Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ'

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / РЕСПУБЛИКА АДЫГЕЯ / ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фатеева Светлана Викторовна, Грушинский Александр Владимирович

Данная статья посвящена основным проблемам предприятий малого и среднего бизнеса Республики Адыгея. Также представлен краткий срез основных макроэкономических показателей их деятельности, а также фокус-место государственной политики в отношении поддержки этих организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF SMALL ENTREPRENEURSHIP IN THE REPUBLIC OF ADYGEA

This article is devoted to the main problems of the enterprises of small and average business of the Republic of Adygea. Also presented is a brief slice of the main macroeconomic indicators of their activities, and also focus place government policy regarding the support of these organizations.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ»

Таблица 3

Показатели муниципальных заданий подведомственных учреждений

№ п/п Наименование услуги Единица измерения услуги Объем муниципального задания на предоставление услуг Фактический объем предоставленных услуг Отклонение (5/4)*100%

Муниципальное бюджетное учреждение города Шахты «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов № 1»

1 Социальные услуги без обеспечения проживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, частично утративших способность к самообслуживанию человек 1920 1980 103

2 Социальные услуги без обеспечения проживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию , и страдающих тяжелыми заболеваниями человек 103 120 117

Муниципальное бюджетное учреждение города Шахты «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов № 2»

1 Социальные услуги без обеспечения проживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, частично утративших способность к самообслуживанию человек 1020 1080 106

2 Социальные услуги без обеспечения проживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию, и страдающих тяжелыми заболеваниями человек 150 150 100

Литература

1. Ахинов Г.А., Жильцов Е. Н. Экономика общественного сектора: учеб. пособие. М., 2008. С. 78

2. Федеральный закон от 03.09.2014 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"

3. Областной закон в соответствии с Федеральным законом от 03.09.2014 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ

Фатеева Светлана Викторовна

доктор философских наук, профессор ИСОиП (филиал) ДГТУ, г. Ростов-на-Дону

Грушинский Александр Владимирович

магистрант ИСОиП (филиал) ДГТУ, г. Ростов-на-Дону

ANALYSIS OF PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF SMALL ENTREPRENEURSHIP IN THE REPUBLIC OF ADYGEA Fateeva Svetlana, doctor of philosophy, professor, ISOP (branch) of don state technical University, Rostov-on-Don Grushinsky Aleksandr, undergraduate ISOP (branch) of don state technical University, Rostov-on-Don АННОТАТАЦИЯ

Данная статья посвящена основным проблемам предприятий малого и среднего бизнеса Республики Адыгея. Также представлен краткий срез основных макроэкономических показателей их деятельности, а также фокус-место государственной политики в отношении поддержки этих организаций.

4. Областной закон от 03.09.2014 № 222-ЗС «О социальном обслуживании граждан в Ростовской области»

5. Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на перспективу до 2020

6. www.rosstat.ru г.

7. http://shakhty-gorod.ru/

ABSTRACT

This article is devoted to the main problems of the enterprises of small and average business of the Republic of Adygea. Also presented is a brief slice of the main macroeconomic indicators of their activities, and also focus place government policy regarding the support of these organizations.

Ключевые слова: субъекты малого и среднего бизнеса, Республика Адыгея, проблемы социально -экономического развития региона, государственная поддержка малого бизнеса.

Keywords: the small and medium business, Republic of Adygea, the problems of socio-economic development of the region, the state support of small business.

В настоящее время для федеральных и региональных властей приоритетными направлениями деятельности остаются укрепление социальных гарантий для граждан, недопущение массового роста безработицы, сохранение квалифицированных рабочих кадров в условиях мирового экономического кризиса. Властью считается, что наиболее эффективным способом решения этих приоритетных задач стало развитие малого предпринимательства как в целом по стране, так и в регионах. «Малый бизнес - это база для развития предпринимательской активности, и основа для расширения среднего класса, для того, чтобы к 2020 г. численность малого бизнеса составляла в среднем 60-70% от населения нашей страны.

Вклад малого и среднего предпринимательства в экономику Республики Адыгея - это третья часть валового регионального продукта республики, всех занятых в экономике, 47 % налоговых поступлений, более 45 % общего оборота организаций по республике. За 2014 год от субъектов малого и среднего предпринимательства поступило более 4 млрд. рублей налогов, что превышает уровень 2013 года в 1,3 раза (или на 700 млн. рублей). Доля налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в 2014 году по отношению к 2013 году выросла на 6,2 п.п.[1].

Сегодня малый и средний бизнес Республики Адыгея - это 3,8 тысячи малых и средних предприятий и 16,8 тысячи индивидуальных предпринимателей, где трудится 46 тысяч человек.

Структура предприятий по экономическим видам деятельности практически не меняется в течение последних лет. Подавляющее большинство малых и средних предприятий занимаются торговлей и общественным питанием - 37 %, производственным бизнесом - 14 %, строительством - 12 %, сельским хозяйством - 5,0 %, более 32 % предприятий сосредоточено в сфере услуг. Сохраняется резкая дифференциация в территориальном размещении малых и средних предприятий, основное их количество сосредоточено в республиканском центре(51%).

Что касается индивидуальных предпринимателей, то абсолютное большинство занимается оптовой и розничной торговлей (47 %), сельским хозяйством - 12 %, производственной деятельностью - 8 %.

Увеличение размера страховых взносов, уплачиваемых во внебюджетные фонды для самозанятого населения, конечно же, отразилось на бизнесе и республики. По итогам деятельности за 2013 год 4616 индивидуальных предпринимателей прекратили деятельность, тогда как зарегистрировались почти в три раза меньше - 1640. Наибольшее количество индивидуальных предпринимателей, прекративших свою деятельность, в сфере торговли (44 %), транспорта и связи (16 %), сельском хозяйстве (13 %).

На сегодняшний день ситуация в республике стабилизировалась. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Адыгея количество индивидуальных предпринимателей в 2014 году увеличилось на 300 единиц и составляет 16,8 тыс. единиц. При этом количество зарегистрировавшихся в текущем году индивидуальных предпринимателей превысило количество закрывшихся: зарегистрировано 2014 индивидуальных предпринимателей, прекратили свою деятельность 1937 индивидуальных предпринимателей.

По результатам составленного аналитиками агентства деловой информации Top-RF.ru рейтинга регионов Росси по предпринимательской активности, рассчитанному по доле индивидуальных предпринимателей в экономически активном населении региона, Республика Адыгея занимает второе место (8,21 %) после Краснодарского края (8,78%).

В секторе малого и среднего предпринимательства первое место по численности занятых на малых и средних предприятиях занимает производственная деятельность, где сосредоточено 29 % работников всех отраслей малого и среднего бизнеса, в сфере услуг занято 23%, в сфере оптовой и розничной торговли - 19 %, в строительстве - 15 %, в сельском хозяйстве - 10 %, на долю транспорта и связи приходится 6 %.

Таким образом, в сложившейся отраслевой структуре численности занятых на малых и средних предприятиях доминирует неторговый сектор экономики, что отвечает задачам модернизации экономики России.

Со времени создания первых малых предприятий в Республике Адыгея наблюдаются положительные тенденции в развитии этого сектора экономики. Адыгея располагает многоотраслевым сельским хозяйством и развитой перерабатывающей промышленностью. В связи с этим, приоритет в малом предпринимательстве отдается производству товаров народного потребления и переработке сельскохозяйственной продукции. В большинстве своем малые предприятия являются многопрофильными, что существенно повышает их устойчивость на рынке.

С ростом предприятий быстро множатся проблемы их развития, которые связываются в некоторое эффективно функционирующее целое. Несмотря на положительные результаты, достигнутые за последние годы, в республике имеется ряд характерных проблем, отражающих специфику социально-экономического развития Республики Адыгея и требующих решения программными методами [2].

В результате проведенного аналитического исследования можно обозначить следующие проблемы социально-экономического развития Республики Адыгея: - продолжается естественная убыль населения, несмотря на существенное её сокращение;

- наличие старения населения;

- высокий уровень безработицы;

- низкие среднедушевые доходы населения;

- недостаточный уровень решения жилищных проблем и отдельных показателей благоустройства жилищного фонда;

- острая нехватка мест в дошкольных учреждениях; -усиливается дефицит медицинских кадров с высшим образованием;

- снижение оснащенности медицинских учреждений больничными койками;

- рост заболеваемости населения;

- рост показателей инвалидности населения, в том числе среди населения в трудоспособном возрасте;

- высокий уровень преступности;

- низкий уровень валового регионального продукта на душу населения;

- снижение объема продукции сельского хозяйства в 2014 году ниже уровня предыдущего года;

- высокий уровень износа основных фондов по крупным и средним коммерческим организациям;

- низкий уровень инвестиций в основной капитал на душу населения;

- показатель оборота розничной торговли на душу населения отстает от аналогичного показателя по Южному федеральному округу и Российской Федерации;

- высокая доля убыточных предприятий формирует отрицательный сальдированный финансовый результат.

На сегодняшний день, несмотря на республиканскую целевую программу, позитивную, динамику малого предпринимательства в Адыгее, многомиллионные субсидии в его развитие, капиталоемкое строительство бизнес-инкубатора, а также помощь Центров занятости населения муниципальных образований, проблема безработицы продолжает существовать. Согласно анализу данных, по итогам работы за 1 квартал текущего года, уровень регистрируемой безработицы в республике составил 4,3 % (на начало года было 3,1 %). Среди субъектов Южного федерального округа Адыгея по этому показателю оказалась на 5 месте. Всего в органы занятости населения республики за предоставлением государственных услуг за этот период обратилось 16533 человека, что в 2,3 раза выше показателя прошлого года. Следовательно, официально зарегистрированное безработное население составляет 16533 человека, почти 15% трудоспособного населения республики. А республиканской программой предусмотрено привлечение безработных граждан к организации собственного бизнеса численностью 400 человек или 0,3% трудоспособного населения.

Второй проблемой выступает ограниченный доступ к кредитным ресурсам. В целях обеспечения доступа к банковским финансовым ресурсам, субъектам малого и среднего предпринимательства не располагающим достаточным объемом имущества для предоставления банку полноценного обеспечения возврата кредита, на территории Республики Адыгея действует программа «Гарантийный фонд». Гарантийный фонд - совокупность финансовых средств, консолидированных в некоммерческой организации «Фонд развития предпринимательства

Республики Адыгея», автономном учреждении Республики Адыгея «Агентство развития малого предпринимательства», предназначенных для исполнения его обязательств по представленным гарантиям и размещаемых в финансовых организациях на основе соглашений о сотрудничестве. Но и это не дает решения данной проблемы в силу ограниченности списка банков-партнеров: АКБ «Майкопбанк», АКБ «Новация», 3АКБ "Московский индустриальный банк", КБ «РОСЭНЕРГОБАНК», АКБ «Банк Москвы» [3].

В-третьих, в Адыгее совершенно не уделяется внимание молодежному предпринимательству, тогда как во многих крупных регионах страны на этом направлении делается акцент в рамках программы развития малого бизнеса. При этом молодого населения в республике - 30%. На сегодняшний день, власти Адыгеи решительно борются с социальными проблемами молодых, частично вовлекая их в социальные и политические проекты. Хотя активная занятость республиканской молодежи и её непосредственная вовлеченность в социально-экономические развитие республики стали бы более эффективными средствами в их разрешении. Остается надеяться, что само появление и функционирование бизнес-инкубатора, предназначенного в большей мере для молодых предпринимателей, будет способствовать этому.

В-четвертых, это скорее проблемы общефедерального характера. В силу вступивших изменений в налоговое законодательство РФ все чаще стали возникать проблемы по наполняемости регионального бюджета.

И это далеко не полный перечень всех проблем. Однако, следует иметь в виду, что малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; идет насыщение рынка товарами и услугами; создаются дополнительные рабочие места; расширяется потребительский сектор; лучше используются местные сырьевые ресурсы. Социальная функция малых предприятий состоит в их способности в больших масштабах поглощать незанятую рабочую силу, снижать социальную напряженность, безработицу. Поэтому развитие малых предприятий - это наиболее дешевый путь к рынку, закладывающий глобальные основы ресурсосберегающего экономического роста в стране. И без всесторонней поддержки [4], как со стороны государства, так и муниципальных образований, не обойтись, даже не смотря на то, что в данном направлении ведется активная работа.

Литература

1. http://www.adygheya.ru

2. Бородина В.В. «Малые предприятия» - М: Книжный мир, 2013

3. Постановление от 19.11.2013 г. № 862 - Об утверждении муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства Муниципального образования «Город Майкоп» на 2014 -2017 г. (5)

4. Приказ № 186-п Министерства экономического развития и торговли РА «О компенсации части затрат за участие субъектов малого и среднего предпринимательства в выставочных мероприятиях» от 24.07.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.