Научная статья на тему 'Анализ причин, сдерживающих развитие молодежного предпринимательства'

Анализ причин, сдерживающих развитие молодежного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МОТИВАЦИЯ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ИНИЦИАТИВА / YOUTH ENTREPRENEURSHIP / MOTIVATION / YOUTH POLICY INITIATIVE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анищенко В. А., Барсукова Д. Ф.

В данной статье рассматривается анализ причин, сдерживающих развитие молодежного предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ причин, сдерживающих развитие молодежного предпринимательства»

Анищенко В.А.

директор Кумертауского филиала ОГУ, доктор педагогических наук, профессор, Кумертауский филиал ОГУ, г. Кумертау

Барсукова Д.Ф.

заместитель директора по научной работе, Кумертауского филиала ОГУ, канд. пед. наук

АНАЛИЗ ПРИЧИН, СДЕРЖИВАЮЩИХ РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖНОГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация

В данной статье рассматривается анализ причин, сдерживающих развитие молодежного предпринимательства.

Ключевые слова: молодежное предпринимательство, мотивация, молодежная политика, инициатива.

Keywords: youth entrepreneurship, motivation, youth policy initiative.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации под предпринимательской деятельностью понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке».

Впервые в нормативных документах термин «молодежное предпринимательство» упоминается в Постановлении Верховного Совета Росстйской Федерации от 3 июня 1993 г. «Об основных направлениях государсвтенной молодежной волитики в Российской Федерации» [7].

Молодежное предпринимательство считается менее защищенным [6], в связи с чем возникает необходимость в создании инфраструктуры его поддержки и развития. Данному вопросу посвящено множество социальных и экономических исследований.

По результатам проведенного в 2008 г. социологического исследования в Республике Башкортостан Н.В. Ахияровой одной из причин, почему молодые люди не занимаются предпринимательством - отсутствие у них связей и поддержки. В этом же исследовании представители общественных объединений предпринимателей отвечая на вопрос, что мешает развитию молодежного предпринимательства в Республике выделили две основные причины - неподготовленность молодых людей в занятии новым, непривычным делом, а также ограниченный доступ к кредитам и материальным ресурсам [8].

Ряд авторов указывает на то, что молодежь находится в «переходном возрастном и социальном состоянии», что ставит их перед определенным жизненным выбором -каким путем идти дальше [1]. Вслед за авторами [1] мы также полагаем, что одним из факторов успеха молодых предпринимателей может стать отсутствие опыта неудач в силу отсутствия опыта как такового. Это же обстоятельство, на наш взгляд лежит и в основе инновационных идей молодежного предпринимательства.

В числе факторов, препятствующих вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность, выделяются следующие:

- отсутствие мотивации предпринимательской деятельности [6,9].

- личных предпринимательских качеств [6].

- непривлекательность предпринимательской деятельности как вида занятости

- негативное отношение со стороны общества к предпринимательству [1].

- отсутствие практических знаний [1,6].

- отсутствие стартовых условий, финансовых средств [1, 6].

- отсутствие информации об инфраструктуре существующих мерах поддержки молодых предпринимателей [1,3].

- поиск конкурентоспособной ниши [5];

- налоговое бремя [5];

- недостаток собственных средств [5];

- трудности привлечения финансирования [5];

- высокие кредитные ставки [5];

- длительный период окупаемости производства [5];

- социальное не восприятие молодых предпринимателей [6];

- кадровое обеспечение [6];

- незначительный социальный опыт [52]

В ряде исследований подчеркивается, что практически во всех странах происходит снижение доли молодежного предпринимательства [1].

В тоже время одной из причин, по мнению исследователей [6] является содержание профессионального образования и низкая предпринимательская активность молодежи.

Ряд исследователей проецируют проблемы государственной молодежной политики проецируют на спад в развитии молодежного предпринимательства, выделяя следующие проблемные моменты [2]:

- сокращение численности молодежи в российских регионах;

- ухудшение состояния физического и психического здоровья молодежи;

- тенденция «потери человеческого капитала»;

- отсутствие у молодых граждан четких нравственных и моральных установок и ориентаций, патриотических и семейных ценностей;

- повышение доли молодых людей, официально получивших статус безработного;

- недостаточное ресурсное и кадровое обеспечение государственной молодежной политики, в частности на региональном и муниципальном уровнях.

Отдельные исследователи указывают на то, что мотивация студентов к предпринимательской деятельности в большей степени зависит «.. .от заинтересованности вуза в дальнейшем развитии своих выпускников» [3].

Одной из целей вуза в развитии молодежного предпринимательства является наряду с моральным удовлетворением и повышением собственного рейтинга, увеличение количества предпринимателей числа потенциальных спонсоров, членов попечительского совета, коими могут стать будущие успешные предприниматели [3].

В тоже время утверждение авторов А.С. Маслюкова, О.Н. Апанасенко об отсутствии финансовых средств из-за слабой информированности студентов о возможностях предполагаемого бизнеса на первый взгляд кажутся преувеличенным.

Обобщение рекомендаций по развитию молодежного предпринимательства предполагает [8]:

- осуществлять пропаганду идеи предпринимательства среди молодежи;

- формировать позитивное отношение к слою молодых предпринимателей через средства массовой информации;

- развивать систему бизнес-образования молодежи;

- способствовать самоорганизации молодых предпринимателей для самостоятельного решения ими проблем молодежного предпринимательства.

А.С. Майоров ссылается на отсутствие статистики тенденций становления и функционирования предпринимательства в молодежной среде, что делает проблематичным изучение данного вопроса [9].

Есть мнение о том, что для осуществления предпринимательства молодежи не хватает уровня психологической подготовки [10].

Результатом этого становится либо предпринимательская пассивность [10], либо нежизнеспособность предприятий. Второе по мнению С.Г. Симонова, С.И. Грошевой обусловлено в первую очередь отсутствием знаний в области планирования рисков и перспектив, а также низкой психологической устойчивостью молодых людей в случае возникновения затруднений, что приводит к прекращению предпринимательской деятельности даже при наличии потенциала и перспективы развития. Также авторы указывают на невозможность применить полученные знания на практике.

С.Г. Симонова, С.И. Грошева указывают на неэффективность существующей программы государственной молодежной политики из-за несоответствия многих целей и задач в области государственной молодежной политики реалиям современного российского общества [10].

Преодолению трудностей молодых предпринимателей будет способствовать в первую очередь действия государства, а именно прямая финансовая поддержка образовательная поддержка, информационно-консалтинговая поддержка, получение в лизинг оборудования [12].

К качествам, необходимых предпринимателю относят: уверенность, целеустремленность, готовность к риску, коммуникативность, лидерство [12].

Также в числе причин, препятствующих развитию молодежного предпринимательства, отсутствие заинтересованности российской экономики в результатах инновационной предпринимательской деятельности студентов [13].

По мнению Р.Ф. Лопатиной, Н.А. Лопатина, молодежное предпринимательство позиционируется как одно из направлений в части трудоустройства выпускников, наряду с альтернативной работой в муниципальном, государственном или частном учреждении в качестве наемного работника. При этом в качестве средства развития мотивации студентов к занятию предпринимательской деятельностью авторы видят комплекс обучающих, информационных и воспитательных мероприятий, направленных на ее повышение [14].

Вслед за многими авторами мы считаем, что появлению инновационной предпринимательской идеи в студенческой среде должна предшествовать активная научно-исследовательская деятельность.

Литература:

1. Титова, Е.В., Сахарова К.В., Королева С.И. Актуальные вопросы по созданию центра развития молодёжного предпринимательства в московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы / Титова Е.В., Сахарова К.В., Королева С.И. // В сборнике: Развитие экономики и предпринимательства в условиях экономических стратегий импортозамещения. - Материалы международной научно-практической конференции, сборник научных статей преподавателей, аспирантов и студентов. под ред. Малышкова В.И.. Москва, 2015. С. 173-175.

2. Молодежное предпринимательство в России: проблемы и перспективы / Меркулов П.А., Малик Е.Н. // Вестник ОрелГИЭТ. 2015. № 2 (32). С. 130-133.

3. Малюков, А.С., Апанасенко О.Н. Молодежное предпринимательство и проблемы формирования мотивации студентов к предпринимательской деятельности / Малюков А.С., Апанасенко О.Н. // В сборнике: Перспективы науки - 2015. - Сборник докладов I Международного заочного конкурса научно-исследовательских работ. Научный ред. А. В. Гумеров. Казань, 2015. С. 7-11.

4. Фром, Э.З. Психоаналитика и этика. - М.: АСТ, 1998. - 568 с.

5. Жидикова, А.О., Ракитина М.С. Инновационное молодежное предпринимательство как форма развития гражданского общества / Жидикова А.О., Ракитина М.С. // В сборнике:

Молодежная политика и гражданское общество в современной России Сборник материалов научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2014. С. 45-50.

6. Петрище, В.И. Инновационная среда и молодежное предпринимательство: проблемы и перспективы развития. / Петрище В.И. // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 13. С. 766-770.

7. Постановление Верховного совета РФ от 03.6.1993 г. «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» 03.06.1993 г., № 50901.

8. Ахиярова, Н.В. Молодежное предпринимательство - бизнес-потенциал социально-экономического развития Республики Башкортостан / Ахиярова Н.В. // Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13. № 3. С. 659-662.

9. Майоров, А.С. Молодёжное предпринимательство как объект социального управления / Майоров А.С. // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2011. № 36. С. 24-25.

10. Симонов, С.Г., Грошева Л.И. Молодёжное предпринимательство в России: проблемы и перспективы развития / Симонов С.Г., Грошева Л.И. // Академический вестник. 2012. № 2 (20). С. 39-44.

11.Калякина, И.М., Ткаченко Ю.Г. Молодежное предпринимательство и проблемы его развития / Калякина И М., Ткаченко Ю.Г. // В сборнике: ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ Сборник статей Международной научно-практической конференции: В 9 частях. Ответственный редактор А.А. Сукиасян. г. Уфа, Республика Башкортостан, 2014. С. 248-252.

12. Молодежное предпринимательство - ресурс улучшения инвестиционного климата / Мурзина Ю.С. // В сборнике: управление коммерческой деятельностью: проблемы и пути решения: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. ответственный редактор Л.Л. Тонышева. 2013. С. 192-196.

13. Грегова, Е., Рубцова, О.Л. Инновации, малый бизнес и стимулирование развития молодёжного предпринимательства в России / Грегова Е., Рубцова О.Л. // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. 2014. Т. 5. № 3. С. 34-52.

14. Лопатина, Р.Ф., Лопатин, Н.А. Проектный подход и формирование мотивации к занятию предпринимательской деятельностью у молодежи / Лопатина Р. Ф., Лопатин Н. А. // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 21. С. 120-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.