Научная статья на тему 'Анализ программных средств для стратегического менеджмента'

Анализ программных средств для стратегического менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
434
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ программных средств для стратегического менеджмента»

СЕМИНАР 15

ДОКЛАД НА СИМПОЗИУМЕ "НЕДЕЛЯ ГОРНЯКА - 99" МОСКВА, МГГУ, 2S.01.99 - 29.01.99

О.Е. Бойко, к.т.н., Е.С. Могирева, к.э.н.,

МГГУ МГГУ

АНАЛИЗ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Рассмотрение проблемы стратегического менеджмента актуально и необходимо, так как степень обоснованности управленческого решения определяет уровень эффективности всей системы управления фирмы в целом.

В настоящее время, в условиях рыночной экономики, выбор методов анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования управленческого решения финансирует инвестор. Поэтому обязательных для всех стандартов и методов управления не существует. Чем выше качество управленческого решения и обоснованность применяемых в конкретных ситуациях методов управления проектами, тем меньше для инвестора коммерческий риск.

При разработке управленческого решения менеджер должен достаточно четко спрогнозировать стратегию фирмы, нормативы конкурентоспособности будущего товара или услуг, изменения компонентов внешней и внутренней среды для того, чтобы не оказаться под угрозой банкротства. Экономия на качестве управленческого решения неизбежно приведет к огромным потерям на последующих стадиях жизненного цикла объекта. Эффективность управленческих решений является основным фактором рационального использования ресурсов и повышения качества товаров и услуг.

Основной целью экономической оценки инвестиционного проекта является выявление целесообразности осуществления инвестиций в данный проект.

Критериями экономической оценки инвестиционного проекта являются показатели, характеризующие эффективность инвестиций в условиях рынка. К ним относятся шесть важнейших показа-

82

телей, предложенных методикой ЮНИДО: финансовый итог, текущая ценность будущего финансового итога, общий финансовый итог от реализации проекта, поверочный дисконт, индекс выгодности инвестиций, период окупаемости инвестиций.

С использованием этих показателей рекомендуется проводить сравнение различных инвестиционных проектов и выбор лучшего из них.

В настоящее время разработаны и получили распространение программные пакеты для оценки экономической эффективности инвестиционного проекта и управленческого решения. Их использование позволяет получить без дополнительных затрат времени результаты расчетов и графическую информацию при варьировании ряда исходных данных. К таким пакетам, в частности, относятся Open Plan и Time Line WorkGroup Edition, включающий Project Management Integrator (PMI) для Novell Groupwise.

Open Plan - профессиональная система управления проектами, она дает возможность получить оптимальное решение для компаний, в которых эффективное управление проектами является критическим фактором успеха бизнеса.

Open Plan Professional - лидер в области профессиональных систем для управления проектами, обеспечивающий:

• открытое, масштабируемое решение для всего предприятия;

• интеграцию в единую систему управления корпорации;

• мощные средства ресурсного планирования;

• мощные средства много проектного планирования и контроля;

• средства организации многопользовательского режима работы с проектами, распределенного географически и по уровням управления;

• функциональную настройку на задачи конкретного пользователя.

Мощные средства ресурсного планирования Open Plan позволяют значительно облегчить задачу нахождения наиболее эффективного распределения ресурсов и составления их рабочего расписания. Open Plan позволяет создавать иерархическую структуру ресурсов, выполнять автоматическое назначение ресурсов на задачи, в соответствии с их загрузкой и квалификацией.

Open Plan содержит мощные средства планирования и контроля затрат, включая средства анализа и отчетности по фактической выработке. Кроме того, Welcom поставляет специализированное программное обеспечение финансового планирования предприятия - Cobra, которое полностью интегрируется с Open Plan.

Встроенные в Open Plan, мощные аналитические инструменты, базирующиеся на методе Monte Carlo, позволяют определить возможные риски, учитывая потенциальные задержки в доставке материалов, выпадения из графика работ и превышения бюджета, просчитать их вероятность и возможные негативные последствия.

Open Plan выводит информацию в форматах диаграмм, таблиц, гистограмм, S-кривых, фазовых сетевых диаграмм и т.д. Перед пользователем открываются неограниченные возможности самостоятельной настройки представления данных и построения отчетов. Взаимодействие между участниками проекта может осуще-

ГИАБ 1

ствляться через WWW или Intranet компании.

Open Plan предоставляет уникальные возможности для управления и документирования работы с ресурсами и финансами и позволяет производить планирование в масштабе предприятия в режиме одновременного доступа к данным проекта.

К основным преимуществам Open Plan относится то, что он может работать с данными любого профиля, имеющими отношение к жизнедеятельности предприятия. Программное обеспечение Welcom можно настроить на работу с разнообразными базами данных благодаря объектно-

ориентированной и клиент-серверной архитектуре. Пользователь может выбрать, в каком формате хранить данные по проектам (в собственном формате Open Plan, в форматах Oracle, SQL Server, Sybase, xBase).

Open Plan обеспечивает ограничение доступа к данным проекта, позволяя предоставлять различные права на доступ к определенным данным, делая их доступ-

ными ограниченному кругу лиц и регулируя их совместное использование.

Для организаций, начинающих использовать системы управления проектами или для тех, кто хочет улучшить их использование рекомендуется Time Line WorkGroup Edition включающий Project Manag-ement Integrator (PMI) для Novell Groupwise. Time Line WorkGroup Edition. Это идеальное решение для распределения назначения ресурсов и создания сети связанных проектов. PMI обеспечивает обмен информацией, и менеджеры проекта могут принимать обоснованные решения, гарантируя, что проекты будут сделаны вовремя и в срок.

Приобретение фирмой такого класса пакетов, безусловно сыграет свою положительную роль, однако стоимость их достаточно высока.

Альтернативным является вариант использования электронных таблиц Excel и базы данных Access, доступной для широкого пользователя. Access позволяет через соответствующие драйверы работать с базами данных, под-

держивающими практически любые форматы, что дает возможность использовать разработки уже существующих программ, написанных при помощи других средств. Использование драйверов предоставляет пользователю возможность получить доступ к прикладным программам, написанным в таких средах, как Excel, Word, FoxPro для Windows и т.д. Стандартный метод доступа Access поддерживает разработанный фирмой Вог^М Int интегрированный интерфейс доступа к базам данных, что позволяет считать такой метод доступа промышленным стандартом.

Таким образом, используя готовые программные продукты или создавая собственный инструментарий, предприятие может сравнивать инвестиционные проекты на стадии разработки и получать экономическую оценку основных показателей, характеризующих

эффективность инвестиций в строительство, модернизацию,

расширение и реконструкцию производства без особых затрат.

© О.Е. Бойко, Е.С. Могирева

О.Е. Бойко, к.т.н., Е.С. Могирева, к.э.н.,

МГГУ МГГУ

РАЗРАБОТКА МЕТОПИКИ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ ПЛЯ МАЛЫХ ПРЕППРИЯТИЙ

Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей на рельсы рыночных отношений - одно из важнейших направлений программы реформ, проводимых в нашей стране.

Особое значение эта проблема имеет на уровне малых предприятий, штат которых в большинстве своем не имеет необходимой профессиональной подготовки и опыта проведения планово-

экономи-ческих расчетов и остро нуждается в конкретной методической помощи для решения ежедневно возникающих перед ними практических вопросов.

Становясь объектом товарноденежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие должно сформировать у себя систему управления, которая обеспечила бы ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке.

В рыночной экономике организация сама принимает решения, бывшие раньше прерогативой вышестоящих органов управления. Предприятие самостоятельно формирует цели и задачи, разрабатывает стратегию и политику

своего развития, изыскивает необходимые для их реализации средства, набирает работников, приобретает оборудование и материалы, решает множество структурных вопросов, в том числе и такие, как создание, ликвидация, слияние или наоборот разделение подразделений и филиалов, вхождение в состав ассоциаций и других объединений, реорганизация производственной и перестройка организационной структуры управления и многие др. Предпринимая эти шаги можно столкнуться с множеством непредвиденных обстоятельств, которые могут увести предприятие в

4 i 1999

83

сторону от выбранного курса. Чтобы этого избежать, необходимо предварительно, изложить свои цели, оценки и прогнозы на бумаге, то есть составить бизнес-план.

Сегодня создание бизнес-планов является одним из самых популярных средств планирования. Существует большое количество серьезных и актуальных публикаций, посвященных этому вопросу [1, 2, 3, 4]. Разработано достаточно много гибких и многогранных программных продуктов (ОрепР 1 ап, Т теЬше,

Рго]есШхре11:), предоставляющих уникальные возможности для управления и документирования работы с ресурсами и финансами, стоимость которых превышает 1000$, такие затраты как правило не могут себе позволить малые и развивающиеся предприятия.

Поэтому нами разрабатывается методика, которая последовательно, шаг за шагом воспроизводит комплексную логически целостную процедуру составления бизнес-плана.

В общем виде бизнес-план должен содержать описание предприятия, товара и рынка. Методи-

ка создания планов маркетинга, производства, организационного и юридического плана подробно описана во многих работах и, как правило, не вызывает трудностей, создается успешно на основании опыта.

Для оценки финансовых результатов деятельности предприятия за прошедший период, для планирования основных финансовых показателей на будущее, для разработки стратегии финансирования, оценки срока окупаемости, оценки рисков необходим инструментарий, позволяющий просчитывать большое количество вариантов.

Разработан первый модуль решения этих задач, включающий блок анализа финансовых результатов деятельности предприятия; блок анализа финансового состояния и блок анализа эффективности финансово-хозяйственной дея-

тельности. Основным источником информации для анализа финансового состояния служит бухгалтерский баланс предприятия, отчет о финансовых результатах и их использовании, приложение к балансу. Эта информация вводится в таблицы исходных данных разработанного программного

обеспечения, и затем осуществляется автоматизированный расчет всех необходимых коэффициентов. В зависимости, от принимаемого значения которых выдается экспертная оценка финансовой ситуации.

Осуществлять автоматизацию этих расчетов в рамках малых предприятий рекомендуется с использованием доступных и удовлетворяющих всем необходимым требованиям офисным пакетам программ Microsoft Access и Excel.

Данная работа дает возможность профессионально подготовить бизнес-план, содержащий сведения для выбора эффективной стратегии и привлечения источников для финансирования проектов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Чернов В.Н., Эйсер Ю.Н. Бизнес-план. Рабочий стол. Санкт Петербург, 1998.

2. Менеджмент в малом бизнесе. Бизнес-план, М.»Дека», 1993.

3. Завьялов П.С. Демидов В.Е. Формула успеха, Маркетинг - Мысль, 1991.

4. С.С. Лихтерман, Н.И. Феду-нец, Н. Попович, Б.В. Локшина «Биз-нес-планирование»,1998.

© О.Е. Бойко, Е.С. Могирева

82

З

ГИАБ

Файл:

Каталог:

Шаблон:

Заголовок:

Содержание:

Автор:

Ключевые слова: Заметки:

Дата создания:

Число сохранений: Дата сохранения: Сохранил:

Полное время правки: Дата печати:

При последней печати страниц: слов: знаков:

БОЙКО

в:\С диска по работе в универе\01АВ_99\01АВ4_99\Все

С:\и8еге\Таня\АррБа1а\Коаті^\Місго80й\ШаблоньіШогта1Ло1т

О

Гитис Л.Х.

26.05.1999 16:51:00 7

15.06.1999 12:47:00 Гитис Л.Х.

37 мин.

14.12.2008 20:22:00 3

1 759 (прибл.)

10 027 (прибл.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.