Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ БОКСЕРОВ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ БОКСЕРОВ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
56
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / БОКСЕРЫ / ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Моторкин Сергей Александрович, Разумова Снежана Юрьевна

Актуальность темы исследования продиктована необходимость проработки специфики психолого-педагогического сопровождения тренировочной и соревновательной деятельности для юношей-боксёров на этапе спортивного совершенствования. Цель исследования - разработать программу психолого-педагогического сопровождения тренировочной деятельности боксеров на этапе спортивного совершенствования. Методы и организация исследования. Исследование проводилось на базе ГБПОУ «МССУОР № 1» Москомспорта на протяжении двух месяцев (сентябрь-октябрь 2021 г.). В педагогическом эксперименте приняли участие 20 боксеров в возрасте 17-18 лет с квалификацией КМС и МС. Основными методами исследования явились: анализ научно-методической литературы; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики. Тестирование проводили посредством компьютерного комплекса «НС-ПсихоТест». Результаты исследования. Предложенная программа психолого-педагогического сопровождения тренировочной и соревновательной деятельности способствовала гармонизации психофизиологического состояния боксеров экспериментальной группы. Программа имеет трехкомпонентную структуру, сочетая вводный, основной и заключительный периоды, и достаточно обширный перечень инструментов психологического воздействия на спортсменов в процессе их тренировочной и соревновательной деятельности. Выводы. В ходе исследования на основе полученных данных можно сделать вывод о том, что психофизиологическое состояние боксеров ЭГ в конце предсоревнова-тельного периода улучшилось. За время педагогического эксперимента у боксеров экспериментальной группы относительно испытуемых контрольной группы на 46,8% достоверно увеличилась точность реакции выбора, на 31,4% достоверно вырос показатель помехоустойчивости, на 32,9% достоверно увеличилось число точных реакций в тесте РДО при снизившемся среднем времени реакции на 15,4%, а вероятность возникновения ошибки уменьшилась на 16,7% (при р < 0,05).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Моторкин Сергей Александрович, Разумова Снежана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF THE PROGRAM OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF TRAINING ACTIVITIES OF YOUNG BOXERS AT THE STAGE OF SPORTS IMPROVEMENT

The relevance of the research topic is dictated by the need to study the specifics of psychological and pedagogical support of training and competitive activities for young boxers at the stage of sports improvement. The purpose of the study is to develop a program of psychological and pedagogical support for the training activities of boxers at the stage of sports improvement. Methods and organization of research. The study was conducted on the basis of the State Educational Institution "MSSUOR No. 1" of Moskomsport for 21 days in October 2021. The pedagogical experiment involved 20 boxers aged 17-18 years with the qualifications of CMS and MS. The main research methods were: analysis of scientific and methodological literature; pedagogical testing; pedagogical experiment; methods of mathematical statistics. The results of the study. The proposed program of psychological and pedagogical support of training and competitive activities contributed to the harmonization of the psychophysiological state of the boxers of the experimental group. The program has a three-component structure, combining the introductory, main and final periods, and a fairly extensive list of tools for psychological influence on athletes in the course of their training and competitive activities. Conclusions. In the course of the study, based on the data obtained, it can be concluded that the psychophysiological state of experimental group boxers improved at the end of the pre-competition period. During the pedagogical experiment, the boxers of the experimental group compared to the subjects of the control group significantly increased the accuracy of the choice reaction by 46.8%, the noise immunity index increased by 31.4%, the number of accurate reactions in the RMO test increased by 32.9% with a decrease in the average reaction time by 15.4%, and the probability of error decreased by 16.7% (at p < 0.05).

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ БОКСЕРОВ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

Контактная информация: Mishneva72@bk.ru

Статья поступила в редакцию 24.01.2022

УДК 796.839

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ БОКСЕРОВ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Сергей Александрович Моторкин, аспирант, Московский городской педагогический университет, Москва; Снежана Юрьевна Разумова, старший преподаватель, Московский педагогический государственный университет, Москва

Аннотация

Актуальность темы исследования продиктована необходимость проработки специфики психолого-педагогического сопровождения тренировочной и соревновательной деятельности для юношей-боксёров на этапе спортивного совершенствования. Цель исследования - разработать программу психолого-педагогического сопровождения тренировочной деятельности боксеров на этапе спортивного совершенствования. Методы и организация исследования. Исследование проводилось на базе ГБПОУ «МССУОР № 1» Москомспорта на протяжении двух месяцев (сентябрь-октябрь 2021 г.). В педагогическом эксперименте приняли участие 20 боксеров в возрасте 17-18 лет с квалификацией КМС и МС. Основными методами исследования явились: анализ научно-методической литературы; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики. Тестирование проводили посредством компьютерного комплекса «НС-ПсихоТест». Результаты исследования. Предложенная программа психолого-педагогического сопровождения тренировочной и соревновательной деятельности способствовала гармонизации психофизиологического состояния боксеров экспериментальной группы. Программа имеет трехкомпонентную структуру, сочетая вводный, основной и заключительный периоды, и достаточно обширный перечень инструментов психологического воздействия на спортсменов в процессе их тренировочной и соревновательной деятельности. Выводы. В ходе исследования на основе полученных данных можно сделать вывод о том, что психофизиологическое состояние боксеров ЭГ в конце предсоревнова-тельного периода улучшилось. За время педагогического эксперимента у боксеров экспериментальной группы относительно испытуемых контрольной группы на 46,8% достоверно увеличилась точность реакции выбора, на 31,4% достоверно вырос показатель помехоустойчивости, на 32,9% достоверно увеличилось число точных реакций в тесте РДО при снизившемся среднем времени реакции на 15,4%, а вероятность возникновения ошибки уменьшилась на 16,7% (при р < 0,05).

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, боксеры, предсоревнователь-ный период, психофизиологическая диагностика.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p251-255

EFFECTIVENESS OF THE PROGRAM OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF TRAINING ACTIVITIES OF YOUNG BOXERS AT THE STAGE OF SPORTS IMPROVEMENT

Sergey Aleksandrovich Motorkin, the post-graduate student of the Moscow City Pedagogical University, Snezhana Yurievna Razumova, the senior teacher, Moscow Pedagogical State

University, Moscow

Abstract

The relevance of the research topic is dictated by the need to study the specifics of psychological and pedagogical support of training and competitive activities for young boxers at the stage of sports improvement. The purpose of the study is to develop a program of psychological and pedagogical support for the training activities of boxers at the stage of sports improvement. Methods and organization of research. The study was conducted on the basis of the State Educational Institution "MSSUOR No. 1" of Mos-

komsport for 21 days in October 2021. The pedagogical experiment involved 20 boxers aged 17-18 years with the qualifications of CMS and MS. The main research methods were: analysis of scientific and methodological literature; pedagogical testing; pedagogical experiment; methods of mathematical statistics. The results of the study. The proposed program of psychological and pedagogical support of training and competitive activities contributed to the harmonization of the psychophysiological state of the boxers of the experimental group. The program has a three-component structure, combining the introductory, main and final periods, and a fairly extensive list of tools for psychological influence on athletes in the course of their training and competitive activities. Conclusions. In the course of the study, based on the data obtained, it can be concluded that the psychophysiological state of experimental group boxers improved at the end of the pre-competition period. During the pedagogical experiment, the boxers of the experimental group compared to the subjects of the control group significantly increased the accuracy of the choice reaction by 46.8%, the noise immunity index increased by 31.4%, the number of accurate reactions in the RMO test increased by 32.9% with a decrease in the average reaction time by 15.4%, and the probability of error decreased by 16.7% (at p < 0.05).

Keywords: psychological and pedagogical support, boxers, pre-competition period, psychophysio-logical diagnostics.

ВВЕДЕНИЕ

Цель программы психолого-педагогического сопровождения заключается в достижении высокого уровня готовности в предсоревновательный и соревновательный периоды, оптимизации спортивной формы и повышении уровня надежности выступления боксеров на этапе спортивного совершенствования.

В связи тем, что на данном этапе многолетней подготовки основной акцент делается на индивидуализацию тренировочного процесса, отправной точкой программы была личность боксеров, их психофизиологическое состояние. Определив психологические характеристики, для каждого спортсмена были разработаны рекомендации тренеру по взаимодействию, а также на базе информационного модуля были определены основные компоненты психологической подготовки.

Цель исследования - разработать программный компонент психолого-педагогического сопровождения тренировочной деятельности боксеров на этапе спортивного совершенствования.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Педагогический эксперимент проводился на базе ГБПОУ «МССУОР № 1» Москомспорта на протяжении двух месяцев (сентябрь-октябрь 2021 г.). В педагогическом эксперименте приняли участие 20 боксеров этапа совершенствования спортивного мастерства в возрасте 17-18 лет с квалификацией КМС и МС.

Испытуемые были разделены на две группы - контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ). Для испытуемых КГ (n=10) психолого-педагогическое сопровождение тренировочного процесса осуществлялось в рамках Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «бокс» в объеме 1% от всего тренировочного времени [3]. Для испытуемых ЭГ (n=10) психолого-педагогическое сопровождение тренировочного и соревновательного процесса осуществлялось посредством разработанной методики с использованием информационного модуля, который аккумулировал в себе техники психолого-педагогического сопровождения, и позволял сократить время на диагностику, оценку и коррекцию психологических проблем боксеров [2]. Статистическая обработка результатов научного исследования осуществлялось в среде MS Excel 2020.

Диагностика боксёров проводилась посредством психофизиологического тестирования на компьютерном комплексе «НС-ПсихоТест».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На начало педагогического эксперимента все психофизиологические показатели у испытуемых контрольной и экспериментальной групп были практически равнозначными

(таблица 1).

Таблица 1 - Результаты исходной диагностики боксёров по тестам компьютерного комплекса «НС-ПсихоТест»

№ Тест Показатели Группа X±o А, % t р

1 Среднее время реакции, мс ЭГ 5,80±0,55 1,2 0,21 >0,05

КГ 5,87±0,85

2 РДО Вероятность возникновения ошибки, баллы ЭГ 2,42±0,11 -0,4 0,18 >0,05

КГ 2,41±0,12

3 Число точных реакций, кол-во раз ЭГ 21,13±8,35 0,9 0,05 >0,05

КГ 21,32±7,28

4 Среднее значение времени реакции, мс ЭГ 325,20±46,57 0,1 0,02 >0,05

РВ КГ 325,67±46,85

5 Коэффициент точности Уиппла, баллы ЭГ 0,84±0,06 -1,2 0,22 >0,05

КГ 0,83±0,12

6 ПЗМР Простая зрительно-моторная реакция, с ЭГ 258,45±15,3 -0,2 0,05 >0,05

КГ 256,09±13,3

7 Вр Шульте Тест «Шульте-Платонова», с ЭГ 47,9±10,0 -7,4 0,67 >0,05

КГ 47,7±7,7

8 ВР помех. Оценка помехоустойчивости, с ЭГ 323,1±23,1 -0,6 0,19 >0,05

КГ 321,3±17,4

Примечание: РДО - тест «Реакция на движущийся объект», РВ - тест «Реакция выбора», ПЗМР - тест «Простая

зрительно-моторная реакция», Вр Шульте - показатель теста «Шульте-Платонова»; ВР помех. - показатель

теста на помехоустойчивость.

На формирующем этапе педагогического эксперимента в тренировочный процесс боксеров была внедрена программа психолого-педагогического сопровождения, которая включала вводный, основной и заключительный периоды и соответствовала тренировочному и предсоревновательному этапам подготовки боксеров 17-18 лет (таблица 2). Таблица 2 - Программный компонент психолого-педагогического сопровождения трени-

Этап Задачи программы Средства программы Методика проведения

Определение ведущих «точек» оптимального боевого состояния составление формул самовнушения индивидуальный подход к каждому боксеру (формульная индивидуализация)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ Совершенствование и закрепление навыков саморегуляции упражнения на развитие навыков саморегуляции, аутотренинг, дыхательные упражнения отрабатываются умения приведения себя в «оптимальное боевое состояние» на уровне чувств

Формирование мотивации на соревновательную деятельность формулы самовнушения, психологическое консультирование индивидуальный подход

Индивидуальный психотренинг Метод управляемого воображения упражнения на развитие самоконтроля индивидуальный подход

Работа по снятию мышечных зажимов упражнения телесно-ориентированной терапии А. Лоуэна индивидуальный подход; 2-3 раза в неделю

Обеспечение оптимального психического состояния работа с формулами самовнушения и целевыми установками индивидуальный подход; 3-4 раза в неделю и перед соревнованием

Формирование ресурсного состояния сеанс самовнушения в период интенсивных нагрузок

Программа психолого-педагогического сопровождения применялась на протяжении двух месяцев на предсоревновательном этапе подготовки боксеров ЭГ. По истечении педагогического эксперимента в экспериментальной группе боксеров были отмечены параметры диагностики по тестам компьютерного комплекса «НС-ПсихоТест» значительно отличающиеся от соответствующих параметров показателей участников контрольной группы (таблица 3).

Таблица 3 - Результаты итогового этапа диагностики боксёров по тестам компьютерного комплекса «НС-ПсихоТест»

№ Тест Показатели Группа X±o А, % t Р

1 Среднее время реакции, мс ЭГ 4,95±0,57 -15,4 3,39 <0,05

КГ 5,85±0,77

2 РДО Вероятность возникновения ошибки, баллы ЭГ 1,99±0,13 -16,7 8,47 <0,05

КГ 2,39±0,11

3 Число точных реакций, кол-во раз ЭГ 29,4±6,27 32,9 2,95 <0,05

КГ 22,12±6,33

4 Среднее значение времени реакции, мс ЭГ 311,20±40,12 -6,1 1,09 >0,05

РВ КГ 320,67±32,55

5 Коэффициент точности Уиппла, баллы ЭГ 0,42±0,16 -46,8 6,87 <0,05

КГ 0,79±0,11

6 ПЗМР Простая зрительно-моторная реакция, с ЭГ 205,21±13,3 -19,6 10,40 <0,05

КГ 255,16±11,1

7 Вр Шульте Тест «Шульте-Платонова», с ЭГ 28,9±8,9 -31,4 4,23 <0,05

КГ 42,1±6,9

8 ВР помех. Оценка помехоустойчивости, с ЭГ 363,2±17.4 11,8 6,50 <0,05

КГ 324,8±12,3

Как следует из таблицы 3, почти все анализируемые показатели на итоговом этапе педагогического эксперимента имеют достоверные отличия (при р<0,05), исключение составляет показатель числа точных реакция при тестировании реакции на движущийся объект. Максимальное относительное отклонение (46,8% при р<0,05) между группами испытуемых зафиксировано в показателе «Коэффициент точности Уиппла». Данный показатель характеризует «степень свойства устойчивости внимания, обусловленного в свою очередь силой и уравновешенностью нервных процессов боксеров» [2].

Таким образом, данный программный компонент позволяет оптимизировать процесс психолого-педагогического сопровождения тренировочной деятельности боксеров на этапе спортивного совершенствования.

ВЫВОДЫ

Предложенная программа психолого-педагогического сопровождения тренировочной и соревновательной деятельности имеет трехкомпонентную структуру, сочетая ввод-

ный, основной и заключительный периоды, и достаточно обширный перечень инструментов психологического воздействия на спортсменов в процессе их тренировочной и соревновательной деятельности.

За время педагогического эксперимента у боксеров экспериментальной группы относительно испытуемых контрольной группы на 46,8% достоверно увеличилась точность реакции выбора, на 31,4% достоверно вырос показатель помехоустойчивости, на 32,9% достоверно увеличилось число точных реакций в тесте РДО при снизившемся среднем времени реакции на 15,4%, а вероятность возникновения ошибки уменьшилась на 16,7% (при р<0,05).

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «бокс» : Приказ Министерства спорта РФ от 16.04.2018 № 348 // Гарант : [сайт]. URL: http://base.garant.ru/71937068/ (дата обращения 02.05.2021).

2. Федорова, Е.Ю. Диагностика сенсомоторного состояния, осознаваемого уровня тревоги и степени мотивации как компонент психолого-педагогического сопровождения тренировочной деятельности боксеров в предсоревновательный период / Е.Ю. Федорова, С.А. Моторкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021 - № 7 (197). - С. 344-351.

3. Федорова, Е. Ю. Применение информационных технологий при психолого-педагогическом сопровождении тренировочного и соревновательного процессов боксеров / Е. Ю. Федорова, С. А. Моторкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021 - № 5 (195). - С. 267-272.

REFERENCES

1. Ministry of Sports of the Russian Federation (2018), "On the approval of the federal standard of sports training for the sport "boxing"", Order of the No. 348 of 16.04.2018, available at: http://base.garant.ru/71937068 (accessed 02.05/2021)

2. Fedorova E. and Motorkin S. (2021), "Diagnostics of sensorimotor state, conscious level of anxiety and degree of motivation as a component of psychological and pedagogical support of training activity of boxers in the pre-competition period", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 7 (197), pp. 344-351.

3. Fedorova E. and Motorkin S. (2021), "The use of information technologies in psychological and pedagogical support of training and competitive processes of boxers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 5 (195), pp. 267-272.

Контактная информация: motorckin.sergey@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 17.01.2022

УДК 796.342

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИЕМА ПОДАЧИ ЛУЧШИХ ТЕННИСИСТОВ МИРА

В 2020 ГОДУ

Моханед Аль Халили, кандидат педагогических наук, доцент, Мария Евгеньевна Степанова, старший преподаватель, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва

Аннотация

Актуальность работы заключается в исследовании одного из важнейших факторов результативности выступления любого игрока - качества выполнения подачи и приема подачи. Цель исследования - изучение зависимости между характером приема подачи и техническими особенностями выполнения подачи у теннисистов-мужчин высокого класса. В статье рассматриваются особенности приема подачи в соревновательной деятельности теннисистов высокой квалификации, а также исследуются связи между подачей и приемом подачи с точки зрения принимающего теннисиста. Выполнение приема подачи зависит, разумеется, не только от принимающего, но и от подающего. В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.