Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОГО МЕХАНИЗМА БАНКРОТСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ'

АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОГО МЕХАНИЗМА БАНКРОТСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
72
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
банкротство физических лиц / упрощенная форма банкротства / внесудебная форма банкротства / судебная форма банкротства / исполнительное производство / МФЦ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зверева М.Н.

В статье приведен анализ применения упрощенного механизма банкротства физических лиц, рассмотрены основные отличия внесудебной и судебной формы банкротства, определены основные недостатки упрощенного механизма банкротства физических лиц, предложены пути решения выявленных недостатков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОГО МЕХАНИЗМА БАНКРОТСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ»

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-4-65-67 NIION: 2021-0079-4/23-199 MOSURED: 77/27-025-2023-04-199

ЗВЕРЕВА Марина Николаевна,

Магистрант НОЧУ ВО «Московский экономический институт», e-mail: 79517394370@yandex.ru

Научный руководитель: ТВЕРДОВА Татьяна Викторовна,

Кандидат юридических наук, доцент, кафедры «Правовые дисциплины» НОЧУ ВО «Московский экономический институт»,

e-mail: tverdovatv@mail.ru

АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОГО МЕХАНИЗМА БАНКРОТСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Аннотация. В статье приведен анализ применения упрощенного механизма банкротства физических лиц, рассмотрены основные отличия внесудебной и судебной формы банкротства, определены основные недостатки упрощенного механизма банкротства физических лиц, предложены пути решения выявленных недостатков.

Ключевые слова: банкротство физических лиц, упрощенная форма банкротства, внесудебная форма банкротства, судебная форма банкротства, исполнительное производство, МФЦ.

ZVEREVA Marina Nikolaevna,

Master's student NOCHU VO at the Moscow Institute of Economics

Supervisor:

TVERDOVA Tat'yana Viktorovna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Department

of "Legal Disciplines" NOCHU VO at the Moscow Economic Institute

ANALYSIS OF THE APPLICATION OF THE SIMPLIFIED MECHANISM

OF BANKRUPTCY OF INDIVIDUALS

Annotation. The article analyses the application of simplified mechanism of bankruptcy of physical persons, the main differences between out-of-court and court form of bankruptcy are considered, the main drawbacks of simplified mechanism of bankruptcy of physical persons are defined, the ways of solving the revealed drawbacks are offered.

Key words: bankruptcy of individuals, simplified form of bankruptcy, extrajudicial form of bankruptcy, judicial form of bankruptcy, enforcement proceedings, IFC.

В целях упрощения порядка доступа граждан к процедуре банкротства с 1 сентября 2020 г. на территории России внедрен упрощенный механизм банкротства физических лиц [2].

Практика реализации упрощенного механизма позволяет говорить о его растущей потребности среди граждан Российской Федерации. Так, если за первый год реализации процедуры (с 2020 по 2021 гг.) ею воспользовалось 2,8 тыс. граждан, то за 9 месяцев 2022 года было завершено свыше 3,6 тыс. таких процедур [3].

Упрощенный механизм имеет ряд значительных отличий от обычного механизма банкротства, введенного в 2015 г. Так, к числу основных отличий стоит относить:

- отсутствие расходов со стороны должника на реализацию процедуры банкротства;

- ограничение суммы долговых обязательств должника от 50 000 руб. до 500 000 руб.;

- необходимость наличия постановления Федеральной службы судебных приставов об окончании исполнительного производства в отношении долговых обязательств должника;

- срок упрощенной процедуры, который составляет 6 месяцев;

- субъект, реализующий процедуру упрощенного банкротства - Многофункциональной цент (далее - МФЦ).

Таким образом, механизм упрощенного банкротства является действенной альтернативой

обычного механизма. В то же время, при реализации данного права должники сталкиваются с рядом существенных проблем, снижающих эффективность действия выработанного механизма.

Основным фактором, затрудняющим использование упрощенной процедуры банкротства, в настоящий момент времени, выступает наличие достаточно широкого перечня требований, соблюдение которых требуется для реализации данной процедуры. Так, например, для реализации упрощенного механизма банкротства в отношении должника должно быть завершено исполнительное производство по основанию, предусмотренному п. 4 части 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»: «если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными» [1].

Однако, как привило, судебные приставы -исполнители оканчивают исполнительные производства по иным основаниям, содержащимся в п. 3 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»: «в связи с невозможностью установления местонахождения должника, либо его имущества и денежных средств».

Таким образом, сложившаяся практика затрудняет возможность реализации должниками права на упрощенную процедуру банкротства. На наш взгляд, для разрешения выявленной проблемы Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» может быть дополнен нормой о необходимости окончания исполнительного производства судебным приставом - исполнителем в интересах последующей процедуры банкротства, т.е. с использованием основания, предусмотренного в п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Кроме того, для освобождения от дальнейшего исполнения должником долговых обязательств заявитель должен предоставить в МФЦ список всех своих кредиторов и полный объем долгов, иначе, долговые обязательства, не представленные в списке МФЦ, останутся не погашенными. Данное требование также создает определенное затруднение. Так, например, граждане, выступающие заемщиками у микро финансовых организаций (далее - МФО) не всегда могут правильно указать объем задолженности с учетом процентных платежей, наименование МФО и т.д. Часто граждане не имеют представления, каким образом насчитываются проценты, ввиду чего

риск ошибиться в достоверной сумме очень велик. В связи с чем возникает угроза непогашения части платежей, на основании вышерассмо-тренных требований.

Указанные ограничения, осложняют реализацию процедуры внесудебного банкротства должниками. Сложившаяся ситуация, так или иначе, требует обращения в юридические компании с целью получения профессиональной помощи в реализации данной процедуры. Таким образом, основное предназначение внесудебного банкротства, заключающееся в ее безвозмездности, в соотношении с судебной процедурой банкротства, не может быть реализовано в полной мере.

Для разрешения сложившейся ситуации считаем необходимым организовывать деятельность, направленную на повышение юридической грамотности должников, которые решили воспользоваться данной процедурой, например, данная деятельность может осуществляться в форме организации бесплатной юридической помощи должникам на базе МФЦ.

Таким образом, стоит сделать вывод о том, что внесудебная (упрощенная) процедура банкротства физических лиц в настоящее время призвана облегчить доступ к «списанию» долговых обязательств финансово незащищенных категорий населения России, которые в силу материальных проблем не могут реализовать судебную процедуру банкротства.

В то же время, наличие достаточно большого числа ограничений, присутствующих в требованиях к упрощенной процедуре, не позволяют эффективно реализовывать процесс списания долговых обязательств.

Так, в частности, в качестве основных проблем, требующих решения в сфере оптимизации внесудебной процедуры банкротства, нами были выделены:

1. Наличие оконченного исполнительного производства на основании п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»;

2. Несение дополнительных расходов должниками, пользующихся услугами независимых юридических консультантов, в силу определенной сложности реализации процедуры упрощенного банкротства.

Для решения выявленных проблем предлагаются следующие мероприятия:

- дополнение Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» нормой о необходимости окончания исполнительного производства судебным приставом исполнителем в интересах последующей процедуры банкротства, т.е. с использованием основания, предусмотренного по п. 4 ч. 1 ст. 46

Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»;

- реализация деятельности, направленной на повышение юридической грамотности должников, которые решили воспользоваться данной процедурой, например, в форме организации бесплатной юридической помощи должникам на базе МФЦ.

На наш взгляд, реализация предлагаемых мероприятий будет способствовать повышению эффективности упрощенного механизма банкротства, что, в свою очередь, позволит повысить качество института законного списания долгов физическим лицам.

Список литературы:

[1] Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об исполнительном производстве» // СЗ РФ. 2007. № 41. Ст. 4849.

[2] Федеральный закон от 31.07.2020 № 289-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдель-

ные законодательные акты Российской Федерации в части внесудебного банкротства гражданина» // СЗ РФ. 2020. № 31 (часть I). Ст. 5048.

[3] Не платить по кредитам станет проще и безопасней [электронный ресурс]. URL: https:// www.ng.ru/economics/2022-11-16/4_8591_risk. html (дата обращения: 15.11.2022).

Spisok literatury:

[1] Federal'nyj zakon ot 02.10.2007 № 229-FZ (red. ot 14.07.2022) «Ob ispolnitel'nom proizvod-stve» // SZ RF. 2007. № 41. St. 4849.

[2] Federal'nyj zakon ot 31.07.2020 № 289-FZ «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon "O nesos-toyatel'nosti (bankrotstve)" i otdel'nye zakonod-atel'nye akty Rossijskoj Federacii v chasti vnesudeb-nogo bankrotstva grazhdanina» // SZ RF. 2020. № 31 (chast' I). St. 5048.

[3] Ne platit' po kreditam stanet proshche i bez-opasnej [elektronnyj resurs]. URL: https://www.ng. ru/economics/2022-11-16/4_8591_risk.html (data obrashcheniya: 15.11.2022).

C^D

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.