Научная статья на тему 'Геноцид – экстремистская форма государственной этнополитики тоталитарных и авторитарных режимов'

Геноцид – экстремистская форма государственной этнополитики тоталитарных и авторитарных режимов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1668
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Геноцид – экстремистская форма государственной этнополитики тоталитарных и авторитарных режимов»

Кислицын С.А., проф., Акопян С.А., соиск. (СКАГС)

ГЕНОЦИД - ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭТНОПОЛИТИКИ ТОТАЛИТАРНЫХ И АВТОРИТАРНЫХ

РЕЖИМОВ

Факты геноцида прослеживаются в истории человечества, начиная с античности. В эпоху средневековья крестоносцы уничтожили часть населения Южной Франции. Священник Бартоломей де Лас Касаса свидетельствовал о геноциде в колониях Центральной Америки, где испанцы искореняли туземцев. Во время Великой Французской революции республиканские войска, подавлявшие восстания роялистов в Вандее, проводили там массовый террор. Великобритания осуществляла такие акции в колониях против индусов, буров, малазийцев, суданцев. Германия уничтожила племена герреро в Намибии. В США в Х1Х в. целенаправленно сокращали численность индейцев с десяти миллионов до 237 тыс. в 1900-м г. Во время Кавказской войны в середине Х1Х века русские войска в ходе боев осуществляли акции, которые характеризуются некоторыми историками как геноцид. Самыми известными и масштабными актами геноцида являются акты уничтожения миллионов армян и евреев соответственно в Турции и нацистской Германии. Уже после 2 мировой войны во время борьбы 1971г. за независимость Бангладеш от Пакистана жертвами геноцида стали до 3 миллионов бенгальцев; в Нигерии во время гражданской войны в 1960-х г.; - около 1 миллиона народа ибо; в Бурунди во время войны между тутси и хуту в 1966г., было уничтожено около 100 тыс. народа хуту; в Судане - около 500 тыс. христиан в 1960-1980-х гг.; в Индонезии - почти 500 тыс. индонезийцев во время военного переворота в 1964г., и 100 тыс. тиморцев в ходе расправ над населением Восточного Тимора в 1975г., в Камбодже - более 1 миллиона граждан при правлении Пол Пота; в 1970-х гг, в Иракском Курдистане - более 100 тыс. курдов от рук карателей Саддама Хусейна в 1980-х гг.

Актуальность проблемы определяется и тем обстоятельством, что термин «геноцид» в последнее время зачастую используется в качестве политического аргумента. Например, На Юге России идеологи казачьего

движения утверждают, что лидеры большевиков нерусского происхождения осуществляли в годы гражданской войны настоящий геноцид по отношению к казачеству и на этой основе требуют соответствующего морального и материального возмещения. Депортации населения республик Северного Кавказа в годы Отечественной войны иногда называют геноцидом. Генеральной прокуратурой Латвии было предъявлено обвинение в «геноциде жителей Латвии» бывшему следователю Е. Савенко, который выполнял приказы по разгрому антисоветского подполья в прибалтийских республиках СССР во время и после Великой Отечественной войны. Сейм Польши потребовал от России признать факт «геноцида поляков» в Катыни в -1939-1940 гг., однако главная военная прокуратура РФ при расследовании "катыньского дела" пришла к выводу, что был не геноцид по национальному признаку, а военное преступление - расстрел военнопленных по чисто политическим мотивам, что зафиксировано в документах сталинского режима. В современной Украине президент Ющенко использует термин «геноцид» для характеристики разразившегося в 1932-1933 годы в этой стране, тогда советской республике, голода. Действительно, в Поволжье и Северном Кавказе был страшный голод, в результате которого погибли по разным подсчетам от 2 млн. до 7 млн. человек, но утверждать, что это был акт геноцида в отношении только украинцев, некорректно. Историки утверждают, что в СССР никогда не было национальной вражды к украинцам, а виновником голода в советских республиках было сталинское руководство СССР, а не российское национальное правительство. На современном этапе Грузия обвиняет Абхазию в геноциде грузинского населения, забывая о террористических акциях со своей стороны во время войны двух республик; в Азербайджане отмечают официально день геноцида азербайджанцев, а в Карабахе говорят о геноциде армян. Ряд зарубежных деятелей доказывают, что Россия в ходе антитеррористической операции осуществляла геноцид в Чечне, а ряд российских деятелей утверждает, что режим Дудаева-Масхадова-Басаева стимулировал акты геноцида по отношению к русскому населению. Даже специальная комиссия Государственной Думы РФ в 1998г. обвиняла в совершении геноцида самого президента России Б. Ельцина, осуществившего антинародные реформы - приватизацию и т.п.. Во всех случаях политика превалирует над правом, так как обвинения в геноциде не подтверждены приговорами международных судов. Это дает основание утверждать, что прав Ив Тернон: «Слишком широкое употребление слова таит в себе угрозу, что оно станет обыденным, а слишком узкое - что оно утратит предупреждающий смысл»

Тернон Ив. Размышления о геноциде/ кйр://’^^^ ^§^8. ги

1

Острота проблемы геноцидов в истории мировой цивилизации настолько остра, что в Канаде стал издаваться специальный журнал "Исследование геноцидов и их предотвращение», который основан международной ассоциацией ученых, занимающаяся вопросами геноцида, и Международным институтом исследований геноцида и прав человека в сотрудничестве с издательством Университета Торонто. Исследователи института стремятся понять природу геноцида, поднять его осознание человечеством на новый уровень.

Но до сих пор актуален вопрос - что можно включать в понятие геноцида, а что нет? Как должны выглядеть преступления, что бы их оценивать именно как геноцид? В отечественной этнополитологии практически очень мало специальных обобщающих трудов по вопросу теоретического осмысления геноцида. В целом геноцид рассматривается как нечто исключительное человеконенавистническое явление, особенно одиозное выражение национального вопроса, из ряда вон выходящее, а не как форма государственной этнополитики. В середине XX в. в труды специалистов по международному праву и политиков вошло понятие геноцида, означавшее уничтожение нации или этнической группы, (genos (род, раса, племя) и латинского слова tide (убивать). Этой концепции соответствует также термин «этноцид», состоящий из греческого «ethnos»-

л

народность и латинского «cide»1. Поэтому в современной политологической литературе «этноцид» часто включают в понятие «геноцид», хотя это не вполне тожественные понятия2. Д.Мак-Гарри и Б.О.Лиэри формулируют понятие этнический геноцид и определяют его как «осуществляемое в массовом масштабе и санкционируемое государством систематическое уничтожение членов какой-либо этнической группы путем либо физического истребления, либо разрушения условий, необходимых

о

для ее биологической и социокультурной репродукции». 3

В научной литературе распространены расширительные трактовки понятия геноцида. Даже в ряде международных правовых актах в понятие геноцид включены такие преступления, как колониальное господство, апартеид, систематические массовые нарушения прав человека, депортация, истребление, пытки, преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам. При этом параллельно с термином геноцид употребляются термины «массовое убийство», «этническая чист-

Военные преступления. Под ред. Р. Гутмэна и Д. Риффа. Пер. с англ. М.:

Текст. 2001. С. 120

2

Словарь прав человека и народов. М.: Международные отношения. 1993.

С. 28.

Цит. по Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология. .Анализ и менеджмент. М.2005. С.326.

ка», «геноцидная резня» и др. И юридическая часть проблемы, и этно-политологическая вызывает много вопросов, решение которых весьма затруднено в силу морально-нравственных причин. Более того, существует точка зрения, что нет смысла анализировать геноцид, так как понять его, значит оправдать то, чему оправдания нет в принципе. Но простого знания преступлений геноцида и гневного возмущения его масштабом недостаточно. Несомненно, чтобы полностью исключить рецидивы этой гнусной и позорной политики, нужно научно выявить ее причины, механизмы действия, последствия на основе сравнительно-этнополитического анализа известных фактов геноцида.

Определенные попытки анализа причин геноцида в литературе сделаны. Исследования ученых показывают, что если в культуре и обществе существует антагонистическое разделение на «своих» и «чужих» на основе этничности, расы, религии и пр., а государственный аппарат находится руках исключительно «своих», то возникают условия для геноцида как средства прекращения этнополитического противостояния по принципу -«нет чужого этноса - нет его проблемы». Жан-Поль Сартр в речи на расселовском трибунале по военным преступлениям США во Вьетнаме сказал, что понятие геноцида старо как человечество, и никогда не было такого общества, структура которого уберегла бы его от этого преступления. Любой геноцид - это продукт истории, и он несет на себе черты того общества, в котором возникает. Необходимо учитывать, в какой мере каждое дело выражает экономическую структуру конкретной державы, ее политические цели и внутренние противоречия.

Л.А.Гозман и Е.Б.Шестопал обращают внимание на то, что существуют не только экономические, но и психологические условия геноцида. Они солидарны с Ирвином Стаубом, использовавший понятие «тяжелых времен», которые, по его мнению, всегда предшествуют геноциду, так как стимулируют ощущение депрессии, безнадежности, окруженности врагами, несправедливости, совершаемой по отношению к «моему народу», «моей религии», «моему городу». Именно этот комплекс чувств является необходимой предпосылкой массовых убийств. Схема выглядит так: в обществе накапливаются раздражение и агрессия, которые потом находят выход в варварских актах геноцида. Л.А.Гозман и Е.Б.Шестопал подчеркивают, что вторым условием геноцида является наличие врага, который ответственен за неприятности и несчастья и с устранением которого якобы станет лучше. История геноцидов показывает, что большинство людей, в геноцидах участвовавших, не только мстят этому врагу за те проблемы, которые по его, как они считают, вине возникли, но и надеются, что устранение врага поможет в решении этих проблем. Геноцид невозможен без острого чувства ненависти к народу или религии, которая

должна быть столь сильной, что бы позволить человеку нарушать все традиционные морально-нравственные ценности

Образцом именно такого явления в глазах мировой общественности считается геноцид евреев во время 2 мировой войны. С 1933 г. по 1939 г. евреи Германии подвергались диффамации и дискриминации, их экспроприировали экономически, заключали в концлагеря и, наконец, убивали с использованием новейших технологий. Для обозначения факта истребления миллионов евреев в годы П мировой войны в концлагерях и других гитлеровских "фабриках смерти" - одной из этнополитических трагедий в истории мировой цивилизации используются специальные понятия "Холокост" (olos -полностью, kaein - сожжение), «катастрофа европейского еврейства» и др.

Холокост был не только трагическим следствием мировой войны и агрессии Германии, а продолжением многовековой истории мирового и в частности европейского антисемитизма. В силу религиозных, культурных, экономических, цивилизационных и других противоречий во всей Западной Европе вплоть до ХУ века систематически осуществлялось массовое и жестокое преследование евреев. Элементы холокоста можно обнаружить в разных странах и в разные эпохи, где имелись бациллы антисемитизма, например во Франции. Германии, в Испании, откуда инквизиция изгнала свыше 300 тысяч евреев, которые были вытеснены в Восточную Европу. Здесь преследование продолжилось, в том числе российскими правящими кругами, спровоцировавшие черносотенные погромы, дело Бейлиса, созданные спецслужбами пресловутые «протоколы сионских мудрецов». В период гражданской войны на западной Украине режим петлюровщины организовывал массовые избиения и убийства евреев. Но главным организатором геноцида еврейского народа этнополитической трагедии в ХХ веке стала Германия, народ которой в течение 12 лет был добровольно-принудительно охвачен идеологией шовинизма и антисемитизма. Антисемитизм стал частью «народного национализма» немцев, превратившегося в шовинизм, расизм и как следствие - в геноцид. Урс Алльтермант даже подчеркивает, что «на этом фоне тезис о коллективной ответственности немцев и европейцев за геноцид по отношению к евреям приобретает всеобъемлющее значение». 2

. В середине цивилизованной Европы немцы в течение трех лет (с осени 1941 г. по осень 1944 г.) практически открыто уничтожили несколь-

Гозман Л. Я., Шестопал Е. Б.. Политическая психология. Ростов н/Д.,

1996.

2

Альтермант У. Этнонационализм в Европе.М.2000 С.102.

ко миллионов еврейских мужчин, женщин и детей. В основе такого истребления целого народа лежала «концепция» А.Гитлера, который еще в 1924 году в своей человеконенавистнической книге «Майн кампф» доказывал необходимость преследования евреев. Автора другой антисемитской книги «Миф ХХ века» А.Розенберга Гитлер сделал своим помощником по идеологии. Формирование политики геноцида прошло несколько этапов. Принятый апреля 1933 «Закон о восстановлении профессионального чиновничества» запрещал прием на госслужбу граждан неариского происхождения. Спустя два года после прихода к власти в результате выборов Гитлер санкционировал антиеврейские «нюрнбергские законы» или «законы гетто», ставшие официальным началом этнополитики геноцида. Следующий правовой акт - «Закон об охране немецкой крови и немецкой чести» обеспечивал биологическое «решение еврейского вопроса». В общей сложности до 1 сентября 1941 г. было издано 250 законов, принуждающих евреев к массовой эмиграции без имущества и иных средств.

9 ноября 1938 г. начался новый этап геноцидной этнополитики. Нацисты организовали всегерманский ночной еврейский погром - т.н. «хрустальная ночь» или «ночь разбитых витрин». После этого все еврейское население было приговорено к уплате рейху контрибуции 1 млрд рейхмарок. Евреям запрещалось заниматься экономической индивидуальной деятельностью и повсеместно началась «ариезация» немецкой экономики. !938 г. стал рубежом в переходе нацизма от бытового и юридического антисемитизма к концентрации евреев в лагерях и последующей организации их уничтожения. Этому переходу в психологическом плане немало способствовала массовая кампания эвтаназии, в ходе которой нацисты убили в спецлабораториях и клиниках не менее 70 тысяч неполноценных граждан - психически больных престарелых граждан. Это не всегда были евреи, но данная акция приблизила «культурных немцев» к психологическому восприятию идеи возможности уничтожения неполноценных народов. Во время 2 мировой войны фашизм перешел к политике «окончательного решения еврейского вопроса», то есть непосредственному геноциду евреев. Экспроприированное еврейское население подлежало за ненадобностью уничтожению в специальных лагерях смерти. Гибель огромных человеческих масс, причем не только евреев, но представителей других народов, попадавших в лагеря, обеспечивалась разными способами - от расстрелов до неоказания медицинской помощи во время массовых эпидемий тифа и других болезней. Над заключенными проводились «медицинские» эксперименты самого гнусного характера. Определенная часть жертв - была уничтожена «инновационным» способом - в газовых камерах, в автомобилях с помощью выхлопных газов и т.п. Конвеер геноцида функционировал в лагерях: в

Освенциме (Аушвице), Майданеке, Бельзеке, Собиборе, Треблинке, Хелмно и др.

Одновременно проводилась политика против цыганского народа, который зачислялся в «неполноценные асоциальные и криминальные элементы», представляющие для Германии «расово-биологическую проблему». Причем цыгане стали особым объектом для расовых исследований Института наследственности и расовой заботы. И хотя некоторые специалисты доказывали, что цыгане являются потомками индо-арийцев, они были приговорены к уничтожению. Всего погибло от 250000 до полумиллиона цыган. Е.А.Паламарчук приводит эти другие многочисленные свидетельства о системном характере преступной госу-

л

дарственной фашистской этнополитики.1

Стратегия геноцида имела прагматической целью создание для немецкой нации «жизненного пространства» и построение «национал-социализма» для отдельно взятой арийской нации и предусматривала предоставления немцам наилучших условий жизни, в том числе за счет экспроприации имущества евреев внутри Германии, а затем ценностей на территориях других народов отнесенных нацистами к разряду «неполноценных рас». Именно поэтому немцы уничтожили в России от 1 до 2 млн. евреев в ходе массовых расстрелов, например десятки тысяч человек было уничтожено в Бабьем Яру около Киева, в Змиевской балке около Ростова-на-Дону и т.д.. Массовые убийства совершали специальные войска, состоявшие из одних убийц, - так называемые "оперативные группы»: айнзацгруппы, айнзацкоманды, зондеркоманды -

спецподразделения СС, следовавшие по главным маршрутам движения немецких войск на Восток и осуществлявшие акции по "отбору" и "особому обращению", т.е. по массовому уничтожению людей. Только на территории СССР было уничтожено около 750 тыс. человек. Не менее полмиллиона евреев умерло в гетто и рабочих лагерях от плохого обращения, болезней, недоедания. 2

-|

Паламарчук Е.А. Нацизм: три лика геноцида. Ростов н/Д., 2003.

Арад И.Холокост. Катастрофа европейского еврейства.(1933-1945). Иерусалим, 1990; Уничтожение евреев в СССР в годы немецкой оккупации (19411944). Иерусалим, 1991. Альтман И.А. Жертвы ненависти. Холокост в СССР. 19391945. - М., 2002,Уничтожение евреев СССР в годы немецкой оккупации (1941-44): Сб. документов и материалов / Под ред. И. Арада. Иерусалим, 1992.,Черная книга / Под ред. В. Гроссмана, И. Эренбурга. Вильнюс, 1993.,Неизвестная Черная книга / Сост. И. Альтман, Ш. Краковский. - М.; Иерусалим, 1993., Гефтер М. Я. Эхо Холокоста и русский еврейский вопрос. М., 1995.,Клокова Г. И. История Холокоста на территории СССР в годы Великой Отечественной войны. М.,1995.,Галкин А.А., Иванов Р.Ф., Телятников К.И. Геноцид!М.,1985; www.genocide.ru,http://school.ort.spb.ru /library/torah/index.htm. www. holofond. ru/

Однако находятся люди, отрицающие факты гибели почти 6 млн евреев, обеляющие деятельность неэссэсовских структур. В общественном мнении ФРГ и ряда некоторых стран продолжает существовать представление о том, что против Советского Союза армия - (вермахт) якобы вела "чистую войну", которая будто бы не противоречила международным правовым нормам. На этом основании в некоторых местах России даже создаются памятники погибшим немецким солдатам. Все преступления на оккупированных территориях СССР привычно относились исключительно на счет нацистских карательных формирований, прежде всего СС и СД, вина которых в организации и проведении геноцида никем не отрицается.

Но тем не менее, в современной ФРГ происходит новое прочтение истории германских вооруженных сил во второй мировой войне, и тысячи людей заново осознают роль вермахта как опоры преступного нацистско-

А

го режима.1 Как показал В.Ветте, призванные в вермахт немцы, будучи гражданскими лицами подвергались ежедневной "промывке мозгов" ведомством рейхсминистра образования и пропаганды И. Геббельса. С началом войны против России антисемитская пропаганда принимала все более и более воинственный, агрессивный, психопатический и массовый характер. Речь шла уже не только о "еврейско-большевистском империалистическом заговоре", но и о "еврейском мировом враге, который должен быть уничтожен", о евреях как "зачинщиках войны против рейха". К таким же методам прибегала нацистская пропаганда, чтобы усилить и обосновать и без того раздувавшееся чувство "национального превосходства арийской расы" и над славянскими народам Восточной Европы.

Война "третьего рейха" против Советского Союза была с самого начала нацелена на захват территорий вплоть до Урала, эксплуатацию природных ресурсов СССР и тысячелетнее подчинение России германскому господству. Перед прямой угрозой планомерного физического уничтожения оказались не только евреи и цыгане, но и славяне, населявшие захваченные Германией территории. Лишь недавно предметом исследований немецких историков стал "другой холокост", направленный также против славянского населения Польши и СССР, которое наряду с евреями было провозглашено "низшей' расой" и тоже подлежало уничтожению, правда частичному, так как славян было слишком много и к тому же «раса господ» нуждалась в превращенных в рабов рабочих и крестьянах. Для охраны своих поместий и резиденций гитлеровцы намеривались использовать казаков -коллаборационистов, которые срочно объявлялись арийской расой.

. Ветте В. Война на уничтожение: вермахт и холокост. М., 2001.

Жертвы среди русских, украинцев и белорусов, главным образом мирных жителей, вполне сопоставимы с числом уничтоженных нацистами европейских евреев. Весной 1941 г. в выступлениях перед военачальниками Адольф Гитлер неоднократно подчеркивал, что война с Россией будет "войной идеологий", целью которой явится уничтожение "низших рас"- то есть во множественном числе. Например, в мае 1941 г., более чем за полтора месяца до нападения на СССР, командующий 4-й танковой группой Гепнер поставил своим офицерам боевую задачу. Его приказ, отданный в письменной форме, - типичный пример реализации расистского мышления. Предстоящая война должна быть, указывал Гепнер, продолжением "борьбы германцев против славянства и защиты от еврейского большевизма". Генерал предостерегал своих подчиненных от "любых проявлений жалости по отношению к сторонникам российско-большевистской системы. В исследовании ряда немецких историков подготовленных им на основе материалов нескольких немецких и иностранных архивов, было показано, что командование вермахта разработало и осуществляло в оккупированных территориях нацистскую модель "решения еврейского и цыганского вопроса". На многочисленных собраниях личного состава в головы солдат нацистами вбивалась идея превосходства "арийской расы господ" над всеми «недочеловеками»: евреями, цыганами, славянами,. Результат был налицо: в письмах, направленных домой, солдаты с гордостью писали о расправах с мирным населением и посылали домой фотоснимки личного участия в расстрелах и повешении. Пропаганда "образа врага", идеи «очистительного» насилия, заложенные пропагандой в общественное сознание немецкой нации, реализовались в полной мере. Это дало возможность А.Гитлеру за несколько дней до самоубийства заявить: «Мир будет вечно благодарен национал-социализму, за то что я освободил Германию и Центральную Европу от евреев».

За 10 с лишним лет правления нацистов в Германии различными путями - от принуждения к эмиграции и вплоть до прямого физического уничтожения практически было анулировано все еврейское население. Эта величайшая трагедия побудила евреев всего мира вернуться к своей давней мечте - воссозданию собственного государства - Израиля, которое могло бы гарантировать полноценное развитие народа, его безопасность и спокойствие. Отныне новая денацифицированная Германия должна будет постоянно заботить как об искоренении настроений антисемитизма в массовом сознании немцев, так и о помощь еврейскому государству. США. Великобритания в этих условиях оказали необходимую помощь в преодолении последствий

геноцида и создании государства Израиль. Но не только западный мир, но и СССР согласился с этим подходом.

Борьба с политикой геноцида и в целом с фашизмом велась СССР совместно со своими союзниками в течение всей второй мировой войны. Официальная идеология «пролетарского интернационализма», закрепленная в Конституции страны, Программе правящей партии и в самом гимне СССР - «Интернационале», привлекала внимание всех преследуемых жертв геноцида. 24 мая 1942 г. в Москве антифашистский еврейский комитет принял обращение, в котором призвали евреев всего мира принять активное участие в борьбе с немецким фашизмом. Призыв был поддержан всеми евреями всех стран мира, где они сражались в рядах регулярных армий, в составе групп сопротивления, в партизанских отрядах. Были и чисто еврейские партизанские отряды из бежавших из гетто или созданные в гетто формирования повстанцев. Все это опровергает миф о том .что евреи либо избегали сражений, либо покорно шли на эшафот и в газовые камеры. Евреи сражались на всех фронтах, которых у них было больше, чем у других. Дело в том, что на оккупированных территориях на первый план у рядовых евреев выходила задача выжить, спасти своих близких от машины смерти, запущенной нацистами для «окончательного решения еврейского вопроса». Для многих евреев мученическая смерть вместе с семьей было формой духовного сопротивления. «Сопротивлением сердца» называют публицисты тихие подвиги тысяч еврейских женщин, спасавших в годы войны своих и чужих детей.

В СССР перед войной проживало около 3 миллионов евреев, из них 500 тысяч сражались во всех родах войск Красной армии и на всех должностях. Около 140 тысяч евреев погибло на советско-германском фронте. Тысячи советских евреев боролись в рядах европейского сопротивления. Например, ростовчанин проф. Г.Г.Бауман, бежавший из концлагеря, работал в рядах нидерландского сопротив-

А

ления, редактируя подпольную солдатскую газету «Правда»'. За годы войны звания Героя Советского Союза получили 150 евреев - пятое место после русских, украинцев, белорусов и татар. Широко известны евреи - Герои СССР, генералы, руководители производств в годы Великой отечественной войны, писатели, поэты, композиторы, певцы.... Среди них имена генералов Я.Г. Кейзера, Л.З.Котляра, И.И. Бескина, М.А. Вайнруба, Д.А.Драгунского, С.М. Кривошенина, адмирала Ш.Шапиро, подводника И.И. Фисановича, легендарных разведчиков Л.Е. Маневича и Л. Треппера . десантника Ц. Кунникова, наркомов

Памяти Г.Г. Баумана. Сборник статей и материалов. Составитель С.А. Кислицын // Ученые записки ДЮИ. Ростов н/Д. 2002. Т.18. .С.3.

Б.Л.Ванникова. С.З.Гинзбурга, И.М. Зальцамана, летчика-испытателя М.Л. Галлая, авиконструкторов М.И.Гуревича, и С.А.Лавочкина, физиков Ю.Б.Харитона, А.Ф.Иоффе. Л.Д.Ландау, писателей И.Эренбурга и В.В. Гроссмана, артиста С.Михоэлса, экстрасенса В. Мессинга и тысяч других. Советские евреи сделали все возможное для достижения победы над нацизмом.

Однако в конце 1940-х начале 1950 гг. в СССР, бывшим основой антигитлеровской коалиции, прокатилась волна антисемитизма, развязанная деградирующим диктатором и сопровождавшаяся нарастающими репрессиями. Деятели Антифашистского еврейского комитета были расстреляны по обвинению измене родине, клевете на национальную полил

тику ВКП(б), попытках создания еврейского государства в Крыму'. Известное «дело врачей», обвиненных в убийствах партработников, приняло антисемитский характер. Яков Айзенштадт в своей книге «О подготовке Сталиным геноцида советских евреев» привел устные свидетельства Н.Булганина, Н.Полякова, Е.Тарле и др. о готовившейся депортации евреев за Урал. И хотя нет официальных документов и других легитимных источников по этому вопросу, можно с уверенностью сказать, что смерть Сталина и разоблачение его тоталитарного режима остановило настоящее безумие, которое поставило бы СССР вровень с разгромленной Германией и дискредитировала бы Великую Победу..

После крушения «железного занавеса» сотни тысяч представителей одного из самых образованных и талантливых народов нашей страны эмигрировали в Израиль. Это уникальное государство, воссозданное спустя тысячелетия на своей земле, но ставшее уже арабской, первоначально было нежизнеспособно без помощи извне. Поэтому были необходимы источники его финансирования Израиля - официальная помощь США, поддержка международного еврейства и немецкие компенсации. К 1992 г. ФРГ выплатила Израилю 85,4 млрд. нем. марок. Поскольку немцы приняли обвинение в уничтожении евреев без серьезного внутреннего сопротивления, то современные граждане ФРГ логично считают необходимым искупить свою вину, и принять к себе всех евреев, желающих эмигрировать в Германию из других областей земного шара.

К сожалению, пережитки прошлого еще не устранены из массового сознания, как в Германии, так и в России. Эти настроения провоцируют некоторые левые и правые политики, спекулирующие в конъюнктурных целях на национальных проблемах на Ближнем Востоке и националистических пережитках части электората в своих странах. На современном

Неправедный суд. Последний сталинский расстрел. Стенограмма судебного процесса над членами еврейского антифашистского комитета. М., 1994. С.377-380

этапе существуют группы людей, (к числу которых относится небезызвестный ренегат коммунизма Р.Гароди, принявший ислам) которые оспаривают, что существовал план физического истребления евреев, что существовали "газовые камеры" и "лагеря смерти", устроенные для уничтожения людей, что то в сфере господства национал-социализма было убито от 5 до 6 млн. евреев. За такие воззрения ревизионисты в ФРГ привлекаются к суду согласно 130 ст. Уголовного кодекса (разжигание национальной розни), 131ст. (разжигание расовой ненависти) и 189 ст. (осквернение памяти умерших). В Австрии имеется принятый в 1992 г. закон, запрещающий возобновление национал-социалистической деятельности (однако, это не способствовало падению популярности правых националистических партий). На этой юридической базе против ревизионистов было проведено несколько судебных процессов. Патрик Банерс написал по поводу осуждения председателя Национальной партии Германии Г. Декерта: "Если бы понимание Декертом холокоста было верным, то это означало бы, что Федеративная Германия основана на лжи. Каждая речь президента, каждая минута молчания, каждая книга по истории оказались бы ложью. Отрицая уничтожение евреев, он оспаривает легитимность Федеративной Республики".

Подобные взгляды распространяются и в России, например в 1997 газета «Дуэль» Опубликовала статью Юргена Графа «Миф холокоста», в которой он пытается аргументировать позиции отрицателей еврейской трагедии, используя право свободы слова и научных дискуссий. В их числе работы Роже Гароди («Миф о сионистском антифашизме», «Миф о “холокосте”», «Миф о Нюрнбергском правосудии»), Р.Харвуда, Д.Дьюка, Э.Саттона («Геополитика и ревизионизм»). Можно назвать и таких оте-течпственых авторов, как Ю. Воробьевский («Освенцим: спор о крестах»), Г. Климов («Интервью некоему московскому журналисту»), редактор газеты «Завтра» А. Проханов («А был ли холокост?»), О. Платонов, И.

А

Шафаревич, А.Севастьянов, редактор газеты «Дуэль» Ю.Мухин и др.'.

Отрицание Холокоста стало непременной частью идеологии и мировоззрения не только откровенных поклонников Гитлера, но и неоязычников, ультраправославных, монархистов и радикальных исламистов. В русле отрицания Холокоста выдержаны речи президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада, который призывает переселить евреев в Европу и ликвидировать Израиль. Недалеко от него ушел и российский политик В.В. Жириновский, который в 2004 г. выступил против инициативы членов парламента отметить в России день памяти жертв Холокоста. Он заявил, что почтить память миллионов евреев, загубленных нацистами во время

http://ns-rus.cc/infowar/revisio).

второй мировой войны, для него "неприемлемо". "У нас и так достаточно праздников. И что, российскому парламенту по каждому поводу надо что-то праздновать?". "Какой же мы российский парламент - если мы встаем в память евреев?", - возмутился этот деятель. И что удивительно, журналисты и политики его фактически простили. Жириновский постоянный гость телевидения, радио, газетных полос. Более того - в честь своего 60-летия он награжден властью орденом «За заслуги перед Отечеством».

Представляется, что проблема геноцида слишком остра в нравственном смысле и политическом отношении, чтобы позволять себе слишком свободные научные дискуссии на этот счет. Независимо ни отчего, следует исходить из того неоспоримого факта, что миллионы евреев были уничтожены вместе с людьми других национальностей в фашистских концлагерях и поэтому любые политизированные спекуляции на эту тему являются глубоко безнравственными.

Нюрнбергский международный трибунал определил геноцид как акцию, входящее в состав преступлений против человечества, и применил это определение при вынесении смертного приговора главарям 3 рейха. Квалификация геноцида как разновидности преступления против человечества содержится и в обвинении по делу Ульриха Г рейфельда и др. в Военном трибунале США в Нюрнберге. В его решениях указывается, что «обвиняемые совершили преступление против человечества», совершив убийства, истребления, порабощение, депортацию, аресты, истязания, преследования на почве расовой и религиозной принадлежности и другие бесчеловечные и преступные деяния, которые «явились составной частью общего плана геноцида, предусматривающего систематическое истребление народов и этнических групп путем их физического уничтожения, а также путем разрушения и уничтожения их национальной

л

специфики»'.

В конвенции ООН 1948 г. геноцид охарактеризован как преступление, направленным против лиц, принадлежащих к одной группе, с намерением уничтожить какую-то национальную, этническую, расовую, религиозную группу полностью или частично. Наряду с физическим уничтожением под это определение подпадают все мероприятия, создающие такие условия жизни, которые полностью или частично приводят к физическому уничтожению какой-то группы, вызывают серьезные нарушения физической или духовной целостности членов группы, а также ограничение рождаемости и принудительная передача детей из одной группы в

Law Reports of Trials of War Criminals. Selected and Prepared by the United Nations War Crime Commission. London, H. M. Stationery Office. Vol VI. (1948), Case № 35, p.4. 32, 75, 99. Vol. XIII (1948), р. 2-3.

другую. Но из этой конвенции были исключены политические группы как

жертвы террора.. Консультативное заключение Международного суда от

28 мая 1951г, отмечает, что «принципы, на которых основана Конвенция,

являются принципами, признанными цивилизованными нациями обязал

тельными для всех государств вне всякой связи с Конвенцией». ' Из этого заключения следует, что геноцид представляет собой такое преступление, предотвращение, пресечение и наказание за которое составляли и составляют обязанность любого из государств мира независимо от его участия или неучастия в Конвенции и независимо от того, были ли акты геноцида совершены до или после ее заключения и вступления в силу. Первой конвенцию поддержала Франция. СССР ратифицировал ее в 1954 году, Великобритания — в 1970, КНР — в 1983, а США — в 1988 году. В результате это соглашение начало выполняться только в 1990-е годы, несмотря на то, что десятки стран мира добавили в национальные законодательства соответствующие нормативные акты. Западное сообщество начало предпринимать реальные попытки остановить геноцид и наказать его виновников на материалах гражданской войны Югославии, и то выборочно и субъективно.

Таким образом, на сегодняшний день депортации и уничтожение еврейского народа со стороны нацистской Германии, несмотря на т.н. «ревизионистскую школу», в целом общепризнаны международным сообществом как политика геноцида. Но несколько иначе дело обстоит с проблемой армянского геноцида, которая вообще не признается турецким государством и рядом идеологов пантюркизма, но и даже общественностью ряда стран.

По проблеме армянского геноцида имеется сотни специальных публикаций, в которых раскрывается история этой трагедии. Это в первую очередь труды.А.Алимова, Е.Ю. Гасановой, Е.К.Саркисьяна. Ю.Г.Барсегова, М.Г.Нерсесяна, Дж. Киракосяна О.Г.Инджикяна, Г.Р.Симоняна и многих других. Конечно, в работах армянских исследователей иногда ощущается естественный и законный субъективизм и политизированность. До сих пор отсутствуют труды, в которых бы проанализирована современная ситуация по вопросу борьбы за признание мировой общественности позорного акта армянского Холокоста. Все это обуславливает необходимость дальнейшего исследования темы.

Младотурки, совершившие в 1908 г. переворот в Турции, были настроены либерально, но, тем не менее, разработали идеологию, носившую этноцентристский характер. Она исходили из идеи объединения всех тюркских народов от Средиземноморья до Центральной Азии под властью Турции. С этой точки зрения армяне-христиане являлись объективными врагами турецких интересов, так как территория их поселения

Raiserves а la Convention sur le günocide. Avis consultatif. С. I. J. Recueil.,

1951, p.15

находилась в центре основной области этнически гомогенной империи и на протяжении столетий противостояли ассимиляции со стороны народов, исповедовавших ислам. Кроме того, в Турции существовало традиционное ментальное предубеждение против армян, считавшихся народом торговцев, хотя среди всех армян примерно восемьдесят процентов составляли крестьяне. С вступлением Турции в первую мировую войну на стороне австро-германского союза ситуация обострилась до предела -армянский народ оказался между двумя фронтами, так как одна его часть жила в исламской Турции, воевавшей на стороне Германии, а другая — на территории Российской империи. Это все тало объективными предпосылками геноцида. Как отмечают исследователи , в отличие от нацистской Германии, в Турции отсутствовали теории и идеологии о расовом превосходстве, приказы о начале террора носили исключительно устный характер. Власти в основном провоцировали отдельные формирования и гражданское население на изгнания армян с места жительства с помощью угрозы и практики массового уничтожения немусульманского населения.

Армянский геноцид начался с убийства 600 армянских офицеров и интеллектуалов в Константинополе в ночь с 24 на 25 апреля 1915 г.. С тех пор 24 апреля считается днем памяти армян — жертв геноцида. В 1915-1916 гг. примерно за полтора года были убиты от 1,2 до 1,5 миллионов армян, т. е. больше половины армян, проживавших в то время в Османской империи. Если сюда причислить еще и жертвы предыдущих актов террора, то можно сделать вывод, что в период между 1878 и 1922 гг. в Османской империи было убито более двух миллионов армян. Армяне, пережившие убийства, изгнания и депортации, подверглись принудительной исламизации. Многих детей отобрали у родителей и передали в турецкие семьи. Исследователи подчеркивают, что в Турции «был хорошо подготовленный план действий; координированные операции всей администрации, направлявшиеся обладавшей сильной властью партийной машиной; стимулированное правительством подстрекательство толпы к насилию; убийство всех мужчин, которые могли бы оказать сопротивление; разрушение семей, отделение мужчин от женщин, детей от родителей; массовые депортации в условиях, при которых большинство депортированных погибли в пути; ликвидация оставшихся в живых в отдельных районах в концентрационных лагерях или во время «маршей смерти»'.

В результате осуществленной акции геноцида турки, как и немцы в годы 2 мировой войны, получали экономические выгоды. Во-первых, появилась прослойка собственников, нажившихся на грабеже имущества армян. Во-вторых, младотурки обеспечили свой абсолютный этнополи-тический контроль над Анатолией. Правители Османской империи всегда

Joseph Guttman. The beginnings of genocide. A brief account of the Armenian massacres in World War I. New York 1948. Оригинальный текст опубликован в изд.: “Yivo Bleter. Journal of Yiddish Scientific Institute”, vol. XXVIII, № 2. Ор. cit., р. 3.

боялись, что христианские меньшинства когда-нибудь станут большинством в этом регионе и изменят характер этнополитического режима. Поэтому очищение этого региона от христиан не ограничивалось только армянами, но также репрессировались греки, курды и другие народы. Ученые обращают внимание на то, что характерной особенностью геноцида армян является добровольное активное участие в нем гражданского турецкого населения. Население Турции с самого начала преступной акции с исступлением истребляло армян, грабило имущество, похищало и насиловало их женщин, совершало самые зверские и изуверские убийства. Даже были случаи, когда в ряде районов мусульманское население нападало на жандармские отряды, пытавшиеся формально защитить армян от слишком жестокой гибели. «Народный национализм» турок при прямом поощрении властей быстро трансформировался в геноцид.

В связи с уничтожением армян в мае 1915 г. Франция, Великобритания и Россия обвинили османское правительство в преступлении против человечества и объявили, что они привлекут к ответу турецких выс-

А

ших чиновников1. Англичане в 1919 г. созвали Мальтийский Трибунал, который должен был осудить османских должностных лиц за преступления против армян. 17 июня 1919 г. Дамад Ферид-паша, подчеркивая заочное осуждение младотурок, просил не применять к Турции слишком сурового наказания. На Баязетской площади Константинополя 14 апреля 1919 г., был повешен Кемаль-бея - один из осужденных трибуналом. В обвинительном акте лидерам младотурок от 12 апреля 1919 г. указывалось: "Тот факт, что резня и зверства в Диарбекире совершались по подстрекательству Талаата (паши), подтверждается шифрованной телеграммой, адресованной губернатором Зора Али Суад-беем упомянутому Талаату... Их-сан-бей утверждает, что в то время, когда он был каймакамом Килиса, Абдуллахад Нури-бей, командированный из Константинополя в Алеппо, заявил, что целью депортации является уничтожение (армян), и добавил при этом, что он был связан с Талаат-беем и лично получил от него приказ об истреблении, и что он (Талаат) пытался убедить его также, что в этом спасение страны". В этом документе также отмечалось: "Имеется показание бывшего депутата Трапезунда Хафиза Мехмед-бея, касающееся деталей потопления в Черном море армян, посаженных на суда, где говорится, что когда весть об этой трагедии дошла до Талаат-бея, против генерал-губернатора Джемаля Азми не было принято никаких мер, что увеличивает степень виновности Талаат-бея". В документе подчеркивалось, что д-р Назым и его сообщники являются инициаторами этих зверств и, как свидетельствует Вехиб-паша, истребление и резня армян, грабежи и захват их имущества совершались на основании решения центрального аппарата комитета "Единение и прогресс" и Бехаэтдин Шакир-бей в зоне 3-й армии нанимал и направлял на эту работу мясников".

Геноцид армян в Османской империи. Сборник документов и материалов под редакцией М. Г. Нерсесяна. Второе, дополненное издание. Ереван, 1983, № 146, с. 280. См. также: Les Grandes Puissances, l’Empire Ottoman et les Агтйше^... № 18, p. 14-15

Ю.Барсегов и другие ученые-юристы справедливо подчеркивают, что турецкое правительство, продолжая геноцид армян, знало, какую международно-правовую квалификацию дает мир его действиям, знало об уголовной наказуемости совершаемого им преступления и о междуна-

л

родной ответственности самого турецкого государства1. Барсегов пишет, что квалификация геноцида армян как преступления против человечества основывается не только на сопоставлении объективно установленных фактов с существующим определением состава этого преступления, но и на том, что именно геноцид армян впервые в истории этого преступления был квалифицирован expressis verbis - как преступление против человечества по международному праву. Оценка геноцида армян как «преступления против человечества» содержится в труде А. Мандельштама «Международная защита прав человека» и других его работах, посвященных армянскому вопросу 2.

Однако, несмотря на это, по настоящий день идут дискуссии о признании массовых убийств армян геноцидом. Поскольку Турция категорически отказывается от такого признания, представители армянской диаспоры и общественности в самой армянской республике ведут длительную борьбу за всеобщее признание трагедии именно геноцидом. Эта борьба обострилась в связи с трагическими событиями в Сумгаите в Нагорном Карабахе в 1990 гг. в бывшем СССР. По мнению С.С.Чобоняна, здесь осуществлялась плановая агрессия

о

против армянской нации3. Однако, несмотря на факт массовых погромов в большинство субъектов международного права в принципе не считает их геноцидом, что также вызывает вопросы и обостряет проблему.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В турецкой историографии эта тема или не раскрывается или отрицается как таковая. Как отмечает Пьер Видаль-Наке, официальное «государственное мнение» Турции по этому вопросу выражается следующим аллогизмом: «Геноцида армян не было; этот геноцид был полностью обоснован; армяне сами себя вырезали; это армяне вырезали турок» 4 Турецкие авторы в целом утверждают, что армяне, оказывается, сами спровоцировали массовые убийства самих себя, нападая на турецкие села, а турецкие власти лишь провели массовую эвакуацию армян, чтобы лишить войска России потенциальных союзников. Премьер-министр Бюлент Эджевит заявил о том, что "исторические события должны быть предметом споров только для историков". Странное заявление, если учесть, что "историческое событие" до сих пор остается камнем преткновения на пути в ЕС.

-|

Барсегов Ю./’Геноцид армян - преступление против человечества” (о правомерности термина и юридической квалификации). Издательство «Айастан», Ереван, 1990.

2

Andm N. Mandelstam. La protection internationale des droits de l’homme. -AcadTome 38 de la Collectionmie de droit international. Recueil des cours. 1931. IV. Tome 38 de la

Чобонян С.С. Государственно-организованный терроризм. Геноцид армян 19881991 гг. Ереван.1992.С.2.

4 Tribunal Permanent des Peuples le crime de silence le gйnocide des armmiens. Pmface de Pierre Vidal-Naquet. Paris. Flammarion, 1984, p. 12-13.

Европейский Парламент и около 40 государств официально признают факт армянского геноцида, однако ООН все еще не вынесла официального вердикта. Факт геноцида армян признали Россия, Франция, Бельгия, Канада, Ливан, Аргентина, Восточная Республика Уругвай, Польша... Турецкие лидеры заявляют, что, создавая исторический миф, армяне клевещут на Турецкую Республику и этнических турок во всем мире. Озабоченные этим расследованием, армяне "тщательно" подбирают свидетельства, опуская факты, которые могли бы доказать невиновность тех кого они пытаются очернить, игнорируя достоверные исторические факты, опираясь на весьма сомнительные и предвзятые источники и даже фальсифицированные документы. Таким образом, во-первых, проблема армянского геноцида все еще не закрыта и находится в центре геополитической борьбы.

На материалах истории массовых убийств в гитлеровском Рейхе и Османской империи прослеживается определенный механизм подготовки и реализации уничтожения этносов, четко выявляется государственный характер идеологического обоснования со стороны субъекта, осуществлявшего геноцид. Самое первое условие - наличие шовинистического правительственного режима в данной стране. Каждому акту геноцида предшествовал подготовительный этап, когда происходит какое-то «идеологическое» обоснование этой акции в форме религиозных проповедей, книг, фильмов, а также люстрации политиков и интеллигенции, принадлежащих к «враждебному этносу».

Акции геноцида, как правило, организованы представителями государства прямо или косвенно - через ряд поощряемых чиновниками военизированных или религиозных организаций. Бандформирования или просто толпы людей, осуществляющих геноцид, как правило, возбуждены с помощью внедряемых госаппаратом лозунгов: «смерть евреям» «смерть славянам», «смерть армянам», «Германия для немцев», «Турция для мусульман» и т.п.. Провокаторы заранее вооружены, даже обучены, натасканы на убийства. С помощью своих спецслужб одиозные политические режимы тайно готовят условия для геноцида, принимают законопроекты, ориентируют СМИ, раздувают слухи, сочиняют планы массовых убийств, составляют «черные списки», определяют места скопления жертв, формируют команды карателей, готовят спецтехнику и оружие и т.п. Процесс уничтожения «вражеских» этносов происходит по определенному секретному плану, несмотря на кажущуюся внешнюю хаотичность и стихийность кампании геноцида. Тот или иной тоталитарный или религиозно-авторитарный политический режим, ставший организатором геноцида, всегда публично на международной арене отрицает факт геноцида, в том числе объявляет недостоверными свидетельства жертв геноцида, уничтожает следы, братские могилы жертв и начинает контрпропаганду, обвиняя в геноциде самих жертв геноцида, которые якобы спровоцировали против себя этот акт, блокирует расследования этих преступлений.

На основе этнополитических методов исследования и на материале истории трагедий еврейского и армянского народов можно характеризовать геноцид как экстремистскую форму правительственной этнополитики, осуществляемой шовинистически настроенным государственным аппаратом в рамках тоталитарного или авторитарного режимов.

Добаев И. П., д.ф.н., Садчиков В. Н., соиск. (СКАГС)

ИСЛАМИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ: ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ, ВЕКТОРЫ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

Начавшиеся в конце 80-х - начале 90-х возрожденческие процессы практически во всех известных в России традиционных религиях не могли обойти стороной и ислам, в том числе на Северном Кавказе. Это обстоятельство объективно предопределило политизацию и, как следствие, радикализацию мусульманства.

Исламское движение на Северном Кавказе вследствие центробежных процессов оказалось разобщенным, что нашло свое отражение не только в новой институализации официального ислама (вместо единого духовного управления мусульман Северного Кавказа в начале 90-х гг. в северокавказском регионе появилось семь самостоятельных ДУМов), но и в появлении на прежде едином мусульманском поле принципиально новых акторов. Речь идет о многочисленных «исламских» политических партиях и движениях и национальных/националистических организациях, активно использовавших в своей практике исламскую риторику и символику. Эти структуры уже к середине 90-х достигли своего пика, а затем пошли на убыль, и сегодня серьезного воздействия на политические процессы в регионе не оказывают.

Однако в этот же период, не без воздействия извне, появляются салафитские группировки, некорректно определенные некоторыми исследователями и публицистами как «ваххабитские». Они стали главным оппонентом традиционного и официального ислама. Практически до конца 90-х северокавказская салафийя была представлена, как и в других регионах «исламского мира», двумя основными крыльями: умереннорадикальным и ультра-радикальным (экстремистским). Однако события в Чечне 1994-96 гг. открыли двери для ускоренной интернационализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.