Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ В РФ МЕР ЗАЩИТЫ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА'

АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ В РФ МЕР ЗАЩИТЫ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
антидемпинговые меры / расследования / Комиссия Союза / меры защиты внутреннего рынка / ЕАЭС / anti-dumping measures / investigations / Union Commission / measures to protect the internal market / EAEU

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ю.Г. Пенчев, О.М. Петрушина

Меры защиты внутреннего рынка представляют собой важный инструмент влияния на поступления товаров на внутренний рынок, тем самым дополнительно осуществляя функцию защиты национального производителя от недобросовестной конкуренции иностранных поставщиков. В статье рассмотрена результативность применения специальных защитных мер, в частности антидемпинговой меры, как наиболее часто применяемой. По проведенному анализу авторов выявлены существующие проблемы в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE APPLICATION OF MEASURES TO PROTECT THE DOMESTIC MARKET IN THE RUSSIAN FEDERATION

Measures to protect the domestic market are an important tool for influencing the flow of goods into the domestic market, thereby additionally fulfilling the function of protecting the national manufacturer from unfair competition of foreign suppliers. The article examines the effectiveness of the application of special protective measures, in particular anti-dumping measures, as the most frequently used. Based on the authors' analysis, existing problems in this area were identified.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ В РФ МЕР ЗАЩИТЫ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА»

АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ В РФ МЕР ЗАЩИТЫ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА

Ю.Г. Пенчев, студент

О.М. Петрушина, канд. экон. наук, доцент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-4-3-96-99

Аннотация. Меры защиты внутреннего рынка представляют собой важный инструмент влияния на поступления товаров на внутренний рынок, тем самым дополнительно осуществляя функцию защиты национального производителя от недобросовестной конкуренции иностранных поставщиков. В статье рассмотрена результативность применения специальных защитных мер, в частности антидемпинговой меры, как наиболее часто применяемой. По проведенному анализу авторов выявлены существующие проблемы в данной сфере.

Ключевые слова: антидемпинговые меры, расследования, Комиссия Союза, меры защиты внутреннего рынка, ЕАЭС.

Нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности играет ключевую роль в формировании политики безопасности страны и регулировании внешней торговли. В широком смысле оно включает в себя не только различные административные ограничения, но и экономические меры, направленные на стимулирование или поддержку внешнеторговых операций.

Современные глобальные торговые отношения требуют гибкости и сбалансированного подхода к регулированию внешнеторговой деятельности. Правильное использование нетарифных мер позволяет странам защитить собственную экономику, обеспечить равные условия конкуренции на мировом рынке и поддержать важные национальные отрасли.

Ключевыми инструментами нетарифного регулирования являются различные лицензии, квоты, антидемпинговые, специальные защитные и компенсационные меры, а также санитарно-эпидемиологические и фитосанитарные нормы. Важно, чтобы применение этих мер шло в соответствии с международными обязательствами и стимулировало развитие торговли, а не создавало излишние препятствия для бизнеса [1].

Во многих странах с развитой экономикой можно встретить такие явления как занижение цены (демпинг), применение государственных субсидий, использование

нелегальной рабочей силы с целью сокращения материальных издержек на производство. В странах с развивающейся экономикой также можно наблюдать экономические кризисы, заполнение отечественного рынка иностранными товарами и услугами, внешний долг.

Все эти факторы вынуждают к применению специальных мер, стабилизирующих экономическую и торговую сферы, в частности защиту национального производителя и отечественного рынка сбыта. Для этих целей многие страны мира используют специальные защитные меры, которые относятся к нетарифным мерам, то есть не влияют на саму цену и таможенную стоимость ввозимых товарных партий [2].

К специальным защитным мерам в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС относят специальные защитные меры, антидемпинговые и компенсационные меры. Такие меры применяются после проведения расследования, вызванного угрозой нанесения ущербу экономике или отдельной отрасли, а также развитию или созданию такой сферы экономики. Так, компенсационная мера применяется посредством введение одноименной пошлины, которая взимается независимо от иных таможенных платежей. Перед введением специальной защитной меры, Комиссия ЕЭК проводит расследования на факт угрозы отрасли экономики или

национальному производителю, например, попадания на национальный рынок товарных партий, при производстве которых были использованы иностранные государственные субсидии, в связи с чем снижались затраты на их производство и сама цена товара.

На практике чаще всего применяется такая мера мер защиты внутреннего рынка

как антидемпинговая мера. Данный способ защиты национального рынка является распространенным инструментом защиты не только во всем мире, но и в ЕАЭС. Компенсационная мера, наоборот, применяется крайне редко. Динамику применения мер защиты внутреннего рынка можно рассмотреть в таблице 1.

Таблица 1. Количество инициируемых расследований в ЕАЭС, включая Россию за 2021-

2023 гг., шт. [31

Показатель 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2023 г. в % к

2021 г. 2022 г.

Антидемпинговое расследование 4 5 8 200 160

Компенсационные расследования 0 0 0 0 0

Специальные защитные расследования 0 0 0 0 0

Всего 4 5 8 200 160

По данным из таблицы выше, можно увидеть, что компенсационные и специальные защитные расследования за 3 года не проводились, а количество антидемпинговых расследований с 2021 года растет. Так, в 2023 году было проведено 8 антидемпинговых расследований, что на 3 расследования больше, чем в 2022 году и на 4 расследований больше, чем в 2021 году.

Популярность применения антидемпинговых мер может быть обусловлена их точечной направленностью, поскольку такие меры вводятся исключительно в отношении ввозимых товаров из отдельной страны, а также отдельно взятого производителя. Также к преимуществам антидемпинговых мер можно отнести длительные

сроки действия таких мер, а также высокий уровень защиты через введение высоких защитных пошлин.

Поскольку специальные защитные и компенсационные меры не применялись в анализируемый период, можно предположить, что это связано со сложностью их применения, а также сложностью формирования доказательной базы в части специфического субсидирования.

Как было сказано выше, при введении антидемпинговой меры, вводятся антидемпинговые пошлины, которые отличаются высоким уровнем защиты. В связи с этим стоит рассмотреть некоторые ставки антидемпинговых пошлин. Данные представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Средние ставки антидемпинговых пошлин, введенных после применения антидемпинговых мер в 2021-2023 гг., %

По данным из рисунка 1 можно увидеть, что наиболее высока средней ставки антидемпинговой пошлины у клиновых задвижек, она составила 25,57%, наименьшая к листовых рессоров - 14,11%. Наибольшее количество антидемпинговых мер применяется в отношении драгоценных металлов и изделий из них. Таким образом, наиболее защищаемые ввозимые товары - продукция черной металлургии, а также отрасли, напрямую с ней связанной. На втором месте - химическая промышленность, на третьем - машины, оборудование и пластмассы. На недрагоценные металлы и изделия из них приходится около половины вводимых антидемпинговых мер, продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности занимает около четверти вводимых мер, машины, оборудование и механизмы, а также пластмассы и изделия из них занимают по 12,5% вводимых антидемпинговых мер [4].

Механизм введения специальных защитных мер имеет ряд сложностей в о применении. Так, одной из сложностей можно назвать несовершенство механизма подачи заявления на антидемпинговое расследование. Поскольку для подачи заявления об антидемпинговом расследовании должны быть приложены доказательства поддержки производителя при производстве

ввозимого товара. Данная проблема также включает в себя временные издержки при проведении расследования, которое может занять продолжительное время. В течение проведения расследования, причина может быть исчерпана, в связи с чем, введение защитных пошлин не может быть применено. Третьей проблемой стоит упомянуть несовершенство законодательной базы в части применения специальных защитных мер, а также слабую позицию компетентных органов при реализации своей регулирующей роли [5].

Главным решением выявленных проблем станет налаживание механизмов использования антидемпинговых пошлин с целью оптимизации применения механизма в формате ЕАЭС.

Таким образом, специальные защитные меры выступают одним из ключевых инструментов нетарифного регулирования с целью защиты национальной экономики и отечественного производителя. Самой распространённой мерой выступает антидемпинговая мера, которая вводится после проведения расследования компетентных органов с целью определения рисков угрозы экономики государства. Применение специальных защитных мер требует корректировки действующего законодательства для недопущения «пробелов» и нарушений.

Библиографический список

1. Круглов В.Н., Алексеева Е.В., Ушакова Н.А., Чичерова В.Н. Деятельность ФТС России в области контроля за обеспечением соблюдения торговых ограничений // Вестник Академии знаний. - 2022. - № 52 (5). - С. 171-176.

2. Ахмедзянов Р.Р., Мигел А.А., Кондрашова И.В. Повышение эффективности применения мер нетарифного регулирования в Российской Федерации // Московский экономический журнал. - 2019. - № 11. - С. 70.

3. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/ (дата обращения: 13.04.2024);

4. Непарко М.В., Рыбакова М.А., Яковская Я.О. Контрабанда драгоценных металлов и камней при перемещении таможенной границы Российской Федерации // Дневник науки. -2019. - № 5 (29). - С. 90.

5. Гомон И.В., Абрамов В.Е. Исследование мер нетарифного регулирования Российской Федерации в рамках ЕАЭС // Тенденции развития науки и образования. - 2021. - № 72-3. -С. 145-148.

ANALYSIS OF THE APPLICATION OF MEASURES TO PROTECT THE DOMESTIC

MARKET IN THE RUSSIAN FEDERATION

Yu.G. Penchev, Student

O.M. Petrukhin, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. Measures to protect the domestic market are an important tool for influencing the flow of goods into the domestic market, thereby additionally fulfilling the function of protecting the national manufacturer from unfair competition offoreign suppliers. The article examines the effectiveness of the application of special protective measures, in particular anti-dumping measures, as the most frequently used. Based on the authors' analysis, existing problems in this area were identified.

Keywords: anti-dumping measures, investigations, Union Commission, measures to protect the internal market, EAEU.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.