Шалина Анна Евгеньевна
Shalina Anna Evgenievna ООО «Эколого-аналитический центр газовой промышленности» LLC «Ecological & Analytical Center of Gas Industries» Заместитель начальника отдела управления производственной безопасностью
Deputy Head of product safety Departmen E-Mail: Anna.shalina@rambler.ru
Киселёва Светлана Петровна
Kiseleva Svetlana Petrovna Г осударственный университет управления, кафедра управления природопользованием и экологической безопасностью
The state university of management, department of environmental safety management Зам.заведующего кафедрой, доцент Deputy Head of Department, senior lecturer Кандидат экономических наук / Доцент E-Mail: svetlkiseleva@yandex.ru
Концептуальный подход к разработке модели построения системы управления охраной окружающей среды на предприятиях нефтегазового сектора
^nceptual approach to the environment management system model development for
the oil and gas establishments
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению концептуального подхода к разработке модели системы управления охраной окружающей среды (далее - СУООС) на предприятиях нефтегазового сектора. Рассмотрена структура требований и рекомендаций, к построению СУООС на предприятиях нефтегазового комплекса. Предложено определение, функции, составляющие СУООС. Разработана модель СУООС на предприятиях нефтегазового комплекса. Проведен SWOT-анализ внедрения модели управления на предприятиях нефтегазового сектора.
The Abstract: The paper presents conceptual approach to the environment management system (EMS below) model development for the oil and gas establishments. Structure of requirements and recommendations to the EMS development at oil and gas establishments is examined. Definition, authorities (roles and responsibilities) and elements of the EMS are suggested. EMS model for oil and gas establishments is developed. SWOT analysis for management model
Черноплёков Алексей Николаевич
Chernoplekov Alexei Nikolaevich ЗАО «Каспийский Трубопроводный Консорциум» CJSC “Caspian Pipeline Consortium” Менеджер по технической безопасности» Technical Safety Manager Кандидат физико-математических наук E-Mail: alexei. chernoplekov@gmail. com
08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством
implementation at oil and gas establishments is carried out.
Ключевые слова: Охрана окружающей среды, экологическая безопасность, система управления.
Keywords: Environment, environmental safety, management system.
***
Охрана окружающей среды (далее - ООС) является одной из важнейших целей мирового сообщества, достижение которой представляется целесообразным через системное регулирование посредством внедрения систем управления охраной окружающей среды непосредственно на предприятиях, поскольку именно на данном уровне организации экологических систем осуществляется непосредственный контроль и регулирование источников воздействия на компоненты окружающей среды.
Анализ российского законодательства, научной и технической литературы показывает, что единое понимание термина «Система управления охраной окружающей среды»'(алее -СУООС) в настоящее время отсутствует. В то же время, в соответствии с законодательством Российской Федерации - охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий[1].
Данное определение является достаточно общим и исчерпывающим. Применительно к субъектам экономической деятельности данное определение можно несколько трансформировать, не искажая при этом смысла, заложенного в законе "Об охране окружающей среды": под деятельностью экономического субъекта по охране окружающей среды следует понимать ту часть его хозяйственной деятельности, которая представляет собой совокупность мероприятий (процессов), направленных на предупреждение, уменьшение и устранение негативных последствий производственной деятельности на окружающую природную среду. Для эффективного планирования, выполнения, контроля деятельности в области охраны окружающей среды, вышеуказанные процессы необходимо упорядочить организацией (назначить ответственного за каждый процесс, распределить тем самым полномочия и ответственность) посредством создания структурного подразделения, специально уполномоченного в области ООС.
Таким образом, под Системой управления охраной окружающей среды предлагается понимать совокупность мероприятий (процессов), направленных на предупреждение, уменьшение и устранение негативных последствий производственной деятельности на окружающую природную среду, их организация во исполнении Политики компании в области ООС, а также создание обособленного структурного подразделения, уполномоченного на решение задач в области охраны окружающей среды в целях реализации данных процессов.
Обобщая вышесказанное, СУООС на предприятии предлагается складывать из следующих элементов (см. рис.1):
• политика компании в области охраны окружающей среды;
• процессы деятельности по обеспечению ООС (декомпозиция деятельности по ООС на процессы);
организация (наделение полномочий и распределение ответственности по реализации процессов обеспечения ООС)
структурное подразделение, специально уполномоченное в области ООС.
Политика компании в области ООС
Процессы деятельности по обеспечению ООС
Организация (распределение полномочий и ответственности)
Структурное подразделение, специально уполномоченное в области ООС
Рис. 1. Первый уровень модели системы управления охраной окружающей среды
Основу любой системы управления составляют процессы, протекающие во исполнении деятельности для которой разработана модель. Компании в своей деятельности неразрывным образом связаны с другими институтами социума и государства, поэтому для определения процессов и построения системы управления необходимо учитывать их требования и рекомендации в соответствующей области.
Требования предлагается подразделять на внутренние и внешние в зависимости от среды их предъявления (см. рис. 2).
Корпоративные
требования
Требования
финансово-
кредитных
учреждений
Требования
государства
Р Рекомендации международных организаций
Рис. 2. Структура требований и рекомендации к построению системы управления охраной
окружающей среды
Основные «внешние» требования исходят от:
• Государственных надзорных органов, поскольку компании работают в определенной стране и условиях, регламентированных местными властями;
• Финансовых-кредитных учреждениях, поскольку для функционирования компаниям необходимо привлечение их финансо-материальных ресурсов;
• Международных организаций, поскольку они кооперируют в себе лучший опыт ведения деятельности.
Также в компаниях существуют «внутренние» требования, т.е. требования самой компании к ведению деятельности, регламентированные в корпоративных стандартах.
Анализ и идентификация требования в области ООС определили следующие функции (процессы), которыми должна обладать СУООС, чтобы соответствовать международным рекомендациям, требованиям российского законодательства и финансово-кредитным институтам:
• определение целей и задач в области охраны окружающей среды, информирование общественности о данных целях и задачах. Предлагается данный процесс рассматривать отдельно в качестве разработки политики в области ООС, как первоочередной базовый элемент модели управления;
• идентификацию экологических аспектов деятельности;
• планирование и реализацию мер по снижению экологических рисков;
• координацию работ по предупреждению негативного воздействия на окружающую среду;
• планирование и реализацию мер по восстановлению ОС;
• осуществление контроля за соблюдением требований в области ООС;
своевременную корректировку мер по снижению экологических рисков; производственный экологический контроль; мониторинг состояния ОС;
участие сотрудников в разработке и реализации мер по снижению экологических рисков;
взаимодействие с органами государственной власти; участие в разработке документации в части ООС;
информационное обеспечение осуществления деятельности в области ООС.
Далее вышеуказанным функции (процессы) будут сгруппированы по группа, составляющим общепринятый цикл Деминга. («планирование - исполнение - контроль -корректировка или р1ап-ёо-сЬеск-ас1;). Необходимо отметить, что ни международные стандарты, ни другие нормативные документы не дают раскрытия данных групп.
По своему существу это непересекающиеся, отдельные виды деятельности по управлению, иллюстрируются рисунком 3.
Рис. 3. Декомпозиция деятельности по обеспечению ООС
На этапе планирования деятельности по обеспечению ООС происходит сбор информации для быстрого и правильного принятия решения о необходимых мероприятиях в
области ООС, которые также определяются на этапе планирования, вместе с тем назначаются ресурсы для их выполнения, которые вместе с запланированными мероприятиями фиксируются в соответствующих программах и планах.
На этапе исполнения запланированного происходит сначала донесение информации до заинтересованных сторон и вовлечение их в процесс охраны окружающей среды посредством тренингов и обучения, в том числе взаимодействие с государственными органами власти, как в процессе согласования эксплуатационных документов, так и сопровождения прохождения проверок деятельности в части ООС со стороны надзорных органов, включая прохождение государственной экологической экспертизы.
Процесс участия в разработке документации в части ООС на всех этапах жизненного цикла объекта (от проектирования, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта до вывода объекта из эксплуатации). Таким образом, данный процесс подразумевает разработку и учёт в разрабатываемой документации требований в области ООС.
Далее выполняются запланированные мероприятия. В области охраны окружающей среды существуют два основных вида деятельности:
• Предупреждение негативного воздействия
Предупреждение и ликвидация аварий и обусловленных ими ЧС регулируются законодательством о промышленной и пожарной безопасности, а также законодательством о защите населения и территорий от ЧС. Однако, указанные явления могут сопровождаться существенным негативным воздействием на компоненты окружающей среды, к которым необходимо заранее готовиться и планировать мероприятия по их предупреждению.
• Восстановление ОС
Разработка и реализация мероприятий по устранению ущерба, наносимого природной среде, не зависит от фазы жизненного цикла предприятия (имеется только юридическая, но не производственная зависимость). Поэтому на практике проведение указанных мероприятий выделяется в отдельный процесс деятельности по обеспечению ООС.
Порядок осуществления данного процесса, его владелец и роли участников процесса определяются организационно-распорядительной документацией Компании, проектом реабилитации/рекультивации загрязнённых земель и/или акваторий, технологическими регламентами утилизации /переработки отходов.
Процесс «Восстановление ОС» реализуется в основном на объектовом уровне, участие представителей корпоративного уровня носит организационный характер (разработка необходимых процедур, обеспечение необходимых согласований надзорных органов, финансирование и контроль выполнения работ).
Процесс контроля характеризуется выполнением следующих функций:
Аудит СУООС представляет собой систематическую оценку состояния внедрения всех процессов ООС, соответствия их требованиям российского законодательства, требованиям финансово-кредитных учреждений, международным рекомендациям, корпоративным стандартам, и предназначен для установления контроля за тем, что все необходимые процедуры и стандарты в области ООС разработаны и установлены, и их требования реализуются в полном объеме.
Мониторинг состояния ОС представляет собой организацию и проведение регулярных измерений, оценку и подготовку прогноза воздействия производственных объектов на окружающую среду, состояния окружающей среды в зоне воздействия, а также выработку адекватных корректирующих и предупреждающих действий.
Производственный экологический контроль в соответствии с законодательством
Российской Федерации является «составной частью СУООС и осуществляется эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий».
Существо процесса «производственный экологический контроль» заключается в определении нарушения, как ненадлежащее соблюдение требования в области ООС или процедуры корпоративного стандарта по обеспечению экологической безопасности.
На этапе «Корректировка» происходит процесс совершенствования, улучшения СУООС, устранение нарушений, в том числе выявленных в ходе осуществления проверки государственными надзорными органами.
Процесс, обеспечивающий постоянное улучшение СУООС, опирается на результаты аудита. Исходными данными для анализа со стороны руководства являются результаты аудитов, проверок, инспекций состояния СУООС структурных подразделений Компании, т.е. информацию для данного процесса предоставляют другие контрольные процессы СУООС.
В данном процессе целесообразно вовлечение менеджеров всех уровней - от начальников установок и главных специалистов производства, до членов совета директоров -все они должны принимать участие в периодических анализах ситуации в области ООС и выработке решений по ее улучшению.
Результаты данного процесса обычно оформляются в виде внутреннего меморандума, суммаризирующего текущую ситуацию в области ООС, описывают выявленные недостатки или не достаточно эффективно функционирующие элементы СУООС, а также рекомендации по улучшению ситуации и необходимые корректирующие действия. Также формируется отчетность, в том числе периодическая и статистическая, требуемая в соответствии с законодательством для предоставления государственным органам власти.
После определения процессов деятельности по обеспечению ООС необходимо перейти к следующему элементу модели СУООС и определить полномочия сотрудников/подразделений компании для участия в каждом процессе путем делегирования обязанностей и ответственности.
Для описания системы делегирования полномочий существуют различные техники, наибольшее распространение получили техники Матрицы распределения ответственности (Responsibility Assignment Matrix, RAM]). Наиболее известными и широко применяемыми являются - диаграмма RASI (Responsible, Accountable, Consulted, Informed) и ее расширенный вариант - RASCI (Responsible, Accountable, Support, Consulted, Informed).
Диаграмма распределения ответственности - это инструмент, помогающий определить:
1. Какие задачи/функции должны выполняться;
2. Кем идентифицированные задачи/функции должны быть выполнены.
3. Кто принимает решение о начале выполнения работ и ставит саму задачу перед
Основная задача RASCI - показать, как те или иные лица/подразделения и в каких ролях вовлечены в выполнение задачи/процесса.
Благодаря матрице распределения ответственности исключаются дублирование функций между подразделениями компании, а также создается достоверная и четкая картина происходящего.
Следующим элементом модели СУООС является создание структурного
ответственным исполнителем.
подразделения, специально уполномоченного в области ООС.
При определении и обосновании организационной структуры структурного
подразделения, специально уполномоченного в области ООС, следует исходить из следующих положений, являющихся рекомендациями лучшей практики управления
процессами:
• Руководитель Департамента ООС уполномочивается на выполнение процессов ООС в части, установленной организацией Компании. Делегирование полномочий руководителям структурных подразделений Департамента осуществляется в соответствии с лучшей практикой управления процессами.
• Принцип единоначалия - полномочия по реализации каждого конкретного процесса (в части, установленной организацией ООС Компании для Департамента) возлагаются на единственное физическое лицо в Департаменте. Это может быть руководитель отдельного структурного подразделения или рядовой сотрудник. Эти полномочия для данного лица могут быть не единственными полномочиями.
• Принцип сдержек и противовесов (аналогичен принципу разделения властей в устройстве государства) - для любого процесса уполномоченный на его реализацию может быть относительно легко заменен при необходимости. Этот принцип необходим для устойчивого функционирования Департамента применительно к возможным ошибкам или неконструктивному поведению любого сотрудника.
Общая организационная структура Департамента ООС представлена ниже на рисунке
4. Данная организационная структура сформирована исходя из потребности в персонале, продиктованной необходимости планирования исполнения, контроля, корректировки процессов деятельности в области ООС, выявленных ранее.
Рис. 4. Предлагаемая организационная структура структурного подразделения Компании,
отвечающего за вопросы ООС
Схема распределения процессов в области ООС (см. рис. 3) по предлагаемой структуре Департамента ООС Компании представлена ниже на рисунке 5.
Рис. 5. Нумерация процессов по обеспечению ООС
Распределение процессов обеспечения ООС между отделами структурного подразделения, специально уполномоченного в области ООС группируется согласно схожести выполняемого функционала (см. рис. 6).
Рис. 6. Распределение процессов обеспечения ООС между отделами структурного подразделения, специально уполномоченного в области ООС
Положительную динамику в организации деятельности по обеспечению ООС при использовании предложенной модели можно проследить по результатам проведенного SWOT-анализа (см. рис. 7).
До внедрения модели управления
Сильные стороны • Финансовые и Материальные возможности • Возможность применения наилучших существующих технологий и оборудования • Возможность организации и проведения научных расчетов и исследований в области ООС • Возможность привлечения квалифицированного персонала Слабые стороны * Высокие риски ввиду сложности объектов (высокая концентрация на маленькой площади оборудования, персонала) * Хаотично сформированная модель управления * Отсутствие четкого распределения полномочий по обеспечению ЭБ * Высокая вероятность несоблюдения требований * Низкая мотивация * Отсутствие приверженности в обеспечении экологической безопасности
Возможности • Поддержка внедрения передовых технологий, мероприятий со стороны государства, в том числе наличие тенденции совершенствования НПА в области ООС • Суще ствование международных рекомендаций Угрозы ♦ Выявление гос. надзорными органами факта нарушения требований законодательства в области ООС, в следствие чего наступление ответственности предприятия, вплоть до приостановления деятельности ♦ «Невыход» на международный рынок * Иски общественных организаций (Гринпис, \У\\Т7 и др) * Неполучение ресурсов от финансово-кредитных учреждений
После внедрения модели управления
Тип фактора
Сильные стороны • Структурированно сть проце сса о бе спечения безопасности • Четкое закрепление ответственности за каждый процесс • Соблюдение требований российского законодательства • Соблюдение требований международных организаций • Соблюдение требований финансово-кредитных организаций • Обоснование заявления об обеспечении ЭБ • Повышение культуры обеспечения ЭБ Слабые стороны • Возможность возникновения психологического отторжения модели управления со стороны персонала, как любого новшества • Затраты на внедрение модели управления
Возможности • Возможность получения ресурсов от финансовокредитных учреждений • Возможность сертифицирования продукции на экологическую безопасность, следовательно выход на международный уровень • Возможность получения подтверждения гос. надзорных органов соблюдения требований законодательства Угрозы • Установление обязательных требований законодательства к разработке систем управления ООС (В данном случае пересмотру необходимо подвергнуть всю систему управления ООС на соответствие вновь принятым требованиям)
Рис. 7. 8ЖОТ-анализ внедрения модели управления ООС на предприятиях нефтегазового сектора (ситуационная схема до внедрения модели управления ООС и после)
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды.
2. Радионова С. Г., Махутов Н. А., Черноплеков А. Н., Караев А. Э. Совершенствование нормативного регулирования промышленной безопасности с учетом необходимости стимулирования инновационной деятельности предприятий. Федеральный Справочник, № 26, 2012, с. 291 - 306.
3. Киселева С.П. Экологическая безопасность инновационного развития. Монография. Тамбов, 2013 г.;
4. Киселева С.П. Теоретические основы экологической безопасности. Международный журнал "Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. ЭПОС". М.: Московская академия экономики и права. № 4, 2012
5. Киселева С.П. Концептуальный подход к пониманию экологической безопасности в условиях нарастающих угроз и рисков. Научный информационный сборник "Проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях". М.: ВИНИТИ, № 5, 2012.
Рецензент: Тулупов А.С., к.э.н., доцент. Ведущий научный сотрудник Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института проблем рынка Российской академии наук.