Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ'

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
297
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ПЕРЕМЕЩЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ / КОНТРАБАНДА / ЗАЩИТА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Батурина М.Б.

В статье рассмотрены проблемы перемещения культурных ценностей через таможенную границу и пути предотвращения их незаконного перемещения. Проведён анализ нормативной базы касаемо перемещения культурных ценностей. В этой связи проблема представляется весьма актуальной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PROBLEMS OF DISPLACEMENT OF CULTURAL VALUES

The article deals with the problems of the movement of cultural values across the customs border and ways to prevent their illegal movement. The analysis of the regulatory framework for the movement of cultural property is conducted. In this regard, the problem is very relevant.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ»

3. Зуенко В.А., Кислых В.А. Анализ состояния условия труда, производственного травматизма и профессиональных заболеваний на предприятии «Протон». - с. 76 - 83.

4. Зуенко В.А., Помазенков С.С. Проблемы травматизма на производстве и профессиональных заболеваний в Курской области. - с. 84 - 94.

5. Изаков Ф.Я., Файн В.Б. К расчету систем очистки воздуха от пыли в вентилируемых помещениях. Вопросы комплексной механизации и автоматизации животноводческих ферм // Сборник научных трудов -Челябинск, 1974. - Вып.81.-с. 130-133.

6. Мишуров Н.Н., Кузьмина Т.Н. Энергосберегающее оборудование для обеспечения микроклимата в животноводческих помещениях.//Научный аналитический обзор. ФГНУ «РНИИИиТЭИИТОАПК». М, 2004

7. Приказ Минсельхоза РФ от 10 февраля 2003 г. N 49 "Об утверждении Правил по охране труда в животноводстве"

8. Родимцев С.А., Лактионов К.С. и др. Дефлектор для вытяжной вентиляционной трубы. Патент RU RU 2475683. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Орловский государственный аграрный университет".

УДК 34.096

Батурина М.Б. студент 3 курса факультет «Таможенное дело» Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной

службы при Президенте РФ научный руководитель: Воротынцева Т.М., к.э.н.

доцент РФ, г. Москва

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ Аннотация

В статье рассмотрены проблемы перемещения культурных ценностей через таможенную границу и пути предотвращения их незаконного перемещения. Проведён анализ нормативной базы касаемо перемещения культурных ценностей. В этой связи проблема представляется весьма актуальной.

Ключевые слова

Культура, культурная ценность, историческая память, перемещение культурных ценностей, контрабанда, защита, национальная безопасность

Baturina M.B.

Student 3 course offaculty "Customs" Russian Presidential Academy of

National Economy and Public Administration

Moscow, Russia Scientific director: Vorotyntseva T.M.

Candidate of Economic Sciences ANALYSIS OF PROBLEMS OF DISPLACEMENT OF CULTURAL

VALUES Annotation

The article deals with the problems of the movement of cultural values across the customs border and ways to prevent their illegal movement. The analysis of the regulatory framework for the movement of cultural property is conducted. In this regard, the problem is very relevant.

Keywords

Culture, cultural value, historical memory, the movement of cultural property, smuggling, protection, national security

Большой ущерб культурному наследию причиняется нелегальным оборотом культурных ценностей, борьбу с которым ведут специализированными органами. Борьба с контрабандой является важной составной частью обеспечения, как национальной безопасности страны, так и безопасности мирового сообщества. Формирование комплекса мер государственного регулирования во внешней торговле осуществляет каждое государство в зависимости от целей и особенностей внешнеторговой политики34.

Косвенно нелегальному обороту культурных ценностей способствуют недостатки законодательства. Нормативные акты недостаточно четко формулируют понятия «культурная ценность» и «предметы культурного назначения» «историческая и культурная ценность», допуская некоторое их несоответствие международным правовым актам. Поэтому в большинстве случаев для правильного определения статуса предмета необходима помощь компетентного специалиста.

Контрабанда выражается в существенном ввозе или вывозе товаров и иных материальных предметов с нарушением установленных государством правил, которые ведут к разрушению основных институтов и систем общества и государства.

Согласно Федеральному закону №164-ФЗ от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» защита культурных ценностей относится к национальным интересам Российской Федерации.

В связи с этим государством установлены особые правила вывоза

34 Воротынцева Т. М. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности: Учебное пособие. — СПб.: Троицкий мост, 2017. — 162 с.

из России и ввоза на ее территорию культурных ценностей. Порядок их перемещения через таможенную границу РФ регламентируется Таможенным кодексом Таможенного союза, Законом РФ от 15 апреля 1993 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей», Положением о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2001 г., и др.

Культурные ценности являются неотъемлемой частью культуры создавшего их народа. Государство обязано сохранять культурные ценности, находящиеся на его территории, но не должно препятствовать свободному международному культурному обмену, в том числе связанному с законным перемещением культурных ценностей. Важная роль в регулировании этого процесса на территории России отводится таможенным органам, которые обеспечивают соблюдение законодательства в части контроля за порядком перемещения через таможенную границу Российской Федерации культурных ценностей, взаимодействуя при этом с соответствующим департаментом Минкультуры РФ или территориальными управлениями Минкультуры РФ по сохранению культурных ценностей.

Несмотря на актуальность исследуемой темы, регулирование оборота культурных ценностей в области таможенного дела сопряжено с рядом проблем как нормотворческого, так и правоприменительного характера.

Даже поверхностный взгляд на действующее законодательство о культурных ценностях в Российской Федерации позволяет говорить о полном отсутствии комплексного системного подхода к законотворчеству в этой области правового регулирования. Положения нормативных правовых актов, количество которых постоянно растет, крайне противоречивы, а иногда противоречат друг другу, что создает серьезные трудности в их применении на практике.

Несовершенство действующего законодательства выражается в первую очередь в отсутствии единообразного понимания термина «культурные ценности». Принятый в 1993 г. Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» не дает их однозначной характеристики и вступает в противоречие не только с иными федеральными законами, но и с нормами международного права.

Так, таможенное законодательство, регулирующее порядок ввоза -вывоза культурных ценностей содержит свое определение, а основы законодательства о культуре - свое. Потребность в стандартизации понятий и терминологии в законодательстве о культуре отмечается всеми без исключения учеными, изучающими данную проблематику.

Для решения этой проблемы необходимо единообразно определить терминологию, применяемую для регулирования рассматриваемых отношений в различных правовых актах, отраслях законодательства, и соотнести с терминологией, используемой в международном культурном праве.

Второй проблемой законодательства о перемещении культурных ценностей является соотношение понятий «культурная ценность» и «предметы культурного назначения», а так же соответствующие им разрешительные документы и квалифицированность должностных лиц таможенных органов в вопросах отнесения или не отнесения предметов к культурным ценностям.

Для вывоза предметов, отнесенных в соответствии с законодательством, к категории культурных ценностей с территории Российской Федерации, таможенным органам необходимо представить разрешительный документ, а именно Свидетельство на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» установлен перечень предметов, на которые должно предоставляться Свидетельство. В случае если заявленный к вывозу предмет не попадает вышеуказанный перечень, а является «предметом культурного назначения», Минкультуры РФ выдается Справка о том, что данные предметы могут вывозиться без предъявления Свидетельства. Сложность заключается в том, что должностные лица таможенных органов не всегда могут точно определить, к какой из групп относится вывозимый предмет.

Другой стороной этой проблемы является то, что разрешительный документ, как Справка, так и Свидетельство, выдается на основании проведенной экспертизы. За проведение экспертизы в установленном Минкультуры РФ порядке взимается плата, соответственно, это создает дополнительные неудобства для граждан, вывозящих, казалось бы, обычные предметы, не представляющие интерес для культурного достояния России. Таким образом, вывоз, на первый взгляд, заурядных вещей, становится серьезной проблемой для граждан, собирающихся за границу.

Третьей проблемой является необходимость подтверждения права собственности на культурные ценности и предоставление документов, подтверждающих их стоимость при подаче заявления в Минкультуры РФ о проведении экспертизы. Статья 36 Закона четко определяет круг лиц, которые имеют права вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации: "Вывоз культурных ценностей может осуществляться только законным собственником предметов либо лицом, уполномоченным на то собственником в установленном законодательством порядке"35 . Наряду с этим, в Постановлении Правительства от 22.04.2001г. № 322 "Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей" так же говорится, что экспертиза культурных ценностей осуществляется по заявлению собственника, и для ее проведения необходимо предоставить документ, подтверждающий право

35 Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-! "О вывозе и ввозе культурных ценностей"

владения данным предметом.36 Таким образом, правом вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации может обладать только гражданин, который может документально подтвердить право собственности на этот предмет. Помимо документов, подтверждающих право собственности на объект, заявленный к экспертизе, гражданин так же обязан предоставить документ, удостоверяющий стоимость культурных ценностей. Вопрос заключается в следующем: на основании каких документов, подтверждающих право собственности, гражданин может вывезти семейную реликвию, передающуюся из поколение в поколение, представляющую собой культурную ценность? Где и каким образом он может их получить? Те же вопросы следует задать и в отношении документов, подтверждающих стоимость культурной ценности.

Решение вышеизложенной проблемы видится в пересмотре перечня документов, которые должны быть представлены заявителем при обращении в Минкультуры РФ для проведения экспертизы и, соответственно, последующей выдачи Свидетельства или Справки.

Четвертой проблемой является недостаточно развитая инфраструктура территориальных управлений Минкультуры РФ. Учитывая удаленность Забайкальской, Наушкинской, Читинской, Бурятской таможен (не говоря уже о таможенных постах) от Восточно - Сибирского территориального управления Минкультуры РФ, расположенного в г.Иркутске, сроки проведения экспертизы, а так же получения разрешительных документов для них значительно затягиваются, и, как следствие, нарушаются сроки таможенного оформления.

Необходимо развитие инфраструктуры территориальных управлений Минкультуры РФ в Восточной Сибири и расположение экспертов ближе к местам таможенного декларирования.

Шестой является проблема идентификации культурных ценностей: то есть соответствие предмета, который вывозится и разрешительного документа, представленного таможенным органам для его вывоза. Например, для проведения экспертизы, заявитель предоставил репродукцию картины известного художника, вывоз оригинала которой с территории Российской Федерации запрещен. На основании проведенной экспертизы, Минкультуры РФ выдается Свидетельство на право вывоза этой репродукции, к Свидетельству в установленном порядке прикладываются фотографии объекта. Идентификация культурных ценностей должностными лицами таможенных органов заключается в соотнесении предъявленных предметов с фотографиями, прилагающимися к Свидетельству. Поскольку фотографическое изображение оригинала и копии оригинала идентично, то к таможенному оформлению вместо репродукции может быть заявлен оригинал картины, попадающий в категорию запрещенных к вывозу

36 Постановление Правительства от 22.04.2001г. № 322 "Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей"

предметов, что повлечет за собой незаконное перемещение культурных ценностей, имеющих важное значение для культурного достояния России.

Одним из путей решения проблемы идентификации культурных ценностей, видится нанесение специальной маркировки, позволяющей должностным лицам таможенных органов гарантированно установить, что вывозятся именно те культурные ценности, на которые было получено разрешение.

Шестой проблемой является перемещение через таможенную границу культурных ценностей с мошенническим использованием документов или средств идентификации. К сожалению, предметы культурного наследия Российской Федерации, имеющие большое значение для истории и культуры нашей страны, чаще всего являются объектом незаконного вывоза с помощью этого метода. Этот вид таможенных правонарушений заключается в использовании при таможенном оформлении поддельных или фальсифицированных разрешительных документов: Свидетельств и Справок. В то же время стоит отметить, что поддельные документы или юридически оформленные документы, которые были незаконно изменены, считаются фальшивыми.

Сложность выявления подобных правонарушений заключается в том, что большинство фальшивых и подложных документов изготавливаются высококлассными в данной области специалистами, с использованием современной компьютерной техники.

Решением данной проблемы может стать координация деятельности таможенных органов и Минкультуры РФ посредством создания механизмов взаимодействия и своевременной передачи информации между этими контролирующими органами. Одним из таких механизмов может стать интегрированная информационная межведомственная система для осуществления контроля за вывозом культурных ценностей.

Культурные ценности - это особая форма материализации духовной ценности, которая в таможенном смысле определяется как товар и требует особых условий хранения и бережного отношения при проведении таможенных операций. Культурные ценности обладают особым статусом среди другого имущества из-за наличия в них исторической, научной, художественной или иной культурной (нематериальной) ценности.

Таким образом, создание эффективной государственной системы сохранения культурного и исторического наследия нашей страны является одной из важнейших задач правоохранительных органов России. Активное участие в этой работе принимает Федеральная таможенная служба России, так как непосредственный контроль за перемещением культурных ценностей осуществляется именно таможенными органами.

Использованные источники: 1. «Таможенный кодекс Таможенного союза» (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза,

принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17)

2. Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" № 311 -ФЗ от 27.11.2010

3. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» № 164-ФЗ от 8 декабря 2003 г.

4. Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» № 4804-I от 15 апреля 1993 г.

5. Постановление Правительства от 22.04.2001г. № 322 "Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей"

6. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 (ред. от 16.01.2017) "О мерах нетарифного регулирования"

7. Воротынцева Т. М. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности: Учебное пособие. — СПб.: Троицкий мост, 2017. — 162 с.

УДК 368.9

Батыева Е.Н. студент 4 курса факультет «Финансы и кредит»

Штахова А.А. студент 4 курса факультет «Финансы и кредит» Кубанский государственный аграрный университет

имени И. Т. Трубилина научный руководитель: Васильченко Е.И.

доцент кафедра «Финансы» Россия, г. Краснодар ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация:

В статье рассматриваются основные тенденции развития системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации. Приводятся основные проблемы функционирования системы ОМС, а также пути развития.

Ключевые слова: обязательное медицинское страхование, государственное страхование, внебюджетный фонд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.