Научная статья на тему 'Защита населения и территорий как элемент системы национальной безопасности страны'

Защита населения и территорий как элемент системы национальной безопасности страны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
362
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ / ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ / SAFETY / NATIONAL SECURITY / SECURITY IN NATURAL AND MAN-MADE EMERGENCY SITUATIONS / UNIFIED STATE SYSTEM OF PREVENTION AND RESPONSE TO EMERGENCY SITUATIONS / STATE POLICY IN THE FIELD OF PROTECTION FROM EMERGENCY SITUATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зокоев В.А.

В представленной статье безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера рассматривается как важный элемент обеспечения национальной безопасности. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, образованная для решения проблем защиты населения и территорий, успешно справляется с поставленными задачами, тем самым обеспечивая устойчивое социально-экономическое развитие и приемлемый уровень безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зокоев В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTECTION OF THE POPULATION AND TERRITORIES AS AN ELEMENT OF THE NATIONAL SECURITY SYSTEM OF THE COUNTRY

Safety in natural and man-made emergency situations as an important element of national security is considered in this article. The unified state system of prevention and response to emergency situations, created to protection of the population and territories, successfully copes with its tasks, thereby ensuring sustainable socio-economic development and an acceptable level of life safety in emergency situations.

Текст научной работы на тему «Защита населения и территорий как элемент системы национальной безопасности страны»

также лицо, совершившее преступление посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств, предусмотренных настоящим кодексом. По аналогии с отмеченным положением нами рассматривается генезис понятия квазисоучастия в самоубийстве - от краткой диспозиции ст. 148 УК РСФСР 1922 г. до пространных редакций ст. ст. 110, 110.1, 110.2 УК РФ, регламентирующих ответственность за доведение, склонение, содействие самоубийству и организацию деятельности, направленной на побуждению к совершению самоубийства [7, с. 87-93].

Конструктивным признаком объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 110 УК РФ, являются общественно опасные последствия в виде самоубийства потерпевшего или покушения его на самоубийство. Вместе с тем в рассматриваемом составе преступления наблюдается специфическое проявление причинно-следственной связи. Поскольку факт самоубийства (покушения на самоубийство) жертвы насилия выступает не самоцелью, а отдаленным последствием издевательств, прямая причинная связь наличествует с фактом причинения физических и (или) психических страданий жертве, который является, если так можно выразиться, «последней каплей» при выборе поведения жертвы: суицидного или не суицидного. Именно в контексте причинно-следственной связи ярко проявляется квазисоучастие в совершении рассматриваемого преступления. В прямой причинно-следственной связи находятся, с одной стороны, действия виновного, а с другой, переживаемые самоубийцей психические страдания, испытываемая им физическая боль, безысходность жизненной ситуации. Самоубийство, покушение на самоубийство, совершаемые самим потерпевшим,

находятся с действиями виновного в опосредованной причинной связи. Однако они должны быть обусловлены именно действиями виновного, а не другими сопутствующими обстоятельствами.

Таким образом, применительно к самоубийству и покушению на него квазисоучастие получило достаточно детальную регламентацию в действующем УК РФ, пройдя длительный путь развития и трансформаций.

Литература

1. Милюков С.Ф., Никуленко А.В. Провокация в борьбе с коррупцией: диалектическое противоречие и пути выхода из него // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10. №4 (40).

2. Романов В. Христианский взгляд на самоубийство // URL: http://duhovnik.com/node/2323 (дата обращения - 14 сентября 2019 г.)

3. Таганцев Н.С. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 г. СПб., 1913.

4. Закон об исламских уголовных наказаниях Исламской Республики Иран // СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2008.

5. Цит. по: Уголовное право. Общая часть. Учебник. М.: Юридическое издательство Министерства юстиции СССР, 1948.

6. Уголовное право. Часть Общая. Учебник. М.: «Юридическая литература», 1966.

7. Елисеева Н.М. Эволюция института уголовной ответственности за доведение до самоубийства в России в ХХ - XXI вв. // Уголовная политика в сфере обеспечения безопасности здоровья населения, общественной нравственности и иных социально-значимых интересов: сборник материалов VII международной научно-практической конференции / отв. ред. М.Л. Прохорова. Краснодар: КСЭИ, 2018.

ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

Зокоев В.А.

кандидат юридических наук, доцент. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

PROTECTION OF THE POPULATION AND TERRITORIES AS AN ELEMENT OF THE NATIONAL SECURITY SYSTEM OF THE COUNTRY

Zokoev V.

Saint Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

АННОТАЦИЯ

В представленной статье безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера рассматривается как важный элемент обеспечения национальной безопасности. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, образованная для решения проблем защиты населения и территорий, успешно справляется с поставленными задачами, тем самым обеспечивая устойчивое социально-экономическое развитие и приемлемый уровень безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.

ABSTRACT

Safety in natural and man-made emergency situations as an important element of national security is considered in this article. The unified state system of prevention and response to emergency situations, created to protection of the population and territories, successfully copes with its tasks, thereby ensuring sustainable socio-economic development and an acceptable level of life safety in emergency situations.

Ключевые слова: безопасность, национальная безопасность, безопасность в чрезвычайных ситуациях, единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации, государственная политика в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Keywords: safety, national security, security in natural and man-made emergency situations, unified state system of prevention and response to emergency situations, state policy in the field of protection from emergency situations.

Вопросы обеспечения безопасности, в том числе и в условиях чрезвычайных ситуации (ЧС), на протяжений многих лет привлекают особое внимание личности, общества и государства. Как отмечается в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 г.: «вся деятельность по повышению обороноспособности имеет одну цель: обеспечить безопасность страны и наших граждан» [1].

В связи с новыми формами противоправной деятельности с использованием информационных, коммуникационных и высоких технологий, наблюдается появление новых угроз национальной безопасности, которые, в свою очередь, вызывают потребность разработки новых методов защиты населения и территорий.

Термин «национальная безопасность» появился после Второй мировой войны в США в законе «О национальной безопасности» 1947 г. Для нашей страны термин «национальная безопасность» является практически новым.

Понятие «безопасность» в Российской Империи упоминается с 80-х г XIX в., основная идея которой заключалась в «охранении общественной безопасности», как деятельность, направленная на борьбу с государственными преступлениями.

Одним из первых нормативных документов в сфере национальной безопасности в Российской Федерации является Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. «О Безопасности» № 2446-1. Именно здесь были определены основы деятельности в сфере обеспечения национальной безопасности, но и термин «национальная безопасность» в документе не употребляется, основные категории понятия в нем присутствуют.

В настоящее время термин «национальная безопасность» закреплен в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683, как состояние обеспечивающее защищенность личности, общества и государства от угроз, при котором гарантируется исполнение конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойное качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации [2]. Здесь уместно выделить некую триаду «личности общества и государства», которая имеет объективный характер и образует конституционно-правовую концепцию безопасности.

Здесь же определены основные угрозы государственной и общественной безопасности, в числе которых указываются «стихийные бедствия, аварии и катастрофы, в том числе связанные с гло-

бальным изменением климата, ухудшением состояния технической инфраструктуры и возникновением пожаров», что не случайно, так как аварии и катастрофы оказывают самое негативное влияние на нормальную жизнедеятельность граждан, причиняя имущественным и неимущественным правам и интересам колоссальный вред. Так годовой экономический ущерб от чрезвычайных ситуаций составляет 1,5-2 процента от валового внутреннего продукта (от 675 до 900 миллиардов рублей)[3].

В структуре федеральных органов исполнительной власти функции по разработке государственной политики, нормативному регулированию, а также по контролю в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах поручены Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Основным нормативным актом, определяющим организационно-правовые нормы в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68. В указанном документе определяется, что в Российской Федерации должна быть создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая должна объединить органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов связанных с защитой населения и территорий от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах [4].

Здесь же определены основные задачи, стоящие перед РСЧС. Следует отметить, что правильно определенные задачи и цели дают возможность указать направление деятельности той или иной системы, а также сферу деятельности.

Документом стратегического планирования в области защиты населения и территорий от ЧС на период до 2030 г. является «Основы государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года», в которых поставлены задачи и установлены приоритетные направления государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС на период до 2030 г., а также ее реализация.

Основной целью государственной политики в области противоаварийной защиты является обеспечение устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, а также приемлемого уровня безопасности населения в ЧС [5].

В «Основах государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года» предопределена объединяющая роль в сфере защиты населения и территорий РСЧС.

РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем и действует на пяти уровнях федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом.

Функциональные подсистемы создаются федеральными органами власти и организациями уполномоченными в соответствии с целью их деятельности, исчерпывающий перечень функциональных подсистем утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Порядок деятельности подсистем определяется руководителями по согласованию с МЧС России.

Например, положение о функциональной подсистеме по предупреждению и тушению пожаров в РСЧС было утверждено Приказом МЧС РФ от 29 августа 2005г. № 656 «Об утверждении Положения о функциональной подсистеме предупреждения и тушения пожаров единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», в котором указаны основные задачи, состав сил и средств данной подсистемы.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Например, деятельность Санкт-Петербургской территориальной подсистемы РСЧС определяется постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 02 ноября 2006 № 1359 «О Санкт-Петербургской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Обеспечение безопасности в ЧС природного и техногенного характера в современном мире имеет важное значение, именно поэтому данному вопросу уделяется пристальное внимание на самом высоком уровне. Не случайно в числе основных угроз государственной и общественной безопасности определены «стихийные бедствия, аварии и катастрофы, в том числе связанные с глобальным изменением климата, ухудшением технического состояния объектов инфраструктуры и возникновением пожаров», так как именно они мешают полноценной жизнедеятельности населения и приносят колоссальный вред. РСЧС, созданная для решения вопросов защиты населения и территорий, успешно справляется с поставленными задачами на разных уровнях, тем самым обеспечивая устойчивое социально-экономическое развитие и приемлемый уровень безопасности жизнедеятельности в ЧС.

Литература

1. Kremlin. URL: http://kremlin.ru/events/presi-dent/news/59863. (дата обращения 10.09.2019г.)

2. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»

3. Постановление Правительства Российской Федерация от 07 июля 2011г. № 555 (в ред. от 25 апреля 2015г.) О федеральной целевой программе «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года» Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»

4. Федер. закон от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ (в ред. от 3 августа 2018) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Доступ из справочно-пра-вовой системы «Консультант плюс»

5. Указ Президента Российской Федерации от 11 января 2018 № 12 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года» Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.