оценить и спрогнозировать сценарии, а также предложить рекомендации для регионов Украины по повышению эффективности и экономической безопасности государства на основе совершенствования регионального электроэнергетического комплекса.
Литература
1. Сталий розвиток: еколого-економiчна оптимiзацiя територiально-виробничих систем / Н.В.Караева, Р.В.Корпан, Т.А.Коцко та ш./За заг. ред. 1.В. Недша. - Суми: ВТД «Ушверситетська книга», 2008. - 384 с.
2. Мастерство енергетики та вупльноТ промисловост УкраТни - режим доступа http://mpe.kmu.gov.ua /fuel/control/uk/index
3. Енергетична стратепя УкраТни на перюд до 2030 року [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://www.zakon1.rada.gov.ua/signal/kr06145a.doc
4. Енергетична безпека УкраТни: чинники впливу, тен-денци розвитку / За ред. М.П. Ковалка, А.К. Шид-ловського, В.П. Кухаря. - К.: НАНУ, АТ "Енергозбере-ження", 2008. - 160 с.
АНАЛИЗ МЕТОДИК ВЫСТАВЛЕНИЯ БАЛЛЬНЫХ ОЦЕНОК ПО СТОИМОСТНЫМ КРИТЕРИЯМ КОНКУРСОВ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И (ИЛИ) РЕКОНСТРУКЦИИ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Усачев Егор Евгеньевич
Аспирант, Тульский Государственный Университет, г. Тула
ANALYSIS OF METHODS OF PLACING POINT ESTIMATES ON COST CRITERIA TENDERS FOR THE CONSTRUCTION AND /OR RECONSTRUCTION OF ROADS
Usachev Egor Evgenievich, Postgraduate, Tula state University АННОТАЦИЯ
В статье автором проведен анализ методик оценки стоимостных предложений, представленных в трех последовательно сменявших друг друга системах государственных закупок России. Выявлены сильные и слабые стороны данных методик в контексте их использования в конкурсах на заключение договоров по строительству и реконструкции автомобильных дорог регионального значения. ABSTRACT
In the article the author analyzes methods of evaluation of cost proposals submitted in three series of successive systems of public procurement in Russia. Identified strengths and weaknesses of these techniques in the context of their use in tenders for contracts for the construction and reconstruction of roads of regional significance.
При проведении закупок для государственных и муниципальных нужд, самой распространенным типом оценки и сопоставления конкурсных заявок является балльная оценка. Она может проводиться с использованием различных методик. Одним из ключевых отличий методик, использовавшихся в российской практике государственных закупок, является способ выставления баллов по стоимостному (ценовому) критерию. Проведем анализ используемых и использовавшихся в российской практике методик выставления баллов конкурсным предложениям по стоимостному критерию. Изучение характерных особенностей рассматриваемых методик будет проводиться с позиций выявления их сильных и слабых сторон в контексте их применения при выборе наилучших условий исполнения контрактов в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог регионального значения.
Рассмотрим три методики, представленные в системах государственных закупок России, действовавших в рамках федеральных законов «97-ФЗ», «94-ФЗ» и «44-ФЗ». Сами методики условимся называть соответственно федеральным законам, которыми они были установлены.
Согласно методике «97-ФЗ» [7], баллы, выставляемые участникам конкурса в соответствии с предложенными ими ценами, определяются по формуле:
Б = Л + N ~ N>
Nлучi Nxydi
(100 - A)
, (1) где:
Бц - балльная оценка оцениваемого j-го показателя для и го поставщика;
- значение оцениваемого j-го показателя для нго поставщика в натуральных единицах измерения; Ыхуд! - худшее значение оцениваемого j-го показателя среди всех поставщиков в натуральных единицах измерения;
Ыдуч - лучшее значение оцениваемого j-го показателя среди всех поставщиков в натуральных единицах измерения.
В рамках методики «94-ФЗ» [6] используется другая формула:
- N
=
N
:100
(2) где:
Ытах- начальная (максимальная) цена контракта, установленная в конкурсной документации.
Самая актуальная с точки зрения российского законодательства методика «44-ФЗ» [8] предполагает использование другой формулы:
Б
N
У *
У
N
100
луч (3)
Рассмотрим некоторые особенности вышеприведенных формул. Так, максимальное количество баллов по каждой методике может быть любым - 10 (100, 1000) (разница состоит в том, что по методикам «97-ФЗ» и «ФКС» 10 (100, 1000) баллов выставляется автоматически, а по методике «94-ФЗ» максимальный балл получает только нулевое предложение). Другим отличием является способ выставления минимального балла. Так, по методике «97-ФЗ», 1 балл выставляется автоматически худшему показателю, а по методике ФКС - при расчете по соответствующей формуле минимальный балл может быть любым в диапазоне 0-10 (100,1000) баллов. Принцип выставления минимального балла по методике «94-ФЗ» аналогичен методике «ФКС».
Отличительной особенностью методики «94-ФЗ» является использование в формуле начальной (максимальной) цены контракта. Это делает балльную оценку по каждому из предложений независимой от других предложений, чего нельзя сказать о методиках «97-ФЗ» и «ФКС», в которых формулы используют нефиксированные составляющие - худшее и лучшее значения предлагаемых цен. Преимуществом вторых является то, что тому или иному участнику конкурса может быть трудно «предугадать» получаемое им количество баллов по ценовому критерию (ведь предложения других участников известны только самим участникам, в отличие от начальной цены контракта, которая оглашается в конкурсной документации).
В целях осуществления анализа вышеуказанных методик и выявления их особенностей с точки зрения распределения баллов коммерческих предложений по ценовому критерию, сделаем предположение, что на распределение баллов может оказывать влияние характер
набора значений самих предложений. Можно сделать предположение о том, что на способ распределения баллов по методикам влияет характер всей совокупности данных, который можно выразить понятием вариативности (вариации).
Для сравнения вариаций нескольких признаков по одной и той же совокупности объектов показатели вариации приводятся к сопоставимому виду. Достигается это сравнением среднего квадратического отклонения со средним уровнем того же признака. Получаемые величины называются коэффициентами вариации, значения которых обычно указывают в процентах. В статистике совокупности, имеющие коэффициент вариации больше 3035%, принято считать неоднородными. Коэффициент вариации рассчитывается по следующей формуле:
Б.. = = *100% и X
(4)
где:
а - среднеквадратическое отклонение; X - среднее арифметическое выборки.
Для выявления особенностей каждой из методик в части распределения баллов между конкурсными предложениями, используем два набора условных данных, выражающих предложения условных участников конкурса по ценовому критерию. Первый набор данных представляет собой ценовые предложения, несущественно отличающиеся друг от друга. Для второго набора, наоборот, характерен существенный разброс значений предлагаемых цен. Распределение баллов представим в табличном и графическом видах.
В таблице 1 представлены оба вышеописанных набора данных для десяти условных конкурсантов и результаты расчета баллов по трем методикам. Полученные результаты отражены на графиках (рисунок 1).
Таблица 1
Предложения участников конкурса по критерию цены с различными показателями вариации и балльные оценки
_по методикам «97-ФЗ», «ФКС», «94-ФЗ»_
Критерий Участник конкурса
№1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8 №9 №10 Коэффициент вариации (V), % Начальная цена контракта
Цена 1, руб (сильная вариативность) 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 51
Цена 2, руб (слабая вариативность) 150 155 160 165 170 175 180 185 190 195 8 200
Баллы (Цена 1) По М. «97-ФЗ» 100 89 78 67 56 45 34 23 12 1 66
По М.ФКС 100 50 33,3 25 20 16,7 14,3 12,5 11,1 10 94
По М. «94-ФЗ» 90,2 80,4 70 60 50 40 30 20 10 0 64
Баллы (Цена 2) По М. «97-ФЗ» 100 89 78 67 56 45 34 23 12 1 66
По М.ФКС 100 96,8 93,8 90,1 88,2 85,7 83,3 81,1 78,9 76,9 9
По М. «94-ФЗ» 23,1 20,5 17,9 15,4 12,8 10,3 7,7 5,1 2,6 0 55
Результаты проведенного анализа показывают, что, в случае значительного разброса величин показателей предложений участников конкурса, методика «97-ФЗ» пропорционально распределяет баллы участников
конкурса. Распределение по методике «ФКС» в данном примере является гиперболическим и неравномерным. Методика «94-ФЗ» распределяет баллы образом, схожим с распределением по методике «97-ФЗ».
В случае незначительного разброса величин показателей предложений участников конкурса, методика «97-ФЗ» характеризуется высокой чувствительностью к распределению балльных оценок, а само распределение баллов не меняется. Для методики «ФКС» характерны не-
значительно отличающиеся оценки, что в данном примере характеризует ее с положительной стороны. Для распределения баллов по методике «94-ФЗ», при незначительной вариации исходных данных, характерен совершенно иной диапазон выставляемых оценок.
Рисунок 1. Результат распределения баллов для значений по критерию «Цена 1» с сильной вариативностью (слева) и для значений по критерию «Цена 2» со слабой вариативностью (справа)
С одной стороны, методика «ФКС», используемая в рамках актуальных правил оценки конкурсных предложений, не подходит для оценки предложений, значения которых по определенному критерию сильно отличаются друг от друга, так как нелинейно распределяет рассчитываемые баллы. С другой стороны, при достаточно «плотном» разбросе значений, методика ФКС имеет очевидные преимущества перед методикой «97-ФЗ», которая, линейно распределяя баллы, не учитывает «масштаба» разброса значений. Методика «94-ФЗ», при сильной вариации данных, дает оценки, приближенные к методике «97-ФЗ», но при незначительной вариации дает балльные результаты, аналогичные результатам по методике «ФКС», но в более «узком» диапазоне балльных значений (линии распределения баллов параллельны).
Мы выяснили, что математический аппарат, используемый в трех рассматриваемых методиках, закладывает в них определенные преимущества и недостатки, в зависимости от степени вариации исходных данных. На вопрос о том, какая методика является более подходящей для оценивания конкурсных предложений проектов по строительству, реконструкции или капитальному ремонту автомобильных дорог регионального значения можно ответить, определив «нормальную» вариацию ценовых предложений, имеющих место быть в подобных конкурсах. С этой целью проведем исследование вариации ценовых предложений, взятых из конкурсных документаций региональных конкурсов на заключение контрактов по строительству, реконструкции или капитальному ремонту автомобильных дорог регионального уровня [1-5]. Результаты анализа сведем в таблице 2.
Таблица 2
Расчет коэффициента вариации для ценовых предложений региональных конкурсов на заключение контрактов _по строительству и реконструкции автомобильных дорог_
Конкурс Количество участников Снижение цены (разница между минимальным и максимальным предложениями), % Коэффициент вариации, %
Реконструкция автодороги М-10 «Россия» в Ленинградской области 6 9,6 3,8
Строительство окружной автодороги г. Тюмени 2 0,5 0,25
Строительство окружной дороги г. Омска 3 6,5 3,4
Реконструкция автодороги «Комсомольск-на-Амуре - Березовый -Чегдомын» в Хабаровском крае 3 0,2 0,1
Строительство путепровода через ж/д на 1 км автодороги «Чехов-Попово» в Московской области 3 2,2 1,2
Проанализировав вышеприведенные данные, сделаем вывод, что вариация ценовых предложений не превышает 4%, и это говорит о высоком уровне однородности таких данных и целесообразности применения методик «ФКС» или «94-ФЗ», распределение баллов по которым характеризуется умеренной чувствительностью. Исполь-
зование методики «97-ФЗ» в данном случае может привести к необъективным результатам по следующей причине.
Список литературы 1. Конкурсная документация на проведение открытого конкурса на право заключения государственного контракта Санкт-Петербурга на выполнение
работ по объекту «Реконструкция автодороги М-10 «Россия»
2. Конкурсная документация на проведение открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по объекту: «Строительство окружной автомобильной дороги г.Тюмени
3. Конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству окружной дороги г. Омска, участок Федоровка - Александровка, в соответствии с техническим заданием и проектно-сметной документацией
4. Конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по по реконструкции объекта "Автомобильная дорога Комсомольск-на-Амуре - Березовый - Амгунь - Могды -Чегдомын на участке км 130 - км 162" (2 этап)
5. Конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право заключения государственного контракта на Выполнение строительных работ по объекту: Строительство путепровода через ж/д на 1 км автодороги «Чехов-Попово» (г. Чехов), Чеховский район
6. Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 N 94-ФЗ
7. Федеральный закон от 06.05.1999 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд"
8. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Фатеева Светлана Викторовна
доктор философских наук, профессор, ИСОиП (филиал) ДГТУ, г. Ростов-на-Дону
Кирпичева Инна Олеговна магистрант ИСОиП (филиал) ДГТУ, г. Ростов-на-Дону
SOCIAL POLICY: HISTORICAL BACKGROUND AND DEVELOPMENT TRENDS
Fateeva Svetlana, doctor of philosophy, professor, ISOP (branch) of don state technical University, Rostov-on-Don Kirpicheva Inna, undergraduate ISOP (branch) of don state technical University, Rostov-on-Don АННОТАТАЦИЯ
Историческая ретроспектива реализации государственных функций в области социальной поддержки и социальной защиты населения доказывает актуальность данной темы и в настоящее время. При сформированном дефицитном государственном бюджете расходы по этой статье также будут снижаться. Решение этой проблемы перекладывается на плечи региональных и муниципальных властей. ABSTRACT
Historical retrospective implementation of state functions in the area of social support and social protection of the population proves the relevance of this topic and at the present time. When formed the scarce state budget expenditures for this article will also decline. The solution to this problem is shifted onto the shoulders of regional and municipal authorities.
Ключевые слова: социальная политика; социальная поддержка; социальное государство; социальная политика на региональном и муниципальном уровне.
Keywords: social policy; social support; welfare state; social policy at the regional and municipal level.
В современном мире уровень цивилизованности общества, как и авторитет нации, ставятся в прямую зависимость от положения детей и глубины заботы о них государства, общества в целом.
Возрастание социальной значимости проблемы воспитания и обучения детей с недостатками развития, наличие больших трудностей в ее решении выдвигают эту проблему в качестве международной. Многие государства испытывают потребность в выработке определенных международных принципов, которые могли бы быть положены в основу их деятельности в области специального образования и морально стимулировали бы эту деятельность. Некоторые государства нуждаются не только в моральной поддержке, но и в материальной и консультативной помощи. Поэтому эти проблемы стали предметом внимания многих организаций, функционирующих под
эгидой ООН. В их числе ЮНЕСКО, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Отдел специальных служб ООН, Отдел реабилитации ООН, Международная организация труда (МОТ), Международная лига обществ помощи умственно неполноценным лицам и т. д. Усилия этих организаций в основном направлены на решение следующих проблем: выявление биологических и социальных причин нарушений развития; разработка методов и критериев диагностирования отклонений; определение долга общества, государства в отношении этих лиц; изучение путей совершенствования системы помощи таким лицам всех возрастов; определение путей социальной адаптации и реабилитации; разработка правового положения инвалидов и т. д. [1]