Научная статья на тему 'Восприятие Холокоста современной молодежью'

Восприятие Холокоста современной молодежью Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1598
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ХОЛОКОСТ / РЕВИЗИОНИЗМ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ГЕНОЦИД / ЗОМБИРОВАНИЕ МОЛОДЕЖИ / ЭТНОКУЛЬТУРА / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / HISTORICAL MEMORY / TOLERANCE / HOLOCAUST / REVISIONISM / INTOLERANCE / VALUE ORIENTATIONS / GENOCIDE / YOUTH ZOMBIFYING / ETHNO CULTURE / CONTENT ANALYSIS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Горенштейн Н.И.

Данная статья посвящена актуальным вопросам исследования особенностей восприятия современной молодежью трагического события в истории XXв. Акцентируется внимание на переменах в мировоззрении и ценностных ориентациях населения, подвергшихся существенным метаморфозам в результате нового политического и государственного устройства России, которые могут служить одним из основных индикаторов эффективности общественной трансформации в целом. В статье поднимаются вопросы о кризисе ценностей нашего социума, которые часто противоречат друг другу в современной России, и необходимости создания типа культуры, направленного на формирование гуманного общества. Автор рассматривает определение ценностных ориентаций (индикаторов), отношения к своим традициям и культуре, прошлому и будущему, как насущную потребность сегодняшнего дня, а также один из основных факторов, определяющих выживание общества в целом. В виде такого индикатора предлагается изучение отношения людей к крупным историческим событиям, ставшим символами той или иной эпохи в истории государства, да и человечества в целом. Особый интерес вызывает реакция граждан России, страны, победившей фашизм в ВОВ, спустя 70 лет после этой победы, т. е. восприятие внуками победителей трагедии Холокоста. Описываются контент-анализ по данной теме и результаты, полученные автором. Опрос респондентов был направлен на выявление понимания трагических событий в истории народа, уровня знаний данной темы и отношения к геноциду евреев. В исследовании принимали участие представители молодежи разных этнокультур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perception of Holocaust Events by Modern Day Youth

This article is devoted to current issues of the research of contemporary young people's perception of the tragic events in the XX century. The attention is centered on shifts in population's worldview and value orientations, which undertook significant changes as a result of new political and governmental structure of Russia, and most indicative of efficiency in social transformation in general. The article encompasses our society's crisis of values, that are often controversial to each other in modern day Russia, as well as the need to create new type of culture, aimed at creating a humane culture. Author considers defining one's value orientations (indicators), attitude towards culture and tradition, past and future, to be an utmost necessity of present day, as well as one of the main factors, defining society's survival in general. Studying people's attitude towards major historical events, that became symbols of an epoch in history of a state, and humanity as whole, is suggested to be such an indicator. An object of special interest is the reaction of Russia's citizens to the tragedy of Holocaust 70 years past Russia's victory in the Great Patriotic War. A content analysis on this subject was carried out and described by the author. Respondent survey was aimed at revealing understanding of tragic events in nation's history, level of knowledge on this topic, and attitude towards the genocide of Jewish people. Youth of different ethicalities and cultures participated in the research.

Текст научной работы на тему «Восприятие Холокоста современной молодежью»

для дискуссии:

материалы международной научно-практической конференции

«сабина николаевна шпильрейн:

ее личность и вклад в психоанализ, психологию развития, клиническую психологию»

УДК 159.9.075

восприятие холокоста

современной молодежью

Горенштейн Наталья Ильинична

Данная статья посвящена актуальным вопросам исследования особенностей восприятия современной молодежью трагического события в истории XXв. Акцентируется внимание на переменах в мировоззрении и ценностных ориентациях населения, подвергшихся существенным метаморфозам в результате нового политического и государственного устройства России, которые могут служить одним из основных индикаторов эффективности общественной трансформации в целом.

В статье поднимаются вопросы о кризисе ценностей нашего социума, которые часто противоречат друг другу в современной России, и необходимости создания типа культуры, направленного на формирование гуманного общества. Автор рассматривает определение ценностных ориентаций (индикаторов), отношения к своим традициям и культуре, прошлому и будущему, как насущную потребность сегодняшнего дня, а также один из основных факторов, определяющих выживание общества в целом.

В виде такого индикатора предлагается изучение отношения людей к крупным историческим событиям, ставшим символами той или иной эпохи в истории государства, да и человечества в целом. Особый интерес вызывает реакция граждан России, страны, победившей фашизм в ВОВ, спустя 70 лет после этой победы, т. е. восприятие внуками победителей трагедии Холокоста.

Описываются контент-анализ по данной теме и результаты, полученные автором. Опрос респондентов был направлен на выявление понимания

трагических событий в истории народа, уровня знаний данной темы и отношения к геноциду евреев. В исследовании принимали участие представители молодежи разных этнокультур.

Ключевые слова: историческая память, толерантность, Холокост, ревизионизм, интолерантность, ценностные ориентации, геноцид, зомби-рование молодежи, этнокультура, контент-анализ.

Введение

Современное человечество, общество XXI в., столкнулось с огромным количеством вызовов, требующих зачастую мировоззренческого пересмотра сложившихся веками ценностных ориентиров.

Многие современные авторы отмечают противоречие общественных ценностей, говоря о том, что необходимы анализ и изучение изменений в мировоззрении граждан для выработки нового типа культуры, направленной на формирование гуманного общества, новое образование, сохраняющее все лучшее из накопленных веками традиций народов нашей страны и создающее принципы вхождения молодого поколения в новую эпоху, что в свою очередь невозможно без создания правильных ценностных ориентаций, определяющих поступки людей и ориентирующих их на необходимую деятельность. Отношение человека к традициям своего народа, культуре, прошлому и будущему большого социума, в котором он живет, становится определяющим фактором не только эффективного развития, но и выживания общества в целом. Сегодня это стало особенно актуальным в связи с событиями на Ближнем Востоке и террористическими актами в Европе. По нашему мнению, такими ценностными ориентирами (индикаторами) могут являться крупные исторические события, ставшие символами той или иной эпохи в истории государства, да и человечества в целом. Факт, который со временем приобретает статус символа в истории человечества.

В истории ХХ в. существует множество различных примеров преступлений против человечности. Один из самых ярких примеров - Холокост. Слово «Холокост» происходит от греческого «Ьо!окаи$1:о$» - всесожжение, жертвоприношение с помощью огня. Означает трагедию еврейского народа в период с 1933 г. (приход Адольфа Гитлера к власти в Германии) до 1945 г. (конец Второй мировой войны). Тогда было уничтожено свыше 6 млн. человек лишь потому, что они были евреями. Это было не просто убийство огромного числа людей, а попытка уничтожить еврейство как таковое. Оправданием геноцида стали расовые теории нацистов; евреи были объявлены «антирасой», «недочеловеками». Катастрофа отличается от остальных известных истории случаев массовых убийств людей в первую очередь не

по числу убитых, а по намерению уничтожить всех евреев, по масштабу планирования преступлений, по изощренности убийств [2].

Актуальность исследования

Понять причины современного геноцида, осмыслить мировую историю в ХХ и в начале XXI вв., остановить возрождающийся фашизм и радикальный исламизм террористического толка невозможно без знания истории Холокоста. Ведь Холокост не чисто еврейский вопрос: геноцид, расизм, национализм могут коснуться любого народа в наши дни. Необдуманная политика установления и расширения стран с «демократическими» свободами и методами управления, проводимая рядом мировых держав, привела фактически к развязыванию войн на Ближнем Востоке, созданию так называемого «Исламского государства», по существу являющегося террористической организацией, ставящей основной целью своего развития уничтожение любого инакомыслия и целых этносов, проживающих в этих странах. Поэтому актуальность изучения трагедии Холокоста, постигшей еврейский народ в годы Второй мировой войны, - это разговор и о проблемах современной цивилизации, о ее болезнях, об угрожающей ей опасности [1].

На сегодняшний день во многих странах существуют неонацисты, исламские террористы, всевозможные радикалы разного толка, использующие все те же старые лозунги, все ту же теорию расовой исключительности одних народов над другими. Страшно и опасно то, что у них есть доступ к СМИ, и идет активное зомбирование молодежи. Человечество повторяет свои исторические ошибки, как будто не было прошлых. Проблемы современного общества заключаются не только в расизме, терроризме, а также в том, что идеи гражданственности, прав человека и любого общества жить и развиваться по исторически выбранному ими пути заменяются этническими, национальными, религиозными распрями. Идет жесткое разделение - «мы» и «они», которое входит в основу всех экстремистских идеологий [2].

Одним из наиболее ярких примеров этому можно назвать события на Украине (героизация нацистов из УПА, ОУН (б), разжигание антирусских настроений и воспитание молодежи в данном ключе, развязывание братоубийственной войны на Донбассе) или деятельность так называемого «Исламского государства» на Ближнем Востоке, сопровождающаяся массовыми казнями и уничтожением населения, «чуждого» с их точки зрения их идеалам.

Цель, предмет и объект исследования

Целью нашей работы был анализ отношения в современном российском обществе к исторической памяти о Холокосте в свете формирования толерантного самосознания народов. Предметом исследования явилась

ценностно-смысловая сфера представителей разных этнокультур, проживающих на территории РФ. В качестве объекта исследования выступали представители разных этнокультур (русские, народы Северного Кавказа и евреи). Все испытуемые являются представителями одного поколения в возрасте от 18 до 26 лет и образуют три группы, каждая группа по 50 человек. Дифференцировались группы по этническому признаку. Первую группу составили представители еврейской молодежи Юга России, вторую -представители русской молодежи (этнические русские и те, кто считает себя русским), студенты психологического факультета г. Ростова-на-Дону, третья группа состояла из представителей молодежи народов Северного Кавказа (кабардинцы, балкарцы, чеченцы).

Результаты исследования

Для исследования особенностей ценностно-смыслового восприятия явления Холокоста представителями разных этнокультур был проведен контент-анализ, благодаря которому были получены следующие результаты [9]. На рисунке 1 представлена диаграмма с результатами контент-анализа ответов на вопросы из первой категории «Влияние национального самосознания на определение трагедии в истории своего народа».

Рисунок 1. Влияние национального самосознания на определение трагедии в истории своего народа

Самый высокий результат - по такому показателю, как «наличие национального символа в истории своего народа» у представителей еврейской этнокультуры и этнокультуры народов Северного Кавказа. Скорее всего, это связано с тем, что представители данных этнокультур, несмотря на активное участие их в современной жизни, продолжают до сих пор сохранять свои национальные и религиозные традиции, установленные много лет тому

назад. Возможно, это позволяет им на протяжении длительного периода сохранять свое национальное самосознание и чувствовать себя единым народом - носителем своей исторической памяти - даже проживая в большой многонациональной стране. Именно у представителей данных групп самые высокие показатели по этнической идентичности; исходя из этого, можно говорить о национальной символике. Самый низкий показатель - у третьей этнической группы: это связано с низкой национальной самоидентификацией, а значит и отсутствием национальных норм, традиций и символов. Соответственно, в данной группе самый высокий показатель - по такому параметру, как «отсутствие национального символа в истории своего народа». Скорее всего, это характерно для больших народов, являющихся государствообразующими, по существу объединяющими все остальные «малые» народы в единую страну [9].

На рисунке 2 представлена диаграмма с результатами контент-анализа ответов на вопросы из второй категории «Уровень понимания терминов данной темы».

Кавказские народы

Рисунок 2. Уровень понимания терминов данной темы

Наибольшее количество респондентов с высоким уровнем понимания терминов данной темы относится к представителям еврейского народа. Соответственно, в данной группе минимальные показатели - у респондентов с низким уровнем понимания терминологии. По нашему мнению, это отражает исторический процесс жизни данного народа, его религии и непростые взаимоотношения с религиями других народов. Историческая память данного народа содержит в себе на протяжении всех поколений такие понятия, как «разрушение Храма I и II», «потеря своего государства», «инквизиции» и иные преследования и ограничения на протяжении веков по религиозным мотивам. В связи с этим, тема толерантности очень важна для представителей данной группы респондентов, этим и объясняется высокий уровень знаний по соответствующей тематике.

В группе представителей народов Северного Кавказа - небольшой разброс показателей по уровням понимания данных терминов, в пределах 5 % между группами, что говорит о важности данной тематики для них, наличии непростой исторической памяти этих народов, связанной с множественными войнами, происходившими на Кавказе на протяжении многих столетий, сталинскими репрессиями против целых народов, сложностями, возникающими при взаимодействии с другими культурами. Анализ ответов респондентов третьей группы показывает, что наибольшее количество респондентов с низким уровнем знаний = 40 %, и одинаковыми показателями с высоким и средним уровнем знания и понимания терминологии - по 30 %. Это характеризует относительно индифферентное отношение к данной теме, поскольку в исторической памяти больших народов во многом занижена самоидентификация, т. к. априори все происходящее в жизни страны воспринимается ими как естественные достижения их народа [9].

На рисунке 3 представлена диаграмма с результатами контент-анализа ответов на вопросы из третьей категории «Уровень общей осведомленности о Холокосте».

Кавказские народы

Рисунок 3. Уровень общей осведомленности о Холокосте

Самый высокий показатель уровня общей осведомленности о Холокосте -у представителей еврейского народа, что вполне логично и является доказательством национальной ценности истории своего народа. Соответственно, в данной группе самый маленький процент людей, не знающих о Холокосте. Удивительно то, что самый высокий процент людей, не знающих о Холокосте, относится к этнической группе, идентифицирующей себя как русский народ, т. к. респонденты являются ростовчанами, а именно в Ростове-на-Дону находится самое большое в России захоронение и мемориал жертв Холокоста. Более 50 % респондентов ничего не знают об этом, что говорит об отсутствии интереса не только к общечеловеческим трагедиям, но и истории своего родного города [9].

На рисунке 4 представлена диаграмма с результатами контент-анализа ответов на вопросы из четвертой категории «Отношение к Холокосту».

Кавказские народы

Рисунок 4. Отношение к Холокосту

Самый высокий - 100 % показатель по такому параметру, как «сочувствие», естественно, у представителей еврейской этнокультуры. Данная трагедия коснулась всего народа, и люди, идентифицирующие себя евреями, не могут равнодушно относиться к горю и боли всего народа. На втором месте по показателям находится группа представителей народов Северного Кавказа; для представителей данных народов характерно сочувствие трагедии Холокоста, т. к. за всю историю своего существования им приходилось неоднократно переживать гонения и уничтожение большого количества представителей своего народа. Естественно, что ни в одной, ни в другой группе нет ревизионистов Холокоста. Представители этих групп не сомневаются в том, что существует достаточно большое количество доказательств данной трагедии. Самые низкие показатели по 2 параметрам и даже наличие отрицания - у группы представителей русского народа. По нашему мнению, это связано с тем, что после распада СССР в современной России в силу отсутствия идеологического воспитания, пропаганды памяти - о Великой Отечественной войне, связанной с огромными потерями всех народов страны, и в первую очередь русского народа, об общей Великой Победе над фашизмом и нацизмом - получили развитие течения ревизионизма, а также идеологии с националистической и экстремистской направленностью, привлекающие молодежь своими идеями «сверхчеловека» и «борьбы за чистоту нации». Особую тревогу вызывает тот факт, что респонденты данной группы являются студентами гуманитарных факультетов, которые в ближайшем будущем будут работать с людьми в различных отраслях нашей многонациональной страны [9].

Обсуждение результатов

Сегодня как никогда необходима работа с национальными общинами, проведение семинаров и тренингов толерантности и профилактика экстремизма, особенно среди молодежи, т. к. в стране, победившей нацизм, как это ни парадоксально, становятся популярными идеи национализма и нетерпимости к представителям других этнокультур. Именно от нас зависят дальнейшее развитие нашего общества и возможность остановить современную молодежь от соблазнительной идеи «сверхчеловека»; воспитание граждан нашей страны, готовых жить в мире, дружбе и взаимопонимании со всем нашим многонациональным обществом.

По-видимому, если бы данное исследование проводилось в этом году, то его результаты были бы иными - в связи с подъемом национального самосознания и патриотизма в нашем обществе, доказательством чего явилась такая акция, как «Бессмертный полк», проведенная населением нашей страны в день 70-летия Победы в ВОВ. Когда люди разных национальностей и возрастов прошли по улицам своих городов с портретами отцов, дедов и прадедов, одержавших победу над нацизмом фашистской Германии.

Вышеизложенное требует по-новому взглянуть на систему образования и воспитание подрастающего поколения; ребенок с детства должен понимать, что существует множество разных народов с разными традициями, религиозными верованиями, и жить полноценно в этом многообразии возможно лишь гордясь своей культурой и уважая культуру других. Это предполагает наличие в системе образования уроков истории религий, традиций и обычаев народов, их общих достижений и побед.

Литература

1. АльтманМ. М. Отрицание Холокоста: история и современные тенденции. - М., 2006. - 88 с.

2. Альтман И. А., Прокудин Д. В. Мы не можем молчать: Школьники и студенты о Холокосте. - М.: Центр и Фонд «Холокост»; МИК, 2010. -Вып. 7. - 176 с.

3. Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия. - СПб., 1909. -С. 130.

4. Белков П. Л. О методе построения теории этноса // Этносы и этнические процессы. - М., 1993. - С. 48-61.

5. ГеллнерЭ. Нации и национализм. - М., 1991. - 322 с.

6. ГеллнерЭ. Условия свободы. - М., 1995. - 240 с.

7. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. - М.: Наука, 1977.

8. ГидденсЭ. Социология. - М.: УРСС, 2005. - 632 с.

9. Горенштейн Н. И. Особенности ценностно-смыслового восприятия исторического события-символа представителями разных этнокультур: дисс. ... канд. психол. наук. - Ростов н/Д, 2012. - С. 83-87.

10. Донцов А. И. Группа: психология и этимология // Вопросы психологии. -1983. - № 4. - С. 132-134.

11. Коршунов Н. Поколение Y. Палка о двух концах // Проза.ру // URL: http: // www.proza.ru / 2009 / 04 / 01 / 540

12. Романенко С. А. История и историки в межэтнических конфликтах в конце XX в. - М., 1997. - 175 с.

13. Финкельштейн Н. Индустрия Холокоста // Русский Вестник. - М.: Москва, 2003. - 150 с.

14. Франкл В. Психотерапия на практике. - СПб.: Речь, 2001. - 256 с.

15. Франкл В. Сказать жизни «Да»: психолог в концлагере. - М.: Смысл,

2004. - 176 с.

16. Фролов С. С. Социология: учебник. - М.: Наука, 1994. - 256 с.

17. Фромм Э. Психоанализ и этика. Человек для самого себя. - М., 2003. -350 с.

18. Фурсова Е. Ф. Этнографические и этнические группы: проблемы их идентификации и методов исследования // Материалы IV научной конференции «Рябининские чтения - 2003». Сборник научных докладов. - Петрозаводск, 2003. - С. 13-17.

19. Циммерман Дж. Отрицание Холокоста // University Press of America. -

2005. - 318 с.

20. Шнирельман В. А. Евразийцы и евреи // Итоги. - 1998. - № 9 (94). - С. 17-37.

21. Шнирельман В. А. Постмодернизм и исторические мифы. - М., 2000. -С. 66-71.

22. Alsop R. The Trophy Kids Go to Work // The Wall Street Journal. -2008.

23. Apalategui J. Social psychology of nationalist movements in Southern Europe // URL: http: // www.ucm.es / info / Psyap / 23ICAP / abstract / politica2.html

24. Bar-On D, Chaitin J. Parenthood and the Holocaust // URL: http: // www1. yadvashem.org / odot_pdf / Microsoft%20Word%20-%204961.pdf

25. BasabeN., Paez D., Asun D. Psychological factors of political participation // URL: http: // www.ucm.es / info / Psyap / 23ICAP / abstract / politica2.html

26. BoenkeK., Classen G., Merkens H. Xenophobia and neonazi attitudes among East and West Berlin youth: an explanatory approach // URL: http: // www. ucm.es / info / Psyap / 23ICAP / abstract / politica2.html

27. Yad Vashem. The World Holocaust Remembrance Center // URL: http: // www.yadvashem.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.