Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ'

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / МЕТОДИКИ ИЗМЕРЕНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сироткина Ольга Васильевна

В статье рассматривается актуальность формирования ценностного отношения студенческой молодежи к здоровью и здоровому образу жизни, раскрываются предпосылки и дается характеристика основных понятий. Особое внимание уделено описанию структуры ценностного отношения как психологического образования, а также показателей ценностного отношения студентов к здоровью и здоровому образу жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сироткина Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE PROBLEM OF DEVELOPING A STUDENT'S ATTITUDE TO HEALTH AND HEALTHY LIFESTYLE

The article examines the relevance of the formation of the value attitude of student youth to health and a healthy lifestyle, reveals the prerequisites and gives a characteristic of the basic concepts. Particular attention is paid to the description of the structure of the value attitude as a psychological education, as well as indicators of the value attitude of students to health and a healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ»

ухудшается не только психологический контакт с пациентом, но и качество медицинской помощи, что свидетельствует о необходимости создания программ по снижению и предотвращению профессионального стресса с последующей коррекцией его негативного воздействия на медиков среднего звена. Данные программы надо активно внедрять в содержание профессиональной подготовки будущих специалистов среднего звена в условиях медицинских колледжей, а так же более активно реализовывать на курсах медицинских сестёр.

Литература:

1. Агарагимова В.К., Абдулаев М.А., Амамбаева Н.С., Амчиславская Е.Ю., Асильдерова М.М., Бушуева Е.В., Везетиу Е.В., Вовк Е.В., Гаджиева П.Д., Дугарская Т.А., Дудаев Г.С.Х., Ерина И.А., Капина А.А., Лапшова И.А., Матюгин Н.Е., Одишвили Г.Н., Окунев С.А., Сорокопуд Ю.В., Травинова Г.Н., Явбатырова Б.Г. и др. Подготовка студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к осуществлению будущей профессиональной деятельности на основе современных социокультурных реалий. - Москва, 2021.

2. Айсувакова Т.П., Ахмедова Э.М., Горбунова Н.В., Давыдова Л.Н., Джамалханова М.А., Дугарская Т.А., Ерина И.А., Зембатова Л.Т., Иванова Н.Н., Киргуева Ф.Х., Клушина Н.П., Клушина Е.А., Матюгин Н.Е., Мячина В.А., Одишвили Г.Н., Позднякова И.Р., Сушкова С.А., Ускова О.А., Филимонюк Л.А., Шаталова Л.С. и др. Психолого-педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях. -Москва, 2021.

3. Алексеенко С.Н., Гайворонская Т.В., Дробот Н.Н. Влияние синдрома эмоционального выгорания и личностных черт характера на познавательный процесс студентов-медиков // Современные проблемы науки и образования. - 2020. -№ 4. - С. 46.

4. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 299 с.

5. Королёва Л.Ю., Ацакзай Х.Н. Современное состояние проблемы эмоционального выгорания у студентов медицинского вуза // В сборнике: Естественные и гуманитарные науки в современном мире. Материалы Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 256-260.

6. Махнюк А.В., Семёнов С.А. Оценка выраженности проявлений синдрома эмоционального выгорания у студентов-медиков // В сборнике: Актуальные проблемы гигиены и экологической медицины. Сборник материалов V межвузовской студенческой заочной научно-практической конференции с международным участием. Отв. редактор И.А. Наумов. - 2020. -С. 176-181.

7. Новикова С.С., Психологические проблемы профессионального выгорания служебной деятельности: методическое пособие - Москва: ФЛИТНА, 2021 - 48 с.

8. Савельева Л.А., Кашапов М.М., Ильин М.В. Когнитивные основы синдрома эмоционального выгорания ординаторов в условиях последипломного образования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2021. - Т. 27. - № 1. - С. 77-82.

9. Савельева Л.А., Кашапов М.М., Савельева М.И. Когнитивные основы синдрома эмоционального выгорания у обучающихся по программам ординатуры // Перспективы науки и образования. - 2021. - № 2 (50). - С. 353-364.

10. Сирота Н.А. Эмоциональное выгорание врачей / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский, А.В. Ялтонская, Д.В. Московченко // Инфекционные болезни: Новости. Мнения. Обучение. - 2017. - № 4(21). - С. 19-25.

11. Толоченко Я.О. Особенности профилактики и коррекции эмоционального выгорания медицинского персонала // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. - 2017. - № 3 (9). -С. 113-118.

12. Удовик С.В., Молокоедов А.В., Слободчиков И.М. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности. -М.: Издательство ЛевЪ, 2018. - 252 с.

13. Шошин А.С., Чупина В.Б. Эмоциональное выгорание у студентов старших курсов медицинского университета // В сборнике: Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал. материалы VI-й Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 492-497.

14. Шумилова Е.А. Основы социально-коммуникативной компетентности / под редакцией Е.А. Шумиловой. -Челябинск, 2008.

15. Шумилова Е.А. Возможности деятельностного подхода к исследованию социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения // Педагогическое образование в России. - 2010. - № 3. -С. 31-36.

Педагогика

УДК 372.1

старший преподаватель, начальник отдела организации медицинской профилактики и антинаркотической работы Сироткина Ольга Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (г. Казань)

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К

ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Аннотация. В статье рассматривается актуальность формирования ценностного отношения студенческой молодежи к здоровью и здоровому образу жизни, раскрываются предпосылки и дается характеристика основных понятий. Особое внимание уделено описанию структуры ценностного отношения как психологического образования, а также показателей ценностного отношения студентов к здоровью и здоровому образу жизни.

Ключевые слова: ценности, ценностное отношение, здоровье, здоровый образ жизни, учащаяся молодежь, методики измерения ценностного отношения.

Annotation. The article examines the relevance of the formation of the value attitude of student youth to health and a healthy lifestyle, reveals the prerequisites and gives a characteristic of the basic concepts. Particular attention is paid to the description of the structure of the value attitude as a psychological education, as well as indicators of the value attitude of students to health and a healthy lifestyle.

Keywords: values, value attitude, health, healthy lifestyle, student youth, methods of measuring value attitudes.

Введение. На современном этапе функционирования общества вопросы укрепления здоровья населения, формирование физически, психически здоровой и социально активной личности находятся в поле стратегических интересов государства.

В Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021) законодательно закреплены нормативно-правовые основы в области охраны здоровья граждан [4].

Одной из главных национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года провозглашено «сохранение населения, здоровье и благополучие людей» [3]. В качестве стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2024 года обозначено «увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, а также увеличение до 55 процентов доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом» [3].

Особое место в указанных процессах отводится молодому поколению страны, как гаранту ее устойчивого развития и социальной стабильности. В таких государственных проектах, как «Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года» [1], «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации до 2036 года» [2], особо подчеркивается, что в настоящее время среди приоритетных задач системы образования нашей страны, значится воспитание гармонически развитой личности в духе сознательного и ответственного отношения к своему собственному здоровью и здоровью тех, кто его окружает как важной общественной ценности, формирование достаточного уровня здоровья подрастающих детей и молодежи на психическом, физическом и социальном уровнях.

При этом, объективная реальность констатирует халатное (невнимательное) отношение значительной части подростков и молодежи к общественному и собственному здоровью, непонимание личной ответственности за его состояние. Сохранение тенденций ухудшения мирового здоровья, подтвержденное анализом научных и статистических данных, вызывает необходимость формирования у молодых людей культуры здоровья, осознанного убеждения в качественной и здоровье ориентированной жизнедеятельности.

Обозначенная задача является предметом многочисленных научно-практических исследований по разработке концептуальных основ, средств, форм и организационно-методических условий здоровьесбережения и здоровье формирования, особенно на ранних этапах онтогенеза человека, когда в процессе обучения и воспитания наиболее эффективно закладываются и развиваются его ценностные предпосылки.

Изложение основного материала статьи. По определению Всемирной организации здравоохранения здоровый образ жизни, от которого зависит индивидуальное здоровье, является одним из главенствующих условий достижения полноценного здоровья человека.

По мнению специалистов, в настоящее время, в реализации концепции сохранения здоровья нации, существует необходимость совершенствования образовательного аспекта в процессе трансформации ценностно-смысловых ориентаций учащейся молодежи к своему собственному здоровью.

Социальная актуальность данной проблемы обусловлена возрастающими требованиями к состоянию здоровья студенческой молодежи, уровень которого является лимитирующим фактором социальной и творческой активности личности, определяющим индивидуальный вклад в общественное производство в стремительно меняющемся мире.

По утверждению ученых, до 90% абитуриентов, поступающих в различные вузы страны, уже имеют отклонения в состоянии здоровья прогрессирующего и хронического характера, которые усугубляются в процессе обучения. При этом большинство студентов осознает важность и высокую роль уровня собственного здоровья во всех аспектах жизнедеятельности [9].

Среди множества отрицательных факторов, влияющих на показатели физического состояния учащейся молодежи, следует выделить интенсификацию образовательного процесса, стрессовые напряжения, глобальную компьютерную гиподинамию и ряд других, которые прямым образом способствуют возникновению или усугублению функциональных патологических изменений в организме.

Среди причин сложившейся ситуации специалисты отмечают недостаточную разработанность вопросов формирования аксиологического подхода к здоровому образу жизнедеятельности у студентов, наивно и самоуверенно полагающихся на свои природные и наследственные генетические задатки.

Изучение данных, касающихся создания образовательной среды, способствующей осуществлению реализации оздоровительной направленности учебного процесса, показало, что данный аспект рассматривался во многих научных исследованиях, что позволило в вопросе создания условий для реализации оздоровительных задач выделить два направления.

Приверженцы первого направления акцентирует внимание на нахождении путей, обеспечивающих реализацию здорового образа жизнедеятельности во всех сферах деятельности обучающихся.

Следующий вектор исследований позволяет определить субъективные условия, обеспечивающие ценностное отношение личности к своему состоянию здоровья и здоровому образу жизнедеятельности. Несомненно, что оба эти направления не противоречат, а лишь дополняют друг друга.

К.А. Пономарева полагает, что необходимыми предпосылками в формировании позитивного ценностного отношения личности к здоровью и здоровому образу жизни в процессе образовательной деятельности являются следующие проблемы, которые необходимо разрешить в конструктивном взаимодействии между участниками педагогического процесса [8].

Одними из которых являются, с одной стороны, отсутствие сформированных жизненно-смысловых ориентаций по отношению к ценностям здорового образа жизнедеятельности, с другой, отсутствие опыта реализации практических навыков, необходимых в организации индивидуального здорового стиля жизни, направленного на сохранение и укрепление здоровья во всех сферах деятельности учащейся молодежи, что позволяет повысить уровень, качество жизни и сформировать санногенный образ жизни [8].

Мы посчитали необходимым проанализировать сущностные психологические характеристики природы отношений, которые не имеют прямой и однолинейной формы своего выражения, а обладают признаками многообразия речевого, эмоционального и действенного проявления.

В свою очередь, ценностные отношения, по мнению К.А. Пономаревой, - это осознаваемая избирательная направленность личности на значимые объекты и явления, выражающая активную позицию человека по отношению к характеру его индивидуальной деятельности [8].

Вместе с тем необходимо отметить, что положительное ценностное отношение к здоровому образу жизнедеятельности формируется в процессе реализации психологических механизмов и педагогических условий, обеспечивающих формирование ценностно-смысловых ориентаций студентов на основе системно-структурного подхода к различным компонентам здорового образа жизни (табл.) [8].

Таблица

Компоненты ценностно-ориентационной деятельности студентов

КОГНИТИВНЫМ ЦЕННОСТНЫЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

формирование научных знаний о человеке, средствах и методах укрепления здоровья, развитие способностей к самоанализу, самопознанию, самооценки формирование личностно-значимой системы ценностей и идеалов, место ценности здоровья в системе смысло-жизненных ценностей, личностных мотивов физкультурно-оздоровительной деятельности формирование умений и навыков, позволяющих самостоятельно заботиться как о собственном здоровье, так и о здоровье других индивидуумов, умения планировать свою деятельность диагностика уровня физической и функциональной подготовленности, сформированности оздоровительных умений и навыков

М. Rokeach [10] выделяет в структуре положительного ценностного отношения как психологического образования личности следующие компоненты:

•когнитивный компонент обеспечивает реализацию информации о способах реализации желаемых результатов; •аффективный компонент отражает эмоциональное состояние личности и переживаемых ею отрицательных и положительных эмоций, которые проявляются в процессе взаимодействия индивидуума с окружающим миром;

•конативный компонент представляет собой поведенческое действие в виде поступков, направленных на достижение поставленной цели, обеспечивающий удовлетворение разного уровня потребностей личности.

В целом, структуру ценностного отношения можно представить в виде пирамиды, в основании которой лежат знания, на основе которых формируется отношение к объекту в процессе оценивания предметов и явлений окружающего мира, что способствует выработки модели поведения личности [5].

Свое определение понятия «ценностное отношение» дает Г.Л. Драндров [7], понимающий под данным явлением устойчивую избирательную связь субъекта с объектом окружающего мира.

Для раскрытия данного феномена, на наш взгляд, целесообразно применять социологический опрос. Для определения самооценки здорового образа жизнедеятельности мы предлагаем применять анкетирование по модифицированной нами международной анкете «Образ жизнедеятельности учащейся молодежи», в которой учитываются 15 показателей самооценки:

•физического здоровья (тип телосложения, экспресс-оценка уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко, субъективные ощущения в организме и физическая подготовленность);

•психического здоровья (особенности адаптация к учебной нагрузке, положительные или отрицательные эмоциональные состояния, чувство безопасности среды в вузе);

•социального здоровья (смысло-жизненные ориентации, отношение к учебе и психологический климат в группе); •самооценки физическое, психическое и социальное благополучие в целом (методика «Индекс отношения к здоровью» С. Дерябо, В. Ясвин).

Самооценку здорового образа жизнедеятельности осуществляют с учетом следующих значимых показателей: знания о физической культуре, значимость предмета «Элективные курсы по физической культуре и спорту», отношение к двигательной активности и значимость мотива «улучшить здоровье», отношение к вредным привычкам [5].

Для определения степени формирования аксиологического компонента здорового образа жизнедеятельности мы предлагаем определять на основе применения модифицированного варианта методики М. Rokeach «Самооценка жизненных ценностей», которая включает список из 18 терминальных ценностей (ценностей здоровья («фигура и телосложение», «крепкий организм», «эмоциональная насыщенность жизнью», «удовлетворенность жизнью», «двигательные способности», «самочувствие и работоспособность») и 18 инструментальных ценностей (ценности здорового образа жизнедеятельности («закаливать и укреплять организм», «заниматься физическими упражнениями для удовольствия», «заниматься физическими упражнениями для укрепления телосложения», «принимать участие в соревнованиях и конкурсах», «заниматься физическими упражнениями для развития двигательных способностей», «соблюдать режим дня, рационально питаться»). Необходимо проранжировать терминальные и инструментальные ценности по критерию их личной значимости [6].

Выводы. Таким образом, обобщая результаты теоретического анализа можно заключить, что ценностное отношение формируется на основе ценностей, значимых для конкретной личности, объединяя знания о свойствах объектов окружающего мира и переживания их значимости для своего существования и развития.

Развитие аксиологического компонента здорового образа жизнедеятельности происходит при условии трансформации «категории знания» в «категорию значимости» под воздействием объективных и субъективных условий. Этот процесс детерминируется внешней средой (социальными факторами-ценностями, значимыми для социума), преломляясь через внутренний мир личности (личностные особенности, развитие и осознание собственных интересов и ценностей).

Мы полагаем, что для решения данной проблемы необходимо разработать и внедрить комплексную программу здоровьесберегающих и здоровьеформирующих мероприятий в вузе, позволяющую воспитывать высокодуховную личность, умеющую нести ответственность за свою жизнь, обладающей предвидением последствий своих действий и высоким уровнем личностного контроля. Литература:

1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zdcollege.ru/docs/vospitanie/patriot/nr-f-doctrina.pdf (дата обращения: 07.12.202l).

2. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года" (разработан Минэкономразвития России) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312165/ (дата обращения: 07.12.2021).

3. Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/63728 (дата обращения: 07.12.2021).

4. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021).

5. Бурцев В.А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата

педагогических наук / Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. - Чебоксары, 2007. - 24 с.

6. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Дедловская М.В. Экспериментальное исследование уровня развития аксиологического компонента спортивной культуры личности в процессе формирования положительного ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-3. - С. 475-479.

7. Драндров Г.Л. Приоритетные направления модернизации физического воспитания школьников // Актуальные проблемы физического воспитания учащейся молодежи: сб. науч. тр.: материалы межвузов. науч. - практ. конф. / Г.Л. Драндров. - Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2004. - 28 с.

8. Пономарева К.А., Тюмасева З.И. Ценностное отношение к здоровью у студентов: дефинитивная характеристика, компонентный состав, содержательный аспект // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2014. - № 9-2. - С. 114-120.

9. Цеева Н.А., Чунтыжева З.И., Мирза М.Ю., Шишхова А.П., Ельникова О.О. Ценностное отношение студентов к здоровью и здоровому образу // Magyar tudomanyos journal. - 2020. - 45 (45). - С. 48-50.

10. Rokeach M. Belief, Attitudes and Values. San Francisco. - 1968. - 32 p.

Педагогика

УДК 372.881.1

кандидат педагогических наук, доцент Сотникова Светлана Анатольевна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Кемеровского государственного университета (г. Новокузнецк)

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ

ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В статье рассматриваются возможности предмета «Французский язык» в формировании логических универсальных учебных действий, таких как анализ, синтез, сравнение, классификация, установление причинно-следственных связей. Продемонстрирован разработанный автором комплекс заданий, направленных на формирование логических познавательных действий учащихся. Даются методические рекомендации по формированию логических действий, приводится вывод о возможности их формирования средствами французского языка.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, логические познавательные действия, анализ, синтез, сравнение, формирование и развитие личности.

Annotation. The article explores the opportunities of the subject "The French Language" in the process of formation of logical universal learning skills, such as analysis, synthesis, comparison, classification, establishing cause-effect relationships. The author presents her own complex of tasks and exercises for formation of logical cognitive skills of students. As a result the author gives methodological recommendations how to form logical skills and substantiates that it is possible to form them with the help of the French language.

Keywords: universal learning skills, logical cognitive skills, analysis, synthesis, comparison, the formation and development of a personality.

Введение. Современная образовательная политика России определяет цели и основные задачи модернизации образования, главной из которых является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. При этом основная роль отводится общеобразовательной школе, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте как владение универсальными учебными действиями (УУД).

«Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться» [7, С. 661.

Фактор учения, как постоянной умственной работы, предопределяет постоянное повышение уровня интеллекта школьников, их психического развития.

«Новое понимание закономерностей психического развития человека, роли и значения обучения для развития позволило методологически и теоретически обосновать положение о том, что целенаправленное формирование универсальных учебных действий как универсальных способов познания и освоения мира составляет магистральный путь совершенствования образовательного процесса» [1, C. 107].

В задачи любого учебного предмета, в том числе и предмета «Иностранный язык (французский)» входит формирование УУД. Однако наблюдение за учебно-воспитательным процессом, изучение и обобщение педагогического опыта, анализ средств обучения показали, что учебники французского языка содержат задания, которые лишь фрагментарно включают некоторые компоненты УУД, вследствие чего УУД не осваиваются обучающимися, не фиксируются ими в качестве активного познавательного средства, необходимого для организации процесса образования, самообразования. Необходима целенаправленная, системная работа учителя по раскрытию их содержания.

В статье речь пойдет о формировании логических УУД блока универсальных учебных действий познавательной направленности, которые нам представляются приоритетными в структуре личности как субъекта учебной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Самостоятельное приобретение знаний невозможно без умений прогнозировать, анализировать, сравнивать, устанавливать логические причинно-следственные связи, строить логические доказательства, обобщать и систематизировать информацию, делать правильные логические выводы.

Рассмотрим универсальные логические действия, функция которых состоит в обеспечении инструментальной основы мышления и решения проблем, в том числе исследовательских, а также попытаемся определить комплекс заданий, при помощи которых может быть сформировано то или иное логическое действие на уроках французского языка.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). «Анализ - процесс расчленения целого предмета или явления на составные части - в плане мысленных представлений или материального моделирования» [6].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.