Научная статья на тему 'Анализ прибыли и рентабельности предприятия'

Анализ прибыли и рентабельности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4783
933
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗОВАННОЙ ПРОДУКЦИИ / ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ / ПОЛНАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лютова М.Н., Коновалова Н.О.

В данной статье рассматриваются важнейшие показатели производственно-финансовой деятельности предприятия прибыль и рентабельность. Авторы постарались простым языком раскрыть сущность этих показателей, привели формулы для расчета и провели краткий анализ на примерах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ прибыли и рентабельности предприятия»

5. Динес В.А., Ларин В.М. Конкурентоспособность и экономическая устойчивость промышленного предприятия. - Саратов: Изд. Центр СГСЭУ 2009. - С. 41.

6. Динес В.А., Ларин В.М. Конкурентоспособность и экономическая устойчивость промышленного предприятия. - Саратов: Изд. Центр СГСЭУ, 1999. - С. 43.

7. Кротков А.М., Еленева Ю.Я. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии и методы оценки // Маркетинг. - 2012. -№ 6. - С. 65.

8. Кротков А.М., Еленева Ю.Я. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии и методы оценки // Маркетинг. - 2012. -№ 6. - С. 65.

9. Кузубов А.А. Анализ системы управления конкурентоспособностью предприятий // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 12-5. -С. 1028-1031;

10. Кузубов А.А. Методические подходы и критерии оценки конкурентоспособностью предприятий // Фундаментальные исследования. - 2015. -№ 12-4. - С. 801-805.

11. Современная модель эффективного бизнеса: монография. Книга 14 / Е.Э. Головчанская, М.Ф. Григорьев, А.А. Кузубов и др. / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2015. - 192 с.

АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

© Лютова М.Н.1, Коновалова Н.О.1

Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь

В данной статье рассматриваются важнейшие показатели производственно-финансовой деятельности предприятия - прибыль и рентабельность. Авторы постарались простым языком раскрыть сущность этих показателей, привели формулы для расчета и провели краткий анализ на примерах.

Ключевые слова прибыль и рентабельность производства, рентабельность реализованной продукции, выручка от реализации продукции, полная себестоимость.

Современные предприятия в условиях рыночной экономики ставят для себя главной целью получение максимальной прибыли при минимальных

1 Студент 2 курса направления «Менеджмент». Научный руководитель: Скрипниченко Ю.С., доцент кафедры «Статистики и эконометрики», кандидат экономических наук.

затратах и максимальном использовании производственных мощностей. Именно поэтому показатели прибыли и рентабельности, формирующие систему показателей финансовых результатов, являются важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Чтобы управлять прибылью и рентабельностью, нужно понимать их сущность и уметь правильно их измерять.

Для начала рассмотрим такой значимый показатель как прибыль.

Прибыль - фундаментальная основа экономического развития предприятия, база для самофинансирования и выполнения обязательств перед банками и партнерами. По этому показателю можно делать выводы об эффективности деятельности и использовании средств производства и различных ресурсов.

Чаще всего при проведении анализа прибыли рассчитывают балансовую прибыль, прибыль от реализации продукции и чистую прибыль.

Балансовая прибыль (общая) включает в себя прибыль (убыток) от реализации продукции, прибыль (убыток) от продажи основных фондов и другого имущества предприятия, а также результат от внереализационных операций.

Прибыль от реализации продукции представляет собой разницу между выручкой от реализации и суммой затрат на производство, НДС, акцизов и экспортных тарифов.

Чистая прибыль - это остаток от прибыли после вычета налогов на прибыль. По ней можно судить о выгодности деятельности в той или иной сфере.

Больший вес в общей прибыли имеет прибыль от реализации, поэтому при осуществлении анализа производственно-финансовой деятельности предприятия особое внимание следует уделить анализу именно этого показателя. Важно понимать, что величина прибыли зависит от определенных факторов. К числу таких факторов относятся изменения цен (тарифов) на реализованную продукцию или на сырье и материалы, изменения себестоимости, объема продаж и состава (структуры) реализованной продукции.

Далее мы рассмотрим пример, который наглядно показывает расчет этих изменений.

Таблица 1

Данные о выручке от продаж и полной себестоимости продукции за базисный и отчетный периоды

Показатель За базисный период Фактически по ценам и себестоимости базисного периода Фактически за отчетный период

Выручка от реализации, тыс. руб. 7 382 8 196 13 808

Полная себестоимость продукции, тыс. руб. 5 640 5 006 9 100

Прибыль, тыс. руб. 1 742 3 190 4 708

Рассчитав прибыль, мы можем также рассчитать ее изменение по сравнению с базисным периодом:

АЯ = П - П = 4708 -1742 = 2966 тыс. руб.

Теперь оценим влияние факторов на прибыль.

Чтобы рассчитать изменение прибыли за счет изменения цен, мы от фактической выручки за отчетный период (Ед1р1) вычтем фактическую выручку по ценам предыдущего периода (Едр):

АЯ(Р) = Уцр -Уцр = 13808 - 8196 = +5612

Следовательно, дополнительная прибыль предприятия составила 5 612 тыс. руб.

Аналогично рассчитаем изменение прибыли за счет изменения затрат (себестоимости продукции):

АП(2) = 9100 - 5006 = 4096 тыс. руб.

Здесь мы видим, что себестоимость продукции возросла на 4 096 тыс. руб., следовательно, прибыль стала меньше на эту же сумму. Очень часто рост себестоимости продукции, то есть рост затрат на ее производство, естественным образом становится причиной снижения прибыли и наоборот. Поэтому одним из вариантов увеличения прибыли и рентабельности является снижение себестоимости продукции.

Далее рассчитаем изменение прибыли за счет объема реализации. Для начала нам необходимо рассчитать индекс физического объема реализации:

У ЦР 8196

I = У 10 =-= 1,11026822 или 111,0268 %.

ц У д0р0 7382

Этот индекс показывает, что объем реализованной продукции вырос на 11 %. Теперь мы можем рассчитать изменение прибыли:

АЯ = Я (^ -1) = 1742 • 0,110268 «192 тыс. руб.

К слову, рост объема реализации (продаж) может иметь как положительный, так и отрицательный эффект. Все зависит от рентабельности продукции: если увеличить объем реализации низкорентабельных или убыточных видов продукции, то прибыль упадет, а в случае рентабельной продукции при росте объема продаж прибыль также будет расти.

А теперь вычислим влияние изменения структуры реализованной продукции. Кстати, и в этом случае имеет большое значение доля рентабельной продукции в реализации. Сначала нам необходимо рассчитать, сколько должно приходиться прибыли на каждую тысячу рублей реализованной продукции в случае неизменности ассортимента и при фактическом ассортименте. Затем разность этих соотношений мы умножим на выручку от фактической реализации продукции в ценах предыдущего периода:

АП (стр.)

( Е п Е п„ 1

•Е

319„ 1742 8196 7382

• 8196«1256

V

Е я1Р„ Е я„р„

Таким образом, мы видим, что прибыль увеличилась в основном за счет роста объема реализованной продукции на 11 % и изменения ассортимента продукции. Подобные задачи наглядно показывают взаимосвязи между различными показателями.

Далее рассмотрим показатели рентабельности. Рентабельность дает более полную характеристику об эффективности использования ресурсов, поэтому ее анализ не менее важен. Мы рассмотрим лишь основные показатели, которые наиболее часто рассчитывают, а именно - рентабельность производственной деятельности, продаж и доходность капитала.

Рентабельность производственной деятельности показывает, сколько прибыли приходится на каждый затраченный рубль, т.е. насколько хорошо окупаются издержки. Поэтому этот показатель также называют коэффициентом окупаемости. Чтобы получить нужное значение этого коэффициента, т.е. управлять им, необходимо изменить структуру реализуемой продукции, увеличив долю высокорентабельных видов. Рассчитывается данный показатель как отношение общей прибыли к затратам на производство.

Следующий показатель - рентабельность продаж (общая рентабельность). Он показывает, сколько прибыли приходится на каждый рубль выручки. Исчисляется как отношение прибыли от реализации или чистой прибыли к сумме полученной выручки.

При проведении анализа рентабельности продаж следует знать причины, по которым она падает или растет. Падение рентабельности продаж происходит в том случае, когда выручка снижается, а затраты растут, либо рост выручки отстает от темпов роста затрат (затраты растут быстрее). Причины бывают разные: снижение цен, увеличение норм затрат, изменение ассортимента, например. В этих случаях предприятие может принять следующие меры: провести более глубокий анализ ценообразования, пересмотреть маркетинговую политику (уделить особое внимание ассортиментной политике), систему контроля и учета затрат. Что же касается роста рентабельности продаж, то здесь можно посоветовать предприятию попытаться найти оптимальное сочетание постоянных и переменных затрат, изменить структуру затрат (например, вкладывать больше средств в основные фонды), также изменить структуру ассортимента и нормы затрат.

Теперь рассмотрим рентабельность собственного и заемного капитала.

Рентабельность собственного капитала рассчитывается как отношение чистой прибыли от реализации к среднегодовой стоимости собственного капитала. По этому показателю можно судить об эффективности вложений собственного капитала, сколько прибыли приходится на единицу его стоимости. Если рентабельность собственного капитала оказалась ниже нормы

или отрицательной, то необходимо рассмотреть вопрос о вложении средств в другие компании. Причиной снижения чаще всего является снижение оборачиваемости активов и рост собственного капитала. Рост данного показателя происходит обычно за счет роста прибыли и финансового рычага. Финансовый рычаг рассчитывается как отношение заемного капитала к собственному.

Коэффициент рентабельности заемного капитала интерпретируется и рассчитывается аналогично коэффициенту рентабельности собственного капитала, то есть как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости заемного капитала.

Таким образом, проанализировав показатели прибыли и рентабельности, можно сделать выводы об эффективности деятельности предприятия и целесообразности ведения бизнеса в том или ином направлении. Умение точно исчислять влияние тех или иных факторов на прибыль повышает уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов, а правильный расчет рентабельности (доходности) капитала увеличивает результативность вложений предприятия.

Список литературы:

1. Алексеева А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев. - М.: Финансы и статистика. 2009. - 529 с.

2. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / Под редакцией П.П. Табурчака, В.М. Гумина, М.С. Сапрыкина. - Ростов-н/Д: Феникс, 2009. - 352 с.

3. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. - Минск: ООО «Новое знание», 2010. - 688 с.

4. Балабанов И. Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта: учебник /И.Т. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 340 с.

РЫНОК ЗЕРНА РОССИИ. ПОЛОЖЕНИЕ РЫНКА ЗЕРНА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

© Манджиева Г.Н.1

Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова,

г. Элиста

Эффективное функционирование рынка зерна как ключевого элемента институциональной среды, связанной с надежным снабжением

1 Студент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.