АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО «КОНСЕРВПРОД»)
Б. А. ШОГЕНОВ,
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономического анализа и аудита E-mail: [email protected]
Ф. Е. КАРАЕВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и аудита E-mail:[email protected] Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия им. В. М. Кокова
На примере ООО «Консервпрод» анализируется прибыль как конечный финансовый результат деятельности субъекта хозяйствования. В качестве факторной модели исследуется влияние четырех основных факторов: объема реализации, структуры, цены и себестоимости. Показатели рентабельности рассматриваются как результат экономической эффективности деятельности предприятия.
Ключевые слова: баланс, прибыль, реализация, себестоимость, факторная модель, рентабельность.
Финансовый результат — комплексный показатель анализа и оценки эффективной или неэффективной деятельности хозяйствующего субъекта на определенных стадиях его формирования. Цель функционирования — извлечение прибыли для ее капитализации, развития бизнеса, обогащения собственников, акционеров и работников и т. д. В более обобщенном виде финансовый результат можно рассматривать как превышение (снижение) стоимости произведенной продукции над затратами на ее производство; превышение стоимости реализованной продукции
над полными ее затратами; превышение чистой (нераспределенной прибыли) над понесенными убытками, что в конечном итоге является финансово-экономической базой приращения собственного капитала организации. Кроме того, положительный финансовый результат свидетельствует также об эффективном и целесообразном использовании средств организации (основного и оборотного капитала).
В процессе анализа используются различные показатели прибыли, которые можно классифицировать следующим образом:
1) по видам хозяйственной деятельности различают прибыль от основной (операционной) деятельности, прибыль от инвестиционной деятельности и прибыль от финансовой деятельности;
2) по составу включаемых элементов различают маржинальную (валовую) прибыль, общий финансовый результат отчетного периода до выплаты процентов и налогов (брутто-прибыль), прибыль до налогообложения, чистую прибыль;
3) в зависимости от характера деятельности предприятия выделяют прибыль от обычной де-
ятельности и прибыль от чрезвычайных ситуаций, необычныхдля данного предприятия;
4) по характеру налогообложения различают налогооблагаемую и необлагаемую прибыль в соответствии с налоговым законодательством;
5) по степени учета инфляционного фактора различают номинальную прибыль и реальную прибыль, скорректированную на темп инфляции в отчетном периоде;
6) по экономическому содержанию прибыль делится на бухгалтерскую и экономическую. Бухгалтерская прибыль определяется как разность между доходами и текущими явными затратами, отраженными в системе бухгалтерских счетов. Экономическая прибыль отличается от бухгалтерской тем, что при расчете ее величины учитывают не только явные затраты, но и неявные, не отражаемые в бухгалтерском учете (например, затраты на содержание основных средств, принадлежащих владельцу фирмы);
7) по характеру использования чистая прибыль подразделяется на капитализированную (нераспределенную) и потребляемую.
Проанализируем состав балансовой прибыли перерабатывающего предприятия пищевой промышленности ООО «Консервпрод» (г. Нальчик) за 2005—2007 гг. (табл. 1).
За рассматриваемый период динамика убытка имеет тенденцию к повышению. Убыток увеличился на 7 360 тыс. руб. Причем повышается убыточность почти по всем показателям. Только в 2005 г. предприятие имело прибыль в размере 692тыс. руб. по прочей реализации.
Особое внимание в ходе анализа и оценки динамики финансовых результатов следует обратить на наиболее значимую часть и существенную статью их формирования — прибыль (убыток) от продажи товаров, продукции, выполненных работ и оказанных услуг как важнейшую составляющую экономической и балансовой (чистой) прибыли и зачастую по своему объему превышающую ее.
Таблица 1
Анализ состава балансовой прибыли предприятия в 2005—2007гг.,тыс. руб.
Показатель 2005 2006 2007
Балансовая прибыль (убыток) -5 062 -5 360 -12 422
Прибыль от реализации -4 412 -5 474 -7 002
продукции
Прибыль (убыток) от прочей - 692 -5420
реализации
Внереализационные -650 -578 -
финансовые результаты
Прибыль до налогообложения и чистая прибыль формируются преимущественно из прибыли от продаж и тех объективных и субъективных факторов, которые воздействуют на изменение ее величины. Поэтому рекомендуется проводить анализ прибыли от реализации продукции в отчетном году по сравнению с предыдущим, учитывая ее изменение под воздействием факторов, оказавших либо положительное, либо отрицательное влияние.
Финансовый результат от реализации продукции зависит от четырех факторов первого порядка: объема реализации продукции, ее структуры, себестоимости и уровня среднереализационныхцен. Эти же факторы являются факторами второго порядка по отношению к балансовой прибыли. В свою очередь на каждый из перечисленных факторов оказывают влияние изменения соответствующих факторов второго порядка. Например, объем продаж продукции зависит от изменения переходящих остатков готовой продукции, выпуска товарной продукции, наличия неоплаченной отгруженной продукции.
Для определения влияния факторов на величину прибыли от реализации продукции проведем факторный анализ. В расчетах будем использовать только основные виды продукции предприятия, характеризующиеся значительными объемами производства.
Себестоимость продукции и прибыль предприятия находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту прибыли, и наоборот. Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот. Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно определить способом цепной подстановки, используя данные табл. 2. Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс реализации продукции (/ ), а затем базовую сумму прибыли скорректировать на его уровень. Индекс объема продаж рассчитывают сопоставлением фактического объема реализации с базовым в натуральном, условно-натуральном или стоимостном выражении.
На предприятии индекс объема продаж составляет величину:
/рп = 2 УРПХ/Ъ ¥РП0 = 9 241/13 017 = 0,71.
Если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма убытка должна была снизиться и составить — 3 887тыс. руб. (—5 474 • 0,71). Затем
Таблица 2
Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс. руб.
Показатель 2006 г. Условный показатель, рассчитанный в ценах 2006 г. на объем 2007 г. 2007 г.
Выручка от реали- 13017 10 978 9 241
зации (без НДС,
акциза и других
отчислении от
выручки)
Полная себестои- 18 491 17 542 16 243
мость реализован-
ной продукции
Прибыль от реали- -5 474 -6 564 -7 002
зации продукции
следует определить сумму при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне себестоимости и уровне цен. Для этого необходимо из условной выручки вычесть условную сумму затрат:
= 10 978 — 17 512 = — 6 564тыс. руб. Нужно подсчитать также, сколько прибыли (убытка) предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого из фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:
= 9 241 - 17 542 = — 8 301 тыс. руб. Теперь, исходя изданных (П0 = — 5 474; Псл1 =
- 3 887; П ,= - 6 564; П . = - 8 301;УСД =
' усл. 2 ' уел 3 ' 1
— 7 002), установим, как изменилась сумма прибыли (убытка) за счет каждого фактора (табл. 3).
Рассчитаем изменения за счет:
— объемареализации продукции:
АЯурп = Пусл1-П0 = - 3 887 - (-5 474) = 1 587;
— структуры продукции:
АП =П .-П , =-6564-(-3 887) = -2667;
стр усл. 2 усл. 1 ^ 7
— средних цен реализации:
АП=П .-П =-8 301 -(-6 564) = - 1 734;
ц усл. 3 усл. 2 х '
— себестоимости реализованной продукции: А П=П,-П =-7002-(-8 301) = 1 299.
с 1 усл. 3 4 '
Расчет влияния факторов на изменение
По результатам финансового анализа можно оценить качество прибыли. Качество прибыли от основной деятельности признается высоким, если ее увеличение обусловлено ростом объема продаж, снижением себестоимости продукции. Низкое качество прибыли характеризуется ростом цен на продукцию без увеличения физического объема продаж и снижения затрат на рубль продукции.
Далее следует обратить внимание на тот факт, что форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» (Ф-2) позволяет раскрыть влияние факторов не только на прибыль от продаж и запас финансовой прочности, но и другие виды прибыли, показанные в Ф-2, и прежде всего на такие как прибыль до налогообложения и чистая прибыль или нераспределенная прибыль (бухгалтерская прибыль). Так, на экономическую прибыль оказывают влияние все факторы формирования прибыли от продаж, а также изменения по сравнению с предыдущим годом: процентов к получению (+); процентов к уплате (—); доходов от участия в других организациях (+); внереализационныхрасходов (—).
Значимость финансовых результатов деятельности может быть оценена также по показателям рентабельности.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат. Их экономический смысл — сколько получено прибыли на каждый рубль вложенных средств. И, поскольку это относительные показатели, они практически не подвержены влиянию инфляции. Предприятие считается рентабельным (прибыльным, доходным), если результаты от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия. Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп: 1) показатели, базирующиеся на затратном подходе (рентабельности продукции, операционной
Таблица 3
суммы прибыли от реализации продукции
Показатель Условия расчета Алгоритм расчета
Объем реализации Структура продукции Цена Себестоимость
План План План План План Во. - 30
Условие 1 Факт План План План К.1 0 \рп
Условие 2 Факт Факт План План В -3 усл. усл.
Условие 3 Факт Факт Факт План В.-З 1 усл.
Факт Факт Факт Факт Факт вх-зх
деятельности, инвестиционной деятельности, рентабельности обычной деятельности);
2) показатели, характеризующие прибыльность продаж (валовая рентабельность продаж и чистая рентабельность продаж);
3) показатели, в основе которых лежит ресурсный подход (рентабельность совокупных активов или общая рентабельность, рентабельности операционного капитала, основного капитала, оборотного капитала, собственного капитала)
1. Рентабельность производственной деятельности (окупаемость затрат) Яз исчисляется путем отношения прибыли от реализации продукции ЛрП к сумме затрат по производству и сбыту продукции 3:
3 3
Рентабельность производственной деятельности в анализируемом периоде составила:
-7 002
= _^021ОО = _4зд%.
3 16 243
Это означает, что каждый рубль затрат на производство и сбыт продукции принес предприятию убыток 43 коп.
2. Рентабельность продаж Лрп рассчитывается путем деления прибыли от реализации продукции ЛрП на сумму полученной выручки от реализации ВР без НДС, акцизов и других аналогичных платежей:
V вр>
-7 002 = _^02100 = -75,8%.
> 9 241
Таким образом, в отчетном году на предприятии на каждый рубль реализованной продукции убыток составил 75 коп.
3. Рентабельность активов (имущества) исчисляется отношением чистой прибыли предприятия Пч к среднегодовой стоимости имущества (валюте баланса) А:
я - ^.
а А
-12 422 Я = 12 422 = -53,4%. а 23 283
Данный показатель показывает эффективность использования всего имущества предприятия. В 2006 г. чистый убыток предприятия составил 12 422тыс. руб., а с каждого рубля, вложенного в активы, предприятие получило убыток в размере 53 коп.
4. Рентабельность внеоборотных активов Я
г вна
определяется отношением балансовой прибыли
предприятия Пк средней стоимости внеоборотных активов ВНА:
К = п
ВНА
-12 422 ЯВНА 100 = -99.2%.
ВНА 12 521
Таким образом, на единицу стоимости основных средств и прочих внеоборотных активов предприятие в 2006 г. имеет убыток 99 коп.
5. Рентабельность собственного капитала Яск рассчитывается отношением чистой прибыли предприятия Пч к средней величине собственного капитала СК.
Я =
ск СК'
-12 422
Яск=-100 = -2 888,8%.
-430
Каждый рубль собственных средств предприятия теряет 28,8коп. чистой прибыли.
6. Рентабельность инвестиций ЯИ отражает эффективность использования средств, инвестированных в предприятие:
я. = п
СК + до
где П— балансовая прибыль;
СК— средняя величина собственного капитала; ДО — средняя величина долгосрочных обязательств;
-12 422
Я =-100 = -2
и -430
8%.
Таким образом, каждый рубль средств, вложенных в предприятие (как собственных, так и заемных), имел убыток 28,8 коп.
Показатель выручки от реализации продукции имеет некоторые изменения, причем не в сторону повышения. Если в базисном году этот показатель составлял 15 778тыс. руб., то в отчетном году он снизился до 9 241 тыс. руб. По отношению к базисному периоду снижение произошло на 58,5 %. Вместе с тем наблюдается снижение себестоимости реализованной продукции, что связано с уменьшением объемов реализации продукции. За рассматриваемый период убыточность предприятия возросла с 4 412тыс. руб. до 7 002тыс. руб.
Со снижением выручки от реализации продукции меняется рентабельность продаж. Убыточность продаж увеличивается с 27,9 до 75,8%. В нашем случае рентабельность (убыточность) собственного капитала и рентабельность (убыточность) инвестиций совпадают, так как предприятие за последние три года не располагает долгосрочными обязательствами (табл. 4).
Таблица 4
Показатели рентабельности (убыточности) деятельности предприятия в 2005—2007 гг.
Показатель 2005 2006 2007
Выручка отреализации продукции,тыс. руб. 15 778 13 017 9 241
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. 20 190 18 491 16 243
Прибыль (убыток) отреализации продукции,тыс. руб. -4 412 -5 474 -7 002
Рентабельность производственной деятельности, % -21,8 -29,6 -43,1
Рентабельность продаж, % -27,9 -42,1 -75,8
Чистая прибыль, тыс. руб. -5 062 -5 360 -12 422
Средняя величина активов, тыс. руб. 50 389 44 736 2 3283
Рентабельность активов, % -10,1 -11,9 53,4
Средняя величина внеоборотных активов, тыс. руб. 30 137 27 248 12 521
Рентабельность внеоборотных активов, % -16,8 -19,7 -99,2
Средняя величина собственного капитала, тыс. руб. 24 550 19 156 -430
Рентабельность собственного капитала, % -20,6 -27,9 -2 888,8
Рентабельность инвестиций, % -20,6 -27,9 -2 888,8
Рентабельность внеоборотных активов составляла — 16,8 %, что свидетельствует о неэффективном использовании предприятием основных средств и прочих внеоборотных активов. Разница между показателями рентабельности всех средств предприятия и показателями рентабельности (убыточности) собственного капитала обусловлена привлечением предприятием внешних (заемных) источников финансирования.
Приведенные показатели рентабельности зависят от множества факторов. Так, уровень рентабельности производственной деятельности, исчисленный в целом по предприятию, зависит от таких факторов, как структура реализованной продукции, ее себестоимость, средние цены реализации. На изменение рентабельности активов (имущества) предприятия влияют изменения уровней фондоотдачи и оборачиваемости материальных оборотных средств. Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. И, наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. Таким образом, объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, ибо при его изменении пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов. На уровень рентабельности собственного капитала оказывают влияние доходность реализованной продукции, ресурсоотдача и структура авансированного капитала.
Уровень рентабельности продаж, исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры
реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
Факторная модель этого показателя имеет вид:
= П ,,„ = / (УРПо6щ .уд, Л, ,с,) Я>п ВР = / (ГРПобщ .УД, ,Ц,) .
где П — прибыль отреализации продукции;
УРП0бщ — общий объем реализованной продукции;
УД{ — удельный вес /-го вида продукции в общем объеме;
Ц — цена реализации /-го вида продукции; С;. — себестоимость /-го вида продукции; ВР— выручка отреализации продукции без НДС, акцизов и других аналогичных платежей. Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности продаж в целом по предприятию выполним способом цепных подстановок (табл. 5).
К =-
пй (УРПо6щ0, УД„,Ц„, С0) _-7002 Вй (ГРПо6щ0, УДй, Ц0) 13 017
100 = -53,8%;
'о ("^общО. ^ 0 . М 0)
Таблица 5
Исходные данные для факторного анализа рентабельности продаж, тыс. руб.
Показатель 2006 г. Условный показатель, рассчитанный в ценах 2006 г. на объем 2007 г. 2007 г.
Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизов и других отчислений от выручки (ВР) 13017 11203 9 241
Полная себестоимость реализованной продукции, (С) 18 491 15 462 16 243
Прибыль от реализации продукции, (П) -7 002 -4 259 -5 474
Таблица 6
Факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции в 2006 и 2007 гг.
Продукция Средняя цена реализации, руб. Себестоимость единицы продукции,руб. Рентабельность, % Отклонение, %(+,—)
2006 2007 2006 2007 2006 усл. 2007 общее за счет
Ц С
Огурцы консервированные 32 34 28 29 14,3 21,4 17,3 +3 7,1 -4,1
Помидоры консервированные 33 35 30 31 10,0 16,7 13,0 +3 6,4 -3,4
Я усл1
Пр (УРП 0бщ1, УД,, Ц„, С„) _-4 259 ^усл (УРПо5щ1, УД,, Ц0) 13 017
100 = - 32,7%;
к = яусд3(ГРЯ06щl, УД„ Ц„ Са) ^-5 474 100 = _ 48 усл2 В, (ГРПо6щ„ УД,, Ц,) 11203 ,
Я 1=-
П, (ГРПо6щ1, УД,, Ц,, С1) -5 474
100 = - 59,2%.
Я =
_ ПЩ1 _ УРП, (ц1 - С,) _ ц , - с,
Расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности (огурцы консервированные): Ц0 - С0 _ 32 - 28
Я„ =
В, (ГРПо6щ„ УД,, Ц,) 9 241
Полученные результаты показывают, что снижение уровня рентабельности продаж в анализируемом периоде на 52,39 % произошло вследствие отрицательного влияния всех факторов.
На следующем этапе анализа определим, какой вид продукции на предприятии является более доходным. Для этого проведем факторный анализ рентабельности производственной деятельности (окупаемости затрат) по каждому виду продукции (табл. 6). Факторная модель этого показателя имеет вид:
Я =
С
В данном случае уровень рентабельности зависит от двух факторов: себестоимости единицы продукции и среднереализационных цен. Так как эти два фактора входят в состав прибыли от реализации продукции, необходимо модифицировать данную формулу:
Я =
28
Ц1 - сй 34 - 28
Сй 28
Цг - С, _ 34 - 29 1
с;
29
100 = 14,3%;
100 = 21,4%;
100 = 17,3%.
На основании этих данных определим, как изменился уровень рентабельности (помидоры консервированные):
1) цены реализации: ^=^-^ = 21,4-14,3 = 7,1%;
2) себестоимости реализованной продукции:
АЛ = Я -
= 17,3 — 21,4 = — 4,1!
С,
ГРП, • с.
с,
Повышение себестоимости единицы продукции отрицательно влияет на конечный финансовый результат.
Для повышения уровня финансовых результатов необходимо пересмотреть взгляды на многие важные проблемы. Например, на взаимоотношения сельского хозяйства с перерабатывающей промышленностью и торговлей с помощью дальнейшего регулирующего государственного воздействия. Важной задачей является также выравнивание условий функционирования на российском рынке зарубежных и российских товаропроизводителей.
Список литературы
1. Бородина Е. И. Финансовый анализ в системе менеджмента организации // Экономический анализ: теория и практика, 2008. № 22.
2. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / 4-е изд. М.: ИНФРА-М, 2007.
3. Томилина Е. П., Гноева ^.^Совершенствование государственного регулирования и поддержки предпринимательства в плодоовощеводстве // Экономический анализ: теория и практика, 2006. № 8.