Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ВГМУ'

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ВГМУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНКЕТИРОВАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Церковский А.Л.

Целью исследования является оценивание с позиций студентов ВГМУ стратегических и тактических механизмов формирования их конкурентоспособности (КС). Исходным материалом стали результаты анкетирования 170 студентов. В большинстве ответов студентов отмечается тенденция многие аспекты своей жизни и деятельности связывать с собственным вкладом в них. 65% студентов не могут пока в полной мере осмыслить и получить целостную картину своего профессионального пути к достижению главных жизненных целей. Реальным вкладом в повышение качества образовательного процесса в университете может служить учёт внутренней мотивации к обучению, стремление студентов к самостоятельному освоению технологий обучения, также самостоятельное планирование своей учёбы и жизни в целом. Кроме этого, диалектический подход студентов к развитию своего кругозора (использование не только личных качеств, но и общение с друзьями и интересными людьми), а также их стремление повысить свою личную привлекательность через внешнюю составляющую и доброжелательные межличностные отношения - всё это можно рассматривать в качестве факторов, оптимизируюших образовательный процесс в университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Церковский А.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC AND TACTICAL MECHANISMS FOR THE FORMATION OF COMPETITIVENESS OF STUDENTS OF VSMU

The aim of the study is to assess from the positions of students of VSMU strategical and tactical mechanisms of their competitiveness. The starting materials were the results of the survey of 170 students. In the majority of the responses of students there are noted the tendency to connect many aspects of their lives and activities with their own contribution to them. 65% of the students can not yet fully comprehend and obtain a holistic picture of their professional career to achieve major life goals. Taking into account the intrinsic motivation to learn, the desire of students for independent mastering of the learning technology, self-planning of their studies and life in general can serve as a real contribution to improvement of the quality of educational process at the university. In addition, the dialectical approach of the students to develop their horizon (the use of not only personal qualities, but also communication with friends and interesting people) and their desire to improve their personal attractiveness through the external component and friendly interpersonal relationships - all of this can be considered as factors of optimizing the educational process at the university.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ВГМУ»

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

А. Л. Церковский

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ВГМУ

Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет

Целью исследования является оценивание с позиций студентов ВГМУ стратегических и тактических механизмов формирования их конкурентоспособности (КС). Исходным материалом стали результаты анкетирования 170 студентов.

В большинстве ответов студентов отмечается тенденция многие аспекты своей жизни и деятельности связывать с собственным вкладом в них. 65% студентов не могут пока в полной мере осмыслить и получить целостную картину своего профессионального пути к достижению главных жизненных целей.

Реальным вкладом в повышение качества образовательного процесса в университете может служить учёт внутренней мотивации к обучению, стремление студентов к самостоятельному освоению технологий обучения, также самостоятельное планирование своей учёбы и жизни в целом. Кроме этого, диалектический подход студентов к развитию своего кругозора (использование не только личных качеств, но и общение с друзьями и интересными людьми), а также их стремление повысить свою личную привлекательность через внешнюю составляющую и доброжелательные межличностные отношения — всё это можно рассматривать в качестве факторов, оптимизируюших образовательный процесс в университете.

Ключевые слова: анкетирование, формирование конкурентоспособности студентов-медиков.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время перед системой высшего медицинского образования Республики Беларусь стоит задача - через качественную подготовку будущих врачей и провизоров обеспечить население высоким качеством профессиональных услуг.

По нашему мнению, необходимым условием решения этой задачи является формирование у студентов-медиков конкурентоспособности как интегральной характеристики их личности.

В рамках инициативной НИР «Разработать программу формирования конкурентоспособности выпускника УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет» (ВГМУ)» кафедра психологии и педагогики «запустила» на сайте дистанционного обучения проект «Моя конкурентоспособность». В соответствии с ним на первом этапе студентам предлагалось пройти анкетирование.

Целью исследования являлось оценивание с позиций студентов ВГМУ страте-

гических и тактических механизмов формирования их конкурентоспособности.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В анализ включено 170 анкет. Проводилось изучение ответов студентов только на пункты, отражающие сущность стратегических и тактических механизмов формирования КС студентов [1].

К стратегическим механизмам относятся: стремление к успеху, навыки организаторской деятельности, предпринимательские способности, освоение будущей профессиональной деятельности, долговременные деловые связи, план жизни, работоспособность, семейное благополучие, репутация в университете, жизненное везение и удача, самоконтроль личной жизнедеятельности. «Стратегический» характер этих механизмов обусловлен возможностью их реализации как в процессе обучения студентов в университете, так и в дальнейшей своей жизни.

В качестве тактических механизмов формирования КС рассматривали следующие: освоение технологий обучения в уни-

верситете, личная организованность, планирование личных дел, личный кругозор и умение быть интересным, личная привлекательность. «Тактический» характер этих механизмов обусловлен возможностью их реализации, прежде всего, в процессе обучения студентов в университете.

РЕЗУЛЬТАТЫИ ОБСУЖДЕНИЕ

При анализе пунктов анкеты, отражающих содержание стратегических механизмов формирования КС студентов, нами были получены следующие результаты.

Под понятием «успешный студент» 30% студентов подразумевают тех, «кто хорошо учится»; 20% - «кто пользуется авторитетом у других студентов»; 20% -«кто активно занимается общественной деятельностью».

Среди качеств, необходимых для достижения успеха, студенты выделяют, прежде всего, целеустремленность (18%), уверенность в себе (17%) и трудолюбие (14%).

81% студентов считают для себя важным формирование и развитие организаторских качеств. В качестве основы успешной организаторской деятельности студенты называют такие качества, как навыки и упорство в решении проблем (23%), способность управлять самим собой (21%), стремление к личностному росту (17%).

47% студентов, обучаясь в ВГМУ, пытаются самостоятельно зарабатывать деньги. Студенты видят наиболее значимыми для успешной предпринимательской деятельности, прежде всего, следующие навыки: стратегическое мышление (24%), организаторские способности (20%), предприимчивость (17%).

Среди наиболее значимых факторов, обеспечивающих непрерывную практическую подготовку к профессиональной деятельности в период обучения в ВГМУ, студенты в первую очередь выделяют следующие: формирование у себя необходимых профессиональных качеств (36%), ожидания и карьерные установки (26%), использование технологий психологической подготовки к практической деятельности (16%). Наиболее важными традиционно развиваемыми направлениями психологической подготовки к практической деятельности студенты считают развитие

мотивации к достижениям (32%), профо-риентирование (20%), организацию консультирования по проблемам личностного роста (18%).

Из 2-х основных блоков элементов, более существенно влияющих на формирование долговременных деловых связей, 61% студентов выбрали старые связи (детский сад, учеба в школе, университете, родственники, друзья). По мнению студентов, на формирование и развитие их долговременных деловых связей наиболее существенно влияют следующие личностные качества: любезность, доброжелательность и приветливость (28%), внимание к окружающим (20%), грамотность (17%), пунктуальность (16%), внешний облик (10%).

91% студентов считают целесообразным и необходимым заниматься планированием будущей карьеры во время обучения в ВГМУ При этом 65% студентов не могут пока в полной мере осмыслить и получить целостную картину своего профессионального пути к достижению главных жизненных целей.

С точки зрения студентов, наиболее значимыми внутренними факторами, влияющими на их работоспособность, являются рациональное сочетание труда и отдыха (32%), правильное питание (20%), выполнение физических упражнений, активный отдых (18%). При этом 61% студентов считают ведущим внешним фактором, влияющим на их работоспособность, правильную организацию учебной деятельности.

Среди наиболее значимых факторов, влияющих на семейное благополучие, студенты выделяют следующие: взаимоотношения в семье (39%), воспитание детей (19%), материальное благосостояние (18%).

По мнению студентов, на семейное благополучие в совместной жизни молодых супругов существенное влияние оказывают следующие «барьеры»: несбалансированность эмоциональных и интеллектуальных запросов, порождающая чувство неудовлетворенности друг другом (29%), ошибочное представление о семье: у одних - как о чем-то трудном и тяжелом, скучном и однообразном; у других - как о безоблачном счастье, как о легкой праздной жизни (25%), несогласованность поступков (17%).

Среди личностных качеств, существенно влияющих на собственную репу-

тацию в ВГМУ, студенты выделяют следующие: умение мыслить (22%), личная организованность (16%), уровень культуры (16%), работоспособность (15%), духовные качества (14%). Ведущим фактором, влияющим на поведение и обеспечивающим положительную репутацию в ВГМУ, студенты считают этику поведения в обществе (49%), личный авторитет (23%), образ жизни (19%), имидж студента (9%).

Ведущим внешним фактором, влияющим на жизненное везение и удачу, студенты считают наличие «ситуаций» (64%), коммуникации (35%), деловые связи (2%). Среди внутренних факторов своей личности, влияющих на жизненное везение и удачу, студенты отмечают характер (24%), подсознание (18%), эмоциональность и стрессоустойчивость (16%), уверенность в себе (13%), восприимчивость (10%), способность не упустить свой шанс (10%), темперамент (9%).

88% студентов постоянно занимаются полным самоконтролем. При этом наиболее значимыми для себя считают следующие позиции самоконтроля жизнедеятельности: самоконтроль использования времени (25%), самоконтроль реализации жизненных планов и динамики учебной нагрузки (18%), самоконтроль личной работоспособности (13%).

Анализ анкетирования показывает, что при организации своего поведения и деятельности студенты, прежде всего, стараются опираться на свой индивидуальный потенциал и учитывать его при формировании конкурентоспособных личностных качеств. Данная тенденция носит интро-вертный характер, так как характеризуется направленностью студентов на собственный субъективный мир.

Обращает на себя внимание тот факт, что 65% студентов не могут пока в полной мере осмыслить и получить целостную картину своего профессионального пути к достижению главных жизненных целей. Это указывает на важность гуманитарной подготовки будущих врачей и провизоров, а также на необходимость реализации практико-ориентированного подхода на кафедрах университета.

При анализе пунктов анкеты, отражающих содержание тактических механизмов формирования КС студентов ВГМУ, были получены следующие результаты.

Среди мотивов, побуждающих учить-

ся, студенты выделили следующие: «хочу стать врачом (провизором)» (33%), «мне нравится учиться» (23%), «потому что хочу иметь максимальные шансы в жизни» (21%), «хочу доказать другим, что я это могу» (13%), «потому что я хочу самоутвердиться, прежде чем вступить в жизнь» (11%).

Ведущим фактором в освоении технологий обучения в ВГМУ для студентов является самостоятельная работа (64%), научно-исследовательская деятельность (20%), творческая инициатива (16%).

Среди наиболее важных для себя факторов личной организованности студенты отмечают следующие: хронометраж и планирование времени (20%), развитие памяти (20%), умение правильно слушать и общаться (19%), управление ритмами деятельности и учебной нагрузкой (15%), рациональное чтение (8%), владение и использование записной книжки (7%), состояние сознания и обстановки (7%), умение справляться с отсрочкой (4%).

На пункт анкеты «Я умею эффективно использовать время и рационализировать свой труд» дали утвердительный ответ 30% студентов, 40% студентов отреагировали отрицательно, 30% - затруднились ответить.

На утверждение «Я занимаюсь планированием своей личной деятельности» 82% студентов ответили положительно, 18% - отрицательно.

В планировании своей личной деятельности студенты чаще всего используют следующие виды планов: дневные планы (36%), декадные (недельные) планы (24%), план жизни (13%), месячные планы (9%), планы на несколько лет вперед (8%), годовой план (8%), квартальные планы (2%).

Среди аспектов расширения своего личного кругозора студенты считают для себя наиболее важными следующие: проявлять наблюдательность (17%), желание познавать и открывать новое (14%), смотреть на жизнь разносторонне (11%), стремиться к знаниям (11%), получать новую информацию от общения с окружающими (11%), проявлять естественное любопытство (10%), находить новые альтернативные пути решения проблем (9%), развивать память (9%), извлекать новые интересные факты из СМИ, Интернет-ресурсов и т.п. (7%).

При выделении наиболее характерных источников получения информации студенты отметили следующие: общение с друзьями и интересными людьми (27%), интернет (25%), чтение книг и журналов (24%), путешествия (9%), средства массовой информации (7%), посещение театров, музеев, выставок (5%), телевидение (2%).

С точки зрения студентов, на повышение их привлекательности влияют следующие факторы: внешний вид (26%), культура поведения (23%), культура речи (18%), внутренняя культура (13%), соблюдение этики общения (12%), соблюдение норм этикета (7%), знание иностранных языков (2%).

Студенты считают, что их личную культуру определяют следующие личностные качества: доброжелательность (23%), самопознание (13%), аутентичность (12%), эмпатия (11%), инициативность (10%), непосредственность (10%), открытость (9%), принятие чувства (7%), конкретность (5%).

Анализ анкетирования указывает на ряд важных закономерностей, характеризующих образовательный процесс в ВГМУ.

Прежде всего, необходимо отметить доминирование у студентов внутренней мотивации к обучению («хочу стать врачом (провизором)», «мне нравится учиться») над внешней («хочу доказать другим, что я это могу», «потому что я хочу самоутвердиться, прежде чем вступить в жизнь»).

При этом большинство студентов в качестве ведущего фактора в освоении технологий обучения в ВГМУ выбирают самостоятельную работу.

Кроме этого, студенты предпочитают самостоятельное планирование своей учёбы и жизни в целом, ориентируясь на кратковременность планов.

Что касается развития собственного кругозора, то студенты предпочитают использовать для этого не только личные качества (наблюдательность, желание познавать и открывать новое), но и общение с друзьями и интересными людьми.

Вполне естественным выглядит стремление молодых людей повысить свою личную привлекательность через внешнюю составляющую, а также благодаря доброжелательным межличностным отношениям.

Научные публикации ВЫВОДЫ

На основании результатов анкетирования, направленного на изучение стратегических и тактических механизмов формирования КС студентов ВГМУ, можно сделать следующие выводы:

1) в большинстве ответов отмечается тенденция студентов многие аспекты своей жизни и деятельности связывать с собственным вкладом в них, то есть носит интровертный (активный, субъектный) характер;

2) наличие 65% студентов, которые не могут пока в полной мере осмыслить и получить целостную картину своего профессионального пути к достижению главных жизненных целей, указывает на важность гуманитарной подготовки будущих врачей и провизоров, а также на необходимость реализации практико-ориентированного подхода на кафедрах университета;

3) реальным вкладом в повышение качества образовательного процесса в университете может служить учёт внутренней мотивации к обучению, стремление студентов к самостоятельному освоению технологий обучения, также самостоятельное планирование своей учёбы и жизни в целом;

4) диалектический подход студентов к развитию своего кругозора (использование не только личных качеств, но и общение с друзьями и интересными людьми), а также их стремление повысить свою личную привлекательность через внешнюю составляющую и доброжелательные межличностные отношения - всё это можно рассматривать в качестве факторов, опти-мизируюших образовательный процесс в университете;

5) результаты исследования могут быть использованы в организации образовательного процесса в ВГМУ, работе кураторов и деятельности социально-педагогической психологической службы.

SUMMARY

A.L. Tserkovsky STRATEGIC AND TACTICAL MECHANISMS FOR THE FORMATION OF COMPETITIVENESS OF STUDENTS OF VSMU

The aim of the study is to assess from the positions of students of VSMU strategical and tactical mechanisms of their competitiveness.

The starting materials were the results of the survey of 170 students.

In the majority of the responses of students there are noted the tendency to connect many aspects of their lives and activities with their own contribution to them. 65% of the students can not yet fully comprehend and obtain a holistic picture of their professional career to achieve major life goals.

Taking into account the intrinsic motivation to learn, the desire of students for independent mastering of the learning technology, self-planning of their studies and life in general can serve as a real contribution to improvement of the quality of educational process at the university. In addition, the dialectical approach of the students to develop their horizon (the use of not only personal qualities, but also communication with friends and interesting people) and their desire to improve their personal attractiveness through the external component and friendly interpersonal

relationships - all of this can be considered as factors of optimizing the educational process at the university.

Keywords: surveys, formation of competitiveness of medical students.

ЛИТЕРАТУРА

1. Резник, С. Д. Личная конкурентоспособность студента: система и механизмы / С. Д. Резник, А. А. Сочилова // Известия ПГПУ им. В.В. Белинского. - 2011. - № 24. - С. 408-416.

Адрес для корреспонденции:

210023, Республика Беларусь, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27, УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», кафедра психологии и педагогики, Церковский А.Л.

Поступила 14.11.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.