Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ В ЕАЭС'

СПЕЦИФИКА ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ В ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
427
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ВВОЗ / ВЫВОЗ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ЕАЭС / ДЕКЛАРАЦИЯ / CULTURAL VALUES / IMPORT / EXPORT / CUSTOMS UNION / EAEU / DECLARATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Силантьева К.О., Лунин С.В.

В статье рассматривается понятие и виды культурных ценностей. Описывается процедура перемещения культурных ценностей на территории Таможенного союза. Приводятся проблемы, возникающие при перемещении культурных ценностей через таможенную границу ЕАЭС, и даются рекомендации по их устранению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Силантьева К.О., Лунин С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF MOVING CULTURAL VALUES THROUGH THE CUSTOMS BORDER IN THE EAEU

The article discusses the concept and types of cultural property. The procedure of moving cultural property in the territory of the Customs Union is described. The problems arising during the movement of cultural property across the customs border of the EAEU are given, and recommendations are given for their elimination.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ В ЕАЭС»

УДК 34.096

Силантьева К. О. студент 4 курс, институт права Лунин С.В. * старший преподаватель кафедра «публичного права» Самарский государственный экономический университет

Научный руководитель: Паулов П.А.

доцент

кафедра публичного права Россия, г. Самара

СПЕЦИФИКА ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ В ЕАЭС

Аннотация: В статье рассматривается понятие и виды культурных ценностей. Описывается процедура перемещения культурных ценностей на территории Таможенного союза. Приводятся проблемы, возникающие при перемещении культурных ценностей через таможенную границу ЕАЭС, и даются рекомендации по их устранению.

Ключевые слова: культурные ценности, ввоз, вывоз, Таможенный союз, ЕАЭС, декларация.

Silantyeva X. O. student

4 course, Institute of right Lunin S.V. * senior lecturer Department of "Public Law" Scientific supervisor: Paulov P.A.

associate professor Department of "Public Law" Samara State University of Economics

Russia, Samara

SPECIFICITY OF MOVING CULTURAL VALUES THROUGH THE CUSTOMS BORDER IN THE EAEU

Annotation: The article discusses the concept and types of cultural property. The procedure of moving cultural property in the territory of the Customs Union is described. The problems arising during the movement of cultural property across the customs border of the EAEU are given, and recommendations are given for their elimination.

Key words: cultural values, import, export, Customs Union, EAEU, declaration.

На сегодняшний день большинство государств имеют законы, которые регламентируют защиту объектов культуры. Особое место при этом отводится проблемам правового урегулирования ввоза и вывоза культурных ценностей.

Культурными ценностями являются неотъемлемые элементы национального культурного наследия страны, которые отражают все материальное и духовное богатство общества.1

Как правило, к культурным ценностям относят художественные ценности, скульптуры, иконы, антикварное оружие, предметы техники, монеты и т.д.

Вывоз и ввоз культурных ценностей реализуется на основании Закона РФ от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (далее - Закон № 4804-1), который защищает культурные ценности от незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на них. Также Закон № 4804-1 направлен на развитие международного культурного сотрудничества, взаимного ознакомления граждан Российской Федерации и иных стран с культурными ценностями друг друга.2

Следует отметить, что культурные ценности, которые перемещаются через таможенную границу Евразийского экономического союза, подлежат обязательному таможенному декларированию.

Культурные ценности, которые ввозятся физическими лицами, освобождены от уплаты таможенных платежей независимо от их стоимости и веса. Однако, они должны быть задекларированы. Лицо, которое ввозит их на территорию государства должно заполнить пассажирскую таможенную декларацию, а также представляет таможенной службе документы, которые подтверждают, что ввозимые на территорию страны предметы являются культурными ценностями. Данными документами могут быть письма Министерства культуры Российской Федерации, составленные на бланке с гербовой печатью, или заключение уполномоченных экспертов.

В случаях, когда на таможенную территорию Евразийского экономического союза ввозятся культурные ценности, предназначенные не для личного пользования (юридическими лицами и физическими лицами, которые зарегистрированы, как предприниматели), их таможенное декларирование необходимо производить посредствам подачи декларации на

3

товары. 3

Таким образом, на основании подтверждений от Министерства культуры Российской Федерации, ввозимые культурные ценности освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов.

1 Иванова В.Ю. Таможенные пошлины во внешнеторговой деятельности. // Вестник Сибирского федерального университета. - 2018. - №3. - С. 12.

2 Закон РФ от 15.04.1993 №4804-1 (ред. от 28.12.2017) «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.03.2018) // Ведомости СНД и ВС РФ, 20.05.1993, №20, ст. 718.

3 Бакаева О.Ю. Таможенное право. - М.: ЮРИСТЪ, 2018. С.117.

Важно отметить, что вывоз культурных ценностей происходит на основании лицензий, которые выдаются уполномоченным государственным органом государства - члена Таможенного союза, на территории которого зарегистрирован заявитель (в Российской Федерации - это Министерство промышленности и торговли Российской Федерации).

Между тем, получение лицензии на вывоз культурных ценностей не требуется, в случаях наличия разрешительного документа, который выдается государственным органом государства - члена Таможенного союза, который контролирует вывоз культурных ценностей (в Российской Федерации - это Министерство культуры Российской Федерации).

Так, коллегия Евразийской экономической комиссии от 16 мая 2012 г. № 45 утвердила единую форму заключения (разрешительного документа) на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, которые включены в Единый перечень. Исходя из международной практики, культурные ценности, которые предназначены для демонстрации на выставках и других подобных мероприятиях, ввозятся в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза. Возимые культурные ценности из других стран используют в течение определенного времени (срока временного ввоза) на таможенной территории Евразийского экономического союза с условным, полным или частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.4

Если иностранное физическое лицо ввозит на территорию Российской Федерации культурные ценности для личного пользования, он обязан подать в таможенную службу пассажирскую таможенную декларацию с одновременным представлением документов, которые подтверждают отнесение продукции для личного пользования к категории культурных ценностей.

В свою очередь, антикварное оружие (огнестрельное, метательное и пневматическое оружие, которое изготовлено до 1899 года, за исключением огнестрельного оружия, изготовленного для стрельбы унитарными патронами центрального боя, а также иное холодное оружие, изготовленное до конца 1945 года), ввозится на территорию Российской Федерации, при условии предоставления в таможенную службу, совместно с пассажирской таможенной декларацией, письма Министерства культуры Российской Федерации на бланке с гербовой печатью или заключения уполномоченных экспертов. При вывозе данного оружия необходимо предоставить заключение (разрешительный документ), которое должно быть выдано Министерством культуры Российской Федерации.5

Для ввоза оружия на территорию Российской Федерации, которое имеет культурную ценность, но не является антикварным, необходимо предоставить письмо от Министерства культуры Российской Федерации на

4 Иванова В.Ю. Таможенные пошлины во внешнеторговой деятельности. // Вестник Сибирского федерального университета. - 2018. - №3. - С. 12.

5 Тимошенко И.В. Таможенное право: конспект лекций. - М.: Феникс, 2019. - С.53.

бланке с гербовой печатью или заключения уполномоченных экспертов и заключения, выданного МВД РФ. При вывозе данного оружия необходимо предоставить заключение (разрешительный документ), которое выдается Министерством культуры Российской Федерации и заключение (разрешительный документ), выданное МВД РФ.

Следует отметить, что в настоящее время единообразный подход к определению и установлению перечня культурных ценностей среди государств ЕАЭС отсутствует. Российская Федерация, Республика Армения, Республика Казахстан и Республика Киргизия запрещают вывоз своей территории особо ценных культурных ценностей и устанавливают обязанность по обратному ввозу. Между тем, в законодательстве Республики Беларусь прямого запрета на вывоз той или иной категории культурных ценностей - не установлен.6

Сложившаяся коллизионная ситуация права ЕАЭС с национальным законодательством стран участниц ЕАЭС затрудняем работу таможенных органов, осуществляющих контроль вывозимых с территории государств -членов ЕАЭС предметов, представляющих собой культурные ценности.

Для приведения к единообразию правовых норм, регулирующих перемещение культурных ценностей через таможенную границу ЕАЭС и разрешения существующих коллизий, целесообразно осуществить следующие мероприятия:

- унифицировать нормы права ЕАЭС и нормы национального законодательства стран-членов ЕАЭС, определяющие порядок перемещения культурных ценностей;

- дополнить и систематизировать уже существующие перечни культурных ценностей;

- нормы, регламентирующие отношения в сфере перемещения культурных ценностей, необходимо включить в ТК ЕАЭС в виду отдельной главы;

- разработать и принять единое Соглашение, регламентирующее порядок перемещения культурных ценностей в рамках ЕАЭС;

- в целях усиления механизмов защиты культурных ценностей, создать единую для стран ЕАЭС электронную базу данных, содержащую в себе сведения обо всех незаконно вывезенных культурных ценностях.

Реализация указанных мероприятий будет способствовать эффективному таможенному контролю за ввозом и вывозом культурных ценностей, а также улучшит взаимодействие стран -членов ЕАЭС.

Использованные источники: 1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза http ://www.eaeunion.org/, 12.04.2017.

6 Боков К. Становление и развитие таможенного дела и таможенного законодательства России: монография.. - М.: Проспект, 2017. - С.80.

2. Закон РФ от 15.04.1993 №4804-1 (ред. от 28.12.2017) «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.03.2018) // Ведомости СНД и ВС РФ, 20.05.1993, №20, ст. 718.

3. Бакаева О.Ю. Таможенное право. - М.: ЮРИСТЪ, 2018. - 428 с.

4. Боков К. Становление и развитие таможенного дела и таможенного законодательства России: монография.. - М.: Проспект, 2017. - 172 с.

5. Иванова В.Ю. Таможенные пошлины во внешнеторговой деятельности. // Вестник Сибирского федерального университета. - 2018. -№3. - С. 11-13.

6. Тимошенко И.В. Таможенное право: конспект лекций. - М.: Феникс, 2019. - 320 с.

7. [Электронное издание]: Таможенный контроль уч. Пособие для студентов вузов / С.Н. Ревина, П.А. Паулов, Д.В. Борякин. - Самара: Изд-во Сам. Гос. Экономич.университета, 2018. С. 10. 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.