УДК 519.2 Н.П. Воробович, О.Ю. Семенов
ПРОГРАММНЫЕ ПАКЕТЫ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ
В статье представлен сравнительный анализ возможностей программных пакетов, предназначенных для управления проектами. Показаны достоинства и недостатки программных пакетов мировых лидеров ПО данного класса - Open Plan, компания Microsoft со своим пакетом MS Project, отечественный разработчик Spider Project Management Technologies, продукт которого отражает локальную специфику, и другие яркие представители данной сферы.
Ключевые слова: программа, пакет, управление, планирование, модуль, задача, моделирование, вычислительная система, метод, оптимизация, риск.
N.P. Vorobovich, O.Yu. Semyenov SOFTWARE PACKAGES MADE FOR PROJECTS MANAGEMENT
The comparative analysis of the possibilities of software packages made for projects management is given in the article. Advantages and disadvantages of software packages of the PO world leaders of the given class such as Open Plan, Microsoft Company with Ms Project package, the domestic developer Spider Project Management Technologies which product reflects local specificity and other bright representatives of the given sphere are shown.
Keywords: program, package, management, planning, module, problem, modeling, computing system, technique, optimization, risk.
Программное обеспечение для управления проектами - класс компьютерных программ, разработанных специально для планирования и контроля затрат, сроков и других компонентов проекта. В настоящее время на рынке доступны десятки специализированных компьютерных программ, обеспечивающих поддержку процессов управления проектами.
Как правило, современные многофункциональные системы календарного планирования, распространяемые на рынке, обеспечивают основной набор функциональных возможностей календарного планирования.
Различия между пакетами заключаются в поддерживаемых ими вычислительных платформах, мощности, наличии дополнительных средств и в качестве реализации предоставляемых ими функций.
Оценка мощности пакета включает в себя тестирование качества работы системы (скорость и качество вычислений, представления информации), а также оценку полноты, мощности и гибкости функций, необходимых для разработки календарного плана и оперативного управления.
Ниже представлены достоинства и недостатки программных пакетов мировых лидеров ПО.
Microsoft Project - легкая, гибкая система календарного планирования и управления проектами. Отличительной особенностью Microsoft Project является функциональная простота и широкие возможности по организации совместной работы.
Microsoft Project предлагает решение по управлению проектами для всей организации. С помощью средств группового взаимодействия участники проекта могут эффективно анализировать и обмениваться данными проекта, получая доступ к расписанию проекта в локальной сети и через Интернет.
Microsoft Project обладает основными возможностями управления проектами: создание и управление задачами и ресурсами, контроль выполнения, отчеты, возможности совместной работы, инструментами для анализа сценариев и принятия решений. С помощью Microsoft Project можно осуществлять управление проектами, охватывающими различные отделы организации.
Microsoft Project позволяет моделировать последствия срабатывания рисков (влияние на календарный план, бюджет, затраты по проекту) с помощью мощных аналитических средств. Для этого применяются имита-
ционные сценарии «если..., то...», а также учитываются вероятности риска и финансовые последствия его срабатывания для каждой отдельной работы в проекте.
На наш взгляд, весьма важным моментом в работе Microsoft Project является реализация возможности коллективного управления проектом. Например, несколько менеджеров, ведущих дела проекта, должны иметь возможность не только параллельно работать в многопользовательском режиме, но и одновременно предлагать свои решения на суд оптимизационных модулей программы.
Поскольку одним из наиболее распространенных пакетов календарного планирования и контроля является продукт Project компании Microsoft, то большинство программ предусматривают возможность интеграции именно с ним. Примеры подобных продуктов: ProjectEcplorer, ResourceXchange, ProjectExchange Hyperlink (Information Management Services); Risk+; ProjectSite; Schedule Insight.
Artemis Views - пакет программных продуктов Artemis Views состоит из семейства взаимосвязанных модулей, которые могут использоваться обособленно, однако пакетное решение интегрированных модулей позволяет добиться наибольшей функциональности для управления проектами крупных организаций. Все модули являются настраиваемыми и функционируют на основе клиент-серверной архитектуры с использованием баз данных стандарта SQL (Oracle, Microsoft SQL Server, Sybase).
Возможность настройки модулей обусловлена поддержкой API (application program interface), позволяющей интегрировать продукты между собой, а также с ПО сторонних производителей (Microsoft Excel и др.), и открытостью информации о таблицах размещения данных в базах SQL.
Семейство продуктов Views состоит из следующих модулей:
Knowledge Plan - позволяет провести предварительную оценку параметров работ проекта на основе одного из методов:
- метод метрик (Metrics - Function Point Method) - анализ на основе контрольных точек;
- метод аналогий (Analogy) - сравнительный анализ на основе базы знаний, содержащей более 8000 проектов с различными характеристиками;
- компонентный метод (Components).
Поддерживается возможность проведения имитационных испытаний, с целью уточнения показателей проекта.
ProjectView - предназначен для планирования и отслеживания реализации проекта по временным, ресурсным и стоимостным параметрам. Планирование проекта может проводиться как сверху вниз, так и снизу вверх.
Доступно использование до 100 версий планов проекта одновременно (базовые планы) для анализа хода реализации проекта, проведения анализа по методу «что если...». Средства управления приоритетами позволяют перераспределять ресурсы между проектами организации.
TrackView. Модуль предназначен для организации и управления человеческими ресурсами (персоналом проекта) и ведения графиков работ.
TrackView позволяет вводить данные в проект, отслеживать статус выполнения работ проекта, использования ресурсов, оценивать финансовые показатели (оценка стоимости на момент завершения и др.).
Пользователи имеют возможность составления отчетов в метриках, принятых организацией. Однако серьезным ограничением может стать отсутствие возможности создания вычисляемых пользовательских полей.
Средства обеспечения безопасности с использованием профилей пользователей позволяют разграничить доступ к вводу и просмотру данных. Внесенные изменения могут быть утверждены администратором проекта.
CostView - содержит инструменты, позволяющие пользователю проводить стоимостной анализ проекта. В CostView реализована поддержка нескольких валют (включая евро), расчетов с учетом инфляции, разграничения доступа к финансовым данным.
Средства управления бюджетом CostView позволяют создавать бюджет проекта с привязкой к графику выполнения работ, полученному в ProjectView.
Active Aler - позволяет настраивать правила (критерии) для поиска критических отклонений в параметрах проекта. При обнаружении проблемных ситуаций происходит автоматическое оповещение ответственных лиц по электронной почте.
Project Scheduler Suite компании Scitor
Компания Scitor Corporation предлагает пакет Project Scheduler Suite Release 2. Пакет построен на базе системы календарного планирования и контроля Project Scheduler 8.5. Одним из основных достоинств PS8 можно считать наличие двух реализованных алгоритмов планирования - метода критического пути и метода критических цепочек (Critical Chain Method).
Работы-буферы вычисляются автоматически средствами PS8.5. Метод критических цепочек также применим к мультипроектному планированию с учетом приоритетов проектов/работ.
Алгоритмы выравнивания ресурсов, поддерживаемые PS8, позволяют планировать при ограничении ресурсов как отдельные проекты, так и мультипроекты с учетом пула ресурсов.
Поддерживаются оба направления планирования проекта с учетом ресурсов - прямой (от начала к завершению), обратный (от конца к началу) проход.
Приоритеты проектов/работ используются для автоматического распределения ресурсов на наиболее критичные работы.
При вычислении стоимости ресурсов проекта может учитываться возрастание стоимости ресурсов, учет инфляции на макроуровне управления проектами позволит учесть отклонения от бюджета.
Spider Project - один из наиболее популярных пакетов российского производства. Первая версия пакета управления проектами Spider Project была выпущена в конце 1992 года.
Отличительная особенность Spider Project от его аналогов заключается в возможности создавать и использовать для целей анализа и агрегации информации множественные структуры ресурсов - количество иерархических структур ресурсов и уровней иерархии также не ограничивается.
Имеется возможность группировки материалов и ресурсов и получения отчетности не только по отдельным ресурсам и материалам, но и по этим группам, которые в пакете называются центрами ресурсов и материалов.
При моделировании неполной загрузки учитывается и количество назначенных ресурсов, и их загрузка. В процессе исполнения проекта ресурсы могут перераспределяться между работами в соответствии с приоритетами.
Удобные инструменты для управления назначениями ресурсов открывают имеющиеся в пакете возможности назначения на операции мультиресурсов. Мультиресурс - это устойчивая группа вместе работающих ресурсов (например, бригада). Во-первых, назначая мультиресурс, пользователь назначает все входящие в него ресурсы, т.е. облегчает свою работу, - в любой момент можно изменить состав мультиресурса.
Оптимизация расписания исполнения проекта проводится с учетом ограничения не только на количество используемых ресурсов, но и на поставки и финансирование.
Анализ рисков. Пользователям предлагается для всей исходной информации проекта определять не только наиболее вероятные (типичные), но и оптимистические и пессимистические значения. Это позволяет наряду с вероятной создать оптимистическую и пессимистическую версии проекта. Определяются резервы времени, стоимости и расхода материалов, которые следует предусмотреть для исполнения операций проекта, чтобы обеспечить заданную вероятность соблюдения целевых параметров проекта.
Технологически программный модуль проектной оптимизации разработки Spider, функционируя в муль-пользовательском режиме, создает набор файлов, который рассылается по FTP всем менеджерам проекта. Таким образом, каждый из участников работ постоянно находится в курсе выполненного объема задач.
Решение компании Welcom на базе Open Plan
Open Plan - система календарного планирования и контроля, предназначенная для управления реализацией как отдельных проектов, так и сложных проектных программ в срок и в рамках бюджета.
Важной особенностью Open Plan является его открытая архитектура и возможности интеграции с различными системами предприятия (ERP и бухгалтерские системы, документооборот, нормативно-справочные БД и др.). Помимо собственного формата хранения данных, Open Plan может использовать для сохранения информации проекта популярные СУБД - Oracle, Microsoft SQL Server, Sybase.
Open Plan поддерживает технологию OLE Automation, что дает возможность с минимальными усилиями создавать решения, использующие функциональные возможности пакета при вызове из внешних приложений.
Процедуры экспорта-импорта позволяют создать в Open Plan различные сценарии обмена данными с другими приложениями. В стандартной поставке имеются уже готовые сценарии обмена с Microsoft Project 2000, Cobra, SAP R/3, Baan. Кроме того, предоставляются примеры сценариев экспорта данных в формате XML.
Особенности пакета
Мультипроектность. Мультипроектный режим работы подразумевает связывание нескольких отдельных проектов в рамках одного комплексного проекта или программы - это возможность получения различной аналитической отчетности по всем проектам в масштабах компании, а также возможность создать среду для интегрированного распределенного управления большими комплексными проектами.
Open Plan позволяет создавать пул ресурсов пакета проектов организации и контролировать распределение ресурсов между проектами. Ресурсы могут быть зарезервированы для использования на опреде-
ленном проекте частично, с указанием промежутка времени резервирования и процента загрузки ресурса на проекте или полностью.
Одной из ключевых возможностей Open Plan в качестве системы календарного планирования уровня предприятия является возможность планирования ресурсов нескольких типов (возобновляемые, расходуемые, с ограниченным сроком годности) и классов (людские, неодушевленные, финансовые), а также возможность управлять ресурсами всей совокупности проектов компании. Open Plan позволяет проводить оптимизацию не только для воспроизводимых ресурсов (оборудование, специалисты), но и для материальных (материалы, комплектующие).
Open Plan предусматривает два базовых метода оптимизации календарных графиков при ресурсном планировании: при ограниченном времени и при ограниченных ресурсах.
В Open Plan можно задавать и собственные правила при оптимизации выравнивания ресурсов, в том числе определять приоритетность планирования работ. Включив фильтр на отображение только доступных ресурсов, менеджер получит список реально доступных ресурсов с указанием объема доступности, в рамках которой он может использовать ресурс на своем проекте. Потребность в ресурсах наглядно представляется на ресурсных гистограммах.
Имеется возможность полностью или частично резервировать ресурс, как на весь конкретный проект, так и на заданный временной диапазон реализации проекта.
Вывод
Как видно, сегодня работа проектного менеджера может быть достаточно эффективно модернизирована. При этом на рынке сосуществуют продукты, отвечающие и мировым канонам в области ведения проектов (Open Plan и MS Project), и советским нормам проектирования, которые до сих пор активно используются отдельными российскими предприятиями. В этом случае продукт отечественной компании Spider Project Management Technologies представляется наиболее перспективным.
С другой стороны, по сравнению с продуктами западных поставщиков, где задачи этапов легко дифференцируются между подрядчиками, Spider имеет значительно меньшие возможности в области работы над коллективными проектами. Сильная сторона отечественной разработки - оптимизация проектов по заранее настроенному мастеру. Для компаний, занимающихся, например, только интеграционной деятельностью и наладкой сетей, такой подход окажется весьма эффективным. Что касается предприятий, которые оказывают комплексные услуги, им больше подойдут Open Plan или MS Project, постоянно требующие от менеджера индивидуального подхода.
Одно из основных достоинство Microsoft Project - мощная поддержка местных партнеров Microsoft и множество интегрируемых сторонних программных продуктов, позволяющие еще более оптимизировать работу Microsoft Project. Не стоит забывать и о том, что Microsoft Project тесно переплетается с офисными пакетами Microsoft, а также Exchange Server. Microsoft Project гибок и может быть настроен как по шаблону, так и в режиме скрупулезной проработки возможностей оптимизации нового проекта.
Лидерское положение компании Welcom на рынке ощущается довольно-таки сильно. Ее системы наиболее функциональны, однако имеют и самую высокую стоимость на рынке, поэтому не популярны среди менеджеров, ведущих работу над небольшими проектами. Пакет Open Plan по-настоящему эффективен в тех проектах, где занято свыше 350 участников. В подобных случаях продукту Open Plan равных нет - широкие возможности по настройке оптимизации, а также множество способов контроля делают продукт компании Welcom оптимальным выбором для крупных проектов с большим числом подрядчиков и длительным сроком реализации. Пожалуй, наилучшим образом Open Plan может проявить себя в строительномонтажных и промышленных организациях.
Литература
1. Сингаевская, Г.И. Управление проектами в Microsoft Project 2007 / Г.И. Сингаевская. - М.: Диалектика, 2008.
2. Официальный сайт программы Spider Project : http://www.spiderproject.ru/.
3. Математические основы управления проектами. - М.: Высш. шк, 2005.
4. Официальный сайт компании Welcom http://www.wst.com/.
'---------♦------------