов. На конечном этапе подготовительного периода проведено повторное тестирование и оценена эффективность предложенных мер. Результаты исследования. По окончании педагогического эксперимента у спортсменов ЭГ отмечен достоверный прирост (р<0,05) по ряду анализируемых показателей психофизиологического состояния и отмечена эффективность реализации предложенных мер. Выводы. Предложенные методы психологического воздействия позволяют эффективнее выстраивать тренировочный процесс и повысить спортивные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Демченко Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE PSYCHOPHYSIOLOGICAL STATE OF KYOKUSHIN ATHLETES AT THE STAGE OF IMPROVING SPORTS SKILLS IN THE PREPARATORY PERIOD

The relevance of the scientific research is due to the need to take into account the specifics of psy-chophysiological manifestations during the preparation of athletes for upcoming competitions. Taking into account the peculiarities of the psychological status will make it possible to build the training process more effectively and improve sports results. The purpose of the study is to develop methods of psychological influence on kyokushin athletes during the preparatory period and evaluate their effectiveness. Research objectives: to develop methods of psychological influence on kyokushin athletes during the preparatory period; to assess the parameters of the psychological and psychophysiological state of athletes at the beginning and end of the preparatory period; determine the effectiveness of the developed methods. Research methods: theoretical analysis of scientific and methodological literature; pedagogical and hardware testing using the computer complex "NS-Psychotest" (LLC "Neurosoft"); pedagogical experiment; methods of mathematical statistics. Organization of the study. The study was conducted on the basis of the Kyokushin-kan Karate-do Federation of Russia. Based on the results of pedagogical testing of the psycho-physiological state of athletes at the initial stage of the preparatory period, methods of psychological correction of the condition of athletes were individually proposed. At the final stage of the preparatory period, repeated testing was carried out and the effectiveness of the proposed measures was evaluated. The results of the study. At the end of the pedagogical experiment, the athletes of EG showed a significant increase (p<0.05) in a number of analyzed indicators of the psychophysiological state and the effectiveness of the implementation of the proposed measures was noted. Conclusions. The proposed methods of psychological influence make it possible to build the training process more effectively and increase sports results.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОВ КИОКУСИНКАЙ ЭТАПА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД»

зателях физической подготовленности и развитии скоростных и силовых качеств у лиц с синдромом Дауна обеих групп. Из 8 участников исследования по-прежнему у одного человека показатели развития скоростно-силовых качеств были выше, чем у всех остальных, и составили 12,5%, шесть человек - 75% продемонстрировали средние показатели, у одного он остался на низком уровне и составил 12,5%.

В результате проведения исследования уровня развития скоростных и силовых качеств у лиц с синдромом Дауна была определена эффективность комплекса корректирующих упражнений, о чем свидетельствует анализ первичного и повторного исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айрапетова Н.С. Комплексные методы физической реабилитации / Н.С. Айрапетова. -Москва : Физиотерапия, реабилитация, 2006. - 164 с.

2. Антонен Е.Г. Хромосомные болезни / Е.Г. Антонен. - Петрозаводск: Петрозаводский гос. университет, 2004. - 106 с.

3. Барашнев Ю.И. Синдром Дауна. Медико-генетический и социально-психологический аспект / Ю.И. Барашнев. - Москва : Триада Х, 2019. - 280 с.

4. Лаутеслагер Петер Е.М. Двигательное развитие детей с синдромом Дауна. Проблемы и решения. - Москва : Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2014. - 360 с.

5. Об утверждении государственных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) на 2018-2021 годы : Приказ Министерства спорта РФ от 19 июня 2017 г. N 542 // ГАРАТ.РУ : [сайт]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71617918/ (дата обращения: 01.01.2022).

6. Скоробогатова, Н.П. Развитие моторных функций у детей с синдромом Дауна / Н. П. Скоробогатова // Работник социальной службы. - 2017. - № 9. - С. 114-118.

7. Степанова В.А. Коллегиальное консультирование как одна из форм сопровождения семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна / В.А. Степанова // Дефектология. - 2017. - № 3. -С. 49-56.

REFERENCES

1. Airapetova, N.S. (2006), Complex methods of physical rehabilitation, Physiotherapy, rehabilitation, Moscow.

2. Antonen, E.G. (2004), Chromosomal diseases, Petrozavodsk state University, Petrozavodsk.

3. Barashnev, Yu.I. (2019), Down Syndrome, Medico-genetic and socio-psychological aspect, Triad X, Moscow.

4. Lauteslager, Peter E.M. (2014), Motor development of children with Down syndrome, Problems and solutions, Downside Up Charitable Foundation, Moscow.

5. Ministry of Sports of the Russian Federation (2017), "On approval of the state requirements of the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for Labor and Defense" (TRP) for 2018202", Order of the of June 19, 2017 N 542, available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71617918/ (date of access: 01/01/2022).

6. Skorobogatova, N.P. (2017), "Development of motor functions in children with Down syndrome", Social worker, No. 9, pp. 114-118.

7. Stepanova, V.A. (2017), "Collegiate counseling as one of the forms of support for families raising children with Down syndrome", Defectology, No. 3, pp. 49-56.

Контактная информация: Selena-dav@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 26.09.2022

УДК 796.015.12

АНАЛИЗ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОВ

КИОКУСИНКАЙ ЭТАПА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Наталья Сергеевна Демченко, доцент, Российский университет спорта «ГЦОЛИФК»,

Москва

Аннотация

Актуальность научного исследования обусловлена необходимостью учёта специфики психофизиологических проявлений в ходе подготовки спортсменов к предстоящим соревнованиям. Учет особенностей психологического статуса позволит эффективнее выстраивать тренировочный процесс и повысить спортивные результаты. Цель исследования - разработать методы психологического воздействия на спортсменов киокусинкай в подготовительный период и оценить их эффективность. Задачи исследования: Разработать методы психологического воздействия на спортсменов киокусинкай в подготовительный период; провести оценку параметров психологического и психофизиологического состояния спортсменов в начале и конце подготовительного периода; определить эффективность разработанных методов. Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы; педагогическое и аппаратное тестирование с помощью компьютерного комплекса «НС-ПсихоТест» (ООО «Нейрософт»); педагогический эксперимент; методы математической статистики. Организация исследования. Исследование проходило на базе Федерации Кёку-син-кан каратэ-до России. Исходя из результатов педагогического тестирования психофизиологического состояния спортсменов на начальном этапе подготовительного периода, были индивидуально предложены методы психологической коррекции состояния катистов. На конечном этапе подготовительного периода проведено повторное тестирование и оценена эффективность предложенных мер. Результаты исследования. По окончании педагогического эксперимента у спортсменов ЭГ отмечен достоверный прирост (р<0,05) по ряду анализируемых показателей психофизиологического состояния и отмечена эффективность реализации предложенных мер. Выводы. Предложенные методы психологического воздействия позволяют эффективнее выстраивать тренировочный процесс и повысить спортивные результаты.

Ключевые слова: киокусинкай каратэ, подготовительный период, психофизиологическое состояние.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p82-88

ANALYSIS OF THE PSYCHOPHYSIOLOGICAL STATE OF KYOKUSHIN ATHLETES AT THE STAGE OF IMPROVING SPORTS SKILLS IN THE PREPARATORY PERIOD

Natalia Sergeevna Demchenko, the docent, Russian University of Sports, Moscow

Abstract

The relevance of the scientific research is due to the need to take into account the specifics of psychophysiological manifestations during the preparation of athletes for upcoming competitions. Taking into account the peculiarities of the psychological status will make it possible to build the training process more effectively and improve sports results. The purpose of the study is to develop methods of psychological influence on kyokushin athletes during the preparatory period and evaluate their effectiveness. Research objectives: to develop methods of psychological influence on kyokushin athletes during the preparatory period; to assess the parameters of the psychological and psychophysiological state of athletes at the beginning and end of the preparatory period; determine the effectiveness of the developed methods. Research methods: theoretical analysis of scientific and methodological literature; pedagogical and hardware testing using the computer complex "NS-Psychotest" (LLC "Neurosoft"); pedagogical experiment; methods of mathematical statistics. Organization of the study. The study was conducted on the basis of the Kyokushin-kan Karate-do Federation of Russia. Based on the results of pedagogical testing of the psycho-physiological state of athletes at the initial stage of the preparatory period, methods of psychological correction of the condition of athletes were individually proposed. At the final stage of the preparatory period, repeated testing was carried out and the effectiveness of the proposed measures was evaluated. The results of the study. At the end of the pedagogical experiment, the athletes of EG showed a significant increase (p<0.05) in a number of analyzed indicators of the psychophysiological state and the effectiveness of the implementation of the proposed measures was noted. Conclusions. The proposed methods of psychological influence make it possible to build the training process more effectively and increase sports results.

Keywords: kyokushin karate, preparatory period, psychophysiological state.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность научного исследования обусловлена недостатком рекомендаций в отношении анализа и коррекции психофизиологического статуса спортсменов, являюще-

гося неотъемлемой частью психологической подготовленности, что в свою очередь включается в структуру интегральной подготовки спортсменов высшей квалификации, выступающих в индивидуальном виде программы (ката) в киокусинкай [3].

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В педагогическом эксперименте, проводившемся на базе Федерации Кёкусин-кан каратэ-до России, приняло участие 20 спортсменов киокусинкай этапа совершенствования спортивного мастерства [1]. Участники педагогического эксперимента случайным образом были разделены на две группы - контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ). Спортсмены ЭГ занимались с учетом разработанных методов психологического воздействия, спортсмены КГ - к участию в тренировочном процессе в подготовительный период с применением разработанных методов не привлекались.

Диагностика психофизиологического и психологического состояния осуществлялась с помощью тестов компьютерного комплекса «НС-ПсихоТест» (ООО «Нейрософт»): простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР), реакции выбора (РВ), помехоустойчивости, таблиц Шульте-Платонова, а также шкалами оценки уровня реактивной тревожности (тест Ч.Д. Спилбергера) и мотивационного состояния В.Ф. Сопова [2].

Норматив по шкале реактивной тревоги Ч.Д. Спилбергера - 8-10 баллов; 5-7 баллов - низкая тревога, 11-20 баллов - стресс, высокий уровень тревоги. Норматив по шкале мотивационного состояния В.Ф. Сопова - 20-24 балла, 7-19 баллов - низкий уровень мотивированности, 25-28 - чрезвычайный уровень мотивированности, излишняя суетливость в действиях.

На протяжении подготовительного периода в тренировочной деятельности спортсменов киокусинкай применялись методы психологического воздействия, представленные в таблице 1.

Таблица 1 - Методы психологического воздействия на спортсменов киокусинкай в подготовительный период_

Задачи Ср-ва и инструменты воздействия Методика реализации программы

Дистанцирование от помехообра-зующих факторов, расслабление мышц, сосредоточение на собственном мироощущении Средства и инструменты, ориентированные на реализацию образного мышления, снятие мышечного напряжения, настрой на саморасслабление различных групп мышц и релаксацию Дифференцированная методика Джекобсона. 2-3 раза в неделю в начальной части тренировочного занятия

Саморегулятивные навыки и умения Психотехнические игры, синхронная гимнастика по методу «Ключ» Х. Алиева До разминки и после заминки в течение 7-10 мин.

Развитие концентрации внимания на различных ощущениях, работа со зрительными образами Упражнения аудиальной стимуляции, воздействие бинауральными ритмами 1 раз в неделю, в начальной части занятий, посвященной психологической подготовке

Снятие мышечных зажимов, исключение мышечных спазмов Упражнения телесно-ориентированной терапии А. Лоуэна Индивидуальный подход по результатам диагностики и результатам самообследования

Определение ведущих «точек» оптимального боевого состояния Составление формул самовнушения Индивидуальный подход к каждому катисту (формульная индивидуализация)

Формирование ресурсного состояния Работа по методу самонастроя и самовнушения В период интенсивных нагрузок

Статистическая обработка полученных данных проводилась посредством Microsoft Excel 365. Оценка достоверности внутригрупповых и межгрупповых различий осуществлялась по t-критерию Стьюдента.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Спортсмены ЭГ (таблица 2) и КГ (таблица 3) на начало подготовительного периода имели в среднем высокий уровень тревоги - соответственно 12,4±3,5 балла у спортсме-

нов ЭГ и 11,9±4,8 балла - у спортсменов КГ.

Таблица 2 - Результаты оценки осознаваемого уровня тревоги и степени мотивации спортсменов киокусинкай ЭГ (п=10) в начале подготовительного периода_

№ спортсмена Шкала, балл Анализ

Самооценка тревоги Мотивационное состояние

1 11 14 страх, ожидание провала

2 13 24 беспокойство

3 16 22 беспокойство

4 5 8 страх, ожидание провала

5 10 24 оптимум

6 8 17 апатия, равнодушие

7 |7 24 несобранность

8 12 10 страх, ожидание провала

9 14 16 страх, ожидание провала

10 18 21 беспокойство

X 12,4 19,0 страх, ожидание провала

а 3,5 |4,8

Примечание: - низкий; - оптимальный; - высокий.

Уровень мотивационного состояния был на низком уровне, в среднем по ЭГ составляя 19,2±5,1 балла (таблица 2) и в КГ - 19,2±3,3 балла (р>0,05) (таблица 3). У многих спортсменов прослеживаются пограничные с критическими величинами значения протестированных показателей.

Таблица 3 - Результаты оценки осознаваемого уровня тревоги и степени мотивации спортсменов киокусинкай КГ (п=10) в начале подготовительного периода_

N° спортсмена Шкала, балл Анализ

Самооценка тревоги | Мотивационное состояние

1 9 18 низкая целеустремленность

2 15 22 беспокойство

3 19 18 страх, ожидание провала

4 9 23 оптимум

5 20 17 страх, ожидание провала

6 13 21 беспокойство

7 6 12 апатия, равнодушие

8 9 118 низкая целеустремленность

9 |7 22 несобранность

10 12 21 беспокойство

X 11,9 19,2 страх, ожидание провала

а 4,8 |3,3

Примечание: - низкий; - оптимальный; - высокий.

На конец педагогического эксперимента катисты ЭГ в среднем имели оптимальное психологическое состояние уровня тревоги и мотивации, показатели которых соответствовали допустимому оптимальному диапазону - соответственно 10,3±1,8 балла и 21,9±2,3 балла (таблица 4).

Стоит отметить, что 40% всех спортсменов ЭГ (4 человека) находились в строго оптимальном психологическом состоянии, а у 40% отмечено беспокойство, однако составляющие показатели этого состояния (тревога и мотивация) находятся в предельном пограничном значениях, что указывает на то, что при дальнейшей психологической работе с этими спортсменами вполне вероятно удастся достигнуть их оптимального психологического состояния.

Психологическое состояние испытуемых КГ довольно разнообразно, и оптимальному уровню психологического состояния соответствует только один спортсмен из деся-

ти (таблица 5).

Таблица 4 - Результаты итогового тестирования оценки осознаваемого уровня тревоги и степени мотивации катистов ЭГ (п=10)_

№ спортсме- Шкала, балл Анализ

на Самооценка тревоги Мотивационное состояние

1 10 20 оптимум

2 9 20 оптимум

3 9 22 завышенные ожидания

4 11 20 беспокойство

5 9 21 оптимум

6 9 20 оптимум

7 8 24 завышенные ожидания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 10 20 оптимум

9 11 21 беспокойство

10 14 24 беспокойство

X 10,3 21,2 оптимум

а 1,8 2,3

Примечание: - низкий

- оптимальный

- высокий

- ярко выраженный

Таблица 5 - Результаты итогового тестирования оценки осознаваемого уровня тревоги и степени мотивации катистов КГ (п=10)_

N° спортсмена Шкала, балл Анализ

Самооценка тревоги | Мотивационное состояние

1 10 18 низкая целеустремленность

2 15 19 страх, ожидание провала

3 21 18 низкая целеустремленность

4 15 18 страх, ожидание провала

5 19 17 беспокойство

6 11 21 жажда деятельности

7 |7 12 апатия, равнодушие

8 10 18 оптимум

9 8 17 завышенные ожидания

10 15 21 беспокойство

X 13,1 17,9 беспокойство

а 4,7 2,8

Примечание: - низкий - оптимальный - высокий - ярко выраженный

Спортсмены киокусинкай КГ на итоговом тестировании имели в среднем высокий уровень тревоги - соответственно 13,1±4,7 балла. Уровень мотивационного состояния испытуемых КГ был оптимальным и составил 20,5±2,8 балла, однако, общей картине это не помогло и психологическое состояние в среднем у спортсменов КГ расценивалось как обеспокоенное.

Представим результирующую таблицу 6 оценки осознаваемого уровня тревоги и степени мотивации спортсменов киокусинкай КГ и ЭГ в начале и конце подготовительного периода.

В начале подготовительного периода самооценка тревоги у испытуемых ЭГ была на высоком уровне и составляла в среднем 12,4±3,5 балла. Примерно на том же уровне была самооценка тревоги и у катистов КГ - в среднем 11,9±4,8 балла. Относительное статистически незначимое отклонение этих показателей составляло 4,2% (р>0,05). Мотива-ционное состояние на начало подготовительного периода в среднем в обеих группах не превышало 19,2 балла, что соответствовало низкому уровню мотивированности. Относительное достоверное отклонение между показателями мотивационного состояния

спортсменов киокусинкай ЭГ и КГ составляло 1,04% (р<0,05). Общее психологическое состояние испытуемых обеих групп интерпретировалось по шкале Спилбергера-Сопова как «страх, ожидание провала».

Таблица 6 - Результаты оценки осознаваемого уровня тревоги и степени мотивации спортсменов киокусинкай КГ (п=10) и ЭГ (п=10) в начале и в конце подготовительного периода_

Показатель Самооценка тревоги, балл Мотивационное состояние, балл

ЭГ (п=10) | КГ (п=10) ЭГ (п=10) | КГ (п=10)

Начало подготовительного периода

Х±а 12,4±3,5 11,9±4,8 19,0±4,8 19,2±3,3

Интерпретация высокий высокий низкий низкий

Дабс., у.е. 0,5 -0,2

Дот, % 4,20 -1,04

1эмп. 0,3 0,1

Конец подготовительного периода

Х±а 9,1±1,8 13,4±4,7 21,2±2,3 17,9±2,8

Интерпретация оптимальный высокий оптимальный низкий

Дабс., у.е. -4,3 1,4

Дотн., % -32,09 6,83

1эмп. 3,1 3,5

Таким образом, психологические состояния спортсменов КГ и ЭГ представлены в основном отрицательными эмоциями, только по одному каратэисту из каждой группы пребывает в оптимальном состоянии.

В конце подготовительного периода самооценка тревоги у испытуемых ЭГ в среднем была на оптимальном уровне и составляла 9,1±1,8 балла. Самооценка тревоги у кати-стов КГ также соответствовала оптимальному значению, составляя в среднем 13,4±4,7 балла, однако достоверно превышала уровень ЭГ на 32,09% (р<0,05). Уровень мотиваци-онного состояния на конец подготовительного периода у испытуемых ЭГ в среднем составлял 21,2±2,3 балла, соответствуя оптимальному уровню, против 17,9±2,8 балла испытуемых КГ, который интерпретировался как низкий уровень. Относительное отклонение в данных показателях было статистически значимым и составляло - 6,83% (р<0,05). Общее психологическое состояние испытуемых ЭГ на конец подготовительного периода по шкале Спилбергера-Сопова оценивалось как «оптимальное», в то время как у спортсменов киокусинкай КГ - «страх, ожидание провала».

Результаты исходной и итоговой диагностики спортсменов киокусинкай по тестам компьютерного комплекса «НС-ПсихоТест» представлены в таблице 7.

Таблица 7 - Результаты исходной и итоговой диагностики спортсменов киокусинкай по тестам компьютерного комплекса «НС-ПсихоТест»_

Тест Показатели Группа Этап диагностики (Х±а) Отклонение Достоверность

исходный итоговый Дабс. Дотн., % 1эмп. Р0,05

РВ ВРср, мс ЭГ 325,2±46,57 311,2±40,12 -14 -4,31 0,68 >0,05

КГ 325,67±46,85 320,67±32,55 -5 -1,54 0,26 >0,05

Дотн., % -0,14 -2,95

1-эмп. 0,02 0,55

Р (0,05) >0,05 >0,05

КТ Уиппла, баллы ЭГ 0,84±0,06 0,42±0,16 -0,42 -50 7,37 <0,05

КГ 0,83±0,12 0,79±0,11 -0,04 -4,82 0,74 >0,05

Дотн., % 1,2 -46,84

!-эмп. 0,22 5,72

Р (0,05) >0,05 <0,05

ПЗМР ПЗМР, с ЭГ 258,45±15,3 205,21±13,3 -53,24 -20,6 7,88 <0,05

КГ 256,09±13,3 255,16±11,1 -0,93 -0,36 0,16 >0,05

Дотн., % 0,92 -19,58

1-эмп. 0,35 8,65

Р (0,05) >0,05 <0,05

Тест Показатели Группа Этап диагностики (X±a) Отклонение Достоверность

исходный итоговый Лабс. Лотн., % 1эмп. Р0,05

ВР (Шуль-те) Тест «Шульте-Платонова», с ЭГ 47,9±10 29,8±8,9 -18,1 -37,79 4,06 <0,05

КГ 47,7±7,7 42,1±6,9 -5,6 -11,74 1,62 >0,05

Лот, % 0,42 -29,22

1-эмп. 0,05 3,28

P (0,05) >0,05 <0,05

ВР (помех.) Оценка помехоустойчивости, с ЭГ 323,1±23,1 363,2±17,4 40,1 12,41 4,16 <0,05

КГ 321,3±17,4 324,8±12,3 3,5 1,09 0,49 >0,05

Лотн., % 0,56 11,82

1-эмп. 0,19 5,41

P (0,05) >0,05 <0,05

Примечание: РВ - реакция выбора, ПЗМР - простая зрительно-моторная реакция, Вр Шульте - показатель теста «Шульте-Платонова»; ВР помех. - показатель теста на помехоустойчивость; ВРср - среднее значение времени реакции.

По истечении педагогического эксперимента в ЭГ были отмечены параметры диагностики, значительно отличающиеся от соответствующих параметров показателей участников КГ. Почти все анализируемые показатели на итоговом этапе педагогического эксперимента имеют достоверные отличия (р<0,05), исключение составляет показатель среднего времени реакции выбора. Максимальное достоверное относительное отклонение (46,84% при p<0,05) между группами испытуемых зафиксировано в показателе «Коэффициент точности Уиппла», который характеризует степень свойства устойчивости внимания, обусловленного в свою очередь силой и уравновешенностью нервных процессов спортсменов.

ВЫВОДЫ

1. В результате применения разработанных методов психологического воздействия общее психологическое состояние испытуемых ЭГ на конец подготовительного периода по шкале Спилбергера-Сопова оценивалось как «оптимальное».

2. Почти все анализируемые психофизиологические показатели ЭГ за время педагогического эксперимента имеют достоверный прирост (р<0,05). Максимальное относительное отклонение между итоговым и исходным тестированием зафиксировано в показателе ПЗМР - 53,24% (р<0,05).

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «кио-кусинкай» : Приказ Министерства спорта РФ от 12.07.2021 № 547 // Официальный интернет-портал правовой информации : [сайт]. - URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения 24.02.2022).

2. Бабушкин Г.Д. Психологическое обеспечение подготовки спортсменов в системе многолетней спортивной тренировки / Г.Д. Бабушкин, Б.П. Яковлев. - Новосибирск : Сибпринт, 2018. -266 с.

3. Демченко Н.С. Проблемы интегральной подготовки спортсменов высокой квалификации, выступающих в ката в киокусинкай, и пути их решения / Н.С. Демченко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 2 (204). - С. 112-117.

REFERENCES

1. Ministry of Sports of the Russian Federation (2021), "On the approval of the federal standard of sports training in the sport "Kyokushin"", Order of от 12.07.2021 № 547, Moscow.

2. Babushkin, G.D. and Yakovlev, B.P. (2018), Psychological support of athletes training in the system of long-term sports training, Sibprint, Novosibirsk.

3. Demchenko. N. (2022) "Problems of integral training of highly qualified athletes performing in the Kyokushin kart, and ways to solve them", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 2 (204), pp. 112-117.

Контактная информация: rgufk.nd@gmail.com

Статья поступила в редакцию 18.09.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.