Научная статья на тему 'Анализ протестного социально-политического потенциала молодежи (на примере Пензенской области)'

Анализ протестного социально-политического потенциала молодежи (на примере Пензенской области) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
113
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ПРОТЕСТНОЕ НАСТРОЕНИЕ / СТУДЕНТЫ / ВЛАСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / РИСК / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / YOUTH / PROTEST MOOD / STUDENTS / POWER / SOCIO-ECONOMIC PROBLEMS / RISK / SOCIOLOGICAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гарькин И.Н.

Масштабные акции протеста 2011 (вызванные недовольством части населения результатами выборов в Государственную Думу) и 2018 годов (с антикоррупционной окраской) проходили с большим участием молодежи. В связи с этим назрела необходимость оценки протестного потенциала в отдельно взятом регионе. В статье на примере Пензенской области анализируются результаты социологического исследования среди молодежи (опрошено 300 человек), учащихся пензенских высших учебных заведений. Приводятся данные о возрастно-гендерном составе опрошенных; мнения о причинах протестов и реакции органов государственной власти. Даются рекомендации о мерах, способствующих снижению «градуса» протестных настроений среди молодежи как на государственном уровне, так и на уровне учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ протестного социально-политического потенциала молодежи (на примере Пензенской области)»

DOI 10.26105/SSPU.2019.59.2.022 YAK 316.485.22(470.40) ББК 60.524.251 (2Рос-4Пен)

И.Н. ГАРЬКИН

I.N. GARKIN

АНАЛИЗ

ПРОТЕСТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)

ANALYSIS OF PROTEST SOCIAL AND POLITICAL POTENTIAL OF YOUTH (ON EXAMPLE OF THE PENZEN REGION)

Масштабные акции протеста 2011 (вызванные недовольством части населения результатами выборов в Государственную Думу) и 2018 годов (с антикоррупционной окраской) проходили с большим участием молодежи. В связи с этим назрела необходимость оценки протестного потенциала в отдельно взятом регионе. В статье на примере Пензенской области анализируются результаты социологического исследования среди молодежи (опрошено 300 человек), учащихся пензенских высших учебных заведений. Приводятся данные о возрастно-гендерном составе опрошенных; мнения о причинах протестов и реакции органов государственной власти. Даются рекомендации о мерах, способствующих снижению «градуса» протестных настроений среди молодежи как на государственном уровне, так и на уровне учебного заведения.

Large-scale protest actions in 2011 (caused by dissatisfaction with the part of the population of the results of the elections to the State Duma) and in 2018 (anti-corruption) took place with a large participation of young people. In this regard, there is a need to assess the protest potential in a particular region. In the article on the example of the Penza region, the results of a sociological survey among young people (interviewed by 300 people), students of Penza Higher Educational Institutions are analyzed. Data on the age-gender composition of the respondents are given; Opinions about the reasons for the protests and the reaction of public authorities. Recommendations are given on measures to reduce the "degree" of protest moods among young people, both at the state level and at the level of the educational institution.

Ключевые слова: молодежь, протестное настроение, студенты, власть, социально-экономические проблемы, риск, социологическое исследование.

Key words: youth, protest mood, students, power, socio-economic problems, risk, sociological research.

Введение. Социально-политическая атмосфера в стране в последние годы характеризуется ростом протестных настроений и негативной политической активностью населения. Сегодня гражданское самосознание населения характеризуется обостренным восприятием социальной несправедливости распределительных процессов и негативной оценке деятельности власти в этих процессах. Особенно проблемным слоем является молодежь, чьи максималистские настроения могут использоваться в политических целях [6]. Молодежь представляет собой одну из важных социальных групп, одной из психологических особенностей которой является ориентация на радикальный способ решения своих социальных проблем, высокий уровень конфликтного потенциала. Это обусловлено несформированностью мировоззренческих установок, повышенной эмоциальностью и неопределенностью в границах дозволенного. Таким образом, риск является сущностной характеристикой молодежи. Стремление к инновациям, экспериментам, новому опыту является одним из источников риска. В рисковом поведении выражается способность молодежи к активной социальной деятельности, через которую реализуются социально-личностные амбиции [3, 5].

С одной стороны, молодежь выступает как движущая сила большинства социальных преобразований, а с другой стороны, представляет собой особую группу риска вовлечения в асоциальные движения.

Сегодня среди социальных проблем в России следует выделить социальное неравенство, низкий уровень жизни большой части населения, безработицу, коррупцию, недостаточную эффективность «социальных лифтов», несоответствие завышенных ожиданий молодежи реальным возможностям.

Студенчество представляет собой наиболее образованную, перспективную часть молодежи, подверженную социальным рискам радикального социально-политического поведения. Она всегда была самым динамичным элементом общества, её инновационным потенциалом, подверженной новым социально-культурным тенденциям. В связи с чем всегда существует необходимость анализа отношения к социально-политической обстановке в стране и уровня протестного настроения.

Цель статьи состоит в изучении протестного социально-политического потенциала молодежи Пензенской области.

Материалы и методы. Для получения эмпирической информации по теме исследования был проведен социологический опрос методом анкетирования обучающихся ВУЗов Пензенской области очной формы обучения. Серийно-гнездовая выборка составила 300 человек.

Результаты и их обсуждение. Опрос показал, что большая часть студентов (78%) слышали об акциях протеста против действующей власти в нашей стране, а 22% не слышали (рис. 1).

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос о том, слышали ли студенты об акциях протеста против действующей власти

Справедливыми акции протеста населения считают 23%, частично согласны с ними 67%, несправедливыми - 10%. Таким образом, большая часть опрошенных считает, что протестные настроения населения в целом оправданны (рис. 2).

■ слышали

■ не слышали

63%

■ Не согласны

Частичносоглсасны

Согласны

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос о том, согласны ли респонденты о справедливости акций протестов

Среди основных причин акций протеста респонденты выделяют: социально-экономические - 47%, провокационные (акции, спланированные заинтересованными в этом людьми) - 23%, политические - 15%, желание выделиться из толпы - 10%, национальные - 5% (рис. 3).

Рис. 3. Мнение респондентов о причинах акций протеста против действующей власти

Очевидно, что снижающийся уровень жизни населения является одним из основополагающих факторов социального недовольства (и не только среди молодёжи). Увеличивающийся разрыв в доходах граждан, неравномерное распределение социально-экономических благ, недостаточно эффективная государственная поддержка социально незащищенных граждан все больше обостряют социальную напряженность в обществе.

Мнение опрошенных о реакции на протестные акции со стороны власти в основном сходятся в радикальных действиях, подавлении протестных настроений - 67%. Чуть более четверти студентов считают, что власти игнорируют, стараются не замечать протестов - 23%. Всего 10% считают, что власти стараются идти на диалог с протестующими, пытаются найти компромисс (рис. 4).

Рис. 4. Мнение студентов о реакции власти на протестное поведение населения

Судя по ответам на вопросы анкеты, большинство студентов 87% принимали какое-либо участие в массовых акциях, так или иначе направленных на протест действующей власти. Это подтверждает недовольство существующей обстановкой, подверженность части студенческой молодежи радикаль-

ным мерам решения проблем, неприятию традиционных путей развития, поиску нового.

Один из вопросов анкеты относился к той части опрошенных, которые не принимали участие в радикальных акциях. Факторами, способными побудить их принять участие в подобных мероприятиях, были названы: ущемление личных прав и свобод - 38%, ухудшение социально-экономической ситуации в стране - 32%, несправедливость со стороны действующей власти - 17% (рис. 5).

Рис. 5. Факторы, обусловливающие участие молодежи в протестных акциях

Около четверти из данной категории опрошенных ответили, что в любом случае не пойдут на участие в протестных акциях.

Знакомые, принимающие участие в протестных мероприятиях, есть почти у половины студентов (40%), нет их у 23%, затрудняются ответить 37%.

Выводы. Результаты исследования показали, что большая часть студентов слышала о существующих протестах против действующей власти и считает их оправданными. Факторами социально-политического протест-ного поведения являются социально-экономические проблемы большей части населения. Большинство опрошенных считают, что реакция власти на протестные политические акции заключаются в их подавлении. Особое внимание привлекает то, что основная часть опрошенных имеет опыт участия в протестных акциях и высокий протестный потенциал. Распространенность протестного настроения опасна деструктивными социальными явлениями.

В качестве элементов социального регулирования и оптимизации социального настроения молодежи на государственном уровне можно выделить:

- улучшение социально-экономического уровня жизни населения;

- повышение уровня социального обеспечения социально-незащищенным категориям общества;

- организацию «диалога» власти с населением, поиск компромисса;

- повышение эффективности «социальных лифтов»;

- мероприятия, направленные на социальную интеграцию общества;

- борьбу с коррупцией.

Если говорить, непосредственно про снижение протестного настроения среди молодежи на уровне учебного заведения, то предлагается использовать опыт реализации молодежной политики, проводимой в Пензенском государственном уровне архитектуры и строительства (далее ПГУАС). В ходе опроса был выявлен самый низкий уровень протестного настроения среди студентов, по сравнению с другими учебными заведениям. Рассмотрим ряд молодёжных проектов, реализуемых в ПГУАС [1-2, 4]:

1. Молодёжная школа противодействия экстремизма - проект, направленный на методическое обеспечение профилактики экстремизма в молодежной среде.

2. Молодежная школа антикоррупционной политики - проект, направленный на выработку у молодежи антикоррупционного поведение, неприятия коррупции в повседневной жизни; разъяснительная работа с населением.

3. Проекты, реализуемые Центром практики студентов и содействию трудоустройству выпускников: «RusWorks», «СтройКадры» и другие проекты, направленные на помощь в трудоустройстве по профессии.

4. Привлечение студентов к созидательной общественной работе в таких объединениях как «МолодёжкаОНФ» (молодежное крыло Общероссийского народного фронта за Россию), «Союз Пензенских Строителей» (профессиональное сообщество), Российские студенческие отряды и др.

Направление энергии молодёжи в позитивное русло вкупе с разъяснительной работой и предупреждением о возможности репрессивных мер являются наиболее эффективными мерами по недопущению молодёжи на улицы в роли протестующих на уровне образовательного учреждения.

Литература

1. Гарькин И.Н., Медведева Л.М. Анализ воздействия информационной среды на студентов строительного вуза // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2017. № 2. 55-59.

2. Данилов А.М., Гарькина И.А., Киселев А.А. ВУЗ как система // Региональная архитектура и строительство. 2015. № 3 (24). С. 138-142.

3. Дементьева И.Н. Протестные настроения молодежи Вологодской области // Вопросы территориального развития. 2016. № 1 (31). С. 2.

4. Депутатов М.А., Гарькин И.Н., Медведева Л.М. Реализация молодёжной политики в строительном ВУЗе: социологический аспект // Региональная архитектура и строительство. 2017. № 2 (31). С. 122-126.

5. Омельченко Д.А., Максимова С.Г., Гончарова Н.П., Ноянзина О.Е. Молодежный взгляд на политические протесты: границы легального и нелегального // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2015. № 13-2. С. 145-147.

6. Пушкарёва Н.Н. Молодёжь как носитель протестного потенциала // Управление мегаполисом. 2013. № 3 (33). С. 67-71.

References

1. Pushkareva N.N. Youth as a carrier of protest potential, Management of the metropolis. 2013, N 3 (33), pp. 67-71.

2. Dementyeva I.N. Protest moods of youth of the Vologda region, Issues of territorial development, 2016, N 1 (31), 2 p.

3. Omelchenko D.A., Maksimova S.G., Goncharova N.P., Noyanzina O.E. Youth view on political protests: the boundaries of legal and illegal, Actual problems of combating crimes and other offenses, 2015, N 13-2, pp. 145-147 (in Russian).

4. Deputatov M.A., Garkin I.N., Medvedeva L.M. Implementation of youth policy in construction University: sociological aspect, Regional architecture and construction, 2017, N 2 (31), pp. 122-126.

5. Garkin I.N., Medvedeva L.M. Analysis of the impact of the information environment on students of the construction University, Bulletin of the Surgut state pedagogical University, 2017, N 2, pp. 55-59 (in Russian).

6. Danilov A.M., Garkina I.A., Kiselev A.A. The UNIVERSITY as a system, Regional architecture and construction, 2015, N 3 (24), pp. 138-142 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.