Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ'

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
48
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА НА РЕГИОНАЛЬНОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фатеева Светлана Викторовна, Кирпичева Инна Олеговна

Историческая ретроспектива реализации государственных функций в области социальной поддержки и социальной защиты населения доказывает актуальность данной темы и в настоящее время. При сформированном дефицитном государственном бюджете расходы по этой статье также будут снижаться. Решение этой проблемы перекладывается на плечи региональных и муниципальных властей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL POLICY: HISTORICAL BACKGROUND AND DEVELOPMENT TRENDS

Historical retrospective implementation of state functions in the area of social support and social protection of the population proves the relevance of this topic and at the present time. When formed the scarce state budget expenditures for this article will also decline. The solution to this problem is shifted onto the shoulders of regional and municipal authorities.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ»

работ по объекту «Реконструкция автодороги М-10 «Россия»

2. Конкурсная документация на проведение открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по объекту: «Строительство окружной автомобильной дороги г.Тюмени

3. Конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству окружной дороги г. Омска, участок Федоровка - Александровка, в соответствии с техническим заданием и проектно-сметной документацией

4. Конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по по реконструкции объекта "Автомобильная дорога Комсомольск-на-Амуре - Березовый - Амгунь - Могды -Чегдомын на участке км 130 - км 162" (2 этап)

5. Конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право заключения государственного контракта на Выполнение строительных работ по объекту: Строительство путепровода через ж/д на 1 км автодороги «Чехов-Попово» (г. Чехов), Чеховский район

6. Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 N 94-ФЗ

7. Федеральный закон от 06.05.1999 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд"

8. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Фатеева Светлана Викторовна

доктор философских наук, профессор, ИСОиП (филиал) ДГТУ, г. Ростов-на-Дону

Кирпичева Инна Олеговна магистрант ИСОиП (филиал) ДГТУ, г. Ростов-на-Дону

SOCIAL POLICY: HISTORICAL BACKGROUND AND DEVELOPMENT TRENDS

Fateeva Svetlana, doctor of philosophy, professor, ISOP (branch) of don state technical University, Rostov-on-Don Kirpicheva Inna, undergraduate ISOP (branch) of don state technical University, Rostov-on-Don АННОТАТАЦИЯ

Историческая ретроспектива реализации государственных функций в области социальной поддержки и социальной защиты населения доказывает актуальность данной темы и в настоящее время. При сформированном дефицитном государственном бюджете расходы по этой статье также будут снижаться. Решение этой проблемы перекладывается на плечи региональных и муниципальных властей. ABSTRACT

Historical retrospective implementation of state functions in the area of social support and social protection of the population proves the relevance of this topic and at the present time. When formed the scarce state budget expenditures for this article will also decline. The solution to this problem is shifted onto the shoulders of regional and municipal authorities.

Ключевые слова: социальная политика; социальная поддержка; социальное государство; социальная политика на региональном и муниципальном уровне.

Keywords: social policy; social support; welfare state; social policy at the regional and municipal level.

В современном мире уровень цивилизованности общества, как и авторитет нации, ставятся в прямую зависимость от положения детей и глубины заботы о них государства, общества в целом.

Возрастание социальной значимости проблемы воспитания и обучения детей с недостатками развития, наличие больших трудностей в ее решении выдвигают эту проблему в качестве международной. Многие государства испытывают потребность в выработке определенных международных принципов, которые могли бы быть положены в основу их деятельности в области специального образования и морально стимулировали бы эту деятельность. Некоторые государства нуждаются не только в моральной поддержке, но и в материальной и консультативной помощи. Поэтому эти проблемы стали предметом внимания многих организаций, функционирующих под

эгидой ООН. В их числе ЮНЕСКО, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Отдел специальных служб ООН, Отдел реабилитации ООН, Международная организация труда (МОТ), Международная лига обществ помощи умственно неполноценным лицам и т. д. Усилия этих организаций в основном направлены на решение следующих проблем: выявление биологических и социальных причин нарушений развития; разработка методов и критериев диагностирования отклонений; определение долга общества, государства в отношении этих лиц; изучение путей совершенствования системы помощи таким лицам всех возрастов; определение путей социальной адаптации и реабилитации; разработка правового положения инвалидов и т. д. [1]

Социальная поддержка умственно неполноценным лицам имеет давнюю историю. С развитием общества менялось не только его отношение к своим аномальным членам, изменялся и сам критерий аномальности. В каждой формации по-особому определялось общественное положение детей с нарушениями развития как членов определенного общества. Так, Римское право не признавало аномальных людей полностью дееспособными. В Древнем Риме имело место умерщвление детей-уродов. Одним из первых официальных документов на Руси был утвержденный в 996 г. киевским князем Владимиром Святославичем Устав о православной церкви, который обязывал церковь заботиться об убогих, нищих и юродивых. Вследствие этого организация призренческих воспитательных учреждений для убогих детей сосредоточивалась в основном в монастырях и церквах, о чем упоминается и в «Повести временных лет» (1074 г.). Общественное призрение способствовало возникновению в Киевской Руси, а затем и в Московском государстве приютов, воспитательных домов, в которых жили, воспитывались и подготавливались к посильному труду дети с различными видами нарушений. Первый такой дом возник в XI в. при Киево-Печерской лавре. В XIX в. после Великой французской революции заметно улучшается общественное положение аномальных детей. Французская революция рассматривала общественную помощь не как благотворительность, не как милостыню, а как обязанность государства, что потребовало отражения и в законодательстве. Однако во второй половине XIX в. бурное развитие промышленности, усиливающаяся потребность в квалифицированных кадрах заставили большинство развитых стран перейти к системе всеобщего начального образования. Это в свою очередь повлекло за собой усиление внимания ученых, педагогов и других к лицам с легкой степенью умственной отсталости, которая обнаруживается либо в процессе обучения, либо в условиях работы на производстве. Эти лица требовали к себе большего внимания, нежели лица с глубокой степенью отсталости, которые, находясь под постоянной опекой, не представляли серьезной опасности для общества. Дети с легкой степенью умственной отсталости не справлялись с программой начальной школы и, отчисляясь оттуда, попадали на улицу, становясь источником пополнения резервов антисоциальных элементов. Таким образом, помощь слабоумным начинает рассматриваться не только как проявление гуманности, но и как социальная необходимость, как средство самосохранения общества. Все это дало толчок к развитию сети спецучреждений, и в конце XIX в. в ряде стран открываются спецшколы для умственно отсталых детей, а через некоторое время появляются законы, регламентирующие деятельность этих учреждений и устанавливающие критерии отбора детей в эти учреждения. В СССР впервые типы учреждений для детей с нарушениями развития были определены в постановлении Совнаркома РСФСР «Об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и подростков» (1926 г.). Положение «О вспомогательной школе и вспомогательных вузах для умственно отсталых детей» (1928 г.), в котором обобщались все ранее изданные документы о специальных школах, применительно к школе вспомогательной. Особую остроту проблема воспитания

и обучения лиц с нарушениями развития приобрела после Второй мировой войны, так как оставалось мало государств, где бы в той или иной мере не осуществлялась помощь таким детям.[1]

В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН утвердила Всеобщую декларацию прав человека, в которой было сказано, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Особой значимостью явилось принятие Декларации о правах умственно отсталых лиц (1971 г.). Декларация признает необходимость оказания умственно отсталым лицам помощи в развитии их способностей в различных областях деятельности и содействия по мере возможности включения их в обычную жизнь общества.

Личность свободна в том обществе, где господствуют демократия, законность и другие принципы правового государства. А социальное благополучие человека составляет предпосылку и основу подлинной свободы личности. Обеспечение его зависит от социальной политики общества, государства и от качества нормативных актов, регулирующих распределение жизненных благ.

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 03.09.2014 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" [2]. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации. Каждый субъект федерации тоже вносит свой посильный вклад в становление социального государства. В Ростовской области с 1 января 2015 года вступил в действие Областной закон от 03.09.2014 № 222-ЗС «О социальном обслуживании граждан в Ростовской области». [3,4]. Также в Ростовской области действует «Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на перспективу до 2020 г.», в данном документе был очерчен круг задач в сфере социального обслуживания пожилых людей, инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и детей с ограниченными возможностями: [5]

- достижение норматива обеспеченности населения учреждениями социального обслуживания;

- создание безопасных условий функционирования и комфортных условий оказания социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания;

- оптимизация бюджетных расходов на обеспечение деятельности по предоставлению государственных социальных услуг;

- внедрение автоматизированных систем в практическую деятельность специалистов учреждений социального обслуживания;

- увеличение заработной платы работникам учреждений, с учетом качества, объемов и результативности предоставляемых услуг;

- развитие государственно-частного партнерства в сфере предоставления социальных услуг;

- формирование общественного мнения о повышении ответственности семьи за воспитание детей, уход за пожилыми и инвалидами с учетом государственной поддержки.

Помимо принятия законодательных актов о качестве социальной политики региона свидетельствуют цифры (Таб. №1-2). [6]

Таблица 1

Анализ удельного веса в составе доходов и расходов средств на социальную политику,2013 г., %

Наименование показателей Удельный вес в составе доходов Удельный вес в составе расходов

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 24,46 / 25,1 22,26 23,62

Пенсионное обеспечение 0,13 0,13 0,11 0,12

Социальное обслуживание населения 3,9 4,04 3,57 3,8

Социальное обеспечение населения 17,76 18,28 16,16 17,2

Охрана семьи и детства 1,78 1,75 1,6 1,6

Другие вопросы в области социальной политики 0,89 0,9 0,82 0,9

Таблица 2 Анализ удельного веса в составе доходов и расходов средств на социальную политику, 2014 г., % [6]

Наименование показателей Удельный вес в составе доходов Удельный вес в составе расходов

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 24,23 25,42 21,68 23,32

Пенсионное обеспечение 0,12 0,13 0,11 0,12

Социальное обслуживание населения 4,04 4,23 3,61 3,88

Социальное обеспечение населения 17,13 17,95 15,33 16,46

Охрана семьи и детства 2,05 2,17 1,8 2,0

Другие вопросы в области социальной политики 0,89 0,94 0,83 0,86

Проведенный анализ показал, что расходы региональных и местных бюджетов перестали определяться приоритетами бюджетной политики. Как отмечают ведущие политики и экономисты государства, сложившаяся экономическая ситуации в стране приведет к сокращению региональных расходов на социальную политику на 700 млрд. руб.

Основным органом, реализующим социальную политику на муниципальном уровне, выступает Департамент труда и социального развития. На территории г. Шахты государственные услуги в сфере социальной поддержки населения предоставляет Департамент труда и социального развития Администрации города Шахты. Цели и задачи деятельности департамента определены исходя из основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации, которые разработаны согласно стратегическим целям и направлениям развития Правительства Ростовской области, соответствуют приоритетам политики городского округа муниципального образования «Город Шахты» и направлены на усиление социальной защиты уязвимых групп населения, рост уровня и качества жизни. В ходе формирования системы целей ДТСР города Шахты учитывалась взаимосвязь с системой целей муниципального образования. Своевременное обеспечение мерами социальной поддержки льготной категории граждан, социальное обслуживание нуждающихся в помощи граждан пожилого возраста и инвалидов, содействие в реализации прав граждан в сфере трудовых отношений способствует достижению целей Администрации в части сбалансированного устойчивого развития муниципального образования в области социального развития. В целях повышения результативности бюджетных расходов, качества предоставления муниципальных услуг, создания стимулов для ориентации муниципальных учреждений на запросы потребителей социальных услуг и зависимости от финансирования реальных результатов работы, с 2010 года формируются муниципальные задания для подведомственных учреждений МБУ г.Шахты «ЦСО № 1» и МБУ г.Шахты «ЦСО № 2». [7] Финансовое

обеспечение выполнения муниципальных заданий производится в 100 % объеме. В 2014 году расходы на финансирование муниципального задания для подведомственных учреждений составляют 121233,2 тыс. рублей. Увеличение объемов финансирования на выполнение муниципального задания связано в 2012 году с выполнением Постановления Правительства Ростовской области от 19.07.2012 года № 644 «О повышении заработной платы отдельным категориям работников государственных учреждений», а в 2013 году с выполнением Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», а так же с реализацией Постановления Правительства Ростовской области от 24.04.2013 году №222 «О программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных учреждениях Ростовской области на 2013-2018 годы». Информация по показателям муниципальных заданий подведомственных учреждений за первое полугодие 2014 года отражена в таблице 3.[7]

Отклонение фактического объема предоставленных услуг от объема муниципального задания объясняется тем, что клиенты, принятые на обслуживание по нормативам городской местности, не имеющей коммунально-бытового благоустройства, перешли в разряд потребителей, проживающих в городском секторе с коммунально-бытовыми удобствами, что повлекло за собой увеличение численности на 137 человек. Увеличение численности обслуживаемых в отделениях производилось в пределах утвержденных нормативов.

Таким образом, современные тенденции развития государства и его социальная направленность предопределяют необходимость выделения не только специфических социальных функций, но и механизмов взаимодействия государственных организаций с негосударственным сектором. Это диктуется демократизацией общества и требует высокой ответственности участников процесса предоставления социальных благ населению, четкости и определенности в детерминировании собственно социальных услуг, их финансовом обеспечении, механизмах предоставления и формах контроля.

Таблица 3

Показатели муниципальных заданий подведомственных учреждений

№ п/п Наименование услуги Единица измерения услуги Объем муниципального задания на предоставление услуг Фактический объем предоставленных услуг Отклонение (5/4)*100%

Муниципальное бюджетное учреждение города Шахты «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов № 1»

1 Социальные услуги без обеспечения проживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, частично утративших способность к самообслуживанию человек 1920 1980 103

2 Социальные услуги без обеспечения проживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию , и страдающих тяжелыми заболеваниями человек 103 120 117

Муниципальное бюджетное учреждение города Шахты «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов № 2»

1 Социальные услуги без обеспечения проживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, частично утративших способность к самообслуживанию человек 1020 1080 106

2 Социальные услуги без обеспечения проживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию, и страдающих тяжелыми заболеваниями человек 150 150 100

Литература

1. Ахинов Г.А., Жильцов Е. Н. Экономика общественного сектора: учеб. пособие. М., 2008. С. 78

2. Федеральный закон от 03.09.2014 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"

3. Областной закон в соответствии с Федеральным законом от 03.09.2014 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ

Фатеева Светлана Викторовна

доктор философских наук, профессор ИСОиП (филиал) ДГТУ, г. Ростов-на-Дону

Грушинский Александр Владимирович

магистрант ИСОиП (филиал) ДГТУ, г. Ростов-на-Дону

ANALYSIS OF PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF SMALL ENTREPRENEURSHIP IN THE REPUBLIC OF ADYGEA Fateeva Svetlana, doctor of philosophy, professor, ISOP (branch) of don state technical University, Rostov-on-Don Grushinsky Aleksandr, undergraduate ISOP (branch) of don state technical University, Rostov-on-Don АННОТАТАЦИЯ

Данная статья посвящена основным проблемам предприятий малого и среднего бизнеса Республики Адыгея. Также представлен краткий срез основных макроэкономических показателей их деятельности, а также фокус-место государственной политики в отношении поддержки этих организаций.

4. Областной закон от 03.09.2014 № 222-ЗС «О социальном обслуживании граждан в Ростовской области»

5. Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на перспективу до 2020

6. www.rosstat.ru г.

7. http://shakhty-gorod.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.