УДК 351.862.216.36
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ ПЕРВООЧЕРЕДНОГО ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭВАКУИРОВАННОГО НАСЕЛЕНИЯ
А.И. Мазаник
доктор военных наук, профессор, главный научный сотрудник научно-исследовательского центра Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г. Химки, мкр. Новогорск. E-mail: agz.u.sQyandex.ru
Е.П. Вулегенов
адъюнкт научно-исследовательского центра Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г. Химки, мкр. Новогорск. E-mail: agz.u.sQyandex.ru
В.П. Смирнов
доктор технических наук, генеральный директор Научно-производственного центра информационных региональных систем. Адрес: 140030, Московская обл., Люберецкий р-н, п. Малаховка, ул. Шоссейная, д.la. E-mail: gline-npcirsQmail.ru
Аннотация. В статье введено понятие первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения, определены основные мероприятия по его выполнению. Выявлено противоречие в практической области проведения эвакуационных мероприятий и предложены подходы для его разрешения. Определены исходные данные и основные факторы, которые необходимо учитывать при реализации предложенных подходов, систематизированы основные виды первоочередного жизнеобеспечения населения. Сформулирована научная задача проведения исследования и определены основные этапы её решения.
Ключевые слова: гражданская оборона, эвакуированное население, угрожаемый период, первоочередное жизнеобеспечение населения, финансовые ресурсы, уровень готовности муниципального образования.
Цитирование: Мазаник А.И., Вулегенов Е.П., Смирнов В.П. Анализ проблемной ситуации первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения / / Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2018. № 1 (36). С. 31-35.
Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, основными частями оборонного строительства, обеспечения национальной безопасности государства.
В 1998 году впервые в истории России вопросы гражданской обороны были регламентированы законодательным актом федерального уровня после вступления в силу Федерального закона «О гражданской обороне» [1].
В законе было четко определено понятие гражданской обороны как системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Анализируя современные тенденции развития военно-политической обстановки в мире, можно предположить, что роль гражданской обороны в системе национальной безопасности страны будет сохраняться и, возможно, возрастать. Это обусловливается тем, что в обеспечении обороноспособности и жизне-
деятельности государства она выполняет три важнейших функции, которые сохранятся и в будущем [6]:
оборонную - решение проблемы сохранения мобилизационных людских ресурсов и военно-экономического потенциала страны;
социальную - обеспечение защиты и жизнедеятельности населения, спасения и оказания помощи пострадавшим;
экономическую - сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения, защита материальных и культурных ценностей.
В нынешних условиях гражданская оборона как составная часть системы национальной безопасности должна быть готовой выполнять свои задачи при любых вариантах развязывания военных действий. Основное внимание необходимо уделять обеспечению готовности её органов управления и сил к действиям в условиях локальных и региональных войн с применением различных видов оружия.
Одной из важнейших задач государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны является оптимиза-
ция мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при угрозе и возникновении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также повышение эффективности их выполнения в условиях ограничений на людские, финансовые и материальные ресурсы [3]. В частности такая задача возникает перед органами местного самоуправления в угрожаемый период после проведения эвакуационных мероприятий и размещения эвакуированного населения в районах, расположенных в границах отдельных муниципальных образований. На этом этапе проводится комплекс превентивных мер, направленных на повышение готовности органов управления и сил к выполнению задач по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также уточняется перечень и объем мероприятий, которые необходимо выполнить для первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения [5].
Первоочередное жизнеобеспечение эвакуированного населения (далее - ПЖОЭН) представляет собой совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения органами управления и силами гражданской обороны мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в местах размещения эвакуированных по нормам и нормативам для условий военного времени. Организация ПЖОЭН осуществляется постоянно действующими органами управления, силами и средствами, создаваемыми решениями органов местного самоуправления.
Необходимо отметить, что объемы и содержание мероприятий по подготовке территорий к организации ПЖОЭН определяются исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств. Снабжение населения продуктами питания и водой в районах эвакуации осуществляется исходя из принципа физиологической (для неработающих) и энергетической достаточности [3].
Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи ПЖОЭН, являются [3]:
планирование и организация основных видов жизнеобеспечения населения;
создание и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами;
предоставление населению коммунально-
бытовых услуг;
проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
осуществление эвакуации пострадавших в лечебные учреждения;
определение численности населения, оставшегося без жилья;
инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определение возможности его использования для размещения пострадавшего населения, размещение людей, оставшихся без жилья, в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках и т.п.), а также осуществление подселения населения на площадь сохранившегося жилого фонда;
предоставление населению информационно-психологической поддержки и ряд других мероприятий.
Проведенный анализ возможных негативных последствий проведения эвакуационных мероприятий [2, 4, 7] позволил выявить следующую проблемную ситуацию: в условиях угрожаемого периода возможно принятие решения о проведении эвакуации населения в планируемые районы размещения (муниципальные образования), при этом под действием ряда деструктивных факторов возможна ситуация, когда уровень обеспеченности материальными ресурсами и услугами по ряду показателей не будет соответствовать требуемым значениям, что может привести негативным социальным последствиям (заболевания, гибель людей).
Данная проблемная ситуация порождает следующее противоречие в практической области жизнеобеспечения населения:
с одной стороны, необходимо повысить обеспеченность эвакуированного населения материальными ресурсами и услугами, что может быть реализовано за счет заблаговременного создания запасов всех видов обеспечения до норм военного времени;
с другой стороны, ограничения по финансовым, материальным, людским ресурсам не позволяют заблаговременно создавать резервы, отвечающие нормам военного времени.
Разрешение данного противоречия возможно за счет обоснования рационального перечня и объема мероприятий по обеспечению жизнедеятельности эвакуированного населения, выполняемых в угрожаемый период, с учетом ограничений на финансовые ресурсы.
При решении данной задачи необходимо учитывать следующие факторы:
состояние жилого фонда населенных пунк-
тов и степень их готовности к приему эвакуированного населения;
возможность возведения временных городков (палаточных, из сборных или передвижных домов);
наличие и возможности мобильных объектов коммунально-бытового обслуживания населения (полевых банно-прачечных комбинатов, душевых, туалетов, тепловых установок, передвижных дизельных силовых и осветительных агрегатов и т.п.);
состояние водоисточников и систем водоснабжения и их возможности;
состояние пунктов общественного питания и торговли, их производственные мощности;
возможности энерго- и топливообес-печения и предоставления необходимых коммунально-бытовых услуг, медицинского обеспечения;
риск возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера военного времени и, как следствие, возможное возникновение следующих зон: массовых (физических) разрушений, радиоактивного загрязнения, химического заражения, массовых пожаров, катастрофического затопления, бактериологического заражения.
Исходными данными для организации ПЖОЭН являются:
численность эвакуированного населения, планируемого для размещения на территории муниципального образования;
потребность эвакуированного населения в различных видах первоочередного жизнеобеспечения;
прогноз обстановки, которая может сложиться на территории муниципального образования в условиях возможного возникновения чрезвычайной ситуации военного времени;
прогнозируемая численность населения, которая может пострадать в результате воздействия противника или возникновения чрезвычайной ситуации военного времени;
прогнозируемая численность и структура вероятных санитарных потерь населения;
прогнозируемая продолжительность периода ПЖОЭН."
Оптимизация перечня и объемов мероприятий по организации первоочередного жизнеобеспечения населения должна проводиться с учетом следующих его видов [5]:
1. Обеспечение населения водой, включающее проведение следующих основных мероприятий:
определение состояния магистрального водопровода, возможности его восстановления (сроки, силы, средства);
выяснение состояния стационарных и передвижных лабораторий анализа воды и оценка
их готовности к работе;
определение возможности внешнего водоснабжения и доставки воды передвижными емкостями; потребности в строительстве временных водоводов; необходимого количества опреснителей, очистных установок, препаратов для обеззараживания воды.
2. Обеспечение населения питанием, включающее проведение следующих основных мероприятий:
оценка наличия запасов продовольствия на складах текущего довольствия;
определение состояния мощностей по производству продуктов питания, пищевой и мясомолочной промышленности;
определение состояния предприятий общепита, необходимости возведение временных сооружений или навесов для кухонь, столовых.
3. Обеспечение предметами первой необходимости (одеждой, обувью, постельными принадлежностями, посудой, моющими средствами), включающее проведение следующих основных мероприятий:
определение необходимого количества и ассортимента предметов первой необходимости;
оценка наличия запасов предметов первой необходимости на складах текущего довольствия;
определение потребности в финансовых ресурсах для закупки предметов первой необходимости.
4. Обеспечение населения жильем, включающее проведение следующих основных мероприятий:
развертывание пунктов временного размещения (далее - ПВР) населения, используя для этого, в первую очередь, санатории, дома отдыха, пансионаты, спортивные и пионерские лагеря, другие общественные здания, суда, железнодорожные вагоны и т.п.;
оценка дефицита стационарных ПВР и развертывание мобильных ПВР на основе палаток, юрт, передвижных и сборных домов и т п
5. Медицинское обеспечение населения, включающее проведение следующих основных мероприятий:
уточнение мест размещения, состояния стационарных медицинских организаций, их койкоемкости, наличия медицинского персонала;
уточнение состояния, запасов медицинского имущества, медикаментов и других средств;
определение путей ликвидации дефицита медицинского имущества и медикаментов за счет перераспределения внутренних ресурсов, закупок и поставок из запасов центра.
6. Обеспечение населения коммунально-бытовыми услугами, включающее проведение следующих основных мероприятий:
уточнение запасов топливных ресурсов и стационарных энергопроизводств;
определение возможностей существующих водопроводных, канализационных, тепловых, газовых и электроэнергосетей, оценка в их потребности и определение необходимых для этого сил и средств;
определение необходимого количества нестандартных, простейших средств обогрева и электроснабжения (печей, передвижных малогабаритных котельных, дизель-электростанций, аккумуляторов и т.д.).
7. Информационное обеспечение, включающее проведение следующих основных мероприятий:
организацию оперативного информирования населения с использованием автомобилей с громкоговорящей связью, радио и других средств информации о сложившейся обстановке и порядке действий;
создание информационного центра в целях своевременного пресечения паники, необоснованных слухов и домыслов, информирование населения об обстановке, мерах безопасности, о возможностях и местах обеспечения водой, питанием, предметами первой необходимости, местах размещения медицинских пунктов и лечебных учреждений, о порядке обеспечения коммунально-бытовыми услугами;
организация работы справочно - информационной службы для информирования населения о местах и времени захоронения погибших, о размещении пострадавших в медицинских организациях и местах расселения эвакуированных;
проведение психологического воздействия речевыми сообщениями в целях снижения стрессового состояния населения.
С учетом изложенного, становится актуальной научная задача, заключающаяся в разработке научно-методического аппарата для обоснования рационального перечня и объема мероприятий по обеспечению жизнедея-
тельности эвакуированного населения с учетом объема финансовых средств, выделяемых на их проведение, текущего уровня готовности муниципального образования к приему населения, а также прогнозируемых рисков возникновения и масштабов последствий возможных чрезвычайных ситуаций военного времени.
Для решения сформулированной научной задачи необходимо:
1. Провести анализ факторов и условий, влияющих на выбор рационального комплекса мероприятий по обеспечению жизнедеятельности эвакуированного населения.
2. Сформулировать и представить в формализованном виде научную задачу обоснования рационального перечня и объема мероприятий по обеспечению жизнедеятельности эвакуированного населения с определением перечня исходных данных, целевой функции, основных ограничений и принятых допущений.
3. Разработать методику оценки текущего уровня готовности муниципального образования с учетом объема работ, выполненных в мирное время, наличия подготовленных сил и средств.
4. Разработать методику обоснования рационального комплекса мероприятий по обеспечению жизнедеятельности эвакуированного населения с учетом текущего уровня готовности муниципального образования и ограничений на финансовые ресурсы, выделяемые на их проведение.
5. Разработать штабную методику работы органов управления по выбору рационального комплекса мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности эвакуированного населения.
Реализация на практике предлагаемого научно-методического аппарата позволит обосновать рациональный комплекс мероприятий по обеспечению жизнедеятельности населения, что, в свою очередь, приведет к повышению готовности муниципальных образований к приему эвакуируемого населения.
Литература
1. Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне». [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://giod.consultant.ru/documents/1106561 (дата обращения: 15.03.2018).
2. Годзиковская A.A. «Землетрясение в Спитаке в 1988 году». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fb.ru/article/174937/zemletryasenie-v-spitake-v-godu (дата обращения: 15.03.2018).
3. Гражданская оборона. Учебник. Под общей редакцией В.А.Пучкова. МЧС России. 2017. 406 с.
4. Грицепка П.Ю. «Чернобыль: эвакуация населения». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://chornobyl.ru/ru/chernobyl/10-selo/20-evacuation.html (дата обращения: 15.03.2018).
5. Методические рекомендации по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и работы пунктов временного размещения пострадавшего населения (утв. МЧС России 25.12.2013 № 2-4-87-37-14).
6. Основы организации и ведения гражданской обороны в современных условиях. Под общей редакцией С.К. Шойгу; МЧС России. Москва: Деловой экспресс. 2005. 357 с.
7. Статья «Кызылагашская казнь» 2009 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://«zakon.kz» (дата обращения: 15.03.2018).
ANALYSIS OF THE PROBLEM SITUATION OF THE PRIORITY LIFE SUPPORT
OF THE EVACUATED POPULATION
Alexander MAZANIK
Doctor of Military Sciences, Professor, Chief Scientific Officer employee of the research center Academy of Civil Defence EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow Region, Khimki, md. Novogorsk. E-mail: agz.u.sQyandex.ru
Ernar BULEGENOV
Adjunct Scientific Research Center Academy of Civil Defence EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow Region, Khimki, md. Novogorsk. E-mail: agz.u.sQyandex.ru
Boris SMIRNOV
Doctor of Technical Sciences, General Director of the Research and Production Center for Information Regional Systems. Address: 140030, Moscow Region, Luberetskiy rn, Malakhovka Village, Shosseynaya, la E-mail: gline-npcirsQmail.ru
Abstract. The article introduces the notion of the first-priority life-support of the evacuated population, the main measures for its implementation have been determined. A contradiction has been revealed in the practical area of carrying out evacuation measures and approaches have been proposed to resolve it. The initial data and the main factors that need to be taken into account when implementing the proposed approaches are determined, the main types of priority life support for the population are systematized. The scientific task of the research is formulated and the main stages of its solution are determined.
Keywords: civil defense, evacuated population, threatened period, priority life-support of the population, financial resources, level of readiness of the municipality.
Citation: Mazanik A.I., Bulegenov E.P., Smirnov B.P. (2018) Analiz problemnoj situacii pervoocherednogo zhizneobespechenija jevakuirovannogo naselenija [Analysis of the problem situation of the primary life-support of the evacuated population]. Scientific and educational problems of civil protection, no. 1 (36), pp. 31-35 (in Russian).
References
1. Federal'nyj zakon ot 12.02.1998 g. № 28-FZ «0 grazhdanskoj oborone» [Federal Law of 12.02.1998 No. 28-FZ «On Civil Defense»]. Available at: https://giod.consultant.ru/documents/1106561 (accessed 15 March 2018) (in Russian).
2. Godzikovskaja A.A. Zemletrjasenie v Spitake v 1988 godu [Earthquake in Spitak in 1988]. Available at: http://fb.ru/article/174937/zemletryasenie-v-spitake-v-godu (accessed 15 March 2018) (in Russian).
3. Puchkov V.A. (2017) Grazhdanskaja oborona. Uchebnik. MChS Rossii [Civil defense. Textbook. Russian Emergency Situations Ministry]. Moscow: MCHS ROSSII, 406 p. (in Russian).
4. Gricenka P.YU. «Chernobyl': jevakuacija naselenija» [«Chernobyl: evacuation of the population»]. Available at: http://chornobyl.ru/ru/chernobyl/10-selo/20-evacuation.html (accessed 15 March 2018) (in Russian).
5. Metodicheskie rekomendacii po organizacii pervoocherednogo zhizne-obespechenija naselenija v chrezvychajnyh situacijah i raboty punktov vremennogo razmeshhenija postradavshego naselenija [Methodical recommendations on the organization of priority life-support of the population in emergency-situations and the work of temporary accommodation points for the affected population].
6. Shojgu S.K. (2005) Osnovy organizacii i vedenija grazhdanskoj oborony v sovremennyh uslovijah [Fundamentals of organization and conduct of civil defense in modern conditions]. Moscow: DELOVOJ EHKSPRESS, 357 p. (in Russian).
7. Kyzylagashskaja kazn' 2009 g. [The Kyzylagash Penalty 2009 g.]. Available at: http://«zakon.kz» (accessed 15 March 2018) (in Russian).