Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ КАК ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ'

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ КАК ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ УСЛУГА / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ВЭД / ЭЛЕКТРОННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ / КАЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА / КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА / CUSTOMS SERVICE / CUSTOMS AUTHORITIES / FOREIGN TRADE ACTIVITIES / ELECTRONIC DECLARATION / QUALITATIVE ASSESSMENT / QUANTITATIVE ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Батурина М.Б., Ениватова В.А.

В статье анализируется предоставление государственных таможенных услуг, перспективы развития таможенной службы, выявляются проблемы по данному направлению и предлагаются пути решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Батурина М.Б., Ениватова В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PROBLEMS OF PROVIDING STATE SERVICES AS PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT OF CUSTOMS SERVICE

The article analyzes the provision of state customs services, prospects for the development of the customs service, identifies problems in this area and suggests solutions.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ КАК ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ»

УДК 33

Батурина М.Б. студент 4 курса Ениватова В.А. студент 4 курса факультет «Таможенное дело» Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной

службы при Президенте РФ научный руководитель: Громенко О. А.,

доцент Россия, г. Москва АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

УСЛУГ КАК ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ

СЛУЖБЫ

Аннотация: В статье анализируется предоставление государственных таможенных услуг, перспективы развития таможенной службы, выявляются проблемы по данному направлению и предлагаются пути решения.

Ключевые слова: таможенная услуга, таможенные органы, ВЭД, электронное декларирование, качественная оценка, количественная оценка.

Baturina M.

Enivatova V.

Students 4 course of faculty «Customs» Russian Presidential Academy of National Economy and Public

Administration Moscow, Russia Academic advisor: Gromenko O.

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

ANALYSIS OF PROBLEMS OF PROVIDING STATE SERVICES AS PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT OF CUSTOMS SERVICE

Annotation: The article analyzes the provision of state customs services, prospects for the development of the customs service, identifies problems in this area and suggests solutions.

Key words: customs service, customs authorities, foreign trade activities, electronic declaration, qualitative assessment, quantitative assessment.

На сегодняшний день в системе государственных органов Российской Федерации важное место отведено таможенным органам. Таможенные органы выходят на принципиально новый уровень взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности, направленный на поддержку развития бизнеса, сокращение издержек участников ВЭД и увеличение прозрачности таможенных операций.

Одной из стратегически важных целей ФТС России является

стремление к повышению качества предоставления услуг таможенными органами, сокращение издержек участников ВЭД и государства, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем.

Следует отметить, что «таможенная услуга» в широком смысле представляет собой общественно-экономическое благо в форме таможенной деятельности. 19

В рамках данной темы, был проведен сравнительный анализ государственных услуг, предоставляемых таможенными органами Российской Федерации в 2010 и 2017 гг. В таблице 1 представлены результаты анализа о количестве поданных заявлений физическими и юридическими лицами на получение той или иной государственной таможенной услуги.

Таблица 1

Количество поданных заявлений физическими и юридическими лицами на получение государственных таможенных услуг в 2010 и 2017

гг., шт.20

Наименование государе таенной таможенной услуги Год

2010 2017

1 I 111фор:: i ijjntL j ш i f о нжтгяХ Р, >с j л Гц : | or Фглррпшш л оЬллсти тюжгшюга дели 365 42S

2 Конс-удьтировиние гто допросам таможенного Деле 12VÜ4 1S32S

3. Принятие предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре UTiemireîmniKiipirftrai ЛСЯТГ--ТТ.1ГОГТТ1 ЕАЗС 1987 2092

J Принятие предварительных решении о стране ^реше хождения товара 0 0

Ведение таможенного реестра ооъекгов интеллектуальной собственности 613 712

û ÏS j.i..4;t'iii н о т : i [ j Til. i кгц-'шф^ [пших iT^ci.jrn: гп^циллнг.тол mi Таможенным оперениям ринке 1IK ггрелпгтдрляллс(. 4730

7. Всдскйз ргестрч банков, ИННЛ КРСДНТЧЫХ Г>рГЯНН?Л11И# в страхогьп организаций. обладающих правом выдачи ЁанкоАеких гарантий уплаты [амо,м.-нны>; пошлин налогов 167 139

R Ведение реестра таможенных представителей рпнее не пссдоставлялась 313

9. ведение реестра уполномоченным -экономических операторов 254 4ÍS

10 Вйдниий1 НЛЦД^ьцсЯ mмим;»иiliх [:кл 192 103

1 i Ведение реестр* владельца« екладоа временного KpaiNCHiti Í 24

J? Вслсци? ТОМСЧ^ККНТС lltïjîtfJJÎJ'.E'l ll^tûll 102 ЕЗ

13. Ведение реестра владельцев магазинов беспошлинной TQprúKJXI^ «б 97

Итоге i 7034 J61Ë6

Таким образом, можно сделать вывод, насколько востребованы государственные услуги таможенных органов физическими и юридическими лицами РФ. За 7 лет число заявлений возросло на 9152, что составляет 54%. Это связано не только с тем, что с 2012 года значительно упростился процесс формирования пакета документов и сведений, необходимого для предоставления государственных услуг, но и значительную роль сыграло то,

19 Макрусев В.В. Маркетинг таможенных услуг: Учебник. - М.: Издательство «Проспект», 2016. - 336 с

20 Вилкова М.А, Казакова А.Ю, Каимова И.В. Анализ комплекса государственных услуг, предоставляемых таможенными органами РФ. // Журнал «Экономические науки» - № 12 - 2018

что с начала 2015 года государственные услуги, оказываемые таможенными органами Российской Федерации, стало возможным получить в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг. 21

Стоит отметить, что по анализируемым данным в 2017 году, как и в 2010, самой востребованной услугой является «Консультирование по вопросам в области таможенного дела». Самой непопулярной оказалась услуга «Принятие предварительных решений о стране происхождения товара». По нашему мнению, это связано со сложностью процедуры получения данной услуги, а также большим пакетом документов, необходимым для этого. Кроме того, данная услуга часто предоставляется участнику ВЭД в пакете, комплексе таможенных услуг организациями, уполномоченными в области таможенного дела - таможенными представителями.

Оказание таможенных услуг в электронной форме имеет ряд положительных свойств, среди которых весьма значимую роль играет сокращение временных затрат, которые связаны с получением услуг, а также высокий уровень доступности данных услуг для любой категории граждан и организаций. Немаловажным является и тот факт, что предоставления государственных таможенных услуг в электронном виде позволяет заявителю отслеживать, на каком этапе находится осуществление работы по его заявлению. Следует также отметить, что подача заявлений на оказание государственных услуг и их непосредственное получение в электронном виде снижают коррупционную составляющую, так как отсутствует личный контакт заявителя услуги и её исполнителя.

На основании проведённого анализа, выделим проблемы и рассмотрим пути решения.

Во-первых, кадровый потенциал. В связи с переходом на электронный документооборот, электронное декларирование необходимость в кадровом потенциале уменьшилась из-за и введения новых технологий. Проблема заключается в переходе работы со старого образца на новый. Данная проблема носит скорее временный характер и опасения могут продолжаться, пока таможенникам не будет более подробно и детально разъяснена их работа с новыми аспектами на практике. Для решения проблем мы выделили следующие пути:

1. Создание нового отдела управления по координации деятельности.

2. Обучение сотрудников.

3. Взаимодействие с другими таможнями.

Соответственно, в новый отдел будут нанимать уже обученные сотрудники, умеющие работать с новыми программными средствами и технологиями. Что касается нынешнего персонала, то будет пересмотрен

21 Федеральная таможенная служба в Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций). [Электронный ресурс] Режим доступа:

URL:https://www.gosuslugi.ru/search?query=%D1%84%D 1%82%D1%81&semceRetipient=aИ (Дата

обращения:27.05.2018).

график работы, то есть будет выделено время для обучения, тренингов.

Во-вторых, структура СТО. Существенные изменения в технологии реализации таможенных операций требует совершенствования организации таможенного контроля и информационной системы таможенных органов. Практика разработки программных средств таможенного контроля долгие годы строилась по принципу внесения изменений и наращивания информационной системы. В результате, одной из ощутимых проблем являлась недостаточная интеграция отдельных внутренних сегментов таможенной информационной системы друг с другом. Безусловно, попытки оптимизации системы предпринимались и предпринимаются. Тем не менее, практика внесения достаточно частых изменений в таможенное законодательство, требует соответствующих корректировок и в алгоритмы контроля. Все таможенные услуги связаны с различными управлениями, входящими в состав ФТС. И только благодаря успешному взаимодействию можно получить необходимый результат.

В-третьих, нормативно-правовая база. На данный момент нет единого понимания термина «таможенная услуга» и нормативно-правовой базы, определяющей понятие «таможенная услуга». В связи с этим каждая из сторон, совершающая таможенные операции, трактует данный термин по-своему. Участники ВЭД могут понимать термин «таможенная услуга» как особый вид услуги, направленный на удовлетворения потребностей участников ВЭД и сокращение времени таможенного оформления. Таможенный орган, в свою очередь, может понимать вышеуказанный термин как услуги особого рода, связанные с обеспечением интересов национальной экономики и защитой экономической безопасности государства.

Так как множественность в определении, что такое «таможенная услуга», обуславливает путаницу и в каком-то роде тормозят развитие системы предоставления государственных услуг в таможенном деле, поэтому рационально ввести регламентированное, едино и закрепленное понятие «таможенная услуга» в нормативно-правовую базу деятельности таможенных органов

В целом можно наблюдать тенденцию совершенствования услуг в сфере таможенного дела к более открытой системе, направленную на улучшение качества предоставляемых услуг.

Использованные источники:

1. "Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза);

2. Федеральный закон от № 201-ФЗ от 27 июля 2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

3. Вилкова М.А, Казакова А.Ю, Каимова И.В. Анализ комплекса государственных услуг, предоставляемых таможенными органами РФ. // Журнал «Экономические науки» - № 12 - 2018;

4. Макрусев В.В. Маркетинг таможенных услуг: Учебник. - М.: Издательство «Проспект», 2016. - 336 с;

5. Официальный сайт Федеральной таможенной службы России. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.customs.ru/index.php (Дата обращения: 25.05.2018).

6. Федеральная таможенная служба в Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций). [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https: // www.gosuslugi .га/ search? query=%D 1 %84%D 1 %82%D 1 %81 &servi ceRecipient=all (Дата обращения:27.05.2018).

УДК 333. 338-35

Батырмурзаева З.М., к. э.н.

доцент кафедра «Бухучет-1» Исаева А. М. студент 3к. 3гр. факультет «Бухучет и аудит» ГАОУВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства»

РФ, г. Махачкала СИНДИЦИРОВАННЫЙ КРЕДИТ И ЕГО ПЕРСПЕКТИВЫ

РАЗВИТИЯ РФ

Аннотация: В статье охарактеризованы особенности синдицированного кредитования и его процедуры в отечественной практике, недостатки нормативной базы этого вида кредитования. Рассмотрены перспективы расширения практики использования синдицированного кредитования для увеличения инвестиций в основной капитал промышленности и других отраслей реального сектора.

Ключевые слова: синдицированное кредитование, коммерческие банки, заемщики, кредиторы, маржа, ликвидность кредитов, межбанковские среднерыночные ставки кредитования, хеджирование, кредитные деривативы, нормативная документация.

Batyrmurzaevа Z.M.

Ph. D. in Economics, associate Professor of Department "accounting-1" GAOU IN "Dagestan state University of national economy"

Russian Federation, Makhachkala

Isaeva A.M .

St-ka of the faculty "accounting and audit" 3K. 3gr. GAOU IN "Dagestan state University of national economy"

Russian Federation, Makhachkala SYNDICATED LOAN AND ITS PROSPECTS OF DEVELOPMENT

OF THE RUSSIAN FEDERATION Abstract: The article describes the features of syndicated lending and its

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.