Научная статья на тему 'Анализ проблем и идентификация требований законодательства в области охраны окружающей среды, применимых к объектам нефтегазовой отрасли'

Анализ проблем и идентификация требований законодательства в области охраны окружающей среды, применимых к объектам нефтегазовой отрасли Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
283
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / НЕФТЕГАЗОВАЯ ОТРАСЛЬ / НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шалина Анна Евгеньевна, Киселёва Светлана Петровна, Черноплёков Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ проблем и идентификация требований законодательства в области охраны окружающей среды, применимых к объектам нефтегазовой отрасли»

- срок окупаемости при описанных выше нормативных сроках строительства, а также условий загрузки номеров и стратегии продаж составил 57 месяцев или 4 года и 9 месяцев.

Таким образом, данный проект можно признать эффективным как для всего проекта в целом, так и для отдельных его программ, так как индекс прибыльности больше 1, IRR выше нормы процентной ставки по долгосрочным кредитам, сроки окупаемости приемлемы, величина чистого приведенного дохода положительна. Итак, на основе проведенных расчетов мы определили перспективы развития рекреационно-туристского комплекса и повышения качества услуг рекреационных предприятий г. Сочи.

Библиографический список

1. Татаринов А. А. Туризм как фактор регионального экономического развития в России / А. А. Татаринов. - Сочи, 2006. - С.123.

2. СНиП 1.04.03-85 «Нормы продолжительности строительства предприятий, зданий и сооружений». - М., 1985. - 121 с.

А.Е. Шалина С.П. Киселёва А.Н. Черноплёков

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ИДЕНТИФИКАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ПРИМЕНИМЫХ К ОБЪЕКТАМ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ

Ключевые слова: охрана окружающей среды, экологическая безопасность требования законодательства, нефтегазовая отрасль, нормативная правовая база.

Вопрос государственного регулирования является важнейшим аспектом в обеспечении охраны окружающей среды на предприятиях нефтегазового сектора. Деятельность в области охраны окружающей среды (далее - ООС) определяется государством через органы государственного экологического контроля и управления. На практике государственное регулирование осуществляется через систему требований в области ОСС, закрепленных в нормативных правовых актах (далее - НПА) федерального, регионального и местного уровней.

Требования в области ООС - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области ООС [1]. Законодательство в области ООС основывается на Конституции РФ и состоит из федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных НПА РФ, законов и иных НПА субъектов РФ. Основные требования в области ООС установлены в законах, указанных на рис. (см. с. 107), а также в НПА, изданных в их развитие.

© Шалина А.Е., Киселёва А.П., Черноплёков А.Н., 2013

106

Рис. Основные законы РФ в области ООС

Важно отметить, что регулирование безопасности в РФ носит предписывающий характер, когда устанавливается система запретов и ограничений, что подтверждается вышеуказанным определением требований в области ООС. В результате идентификации основных требований в области ООС, применимых к объектам нефтегазового комплекса, и их анализа проведена их группировка (см. таб. 1). Следует заметить, что в таблице представлены лишь основные требования, содержащиеся в НПА федерального значения. Также существуют требования федеральных органов государственной власти, изданные в развитие данных законов.

Таблица 1

Основные требования в области ООС

Группа требований Требование НПА

Выявление применимых требований Соблюдать утвержденные технологии и требования в области ООС, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов Статья 39 [1]

Сбор информации о текущем состоянии Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух Статья 30 [2], статья 9 [4]

Группа требований Требование НПА

объекта Вести учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества Статья 16 [5]

Учет вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников Статья 9[4]

Сбор информации о существующих технологиях Внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений Статья 11 [3], Статья 30 [2], Статья 9 [4]

Планирование Планировать мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов Статья 30 [2]

Документирование (формирование программ, планов) Выполнять программы и мероприятия по охране атмосферного воздуха и озонового слоя атмосферы Статья 9 [4]

Информирование (взаимодействие с органами гос. власти) Иметь положительное заключение государственной экспертизы проектной документации Статья 46 [1]

Согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух Статья 30 [2]

Передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) ОС Статья 30 [2]

Предупреждение негативного воздействия Принимать необходимые меры по предупреждению негативного физического воздействия на ОС Статья 55 [1]

Осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух Статья 30 [2], Статья 9[4]

Воздействие Осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух Статья 30 [2], Статья 9 [4]

Восстановление ОС Проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий Статья 39 [1]

Осуществления мероприятий по устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения Статья 9[4]

Группа требований Требование НПА

Участие в разработке документации в части ООС Иметь проекты восстановления загрязненных земель в зонах временного и (или) постоянного использования земель Статья 46 [1]

Разработка предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух Статья 30 [2]

Разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования Статья 11 [3]

Мониторинг состояния ОС Обеспечивать соблюдение нормативов качества ОС Статья 39 [1]

Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух Статья 30 [2]

Вести регулярные наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами Статья 16 [5]

Производственный экологический контроль Соблюдать утвержденные технологии и требования в области ООС Статья 39 [1]

Проводить производственный контроля за охраной атмосферного воздуха Статья 30 [2], Статья 9 [4]

Устранение предписаний надзорных органов Выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области ООС и его территориальных органов, других органов исполнительной власти Статья 30 [2], Статья 9[4]

Формирование отчетности Представлять в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, и наблюдений, в соответствии с установленными формой и периодичностью Статья 16 [5]

Анализ состояния нормативной правовой базы в РФ выявил существующие проблемы в регулировании вопросов обеспечения экологической безопасности предприятий (см. табл. 2).

Таблица 2

Проблемы в регулировании вопросов ООС

№ п/п Проблема Проявление проблемы (применительно к организации)

1 Нечеткость требований нормативной правовой базы в области обеспечения экологической безопасности Требования сформулированы таким образом, что можно трактовать их двояко в зависимости от цели, т.е. надзорные органы трактуют требования в свою пользу, а предприятия в свою. Таким образом, провоцируется конфликт интересов между государственными надзорными органами и предприятиями, порождая корупциогенные факторы

№ п/п Проблема Проявление проблемы (применительно к организации)

2 Принципы построения законодательства, присущие предписывающему законодательству На Западе осуществляется целеориентированное регулирование, позволяющее компаниям выбирать способы достижения целей, установленных государством, которые основанны на лучшей практике обеспечения безопасности, а не на устаревших методах, закрепленных законодательно, в случае предписывающего законодательства

3 Более 100 НПА федерального значения, затрагивающих вопросы ООС, отсутствие перечня обязательных требований в области обеспечения ЭБ Существование множества НПА, которые принимались в разное время разными государственными органами, увеличивает риск несоблюдения требований из-за возможного не учета какого-либо документа

4 Пробелы, отсутствие регулирования в определенных областях Неясности в вопросах обеспечения экологической безопасности

5 Устаревшее законодательство Сдерживание прогресса, применения новых технологий

6 Жесткие невыполнимые требования Вынужденное нарушение законодательства, влекущее взыскания с предприятия, вплоть до приостановки деятельности

Актуальность и острота вышеуказанных проблем подтверждается по донесению позиции ведущих нефтегазовых компаний по данному вопросу до государственных надзорных органов, общественности через официальные обращения, конференции, круглые столы. С учетом проходящих обсуждений определились тенденции изменения регулирования вопросов обеспечения экологической безопасности, сформулированные в решениях конференций и заседаний, в частности активно обсуждаются следующие задачи:

- разграничение подходов к регулированию промышленных предприятий (задача - определить приемлемый уровень воздействия) и естественных природных систем (задача -обеспечить нулевой уровень воздействия);

- отказ от попыток использования административно-командных методов в промышленной экологии (разработки единых нормативов, нормативного установления перечней технологий и т.п.); переход к договорным отношениям: разрешение на комплексное воздействие должно быть по форме и по сути договором между бизнесом, обществом и государством о приемлемом уровне воздействия и конкретных, технически и экономически обоснованных шагах по его непрерывному снижению;

- доработка проекта федерального закона № 584587-5 (в части совершенствования нормирования в области ООС и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий) и проведение оценки регулирующего воздействия ко второму чтению.

Кроме того, утвержден проект «Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» в исполнение поручений

Президента РФ, данных в июне 2010 года по итогам заседания президиума Государственного совета РФ, и поручений председателя правительства, предусматривающий достижение стратегической цели государственной политики в области экологического развития решением следующих основных задач:

- формирование эффективной системы управления в области ООС и обеспечения экологической безопасности;

- совершенствование нормативно-правового обеспечения ООС и экологической безопасности.

Принятые относительно недавно технический регламент «О требованиях пожарной безопасности» и технический регламент «Безопасность зданий и сооружений» в своем подходе к регулированию безопасности положили начало перехода к более прогрессивному регулированию, ориентированному на установление целей достижения безопасности, соответствующему лучшей зарубежной практике и потребностям современной рыночной экономики.

Библиографический список

1. Федеральный закон № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002.

2. Федеральный закон №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999.

3. Федеральный закон №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998.

4. Положение о государственном надзоре в области охраны атмосферного воздуха, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации № 476 от 05.06.2013.

5. Положение об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утв. Постановлением Правительства РФ № 219 от 10.04.2007.

6. Киселева С.П. Экологическая безопасность инновационного развития: монография / С.П. Киселева. - Тамбов, 2013.

7. Вишняков Я.Д. Эколого-ориентированное инновационное развитие национальной экономики / Я. Д. Вишняков, С.П. Киселева. - М.: «ЦНИТИ «Техномаш», 2009.

8. Киселева С.П. Теоретические основы экологической безопасности // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. ЭПОС. - № 4. - 2012. - М.: Московская академия экономики и права.

9. Киселева С.П. Концептуальный подход к пониманию экологической безопасности в условиях нарастающих угроз и рисков // Проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. - № 5. -2012. - М.: ВИНИТИ.

10. Радионова С.Г., Махутов Н.А., Черноплеков А.Н., Караев А.Э. Совершенствование нормативного регулирования промышленной безопасности с учетом необходимости стимулирования инновационной деятельности предприятий // Федеральный справочник. - № 26. - 2012. - С. 291-306.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.