УДК 351.862
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭВАКУИРОВАННОГО НАСЕЛЕНИЯ
Е.П. Вулегенов
адъюнкт научно-исследовательского центра Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск E-mail: agz.u.s.Qyandex.ru
А.И.Мазаник
доктор военных наук, профессор, главный научный сотрудник научно-исследовательского центра Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск E-mail: agz.u.sQyandex.ru
В.П.Смирнов
доктор технических наук,
генеральный директор закрытого акционерного общества «Научно-производственный центр информационных региональных систем» Адрес: 140030, Московская обл., Люберецкий р-н, п. Малаховка, ул. Шоссейная д. 1а E-mail: gline-npcirsQmail.ru
А.И. Кузьмин
кандидат военных наук, профессор профессор кафедры оперативного управления мероприятиями РСЧС и ГО Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск E-mail: agzQamchs.ru
Аннотация. В статье сформулирована задача обоснования рационального перечня и объема мероприятий по жизнеобеспечению эвакуированного населения с учетом текущего уровня готовности муниципального образования в условиях ограничений на объем выделяемых финансовых ресурсов. Предложен алгоритм решения сформулированной задачи и приведен пример определения рационального комплекса мероприятий для одного из муниципальных районов Туркестанской области Республики Казахстан.
Ключевые слова: виды жизнеобеспечения; мероприятия по жизнеобеспечению; текущий уровень готовности, комплекс по жизнеобеспечению.
Цитирование: Вулегенов Е.П., Мазаник А.П., Смирнов В.П., Кузьмин А.И. Определение рационального комплекса мероприятий по обеспечению жизнедеятельности эвакуированного населения // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2019. № 1 (40). С. 25-32.
В работах [1,2] проведен анализ следующей проблемной ситуации - в условиях угрожаемого периода может быть принято решение об эвакуации населения в безопасные районы. В этот период под действием ряда деструктивных факторов уровень обеспеченности населения материальными ресурсами по ряду показателей может не соответствовать требуемым значениям, что может привести к негативным социальным последствиям, в частности к заболеванию и гибели людей [3-5]. Данная проблемная ситуация порождает следующее противоречие:
с одной стороны, необходимо повысить уровень обеспеченности эвакуированного населения, что может быть реализовано за счет заблаговременного создания запасов всех
видов обеспечения (довольствия) до норм военного времени;
с другой стороны, ограничения по финансовым, материальным, людским ресурсам не позволяют заблаговременно создавать резервы, отвечающие нормам военного времени, что предопределяет необходимость проведения комплекса мероприятий в угрожаемый период.
Разрешение данного противоречия возможно за счет обоснования рационального комплекса мероприятий, выполнение которых обеспечит максимальный прирост уровня готовности муниципального образования к приему эвакуированного населения в рамках выделяемых из бюджета финансовых средств. В формализованном виде постановка данной
задачи может быть представлена следующим образом: для заданных исходных данных необходимо определить перечень и объем мероприятий но обеспечению жизнедеятельности эвакуированного населения (х*^, выполнение которых обеспечит максимальный прирост готовности муниципального образования к его приему:
п р
Q(xfí) = Е Е xfi ^ тах>
• 1 -С 1
г=1 f= 1
при следующих ограничениях:
( п Р
I ЕЕ^<
(2)
] *= 1 f=l [ х*^ < х^ < 1, 0 < х*^ < 1;
где 5 - объем финансовых средств, выделяемых из бюджета для подготовки муниципального образования к приему эвакуированного населения;
- требуемый объем финансовых средств, необходимых для выполнения в полном объеме /-го мероприятия, входящего в состав г-го вида жизнеобеспечения;
х**_1 - минимально допустимое значение доли от полного объема /-го мероприятия, выполняемого в рамках каждого г-го вида обеспечения.
Для решения сформулированной задачи необходимо:
оценить текущий уровень готовности муниципального образования к приему эвакуированного населения;
определить рациональный комплекс мероприятий по обеспечению жизнедеятельности эвакуированного населения, с учетом текущего уровня готовности муниципального образования и объема финансовых средств, выделяемых из бюджета на их проведение.
Алгоритм решения задачи оценки текущего уровня готовности муниципального образования представлен на рисунке 1 [2,6].
Рисунок 1 Алгоритм решения задачи оценки текущих) уровня готовности муниципального
образования
В настоящей статье рассмотрена задача определения рационального перечня и объема мероприятий по обеспечению жизнедеятельности эвакуированного населения с учетом текущих) уровня готовности муниципального образования. Для решения сформулированной задачи необходимо разработать следующие алгоритмы:
определения вклада мероприятий по жизнеобеспечению в прирост уровня готовности муниципального образования;
определения рационального перечня и объема мероприятий, обеспечивающих максимальный прирост в уровень готовности муниципального образования с учетом выделяемых финансовых средств.
Алгоритм определения вклада мероприятий в прирост уровня готовности муниципального образования к приему эвакуированного населения включает следующие этапы:
1. Определение коэффициентов значимости (вектора локальных приоритетов) мероприятий по жизнеобеспечению, выполняемых в рамках каждого вида обеспечения а/, где г = 1 ,п — индекс, определяющий вид обеспечения жизнедеятельности эвакуированного населения; / = 1,^ - индекс, идентифицирующий мероприятие жизнеобеспечения эвакуированного населения, выполняемого в рамках г-го вида обеспечения.
Для решения данной задачи целесообразно использовать метод ранжирования. Алгоритм определения коэффициентов значимости мероприятий включает следующие этапы:
а) присвоение рангов мероприятиям в порядке их значимости, при этом наиболее значимому мероприятию присваивается ранг 1, следующему - 2, наименее значимому ранг Р. На основе сравнительных оценок мероприятий строится матрица, в которой проставляются значения рангов, присвоенных экспертами -
б) преобразование рангов, в результате которого мероприятию, получившему ранг 1, присваивается значение преобразованного ранга, равное Р, наименее значимому мероприятию присваивается значение 1. В случае, если экспертом присвоен одинаковый ранг двум и более мероприятиям, проводится процедура стандартизации рангов;
в) определение сумм рангов для каждой строки матрицы (по каждому мероприятию, выполняемому в рамках г-го вида обеспечения);
г) определение суммы рангов по всем мероприятиям, выполняемым в рамках г-го вида обеспечения;
д) определение среднего значения сумм рангов по всем мероприятиям г-го вида обеспечения;
е) оценка коэффициентов значимости мероприятий - а%р
ж) оценка согласованности мнений экспертов на основе расчета коэффициента конкор-дации Кенделла:
Ц
к =
т2(р3 - ру
где т, - количество экспертов;
р .......... количество сравниваемых мероприятий жизнеобеспечения эвакуированного населения. Значение определяется из выражения:
= - ^ср,
где Щ = £р/- сумма рангов по каждому мероприятию, выполняемому в рамках г-го вида обеспечения;
пг РггА
Щр = —-—рт-- среднее значение суммы рангов по всем мероприятиям, выполняе-
мым в рамках г-го вида обеспечения;
г
Е/=1
сумм рангов от среднего значения.
2. Определение коэффициентов значимости мероприятий (вектора глобальных приоритетов) с учетом значимости видов обеспечения [7,8]:
а/г = а/ 'Ш/,
где и1г - коэффициент значимости г-го вида обеспечения.
3. Определение приведенных значений коэффициентов значимости мероприятий с учетом финансовых средств, требуемых для их выполнения в полном объеме:
пр __а/г 5/с
где Б/г - требуемый объем финансовых средств для выполнения в полном объеме /го мероприятия, входящего в состав г-го вида обеспечения.
4. Определение потенциального прироста уровня готовности муниципального образования:
^пот. _ 5 _^тек.
Для оценки текущего уровня готовности муниципального образования может быть использована мультипликативная свертка следующего вида [1]:
гчтек. _ п'ш2 ^ .. пи
Ор — А А ... А Ог
V Г"п А ,
X
где Сг - значение уровня готовности г-го вида обеспечения эвакуированного населения по 5-ти балльной шкале;
Wi - коэффициент значимости г-го вида обеспечения эвакуированного населения. В статье [1] представлен пример расчета текущего уровня готовности одного из муниципальных районов Туркестанской области Республики Казахстан. Значение текущего уровня готовности муниципального образования было определено из выражения:
Сгтек. = 4,70'19 х 3,760'14 х 2,820'23 х 3,06°'14х х2,120'19 х 2,82°'08 х 4,23°'03 = 3,11.
5. Определение вклада каждого мероприятия в повышение уровня готовности муниципального образования:
_ пр ^шот — afi х ^г .
Поскольку целевая функция (1) и ограничения (2) имеют вид линейной зависимости, то в основу решения данной задачи может быть положен один из методов линейного программирования, а именно симплекс-метод. Задача обоснования рационального комплекса мероприятий была решена для одного из муниципальных районов Туркестанской области Республики Казахстан (таблица 1).
Таблица 1 - Результаты расчетов по определению рационального комплекса мероприятий обеспечения жизнедеятельности эвакуированного населения
№ Мероприятия по жизнеобеспе- Вклад каждого Объем выполняемых мероприятий
п/п чению эвакуированного населе- мероприятия при при при
ния 50 млн.р. 80 млн.р. 150 млн. р.
1 2 3 4 5 6
1 Подготовка медицинских учреждений к медицинскому обеспечению 0,00074 0,00 0,00 0,00
2 Удовлетворение потребностей в воде лечебно-медицинских мероприятий, санитарно-гигиенической обработки и профилактики населения 0,26120 0,20 0,7 1,00
3 Подготовка к оказанию первой медицинской помощи эвакуированному населению в районах размещения 0,00903 0,00 0,20 1,00
4 Обеспечение эвакуированного населения простейшими медикаментами и медицинским имуществом 0,00893 0,10 0,50 1,00
5 Сортировка пораженных и оказание им квалифицированной и элементов специализированной медицинской помощи 0,00333 0,20 0,30 0,50
6 Санитарно-гигиеническое и противоэпидемическое обеспечение эвакуированного населения 0,00507 0,00 0,20 0,50
7 Подготовка средств индивидуальной защиты для эвакуированного населения 0,01220 1,00 1,00 1,00
8 Подготовка приборов радиаци- 0,00264 0,20 0,50 1,0
онной, химической, биологиче-
ской разведок
9 Мероприятие по удовлетворению минимально необходимых нужд в тепле 0,00059 0,20 0,50 0,50
10 Мероприятие по удовлетворению минимально необходимых нужд в освещении 0,00093 0,20 0,30 0,50
11 Санитарная очистка территории 0,00171 0,20 0,20 0,20
12 Банно-прачечное обслуживание 0,00234 0,10 0,10 0,10
13 Ритуальное обслуживание 0,00082 0,10 0,20 0,50
14 Обеспечение пожарной безопасности территории размещения эвакуированного населения 0,00736 0,00 0,00 0,50
15 Удовлетворение хозяйственно-питьевых и коммунально-бытовых нужд эвакуированного населения 0,20511 0,30 1,00 1,00
16 Удовлетворение потребностей в муке, хлебобулочных и макаронных изделиях 0,02430 0,10 0,40 1,00
17 Удовлетворение потребностей в мясе и мясопродуктах 0,20853 1,00 1,00 1,00
18 Удовлетворение потребностей в молоке и детском питании 0,20185 0,20 0,30 1,00
19 Удовлетворение потребностей в рыбе и рыбопродуктах 0,00725 0,00 0,00 0,00
20 Удовлетворение потребностей в картофеле и овощах 0,14905 0,30 0,50 1,00
21 Удовлетворение потребностей в соли, сахаре и чае 0,00719 0,00 0,00 0,00
22 Подготовка приборов инженерной разведки (перископ ир) 0,00292 0,00 0,00 0,00
23 Развертывание и обустройство временных жилищ (палаток, юрт, сборных домов и т.п.) 0,15568 1,00 1,00 1,00
24 Использование сохранившегося жилого фонда (жилых домов, домов отдыха, санаториев, лагерей и т.п.) 0,01537 1,00 1,00 1,00
25 Удовлетворение потребностей в головных уборах 0,00211 0,00 0,00 0,00
26 Удовлетворение потребностей в обуви 0,13311 0,00 0,00 1,00
27 Удовлетворение потребностей в верхней одежде 0,17959 0,10 0,30 1,00
28 Удовлетворение потребностей в постельных принадлежностях 0,16560 0,20 0,50 1,00
29 Удовлетворение потребностей в простейшей бытовой посуде 0,00792 0,00 0,00 0,00
30 Удовлетворение потребностей в минимуме предметов галантереи и парфюмерии (нитки, иголки и т.п.) 0,00718 0,00 0,00 0,50
31 Удовлетворение потребностей в прочих товарах (табачные изделия, спички, примусы, керосин и т.п.) 0,04992 0,00 0,00 0,00
32 Подвоз необходимых ресурсов для нужд эвакуированного населения 0,02224 0,30 0,50 1,00
33 Доставка медицинского персонала и средств оказания медицинской помощи 0,00834 0,20 0,30 1,00
34 Подготовка, оборудование и техническое обслуживание транспортных средств 0,01557 0,00 0,00 0,00
35 Своевременное информирование населения о возможности и факте возникновения бедствия, возможных его последствиях, правилах поведения 0,00013 0,10 0,50 1,00
36 Своевременное оповещение органов управления всех уровней 0,00006 0,50 0,50 1,00
37 Подготовка и выпуск организационно-методических рекомендаций, буклетов, памяток для населения по действию в условиях ЧС, по гражданской обороне 0,00409 0,10 0,50 1,00
Прирост уровня готовности 1,89 0,67 1,05 1,74
Анализ представленных в таблице 1 данных позволяет сделать следующие выводы:
при выделении из бюджета 50 млн рублей прирост уровня готовности составит 0,67, а итоговый уровень готовности муниципального образования составит 3,78 баллов по пятибалльной шкале;
при выделении из бюджета 80 млн рублей прирост уровня готовности составит 1,05, а итоговый уровень готовности муниципального образования составит 4,16;
при выделении из бюджета 150 млн рублей
прирост уровня готовности составит 1,74, а итоговый уровень готовности муниципального образования составит 4,85.
Таким образом, на основе разработанных ранее и представленных в настоящей статье алгоритмов может быть решена задача определения рационального перечня и объема мероприятий по обеспечению жизнедеятельности эвакуированного населения в условиях ограничения на объем выделяемых финансовых ресурсов.
Литература
1. Булегенов Е.П., Мазаник А.И., Смирнов Б.П. Методика оценки текущего уровня готовности муниципального образования к приему эвакуированного населения / / Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. Химки: ФГБВОУ ВО АГЗ МЧС России, 2019. №3 (38). С. 25-33.
2. Мазаник А.И., Булегенов Е.П. Анализ факторов, влияющих на комплекс мероприятий по обеспечению жизнедеятельности эвакуированного населения. // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Воронеж: Воронежский институт - филиал ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2018. С. 51-53.
3. Методические рекомендации по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и работе пунктов временного размещения пострадавшего населения. МЧС России, 25.12.2013. N 2-4-87-37-14.
4. ГОСТ Р 22.3.01-94 Библиографическая ссылка. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. Общие требования (1994). [Электронный ресурс] http://docs.cntd.ru/document/gost-r-22-3-01-94 (дата обращения: 20.03.2019)
5. Методические рекомендации по планированию, подготовке и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы под общей редакцией В. А. Пучкова. [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / / www.mchs.gov.ru / upload / sitel / document^ffle/8_MR_po_evakuacii_-_pod_red. _Puchkova_-_2005.pdf (дата обращения: 20.03.2019)
6. Кузьменко Ю.М. и др. Методы анализа и обработки военно-экономической информации. - М.: Наука, 1978. 278 с.
7. Борисов Н.Н., Левченко А.С. Методы оценки решений: элементы анализа. — Рига: РПИ, 1980.
8. Мазаник А.И. Экспертная модель для оценки профессионально-важных требований, предъявляемых к должностным лицам органов военного управления. Электронный научный журнал «Проблемы безопасности». 2012. № 4 (18). С. 11-12. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=21292033 (дата обращения: 20.03.2019)
THE METHOD OF ASSESSMENT CURRENT LEVEL OF READINESS OF MUNICIPAL FORMATION FOR THE RECEPTION OF EVACUEES
Yernar BULEGENOV
Adjunct scientific research center Civil Defence Academy EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow Region, Khimki, md. Novogorsk
Khimki md. Novogorsk, E-mail: agz.u.s.Qyandex.ru
Aleksander MAZANIK
D.(Military), professor, chief researcher of the research center Civil Defence Academy EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow Region, Khimki, md. Novogorsk
E-mail: agz.u.sQyandex.ru
Boris SMIRNOV
D. (Technical) General Director of Scientific-productional centre Information regional systems.
Address: 140030, Moscow Region, Luberetskiy District, Malakhovka village, Shosseynaya street, la. E-mail: gline-npcirsQmail.ru
Alexandr KUZMIN
Ph.D(Military), Professor
Professor, Department of Operational
Management of events RSChS and GO
Civil Defence Academy EMERCOM of Russia
Address: 141435, Moscow Region, Khimki, md.
Novogorsk
E-mail: agzQamchs.ru
Abstract. The article formulates the task of determining the rational list and volume of measures for the life support of the evacuated population, taking into account the current level of readiness of the municipality to receive them, in the conditions of restrictions on the amount of allocated financial resources.
Keywords: types of life support; life support measures; the current level of readiness of the municipality to receive the evacuated population, rational list and scope of measures to ensure the life of the evacuated population.
Citation: Bulegenov E.P., Mazanik A.I., Smirnov B.P. The method of assessment current level of readiness of municipal formation for the reception of evacuees // Scientific and educational problems of civil protection. 2019. No. 1 (40). pp. 25-32.
References
1. Bulegenov EP, Mazanik A.I., Smirnov B.P. Methods of assessing the current level of readiness of the municipality to receive the evacuated population // Scientific and educational problems of civil protection. Khimki: FGBVOU VO GPP EMERCOM of Russia, 2019. №3 (38). Pp. 25-33.
2. Mazanik A.I., Bulegenov E.P Analysis of factors affecting the complex of measures to ensure the life of the evacuated population. // Modern technologies for civil defense and emergency response. Voronezh: Voronezh Institute - branch of the FSBEI HE Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia, 2018. P. 51-53.
3. Methodical recommendations on the organization of the primary life support of the population in emergency situations and the work of temporary accommodation centers for the affected population. Ministry of Emergency Situations of Russia, 25.12.2013. N 2-4-87-37-14.
4. GOST R 22.3.01-94 Bibliography link. Life support of the population in emergency situations. General requirements (1994). [Electronic resource] http://docs.cntd.ru/document/gost-r-22-3-01-94 (appeal date: 03/20/2019)
5. Methodical recommendations on planning, preparation and carrying out of evacuation of the population, material and cultural values to safe areas, edited by V.A. Puchkova. [Electronic resource] Access mode: http: //www.mchs.gov.ru/upload/sitel/document_file/8 _MR_po_evakuacii_-_pod_red._Puchkova_-_2005.pdf (application date: 03/03/2019)
6. Kuzmenko Yu.M. and others. Methods of analysis and processing of military-economic information. - M.: Science, 1978.
7. Borisov N.N., Levchenko A.S. Methods for evaluating decisions: elements of analysis. - Riga: FIR, 1980.
8. Mazanik A.I. An expert model for assessing the professionally important requirements for military officials. Electronic scientific journal "Security Issues". 2012. № 4 (18). Pp. 11-12.