Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ В ГУП "АЭРОПОРТ ЯКУТСК"'

АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ В ГУП "АЭРОПОРТ ЯКУТСК" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ В ГУП "АЭРОПОРТ ЯКУТСК"»

Михайлова А.В., к. э.н.

доцент

Попова Л. Н., к филос.н.

доцент

ФЭИ СВФУим. М.К.Аммосова Россия, г. Якутск АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

РАБОТНИКОВ В ГУП «АЭРОПОРТ ЯКУТСК» Общая характеристика предприятия ГУП «Аэропорт Якутск» и

перспективы его развития Правительство Республики Саха (Якутия) еще с 1923 года начало вести переговоры об освоении воздушной трассы Иркутск- Якутск, но только в августе 1928 года была открыта якутская гидролиния.

Самолеты приводнялись на один из притоков Лены и Якутска, где на берегу имелись все необходимые постройки. Однако этот гидроаэропорт не отвечал все возрастающим потребностям народного хозяйства и населения Республики, а в июле 1930 года в Совнаркоме ЯАССР состоялось совещание на котором рассматривался вопрос о строительстве в столице сухопутного аэродрома. После проведения соответствующих изысканий Якутская Республиканская строительная контора составила смету на оборудование летного поля, и летом 1931 года началось строительство. Первым начальником аэропорта в 1934 году был П.И. Баринов.

В августе 1935 года строительство аэродрома было закончено. Созданная тогда же Исполкомовская авиация летала уже с этого, постоянно действующего и поныне аэродрома. С марта 1936 года аэропорт начал работать по утвержденному расписанию полетов.

В январе 1940 года сдали в эксплуатацию здание аэровокзала. Шло строительство сухопутных аэропортов в районах Республики, а к 1942 году гидросамолеты почти полностью были выведены из эксплуатации.

С первых месяцев войны аэропорт стал одним из главных на строящийся воздушной трассе Красноярск- Уэлькаль. Уже в январе 1942 года здесь были возведены радиостанция, здание штаба и технических служб. Из года в год материально - техническая база аэропорта расширялась, и к концу войны он стал одним из самых крупных в Восточной Сибири.

В конце 40-е и в 50-е годы шло интенсивное обновление самолетного парка, появлялись Ил- 12, Ан- 2, Ил- 14, строительство жилых домов и объектов социального назначения в поселке авиаторов. 30 марта 1957 года в аэропорту впервые совершил посадку реактивный лайнер Ту -104, с окончанием строительства в 1982 году новой ВПП Якутский аэропорт стал

принимать все типы воздушных судов. В октябре 1989 года аэропорту присвоена первая категория IKAO.

В 90-е годы несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране и отрасли в аэропорту Якутск продолжается строительство производственных объектов.

Распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации 14 марта 1995 года № 334-р аэропорт «Якутск» открыт для международных полетов. В 1996 году введен в эксплуатацию новый аэровокзал «Туймаада », со статусом международного, который по технической оснащенности не имеет себе равных на всем севере-востоке России.

Основная (аэропортовая) деятельность «Аэропорта Якутск» связана с предоставлением следующих видов услуг: обеспечение взлет-посадку воздушных судов; обеспечение авиационной безопасности; предоставление в пользование аэровокзала; обслуживание пассажиров на внутренних и международных воздушных линиях; коммерческая обработка грузов и почты; обеспечение бортовым питанием. Также осуществляет прочую авиационную и прочую неавиационную деятельность. К прочей авиационной деятельности относятся: предоставление мест стоянок воздушных судов; персональная охрана воздушных судов; сверхнормативный простой самолетов; обслуживание воздушных судов спецавтотранспортом; камеры хранения, услуги гостиницы и другие. Прочая неавиационную деятельность включает в себя предоставление коммунальных услуг сторонним предприятиям и организациям, предоставление услуг связи и автотранспорта, услуги ресторана и кафе.

Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) № 1385-р от 27 октября 1997 года из состава ГУП НАК «Саха Авиа» путем выделения производственного комплекса было создано Государственное Унитарное Предприятие «Аэропорт Якутск».

Предприятие находится в ведомственном подчинении Министерства транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия), в дальнейшем именуемое отраслевое министерство (ведомство).

Предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Предприятие является унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения. Учредителем и собственником имущества предприятие является Республика Саха (Якутия)

Предприятие является юридическим лицом с момента его государственной регистрации, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Предприятие создано без ограничения срока.

Имущество предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Имущество предприятия формируется за счет:

- Имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения собственником этого имущества;

- Доходов предприятия от его деятельности;

- Иных, не противоречащих законодательству источников.

Уставный фонд предприятия составляет 100 000 000 (сто миллионов) рублей. Источниками формирования уставного фонда является:

- Деньги;

- Имущественные права и иные права, имеющие денежные оценку.

Направлениями использование прибыли предприятия являются:

- Формирование резервного фонда;

- Перечисление в бюджет Республики Саха (Якутия);

- Формирование основных фондов;

- На другие цели, не противоречащие законодательству.

Предприятие за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли создает резервный фонд. Резервный фонд формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им размера 50 000 000 (пятьдесят миллионов) рублей. Ежегодные отчисления в резервный фонд составляет 15 (пятнадцать) % чистой прибыли. Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков предприятия.

Предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях », и иными нормативными актами.

Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставной капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника.

Предприятие создано в целях получения прибыли. Единоличным исполнительным органом Предприятия является генеральный директор (далее - руководитель). В данный момент им является Илларионов Андрей Аркадьевич. Руководитель Предприятия назначается на должность и освобождается от должности в соответствии с порядком, установленным нормативным актом Правительства Республики Саха (Якутия). Назначение руководителя требует обязательного заключения с ним трудового договора.

Руководитель подотчетен собственнику имущества Предприятия и отраслевому министерству (ведомству). Руководитель отчитывается о деятельности предприятия в порядке и сроки, установленные собственником имущества предприятия.

Руководитель подлежит аттестации и действует на основе принципов единоначалие, самостоятельно решает вопросы руководства текущей деятельностью Предприятие, отнесенные к его компетенции настоящим Уставом, трудовым договором, должностной инструкцией, решениями отраслевого министерства (ведомства), а также в соответствии с нормативными правовыми актами гражданской авиации.

Для реализации своей компетенции руководитель издает приказы (распоряжения) и дает указания. Приказы (распоряжения) и указания, изданные в письменной форме, подлежат обязательному учету и хранятся в делах Предприятия. Приказы (распоряжения) и указания руководителя обязаны к исполнению всеми сотрудниками Предприятия.

Предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и иными федеральными законами.

Организационная структура управления ГУП «Аэропорт Якутск»-линейно функциональная, масштаб управляемости широкий, горизонтальные связи между отделами отсутствуют, что негативно сказываются на уровне генеральный директор и начальники отдела.

Весь управленческий персонал имеет высшее образование. Сотрудники организации проходят подготовку и переподготовку и курсы повышения квалификации.

Обеспечение стратегических перспектив развития «Аэропорт Якутск» и повышение его жизнеспособности может быть достигнуто не только за счет наращивания ресурсного потенциала, но и за счет внедрения концепции эффективного менеджмента.

В условиях рыночных отношений на воздушном транспорте РФ подобный подход может быть использован и при управлении «Аэропорт Якутск», где нехватка ресурсного обеспечения и, прежде всего финансирования, является одной из ключевых проблем.

Сейчас основной задачей, которую решает «Аэропорт Якутск», является обновление основных фондов, износ которых составляет 70-90%, доведение их технических параметров до сертификационных требований, а самое главное начинается строительство современного пассажирского терминала, который будет отвечать всем требованием международного класса.

Сегодня в «Аэропорт Якутск» выполняют регулярные полеты авиакомпании: ОАО АК «Домодедовские авиалинии», ОАО АК

«Владивосток авиа», ЗАО АК «Ир Аэро», ОАО АК «Сибирь», ОАО АК «Уральские авиалинии», центр подготовки авиационного персонала. По местным воздушным линиям выполняют регулярные рейсы в Якутск авиакомпании: «АЛРОСА», ГУП АК «Полярные авиалинии», ОАО АК «Якутия», АК «Илин».

Анализ организации образовательной деятельности и развития работников ГУП «Аэропорт Якутск»

Обучение персонала всех уровней является ключевой составляющей персонала ГУП «Аэропорт Якутск» в целом. Обучение производится в соответствии с Положением об обучении персонала.

Положение об обучении персонала определяет основные направления, формы и методы обучения, порядок взаимодействия структурных подразделений Предприятия, ответственность, полномочия и обязанности сотрудников, подразделений при организации обучения персонала Предприятия.

Положение разработано с целью систематизации действия и процедур, направленных на обучение и развитие персонала и оптимизации расходов предприятия на обучение, установление взаимных прав и обязанностей предприятия и его сотрудников. Основные цели обучения персона:

- подготовка персонала к выполнению новых производственных задач, работа на опережение;

- систематическое обновление знаний сотрудников;

- повышение профессиональной подготовки персонала;

- подготовка кандидатов кадрового резерва;

- обучение является стимулирующим фактором:

- как неотъемлемый атрибут развития персонала;

- как одно из направлений кадровой политики;

- как составляющая часть корпоративной культуры.

Целью программы перспективного развития «Аэропорт Якутск» на период 2003-2008 годы в области кадровой политики и Управления персонала является укрепление кадрового состава «Аэропорт Якутск» с сохранением высококвалифицированных кадров, удовлетворение текущих и будущих потребностей аэропорта в квалифицированном персонале, раскрытие и использование потенциала специалистов.

Основным мероприятием кадровой политики на предприятии является обучение работников в высших учебных заведениях, средне- специальных учебных заведениях, на курсах повышения квалификации и регулярной аттестационной проверки работников.

Обучение персонала всех уровней является ключевой составляющей развития персонала ГУП «Аэропорт Якутск» в целом.

Проведем анализ количественного и качественного состава рабочих кадров на предприятии, дадим оценку их соответствия потребностям предприятия.

В целях обеспечения единой кадровой и социальной политики ГУП «Аэропорт Якутск» приказам генерального директора «01» июля 2005 года на предприятии была создана служба управление персоналом. Основными задачами службы являются:

- Обеспечение успешного функционирования и развития ГУП «Аэропорт Якутск» путем подбора, расстановки и подготовки кадров, способных эффективно решать вопросы, связанные с его деятельностью.

- Проведение скоординированной политики по обеспечению роста производительности труда путем эффективного использования трудовых ресурсов.

- Учет кадровой работы на всех уровнях стратегического планирования.

- Управление охраной труда, в том числе изучение условий труда и планирование их корректировки.

- Управление кадровой политикой, определение ее основных направлений в соответствии со стратегией развития предприятия и реализаций принятых мер.

- Разработка нормативных методологических материалов по управлению персоналом.

Функции службы управления персоналом в области подготовки, обучения, планирование и развития персонала:

- Формирование стратегии и принципов работы с персоналом, реализуемых в повседневной деятельности всеми руководителями структурных подразделений предприятия.

- Разработка (впоследствии ежегодного корректировку) плана мероприятий по реализации кадровой политики.

- Анализ кадрового потенциала, его текущую и перспективную оценку.

- Эффективное распределение и использование занятых на предприятии работников, оптимизацию соотношения внутреннего и внешнего привлечения персонала.

- Социально - психологическую диагностику.

- Разработку критериев отбора персонала.

- Организацию отбора и оценки персонала.

- Взаимодействия с внешними структурами (службами занятости, учебными заведениями профессионального образования), обеспечивающими организацию необходимыми работниками.

- Поиск и привлечение работников.

- Определение принципов, форм и сроков аттестации персонала.

- Проведение аттестации работников.

- Формирование кадрового резерва.

- Разработка системы (сроков, форм, технологий) профессионального, квалификационного развития и обучения (подготовки, переподготовки, повышения квалификации) персонала.

- Организацию проведения мероприятий по развитию персонала, в т.ч. руководителей.

- Прогнозирование текущей и перспективной потребности в кадрах и источников ее обеспечения.

- Организация работы по профессиональному развитию работников предприятия, по профессиональной адаптации вновь принятых работников, производственное обучение, повышение квалификации персонала.

- Проведение организаторской работы по заключению договоров с учебными заведениями на подготовку специалистов.

- Участие в подготовке стратегического плана развития предприятии, отчетности и аналитических материалов по определению затрат на подготовку и переподготовку персонала.

- Оценка эффективности подготовки, переподготовки, повышение квалификации работников.

Участие в перспективном кадров планировании, обеспечение подготовки и своевременного предоставления аналитических материалов по кадровым вопросам:

1. о постоянном составе персонала;

2. о структуре персонала (квалификационный, половозрастной, удельный вес рабочих, руководителей, специалистов и служащих, квалифицированных рабочих и т.д.);

3. о текучести кадров;

4. о потере времени в результате простоев, по болезни;

5. о продолжительности рабочего дня (полностью или частично занятые, работающие в одну, несколько или ночную смену, условия труда, продолжительность отпусков).

- Изучение морально - психологического климата в коллективе.

- Анализ и регулирование групповых и межличностных отношений, конфликтов.

- Выявление социальной напряжённости в коллективе и снятия её.

В ГУП «Аэропорт Якутск» четко и грамотно ведется учет каждого работника и отработанного им времени с первого момента приема на определенную должность.

Численность персонала ГУП «Аэропорт Якутск» на 2008 год составляет 1471 человек. Укомплектованность персоналом к нормативной численности по ГУП «Аэропорт Якутск» составляет -92%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все работники предприятия подразделяется на следующие основные категории: рабочие, руководители, специалисты и служащие. Деление работников промышленно - производственного персонала на категории зависит от их роли и места в производственном процессе.

Выделение дифференцированных групп внутри промышленных кадров связаны с необходимостью определения потребностей численности работников, установление форм оплаты труда и материального стимулирования, организации подготовки и переподготовки кадров, улучшения их использования.

Изучение структурных сдвигов в составе промышленного персонала позволяет выявить основные тенденции в качественном изменении кадров (таблица 1.1).

Таблица 1.1

Численный состав и структура персонала по категориям_

Категории 2006 год. 2007 год. 2008 год.

персонала

Всего: 1381 чел. 1426 чел. 1471 чел.

Руководители 147 чел. 146 чел. 148 чел.

Специалисты 438 чел. 451 чел. 454 чел.

Служащие 35 чел. 27 чел. 30 чел.

Рабочие 761 чел. 802 чел. 839 чел.

Из них:

Женщины 646 чел. 680 чел. 719 чел.

Мужчины 735 чел. 746 чел. 752 чел.

Более наглядная структура персонала по категориям ГУП «Аэропорт Якутск» предоставлена на рис. 1. 1

Структура персонала по категориям

Я

2008 год. 15,50%% 30%% 4%% 65%

Я

2007 год. 12,50%% 36%% 3%% 60%

Я

2006 год. 10,50% 34% 2,30% 53,20%

0% 20% 40% 60%% 80%% 100%%

■ Руководители ■ Специалисты ■ Служащие ■ Рабочие

Рис. 1. 1.Структура персонала по категориям

Большое внимание уделяется вопросу подбора кадров. Процесс подбора кадра сводить к определению пригодности кандидата для выполнения обязанностей по конкретной работе. Он включает в себя такие этапы как оценка деловых качеств кандидатов, состояние деловой характеристики на каждого из них, сопоставление совокупности качеств кандидата с требованиями, необходимыми для выполнения обязанностей по конкретной должности, принятия соответствующих рекомендаций для доклада руководителю. Расстановка кадров, в отличие от их подбора, заключается в распределении всего наличного состава таким образом, чтобы достичь максимальной трудовой отдачи на каждом рабочем месте.

Подбор персонала в ГУП «Аэропорт Якутск», в основном, производится через объявление в СМИ (радио, ТВ, газета) и официальный сайт аэропорта.

При приеме на работу весь авиационный персонал, в соответствии с Федеральным законом № 20-ФЗ от 21 марта 2005 года «О внесении изменении в некоторые законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по авиационной безопасности на воздушном транспорте», проходят специальную подготовку через Якутский линейный отдел Внутренних дел на транспорте Севере- Восточного УВДТ МВД РФ.

Прием и увольнение сотрудников ведется в строгом соответствии с Трудовым кодексом РФ. С каждыми работником заключается трудовой

договор, с отдельными категориями работников - договор о полной материальной ответственности. На руководящий и инженерно -технический состав формируются личные дела. (таблица 1.2)

Таблица 1.2

Информация по движению кадров_

Движение кадров 2006 год 2007 год 2008 год

Принято 477 чел. 398 чел. 398 чел.

Уволено 311 чел. 333 чел. 333 чел.

В том числе

По собственному 261 чел. З18 чел. 339 чел.

желанию

По сокращению - - 3 чел.

За нарушения ТК 6 чел. 6 чел. 7 чел.

Другие причины 7 чел. 9 чел. 2 чел.

Существует взаимосвязь образования и текучести рабочих кадров. Наблюдается тенденция сокращения размеров текучести рабочих кадров. По мере роста общего образования изменяются мотивы текучести рабочих кадров.

Движение рабочей силы следует анализировать с точки зрения текучести, которая характеризирует уровень организации труда и быта рабочих кадров предприятия. Выявления причин текучести позволяет разрабатывать мероприятия по их установлению и осуществляться контроль над их проведением.

Относительный показатель текучести - коэффициент текучести кадров - определяется как отношение числа работников, уволившихся по причинам, относимым непосредственно к текучести (по собственному желанию, за нарушения трудовой дисциплины), к среднесписочной численности работников:

Кт = Ру/р*100, где Кт - коэффициент текучести;

Ру - численность работников, уволенных по причинам текучести; р - среднесписочная численность работающих.

Текучесть кадров

2006 год. 2007 год.

2008 год.

Рис.1.2 Динамика текучести кадров

Коэффициент текучести достаточно большой, однако наблюдается положительная тенденция к его уменьшению. Текучесть кадров представляет собой серьезную проблему для организации , в первую очередь, связанную с прямыми материальными потерями. Руководству предприятия ГУП «Аэропорт Якутск» следует добиться снижения коэффициента текучести. Для этого необходимо повышать уровень образования рабочих кадров и степень их квалификации.

Квалифицированные уровень рабочих кадров во многом зависит от их возраста и образования.

Анализ возрастного состава персонала (табл.1.3) показывает, что в целом по ГУП «Аэропорт Якутск» возрастные критерии довольно стабильны и позволяют сделать выводы о том, что среди работников предприятия явно преобладают люди наиболее трудоспособного возраста (30-50 лет):

- работники в возрасте до 30 лет составляют 23%;

- работники в возрасте 30 - 50 лет составляют 48%;

- работники старше 50 лет составляют 29%.

Таблица 1.3

Средний возраст персонала ГУП «Аэропорт Якутск» по состоянию на

2006-2008 гг.

Год Всего До 30 лет 30 - 50 лет Старше

2006 1381чел. 319 чел. 650 чел. 412 чел.

2007 1426 чел. 339 чел. 646 чел. 441 чел.

2008 1470 чел. 334 чел. 660 чел. 476 чел.

Средний возраст персонала ГУП «Аэропорт Якутск» по состоянию на 2008 год составляет 42 года.

Из общей численности работающих - 279 человек пенсионеры по возрасту, что составляет 19% от общего количества работников.

2008 год.

Рис.1.3 Количество работающих пенсионеров

Далее проанализируем состав рабочей силы по уровню полученного образования.

Высокий образовательный уровень рабочих способствует скорейшему освоению новых видов работ. По наблюдениям отечественных экономистов, почти все рабочие с законченным средним образованием в 1,5-2 раза быстрее переходят к выполнению новых операций, чем рабочие с таким же трудовым стажем, но с восьмилетним образованием.

Уровень образования влияет на количество единиц обслуживаемой техники, на выполнение норм качество выполняемой работы.

Представим образовательную структуру ГУП «Аэропорт Якутск» путем группировки (рис.1.4)

Рис.1.4.Образовательная структура персонала Большое внимание уделяется подготовке кадров. Вновь принятые сотрудники проходят первоначальную стажировку на рабочем месте. Ежегодно составляется план прохождения курсов повышения квалификации (Рис. 1.5.)

Рис.1.5 Курсы повышения квалификации

Подготовка кадров в авиапредприятии производится на основании нормативных документов. Все работники, связанные с безопасностью полетов имеют сертификат установленного образца (соответствующей категории). САБ - сертифицировано 130 человек из 160

СОП - сертифицировано 40 человек из 52

СОПГП - сертифицировано полностью КРС - сертифицировано полностью.

В соответствии с действующими положениями ведет работа по аттестации персонала, на предприятии действует 4 аттестационных комиссий.

Проблемы системы управления подготовки и профессиональной

переподготовки кадров.

В настоящее время в связи с развитием науки и совершенствованием техники возникли проблемы системы подготовки, профессиональной переподготовки кадров, поэтому назрела необходимость, формирования новой модели подготовки персонала аэропортов и создание соответствующей системы их переобучения, обеспечивающей возможность получения профессионального образования в области управления и дальнейшего непрерывного углубления профессиональной компетентности.

Такой системой может стать единая система подготовки, переподготовки кадров.

Действующая в данное время в ГУП система профессиональной переподготовки и повышение квалификации руководителей и специалистов в основном обеспечивает потребности в дополнительном образовании работников в сфере перевозок города с учетом специфики их производственной деятельности.

Для того чтобы учесть все это при обучении в ГУП «Аэропорт Якутск», следует применять индивидуальный подход.

При подготовке кадров предприятия необходимо учитывать, что эффективность управления профессиональным развитием работников на предприятии предполагает учет мотивационный составляющий выбора профессии с тем, чтобы отдавать предпочтение тем лицам, которые выбирали ее, исходя из своих склонностей и способностей, а не по конъюнктурным соображениям. Только работающие по призванию люди могут принести предприятию наибольшую пользу, полностью реализуя свой творческий потенциал в процессе труда. При этом они принесут пользу не только предприятию, но и самим себе, так как работа по призванию повышает удовлетворенность трудом и, следовательно, его эффективность. Кроме того, лица, которые выполняют работу, отвечающие их интересам и способностям, как правило, не намерены ее

менять, даже, несмотря на, те трудности, с которыми они сталкиваются в своей профессиональной деятельности.

Проводя анализ уровня образования на предприятии, следует отметить, что большую долю 39,2% составляют рабочие со средним образованием. Молодые, специалисты, окончившие средне специальные образовательные учреждения, стремятся получить высшее образование.

К сожалению, в ГУП «Аэропорт Якутск» существует формальный подход к подготовке и переподготовке кадров и чтобы избежать этого следует учитывать мнение работников, проводя опросы о желании и возможности пройти те или иные курсы подготовки и переподготовки, тем самым управлению персоналом будет удобнее планировать повышение работников «снизу» с их рабочего места, точнее определять содержание и сроки, сложность и место обучения, более обоснованно подойти к формированию обучения персонала, что так же дает возможность индивидуального подхода к их профессиональному росту.

Развитием профессионального роста называют те действия, которые предпринимает работник для реализации своего плана.

Планирование и управление профессиональным развитием требует от работника и предприятия определенных усилий и затрат, но в то же время предоставляет ряд преимуществ, как самому рабочему, так и предприятию, на котором он работает.

Так, при внедрении процесса планирования и развития профессионального роста в ГУП «Аэропорт Якутск» для рабочих это будет означать:

- Потенциально более высокую степень удовлетворенности от работы на предприятии, предоставляющей ему возможности профессионального роста и повышения уровня жизни;

- Более четко ведения личных профессиональных перспектив и возможность планировать другие аспекты собственной жизни;

- Возможность целенаправленной подготовки к будущей профессиональной деятельности;

- Повышение конкурентоспособности на рынке труда.

При этом ГУП «Аэропорт Якутск» получит следующие преимущества:

- Мотивированных и лояльных сотрудников, связывающих свою профессиональную деятельность с данным предприятием, что повышает производительность труда и снижает текучесть рабочей силы;

- Возможность планировать профессиональное развитие работников и всего предприятия с учетом их личных интересов;

- Планы профессионального развития отдельных работников в качестве важного источника определения потребностей и профессиональном обучении;

- Группу заинтересованных в профессиональном росте, подготовленных, мотивированных сотрудников для продвижения на ключевые должности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для этого необходимо повышать уровень образования работников и степень их квалификации.

Количественные показатели структуры рабочих кадров не позволяют в достаточной степени судить о потребностях предприятия в их подготовке, переподготовке и повышении квалификации.

Наиболее наглядно эту потребность можно определить с помощью профессионально-квалификационной структуры рабочих кадров.

Большую долю представляют работники со средним и неполным средним образованием. Отсюда вытекает проблема более длительного промежутка времени для выхода рабочих на более высокий уровень квалификации.

Существует взаимосвязь образования и текучести рабочих кадров. Наблюдается тенденция сокращения размеров текучести с повышением образовательного ценза. По мере роста уровня общего образования изменяются мотивы текучести рабочих кадров.

Для характеристики движения рабочей силы рассчитаем и анализируем динамику следующих показателей: ^ коэффициент оборота по приёму рабочих; ^ коэффициент оборота по выбытию рабочих.

Характеристика движения рабочих кадров по коэффициентам оборота не раскрывает причин выбытия. Поэтому движение рабочей силы следует анализировать ещё и с точки зрения текучести, которая характеризует уровень организации труда и быта рабочих кадров предприятия. Она характеризуется коэффициентом текучести.

Улучшения психологического комфорта будет способствовать повышения настроения работников, так как каждому будет приятно работать в ГУП «Аэропорт Якутск». Надо заинтересовать молодое поколение.

По совершенствованию мотивации персонала рекомендации по введению системы планирования карьеры.

Также запланирован карьерный рост для некоторых работников (см.1.4)

Таблицы 1.4

Планирование карьеры для работников ГУП «Аэропорт _Якутск»_

№ п.п. Должность, которую занимает работник в данное время Планируемая должность

1. Работник службы авиационной безопасности Начальник САБ

2. Уборщица Зав. Складом

3. Бухгалтер Зам. гл. бухгалтера

4. Менеджер по снабжению Инженер по ТБ

5. Заведующий отделом Менеджер по снабжению

6. Инженерно-технический персонал по обслуживанию Начальник отдела по обслуживанию

7. Водитель линейный Водитель обслуживания авиарейсов

8. Диспетчер Авиадиспетчер

9. Грузчик Заведующий склада грузов

Продвижение работников по службе, планирование их карьеры, оплата обучения и повышения квалификации.

В системе стимулирования труда основными формами стимулирования работников ГУП «Аэропорт Якутск» должна являться заработная плата, характеризующая оценку вклада в результаты деятельности ГУП «Аэропорт Якутск». Она сопоставима и конкурентоспособна с оплатой труда на аналогичных ГУП «Аэропорт Якутск» предприятиях. Заработок работника определяется в зависимости от уровня его квалификации.

К недостаткам можно отнести и роль кадровых служб в системе управления подготовки и переподготовки кадров. Они слабо изучают персонал предприятия, количественные и качественные характеристики работников, не уделяют серьезного внимания подбору, расстановке и продвижения кадров, осуществляя лишь фиксирование существующего положения.

Таким образом, основными проблемами в подготовке и переподготовке кадров ГУП «Аэропорт Якутск» являются:

1. Формальный подход к подготовке и переподготовке кадров

2. Текучесть обученных кадров

3. Недостаток финансирования

Все эти проблемы можно решить путем совершенствования управления подготовки и переподготовки кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.