Научная статья на тему 'Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия'

Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1989
366
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каштанова А.А.

Данная статья посвящена рассмотрению такого свойства экономического субъекта, как конкурентоспособность. В статье описываются различные наборы показателей для оценки уровня конкурентоспособности предприятия. В качестве инструмента наглядного отображения результатов анализа в статье характеризуется профиль требований и полярностей. Автором в статье рассматривается специальная система методов для оценки конкурентоспособности. По результатам проведенного исследования установлено, что использование комплексного подхода к оценке уровня конкурентоспособности предприятия (организации) позволяет быстро и более объективно получить картину положения предприятия на отраслевом рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия»

6. Необходимо отметить важную роль реализацию инновационных проектов, для дальнейшего развития научно-технического прогресса. Рациональное использование ресурсной базы и постоянный контроль качества производимой сельхозпродукции будет непременно способствовать развитию агропромышленного комплекса [3] и продвижению товара на новый уровень, делать его конкурентоспособным в условиях необходимого импортозамещения.

Список литературы:

1. Тубалец А.А., Иванова И. Г. Повышение финансовой устойчивости отраслевого производства // Актуальные проблемы развития хозяйствующих субъектов, территорий и систем регионального и муниципального управления: материалы Х международной научно-практической конференции (28-30 мая 2015 года) / Под ред. Ю.В. Вертаковой. - Вып. 2 - Курск: ЗАО «Университетская книга», 2015. - С. 397-400.

2. Лисовская Р.Н. Проблемы развития аграрного региона / И.А. Папах-чян, И.Г. Иванова // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2015. - № 12. - С. 22-28.

3. Кобозева Е.М., Иванова И.Г. Роль регионального АПК в системе импортозамещения // Конференция по актуальным вопросам экономики, права и гуманитарных наук в 2015 г.: материалы международной научно--практ. конференции 20 мая 2015 г. - Краснодар: изд. Краснодарский ЦНТИ, 2015. -С. 109-114.

4. Тубалец А.А., Иванова И.Г. Проблемы экономической устойчивости зернового бизнеса // Инновационные технологии в науке и образовании. -2015. - № 1 (1). - С. 359-360.

5. Лисовская Р.Н., Толмачев А.В., Иванова И.Г. К анализу развития кре-стьянско-фермерских и личных хозяйств населения // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного агарного университета. - 2016. - № 115. - С. 498-516.

ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЯ

© Каштанова А.А.1

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,

г. Владивосток

Данная статья посвящена рассмотрению такого свойства экономического субъекта, как конкурентоспособность. В статье описываются

1 Студент магистратуры кафедры Международного бизнеса и финансов. Научный руководитель: Кузубов А. А., кандидат экономических наук, доцент.

различные наборы показателей для оценки уровня конкурентоспособности предприятия. В качестве инструмента наглядного отображения результатов анализа в статье характеризуется профиль требований и полярностей. Автором в статье рассматривается специальная система методов для оценки конкурентоспособности. По результатам проведенного исследования установлено, что использование комплексного подхода к оценке уровня конкурентоспособности предприятия (организации) позволяет быстро и более объективно получить картину положения предприятия на отраслевом рынке.

Оценка конкурентоспособности предприятия является достаточно комплексной и сложной проблемой, так как уровень конкурентоспособности формируется под влиянием множества факторов как внешней, так и внутренней среды предприятия. Этой проблемой занимались многие зарубежные и российские ученые. Из отечественных исследователей можно выделить И.Н. Герчикову, Е.Т. Гребнева, В.Т. Денисова и Т. А. Сергиенко, В.А. Ди-неса и В.М. Ларина. Но, в настоящее время нет общепринятой методики оценки конкурентоспособности предприятия. Как правило, крупные компании самостоятельно разрабатывают методику, позволяющую им оценить свои конкурентные позиции на рынке, но суть данной методики и эффективность её применения, как правило, не раскрывают. В целом же, многообразие подходов к оценке конкурентоспособности хозяйствующих субъектов связано, прежде всего, со сложностью и многогранностью самой категории конкурентоспособности.

Оценка уровня конкурентоспособности предприятия, как правило, проводится с использованием определенного набора показателей, позволяющих оценить степень устойчивости функционирования предприятия на рынке, способность производить продукцию, пользующуюся стабильным спросом у потребителей, уровень прибыльности предприятия и т.д. [9].

Так, экономист И.Н. Герчикова, предлагает оценку уровня конкурентоспособности хозяйствующего субъекта осуществлять с использованием следующих показателей [1]:

- потребность предприятия в инвестициях на развитие производственно-хозяйственной инфраструктуры;

- доля конкурентоспособной продукции в общем объёме производимой предприятием продукции;

- рыночная доля предприятия в разрезе ассортимента выпускаемой продукции;

- набор основных конкурентных преимуществ, позволяющих предприятию контролировать определённую долю рынка и эффективно развиваться в конкурентной среде.

Иной набор показателей оценки уровня конкурентоспособности разработан экономистом Е.Т. Гребневым [2]:

- отношение выручки от реализации продукции к стоимости нереализованной продукции;

- отношение прибыли от продаж к выручке от реализации продукции;

- отношение выручки от реализации продукции к её количеству за текущий период;

- отношение выручки от продаж к величине краткосрочной дебиторской задолженности предприятия;

- отношение величины коммерческих расходов к прибыли от продаж предприятия.

Отрицательная динамика первого показателя позволяет сделать вывод о снижении спроса на продукцию предприятия и затоваривании складов предприятия готовой продукцией. Рост второго показателя, по сути, являющегося рентабельностью продаж, свидетельствует о росте конкурентоспособности предприятия. Третий показатель, позволяет выявить фактор (цена, либо объём реализации в натуральном выражении), положительно повлиявший на рост объёмов продаж предприятия. Четвёртый показатель позволяет определить долю продукции предприятия, приобретённую потребителями с использованием коммерческого кредита. Пятый показатель позволяет оценить уровень сбытовых расходов предприятия.

Как правило выбор перечня показателей, лежащих в основе того или иного подхода к оценке уровня конкурентоспособности хозяйствующего субъекта зависит от используемого метода оценки уровня его конкурентоспособности. Так, В.Т. Денисов и Т. А. Сергиенко выделяют следующие этапы комплексной оценки уровня конкурентоспособности предприятия [3]:

- формулировка целей и задач, проведения комплексной оценки конкурентоспособности предприятия;

- определение предварительного перечня показателей для оценки;

- сбор информации, необходимой для проведения оценки;

- расчёт и оценка показателей конкурентоспособности предприятия;

- выбор методики расчёта комплексных сравнительных оценок;

- определение значений комплексных сравнительных оценок;

- анализ полученных результатов на предмет их адекватности реальной экономической ситуации;

- анализ значений комплексных сравнительных оценок и использование в выработке эффективных управленческих решений.

Данные учёные предлагают использовать следующую систему методов, оценки уровня конкурентоспособности предприятия (таблица 1).

Перечень представленных в таблице 1 методов оценки конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, на наш взгляд, обусловлен, прежде всего, методической незавершённостью имеющихся подходов в рамках теории сравнительных преимуществ, теории равновесия и теории эффективной конкуренции. Данное обстоятельство явилось предпосылкой для разработки

других подходов к решению проблемы оценки конкурентоспособности предприятия (оценка на базе качества, профили требований и полярностей, матричный метод).

Таблица 1

Методы оценки конкурентоспособности предприятия [4]

Наименование метода Сущность метода Критерии метода Преимущества метода

Оценка с позиции сравнительных преимуществ Производство и реализация более предпочтительнее, когда издержки производства ниже, чем у конкурентов Низкие издержки Простота оценки уровня КС

Оценка с позиции теории равновесия Положение, при котором каждый фактор производства с одинаковой и одновременно наибольшей производительностью. При этом у фирмы отсутствует дополнительная прибыль, обусловленная действием какого-либо факторов производства и нет стимулов для улучшения использования того или иного фактора Наличие факторов производств, не используемых в полной мере Возможность определения внутренних резервов

Оценка исходя из теории эффективно -сти конкуренции 1. Структурный подход - организация крупномасштабного, эффективного производства. 2. Функциональный подход - сопоставление экономических показателей деятельности. Концентрация производства и капитала. Соотношение цены, затрат и нормы прибыли Возможность определения эффективности деятельности при обеспечении уровня конкурентоспособности

Оценка на базе качества продукции Сопоставление ряда параметров продукции, отражающих потребительские свойства Качество продукции Учёт потребительских предпочтений при обеспечении уровня конкурентоспособности

Профиль требований С помощью шкалы экспертных оценок определяется степень продвижения организации и наиболее сильного конкурента Сопоставление профилей Наглядность

Профиль полярностей Определение показателей, по которым фирма опережает или отстаёт от конкурентов Сопоставление опережения или отставания Наглядность

Матричный метод Рассмотрение КС в динамике Сравнение показателей КС с табличными значениями Возможность рассмотрения КС в динамике

Представление результатов любого анализа только в форме текста, как правило, недостаточно информативно. В целях устранения данного недостатка прибегают к построению графиков, схем, диаграмм и т.п. К данным инструментам наглядного отображения результатов анализа относят профили требований и полярностей.

Таблица 2

Возможный профиль полярностей

Позитив Негатив

Предприятие располагает хорошо проработанной организационной структурой управления Конкуренты располагают более рациональной организационной структурой управления

Эффективно функционирует на предприятии система управления Система управления на предприятиях конкурентов позволяет оперативнее решать вопросы и проблемы

Предприятие располагает грамотной системой планирования Конкуренты быстрее получают и обрабатывают информацию о состоянии

Как правило, ключевой целью предприятия, по результатам достижения которой оценивается его конкурентоспособность, является занимаемая им доля рынка. В этом случае оценка конкурентоспособности предприятия может быть построена на основе матричного метода, в основе которого лежит кривая жизненного цикла товара. Основным инструментом данного метода, является матрица, позволяющая нагляднее представить данные о распределении рыночных долей между основными конкурентами и на этой основе выявить наиболее конкурентоспособные предприятия [10].

Таким образом, конкурентоспособность предприятия можно трактовать с одной стороны, как его надёжность, прежде всего, как контрагента рыночных отношений, а с другой стороны, как устойчивость функционирования предприятия на рынке. Но, необходимо отметить, узконаправленность рассмотренных в таблице 1 методов оценки конкурентоспособности предприятия, проявляющуюся в том, что один метод учитывает только имеющиеся возможности более эффективного использования факторов производства, другой - стоимостную оценку факторов производства, следующий - уровень качества производимой предприятием продукции.

Полагаем, что оценку уровня конкурентоспособности предприятия необходимо проводить комплексно, учитывая все критерии и направления деятельности. В этой связи мы присоединяемся к мнению экономистов В.А. Ди-неса и В.М. Ларина, предлагающих следующую схему оценки конкурентоспособности предприятия (рисунок 1) [5].

В зависимости от сферы управления они выделяют следующие ключевые критерии и показатели оценки конкурентоспособности предприятия (таблица 3) [6].

Первая группа включает показатели, отражающие эффективность управления производственной деятельностью предприятия, эффективность затрат, связанных с производственной деятельностью предприятия, эффективность использования предприятием своих основных средств, уровень совершенства используемой технологии производства продукции, степень эффективности организации труда на предприятии.

Вторая группа включает показатели, характеризующие эффективность использования предприятием своих оборотных средств, способность предприятия выполнить свои долговые обязательства, способность предприятия устойчиво развиваться в будущем.

Третья группа включает показатели, отражающие эффективность сбытовой политики и маркетинговой деятельности предприятия.

И в четвёртую группу объединены показатели, определяющие уровень конкурентоспособности продукции предприятия (качество и цена).

Рис. 1. Схема оценки конкурентоспособности предприятия

Таблица 3

Критерии и показатели конкурентоспособности предприятия [11]

Критерии и показатели конкурентоспособности Роль показателя в оценке Расчёт показателя

1. Эффективность производственной деятельности предприятия 1.1. Издержки производства на единицу продукции 1.2. Фондоотдача 1.3. Рентабельность товара 1.4. Производительность труда Отражает эффективность затрат при производстве продукции Характеризует эффективность использования ОФ Характеризует степень прибыльности производства Отражает эффективность организации и использования рабочей силы Валовые издержки Объём выпуска продукции Объём выпуска продукции Среднегодовая стоимость ОФ Прибыль от реализации Полная себестоимость продукции Объём выпуска продукции Среднесписочная численность работников

2. Финансовое положение предприятия 2.1. Коэффициент автономии 2.2. Коэффициент платёжеспособности 2.3. Коэффициент абсолютной ликвидности 2.4. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств Характеризует независимость предприятия от заёмных средств Отражает способность предприятия выполнять свои обязательства и измеряет вероятность банкротства Отражает качественный состав средств, являющихся источником покрытия текущих обязательств Характеризует эффективность использования оборотных средств. Соответствует времени, в течение которого оборотные средства проходят все стадии производства и обращения Собственные средства Общая сумма источников финансирования Собственный капитал Общие обязательства Денежные средства и быстрореализуемые активы Краткосрочные обязательства Выручка от реализации Среднегодовой остаток оборотных средств

3. Эффективность организации сбыта и продвижения 3.1. Рентабельность продаж 3.2. Коэффициент затоваренности готовой продукцией 3.3. Коэффициент механовоору-жённости Характеризует степень прибыльности предприятия на рынке Отражает степень затоваренности готовой продукцией. Рост показателя -снижение спроса Характеризует техническую оснащённость предприятия, эффективность его работы Прибыль от реализации Объём продаж Объём нереализованной продукции Объём продаж Средняя балансовая стоимость машин и оборудования Среднесписочная численность рабочих

4. Конкурентоспособность товара 4.1 Качество товара 4.2 Цена товара Характеризует способность товара удовлетворять потребности в соответствии с его назначением Комплексный метод оценки

Использование комплексного подхода позволяет сформулировать ключевые принципы концепции обеспечения конкурентоспособности предприятия (рисунки 2, 3). Проведение оценки конкурентоспособности предприятия в соответствии с представленной методикой на наш взгляд наиболее предпочтительно, поскольку охватывает ключевые показатели хозяйственной деятельности промышленного предприятия, исключает их дублирование, позволяет быстро и объективно получить картину положения предприятия на отраслевом рынке.

1. платёжеспособность

2. прибыльность

3. стратегичность управления

4. адаптивность системы управления

5. финансовая и управленческая прозрачность

6. управляемость бизнеса

I Оперативный уровень управления КС -¡КС продукции Тактический уровень управления КС -интегральный показатель финансово- хозяйственной деятельности

^ Стратегический уровень управления КС -

7. инвестиционная привлекательность J рост стоимости предприятия

Рис. 2. Ключевые характеристики состояния предприятия и конкурентоспособность [7]

Оперативный уровень

конкурентоспособности

продукции

Критерий: показатель конкурентоспособности продукции Методы оценки:

- эврестический

- квалиметрический

- комплексный

Обеспечение конкурентоспособности предприятия

Тактический уровень Общее состояние предприятия Критерий: комплексный показатель состояния предприятия Методы оценки: Методики комплексных оценок финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Стратегический уровень Инвестиционная привлекательность Критерий: рост стоимости предприятия Методы оценки:

- сравнительный

- затратный

- доходный

- опционный

Рис. 3. Критерии обеспечения конкурентоспособности предприятия [8]

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Герчикова И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело. -М.: Внешторгиздат. 1993. - С. 49.

2. Гребнев Е.Т. Анализ конкурентоспособности продукции // Маркетинг в России и за рубежом. - 2002. - № 3. - С. 136.

3. Денисов В.Т., Сергиенко Т.А. Управление конкурентоспособностью предприятия. - Саратов: Изд. Латанова В.П., 2013. - С. 13.

4. Денисов В.Т., Сергиенко Т.А. Управление конкурентоспособностью предприятия. - Саратов: Изд. Латанова В.П. 2013. - С. 14.

5. Динес В.А., Ларин В.М. Конкурентоспособность и экономическая устойчивость промышленного предприятия. - Саратов: Изд. Центр СГСЭУ 2009. - С. 41.

6. Динес В.А., Ларин В.М. Конкурентоспособность и экономическая устойчивость промышленного предприятия. - Саратов: Изд. Центр СГСЭУ, 1999. - С. 43.

7. Кротков А.М., Еленева Ю.Я. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии и методы оценки // Маркетинг. - 2012. -№ 6. - С. 65.

8. Кротков А.М., Еленева Ю.Я. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии и методы оценки // Маркетинг. - 2012. -№ 6. - С. 65.

9. Кузубов А.А. Анализ системы управления конкурентоспособностью предприятий // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 12-5. -С. 1028-1031;

10. Кузубов А.А. Методические подходы и критерии оценки конкурентоспособностью предприятий // Фундаментальные исследования. - 2015. -№ 12-4. - С. 801-805.

11. Современная модель эффективного бизнеса: монография. Книга 14 / Е.Э. Головчанская, М.Ф. Григорьев, А.А. Кузубов и др. / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2015. - 192 с.

АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

© Лютова М.Н.1, Коновалова Н.О.1

Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь

В данной статье рассматриваются важнейшие показатели производственно-финансовой деятельности предприятия - прибыль и рентабельность. Авторы постарались простым языком раскрыть сущность этих показателей, привели формулы для расчета и провели краткий анализ на примерах.

Ключевые слова прибыль и рентабельность производства, рентабельность реализованной продукции, выручка от реализации продукции, полная себестоимость.

Современные предприятия в условиях рыночной экономики ставят для себя главной целью получение максимальной прибыли при минимальных

1 Студент 2 курса направления «Менеджмент». Научный руководитель: Скрипниченко Ю.С., доцент кафедры «Статистики и эконометрики», кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.