АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ВОСПРИЯТИЯ ХОЛОКОСТА
Горенштейн Н.И.
Описываются проблемы взаимоотношений между представителями различных этнокультур в современном мире. Особый интерес представляется в подходе рассмотрения данной проблемы через призму восприятия Холокоста. Проведен обзор работ современных ученых по данной тематике, а также поставлены задачи дальнейшего научного исследования.
Ключевые слова: толерантность, Холокост, этнокультура.
Современное общество представляет собой довольно сложную этническую систему, включающую в себя несколько тысяч этнических общностей и групп (наций, народностей, племен и т. п.), различающихся численностью, уровнем культурного развития, способами хозяйственной деятельности, типом социально-политических отношений и т. д. Все эти общности и группы в настоящее время объединены в 226 государств. Неоднородность этнической структуры, неравномерность этнических и демографических процессов закономерно порождают различного рода проблемы, противоречия, напряженность, конфликты. Одни из них носят затяжной характер и продолжаются уже несколько десятилетий (арабо-израильский конфликт), другие возникли в последние 15-20 лет (бывшие республики СССР и Югославия, некоторые страны Африки). По данным Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира, во второй половине XX в. в мире произошло несколько сот вооруженных столкновений, из которых более 70 % были межэтническими (или просто этническими). Поэтому проблема межэтнических конфликтов в современной этнологической науке является, пожалуй, самым важным и актуальным направлением исследований. Большинство современных государств полиэтнично. Особенно характерна полиэтничность для России [10].
Тема толерантности особенно актуальна в современной России, т. к. в наше время существуют не только межнациональные конфликты, но и с каждым днем все сильнее и активнее растут радикально-экстремистские настроения в обществе. Каждый день мы сталкиваемся с представителями радикально
«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю»
(Антуан де Сент-Экзюпери)
настроенных организаций, надписями на стенах города, с высказываниями политических деятелей, организованными массовыми беспорядками на центральных площадях городов и провокационными статьями в Интернете.
В современной истории существует множество различных примеров преступлений против человечности. Один из самых ярких примеров -Холокост. Слово «Холокост» происходит от греческого Ьо1окаи$1:о$ (всесожжение, жертвоприношение с помощью огня). Означает трагедию еврейского народа в период с 1933 (приход Адольфа Гитлера к власти в Германии) до 1945 (конец II Мировой войны). Тогда было уничтожено свыше 6 млн. человек лишь потому, что они были евреями. Это было не просто убийство огромного числа людей, а попытка уничтожить еврейство как таковое. Оправданием геноцида стали расовые теории нацистов: евреи были объявлены «антирасой», «недочеловеками». Катастрофа отличается от остальных известных истории случаев массовых убийств людей в первую очередь не по числу убитых, а по намерению уничтожить всех евреев, по масштабу планирования преступлений, по изощренности убийств.
Понять причины современного геноцида, осмыслить мировую историю в ХХ в., остановить возрождающийся фашизм невозможно без знания истории Холокоста. Ведь Холокост не чисто еврейский вопрос: геноцид, расизм, национализм могут коснуться любого народа в наши дни. Сам термин «Холокост» впервые появился в американской публицистике 1960-х гг. как символ крематориев лагеря смерти Аушвиц. Употребляется наряду с термином Шоа,
Северо-Кавказский психологический вестник > № 9/4 2011 г.
взятым из иврита (Shoah - катастрофа). Осмысление Холокоста возможно только в широком историческом контексте, в связи с теми событиями, процессами и явлениями, которые сделали возможным массовое и целенаправленное истребление целого народа. Трагедия Холокоста - это не только часть истории евреев; это часть всемирной истории. Разговор о Катастрофе, постигшей еврейский народ в годы II Мировой войны, - это разговор и о проблемах современной цивилизации, о ее болезнях, об угрожающей ей опасности.
Не может не пугать огромное количество статей и пропаганды отрицателей Холокоста, утверждающих, что целенаправленного уничтожения евреев нацистами никогда не было. Отрицатели Холокоста с успехом рекламируют своё движение - до такой степени, что удостоились внимания ведущих газет и телепрограмм. Одна из достаточно популярных воскресных телепередач «60 минут» посвятила отрицателям Холокоста один из своих выпусков. Их аргументация в основном концентрируется вокруг вопроса о существовании газовых камер в шести лагерях, известных тем, что в них уничтожались евреи. Четыре из них были разрушены немцами, чтобы скрыть следы массового уничтожения. Это относится к Треблинке, Собибору, Белзеку и Хелмно (известному так же, как Кульмхоф). Аушвиц (Освенцим) и Майданек все ещё существуют. Отрицатели сосредоточили своё внимание на Освенциме, вероятно, наиболее известном на Западе лагере. Аушвиц был также и рабочим лагерем, служившим целям военного производства. После II мировой войны численность евреев в Европе уменьшилась на 5-6 млн. Самый резкий спад произошёл в Польше, где до войны жила половина всех погибших европейских евреев. Отрицатели легко могли бы доказать свою правоту, показав, что и после войны большое число евреев жило в тех же странах, что и до войны. И легче всего это можно было бы сделать на примере Польши, где евреев было особенно много и где они разговаривали на собственном языке - идиш. Однако отрицатели предпочли сосредоточить своё внимание на газовых камерах как на самой перспективной для себя.
История Холокоста имеет актуальное общественно-политическое значение. На сегодняшний день во многих странах существуют неонацисты. Они используют все те же старые лозунги, все ту же теорию расовой исключительности одних народов над другими. Страшно и опасно то, что у подобных радикально настроенных группировок есть доступ к СМИ и идет активное зомбирование молодежи. Человечество повторяет свои исторические ошибки, как будто не было прошлых. Проблемы современного общества заключаются не только в расизме, терроризме, а также в том, что идеи гражданственности
и прав человека заменяются этническими, национальными, религиозными распрями. Идет жесткое разделение - «мы» и «они», которое входит в основу всех экстремистских идеологий.
Проблемой Холокоста на протяжении многих лет занимаются представители различных областей науки: и социологи, и историки, и психологи, даже искусство уделяет огромное внимание данной теме, о чем свидетельствует огромный пласт фильмов, книг, поэзии, живописи и т. д. Среди ученых, изучавших явление Холокоста были такие, как В. Франкл, Э. Фромм, Н. Тек, Д. Бар-Он, Р. Хилберг и многие другие.
Один из самых известных психологов, который не просто занимался данной проблемой, но и пережил и прочувствовал все на себе, В. Франкл. Уникальность его работ заключается в том, что он видел все происходящее изнутри, что и повлияло на его жизненные и научные взгляды. Довольно интересными представляются исследования западных ученых, которые уделяют внимание мотивам людей, помогающих евреям во время Холокоста. Одной из самых известных работ в этой области является труд польской исследовательницы Н. Тек. Её работа «Когда свет пронзит тьму» посвящена конкретно спасителям-полякам. В своей работе Н. Тек указывает на то общее, что было в поведении поляков, спасавших евреев, и спасителей других национальностей; также исследователь выделяет специфические черты поведения, присущие именно польским спасителям. Одним из ярких и наиболее интересных является исследование мотивов спасавших, проведенное супругами Олинер, которые во время Холокоста были сами спасены. Несмотря на то, что их работа «Альтруистическая личность» вышла ещё в 1988 г., она до сих пор актуальна. Еще одна работа, которую невозможно оставить без внимания -исследование историка Г.С. Паульсона «Скрытый город». Он посвятил своё исследование проблеме спасение евреев Варшавы. Эта работа - одна из новейших работ, которая находится на стыке истории и психологии. Исследованием мотивов поведения Праведников занимаются не только евреи, но и христиане. Так, Д.П. Гуши рассмотрел эту проблему с точки зрения христианской этики и морали. Его работа «Праведные Неевреи Холокоста» предлагает обзор феномена Праведников Холокоста и объяснение его значения для Христианской этики и церкви. Стоит отметить позицию Р. Хилберга, который предложил разделение «всех действующих лиц Холокоста» на три категории: палачи, жертвы, наблюдатели, в своей книге «Палачи, жертвы, наблюдатели». Несмотря на то, что такое разделение многие ученые признают грубым, его до сих пор используют. Совершенно другую задачу поставил перед собой Д. Бар-Он, изучавший психологию и специализировавшийся на терапевтическом лечении людей, переживших
Холокост. Он пришел к логическому заключению, что кровавое прошлое изменило жизни семей не только жертв, но и палачей. В течение нескольких лет он интервьюировал детей нацистских преступников, пытаясь понять, какое влияние на их жизнь оказывают страшные воспоминания. Так возникли книги «Унаследовавшие молчание» и «Страх и надежда -три поколения после Холокоста». В 1992 г. Д. Бар-Он свел вместе девять евреев из США и Израиля, чьи родители уцелели во время войны, и девять детей нацистских преступников. Так была создана группа TRT (To Reflect and Trust - размышлять и доверять). С 1992 по 1997 г. эти люди шесть раз встречались друг с другом в Германии, Израиле и США; и каждый рассказывал о своей жизни, переживаниях, воспоминаниях и надеждах.
Цель нашей работы: проанализировать отношения в современном российском обществе к исторической памяти о Холокосте в свете формирования толерантного самосознания.
Объект исследования: особенности ценностно-смыслового восприятия явления Холокоста.
Субъект исследования: представители разных этнокультур в возрасте от 16 до 26 лет.
Одна из задач данной работы - подбор адекватных методик и материала для проведения исследования и разработки рекомендаций специалистам и широкому кругу заинтересованных людей (журналистов, психологов, социологов, учителей и т. д.), занимающихся вопросами толерантного отношения к другим этнокультурам. А также использование результатов данного исследования в работе с национальными общинами, в проведении семинаров и тренингов толерантности и профилактики экстремизма, осо-
бенно среди молодежи, т. к. в стране, победившей нацизм, как это ни парадоксально, становятся популярными идеи национализма и нетерпимости к представителям других этнокультур. В связи с этим, именно от нас зависит дальнейшее развитие нашего общества, и возможность остановить современную молодежь от соблазнительной идеи «сверхчеловека». Воспитать граждан нашей страны, готовых жить в мире, дружбе и взаимопонимании со всем нашим многонациональным обществом.
литература
1. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. - М., 2001.
2. Выготский Л.С. Психология искусства. -М., 1999.
3. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. - М., 2000.
4. Королев СИ. Вопросы этнопсихологии в трудах зарубежных авторов. - М., 1990.
5. Московией С. Общество и теория в социальной психологии / Пер. с фр. // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. - М., 1994.
6. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения // Общение и оптимизация совместной деятельности. - М., 1997.
7. Франкл В. Психотерапия на практике / пер. с нем. -СПб.: Речь, 2001.
8. Франкл В. Сказать жизни «Да»: психолог в концлагере / Пер. с нем. - М.: Смысл, 2004.
9. Фромм Э. Психоанализ и этика. Человек для самого себя / Пер. с англ. - М., 2003.
10. Иванова С. Мы не можем молчать о Холокосте // Толерантность в современном мире. Выпуск 7. -М.: Центр и Фонд «Холокост», 2010.