Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК КОМПОНЕНТ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА-МЕДИКА'

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК КОМПОНЕНТ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА-МЕДИКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА-МЕДИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Церковский А.Л., Гапова О.И., Петрович С.А., Касьян О.А., Скорикова Е.А.

Целью исследования является изучение ценностных ориентаций студентов ВГМУ. С помощью методики «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (С. С. Бубнова) обследовано 219 студентов. Выявлены доминирующие позиции таких ценностей, как «приятное времяпрепровождение, отдых», «помощь и милосердие к другим людям», «признание и уважение людей и влияние на окружающих». Наиболее низкие баллы получены при выборе таких ценностей, как «социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе», «высокое материальное благосостояние», «высокий социальный статус и управление людьми». Кроме этого, выявлены более высокие баллы у юношей по сравнению с девушками по таким ценностям, как «познание нового в мире, природе, человеке», «общение» и «здоровье». У девушек получены более высокие баллы по следующим ценностям: «поиск и наслаждение прекрасным» и «любовь». Полученные результаты являются важной характеристикой акмеологической направленности личности студента-медика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Церковский А.Л., Гапова О.И., Петрович С.А., Касьян О.А., Скорикова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ORIENTATION AS A COMPONENT OF ACMEOLOGICAL ORIENTATION OF THE IDENTITY OF A MEDICAL STUDENT

The aim of the research is the study of value orientations of students of VSMU. Using techniques «Diagnostics of the real structure of prices-surface orientations of the person» (S. S. Bubnova) 219 students were surveyed. Dominant positions of such values as «pleasant pastime, recreation», «aid and charity to others», «recognition and respect of people and the impact on others» were identified. The lowest scores were obtained in the selection of such values as «social activity to achieve positive changes in society», «high material well-being», «high social status and people management». In addition, higher scores in boys compared with girls in such values as «cognition of the new in the world, nature, man», «communication» and «health» were revealed. Girls obtained higher scores in the following values: «search and enjoyment of the beautiful» and «love». The obtained results are an important characteristic of the acmeological orientation of the identity of a medical student.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК КОМПОНЕНТ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА-МЕДИКА»

Вестник фармации №1 (75) 2017 Научные публикации

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

А. Л. Церковский, О. И. Гапова, С. А. Петрович, О. А. Касьян, Е. А. Скорикова, А. В. Бледнов

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК КОМПОНЕНТ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА-МЕДИКА

Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет

Целью исследования является изучение ценностных ориентаций студентов ВГМУ.

С помощью методики «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (С. С. Бубнова) обследовано 219 студентов. Выявлены доминирующие позиции таких ценностей, как «приятное времяпрепровождение, отдых», «помощь и милосердие к другим людям», «признание и уважение людей и влияние на окружающих».

Наиболее низкие баллы получены при выборе таких ценностей, как «социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе», «высокое материальное благосостояние», «высокий социальный статус и управление людьми».

Кроме этого, выявлены более высокие баллы у юношей по сравнению с девушками по таким ценностям, как «познание нового в мире, природе, человеке», «общение» и «здоровье». У девушек получены более высокие баллы по следующим ценностям: «поиск и наслаждение прекрасным» и «любовь».

Полученные результаты являются важной характеристикой акмеологической направленности личности студента-медика.

Ключевые слова: ценностные ориентации, акмеологическая направленность личности студента-медика.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время одной из важнейших задач, стоящих перед системой высшего образования Республики Беларусь, является подготовка конкурентоспособной личности выпускника, способного успешно разрешать не только профессиональные проблемы, но и быть успешным в жизни в широком смысле этого слова.

Под конкурентоспособностью личности (КСЛ) понимается «интегративное, динамичное, многоуровневое качество личности, включающее информационно-содержательный, потребностно-мотиваци-онный, эмоционально-волевой и операци-онно-практический компоненты, способствующие её готовности к эффективному осуществлению социальных и профессионально значимых действий» [1].

Системообразующим структурным компонентом КСЛ является акмеологиче-ская направленность личности (АНЛ).

АНЛ ориентирует человека на прогрессивное развитие (в том числе, про-

фессиональное), на максимальную творческую самореализацию как в профессиональной сфере, так и в жизнедеятельности в целом [2].

По мнению С. А. Хазовой, одним из важнейших компонентов АНЛ являются ценностные ориентации (социальные и профессиональные).

Ценностные ориентации (ЦО) - это «относительно устойчивое социально-обусловленное, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности» [3].

К социально-ценностным ориента-циям специалиста относятся: гуманистические ценности (человека, его свободы, равноправия, уважение человеческого достоинства), патриотические ценности (ценность Родины, ее безопасности, благополучия и процветания), личные ценности социального взаимодействия (общение, познание окружающего мира,

общественная польза, социальная активность, собственная социальная значимость и др.) [2].

Профессионально-ценностные ориентации как компонент АНЛ включают следующие ценности: ценности-цели (возможность развивать профессионально-творческие способности и заниматься любимым делом, профессиональное самосовершенствование) и ценности-средства (творческий характер профессиональной деятельности, освоение профессиональных знаний, умений и навыков) [2].

Целью данного исследования является изучение ценностных ориентаций студентов ВГМУ

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Нами было обследовано 219 студентов ВГМУ, из них 53 юноши (24,2%) и 166 девушек (75,8%).

Для изучения ЦО использовалась методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (С. С. Бубнова) [4]. Она включает в себя 66 вопросов, затрагивающих следующие одиннадцать обобщённых ценностей:

1) приятное времяпрепровождение, отдых;

2) высокое материальное благосостояние;

3) поиск и наслаждение прекрасным;

4) помощь и милосердие к другим людям;

5) любовь;

6) познание нового в мире, природе, человеке;

7) высокий социальный статус и управление людьми;

8) признание и уважение людей и влияние на окружающих;

9) социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе;

10) общение;

11) здоровье.

Степень выраженности каждой из полиструктурных ценностных ориентаций личности определяется с помощью ключа, представленного в бланке ответов. Соответственно этому подсчитывается количество положительных ответов во всех одиннадцати столбцах, а результат записывается в графе «Е».

Максимальное количество баллов по каждой ценности - 6.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты исследования отражены в таблице.

Анализ полученных результатов показывает, что доминирующие позиции среди предлагаемых ценностей занимает «приятное времяпрепровождение, отдых» (4,72±1,1 балла). При этом, данная тенденция более выражена у девушек (4,83±0,9 против 4,37±1,2 у юношей).

Второе место занимает «помощь и милосердие к другим людям» (4,38±1,1 балла). Для данной ценности существенных гендерных различий не выявлено.

На третьем месте находится «признание и уважение людей и влияние на окружающих» (4,11±1,1 балла). В данном случае эта ценность явно преобладает у девушек (4,21±1,0 против 3,80±1,4 - у юношей).

Наиболее низкие баллы получены при выборе «социальной активности для достижения позитивных изменений в обществе» (2,23±1,2 балла) главным образом за счёт девушек (2,13±1,1 против 2,53±1,2 - у юношей).

Таблица - Структура ценностных ориентаций личности студента-медика (баллы)

Студенты Виды ценностей

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Юноши 4,37 ±1,2 2,72 ±1,4 3,38 ±1,6 4,36 ±1,0 3,54 ±1,3 3,92 ±1,5 3,05 ±1,4 3,80 ±1,4 2,53 ±1,2 2,73 ±0,8 3,23 ±1,1

Девушки 4,83 ±0,9 2,25 ±1,3 3,85 ±1,5 4,38 ±1,2 3,70 ±1,3 3,57 ±1,4 2,40 ±1,5 4,21 ±1,0 2,13 ±1,1 2,62 ±0,9 3,04 ±0,9

Всего 4,72 ±1,1 2,36 ±1,4 3,73 ±1,5 4,38 ±1,1 3,67 ±1,3 3,65 ±1,4 2,56 ±1,5 4,11 ±1,1 2,23 ±1,2 2,65 ±0,9 3,08 ±1,0

Примечание: 1) приятное времяпрепровождение, отдых; 2) высокое материальное благосостояние; 3) поиск и наслаждение прекрасным; 4) помощь и милосердие к другим людям; 5) любовь; 6) познание нового в мире, природе, человеке; 7) высокий социальный статус и управление людьми; 8) признание и уважение людей и влияние на окружающих; 9) социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе; 10) общение; 11) здоровье.

Также низкие оценки приходятся на «высокое материальное благосостояние» (всего - 2,36±1,4; юноши - 2,72±1,4; девушки - 2,25±1,3) и «высокий социальный статус и управление людьми» (всего - 2,56±1,5; юноши - 3,05±1,4; девушки -2,40±1,5).

При анализе остальных ценностей необходимо отметить более высокие баллы у юношей по сравнению с девушками по таким ценностям, как «познание нового в мире, природе, человеке» (3,92±1,5 против 3,57±1,4), «общение» (2,73±0,8 против 2,62±0,9) и «здоровье» (3,23±1,1 против 3,04±0,9).

У девушек выявлены более высокие баллы по следующим ценностям: «поиск и наслаждение прекрасным» (3,85±1,5 против 3,38±1,6) и «любовь» (3,70±1,3 против 3,54±1,3).

При обсуждении полученных результатов необходимо воспользоваться результатами наших более ранних исследований.

Доминирование ценности «приятное времяпрепровождение, отдых», с нашей точки зрения, вызвано необходимостью снятия напряжения, связанного с учебным (в том числе экзаменационным) стрессом. Косвенным подтверждением этой необходимости может служить выявленное нами преобладание студентов с высоким нейро-тизмом, который имеет обратную зависимость со стрессоустойчивостью. При этом значительно выше этот уровень нейротиз-ма у девушек [5].

В связи с данной ценностью необходимо также отметить, что при проведённом ранее анкетировании студентов по поводу их фундаментальной подготовки по направлению к обучению в рамках проекта «Моя конкурентоспособность» на сайте дистанционного обучения 49% студентов считают, что «в ВГМУ в полной мере имеются хорошие условия» для занятий физкультурой и спортом; 22% - для проведения досуга; 38% - для занятий художественным творчеством; 54% - для занятий научным творчеством.

Преимущественный выбор таких ценностей, как «помощь и милосердие к другим людям», «признание и уважение людей и влияние на окружающих», указывает на правильность выбора студентами своей будущей профессии, так как именно эти ценности должны являться наиболее значимыми для врачей и провизоров.

Это подтверждается результатами того же анкетирования, где выявлено доминирование у студентов внутренней мотивации к обучению («хочу стать врачом (провизором)», «мне нравится учиться») над внешней («хочу доказать другим, что я это могу», «потому что я хочу самоутвердиться, прежде чем вступить в жизнь»).

Низкая оценка студентами ценности «социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе» может быть вызвана социально-экономической и политической ситуацией в Республике Беларусь, которая вполне соответствует потребностям и интересам студентов.

Низкие баллы по таким ценностям, как «высокое материальное благосостояние» и «высокий социальный статус и управление людьми» в определённой степени можно объяснить данной выборкой студентов, для которых более ценным является «помощь и милосердие к другим людям», а также «признание и уважение людей и влияние на окружающих».

Более высокие баллы по этим ценностям у юношей вполне вписываются в понятия «мускулинность» и «компетентность», отражающие биопсихосоциальную сущность мужского начала и входящие в систему женских ожиданий относительно мужчин.

Следует обратить внимание ещё и на тот факт, что такая ценность, как «здоровье», занимает 7-е место среди всех предлагаемых ценностей. Это может быть вызвано пока ещё преобладающим пато-центрическим характером обучения в медицинском университете, где основное внимание уделяется болезни, диагностике заболевания. При этом меньше места и времени остаётся на «профилактику заболевания», на «укрепление и сохранение здоровья» как будущих пациентов (посетителей аптек, пациентов), так и самих студентов на момент обучения их в медицинском университете.

ВЫВОДЫ

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1) доминирование ценности «приятное времяпрепровождение, отдых», с нашей точки зрения, вызвано необходимостью

снятия напряжения, связанного с учебным (в том числе экзаменационным) стрессом;

2) преимущественный выбор таких ценностей, как «помощь и милосердие к другим людям», «признание и уважение людей и влияние на окружающих», указывает на правильность выбора студентами своей будущей профессии, так как именно эти ценности должны являться наиболее значимыми для врачей и провизоров;

3) низкие баллы по таким ценностям, как «высокое материальное благосостояние» и «высокий социальный статус и управление людьми», в определённой степени можно объяснить данной выборкой студентов, для которых более ценным является «помощь и милосердие к другим людям», а также «признание и уважение людей и влияние на окружающих».

SUMMARY

A. L. Tserkovsky, O. I. Gapova, S. A. Petrovich, O. A. Kasian, E. A. Skorikova, A. V. Blednov VALUE ORIENTATION AS A COMPONENT OF ACMEOLOGICAL

ORIENTATION OF THE IDENTITY OF A MEDICAL STUDENT

The aim of the research is the study of value orientations of students of VSMU.

Using techniques «Diagnostics of the real structure of prices-surface orientations of the person» (S. S. Bubnova) 219 students were surveyed. Dominant positions of such values as «pleasant pastime, recreation», «aid and charity to others», «recognition and respect of people and the impact on others» were identified.

The lowest scores were obtained in the selection of such values as «social activity to achieve positive changes in society», «high material well-being», «high social status and people management».

In addition, higher scores in boys compared with girls in such values as «cognition of the new in the world, nature, man», «com-

munication» and «health» were revealed. Girls obtained higher scores in the following values: «search and enjoyment of the beauti-ful» and «love».

The obtained results are an important characteristic of the acmeological orientation of the identity of a medical student.

Keywords: value orientations, acmeo-logical orientation of the identity of a medical student.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лаврентьев, С. Ю. Формирование конкурентоспособности будущего специалиста в процессе профессиональной подготовки в вузе / С. Ю. Лаврентьев, Д. А. Крылов // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1.

2. Хазова, С. А. Развитие конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту в процессе профессиональной подготовки: Монография / С. А. Хазова. - Краснодар; Майкоп: Глобус, 2009. - 147 с.

3. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Код-жаспиров. - М.; Ростов н/Д, 2005. - 448 с.

4. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - М. Изд-во Института психотерапии, 2002.

5. Церковский, А. Л. Особенности темпераментных свойств личности как факторов стрессоустойчивости студентов медицинского вуза / А. Л. Церковский // Вестник фармации. - 2012. - № 1. - С. 89-93.

Адрес для корреспонденции:

210023, Республика Беларусь, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27, УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», кафедра психологии и педагогики, Церковский А. Л.

Поступила 01.02.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.