Научная статья на тему 'Анализ проблемы толерантности в современном мире через призму восприятия Холокоста'

Анализ проблемы толерантности в современном мире через призму восприятия Холокоста Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
588
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ХОЛОКОСТ / ЭТНОКУЛЬТУРА / TOLERANCE / HOLOCAUST / ETHNICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Горенштейн Наталья Ильинична

Описываются проблемы взаимоотношений между представителями различных этнокультур в современном мире. Особый интерес представляется в подходе рассмотрения данной проблемы через призму восприятия Холокоста. Проведен обзор работ современных ученых по данной тематике, а также поставлены задачи дальнейшего научного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of tolerance problem in the modern world in the light of Holocaust perception

Description: Here are described relationship problems between representatives of different ethnical cultures in the modern world. Particular interest consists in the approach of the problem consideration in the light of Holocaust perception. An overview of works of modern scientists on this topic was done, as well as the tasks of the further scientific research were set.

Текст научной работы на тему «Анализ проблемы толерантности в современном мире через призму восприятия Холокоста»

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ВОСПРИЯТИЯ ХОЛОКОСТА

Горенштейн Н.И.

Описываются проблемы взаимоотношений между представителями различных этнокультур в современном мире. Особый интерес представляется в подходе рассмотрения данной проблемы через призму восприятия Холокоста. Проведен обзор работ современных ученых по данной тематике, а также поставлены задачи дальнейшего научного исследования.

Ключевые слова: толерантность, Холокост, этнокультура.

Современное общество представляет собой довольно сложную этническую систему, включающую в себя несколько тысяч этнических общностей и групп (наций, народностей, племен и т. п.), различающихся численностью, уровнем культурного развития, способами хозяйственной деятельности, типом социально-политических отношений и т. д. Все эти общности и группы в настоящее время объединены в 226 государств. Неоднородность этнической структуры, неравномерность этнических и демографических процессов закономерно порождают различного рода проблемы, противоречия, напряженность, конфликты. Одни из них носят затяжной характер и продолжаются уже несколько десятилетий (арабо-израильский конфликт), другие возникли в последние 15-20 лет (бывшие республики СССР и Югославия, некоторые страны Африки). По данным Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира, во второй половине XX в. в мире произошло несколько сот вооруженных столкновений, из которых более 70 % были межэтническими (или просто этническими). Поэтому проблема межэтнических конфликтов в современной этнологической науке является, пожалуй, самым важным и актуальным направлением исследований. Большинство современных государств полиэтнично. Особенно характерна полиэтничность для России [10].

Тема толерантности особенно актуальна в современной России, т. к. в наше время существуют не только межнациональные конфликты, но и с каждым днем все сильнее и активнее растут радикально-экстремистские настроения в обществе. Каждый день мы сталкиваемся с представителями радикально

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю»

(Антуан де Сент-Экзюпери)

настроенных организаций, надписями на стенах города, с высказываниями политических деятелей, организованными массовыми беспорядками на центральных площадях городов и провокационными статьями в Интернете.

В современной истории существует множество различных примеров преступлений против человечности. Один из самых ярких примеров -Холокост. Слово «Холокост» происходит от греческого Ьо1окаи$1:о$ (всесожжение, жертвоприношение с помощью огня). Означает трагедию еврейского народа в период с 1933 (приход Адольфа Гитлера к власти в Германии) до 1945 (конец II Мировой войны). Тогда было уничтожено свыше 6 млн. человек лишь потому, что они были евреями. Это было не просто убийство огромного числа людей, а попытка уничтожить еврейство как таковое. Оправданием геноцида стали расовые теории нацистов: евреи были объявлены «антирасой», «недочеловеками». Катастрофа отличается от остальных известных истории случаев массовых убийств людей в первую очередь не по числу убитых, а по намерению уничтожить всех евреев, по масштабу планирования преступлений, по изощренности убийств.

Понять причины современного геноцида, осмыслить мировую историю в ХХ в., остановить возрождающийся фашизм невозможно без знания истории Холокоста. Ведь Холокост не чисто еврейский вопрос: геноцид, расизм, национализм могут коснуться любого народа в наши дни. Сам термин «Холокост» впервые появился в американской публицистике 1960-х гг. как символ крематориев лагеря смерти Аушвиц. Употребляется наряду с термином Шоа,

Северо-Кавказский психологический вестник > № 9/4 2011 г.

взятым из иврита (Shoah - катастрофа). Осмысление Холокоста возможно только в широком историческом контексте, в связи с теми событиями, процессами и явлениями, которые сделали возможным массовое и целенаправленное истребление целого народа. Трагедия Холокоста - это не только часть истории евреев; это часть всемирной истории. Разговор о Катастрофе, постигшей еврейский народ в годы II Мировой войны, - это разговор и о проблемах современной цивилизации, о ее болезнях, об угрожающей ей опасности.

Не может не пугать огромное количество статей и пропаганды отрицателей Холокоста, утверждающих, что целенаправленного уничтожения евреев нацистами никогда не было. Отрицатели Холокоста с успехом рекламируют своё движение - до такой степени, что удостоились внимания ведущих газет и телепрограмм. Одна из достаточно популярных воскресных телепередач «60 минут» посвятила отрицателям Холокоста один из своих выпусков. Их аргументация в основном концентрируется вокруг вопроса о существовании газовых камер в шести лагерях, известных тем, что в них уничтожались евреи. Четыре из них были разрушены немцами, чтобы скрыть следы массового уничтожения. Это относится к Треблинке, Собибору, Белзеку и Хелмно (известному так же, как Кульмхоф). Аушвиц (Освенцим) и Майданек все ещё существуют. Отрицатели сосредоточили своё внимание на Освенциме, вероятно, наиболее известном на Западе лагере. Аушвиц был также и рабочим лагерем, служившим целям военного производства. После II мировой войны численность евреев в Европе уменьшилась на 5-6 млн. Самый резкий спад произошёл в Польше, где до войны жила половина всех погибших европейских евреев. Отрицатели легко могли бы доказать свою правоту, показав, что и после войны большое число евреев жило в тех же странах, что и до войны. И легче всего это можно было бы сделать на примере Польши, где евреев было особенно много и где они разговаривали на собственном языке - идиш. Однако отрицатели предпочли сосредоточить своё внимание на газовых камерах как на самой перспективной для себя.

История Холокоста имеет актуальное общественно-политическое значение. На сегодняшний день во многих странах существуют неонацисты. Они используют все те же старые лозунги, все ту же теорию расовой исключительности одних народов над другими. Страшно и опасно то, что у подобных радикально настроенных группировок есть доступ к СМИ и идет активное зомбирование молодежи. Человечество повторяет свои исторические ошибки, как будто не было прошлых. Проблемы современного общества заключаются не только в расизме, терроризме, а также в том, что идеи гражданственности

и прав человека заменяются этническими, национальными, религиозными распрями. Идет жесткое разделение - «мы» и «они», которое входит в основу всех экстремистских идеологий.

Проблемой Холокоста на протяжении многих лет занимаются представители различных областей науки: и социологи, и историки, и психологи, даже искусство уделяет огромное внимание данной теме, о чем свидетельствует огромный пласт фильмов, книг, поэзии, живописи и т. д. Среди ученых, изучавших явление Холокоста были такие, как В. Франкл, Э. Фромм, Н. Тек, Д. Бар-Он, Р. Хилберг и многие другие.

Один из самых известных психологов, который не просто занимался данной проблемой, но и пережил и прочувствовал все на себе, В. Франкл. Уникальность его работ заключается в том, что он видел все происходящее изнутри, что и повлияло на его жизненные и научные взгляды. Довольно интересными представляются исследования западных ученых, которые уделяют внимание мотивам людей, помогающих евреям во время Холокоста. Одной из самых известных работ в этой области является труд польской исследовательницы Н. Тек. Её работа «Когда свет пронзит тьму» посвящена конкретно спасителям-полякам. В своей работе Н. Тек указывает на то общее, что было в поведении поляков, спасавших евреев, и спасителей других национальностей; также исследователь выделяет специфические черты поведения, присущие именно польским спасителям. Одним из ярких и наиболее интересных является исследование мотивов спасавших, проведенное супругами Олинер, которые во время Холокоста были сами спасены. Несмотря на то, что их работа «Альтруистическая личность» вышла ещё в 1988 г., она до сих пор актуальна. Еще одна работа, которую невозможно оставить без внимания -исследование историка Г.С. Паульсона «Скрытый город». Он посвятил своё исследование проблеме спасение евреев Варшавы. Эта работа - одна из новейших работ, которая находится на стыке истории и психологии. Исследованием мотивов поведения Праведников занимаются не только евреи, но и христиане. Так, Д.П. Гуши рассмотрел эту проблему с точки зрения христианской этики и морали. Его работа «Праведные Неевреи Холокоста» предлагает обзор феномена Праведников Холокоста и объяснение его значения для Христианской этики и церкви. Стоит отметить позицию Р. Хилберга, который предложил разделение «всех действующих лиц Холокоста» на три категории: палачи, жертвы, наблюдатели, в своей книге «Палачи, жертвы, наблюдатели». Несмотря на то, что такое разделение многие ученые признают грубым, его до сих пор используют. Совершенно другую задачу поставил перед собой Д. Бар-Он, изучавший психологию и специализировавшийся на терапевтическом лечении людей, переживших

Холокост. Он пришел к логическому заключению, что кровавое прошлое изменило жизни семей не только жертв, но и палачей. В течение нескольких лет он интервьюировал детей нацистских преступников, пытаясь понять, какое влияние на их жизнь оказывают страшные воспоминания. Так возникли книги «Унаследовавшие молчание» и «Страх и надежда -три поколения после Холокоста». В 1992 г. Д. Бар-Он свел вместе девять евреев из США и Израиля, чьи родители уцелели во время войны, и девять детей нацистских преступников. Так была создана группа TRT (To Reflect and Trust - размышлять и доверять). С 1992 по 1997 г. эти люди шесть раз встречались друг с другом в Германии, Израиле и США; и каждый рассказывал о своей жизни, переживаниях, воспоминаниях и надеждах.

Цель нашей работы: проанализировать отношения в современном российском обществе к исторической памяти о Холокосте в свете формирования толерантного самосознания.

Объект исследования: особенности ценностно-смыслового восприятия явления Холокоста.

Субъект исследования: представители разных этнокультур в возрасте от 16 до 26 лет.

Одна из задач данной работы - подбор адекватных методик и материала для проведения исследования и разработки рекомендаций специалистам и широкому кругу заинтересованных людей (журналистов, психологов, социологов, учителей и т. д.), занимающихся вопросами толерантного отношения к другим этнокультурам. А также использование результатов данного исследования в работе с национальными общинами, в проведении семинаров и тренингов толерантности и профилактики экстремизма, осо-

бенно среди молодежи, т. к. в стране, победившей нацизм, как это ни парадоксально, становятся популярными идеи национализма и нетерпимости к представителям других этнокультур. В связи с этим, именно от нас зависит дальнейшее развитие нашего общества, и возможность остановить современную молодежь от соблазнительной идеи «сверхчеловека». Воспитать граждан нашей страны, готовых жить в мире, дружбе и взаимопонимании со всем нашим многонациональным обществом.

литература

1. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. - М., 2001.

2. Выготский Л.С. Психология искусства. -М., 1999.

3. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. - М., 2000.

4. Королев СИ. Вопросы этнопсихологии в трудах зарубежных авторов. - М., 1990.

5. Московией С. Общество и теория в социальной психологии / Пер. с фр. // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. - М., 1994.

6. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения // Общение и оптимизация совместной деятельности. - М., 1997.

7. Франкл В. Психотерапия на практике / пер. с нем. -СПб.: Речь, 2001.

8. Франкл В. Сказать жизни «Да»: психолог в концлагере / Пер. с нем. - М.: Смысл, 2004.

9. Фромм Э. Психоанализ и этика. Человек для самого себя / Пер. с англ. - М., 2003.

10. Иванова С. Мы не можем молчать о Холокосте // Толерантность в современном мире. Выпуск 7. -М.: Центр и Фонд «Холокост», 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.