Научная статья на тему 'ВНЕСУДЕБНОЕ БАНКРОТСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ. РЕШЕНИЕ ВОЗНИКШЕЙ ПРОБЛЕМЫ ИЛИ БЕСПЕРСПЕКТИВНАЯ ИНИЦИАТИВА ЗАКОНОДАТЕЛЯ?'

ВНЕСУДЕБНОЕ БАНКРОТСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ. РЕШЕНИЕ ВОЗНИКШЕЙ ПРОБЛЕМЫ ИЛИ БЕСПЕРСПЕКТИВНАЯ ИНИЦИАТИВА ЗАКОНОДАТЕЛЯ? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1230
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКРОТСТВО / «ВНЕСУДЕБНОЕ БАНКРОТСТВО» / ИЗМЕНЕНИЯ / ДОЛЖНИК / ИНСТИТУТ БАНКРОТСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Плашиннов Александр Сергеевич

Институт банкротства существует в Российской Федерации достаточно давно. Однако в «современную» форму данный институт начал оформляться только в 2002 году [1]. Причем данный институт затрагивал только банкротство организаций, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но не затрагивал банкротство физических лиц, что несомненно приводило к невозможности физическим лицам разрешить свои проблемы. После введения в 2015 году процедуры банкротства физических лиц, ситуация начал «исправляться», но введенные требования к размеру требований для инициации процедуры банкротства физического лица исключали любую возможность для граждан, не «попадающих» в рамки требований возможность разрешить свои проблемы. Решением возникшей проблемы стало введение процедуры внесудебного банкротства, но позволяет ли данная процедура разрешить имеющиеся проблемы? В данной статье рассматривается введённый законодателем механизм «внесудебного банкротства» для физических лиц, а также проводится анализ предполагаемых «последствий» принятых норм из-за их недостаточной проработанности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OUT-OF-COURT BANKRUPTCY OF INDIVIDUALS. THE SOLUTION TO THE PROBLEM OR THE UNPROMISING INITIATIVE OF THE LEGISLATOR?

The institution of bankruptcy has existed in the Russian Federation for a long time. However, this institute began to take shape only in 2002 in its "modern" form. Moreover, this institution concerned only the bankruptcy of organizations, legal entities and individual entrepreneurs, but did not affect the bankruptcy of individuals, which undoubtedly led to the impossibility of individuals to resolve their problems. After the introduction of the bankruptcy procedure for individuals in 2015, the situation began to "improve", but the introduced requirements for the amount of requirements for initiating bankruptcy procedures for an individual excluded any opportunity for citizens who did not "fall" within the scope of the requirements to resolve their problems. The solution to the problem was the introduction of an extrajudicial bankruptcy procedure, but does this procedure allow us to resolve the existing problems? This article examines the mechanism of "extrajudicial bankruptcy" introduced by the legislator for individuals and analyzes the alleged "consequences" of the adopted norms due to their insufficient elaboration.

Текст научной работы на тему «ВНЕСУДЕБНОЕ БАНКРОТСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ. РЕШЕНИЕ ВОЗНИКШЕЙ ПРОБЛЕМЫ ИЛИ БЕСПЕРСПЕКТИВНАЯ ИНИЦИАТИВА ЗАКОНОДАТЕЛЯ?»

Внесудебное банкротство физических лиц. Решение возникшей проблемы или бесперспективная инициатива законодателя?

Out-of-court bankruptcy of individuals. The solution to the problem or the unpromising

initiative of the legislator?

Плашиннов Александр Сергеевич

Магистрант

Курганский государственный университет Российская Федерация, г. Екатеринбург plasha234@yandex. ru

Plashinnov Alexander Sergeevich

Graduate Student Kurgan State University Russian Federation, Yekaterinburg plasha234@yandex.ru

Аннотация.

Институт банкротства существует в Российской Федерации достаточно давно. Однако в «современную» форму данный институт начал оформляться только в 2002 году [1]. Причем данный институт затрагивал только банкротство организаций, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но не затрагивал банкротство физических лиц, что несомненно приводило к невозможности физическим лицам разрешить свои проблемы. После введения в 2015 году процедуры банкротства физических лиц, ситуация начал «исправляться», но введенные требования к размеру требований для инициации процедуры банкротства физического лица исключали любую возможность для граждан, не «попадающих» в рамки требований возможность разрешить свои проблемы. Решением возникшей проблемы стало введение процедуры внесудебного банкротства, но позволяет ли данная процедура разрешить имеющиеся проблемы? В данной статье рассматривается введённый законодателем механизм «внесудебного банкротства» для физических лиц, а также проводится анализ предполагаемых «последствий» принятых норм из-за их недостаточной проработанности.

Annotation.

The institution of bankruptcy has existed in the Russian Federation for a long time. However, this institute began to take shape only in 2002 in its "modern" form. Moreover, this institution concerned only the bankruptcy of organizations, legal entities and individual entrepreneurs, but did not affect the bankruptcy of individuals, which undoubtedly led to the impossibility of individuals to resolve their problems. After the introduction of the bankruptcy procedure for individuals in 2015, the situation began to "improve", but the introduced requirements for the amount of requirements for initiating bankruptcy procedures for an individual excluded any opportunity for citizens who did not "fall" within the scope of the requirements to resolve their problems. The solution to the problem was the introduction of an extrajudicial bankruptcy procedure, but does this procedure allow us to resolve the existing problems? This article examines the mechanism of "extrajudicial bankruptcy" introduced by the legislator for individuals and analyzes the alleged "consequences" of the adopted norms due to their insufficient elaboration.

Ключевые слова: банкротство, «внесудебное банкротство», изменения, должник, институт банкротства.

Key words: bankruptcy, "out-of-court bankruptcy", changes, debtor, institution of bankruptcy.

Появление в Российской Федерации норм института банкротства физических лиц произошло потому, что после большого экономического кризиса 2008 года, ситуация с благосостоянием и общим курсом валюты начал стремительно ухудшаться. В результате чего оказалось, что общий размер предоставленных физическим лицам кредитов, превысил минимальные допустимые значения «возвратности», и возникла ситуация, что у большинства граждан просто не оставалось возможности «выполнять» требований кредиторов. Кредиторам же «зависшие» долговые обязательства также мешали списать их в «невозврат» и продолжать свою деятельность.

Как отмечал в своем Постановлении от 19 декабря 2005 года N 12-П Конституционный Суд

Российской Федерации [2], «........правовое регулирование отношений в области банкротства

основывается, помимо прочего, на положениях статей 8, 17, 19, 34 и 35 Конституции Российской Федерации, а сам этот институт выступает рыночным механизмом оздоровления российской экономики».

Поэтому законодатель решил добавлением новых норм полностью «исправить» ситуацию и применить данный механизм оздоровления экономики для выравнивания ситуации. Итогом работы законодателя к концу 2014 года был разработан более детальный механизм банкротства граждан [3], вступивший в силу с 1.07.2015.

Но новые статьи банкротства граждан «заработали» только 1.10.2015 [4]. Именно тогда Гражданский Кодекс РФ [5] «дополнили» статьей 25, в которой особо отметили, что гражданин, который не способен удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению арбитражного суда.

Из-за выступления новых норм в институте банкротства произошло «чудо» поскольку у должников и у их кредиторов появился реальным механизм разрешения своих разногласий по обязательствам. Но радость от свершившегося была не долгой поскольку законодатель формулируя основания для «инициации» процедуры банкротства постарался «ограничить» возможность подачи заявлений о признании граждан банкротами размером заявляемых требований (не менее чем 500 тыс. рублей) отметив данную сумму в части 2 статьи 33 и части 2 статьи 213.4 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а также установив обязанность внесения денежных средств на выплату вознаграждения финансовому управляющему за одну процедуру, применяемую в деле о банкротстве, часть 4 статьи 213.4 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Чем было обусловлена «необходимость» введения данного ценза так и не разъясняется, поскольку для тех же юридических лиц размер требований для «инициации» процедуры банкротства составляет не менее 300 000 рублей (часть 2 статьи 33 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Скорее всего, введение ценза было обусловлено тем, что на арбитражных судах, обязанных рассматривать такие дела, итак, лежала слишком большая нагрузка, и резкая возможность подачи заявления на банкротство гражданина, просто бы «похоронило» систему в заявлениях. Поэтому тем, кому не удалось «набрать» установленный лимит, приходилось либо дожидаться «роста» суммы задолженности, либо смирится с безнадежностью взыскания долга. Кроме того, опять же нельзя забывать, что за процедуру банкротства необходимо было платить, а денег на вознаграждение управляющего не всегда удавалось найти.

Поэтому и образовалась дилемма процесса банкротства физических лиц, когда с одной стороны существует примерный механизм разрешения ситуации, а с другой стороны не все могут им воспользоваться. Поскольку «исправлению» сложившейся ситуации с «закредитованностью» граждан разрешить не удалось, (большинство «кредитных» обязательств, обычно вряд ли превышают 500 000 рублей, при этом именно на долю таких «кредитов» и приходится большая часть займов) законодатель решил, что пришла пора «позаботится» и о той группе граждан банкротов (а также их кредиторов), чьи требования все еще не достигают 500 000 рублей.

Федеральный закон от 31.07.2020 N 289-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" [6] и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внесудебного банкротства гражданина" ввел в нормы ФЗ «О несостоятельности» такой механизм как «внесудебное банкротство».

Теперь для того, чтобы обратится с заявлением о признании банкротом необходимо выполнить несколько условий:

1) Размер денежных обязательств (за исключением обязательств, предусмотренных абзацем четвертым пункта 2 статьи ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» должен составлять не менее 50 000 и не более 500 000 рублей, что прямо указано в части 1 статьи 223.2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

2) Заявление по утвержденной форме и порядку подается по месту жительства или пребывания в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее -МФЦ), что предусмотрено частью 2 статья 223.2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

3) При подаче заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке гражданин обязан представить список всех известных ему кредиторов, оформленный в соответствии с абзацем четвертым пункта 3 статьи 213.4 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

4) Обязательно наличие сведений наличие сведений о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 46 ФЗ "Об исполнительном производстве" [7], а также отсутствие сведений о ведении иных исполнительных производств, возбужденных после даты возвращения исполнительного документа взыскателю и не оконченных или не прекращенных на момент проверки сведений, с использованием общедоступных сведений банка данных в исполнительном производстве, размещенных на сайте Федеральной службы судебных приставов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктами 3, 5 и 9 части 3 статьи 6.1 ФЗ "Об исполнительном производстве». Если данные условия не соблюдаются, процедура внесудебного банкротства не начинается.

После анализа вышеуказанных положений можно выделить, что участниками данной процедуры банкротства выступают должник (физическое лицо), его кредиторы и многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

К обязанностям многофункциональных центров относятся:

1) Проверка заявления на соответствие формы и порядку его предъявления, установленному регулирующим органом;

2) Проверка сведений о возврате исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 46 ФЗ "Об исполнительном производстве", а также отсутствие сведений о ведении иных исполнительных производств, возбужденных и не оконченных после даты возвращения исполнительного документа взыскателю;

3) Принятие заявления к исполнению, после его в соответствии с установленным порядком, статьи 213.7 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

4) Публикация сведений о введении в отношении должника внесудебного банкротства в Едином реестре сведений о банкротстве (статья 223.3 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

5) Направление уведомления о включении сведений о внесудебном банкротстве в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета (вклада), а также в суд общей юрисдикции, и соответствующее подразделение Федеральный службы судебных приставов по месту жительства должника и в уполномоченные органы (часть 3 статья 223.4 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

6) По истечении шестимесячного срока со дня включения сведений о возбужденной процедуре внесудебного банкротства гражданина размещение в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве сведений о завершении такой процедуры (часть 1 статьи 223.6 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Для того, чтобы его заявление приняли к производству, должника обязан:

1) Оформить заявление по форме и предъявить его в МФЦ по месту жительства или пребывания (части 1 и 2 статьи 223.2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

2) Предоставить список всех известных ему кредиторов (часть 4 статьи 223.2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

3) В случае поступления имущества, или изменения финансового состояния, позволяющего полностью или в значительной части исполнить свои обязательства, уведомить МФЦ в течение 5 дней;

Кредиторы теперь имеют право:

1) Готовить и направлять запросы об имуществе должника, но только об имуществе подлежащему государственной регистрации или иному учету (часть 5 статьи 223.4 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

2) При выявлении факта неисполнения должником обязанности, по извещению об изменении своего финансового состояния, в соответствии с пунктом 4 статьи 223.2ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании такого гражданина банкротом в общем порядке банкротства физических лиц;

3) Обратится в арбитражный суд, для инициации обычной процедуры банкротства физических лиц, если его не включили в реестр требований или, если задолженность перед ним указана не в полном объеме, либо если обнаружено имущество, принадлежащее должнику, если оспорены сделки должника и имеется вступившее в силу судебное решение (часть 2 статьи 223.5 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

И вроде как законодатель предусмотрел все «особенности» процедуры, особенно отметил требования для должника, как бесперспективность «взыскания» с него задолженностей и оконченного по этим основаниям исполнительного производства и предоставил кредиторам право отслеживать «изменяющееся» финансовое состояние должника, однако остался ряд моментов, не предусмотренных законодателем в результате чего, весь практический «смысл» процедуры внесудебного банкротства «теряется».

1) Бессмысленный выбор многофункциональных центров в качестве образования «принимающего» окончательное решение.

Дело в том, что «поручая» вопрос регистрации заявлений многофункциональным центрам, законодатель рассматривал их скорее как «образование», которое будет заниматься публикациями, забывая видимо о том, что основная цель всех многофункциональных центров это организация предоставления государственных и муниципальных услуг, что прямо следует из их уставов, а также соответствующих постановлений Правительств областей, краев и регионов. Сами по себе данные образования никогда дел с финансовыми операциями и экономической деятельностью, а также банкротными процессами не имели, однако на них теперь возложили полномочия по принятию «окончательного» решения по списанию задолженностей, а это уже не просто «прием документов», а серьезная ответственность, возложить которую на себя не каждый захочет. По сути, вся «работа» многофункциональных центров - простое информирование, а не разрешение вопросов по существу. Может быть стоило задуматься о другом «ответственном» органе?

2) Невозможность осуществления контроля за действиями должника и его финансовым состоянием со стороны кредиторов.

Что касается «общей» ситуации с проверкой финансовой составляющей должника, то, как уже отмечалось выше, заниматься теперь этим могут кредиторы, но опять же только те кредиторы, про которых должник «вспомнил» и включил в реестр. Причем сам перечень «запрашиваемых сведений ограничен, поскольку кредиторы теперь имеют право получения сведений только об имуществе и имущественных правах должника, подлежащие государственному учету или иному учету. То есть, все «неучтенные» составляющие финансового состояния должника, как будь то дебиторская задолженность в пользу должника, или «своевременно» оформленное на иных лиц имущество под «запросы» не попадает, у кредитора просто нет такой возможности для запроса.

И хотя основанием подачи заявления для внесудебного банкротства является проверка сведений о том, что на дату подачи заявления в отношении должника окончено исполнительное производство в связи с возвращением исполнительного документа по причине отсутствия у должника имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными, но вот вопрос о том, что имущество могло и

«пережидать» требования кредиторов, почему-то никто не рассматривает. Кроме того, законодатель не задумывался о том, что должник за время действия процедуры (6 месяцев) может сменить работу, или наоборот «предварительно» уволится с нее для инициации процедуры внесудебного банкротства, а потом устроится повторно, или заключить сделки иного рода, которые могут свидетельствовать о его финансовом состоянии.

Пока что установленный «запрет» на совершение сделок должником касается только обеспечительных сделок, поручительств и получения новых кредитов и займов, а вот делать с остальными «сделками», которые нельзя ни проверить, ни оспорить нормы пояснений не дают.

3) Отсутствие механизма своевременного и полноценного информирования всех кредиторов о начале процедуры.

В нормах также нет ни одного упоминания о том, что кредиторы уведомляются о начале процедуры и получают право на проверку информации. По сути, кредиторам (не кредитным организациям, их обязательно «уведомляют») часть 3 статьи 223.4 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предлагается мониторить ежедневно систему «реестра о банкротстве» и отстаивать свои права «самостоятельно, включаясь инициируя процедуру «банкротства» уже в рамках судебного разбирательства.

Из-за вышеуказанных «допущений» получилось так, что механизм внесудебного банкротства не стал пользоваться большим спросом ни у должников, ни у кредиторов и своей функции по сути не выполняет, да и общий процент «рассмотренных» заявлений в общей сумме поданных заявлений настолько мал, что в масштабах нашей страны просто ничтожное число.

Вот и получилась ситуация, что с одной стороны такой механизм внесудебного банкротства физических лиц (граждан) это несомненный шаг вперед, поскольку законодатель наконец-то обратил внимание на тех граждан, чьи долговые обязательства до отметки в 500 000 рублей «не дотягивают», а с другой стороны «специальные» условия подачи заявлений, отсутствие механизма «включения» в реестр требований кредиторов после инициации процедуры, формируют такой «перевес» в пользу «должников», что кредиторам он становится не интересен. Да и для самих же должников данный механизм недоступен из-за специально «установленных» ограничений, а это в свою очередь ведет к тому, что механизмом внесудебного банкротства не будут пользоваться, и пройдет еще не мало времени и существенных поправок, пока механизм не заработает в более приемлемом виде.

Список используемой литературы:

1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ, доступ система «Консультант Плюс», http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/;

2. Постановление Конституционного суда РФ от 19 декабря 2005 года N 12 -П, доступ из «Российской газеты»;

3. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 476-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве), доступ система «Консультант Плюс»,

http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 358781/3d0cac60971a511280cbba229d9b6329c07731f7/#dst100 049;

4. Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации;

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, принята Государственной Думой 21 октября 1994 г., доступ система «Консультант Плюс», http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 5142/;

6. Федеральный закон от 31.07.2020 N 289-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", доступ система «Консультант Плюс»,

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358781/3d0cac60971a511280cbba229d9b6329c07731f7/#dst100 049

7. Федеральный закон "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ (последняя редакция), доступ из системы «Консультант Плюс», http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 71450/ ;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.