ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
В РЕГИОНАХ УКРАИНЫ
Турбина Оксана Игоревна
старший преподаватель, Донецкий государственный университет управления, г. Мариуполь
STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE ELECTRICITY SECTOR IN THE REGIONS OF UKRAINE Turbina Oksana Igorevna, senior Lecturer Donetsk State University of Management, Mariupol АННОТАЦИЯ
В современных условиях рыночной экономики электроэнергетический комплекс региона остро нуждается в усовершенствовании стратегии и направлений ее развития, которые должны учитывать максимальное количество показателей влияния внешней и внутренней среды. Разработаны стратегические направления развития электроэнергетического комплекса региона. ABSTRACT
In today's market economy electric power system in the region most urgent needs improvement strategies and directions of its development, which should take into account the maximum number of impact indicators of external and internal environment. A strategic direction of the electricity sector in the region.
Ключевые слова: электроэнергетический комплекс, стратегическое развитие. Keywords: electric power system, improvement strategies.
Современное состояние регионов и эффективное взаимодействие топливно-энергетического комплекса, металлургической промышленности, транспорта, других стратегических отраслей является одним из определяющих факторов эффективного развития национальной экономики. Энергетическая составляющая рассматривается как важный индикатор оценки национальной экономики, а топливно-энергетическим ресурсам уделяется ключевое место в стратегических программах и внешнеэкономической политике страны.
Структурные сдвиги, произошедшие в электроэнергетической системе за последнее десятилетие, указывают на значимость структурного фактора в экономической стабильности и эффективности функционирования энергетики, а также его влияние на ценовую динамику и конъюнктуру внутреннего и внешнего рынка. В современных условиях одной из актуальных является проблема эффективного регионального развития электроэнергетического комплекса и достижения макроэкономической сбалансированности на основе взвешенной ценовой политики на микро-, мезо- и макроуровне.
Электроэнергетика, которая обеспечивает деятельность предприятий, различных отраслей, функционирующих на территории региона, безопасность государства и материальные условия жизни населения, является базовой стратегической системой. Влияние состояния электроэнергетической системы на экономику Украины трудно переоценить, учитывая большую энергоемкость валового внутреннего продукта и рост спроса на энергоносители, что выводит проблемы эффективного функционирования энергетических предприятий в ряд важнейших. О необходимости и приоритетности их устойчивого развития неоднократно отмечалось в работах отечественных исследователей М.А.Павловского, А.К.Шидловского, В.М.Гейца,
М.М.Кулика, М.П.Ковалка, В.О.Точилина, Р.Р.Голуба, И.В.Недина, В.Е.Лира, зарубежных - Ф.Волака, Г.П.Куто-вого, В.А.Непомнящего, Б.З.Гамма и др.
Уровень развития энергетического комплекса оказывает решающее влияние на состояние экономики в регионе и государстве, решение проблем социальной сферы и уровень жизни населения. Электроэнергетика, которая охватывает процессы производства (добычи), преобразования, транспортировки топливно-энергетических ресурсов, является организационно сложной эколого-экономи-ческой и производственно-технологической системой, активно влияет на окружающую среду. Характерная особенность этого влияния заключается в многоплановости (одновременное воздействие на различные компоненты окружающей среды) и разнообразия характера воздействия (химическое и радиоактивное загрязнение, тепловые, радиационные, акустические и другие физические воздействия). Эти негативные последствия проявляются не только на локальном и региональном, но и в глобальном масштабе.
Поэтому одной из главных задач функционирования электроэнергетического комплекса региона и основным направлением его дальнейшего развития является создание предпосылок для обеспечения потребностей страны в топливно-энергетических ресурсах при безусловном соблюдении требований по рациональному использованию природных ресурсов, минимизации негативного воздействия на окружающую среду с учетом международных природоохранных обязательств Украины, социально-экономических и ограничений.
Современные условия развития человечества характеризуются качественно новыми угрозами и опасностями глобального масштаба, и постановкой новых задач
- поиск основ, принципов и ценностей, которые бы способствовали выживанию и дальнейшему динамичному непрерывного развития общества.
Такой новый подход к взаимодействию человека и природы получил название концепции устойчивого развития и можно кратко охарактеризовать следующим тезисом: для того чтобы развитие было устойчивым, необходимо учесть не только его экономические аспекты, а и социальные, экологические и энергетические. В общем плане устойчивое развитие предполагает решение следующих важнейших проблем [1]:
• сохранение качества окружающей природной
среды;
• поступательное экономическое развитие;
• обеспечение энергетической безопасности;
• решение социальных проблем общества.
Таким образом, только комплексное решение проблем эколого-экономического развития может стать базовым для обеспечения устойчивого развития.
Электроэнергетический комплекс имеет важнейшее значение для устойчивого развития и является существенной составляющей при решении первоочередных проблем: сохранение качества окружающей природной среды; поступательного экономического развития; обеспечение энергетической безопасности; решение социальных проблем общества. В то же время влияние энергетики на составляющие устойчивого развития является одновременно взаимосвязанным и взаимопротивоположным. Так, с одной стороны, для обеспечения поступательного экономического развития необходимы значительные энергетические ресурсы по оптимальным ценам. С другой, именно энергетические выбросы являются наибольшими загрязнителями окружающей природной среды.
Украина входит в перечень высокоразвитых энергетических стран мира. Ее энергетическая отрасль сегодня обеспечивает потребности страны в электрической энергии и может производить значительный объем электроэнергии для экспорта. По данным Минтопэнерго [2], в 2011 году потреблено 9,3 млн. т. нефти, 57,4 млн. куб. природного газа, 195 млрд. кВт-час. электроэнергии. В отношении этих показателей в Энергетической стратегии Украины до 2030 прогнозируется, что потребление электроэнергии увеличится в 2 раза, потребление нефти для внутренних нужд - в 1,5 раза; потребление угольной продукции - в 2 раза, мощности генерирующих электростанций увеличатся в 2,2 раза. В то же время предполагается, что потребление природного газа уменьшится до 49,5 млн. кубометров.
Основой электроэнергетики страны является объединенная энергетическая система (ОЭС) Украины, которая осуществляет централизованное обеспечение электроэнергией внутренних потребителей, взаимодействует с энергосистемами сопредельных стран, обеспечивает экспорт, импорт и транзит электроэнергии. Она сочетает энергогенерирующие мощности, распределительные сети регионов Украины, связанные между собой системообразующими линиями электропередач напряжением 220-750 кВ. Оперативно-технологическое управление ОЭС и управления режимами энергосистемы осуществляется централизованно государственным предприятием НЭК «Укрэнерго».
На сегодняшний день большая часть генерирующих активов и электросетей изношена и неэффективна;
для поддержания надежности энергосистемы нужна полномасштабная программа модернизации этих активов.
Учитывая важность и необходимость ЕЭК, Институтом общей энергетики Национальной академии наук Украины и рабочей группой Минтопэнерго разработана «Энергетическая стратегия Украины на период до 2030 года» [3]. Реализация Энергетической стратегии должна обеспечить превращение Украины в активного участника международных отношений в сфере энергетики, в частности, через участие в международных и межгосударственных образованиях и энергетических проектах. Для этого правительство должно создавать условия для деятельности соответствующих субъектов по следующим направлениям: импорт-экспорт энергопродуктов; реализация и развитие транзитного потенциала; участие в разработке энергетических ресурсов и сооружении энергетических объектов за пределами Украины и др.
Электроэнергетический комплекс Украины должен соответствовать мировым требованиям по экономичности, экологичности и надежности энергоснабжения, расширение экспорта электроэнергии благодаря выходу на параллельную работу с энергетическими объединениями стран Европы (UCTE).
Однако эффективность деятельности топливно-энергетического комплекса вызывает много вопросов у ученых, экономистов и специалистов в этой области. Критическое состояние энергоресурсной базы, дефицит топливно-энергетических ресурсов, морально и физически устаревшие технологии добычи, транспортировки, переработки и использования природных топлив, снижение качества поставляемого топлива в энергетике, - все это снижает экологическую безопасность функционирования отрасли и требует разработки стратегии и реализации конкретных оперативных мероприятий регионального масштаба.
Такое экологическое положение в стране обусловлено рядом факторов объективного и субъективного характера, в том числе отсутствием региональных программ по обеспечению высокого уровня экологической безопасности и конкретные меры по ее улучшению. Это не позволяет в перспективе обеспечить надежное энергообеспечение регионов, которое бы стало залогом национальной безопасности.
Нынешний уровень энергетической безопасности регионов Украины по многим ее составляющими является неудовлетворительным. Главными факторами этого является: сверхвысокая энергоемкость потребления энергетических продуктов в отраслях экономики и социальной сфере; нерациональная структура топливно-энергетических балансов регионов; снижение эффективности производства и транспортировки энергетических продуктов; высокий уровень вредного влияния объектов энергетики на окружающую среду [4].
Для оценки энергетической безопасности с позиций эколого-экономического развития необходимо учитывать уровень выбросов загрязняющих веществ, энергоемкость ВВП и энергоэффективность национальной и региональной экономики. Анализ энергоэффективности на основе статистических данных показал, что в региональном плане социально-экономическое развитие регионов Украины имеет значительный неравномерный характер. Концентрация деловой активности в крупнейших местах
(столицах) и отдельных регионах, создание локализованных инновационно-инвестиционных центров быстрого роста обуславливают значительное усиление асимметрии в социально-экономическом развитии территорий. Про-мышленно развитые регионы имеют низкие показатели энергоэффективности, несмотря на высокий уровень ВВП.
Донецкая область по показателю энергоемкости регионального ВВП занимает одно из первых мест, а по показателю энергоэффективности, характеризующий зависимость между результатами деятельности и количеством потребленных энергетических ресурсов - на последних местах.
Таблица 1
Показатели энергоэффективности для некоторых регионов Украины за 2013 год
Область Количество населения, тыс. чел. Общее энергообеспечение, тыс. т. у.т. Региональный ВВП, млн. грн Выбросы тыс.т Энергоемкость регионального ВВП Энергоэффективность
Украина в целом 45778,5 128668,8 1082569 6877,3 0,119 8,414
Винницкая 1641,2 3781,6 23589 169,9 0,160 6,238
Днепропетровская 3336,5 17359,7 116136 1157,9 0,149 6,690
Донецкая 4433,0 33501,5 128986 1729,3 0,260 3,850
Житомирская 1279,0 1684,3 18743 86,8 0,090 11,128
Запорожская 1801,3 7142,7 42736 341,2 0,167 5,983
Киевская 1717,6 4234,4 44953 278,7 0,094 10,616
Луганская 2291,3 12380,1 45541 553,5 0,272 3,679
Львовская 2544,7 4901,0 41665 256,6 0,118 8,501
Одесская 2388,7 4359,0 53878 173,8 0,081 12,360
Тернопольская 1084,1 1339,4 12726 65,4 0,105 9,501
Харьковская 2755,1 5939,0 65293 303 0,091 10,994
Черниговская 1098,2 1939,8 17008 98 0,114 8,768
Фундаментальной категорией, которую необходимо применять при управлении развитием региона, является устойчивость, определяемая как свойство сложной системы достигать сбалансированности функционирования и развития на основе стратегических приоритетов и принципов в условиях проявления внешних и внутренних воздействий, условий и факторов.
Одним из инструментов управления устойчивым развитием региона является стратегическое планирование, позволяет обеспечить эффективное управление развитием экономики региона на основе совокупности элементов и их взаимосвязей: управленческих воздействий и принятых решений органов управления, целевых ориентиров и приоритетов, принципов, структур, ресурсов, инструментов и др.
Основные стратегические направления развития электроэнергетического комплекса региона построены на основе классификации региональных механизмов развития и внутренних системообеспечивающих факторов и условий:
- развитие региональных промышленных комплексов на основе повышения роли электроэнергетической системы в соблюдении энергетической безопасности государства;
- реформирование отношений собственности предприятий электроэнергетической системы региона и создание эффективной системы управления;
- диверсификация источников первичных энергопродуктов (природного газа, нефти, ядерного топлива);
- внедрение механизмов мотивации к эффективному использованию энергетических ресурсов конечными потребителями;
- развитие генерации на базе возобновляемых источников энергии, и реализация мер по энергоэффективности и энергосбережению;
- установление четкой экономической и технически обоснованной системы взаимоотношений в цепи потребитель исполнитель услуг - энергоснабжаю-щая компания;
- совершенствование тарифообразования на электроэнергию;
- развитие и максимальное использование собственного ресурсного потенциала, реконструкция и техническое перевооружение региональных электроэнергетических предприятий;
- обеспечение соблюдения национальных и международных экологических стандартов, и нормативов по охране окружающей природной среды и использования природных ресурсов. Исследование условий социально-экономического
развития регионов определило значительные различия в энергообеспеченности и энергоэффективности регионов, энергоемкости регионального ВВП и существующие приоритеты их энергетического развития. В промышленных регионах с высоким уровнем социально-экономического развития повышения энергоэффективности необходимо проводить за счет стимулирования широкомасштабного внедрения энергосберегающих мероприятий. Результаты исследования положены в концептуальные основы эко-лого-экономической безопасности с использованием экологических предпосылок.
Требуют дальнейшего исследования теоретическое обоснование стратегии развития электроэнергетического комплекса региона, конкретные показатели и индикаторы эффективного регионального развития с соответствующими практическими расчетами и рекомендациями, рыночный механизм интегральных экономических связей в электроэнергетической системе.
Таким образом, формирование стратегии эффективного регионального развития и дальнейшее совершенствование системы экономических показателей позволят
оценить и спрогнозировать сценарии, а также предложить рекомендации для регионов Украины по повышению эффективности и экономической безопасности государства на основе совершенствования регионального электроэнергетического комплекса.
Литература
1. Сталий розвиток: еколого-економiчна оптимiзацiя територiально-виробничих систем / Н.В.Караева, Р.В.Корпан, Т.А.Коцко та ш./За заг. ред. 1.В. Недша. - Суми: ВТД «Ушверситетська книга», 2008. - 384 с.
2. Мастерство енергетики та вупльноТ промисловост УкраТни - режим доступа http://mpe.kmu.gov.ua /fuel/control/uk/index
3. Енергетична стратепя УкраТни на перюд до 2030 року [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://www.zakon1.rada.gov.ua/signal/kr06145a.doc
4. Енергетична безпека УкраТни: чинники впливу, тен-денци розвитку / За ред. М.П. Ковалка, А.К. Шид-ловського, В.П. Кухаря. - К.: НАНУ, АТ "Енергозбере-ження", 2008. - 160 с.
АНАЛИЗ МЕТОДИК ВЫСТАВЛЕНИЯ БАЛЛЬНЫХ ОЦЕНОК ПО СТОИМОСТНЫМ КРИТЕРИЯМ КОНКУРСОВ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И (ИЛИ) РЕКОНСТРУКЦИИ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Усачев Егор Евгеньевич
Аспирант, Тульский Государственный Университет, г. Тула
ANALYSIS OF METHODS OF PLACING POINT ESTIMATES ON COST CRITERIA TENDERS FOR THE CONSTRUCTION AND /OR RECONSTRUCTION OF ROADS
Usachev Egor Evgenievich, Postgraduate, Tula state University АННОТАЦИЯ
В статье автором проведен анализ методик оценки стоимостных предложений, представленных в трех последовательно сменявших друг друга системах государственных закупок России. Выявлены сильные и слабые стороны данных методик в контексте их использования в конкурсах на заключение договоров по строительству и реконструкции автомобильных дорог регионального значения. ABSTRACT
In the article the author analyzes methods of evaluation of cost proposals submitted in three series of successive systems of public procurement in Russia. Identified strengths and weaknesses of these techniques in the context of their use in tenders for contracts for the construction and reconstruction of roads of regional significance.
При проведении закупок для государственных и муниципальных нужд, самой распространенным типом оценки и сопоставления конкурсных заявок является балльная оценка. Она может проводиться с использованием различных методик. Одним из ключевых отличий методик, использовавшихся в российской практике государственных закупок, является способ выставления баллов по стоимостному (ценовому) критерию. Проведем анализ используемых и использовавшихся в российской практике методик выставления баллов конкурсным предложениям по стоимостному критерию. Изучение характерных особенностей рассматриваемых методик будет проводиться с позиций выявления их сильных и слабых сторон в контексте их применения при выборе наилучших условий исполнения контрактов в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог регионального значения.
Рассмотрим три методики, представленные в системах государственных закупок России, действовавших в рамках федеральных законов «97-ФЗ», «94-ФЗ» и «44-ФЗ». Сами методики условимся называть соответственно федеральным законам, которыми они были установлены.
Согласно методике «97-ФЗ» [7], баллы, выставляемые участникам конкурса в соответствии с предложенными ими ценами, определяются по формуле:
Б = Л + N ~ N>
Nлучi Nxydi
(100 - A)
, (1) где:
Бц - балльная оценка оцениваемого j-го показателя для и го поставщика;
- значение оцениваемого j-го показателя для нго поставщика в натуральных единицах измерения; Ыхуд! - худшее значение оцениваемого j-го показателя среди всех поставщиков в натуральных единицах измерения;
Ыдуч - лучшее значение оцениваемого j-го показателя среди всех поставщиков в натуральных единицах измерения.
В рамках методики «94-ФЗ» [6] используется другая формула:
- N
=
N
:100
(2) где:
Ытах- начальная (максимальная) цена контракта, установленная в конкурсной документации.
Самая актуальная с точки зрения российского законодательства методика «44-ФЗ» [8] предполагает использование другой формулы: