Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
393
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Теплых Алёна Ивановна

Обеспечение безопасности личности, нормальных условий жизнедеятельности общества, предотвращение экологических бедствий и техногенных катастроф, предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций являются одними из важнейших функций большинства развитых государств. Цель данного исследования заключается в выявлении и анализе существующих проблем обеспечения безопасности населения и территорий в чрезвычайных ситуациях и предложение путей их решения. Для этого были изучены основные статистические данные за 2018-2019 годы по количеству чрезвычайных ситуаций и причиненному от них ущербу. С учетом выявленных проблем предложены практические рекомендации, достигаемые проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, реализации системы мер экономического, политического, организационного, стимулирующего и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Теплых Алёна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PROBLEMS OF SECURITY OF POPULATION AND TERRITORIES IN EMERGENCY AND WAYS OF THEIR SOLUTION

Ensuring personal safety, normal living conditions of society, prevention of environmental disasters and man-made catastrophes, prevention of emergencies are among the most important functions of most developed states. The purpose of this study is to identify and analyze the existing problems of ensuring the safety of the population and territories in emergency situations and to propose ways to solve them. For this purpose, the main statistical data for 2018-2019 on the number of emergencies and damage caused by them were studied. Taking into account the identified problems, practical recommendations, achieved by a unified state policy in the field of security, a system of measures of economic, political, organizational, stimulating and other nature, adequate to threats to the vital interests of an individual, society and the state, were proposed.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

Вестник Прикамского социального института. 2022. № 1 (91). С. 200-205. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2022. No. 1 (91). P. 200-205.

Научная статья УДК 614.8

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Алёна Ивановна Теплых1'2

1 Главное управление Министерства чрезвычайных ситуаций России по Челябинской области, Челябинск, Россия

Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России, Челябинск, Россия, Holliwoodskay@mail.ru

Аннотация. Обеспечение безопасности личности, нормальных условий жизнедеятельности общества, предотвращение экологических бедствий и техногенных катастроф, предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций являются одними из важнейших функций большинства развитых государств. Цель данного исследования заключается в выявлении и анализе существующих проблем обеспечения безопасности населения и территорий в чрезвычайных ситуациях и предложение путей их решения. Для этого были изучены основные статистические данные за 2018-2019 годы по количеству чрезвычайных ситуаций и причиненному от них ущербу. С учетом выявленных проблем предложены практические рекомендации, достигаемые проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, реализации системы мер экономического, политического, организационного, стимулирующего и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Ключевые слова: безопасность, чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, обеспечение защиты в чрезвычайных ситуациях.

Для цитирования: Теплых А. И. Анализ проблем обеспечения безопасности населения и территорий в чрезвычайных ситуациях и пути их решения // Вестник Прикамского социального института. 2022. № 1 (91). C. 200-205.

Original article

ANALYSIS OF PROBLEMS OF SECURITY OF POPULATION AND TERRITORIES IN EMERGENCY AND WAYS OF THEIR SOLUTION

Alena I. Teplykh1'2

1 Main Directorate of the Ministry of Emergency Situations of Russia for the Chelyabinsk Region, Chelyabinsk, Russia Ural Institute of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia, Chelyabinsk, Russia, Holliwoodskay@mail.ru

© Теплых А. И., 2022

Abstract. Ensuring personal safety, normal living conditions of society, prevention of environmental disasters and man-made catastrophes, prevention of emergencies are among the most important functions of most developed states. The purpose of this study is to identify and analyze the existing problems of ensuring the safety of the population and territories in emergency situations and to propose ways to solve them. For this purpose, the main statistical data for 2018-2019 on the number of emergencies and damage caused by them were studied. Taking into account the identified problems, practical recommendations, achieved by a unified state policy in the field of security, a system of measures of economic, political, organizational, stimulating and other nature, adequate to threats to the vital interests of an individual, society and the state, were proposed.

Keywords: security, emergency situation, natural disaster, protection in emergencies.

For citation: Teplykh A. I. Analysis of problems of security of population and territories in emergency and ways of their solution. Bulletin of the Prikamsky Social Institute. 2022. No. 1 (91). Pp. 200-205. (In Russ.)

Понятие безопасности следует рассматривать с многоуровневых позиций. На первичном уровне любой живой биологический объект с достаточно высокой степенью развития нервной системы стремится к сохранению и защите жизни. Дальнейшие уровни безопасности основаны на потребностях человека в улучшении условий выживания, в защищенности его самого и социума в целом. Высшим уровнем безопасности становится социально-экономический, определяемый как безопасность взаимоотношений между социумом и средой обитания, то есть исходными логически и исторически детерминированными взаимоотношениями в конкретной системе социальных и экономических связей.

Таким образом, благодаря безопасности, основу которой составляет трудовая деятельность, то или иное сообщество может эффективно и плодотворно жить, изменяться и развиваться.

Поскольку человек - существо общественное, общество (сообщество), в котором он живет, в первую очередь должно обеспечивать безопасность его существования. Для этого, как правило, создаются соответствующие организации, которые обеспечивают охрану его здоровья, возможности получения образования, приобретения профессии, реализации себя в социуме и т. п. Таким образом, главным фактором жизнеспособности каждого человека считается общество, поскольку каждый человек находится в сложной системе общественных отношений.

В соответствии с Федеральным законом «О безопасности» от 28.12.2010 года № 390-ФЗ безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз1. При этом жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного бытия личности, общества и государства. Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Основными принципами обеспечения безопасности являются законность, соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, взаимная ответственность личности, общества.

Безопасность людей в обществе укрепляется по мере его перехода на более высокий уровень развития и зависит от степени рациональной организации взаимосвязанных потенциалов защищенности различных аспектов жизни общества: оборонного, правоохранительного, экономического, природоохранного, продовольственного, социально-бытового, информационного, образовательного и пр. Однако обеспечить противодействие сегодняшним угрозам в конкретных областях можно только тогда, когда будут учитываться и их особенности, и специфика проявления в единой системе деструктивных факторов, представляющих собой взаимосвязанный комплекс [1].

1 О безопасности: федер. закон от 28.12.2010 № 390-Ф3 (ред. 09.11.2020) [Электронный ресурс] // СПС «Консуль-тантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546 (дата обращения: 06.05.2022).

К основным объектам безопасности относятся личность (ее права и свободы), общество (его материальные и духовные ценности), государство (его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность). Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Действующее законодательство предусматривает многие виды безопасности. Так, Конституция РФ содержит правовые основания для выделения общественной безопасности и государственной безопасности, среди которых следует выделить главный интегрированный вид безопасности - национальную безопасность, важнейшими составными частями и взаимосвязанными элементами которой являются экономическая и информационная безопасность, поскольку экономические и информационные процессы сопровождают и опосредуют все сферы и отрасли государственного управления в широком и узком смысле1.

В соответствии со Стратегией национальной безопасности РФ, представляющей собой систему взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности, под национальной безопасностью РФ понимается безопасность ее многонационально народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в РФ. Согласно этой Стратегии, национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах2.

Поэтому проблемы безопасности человека и общества следует рассматривать как целостное явление, которое предопределяется научно-техническим прогрессом и становится фактором интенсификации производства, стимулом роста производительных сил общества, обеспечивает устойчивость развития общества и прогресс человечества в целом. Одним из существенных факторов, способствующих снижению уровня безопасности человека и общества, являются чрезвычайные ситуации.

В Российской Федерации ключевым законом, в котором закреплены цели предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) является Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»3. Этим же законом регламентируется деятельность единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), которая объединяет органы управления, силы и средства федерального правительства, исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций для защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения безопасности людей на водных объектах. Таким образом, предупреждение возникновения и развития ЧС является первоочередной целью вышеупомянутой системы [2].

1 Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] (принята всенарод. голосованием 12.12.1993 с изм., одобренными в ходе общерос. голосования 01.07.2020) // Офиц. интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020 (дата обращения: 06.05.2022).

2 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400

[Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/ docu-ment/cons_doc_LAW_389271/942772dce30cfa36b671bcf19ca928e4d698a928 (дата обращения: 06.05.2022).

3 О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: федер. закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 30.12.2021) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295 (дата обращения 06.05.2022).

Для того чтобы провести анализ проблем обеспечения безопасности населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, воспользуемся данными из отчета деятельности МЧС России за 2018-2019 годы и представим основные из них на рис. 1 и 2.

Рис. 1. Распределение количества чрезвычайных ситуаций по причинам их возникновения, ед. [3]

Согласно рис. 1, несмотря на временной период, преобладает число техногенных чрезвычайных ситуаций, почти в три раза меньше - природных, и на третьем месте - биолого-социальные факторы. Однако при этом природные чрезвычайные ситуации, несмотря на меньшее число, достаточно часто превосходят техногенные по объему ущерба для экономики и масштабу.

Распределение материального ущерба, причиненного ЧС в 2018 и 2019 годах, по видам ЧС представлено на рис. 2.

Рис. 2. Распределение материального ущерба в результате чрезвычайных ситуаций, млн руб. [3]

Следовательно, можно резюмировать, что обществу довольно трудно противостоять природным катаклизмам, часто прогнозы являются неточными, финансовые инвестиции в создание безопасной окружающей среды - недостаточны. Из-за этого возникает проблема того, что люди не всегда готовы к различным чрезвычайным ситуациям.

За последнее десятилетие в России остро встали вопросы эффективности РСЧС из-за произошедших масштабных катастроф, таких, как: наводнения на Дальнем Востоке (2013 год), лесные пожары в Сибири (2019 год), наводнения в Иркутской области (2019 год) и т. д.

Таким образом, проблемы РСЧС проявляются на всех этапах ее деятельности, начиная от этапа предупреждения ЧС, продолжая на этапе ликвидации ЧС и заканчивая этапом ликвидации последствий ЧС и восстановления нарушенных условий жизнедеятельности населения в зоне чрезвычайной ситуации.

В соответствии с проведенным исследованием на основе анализа статистических данных выделим существующие проблемы обеспечения безопасности населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, а также предложим пути их решения в таблице.

Таблица

Пути решения проблем обеспечения безопасности населения и территорий в чрезвычайных ситуациях

№ п/п Проблема Пример Решение

1 Изношенность материальных фондов, отсутствие необходимых элементов обеспечения безопасности объектов Многие стратегически важные объекты построены в СССР, они морально и материально устарели. На ряде из них отсутствуют устройства, обеспечивающие автономность жизнедеятельности Реконструкция и модернизация потенциально опасных объектов, разрушение которых может привести к чрезвычайной ситуации

2 Неэффективные элементы системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций Устаревшие приборы мониторинга. Например, из-за недостаточного мониторинга газового оборудования в системах ЖКХ зафиксированы: 1 локальная, 8 муниципальных, 1 межмуниципальная и 2 региональных ЧС техногенного характера. Крупные техногенные ЧС были связаны с взрывом бытового газа, нарушениями теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения Разработка единого федерального бесплатного приложения для ПК и телефонов для передачи данных о чрезвычайных ситуациях различного характера. Внедрение системы автоматического дистанционного мониторинга ЧС

3 Низкая квалификация штатного персонала предприятий и непрофессионализм руководителей при попадании в чрезвычайную ситуацию В октябре 2021 года в Шиловском районе Рязанской области на территории ФГУП Завод синтетических волокон «Эластик» в помещении произошел пожар, в результате которого погибли 17 человек. По данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 217 УК РФ (нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц) Проведение обучения руководителей и персонала предприятий правилам охраны труда и проведение инструктажей по пожарной безопасности с проверкой надзорными органами

4 Преступные мотивы Халатность, саботаж, бездействие, умышленные действия, поджоги и т. д. Например, в 2019 году произошло 14 688 поджогов Пересмотр положений нормативных актов, ужесточение наказаний

Реализация предложенных направлений путей решения проблем обеспечения безопасности населения и территорий в чрезвычайных ситуациях будет обеспечиваться только совместными усилиями государственных и муниципальных органов управления. Главным нюансом их обеспечения является финансирование, однако эффективность от предупреждения чрезвычайных ситуаций в разы выше, чем ущерб, который причиняется ими.

Список источников

1. Воробьев Ю. Л. Комплексная безопасность человека: вчера, сегодня, завтра [Электронный ресурс]. URL: http://federalbook.m/files/BEZ0PASN0ST/soderghanie/NB%20I/I/Vorobyev.pdf (дата обращения: 06.05.2022).

2. Дерышев В. В. Применение программно-целевого подхода при планировании мероприятий по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на примере ЗАТО г. Железногорск Красноярского края // Актуальные проблемы обеспечения пожарной безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций: сб. материалов III Всерос. науч.-практ. конф., 23 апреля 2021 г., г. Железногорск / Сибир. пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России. Железногорск, 2021. С. 462-466.

3. Итоги деятельности МЧС России [Электронный ресурс]. URL: https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/itogi-deyatelnosti-mchs-rossii (дата обращения: 06.05.2022).

References

1. Vorob'ev Iu. L. Kompleksnaia bezopasnost' cheloveka: vchera, segodnia, zavtra [Comprehensive human security: yesterday, today, tomorrow]. (In Russ.). Available at: http://federalbook.rU/files/BEZ0PASN0ST/soderghanie/NB%20I/I/Vorobyev.pdf (accessed: 06.05.2022).

2. Deryshev V. V. Primenenie programmno-tselevogo podkhoda pri planirovanii meropriiatii po zashchite naseleniia i territorii ot chrezvychainykh situatsii prirodnogo i tekhnogennogo kharaktera na primere ZATO g. Zheleznogorsk Krasnoiarskogo kraia [Application of the program-target approach in planning measures to protect the population and territory from natural and man-made emergencies on the example of ZATO Zheleznogorsk, Krasnoyarsk Territory]. Aktual'nye problemy obespecheniiapozharnoi bezopasnosti i zashchity ot chrezvychainykh situatsii. Sibir. pozharno-spasatel'naia akademiia GPS MChS Rossii, Zheleznogorsk, 2021, pp. 462-466. (In Russ.).

3. Itogi deiatel'nosti MChS Rossii [Results of the activity of the Ministry of Emergency Situations of Russia]. (In Russ.). Available at: https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/itogi-deyatelnosti-mchs-rossii (accessed: 06.05.2022).

Информация об авторе А. И. Теплых - специалист планово-экономического отдела финансово-экономического управления Главного управления МЧС России по Челябинской области, магистрант 2-го курса направления «Государственное и муниципальное управление»,

Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России.

Information about the author

А. I. Teplykh - Specialist at the Planning and Economic Department of the Financial and Economic Department of the Main Directorate of the Ministry of Emergency Situations of Russia in the Chelyabinsk Region; 2nd year Master Student, Direction "State and Municipal Management", Ural Institute of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia.

Статья поступила в редакцию 10.05.2022; одобрена после рецензирования 20.05.2022; принята к публикации 20.05.2022.

The article was submitted 10.05.2022; approved after reviewing 20.05.2022; accepted for publication 20.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.