УДК 351.862
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ТЕКУЩЕГО УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПРИЁМУ ЭВАКУИРОВАННОГО
НАСЕЛЕНИЯ
Е.П. Вулегенов
адъюнкт научно-исследовательского центра Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл. г.о. Химки, мкр. Новогорск E-mail: agz.u.s.Qyandex.ru
В.П. Смирнов
доктор технических наук генеральный директор Научно-производственный центр информационных региональных систем Адрес: 140030, Московская обл., Люберецкий р-н, п. Малаховка, ул. Шоссейная, д. 1а. E-mail: gline-npcirsQmail.ru
А.И. Мазаник
доктор военных наук, профессор, главный научный сотрудник научно-исследовательского центра Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск E-mail: agz.u.s.Qyandex.ru
Аннотация. В статье сформулирована задача оценки текущего уровня готовности муниципального образования и определены основные этапы её решения. Разработаны алгоритмы решения частных задач: классификации мероприятий, определения значимости и уровня готовности видов обеспечения и муниципального образования в целом. Приведён пример расчёта текущего уровня готовности одного из муниципальных образований Туркестанской области Республики Казахстан.
Ключевые слова: обеспечение жизнедеятельности эвакуированного населения; виды жизнеобеспечения; мероприятия по жизнеобеспечению; значимость видов жизнеобеспечения, текущая готовность муниципального образования к приему эвакуированного населения. Цитирование: Вулегенов Е.П., Мазаник А.И., Смирнов В.П. Методика оценки текущего уровня готовности муниципального образования к приёму эвакуированного населения // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2018. № 3 (38). С. 25-33
Одним из важнейших этапов решения задачи обоснования рационального перечня и объёма мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению эвакуированного населения (далее - ЖОЭН) является определение текущего уровня готовности муниципального образования к их приёму. Общая постановка задачи обоснования перечня и объёма мероприятий при ограничении на выделяемые финансовые ресурсы представлена в статье [1].
Частная постановка задачи оценки текущего уровня готовности муниципального образования к приёму эвакуируемого населения может быть сформулирована следующим образом.
Для заданных:
А1 = (1, 2, ■ ■ ■ , ¿, ■ ■ ■ , Т) - перечня мероприятий по жизнеобеспечению, выполняе-
мых в период подготовки муниципального образования к приёму эвакуированного населения t = 1,Т\
Т - общего количества мероприятий жизнеобеспечения, которые должны быть выполнены в процессе подготовки муниципального образования к приёму эвакуированного населения;
Nnp - прогнозируемого количества эвакуируемого населения;
inp - предполагаемого времени пребывания в районах размещения эвакуированного населения;
Gnep - прогнозируемых значений перечня и объёма материально-технических ресурсов (запасов), подготовленных заблаговременно для ЖОЭН и др. [2]
необходимо по пятибалльной шкале опре-
делить текущий уровень готовности:
каждого вида обеспечения с учётом прогнозируемых значений внутренних ресурсов, имеющихся в наличии в муниципальном образовании, оперативности доставки ресурсов из внешних источников и возможностей имеющихся в муниципальном образовании сил и средств по выполнению мероприятий ЖОЭН;
муниципального образования в целом с учётом коэффициентов значимости и текущего уровня готовности видов обеспечения.
В соответствии с предложенной в статье [1] общей схемой проведения исследования методика оценки текущего уровня готовности муниципального образования к приёму эвакуируемого населения должна включать:
алгоритм классификации мероприятий по жизнеобеспечению эвакуированного населения;
алгоритм оценки значимости видов обеспечения;
алгоритм определения коэффициентов готовности каждого вида обеспечения с учётом частных критериев, характеризующих возможности муниципального образования по доставке ресурсов и обеспечению ими эвакуированного населения;
алгоритм определения текущего уровня готовности муниципального образования с учётом уровня готовности и значимости видов обеспечения.
Анализ документов [3-5], регламентирующих проведение эвакуации населения, показал, что в этот период должно проводиться значительное количество мероприятий, направленных на его жизнеобеспечение. В этих условиях становится актуальной задача классификации мероприятий ЖОЭН (их группировки по классам). В результате такой группировки все мероприятия могут быть объединены в виды обеспечения эвакуированного населения. Под видами ЖОЭН следует понимать определённую область деятельности, для реализации которой необходимы специалисты, обладающие соответствующими знаниями и оснащённые специальной техникой.
Разделение всего множества мероприятий ЖОЭН на обозримое количество классов позволит существенно облегчить решение задачи оценки текущего уровня готовности муни-
ципального образования. Кроме этого, в результате классификации мероприятий появляется возможность распределения ответственности за их качественное выполнение на соответствующие подразделения. При этом любое подразделение должно обладать свойствами, обеспечивающими наилучшие условия для координации выполнения мероприятий. Важнейшее из этих свойств состоит в том, что в каждом классе (виде ЖОЭН) необходимо сосредотачивать наиболее тесно связанные между собой мероприятия. В этом случае благодаря замыканию процессов координации в рамках отдельных подсистем облегчается согласование результатов выполнения мероприятий, распределение и перераспределение (при образовании «узких мест») ресурсов между ними. Возникает возможность рациональной загрузки руководителей подразделений, что позволяет им сосредоточить свое внимание на решении общих вопросов координации проводимых мероприятий ЖОЭН. Всё это, в конечном счёте, создаёт предпосылки выполнения мероприятий в заданные или минимальные сроки и экономии ресурсов.
Для решения задачи классификации мероприятий ЖОЭН могут быть использованы методы, рассмотренные в работах [6, 7]. Исходными данными для решения данной задачи являются:
перечень документов, определяющих номенклатуру мероприятий по первоочередному ЖОЭН;'
признак, характеризующий целесообразность объединения мероприятий в один класс _ ВИд обеспечения;
знания экспертов о возможности и целесообразности объединения отдельных мероприятий в рамках одного вида обеспечения.
Решение задачи классификации мероприятий ЖОЭН включает следующие этапы:
выявление специалистов (экспертов) по исследуемому вопросу;
организация сбора информации от экспертов;
оценка компетентности экспертов; анализ согласованности мнений экспертов; получение итоговой классификации мероприятий;
идентификация классифицированных ви-
дов обеспечения.
Результатом решения задачи является множество классов, объединяющих мероприятия ЖОЭН в виды обеспечения.
Для решения задачи оценки значимости видов ЖОЭН могут быть использованы методы ранжирования [8, 9]. Исходными данными для решения данной задачи являются:
общее количество видов обеспечения эвакуировавших) населения;
статистические данные о возможных рисках возникновения чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования;
эмпирические знания о возможных масштабах последствий возникновения чрезвычайных ситуаций;
знания экспертов о потенциальном вкладе каждого вида обеспечения в уровень готовности муниципального образования к приему эвакуировавших) населения.
Решение задачи оценки значимости видов ЖОЭН включает следующие этапы:
ранжирование видов обеспечения с учетом их значимости и вклада в ЖОЭН, сохранения
жизни и здоровья населения;
обработка результатов экснертншх) опроса; определение коэффициентов значимости видов ЖОЭН;
определение коэффициента конкордации Кендела, характеризующих) степень согласованности мнений экспертов;
принятие решения о возможности практического использования полученных коэффициентов значимости видов ЖОЭН на основе решающих правил в соответствии с полученным значением коэффициента конкордации Кендела.
Результатом решения задачи являются коэффициенты значимости видов жизнеобеспечения эвакуированного населения.
Для решения задачи определения коэффициентов готовности каждого вида обеспечения может быть использован метод анализа иерархий (далее МАИ) [10]. В рассматриваемой задаче применение МАИ позволяет определить коэффициенты готовности видов обеспечения на основе процедуры их структурирования и упорядочивания в виде иерархии (рисунок 1).
Оценка готовности видов обеспечения
I
Рисунок 1 Иерархия «цель-частные критерии-перечень видов обеспечения»
Исходными данными для решения данной задачи являются:
перечень видов обеспечения эвакуированного населения;
перечень частных критериев, характеризующих вклад в достижение цели повышение готовности муницинальншх) образования
к приему и жизнеобеспечению эвакуируемого населения;
знания экспертов о наличии внутренних ресурсов, имеющихся в муниципальном образовании, возможности оперативной доставки ресурсов из внешних источников с учетом имеющихся сил и средств.
Решение задачи определения коэффициентов готовности каждого вида обеспечения включает следующие этапы:
а) формирование группы экспертов;
заполнение матрицы попарных сравнений
частных критериев, значениями ^к], которые определяют степень превосходства критерия к над критерием Обратная оценка определяется из выражения
Фк] =
б) определение собственного вектора матрицы, заполненной г-ым экспертом, который определяется из выражения
\
в
Ц<рку, к = 1,В; 3 = 1,В;
3 = 1
в) определение вектора локальных приоритетов критериев относительно цели по результатам оценки г-го эксперта
м = шк .
Ък=1 Шк
г) оценка согласованности матрицы, заполненной г-ым экспертом
=
Шг
ей
где СИ - среднее значение индекса случайной согласованности матрицы, определяемое из специальных таблиц.
=
ЕВ=1(^В •£ В=1 Vк ?)
В - 1
Если ОСг ^ 1, то матрица считается согласованной. Если матрица является не согласованной, то г-му эксперту необходимо уточнить свои оценки.
д) определение вектора-столбца локальных приоритетов частных критериев относительно цели Рк на основании обобщения мнений всех экспертов
Ык
\
N
П
=1
ш
к
(Зк =
ик
В
Ък=1 Шк
; Рк =
'А'
/% Рк
е) определение матрицы локальных приоритетов готовности видов обеспечения на основе их сравнительной оценки по каждому частному критерию;
ж) определение вектора глобальных приоритетов готовности видов обеспечения на основе перемножения матрицы локальных приоритетов готовности видов обеспечения и вектора-столбца локальных приоритетов частных критериев.
Результатом решения задачи являются коэффициенты готовности каждого вида обеспечения.
Для решения задачи оценки текущего уровня готовности муниципального образования к проведению мероприятий ЖОЭН экспертами по пятибалльной шкале оценивается готовность вида обеспечения, получившего максимальное значение коэффициента готовности. В результате этой процедуры определяются значения с^ - оценки уровня готовности и-то вида обеспечения (получившего максимальное значение коэффициента готовности), выставленные г-ым экспертом (сг у = 1,5). Для определения среднего значения уровня готовности и-то вида обеспечения используется выражение
1
Cí V = у С, т ^
=1
где т - количество экспертов.
Для определения значений уровней готовности остальных видов обеспечения эвакуированного населения (по пятибалльной шкале) используются выражения
„ Су ■ Су ■ (12 Су ■ ап = -;-, С-2 = -;-, ■ ■ ■ ,Ьп =
ау
ау
ау
Для оценки текущего уровня готовности муниципального образования целесообразно использовать мультипликативную свёртку следующего вида
^утек. _ {-тш1 с^и
Ор — 01 ■ О2
су,
^п
где: - коэффициент значимости ^-го вида обеспечения жизнедеятельности эвакуированного населения;
С™" - приведённое значение уровня готовности ^-го вида обеспечения эвакуированного населения с учётом его коэффициента значимости.
Предложенная методика была использована для определения текущего уровня готовности одного из муниципальных образований Туркестанской области Республики Казахстан. Задача решалась в соответствии с приведёнными выше алгоритмами в следующей последовательности:
1. Формирование перечня мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению эвакуированного населения. Анализ документов [3, 5], регламентирующих проведение эвакуации населения, показал, что в настоящее время отсутствует единый перечень мероприятий ЖОЭН. Исследование и анализ основных факторов, влияющих на сохранение здоровья и жизни эвакуированного населения, позволили определить и систематизировать задачи по обеспечения их жизнедеятельности. На основе анализа сформулированных задач был предложен перечень мероприятий всестороннего ЖОЭН, включающий 34 наименования (таблица 1).
2. Определение перечня видов жизнеобеспечения эвакуированного населения на основе алгоритма классификации мероприятий. На основе решения задачи классификации было сформировано 7 классов, объединяющих мероприятия ЖОЭН в виды обеспечения (таблица 1).
3. Оценка значимости видов жизнеобеспечения эвакуированного населения. В результате решения задачи ранжирования были получены коэффициенты значимости (таблица 1), характеризующие потенциальный вклад каждого вида обеспечения в уровень готовности муниципального образования к приёму и жизнеобеспечению эвакуированного населения. Значение полученного коэффициента конкордации Кендела — 0,87 позволило сделать вывод о высокой степени согласованности мнений экспертов и возможности практи-
ческого использования полученных коэффициентов значимости видов ЖОЭН.
4. Определение готовности видов жизнеобеспечения эвакуированного населения. В рамках решения данной задачи был определен перечень частных критериев, характеризующих вклад в повышение готовности муниципального образования к приёму и жизнеобеспечению эвакуируемого населения. В процессе проведения исследования было выбрано три частных критерия: наличие внутренних ресурсов, имеющихся в муниципальном образовании; возможность оперативной доставки ресурсов из внешних источников; количественно-качественный состав имеющихся в муниципальном образовании сил и средств, предназначенных для реализации мероприятий жизнеобеспечения эвакуируемого населения. На основе приведённого выше алгоритма были определения коэффициентов готовности каждого вида обеспечения (таблица 1) с учётом частных критериев, характеризующих возможности муниципального образования по доставке ресурсов и обеспечению ими эвакуированного населения.
5. Определение текущего уровня готовности муниципального образования. В рамках решения данной задачи были определены:
вид обеспечения, получивший максимальное значение коэффициента готовности — медицинское обеспечение (0,2);
оценка текущего уровня готовности муниципального образования к проведению мероприятий медицинского обеспечения по пятибалльной шкале, которая приняла значение
4 7т:, I ,
оценки текущих уровней готовности остальных шести видов обеспечения по пятибалльной шкале, значения которых приведены в таблице 1;
оценка текущего уровня готовности муниципального образования в целом, для получения которой была использована приведённая выше мультипликативная свёртка. Значение оценки текущего уровня готовности муниципального образования было определено с учётом уровня готовности и значимости видов обеспечения и составило 3.11 (таблица 1).
№ п/п Наименование мероприятия по жизнеобеспечению эвакуированного населения
1 Планирование медицинского обеспечения
2 Подготовка медицинских учреждений к медицинскому обеспечению
3 Подготовка к оказанию первой медицинской помощи эвакуированному населению в районах размещения
4 Обеспечение эвакуированного населения простейшими медикаментами и медицинским имуществом
5 Сортировка поражённых и оказание им квалифицированной и элементов специализированной медицинской помощи
6 Санитарно-гигиеническое и противоэпидемическое обеспечение эвакуированного населения
7 Удовлетворение потребностей в воде лечебно-медицинских мероприятий, санитарно-гигиенической обработки и профилактики населения
8 Мероприятие по удовлетворению минимально необходимых нужд в тепле
9 Мероприятие по удовлетворению минимально необходимых нужд в освещении
10 Санитарная очистка территории
11 Банно-прачечное обслуживание
12 Ритуальное обслуживание
13 Удовлетворение хозяйственно-питьевых и коммунально-бытовых нужд эвакуированного населения
14 Удовлетворение потребностей в зерне
15 Удовлетворение потребностей в муке, хлебобулочных и макаронных изделиях
16 Удовлетворение потребностей в мясе и мясопродуктах (консервах)
17 Удовлетворение потребностей в молоке и детском питании
18 Удовлетворение потребностей в рыбе и рыбопродуктах (консервах)
19 Удовлетворение потребностей в картофеле и овощах
20 Удовлетворение потребностей в соли, сахаре и чае
21 Развёртывание и бустройство временных жилищ (палаток, юрт, сборных или передвижных домов и т.п.)
22 Использование сохранившегося жилого фонда (жилых домов, домов отдыха, санаториев, пансионатов, военных городков, детских лагерей и т.п.)
Виды обеспечения жизнедеятельности эвакуированного населения
я в о о
я
5
я со
3
в я
ш
я
к я
я ф
я ф
£ Ж
4 о
ф ч: я и
о
к я
я ф
я ф
¡-г К
4 о
§ 5
« т
Медицинское обеспечение
0,19
0,2
Коммунально-бытовое обеспечение
0,14
0,16
Обеспечение
продуктами
питания
0,23
0,12
Обеспечение жильём
0,14
0,13
№ п/п Наименование мероприятия по жизнеобеспечению эвакуированного населения Виды обеспечения жизнедеятельности эвакуированного населения Коэффициенты значимости вида обеспечения Коэффициенты готовности вида обеспечения Оценка текущего уровня готовности вида обеспечения
23 Удовлетворение потребностей в головных уборах Обеспечение предметами первой необходимости 0,19 0,09 2,12
24 Удовлетворение потребностей в обуви
25 Удовлетворение потребностей в верхней одежде
26 Удовлетворение потребностей в постельных принадлежностях
27 Удовлетворение потребностей в простейшей бытовой посуде
28 Удовлетворение потребностей в минимуме предметов галантереи и парфюмерии (нитки, иголки, мыло и т.п.)
29 Удовлетворение потребностей в прочих товарах (табачные изделия, спички, примусы, керосин и т.п.)
30 Подвоз материальных ресурсов ЖОЭН Транспортное обеспечение 0,08 0,12 2,82
31 Подготовка, оборудование и техническое обслуживание транспортных средств
32 Своевременное информирование населения о возможности и факте возникновения бедствия, возможных его последствиях, правилах поведения в зоне ЧС Информационное обеспечение 0,03 0,18 4,23
33 Своевременное оповещение органов управления всех уровней
34 Подготовка и выпуск организационно-методических рекомендаций, буклетов, памяток для населения по действию в условиях ЧС, по гражданской обороне
Оценка текущего уровня готовности муниципального образования Стек. = 4,7О,19 • 3,760,14 • 2,820,23 • 3,060,14 • 2,120,19 • 2,820,08 • 4,230,03 = 3,11
Таким образом, разработанная методика позволяет определить текущий уровень готовности муниципального образования с учётом уровней готовности и коэффициентов значимости видов обеспечения эвакуированного на-
селения. Данное значение выступает в качестве одного из элементов исходных данных для определения вклада каждого мероприятия ЖОЭН в повышение готовности муниципального образования.
Литература
1. Булегенов Е.П., Мазаник А.И., Смирнов Б.П. Постановка научной задачи обоснования рационального перечня и объёма мероприятий по жизнеобеспечению эвакуированного населения.// Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. Химки: ФГБВОУ ВО АГЗ МЧС России, 2018. №2 (37). С. 3-8.
2. Мазаник А.И., Булегенов Е.П. Анализ факторов, влияющих на комплекс мероприятий по обеспечению жизнедеятельности эвакуированного населения. // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Воронеж: Воронежский институт - филиал ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2018. С. 51-53.
3. Методические рекомендации по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и работе пунктов временного размещения пострадавшего населения. МЧС России, 25.12.2013. N 2-4-87-37-14.
4. ГОСТ Р 22.3.01-94 Библиографическая ссылка. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. Общие требования (1994). Москва: Госстандарт России.
5. Методические рекомендации по планированию, подготовке и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы под общей редакцией В.А. Пучкова. Москва 2005.
6. Кузьменко Ю.М. и др. Методы анализа и обработки военно-экономической информации. - М.: Наука, 1978.
7. Фёрстер Э., Рёнц Б. Методы корреляционного и регрессионного анализа. - М.: Финансы и статистика, 1983.
8. Борисов Н.Н., Левченко А.С. Методы оценки решений: элементы анализа.- Рига: PIIII. 1980.
9. Мазаник А.И. Экспертная модель для оценки профессионально-важных требований, предъявляемых к должностным лицам органов военного управления. Электронный научный журнал «Проблемы безопасности». 2012. № 4 (18). С. 11-12.
10. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. Перевод с английского Р. Г. Вачнадзе - М.: Радио и связь, 1993.
THE METHOD OF ASSESSMENT CURRENT LEVEL OF READINESS OF MUNICIPAL FORMATION FOR THE RECEPTION OF EVACUEES
Yernar BULEGENOV Aleksander MAZANIK
adjunct scientific research center doctor of military Sciences, Professor
Civil Defence Academy chief researcher Scientific Officer employee of
EMERCOM of Russia the research center Civil Defence Academy
Address: 141435, Moscow region, EMERCOM of Russia
Khimki md. Novogorsk, Address: 141435, Moscow region,
E-mail: agz.u.s.® у andex.ru Khimki md. Novogorsk,
E-mail: agz.u.s.©yandex.ru
Boris SMIRNOV
doctor of technical sciences General Director of Scientific-productional centre information regional systems.
Address: 140030, Moscow Region, Luberetskiy District, Malakhovka village, Shosseynaya street, la. E-mail: gline-npcirs®mail.ru
Abstract. The article formulates the task of assessing the current level of readiness of the municipality and identifies the main stages of its solution. Developed algorithms for solving specific problems: classification of activities, determining the importance and level of readiness of types of support and the municipality as a whole. An example of calculating the current level of readiness of one of the municipalities of the Turkestan region of the Republic of Kazakhstan is given. Keywords: life support of the evacuated population; types of life support; measures for life support; importance of types of life support, the current readiness of the municipality to receive the evacuated population.
Citation: Bulegenov E.P., Mazanik A.I., Smirnov B.P. Methodology for assessing the current level of readiness of a municipal formation to receive evacuated population // Scientific and educational problems of civil protection. 2018. No. 3 (38). pp. 25-33
References
1. Bulegenov EP, Mazanik AI, Smirnov BP Statement of the scientific task of justifying a rational list and the scope of measures for the life-support of the evacuated population. / / Scientific and educational problems of civil protection. Khimki: FGBIOU IN THE AGZ EMERCOM of Russia, 2018. №2 (37). Pp. 3-8.
2. Mazanik AI, Bulegenov EP Analysis of the factors that affect the complex of measures to ensure the vital activity of the evacuated population. // Modern technologies for ensuring civil defense and liquidation of consequences of emergency situations. Voronezh: Voronezh Institute - branch of FGBOU VO Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of Emergencies of Russia, 2018. P. 51-53.
3. Methodological recommendations on the organization of the first life support of the population in emergency situations and the work of temporary accommodation points of the affected population. EMERCOM of Russia, December 25, 2013. N 2-4-87-37-14.
4. GOST R 22.3.01-94 Bibliography link. Life-support of the population in emergency situations. General requirements (1994). Moscow: Gosstandart of Russia.
5. Methodological recommendations for the planning, preparation and conduct of evacuation of the population, material and cultural values in safe areas under the general editorship of V.A. Puchkova. Moscow 2005.
6. Kuzmenko Yu.M. and others. Methods of analysis and processing of military-economic information. -Moscow: Nauka, 1978.
7. E. Forster, Ronz B. Methods of correlation and regression analysis. - Moscow: Finance and Statistics, 1983.
8. Borisov NN, Levchenko AS Methods for evaluating solutions: elements of analysis. - Riga: FIR, 1980.
9. Mazanik AI Expert model for assessing the professionally important requirements for officials of military-command agencies. Electronic scientific journal "Security problems". 2012. No. 4 (18). Pp. 11-12.
10. Saati T. Decision Making. The method of analyzing hierarchies. Translated from English by R. G. Vachnadze - M .: Radio and Communication, 1993.