УДК 33
Батурина М.Б. студент 4 курса Ениватова В.А. студент 4 курса факультет «Таможенное дело» Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной
службы при Президенте РФ научный руководитель: Громенко О. А.,
доцент Россия, г. Москва АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
УСЛУГ КАК ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ
СЛУЖБЫ
Аннотация: В статье анализируется предоставление государственных таможенных услуг, перспективы развития таможенной службы, выявляются проблемы по данному направлению и предлагаются пути решения.
Ключевые слова: таможенная услуга, таможенные органы, ВЭД, электронное декларирование, качественная оценка, количественная оценка.
Baturina M.
Enivatova V.
Students 4 course of faculty «Customs» Russian Presidential Academy of National Economy and Public
Administration Moscow, Russia Academic advisor: Gromenko O.
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
ANALYSIS OF PROBLEMS OF PROVIDING STATE SERVICES AS PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT OF CUSTOMS SERVICE
Annotation: The article analyzes the provision of state customs services, prospects for the development of the customs service, identifies problems in this area and suggests solutions.
Key words: customs service, customs authorities, foreign trade activities, electronic declaration, qualitative assessment, quantitative assessment.
На сегодняшний день в системе государственных органов Российской Федерации важное место отведено таможенным органам. Таможенные органы выходят на принципиально новый уровень взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности, направленный на поддержку развития бизнеса, сокращение издержек участников ВЭД и увеличение прозрачности таможенных операций.
Одной из стратегически важных целей ФТС России является
стремление к повышению качества предоставления услуг таможенными органами, сокращение издержек участников ВЭД и государства, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем.
Следует отметить, что «таможенная услуга» в широком смысле представляет собой общественно-экономическое благо в форме таможенной деятельности. 19
В рамках данной темы, был проведен сравнительный анализ государственных услуг, предоставляемых таможенными органами Российской Федерации в 2010 и 2017 гг. В таблице 1 представлены результаты анализа о количестве поданных заявлений физическими и юридическими лицами на получение той или иной государственной таможенной услуги.
Таблица 1
Количество поданных заявлений физическими и юридическими лицами на получение государственных таможенных услуг в 2010 и 2017
гг., шт.20
Наименование государе таенной таможенной услуги Год
2010 2017
1 I 111фор:: i ijjntL j ш i f о нжтгяХ Р, >с j л Гц : | or Фглррпшш л оЬллсти тюжгшюга дели 365 42S
2 Конс-удьтировиние гто допросам таможенного Деле 12VÜ4 1S32S
3. Принятие предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре UTiemireîmniKiipirftrai ЛСЯТГ--ТТ.1ГОГТТ1 ЕАЗС 1987 2092
J Принятие предварительных решении о стране ^реше хождения товара 0 0
Ведение таможенного реестра ооъекгов интеллектуальной собственности 613 712
û ÏS j.i..4;t'iii н о т : i [ j Til. i кгц-'шф^ [пших iT^ci.jrn: гп^циллнг.тол mi Таможенным оперениям ринке 1IK ггрелпгтдрляллс(. 4730
7. Всдскйз ргестрч банков, ИННЛ КРСДНТЧЫХ Г>рГЯНН?Л11И# в страхогьп организаций. обладающих правом выдачи ЁанкоАеких гарантий уплаты [амо,м.-нны>; пошлин налогов 167 139
R Ведение реестра таможенных представителей рпнее не пссдоставлялась 313
9. ведение реестра уполномоченным -экономических операторов 254 4ÍS
10 Вйдниий1 НЛЦД^ьцсЯ mмим;»иiliх [:кл 192 103
1 i Ведение реестр* владельца« екладоа временного KpaiNCHiti Í 24
J? Вслсци? ТОМСЧ^ККНТС lltïjîtfJJÎJ'.E'l ll^tûll 102 ЕЗ
13. Ведение реестра владельцев магазинов беспошлинной TQprúKJXI^ «б 97
Итоге i 7034 J61Ë6
Таким образом, можно сделать вывод, насколько востребованы государственные услуги таможенных органов физическими и юридическими лицами РФ. За 7 лет число заявлений возросло на 9152, что составляет 54%. Это связано не только с тем, что с 2012 года значительно упростился процесс формирования пакета документов и сведений, необходимого для предоставления государственных услуг, но и значительную роль сыграло то,
19 Макрусев В.В. Маркетинг таможенных услуг: Учебник. - М.: Издательство «Проспект», 2016. - 336 с
20 Вилкова М.А, Казакова А.Ю, Каимова И.В. Анализ комплекса государственных услуг, предоставляемых таможенными органами РФ. // Журнал «Экономические науки» - № 12 - 2018
что с начала 2015 года государственные услуги, оказываемые таможенными органами Российской Федерации, стало возможным получить в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг. 21
Стоит отметить, что по анализируемым данным в 2017 году, как и в 2010, самой востребованной услугой является «Консультирование по вопросам в области таможенного дела». Самой непопулярной оказалась услуга «Принятие предварительных решений о стране происхождения товара». По нашему мнению, это связано со сложностью процедуры получения данной услуги, а также большим пакетом документов, необходимым для этого. Кроме того, данная услуга часто предоставляется участнику ВЭД в пакете, комплексе таможенных услуг организациями, уполномоченными в области таможенного дела - таможенными представителями.
Оказание таможенных услуг в электронной форме имеет ряд положительных свойств, среди которых весьма значимую роль играет сокращение временных затрат, которые связаны с получением услуг, а также высокий уровень доступности данных услуг для любой категории граждан и организаций. Немаловажным является и тот факт, что предоставления государственных таможенных услуг в электронном виде позволяет заявителю отслеживать, на каком этапе находится осуществление работы по его заявлению. Следует также отметить, что подача заявлений на оказание государственных услуг и их непосредственное получение в электронном виде снижают коррупционную составляющую, так как отсутствует личный контакт заявителя услуги и её исполнителя.
На основании проведённого анализа, выделим проблемы и рассмотрим пути решения.
Во-первых, кадровый потенциал. В связи с переходом на электронный документооборот, электронное декларирование необходимость в кадровом потенциале уменьшилась из-за и введения новых технологий. Проблема заключается в переходе работы со старого образца на новый. Данная проблема носит скорее временный характер и опасения могут продолжаться, пока таможенникам не будет более подробно и детально разъяснена их работа с новыми аспектами на практике. Для решения проблем мы выделили следующие пути:
1. Создание нового отдела управления по координации деятельности.
2. Обучение сотрудников.
3. Взаимодействие с другими таможнями.
Соответственно, в новый отдел будут нанимать уже обученные сотрудники, умеющие работать с новыми программными средствами и технологиями. Что касается нынешнего персонала, то будет пересмотрен
21 Федеральная таможенная служба в Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций). [Электронный ресурс] Режим доступа:
URL:https://www.gosuslugi.ru/search?query=%D1%84%D 1%82%D1%81&semceRetipient=aИ (Дата
обращения:27.05.2018).
график работы, то есть будет выделено время для обучения, тренингов.
Во-вторых, структура СТО. Существенные изменения в технологии реализации таможенных операций требует совершенствования организации таможенного контроля и информационной системы таможенных органов. Практика разработки программных средств таможенного контроля долгие годы строилась по принципу внесения изменений и наращивания информационной системы. В результате, одной из ощутимых проблем являлась недостаточная интеграция отдельных внутренних сегментов таможенной информационной системы друг с другом. Безусловно, попытки оптимизации системы предпринимались и предпринимаются. Тем не менее, практика внесения достаточно частых изменений в таможенное законодательство, требует соответствующих корректировок и в алгоритмы контроля. Все таможенные услуги связаны с различными управлениями, входящими в состав ФТС. И только благодаря успешному взаимодействию можно получить необходимый результат.
В-третьих, нормативно-правовая база. На данный момент нет единого понимания термина «таможенная услуга» и нормативно-правовой базы, определяющей понятие «таможенная услуга». В связи с этим каждая из сторон, совершающая таможенные операции, трактует данный термин по-своему. Участники ВЭД могут понимать термин «таможенная услуга» как особый вид услуги, направленный на удовлетворения потребностей участников ВЭД и сокращение времени таможенного оформления. Таможенный орган, в свою очередь, может понимать вышеуказанный термин как услуги особого рода, связанные с обеспечением интересов национальной экономики и защитой экономической безопасности государства.
Так как множественность в определении, что такое «таможенная услуга», обуславливает путаницу и в каком-то роде тормозят развитие системы предоставления государственных услуг в таможенном деле, поэтому рационально ввести регламентированное, едино и закрепленное понятие «таможенная услуга» в нормативно-правовую базу деятельности таможенных органов
В целом можно наблюдать тенденцию совершенствования услуг в сфере таможенного дела к более открытой системе, направленную на улучшение качества предоставляемых услуг.
Использованные источники:
1. "Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза);
2. Федеральный закон от № 201-ФЗ от 27 июля 2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
3. Вилкова М.А, Казакова А.Ю, Каимова И.В. Анализ комплекса государственных услуг, предоставляемых таможенными органами РФ. // Журнал «Экономические науки» - № 12 - 2018;
4. Макрусев В.В. Маркетинг таможенных услуг: Учебник. - М.: Издательство «Проспект», 2016. - 336 с;
5. Официальный сайт Федеральной таможенной службы России. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.customs.ru/index.php (Дата обращения: 25.05.2018).
6. Федеральная таможенная служба в Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций). [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https: // www.gosuslugi .га/ search? query=%D 1 %84%D 1 %82%D 1 %81 &servi ceRecipient=all (Дата обращения:27.05.2018).
УДК 333. 338-35
Батырмурзаева З.М., к. э.н.
доцент кафедра «Бухучет-1» Исаева А. М. студент 3к. 3гр. факультет «Бухучет и аудит» ГАОУВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства»
РФ, г. Махачкала СИНДИЦИРОВАННЫЙ КРЕДИТ И ЕГО ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ РФ
Аннотация: В статье охарактеризованы особенности синдицированного кредитования и его процедуры в отечественной практике, недостатки нормативной базы этого вида кредитования. Рассмотрены перспективы расширения практики использования синдицированного кредитования для увеличения инвестиций в основной капитал промышленности и других отраслей реального сектора.
Ключевые слова: синдицированное кредитование, коммерческие банки, заемщики, кредиторы, маржа, ликвидность кредитов, межбанковские среднерыночные ставки кредитования, хеджирование, кредитные деривативы, нормативная документация.
Batyrmurzaevа Z.M.
Ph. D. in Economics, associate Professor of Department "accounting-1" GAOU IN "Dagestan state University of national economy"
Russian Federation, Makhachkala
Isaeva A.M .
St-ka of the faculty "accounting and audit" 3K. 3gr. GAOU IN "Dagestan state University of national economy"
Russian Federation, Makhachkala SYNDICATED LOAN AND ITS PROSPECTS OF DEVELOPMENT
OF THE RUSSIAN FEDERATION Abstract: The article describes the features of syndicated lending and its