Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНКЕТИРОВАНИЕ / ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Церковский А.Л., Гапова О.И., Петрович С.А., Касьян О.А., Возмитель И.И.

Целью исследования является изучение различных аспектов процесса фундаментальной подготовки методом анкетирования 170 студентов ВГМУ. Для создания доверительных условий, побуждающих студентов к искренним ответам, анкетирование проводилось анонимно и на добровольных началах. Данный подход позволил получить от студентов необходимую информацию по многочисленным аспектам образовательного процесса в университете. Полученные данные свидетельствуют о необходимости активизации субъектной позиции студента, более активном использовании практико-ориентированного подхода к обучению, более широком использовании методов, стимулирующих творческую активность студентов, а также формирования доверительных и уважительных отношений между преподавателями и студентами, лежащих в основе демократического стиля управления образовательным процессом в университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Церковский А.Л., Гапова О.И., Петрович С.А., Касьян О.А., Возмитель И.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE PROCESS OF STUDENTS FUNDAMENTAL TRAINING AT THE MEDICAL UNIVERSITY

The aim of the research is to study various aspects of the fundamental training process by the questionnaire survey of 170 students of VSMU. To create confidential conditions encouraging students to sincere answers the survey was conducted anonymously and on a voluntary basis. This approach has made it possible to obtain necessary information on numerous aspects of the educational process taking place at the university. The obtained data testify to the need to activate subjective position of the student, more active use of the practice-oriented approach in training, wider use of methods stimulating creative activity of students, and to form trustful and respectful relations among teachers and students underlying democratic management style of the educational process at the university.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

Вестник фармации №3 (77), 2017 Научные публикации

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

А. Л. Церковский, О. И. Гапова, С. А. Петрович, О. А. Касьян, И. И. Возмитель, Е. А. Скорикова, А. В. Бледнов

АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет

Целью исследования является изучение различных аспектов процесса фундаментальной подготовки методом анкетирования 170 студентов ВГМУ.

Для создания доверительных условий, побуждающих студентов к искренним ответам, анкетирование проводилось анонимно и на добровольных началах. Данный подход позволил получить от студентов необходимую информацию по многочисленным аспектам образовательного процесса в университете.

Полученные данные свидетельствуют о необходимости активизации субъектной позиции студента, более активном использовании практико-ориентиро-ванного подхода к обучению, более широком использовании методов, стимулирующих творческую активность студентов, а также формирования доверительных и уважительных отношений между преподавателями и студентами, лежащих в основе демократического стиля управления образовательным процессом в университете.

Ключевые слова: анкетирование, фундаментальная подготовка студентов.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время перед высшей школой Республики Беларусь стоят две основные задачи: обеспечение высокого уровня образовательных услуг и формирование конкурентоспособной личности выпускника как будущего профессионала и гражданина.

Важнейшим направлением формирования конкурентоспособности студентов как интегративной характеристики их личности является фундаментальная подготовка.

Подход к фундаментальной подготовке будущих врачей и провизоров, с нашей точки зрения, предполагает системное владение информацией об образовательном процессе в ВГМУ Это означает, что образовательный процесс является многоаспектным и требует всестороннего изучения.

Целью исследования является изучение различных аспектов процесса фундаментальной подготовки студентов ВГМУ.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В рамках проекта «Моя конкурентоспособность» на добровольной и анонимной основе проводилось и продолжает

проводиться анкетирование студентов.

Анкета включает в себя 67 вопросов, касающихся 17-ти направлений формирования конкурентоспособности [1].

36 вопросов из 67 посвящены важному направлению формирования конкурентоспособности - «Моя фундаментальная подготовка по направлению обучения». В данный анализ включено 170 анкет, так как, согласно проекту, анкетирование осуществляется непрерывно в опНпе-режиме.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

В анализ включены результаты анкетирования 135 девушек (79%) и 35 юношей (21%). Среди них обучается на лечебном факультете 76%, на стоматологическом - 2% и на фармацевтическом - 22% студентов.

Из 170 студентов проживает: в общежитии - 36%; имеет свое жильё - 6%; живёт с родителями - 10%; снимает квартиру / комнату - 48%.

12% студентов полностью удовлетворены своей студенческой жизнью; 53% -скорее удовлетворены; не очень удовлетворены - 32%; совсем не удовлетворены -2% и затрудняются ответить - 1% студентов.

78% студентов не совмещают работу с учёбой; 9% - делают это иногда; 13% студентов совмещают учёбу с работой. При этом у 77% студентов она никак не связана с будущей профессией. Среди причин совмещения работы с учёбой студенты отмечают следующие: «нехватка денежных средств», «летом хочется чем-то заниматься», «желание заработать», «нравится работать», «профессиональный интерес», «разнообразие жизни», «желание помочь родителям в финансовом плане путем получения хотя бы небольшого заработка на «карманные» расходы», «набраться опыта», «лучше узнать профессию», «для своего же развития, ну и конечно, чтобы не зависеть от родителей», «хочу самореализоваться в других сферах и получать дополнительный заработок», «моя работа является хобби», «дополнительный балл за стаж при распределении», «мне хочется проверить себя в деле», «из побуждения помогать людям».

47% студентов выбрали ВГМУ, потому что «здесь дают хорошее образование»; 18% - так как «слышал о нём много хорошего»; 6% - «знакомые посоветовали»; 5% - «он ближе других расположен к дому»; 4% - «учатся знакомые, родственники».

В остальных случаях: «основывалась на собственном интересе к химии, биологии, медицине в целом»; «это произошло случайно, но я этому очень рада»; «хорошая теоретическая база, более новое оборудование, необходимое для освоения практических навыков»; «боялся не пройти в БГМУ на бюджет»; «попросили родители, слышала о престиже медицинского образования»; «в нем есть фармацевтический факультет»; «совокупность нескольких факторов, таких как: хорошее впечатление об университете, удаленность от дома, оптимальная сумма баллов тестирования»; «это был единственный в Республике Беларусь университет, где можно получить заочное фармацевтическое образование на момент моего поступления»; «в Витебске жизнь дешевле, чем в столице»; «чтобы доказать преподавателю этого университета, что я могу сюда поступить и здесь учиться»; «хотела сюда с детства».

«В ВГМУ учиться престижно» - с этим утверждением согласны 87% студентов. 9% затрудняются ответить.

«Мне учиться интересно» - так ответил 41% студентов; «Скорее да, чем нет» -47%; «Скорее нет, чем да» - 10%; «Затрудняюсь ответить» - 2%.

58% студентов считают, что «в ВГМУ в полной мере имеются хорошие условия» для проведения учебных занятий; 61% -для самостоятельной работы; 49% - для занятий физкультурой и спортом; 22% -для проведения досуга; 38% - для занятий художественным творчеством; 54% - для занятий научным творчеством. «Частично имеются хорошие условия» - так ответили соответственно выше перечисленным видам занятий 42%, 36%, 40%, 45%, 29% и 30% студентов.

Среди проблем, которые волнуют студентов, выделены следующие: «Неудовлетворительная организация учебного процесса (11% студентов); «Неудовлетворительное преподавание по некоторым предметам» (25%); «Высокие цены в студенческой столовой и буфетах» (10%); «Неудовлетворительные бытовые условия проживания в общежитии» (7%); «Поиск будущего места работы во время обучения» (11%); «Послевузовское трудоустройство по специальности» (22%); «Проблем нет» (8%»).

Среди других проблем студенты отмечают: «не могу определиться со специализацией»; «сложности с самоорганизацией учебного процесса»; «размер моей заработной платы после окончания университета»; «нет общежития»; «недостаток сна» «неадекватное поведение некоторых преподавателей»; «недостаток свободного времени»; «отношения с одногруппни-ками и некоторыми преподавателями».

При оценке морально-нравственной атмосферы в ВГМУ 46% студентов указывают на её позитивный характер. 51% студентов дает нейтральную оценку. 3% -оценивают её негативно.

Когда возникают какие-то проблемы, студенты обращаются в первую очередь за помощью «к родителям, родственникам» (39%); «к друзьям, однокурсникам» (37%); «к куратору группы» (3%); «к преподавателям» (9%); «к администрации университета, факультета» (6%). Среди других отмечены следующие: «не было никаких проблем»; «стараюсь всё решать сама»; «к себе»; «пытаюсь решить сначала все сама, если не получается - действую по ситуации».

При оценке профессионального уровня преподавателей большинство студентов отмечает её высокий уровень: для общегуманитарных дисциплин - 72%; для естественнонаучных - 76%; для общепрофессиональных - 64% и для узких специализаций - 55%.

Оценка психологического климата в ВГМУ как благоприятного для творчества студентов выглядит следующим образом: «Вполне благоприятный, стимулирующий к творчеству» - 24%; «Скорее благоприятный, чем неблагоприятный» - 40%; «Нейтральный, никто никому не помогает и не мешает» - 23%; «Скорее неблагоприятный, чем благоприятный» - 3%; «Неблагоприятный» - 1%; «Трудно сказать» -8%.

На 19-й пункт анкеты «Я удовлетворён условиями для творческого развития Своей личности» получены следующие результаты: «Полностью могу проявлять Свои способности» - 47%; «Условия недостаточны для проявления Моих способностей» - 32%; «Нет соответствующих условий для проявления способностей» -11%. Среди других ответов можно выделить: «Я не творческая личность и не интересуюсь данным направлением»; «Условия прекрасные, но творчеством занимаюсь в свободное от учебы время вне стен университета»; «На творчество нет времени и сил».

В пункте 21-м отражено видение студентами проблем, связанных с организацией учебного процесса. «Проблем нет» для 14% студентов. «Несоответствие изучаемых дисциплин получаемой специальности» выделили 17% студентов; «Недостаточное количество выделяемых часов для наиболее значимых предметов» -30%; «Перегруженность аудиторными занятиями» - 18%; «Качество преподавания» - 15%; «Организация приема зачетов и экзаменов» - 7%.

При оценке удовлетворённости материальной базой вполне удовлетворены: 48% студентов - наличием необходимой научной литературы в библиотеке; 80% -наличием компьютеров, используемых в учебном процессе; 87% - количеством мест в читальном зале; 42% - наличием учебного и научного оборудования.

В пункте 28 «В ВГМУ используются новаторские методы обучения:...» студенты выделили следующие: «рейтинговая

система оценки успеваемости студентов в течение учебного года (текущая и промежуточная аттестация) (50%); «активные формы проведения учебных занятий (диалоговые лекции, деловые игры, дискуссии и др.) (15%); «технические средства обучения (учебные аудио-, видеосредства, Интернет и др.) (34%). Среди других ответов можно выделить: «не совсем понятен вопрос»; «не используются, все для галочки»; «толку с того нет»; «ничего не наблюдал, кроме рейтинговой системы, о которой двойственное впечатление»; «рейтинг сейчас во всех ВУЗах».

При оценивании возможностей обучения и получения дополнительных видов подготовки студенты не видят возможности обучения по индивидуальным планам (54%), выбора изучаемых дисциплин по их желанию (74%), выбора студентами преподавателя (57%).

На 31 пункт анкеты «Я бы хотел изучать глубже.» студенты отметили практически все дисциплины, преподаваемые в ВГМУ.

Наряду с этим, некоторые студенты дали следующие ответы: «предметы более узкой специализации и направленности»; «предметы, касающиеся моей профессии, а не гуманитарные науки»; «информацию о самой профессиональной деятельности, то, что представляет собой каждая медицинская специальность»; «в университете имеется возможность изучать глубже различные предметы на элективах, но они тоже являются обязательными»; «предметы, связанные с медициной, а не откровенно лишние»; «новые, современные методы диагностики и лечения и возможности их реализации в Республике Беларусь»; «научные исследования зарубежных центров по клиническим предметам»; «больше уделять внимания нормативно-правовой базе»; «банально лень писать, зная, что это ничего не изменит»; «то, что лично меня интересует, я изучаю глубже самостоятельно».

В пункте 32 «При увеличении доли Моей самостоятельной работы, на Мой взгляд, должны быть улучшены:.» нами были получены следующие ответы студентов: «Работа библиотеки (11%); «Доступ к сети Интернет» (22%); «Объем консультаций преподавателей» (33%); «Самостоятельная работа в аудитории под контролем преподавателей» (27%).

Кроме этого, среди других ответов можно выделить: «больше работы непосредственно с пациентом»; «количество учебников и наглядных материалов»; «сократить длительность занятий по некоторым предметам и выделить время для самоподготовки»; «наверное, должна быть в первую очередь заинтересованность в предмете» «диалог между студентом и преподавателем, рассказы интересных врачебных случаев из их профессиональной практики»; «непосредственное общение с преподавателем не только в рамках занятий».

В пункте 34 «Студенческая жизнь -это не только учеба, поэтому Мне приходилось участвовать...» студенты отметили следующее: «В студенческих научных конференциях» (24%); «В организации праздников, вечеров» (27%); «В организации дискотек» (7%); «В политических акциях, митингах» (13%)»; «В спортивных соревнованиях» (30%); «В заседаниях студенческого профкома» (18%); «В субботниках» (22%).

В пункте 35 «Я считаю, что в настоящее время в ВГМУ необходимо развивать и имеются следующие направления воспитания:.» в соответствии с имеющимися направлениями на необходимость развития патриотического воспитания указал 31% студентов; интернационального - 30%; нравственного - 55%; эстетического - 61%; экологического - 50%; физического - 33%; религиозного - 35%; экономического - 39%; правового - 42%; семейно-бытового - 58%.

При оценке условий, способствующих здоровому образу жизни в ВГМУ, студенты отметили следующее: «Способствуют» - 37%; «Недостаточно способствуют» - 40%; «Не способствуют» -14%; «Затрудняюсь ответить» - 9%.

При анализе полученных результатов необходимо не только обращать внимание на факторы, непосредственно связанные с подготовкой будущих врачей и провизоров, но и учитывать сопутствующие факторы, влияющие на процесс подготовки и определяющие её характер.

С нашей точки зрения, важным условием успешного обучения в ВГМУ является предоставление всем нуждающимся общежития. Это связано не только с возможностью пребывать большую часть времени в «своей» молодёжной субкуль-

туре и удовлетворять актуальные для молодых людей потребности в безопасности, в принадлежности с определённой социальной общности, в дружбе и любви. Это также способствует более эффективному поиску нужной информации, а также оперативной помощи в подготовке к занятиям со стороны более «успешных с точки зрения обучения» студентов. Невысокий показатель полной удовлетворённости студенческой жизнью, возможно, вызван тем фактом, что проживают в общежитии чуть более трети студентов.

Могут представлять определённый интерес для дальнейшего изучения и анализа полученные сведения о том, что только каждый десятый студент совмещает учёбу с работой. При этом у большинства из них работа не связана с будущей профессией.

Данные о том, что каждый второй студент выбирает ВГМУ, потому что «здесь дают хорошее образование», а также то, что у большинства студентов обучение в ВГМУ рассматривается как «престижное» и «интересное», вполне могут удовлетворить и администрацию, и профессорско-преподавательский состав.

Важными и позитивными, с нашей точки зрения, являются полученные данные о том, что более половины студентов оценивают условия для самостоятельной работы как «в полной мере хорошие», психологический климат - как «благоприятный» для творчества и творческого развития личности, а также «позитивно» оценивают морально-нравственную атмосферу в ВГМУ и характер взаимоотношений. Это указывает на реально существующие объективные предпосылки для активизации субъектной позиции студента как важнейшего ресурса в обеспечении высокого уровня качества образования.

Наряду с этим настораживает тот факт, что каждый четвёртый студент не удовлетворён преподаванием по некоторым предметам, а каждый пятый считает проблемным послевузовское трудоустройство по специальности.

Кроме этого, в настоящее время преподаватели и администрация университета пока не являются теми «значимыми Другими», к которым студенты могли бы обратиться за помощью в случаях появления в их жизни каких-либо проблем.

При оценке профессионального уровня преподавателей преобладают категории студенческих оценок «высокий» и «средний» по всем группам дисциплин (особенно общегуманитарным и естественнонаучным). Это согласуется с оценками качества преподавания.

Данные оценки свидетельствуют о том, что профессиональная компетентность преподавателей университета в большинстве случаев соответствует ожиданиям студентов.

Данные удовлетворённости студентов организацией учёбы и быта согласуются с характером взаимоотношений всех субъектов ВГМУ, что указывает на качество проведённого анкетирования: студенты старались быть искренними.

Если посмотреть глазами студентов на организацию учебного процесса, то в качестве проблемных зон выступает несоответствие изучаемых дисциплин получаемой специальности, недостаточное количество выделяемых часов для наиболее значимых предметов и перегруженность аудиторными занятиями. Это вызвано, скорее всего, «линейным» стремлением студентов самостоятельно изучать отдельные аспекты дисциплин при одновременном увеличении продолжительности клинических дисциплин за счёт снижения продолжительности изучения общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин.

Доминирование среди новаторских методов обучения уже ставшей традиционной рейтинговой системы оценки успеваемости студентов, а также технических средств обучения при невысокой представленности в учебном процессе, по мнению студентов, активных форм проведения учебных занятий указывает на необходимость более широкого использования преподавателями методов, стимулирующих творческую активность студентов.

При оценивании возможностей обучения и получения дополнительных видов подготовки выделение студентами обучения по индивидуальным планам, выбора изучаемых дисциплин по их желанию, выбора студентами преподавателя - всё это свидетельствует о стремлении студентов занимать в учебно-воспитательном процессе субъектную (активную) позицию и указывает на формирующуюся в их

сознании установку (внутреннюю готовность) постепенно переходить на самообразование, самовоспитание и саморазвитие.

Анализ 31-го пункта анкеты «Я бы хотел изучать глубже.» показывает, что студенты испытывают потребность в активном использовании практико-ориен-тированного подхода к подготовке себя как квалифицированных специалистов в области медицины и фармации.

По мнению студентов, при условии увеличения доли их самостоятельной работы они нуждаются в улучшении консультативной работы преподавателей, увеличении работы непосредственно с пациентом, в диалоге с преподавателем, в непосредственном общении с ним не только в рамках занятий. Всё это указывает на необходимость формирования доверительных и уважительных отношений между преподавателями и студентами, лежащих в основе демократического стиля управления учебно-воспитательным процессов в университете.

Стремление студентов вести активный образ жизни проявляется в пункте 34 «Студенческая жизнь - это не только учеба, поэтому Мне приходилось участвовать...».

Среди различных направлений воспитания студенты выделяют, прежде всего, эстетическое, семейно-бытовое, нравственное и экологическое. Это подтверждает необходимость в гуманитарном образовании как важной составляющей профессиональной компетентности будущих врачей и провизоров.

Позитивный характер оценок условий, способствующих здоровому образу жизни в ВГМУ, свидетельствует о том, что студенты в целом имеют возможность поддерживать необходимый уровень своего функционального состояния, обеспечивающего продуктивную учебную деятельность и качественный отдых.

ВЫВОДЫ

Таким образом, анкетирование студентов ВГМУ по важному направлению формирования конкурентоспособности -«Моя фундаментальная подготовка» -позволяет сделать ряд выводов.

1. Важным условием успешного обучения в ВГМУ является предоставление

всем нуждающимся студентам общежития.

2. В ВГМУ реально существуют объективные предпосылки для активизации субъектной позиции студента как важнейшего ресурса в обеспечении высокого уровня качества образования.

3. В настоящее время преподаватели и администрация университета пока не являются теми «значимыми Другими», к которым студенты могли бы обратиться за помощью в случаях появления в их жизни каких-либо проблем.

4. Профессиональная компетентность преподавателей университета в большинстве случаев соответствует ожиданиям студентов.

5. Студенты «линейно» стремятся самостоятельно изучать отдельные аспекты дисциплин при одновременном увеличении продолжительности клинических дисциплин за счёт снижения продолжительности изучения общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин.

6. Студенты позитивно оценивают материальную базу, обеспеченность программами и учебниками, удовлетворены лекциями, семинарами и практическими занятиями.

7. Студенты считают, что преподавателям необходимо шире использовать методы, стимулирующие творческую активность студентов.

8. В сознании студентов формируется установка (внутренняя готовность) постепенного перехода на самообразование, самовоспитание и саморазвитие.

9. Студенты испытывают потребность в активном использовании практико-ори-ентированного подхода к подготовке себя как квалифицированных специалистов в области медицины и фармации.

10. Студенты в целом имеют возможность поддерживать необходимый уровень своего функционального состояния, обеспечивающего продуктивную учебную деятельность и качественный отдых.

11. В ВГМУ имеется необходимость формирования доверительных и уважительных отношений между преподавателями и студентами, лежащих в основе демократического стиля управления образовательным процессом в университете.

Научные публикации SUMMARY

A. L. Tserkovsky, O. I. Gapova, S. A. Petrovich, O. A. Kasyan, I. I. Vozmitel, E. A. Skorikova, A. V. Blednov ANALYSIS OF THE PROCESS OF STUDENTS FUNDAMENTAL TRAINING AT THE MEDICAL UNIVERSITY The aim of the research is to study various aspects of the fundamental training process by the questionnaire survey of 170 students of VSMU.

To create confidential conditions encouraging students to sincere answers the survey was conducted anonymously and on a voluntary basis. This approach has made it possible to obtain necessary information on numerous aspects of the educational process taking place at the university.

The obtained data testify to the need to activate subjective position of the student, more active use of the practice-oriented approach in training, wider use of methods stimulating creative activity of students, and to form trustful and respectful relations among teachers and students underlying democratic management style of the educational process at the university.

Keywords: questionnaire, fundamental training of students.

ЛИТЕРАТУРА

1. Церковский, А. Л. Роль проекта «Моя конкурентоспособность» в формировании профессиональной компетентности будущих врачей и провизоров / А. Л. Церковский // Инновационные обучающие технологии в медицине: сборник материалов Республиканской научно-практической конференции с международным участием. - Витебск: ВГМУ, 2017. - С. 281-284.

Адрес для корреспонденции:

210023, Республика Беларусь,

г. Витебск, пр. Фрунзе, 27,

УО «Витебский государственный ордена

Дружбы народов медицинский университет»,

кафедра психологии и педагогики,

тел. моб: +375 29 591 02 59,

Церковский А.Л.

Поступила 20.09.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.