Научная статья на тему 'Управление прибылью, рентабельностью мукомольного предприятия с использованием аналитических подходов'

Управление прибылью, рентабельностью мукомольного предприятия с использованием аналитических подходов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1491
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богомолова И. П., Трунова Е. Б.

Анализ финансовых результатов является одним из важнейших аспектов исследования хозяйственной деятельности предприятия. Изучение состава и структуры прибыли, проведение факторного анализа результата от реализации необходимы для оценки финансовых показателей и экономического прогнозирования. Информационной базой для выполнения такого анализа служат отчеты о прибылях и убытках, причем не только на предмет изменения учетных принципов финансового результата, но и с точки зрения отнесения отдельных элементов доходов и расходов по соответствующим временным периода: отдельные статьи отчета могут меняться местами, подразделяться, укрупняться. Однако все изменения должны согласовываться с величиной чистой прибыли за каждый отчетный год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление прибылью, рентабельностью мукомольного предприятия с использованием аналитических подходов»

Вопросы управления

УПРАВЛЕНИЕ ПРИБЫЛЬЮ, РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ МУКОМОЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АНАЛИТИЧЕСКИХ

ПОДХОДОВ

И.П. БОГОМОЛОВА,

доктор экономических наук, профессор

Е.Б. ТРУНОВА

Воронежская государственная технологическая академия

Анализ финансовых результатов является одним из важнейших аспектов исследования хозяйственной деятельности предприятия. Изучение состава и структуры прибыли, проведение факторного анализа результата от реализации необходимы для оценки финансовых показателей и экономического прогнозирования.

Анализ финансового результата на основе отчета о прибылях и убытках в качестве обязательных элементов включает в себя исследование изменения каждого показателя за анализируемый период, т. е. «горизонтальный» анализ результатов; изучение структурных сдвигов.

Помимо вертикального и горизонтального анализа исследование финансового результата традиционно предполагает изучение динамики показателей за ряд отчетных периодов, т. е. трен-довый анализ.

Информационной базой для выполнения такого анализа служат отчеты о прибылях и убытках, причем не только на предмет изменения учетных принципов финансового результата, но и с точки зрения отнесения отдельных элементов доходов и расходов по соответствующим временным периода: отдельные статьи отчета могут меняться местами, подразделяться, укрупняться. Однако все изменения должны согласовываться с величиной чистой прибыли за каждый отчетный год.

Проведение трендового анализа финансовых результатов на российских предприятиях затрудни -

тельно. За последние годы неоднократно менялись формы и состав показателей отчетности, интерпретация тех или иных хозяйственных операций, порядок их отражения. Поэтому обеспечение сопоставимости данных по периодам возможно только при перерасчетах на основе первичных документов. При выборе перечня факторов и методики оценки их количественного влияния на прибыль от реализации конкретный алгоритм расчетов определяется на основе изучения характера производимой продукции, объема и качества исходной информации, возможности получения дополнительных данных, а также в зависимости от требуемой точности данных.

Не менее важной является и приемственность использования тех или иных методик из периода в период, поскольку каждый расчет обладает определенной долей условности, и наибольший практический интерес обычно представляет тенденция изменения показателей во времени.

Анализ формирования и использования прибыли проводится в несколько этапов: анализируется прибыль по составу в динамике; проводится факторный анализ прибыли от продажи; изучаются причины отклонения по таким составляющим прибыли, как операционные, внереализационных доходы и расходы; оценивается формирование чистой прибыли и влияние налогов на прибыль.

Цель итогового анализа — дать количественную оценку причин, вызвавших изменение прибыли,

налоговых платежей из прибыли в бюджет, выявить влияние издержек на изменение прибыли или влияние на прибыль изменения цен, вызванного рыночной конъюнктурой. Порядок формирования прибыли организации представлен на рис. 1. В настоящей статье рассматривается порядок формирования прибыли, рентабельности и их управление на примере ОАО «Бутурлиновский мелькомбинат». Анализ прибыли от продаж, являющейся на

(+) Доходы организации

рассматриваемом предприятии основным видом прибыли, представлен в табл. 1. Анализ структуры прибыли до налогообложения и величина чистой прибыли показаны в табл. 2.

Анализ прибыли от продаж показал, что в 2004 г. за счет резкого сокращения выручки от продаж по сравнению с предшествующим годом, получен убыток от продаж в сумме 2 203 тыс. руб. против прибыли 2003 г. в сумме 11 446 тыс. руб. К столь

(-) Расходы организации

Таблица 2

Таблица 1

Анализ прибыли от продаж ОАО «Бутурлиновский мелькомбинат»

Показатель 2003 г. 2004 г. 2005 г. Отклонение Отклонение Темп роста, %

тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. 2005 г. от 2004 г. 2005 г. от 2003 г. 2005 г. к 2004 г. 2005 г. к 2003 г.

Выручка от продажи 133430 100 827 144 952 44 125 11 522 144 109

продукции

Себестоимость продаж 121 984 103 030 132 717 29 687 10 733 129 109

Валовая прибыль 11 446 -2 203 12 235 14 438 789 -555 107

Коммерческие расходы - - - - - - -

Управленческие расходы - - - - - - -

Прибыль от продаж 11 446 -2 203 12 235 14 438 789 -555 107

Анализ структуры прибыли до налогообложения; чистая прибыль ОАО «Бутурлиновский мелькомбинат»

Показатель 2003 г. тыс. руб. 2004 г. тыс. руб. 2005 г. тыс. руб. Отклонение 2005 г. от 2004 г. Отклонение 2005 г. от 2003 г. Структура, %

2003 г. 2004 г. 2005 г.

Прибыль от продаж 11 446 -2 203 12 235 14 438 789 1 820 30 238

Сальдо операционных расходов -254 -1 111 -1 925 -814 -1 671 -4 16 -37

Сальдо внереализационных расходов -4 899 -3 833 -5 169 -1336 -270 -78 54 -101

Прибыль до налогообложения 6 293 -7 147 5 141 12 288 -1 152 100 100 100

Налог на прибыль 2 442 - 527 527 -1 915 - - -

Чистая прибыль 3 492 -6 808 5 141 11 949 1 649 - - -

резкому падению финансового результата привело отсутствие заказов на производство продукции. В 2005 г. ситуация стабилизировалась за счет роста производства продукции, в результате была получена прибыль от продаж в размере 12 235 тыс. руб., что в суммарном выражении превысило показатель наиболее благополучного 2003 г. на 7 %.

Из представленной информации следует, что за весь период исследования ОАО «Бутурлиновский мелькомбинат» имеет отрицательные значения сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов. 2004 г. характеризовался убытками по всем позициям — от продаж и от прочих доходов и расходов. В результате убыток до налогообложения составил 7 147 тыс. руб.; непокрытый убыток достиг 6 808 тыс. руб. Следует отметить, в 2004 г. доля убытка от продаж занимала всего лишь 30 % от общего убытка, а основная его доля приходилась на внереализационные расходы — 54 %.

В 2003 и 2005 гг. прибыль от продаж значительно превышала отрицательные значения сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов, в результате чего финансовый результат до налогообложения был положительной вели-

чиной — прибыль до налогообложения в 2003 г. составила 6 293 тыс. руб., в 2005 г. — 5 141 тыс. руб. Анализ структуры прибыли до налогообложения показал, что в 2003 г. доля прибыли от продаж составляла 182 %, а в 2005 г. она выросла до 238 %, что свидетельствует об увеличении роли основной деятельности. Чистая прибыль в 2003 г. составила 3 492 тыс. руб., в 2005 г. — 5 141 тыс. руб. (рис. 2).

Немаловажным показателем в деятельности каждой организации является прибыль в расчете на одного занятого. Анализ данного показателя выполнен по трем позициям: прибыли от продаж, прибыли до налогообложения и чистой прибыли (табл. 3).

Выполненный анализ свидетельствует о том, что в 2005 г. показатели прибыли от продаж и чистой прибыли в расчете на одного занятого были наиболее высокими за весь рассматриваемый период — соответственно 26,8 тыс. руб. /чел. и 11,3 тыс. руб. / чел. Показатели 2004 г. характеризовались убытками, поэтому целесообразно сравнивать между собой результаты 2005 г. с 2003 г. (рис. 3). Анализ показал, что прибыль от продаж выросла на 10 %, а чистая прибыль — на 52 %. Это связано не только с

Рис. 2. Динамики прибыли (убытка) на ОАО «Бутурлиновский мелькомбинат» за 2003 - 2005 гг.

—♦— Прибыль от продаж Я Сальдо операционных расходов

—*— Сальдо внереализационных расходов —х— Прибыль до налогообложения

-И- Налог на прибыль —•— Чистая прибыль

Таблица 3

Анализ прибыли (убытка) ОАО «Бутурлиновский мелькомбинат» в расчете на одного занятого

Показатель 2003 г. тыс. руб. 2004 г. тыс. руб. 2005 г. тыс. руб. Отклонение 2005 г. от 2004 г. Отклонение 2005 г. от 2003 г. Темп роста, %

2005 г. к 2004 г. 2005 г. к 2003 г.

Численность занятых, чел. 471 447 456 —15 9 102 97

Прибыль от продаж, тыс. руб. /чел. 24,3 —4,9 26,8 31,7 2,5 - 110

Прибыль до налогообложения, тыс. руб. /чел. 13,4 —16,0 11,3 27,3 —2,1 - 84

Чистая прибыль, тыс. руб. 7,4 —15,2 11,3 26,5 3,9 - 152

ростом выручки от продаж и прибыли, но и с сокращением численности работников предприятия.

Важное значение для оценки эффективности хозяйственной деятельности каждого предприятия имеют показатели рентабельности. В ходе исследования выполнен анализ следующих показателей рентабельности:

рентабельность активов по прибыли до налогообложения; рентабельность активов по чистой прибыли;

рентабельность собственного капитала по прибыли до налогообложения; рентабельность собственного капитала по чистой прибыли;

рентабельности продаж по прибыли от продаж;

рентабельность расходов по обычным видам деятельности по прибыли от продаж; рентабельность расходов по чистой прибыли.

Расчетные значения рентабельности показали, что их величины в 2004 г. имеют отрицательные значения в силу убыточности хозяйственной

♦ Прибыльот продаж, тыс. руб./чел. Ш Прибыль до налогообложения, тыс. руб./чел. А Чистая прибыль, тыс. руб.

Рис. 3. Динамики прибыли (убытка) в расчете на одного работника предприятия на ОАО «Бутурлиновский мелькомбинат» за 2003 — 2005 гг.

деятельности в этом периоде. В 2003 и 2005 гг. значения показателей свидетельствуют о низкой эффективности производственной деятельности, использовании активов организации, собственного капитала. Изложенное свидетельствует о необходимости разработки комплекса мероприятий по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Бутурлиновский мелькомбинат». В частности, следует уделить внимание поиску резервов увеличения суммы прибыли на предприятии.

Таблица 4

Расчетные значения показателей рентабельности ОАО «Бутурлиновский мелькомбинат», %

Показатель 2003 г. 2004 г. 2005 г.

Рентабельность активов по прибыли до налогообложения 4,4 -5,4 3,8

Рентабельность активов по чистой прибыли 2.4 -5,2 3,8

Рентабельность собственного капитала по прибыли до налогообложения 4,9 -6,0 4,2

Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли 2,7 -5,7 4,2

Рентабельность продаж по прибыли от продаж 8,5 -2,2 8,4

Рентабельность расходов по обычным видам деятельности по прибыли от продаж 9,4 -2,1 9,2

Рентабельность расходов по чистой прибыли 2,7 -6,1 3,1

Резервы роста прибыли — это количественно измеримые возможности ее увеличения за счет роста объема реализации продукции, уменьшения затрат на ее производство и реализацию, недопущения внереализационных убытков, совершенствования структуры производимой продукции. Резервы выявляются на стадии планирования и в процессе выполнения планов. Определение резервов роста прибыли базируется на научно обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. Выделяют три этапа этой работы: аналитический, организационный и функциональный.

На первом этапе выделяют и количественно оценивают резервы; на втором — разрабатывают комплекс инженерно-технических, организационных, экономических и социальных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов; на третьем этапе практически реализуют мероприятия и ведут контроль за их выполнением.

При подсчете резервов роста прибыли за счет возможного увеличения объема реализации используются результаты анализа выпуска и реализации продукции.

Сумма резерва роста прибыли за счет увеличения объема продукции рассчитывается по формуле:

Р* П,РПИ,

I=1

(1)

где Р*) - резерв роста прибыли за счет увеличения объема продукции;

П — плановая сумма прибыли на единицу г'-й продукции;

РПЫ — количество дополнительно реализованной продукции в натуральных единицах измерения.

Если прибыль рассчитана на 1 руб. товарной продукции, сумма резерва ее роста за счет увеличения объема реализации определяется по формуле:

П

РП = ру— Р(У)- ру V'

(2)

П - фактическая прибыль от реализации продукции, руб.;

V - фактический объем реализованной продукции, руб.

В ОАО «Бутурлиновский мелькомбинат» производят различные виды продукции, оказывают разнообразные услуги, поэтому наиболее целесообразно определять резерв повышения прибыли в сравнимых показателях — в рублях, т. е. применить второй способ анализа.

Как следует из далее приведенных данных, производственные возможности предприятия позволяют увеличить объем произведенной продукции более чем на 40 %. Однако в настоящее время практически невозможно обеспечить столь значительный рост в силу отсутствия заказов на производство продукции, оказание услуг. Сдерживающим фактором является, в том числе объем сельскохозяйственного производства. Поэтому, по результатам маркетинговых исследований, ОАО «Бутурлиновский мелькомбинат» может обеспечить увеличение объема производства и реализации на 5 % по сравнению с 2005 г.

Рассчитаем резерв увеличения прибыли за счет увеличения объема выпуска и реализации продукции по формуле (2).

Имеем:

PV = 132 717 тыс. руб. 5 % = 6635,8 тыс. руб.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

П = 122 35 тыс. руб.;

V = 132 717 тыс. руб.;

р* - 6 635,8 •

12 235 132717

- 611,7 тыс. руб.

где PV — возможное увеличение объема реализованной продукции, руб.;

Таким образом, подняв объем выпуска и продажи продукции на 5 %, ОАО «Бутурлиновский мелькомбинат» увеличит свою прибыль на 611,7 тыс. руб. при условии сохранения значений ценовых показателей.

Важное направление поиска резервов роста прибыли — снижение затрат на производство и реализацию продукции.

Для выявления и подсчета резервов роста прибыли за счет снижения себестоимости может быть

использован метод сравнения. В этом случае для количественной оценки резервов очень важно правильно выбрать базу сравнения. В качестве такой базы могут выступать уровни использования отдельных видов производственных ресурсов: плановый и нормативный , достигнутый на передовых предприятиях; базовый фактически достигнутый средний уровень в целом по отрасли; фактически достигнутый на передовых предприятиях зарубежных стран.

Методической базой экономической оценки резервов снижения затрат овеществленного труда является система прогрессивных технико-экономических норм и нормативов по видам затрат сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, нормативов использования производственных мощностей, удельных капитальных вложений, норм и нормативов в оборудовании и др.

При сравнительном методе количественного измерения резервов их величина определяется путем сопоставления достигнутого уровня затрат с их потенциальной величиной:

Р = Сь - С,, (3)

где Р- — резерв снижения себестоимости продукции за счет ьго вида ресурсов;

С^ и Сп — соответственно фактический и потенциальный уровень использования /-го вида производственных ресурсов;

Расчет обобщающей количественной оценки общей суммы резерва снижения себестоимости продукции производится путем суммирования их величины по отдельным видам ресурсов:

Рс =^рс . (4)

/=1

где Рс — общая величина резерва снижения себестоимости продукции;

Р — резерв снижения себестоимости по /-му виду производственных ресурсов.

Если анализу прибыли предшествует анализ себестоимости продукции и определения общей суммы резерва ее снижения, то расчет резерва роста прибыли производится по формуле:

Р5 = Зв (V + PV), (5)

где Р(с) — резерв увеличения прибыли за счет снижения себестоимости продукции;

Зв — возможное снижение затрат на 1 руб. продукции;

V — фактический объем реализованной продукции за изучаемый период;

PV — возможное увеличение объема реализации продукции.

Для того чтобы затраты на производство продукции привести в сопоставимые значения, выполним

их пересчет на 1 руб. произведенной и реализованной продукции делением общей суммы затрат на объем товарной продукции в ценах реализации.

В качестве базового показателя приняты плановые показатели 2005 г. Следует напомнить, что 2004 г. характеризовался отрицательным финансовым результатом, что не позволяет его использовать для анализа увеличения резерва прибыли.

Плановые и фактические значения затрат на производство продукции 2005 г. в пересчете на 1 руб. товарной продукции показаны в табл. 5 и на рис. 4.

Таблица 5

Плановые и фактические затраты на производство продукции в пересчете на 1 руб. товарной продукции в 2005 г.

Показатель 2005 г.

план фактически

Материальные затраты 0,45 0,47

Затраты на оплату труда 0,155 0,156

Отчисления на социальные нужды 0,04 0,041

Амортизация 0,035 0,035

Прочие затраты 0,017 0,026

Итого затрат... 0,76 0,80

Как показывают данные табл. 5, на предприятии имеются резервы снижения себестоимости продукции за счет незначительного уменьшения материальных затрат и прочих затрат.

Возможное снижение затрат на 1 руб. товарной продукции равно:

(0,047 + 0,026)- (0,045 + 0,017)= 0,011 руб. Фактическая себестоимость реализованной продукции в 2005 г. составила 13 2717 тыс. руб. Возможная себестоимость с учетом снижения затрат на 1 руб. товарной продукции равна:

13 2717 — (132717 х 0,011) = 131257тыс. руб. Таким образом, за счет снижения себестоимости предприятие может получить дополнительную прибыль в сумме: 132 717 — 13 1257= 1460 тыс. руб.

Следовательно, возможная прибыль от продаж с учетом резерва увеличения прибыли за счет роста объема реализации на 5 % (611,7 тыс. руб.) и снижения себестоимости (1 460 тыс. руб.) составит: 12 235+611,7+ 1460=14306,7 тыс. руб. А это в свою очередь положительно скажется на повышении рентабельности расходов по обычным видам деятельности.

Основными источниками резервов повышения уровня рентабельности продукции является увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение себестоимости товарной продукции. Для подсчета резервов увеличения рентабельности продаж может быть использована следующая формула:

Амортизация 0,035

Отчисления на социальные нужды; 0,041

Затраты на оплату труда; 0,156

Прочие затраты ; 0,026

М атер иальные затраты; 0,47

Рис. 4. Структура фактических затрат на производство продукции за 2005 г.

П + РП

рЯ =

С

Пф

(6)

где Рк - резерв роста рентабельности;

Ре - рентабельность возможная;

П, - фактическая сумма прибыли;

РП - резерв роста прибыли от продаж;

Св - возможная себестоимость продукции с учетом выявленных резервов;

Иф - фактическая сумма затрат по реализованной продукции.

Подставив все известные данные в формулу (6), вычислим резерв увеличения рентабельности производственной деятельности за счет действия названных выше факторов:

РЯ -

14 306,7 12 235

131257 132717

-10,8 - 9,2 -1,6.

Таким образом, при увеличении объема производства и реализации продукции на 5 %, снижении на 0,011 руб. затрат на 1 руб. товарной продукции, предприятие получит дополнительную прибыль в сумме 14 306,7 тыс. руб. и увеличит рентабельность производства (окупаемость затрат) на 1,6 %.

На основе проведенного анализа резерва увеличения прибыли и рентабельности можно сделать выводы о том, что на рассматриваемом предприятии имеются следующие резервы повышения прибыли:

- увеличение объема производства и реализации выпускаемой продукции;

- снижение себестоимости выпускаемой продукции;

- повышение качества выпускаемой продукции.

Также представляется необходимым внести предложения по улучшению финансовых результатов деятельности ОАО «Бутурлиновский мелькомбинат», которые возможно применить как в краткосрочном и среднесрочном, так и в долгосрочном периодах:

- выделить в составе структурных подразделений и структурных единиц предприятия центры затрат и центры ответственности;

- внедрить системы управленческого учета затрат в разрезе центров ответственности, центров затрат и отдельных групп товарной продукции;

- разработать эффективную и гибкую ценовую политику, дифференцированную по отношению к отдельным категориям покупателей;

- усовершенствовать рекламную деятельность, повысить эффективность отдельных рекламных мероприятий;

- осуществлять систематический контроль за работой оборудования и производить своевременную его наладку с целью недопущения снижения качества и выпуска бракованной продукции;

- при вводе в эксплуатацию нового оборудования уделять достаточно внимания обучению и подготовке кадров, повышению их квалификации для эффективного использования оборудования и недопущения его поломки из-за низкой квалификации обслуживающего персонала;

- осуществлять повышение квалификации работников, сопровождающееся ростом производительности труда;

- разработать и ввести эффективную систему материального стимулирования персонала, тесно увязанную с основными результатами хозяйственной деятельности предприятия и экономией ресурсов;

- использовать системы депремирования работников при нарушении или трудовой или технологической дисциплины;

- осуществлять постоянный контроль за условиями хранения и транспортировки сырья и готовой продукции.

Литература

1. Вахрушина М. А. Управленческий анализ: выбор оптимального решения. - М.: Омега-Л, 2005.

2. Шапкин А. С. Экономические и финансовые риски. Оценка, управление, портфель инвестиций. - 4-е изд. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.

3. Ильенкова Н. Д. Спрос: анализ и управление: Учеб. пособие/ Под ред. Беляевского. - М.: Финансы и статистика, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.