Таблица 3
Показатели муниципальных заданий подведомственных учреждений
№ п/п Наименование услуги Единица измерения услуги Объем муниципального задания на предоставление услуг Фактический объем предоставленных услуг Отклонение (5/4)*100%
Муниципальное бюджетное учреждение города Шахты «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов № 1»
1 Социальные услуги без обеспечения проживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, частично утративших способность к самообслуживанию человек 1920 1980 103
2 Социальные услуги без обеспечения проживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию , и страдающих тяжелыми заболеваниями человек 103 120 117
Муниципальное бюджетное учреждение города Шахты «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов № 2»
1 Социальные услуги без обеспечения проживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, частично утративших способность к самообслуживанию человек 1020 1080 106
2 Социальные услуги без обеспечения проживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию, и страдающих тяжелыми заболеваниями человек 150 150 100
Литература
1. Ахинов Г.А., Жильцов Е. Н. Экономика общественного сектора: учеб. пособие. М., 2008. С. 78
2. Федеральный закон от 03.09.2014 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
3. Областной закон в соответствии с Федеральным законом от 03.09.2014 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ
Фатеева Светлана Викторовна
доктор философских наук, профессор ИСОиП (филиал) ДГТУ, г. Ростов-на-Дону
Грушинский Александр Владимирович
магистрант ИСОиП (филиал) ДГТУ, г. Ростов-на-Дону
ANALYSIS OF PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF SMALL ENTREPRENEURSHIP IN THE REPUBLIC OF ADYGEA Fateeva Svetlana, doctor of philosophy, professor, ISOP (branch) of don state technical University, Rostov-on-Don Grushinsky Aleksandr, undergraduate ISOP (branch) of don state technical University, Rostov-on-Don АННОТАТАЦИЯ
Данная статья посвящена основным проблемам предприятий малого и среднего бизнеса Республики Адыгея. Также представлен краткий срез основных макроэкономических показателей их деятельности, а также фокус-место государственной политики в отношении поддержки этих организаций.
4. Областной закон от 03.09.2014 № 222-ЗС «О социальном обслуживании граждан в Ростовской области»
5. Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на перспективу до 2020
6. www.rosstat.ru г.
7. http://shakhty-gorod.ru/
ABSTRACT
This article is devoted to the main problems of the enterprises of small and average business of the Republic of Adygea. Also presented is a brief slice of the main macroeconomic indicators of their activities, and also focus place government policy regarding the support of these organizations.
Ключевые слова: субъекты малого и среднего бизнеса, Республика Адыгея, проблемы социально -экономического развития региона, государственная поддержка малого бизнеса.
Keywords: the small and medium business, Republic of Adygea, the problems of socio-economic development of the region, the state support of small business.
В настоящее время для федеральных и региональных властей приоритетными направлениями деятельности остаются укрепление социальных гарантий для граждан, недопущение массового роста безработицы, сохранение квалифицированных рабочих кадров в условиях мирового экономического кризиса. Властью считается, что наиболее эффективным способом решения этих приоритетных задач стало развитие малого предпринимательства как в целом по стране, так и в регионах. «Малый бизнес - это база для развития предпринимательской активности, и основа для расширения среднего класса, для того, чтобы к 2020 г. численность малого бизнеса составляла в среднем 60-70% от населения нашей страны.
Вклад малого и среднего предпринимательства в экономику Республики Адыгея - это третья часть валового регионального продукта республики, всех занятых в экономике, 47 % налоговых поступлений, более 45 % общего оборота организаций по республике. За 2014 год от субъектов малого и среднего предпринимательства поступило более 4 млрд. рублей налогов, что превышает уровень 2013 года в 1,3 раза (или на 700 млн. рублей). Доля налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в 2014 году по отношению к 2013 году выросла на 6,2 п.п.[1].
Сегодня малый и средний бизнес Республики Адыгея - это 3,8 тысячи малых и средних предприятий и 16,8 тысячи индивидуальных предпринимателей, где трудится 46 тысяч человек.
Структура предприятий по экономическим видам деятельности практически не меняется в течение последних лет. Подавляющее большинство малых и средних предприятий занимаются торговлей и общественным питанием - 37 %, производственным бизнесом - 14 %, строительством - 12 %, сельским хозяйством - 5,0 %, более 32 % предприятий сосредоточено в сфере услуг. Сохраняется резкая дифференциация в территориальном размещении малых и средних предприятий, основное их количество сосредоточено в республиканском центре(51%).
Что касается индивидуальных предпринимателей, то абсолютное большинство занимается оптовой и розничной торговлей (47 %), сельским хозяйством - 12 %, производственной деятельностью - 8 %.
Увеличение размера страховых взносов, уплачиваемых во внебюджетные фонды для самозанятого населения, конечно же, отразилось на бизнесе и республики. По итогам деятельности за 2013 год 4616 индивидуальных предпринимателей прекратили деятельность, тогда как зарегистрировались почти в три раза меньше - 1640. Наибольшее количество индивидуальных предпринимателей, прекративших свою деятельность, в сфере торговли (44 %), транспорта и связи (16 %), сельском хозяйстве (13 %).
На сегодняшний день ситуация в республике стабилизировалась. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Адыгея количество индивидуальных предпринимателей в 2014 году увеличилось на 300 единиц и составляет 16,8 тыс. единиц. При этом количество зарегистрировавшихся в текущем году индивидуальных предпринимателей превысило количество закрывшихся: зарегистрировано 2014 индивидуальных предпринимателей, прекратили свою деятельность 1937 индивидуальных предпринимателей.
По результатам составленного аналитиками агентства деловой информации Top-RF.ru рейтинга регионов Росси по предпринимательской активности, рассчитанному по доле индивидуальных предпринимателей в экономически активном населении региона, Республика Адыгея занимает второе место (8,21 %) после Краснодарского края (8,78%).
В секторе малого и среднего предпринимательства первое место по численности занятых на малых и средних предприятиях занимает производственная деятельность, где сосредоточено 29 % работников всех отраслей малого и среднего бизнеса, в сфере услуг занято 23%, в сфере оптовой и розничной торговли - 19 %, в строительстве - 15 %, в сельском хозяйстве - 10 %, на долю транспорта и связи приходится 6 %.
Таким образом, в сложившейся отраслевой структуре численности занятых на малых и средних предприятиях доминирует неторговый сектор экономики, что отвечает задачам модернизации экономики России.
Со времени создания первых малых предприятий в Республике Адыгея наблюдаются положительные тенденции в развитии этого сектора экономики. Адыгея располагает многоотраслевым сельским хозяйством и развитой перерабатывающей промышленностью. В связи с этим, приоритет в малом предпринимательстве отдается производству товаров народного потребления и переработке сельскохозяйственной продукции. В большинстве своем малые предприятия являются многопрофильными, что существенно повышает их устойчивость на рынке.
С ростом предприятий быстро множатся проблемы их развития, которые связываются в некоторое эффективно функционирующее целое. Несмотря на положительные результаты, достигнутые за последние годы, в республике имеется ряд характерных проблем, отражающих специфику социально-экономического развития Республики Адыгея и требующих решения программными методами [2].
В результате проведенного аналитического исследования можно обозначить следующие проблемы социально-экономического развития Республики Адыгея: - продолжается естественная убыль населения, несмотря на существенное её сокращение;
- наличие старения населения;
- высокий уровень безработицы;
- низкие среднедушевые доходы населения;
- недостаточный уровень решения жилищных проблем и отдельных показателей благоустройства жилищного фонда;
- острая нехватка мест в дошкольных учреждениях; -усиливается дефицит медицинских кадров с высшим образованием;
- снижение оснащенности медицинских учреждений больничными койками;
- рост заболеваемости населения;
- рост показателей инвалидности населения, в том числе среди населения в трудоспособном возрасте;
- высокий уровень преступности;
- низкий уровень валового регионального продукта на душу населения;
- снижение объема продукции сельского хозяйства в 2014 году ниже уровня предыдущего года;
- высокий уровень износа основных фондов по крупным и средним коммерческим организациям;
- низкий уровень инвестиций в основной капитал на душу населения;
- показатель оборота розничной торговли на душу населения отстает от аналогичного показателя по Южному федеральному округу и Российской Федерации;
- высокая доля убыточных предприятий формирует отрицательный сальдированный финансовый результат.
На сегодняшний день, несмотря на республиканскую целевую программу, позитивную, динамику малого предпринимательства в Адыгее, многомиллионные субсидии в его развитие, капиталоемкое строительство бизнес-инкубатора, а также помощь Центров занятости населения муниципальных образований, проблема безработицы продолжает существовать. Согласно анализу данных, по итогам работы за 1 квартал текущего года, уровень регистрируемой безработицы в республике составил 4,3 % (на начало года было 3,1 %). Среди субъектов Южного федерального округа Адыгея по этому показателю оказалась на 5 месте. Всего в органы занятости населения республики за предоставлением государственных услуг за этот период обратилось 16533 человека, что в 2,3 раза выше показателя прошлого года. Следовательно, официально зарегистрированное безработное население составляет 16533 человека, почти 15% трудоспособного населения республики. А республиканской программой предусмотрено привлечение безработных граждан к организации собственного бизнеса численностью 400 человек или 0,3% трудоспособного населения.
Второй проблемой выступает ограниченный доступ к кредитным ресурсам. В целях обеспечения доступа к банковским финансовым ресурсам, субъектам малого и среднего предпринимательства не располагающим достаточным объемом имущества для предоставления банку полноценного обеспечения возврата кредита, на территории Республики Адыгея действует программа «Гарантийный фонд». Гарантийный фонд - совокупность финансовых средств, консолидированных в некоммерческой организации «Фонд развития предпринимательства
Республики Адыгея», автономном учреждении Республики Адыгея «Агентство развития малого предпринимательства», предназначенных для исполнения его обязательств по представленным гарантиям и размещаемых в финансовых организациях на основе соглашений о сотрудничестве. Но и это не дает решения данной проблемы в силу ограниченности списка банков-партнеров: АКБ «Майкопбанк», АКБ «Новация», 3АКБ "Московский индустриальный банк", КБ «РОСЭНЕРГОБАНК», АКБ «Банк Москвы» [3].
В-третьих, в Адыгее совершенно не уделяется внимание молодежному предпринимательству, тогда как во многих крупных регионах страны на этом направлении делается акцент в рамках программы развития малого бизнеса. При этом молодого населения в республике - 30%. На сегодняшний день, власти Адыгеи решительно борются с социальными проблемами молодых, частично вовлекая их в социальные и политические проекты. Хотя активная занятость республиканской молодежи и её непосредственная вовлеченность в социально-экономические развитие республики стали бы более эффективными средствами в их разрешении. Остается надеяться, что само появление и функционирование бизнес-инкубатора, предназначенного в большей мере для молодых предпринимателей, будет способствовать этому.
В-четвертых, это скорее проблемы общефедерального характера. В силу вступивших изменений в налоговое законодательство РФ все чаще стали возникать проблемы по наполняемости регионального бюджета.
И это далеко не полный перечень всех проблем. Однако, следует иметь в виду, что малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; идет насыщение рынка товарами и услугами; создаются дополнительные рабочие места; расширяется потребительский сектор; лучше используются местные сырьевые ресурсы. Социальная функция малых предприятий состоит в их способности в больших масштабах поглощать незанятую рабочую силу, снижать социальную напряженность, безработицу. Поэтому развитие малых предприятий - это наиболее дешевый путь к рынку, закладывающий глобальные основы ресурсосберегающего экономического роста в стране. И без всесторонней поддержки [4], как со стороны государства, так и муниципальных образований, не обойтись, даже не смотря на то, что в данном направлении ведется активная работа.
Литература
1. http://www.adygheya.ru
2. Бородина В.В. «Малые предприятия» - М: Книжный мир, 2013
3. Постановление от 19.11.2013 г. № 862 - Об утверждении муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства Муниципального образования «Город Майкоп» на 2014 -2017 г. (5)
4. Приказ № 186-п Министерства экономического развития и торговли РА «О компенсации части затрат за участие субъектов малого и среднего предпринимательства в выставочных мероприятиях» от 24.07.2014 г.