Научная статья на тему 'Методика оценки конкурентоспособности предприятия легкой промышленности'

Методика оценки конкурентоспособности предприятия легкой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1189
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ / ENTERPRISE COMPETITIVE / COMPETITIVE POWER DEGREE OF ENTERPRISES IS AN ACCOUNT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нурмаганбетов Куанышбай Ракишевич, Есмагулова Нургуль Дюсеновна

Достоверная оценка возможностей предприятия позволяет выработать успешную конкурентную стратегию и определить положение предприятия на рынке. Достижение этой цели возможно лишь при наличии оперативной и объективной оценки конкурентоспособности. Обзор существующих методик оценки показал, что для оценки предприятий легкой промышленности наиболее приемлемым является метод, основанный на определении интегрального показателя комплексным методом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нурмаганбетов Куанышбай Ракишевич, Есмагулова Нургуль Дюсеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVE POWER ESTIMATION POLICY OF ENTERPRISES FOR THE LIGHT INDUSTRY

Enterprise ability authentic appraisal permits to develop a prosperous competitive strategy and to define enterprise condition in the market. This goal achievement is only possible in the presence of competitive ability operative and objective appraisal. A review of existing appraisal policy shown that for light industry enterprise appraisal is more acceptable the policy based on integral activity definition by complex policy.

Текст научной работы на тему «Методика оценки конкурентоспособности предприятия легкой промышленности»

КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ К.Р. Нурмаганбетов, д-р экон. наук, профессор Н.Д. Есмагулова, ст. преподаватель

Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова, г. Кокшетау

Достоверная оценка возможностей предприятия позволяет выработать успешную конкурентную стратегию и определить положение предприятия на рынке. Достижение этой цели возможно лишь при наличии оперативной и объективной оценки конкурентоспособности. Обзор существующих методик оценки показал, что для оценки предприятий легкой промышленности наиболее приемлемым является метод, основанный на определении интегрального показателя комплексным методом

В условиях мирового финансового кризиса выживаемость любого предприятия определяется уровнем его конкурентоспособности, то есть способности этого предприятия противостоять другим предприятиям отрасли внутри страны и за ее пределами.

Значимость проблемы обеспечения

конкурентоспособности предприятий, фирм возрастает в условиях подготовки Казахстана к вступлению в ВТО.

Достоверная оценка возможностей предприятия, его сильных и слабых сторон позволяет выработать успешную конкурентную стратегию и определить положение предприятия на рынке. Достижение этой цели возможно лишь при наличии оперативной и объективной оценки конкурентоспособности.

Проблемы количественной оценки

конкурентоспособности предприятий давно

обсуждаются в экономической литературе. Вместе с

тем, несмотря на множество публикуемых материалов по этой важной теме, общепризнанной универсальной методики комплексной оценки конкурентоспособности предприятия в настоящее время не существует. Данное обстоятельство объясняется сложностью

рассматриваемой проблемы. Отдельные показатели конкурентоспособности предприятия для одной отрасли являются самыми определяющими, а для другой отрасли имеют небольшое влияние. Так, для предприятий легкой промышленности главным фактором является покупательская способность населения, уровень и характер конкуренции на рынке, а также такие факторы, как влияние моды, сезонность, короткий жизненный цикл товаров.

Наиболее известные методы оценки конкурентоспособности предприятия по своей сущности можно разделить на группы, представленные в таблице.

Сущность наиболее известных методов оценки

№ Сущность метода оценки Примечание

1 Методы, основанные на теории сравнительных преимуществ.

1.1 Данные методы оценивают наличие у производителей таких факторов производства которые могут быть использованы с лучшей эффективностью. Предполагает условия состояния рынка, которые ни в одной отрасли не сохраняются.

2 Матричные методы оценки.

2.1 SWOT-анализ является одним из первых этапов стратегического планирования. Суть анализа: выявление сильных и слабых сторон предприятия, развитие сильных сторон предприятия, учитывая ограниченные возможности. Данный метод применяется в стратегическом управлении предприятием.

2.2 Метод, основанный на анализе матрицы, построенной по принципу системы координат с учетом стадий жизненного цикла товара. Наиболее конкурентоспособным считается предприятие, которое занимает большую долю на рынке. Учитывают только сбытовую деятельность предприятия.

2.3 Матрица консультационной фирмы «А.Нильсен», оценку проводят на основе 3 критериев: рыночных, товарных, производственных. Рассматриваются показатели товара.

3 Методы, основанные на оценке конкурентоспособности продукции.

3.1 Методы, основанные на отождествлении уровня продукции с конкурентоспособностью предприятия. Оптимальное сочетание качества товара, цены и обслуживания. Не учитываются эффективность деятельности предприятия.

3.2 Методы, основанные на отождествлении уровня качества продукции с конкурентоспособностью предприятия. Конкурентоспособность определяется потребительской и меновой стоимостью. Ограничивается повышением конкурентоспособности продукции.

4 Методы, основанные на теории эффективной конкуренции.

4.1 При проведении оценки учитываются показатели эффективности состояния производства, сбыта товаров и финансов конкурентов отрасли. Оцениваются только три показателя.

Продолжение таблицы

4.2 Оценивают показатели эффективности производственной деятельности, финансового состояния, организации сбыта, конкурентоспособность продукции. Трудность получения информации

4.3 Оценка показателей профиля полярностей, определяют показатели по которым фирма опережает или отстает от конкурентов. В качестве критерия используют параметры опережения или отставания. Трудность выбора параметров оценки.

5 Графические методы оценки.

5.1 Многоугольник конкурентоспособности, отмечают достигнутые значения показателя на оси сравниваемых предприятий. Наглядно демонстрируют преимущества и слабости предприятия по сравнению с конкурентами. Трудность составления стратегии развития.

5.2 Радарный метод - разновидность многоугольника, метод построения, основанный на развертывании в линии многоугольника. Сложность определения уровня конкуренции.

6 Использование интегрального показателя.

6.1 Показатель конкурентоспособности, рассчитанный на основе частных показателей конкурентоспособности отдельных сторон деятельности предприятия. Используется ограниченный состав показателей продукции.

6.2 Факторы конкурентоспособности разделены на: цели, ресурсы, факторы внешней среды. Используют формулу: К= Са * Рв * Ьу. где а, в, у - весомые коэффициенты Не учитывают сбыт продукции и эффективность деятельности.

7 Метод, основанный на системном подходе.

7.1 Предполагает оценивание результатов взаимозависимых систем. При оценке определяется значимость каждого критерия. Требует применения экономико-математических методов.

8 Метод, основанный на оценке уровня потребительной стоимости.

8.1 Уровень конкурентоспособности определяется совокупностью и относительной значимостью потребительских свойств товара. Учитывается различная значимость для потребителя потребительских свойств, цены и уровня организации продаж. Оценивается качество, потребительная стоимость, цена и уровень организации продаж.

Примечание - Разработано автором на основе обзора экономической литературы.

В последнее время чаще используют методы на основе определения интегрального показателя комплексным методом. В этих методах используют показатель интегральной конкурентоспособности предприятия, рассчитанный на основе частных показателей конкурентоспособности отдельных сторон деятельности предприятия по следующей формуле.

N

К = 2 (А X К-), (1)

I=1

где 1 - число показателей общим числом К;

а1 - весомые коэффициенты;

К1 - показатели конкурентоспособности

предприятия общим числом К, рассчитывается по формуле:

т ( \

К = 2 («^), (2)

7=1

где ] - число показателей общим числом т;

в1 - весомые коэффициенты,

Р1 - частный показатель конкурентоспособности отдельных сторон конкурентоспособности предприятия.

Этот показатель характеризует потенциал конкурентоспособности на рынке. Эту формулу можно применять, в качестве частных показателей используя интересующие нас показатели.

Для выявления проблем управления в условиях постоянно меняющейся рыночной ситуации в целях обеспечения конкурентоспособности, предприятиям необходим постоянно действующий анализ деятельности. Состояние того или иного объекта определяется системой показателей. Любое предприятие независимо от размеров, прибыльности, форм управления, есть сложная система, взаимодействующая с рыночной средой. Вряд ли найдется один показатель, характеризующий все стороны хозяйственной деятельности предприятия. Состояние предприятия и его положение на рынке характеризуется многими показателями К::

1. Параметры и показатели выпускаемой продукции.

2. Параметры и показатели технического уровня предприятия.

3. Социально-экономические показатели.

4. Финансово-экономические показатели.

Следует отметить, что представленная

совокупность показателей, оценивающая

конкурентоспособность предприятия, не является абсолютной, в каждом конкретном случае может быть дополнена показателями, которые характеризуют вновь возникшие обстоятельства. Показатели

конкурентоспособности предприятия должны выбираться из всего множества, таким образом, чтобы в достаточной степени характеризовать деятельность предприятия в конкретных условиях рынка.

Следующим шагом будет обоснование системы показателей, посредством которой будем определять конкурентоспособность предприятия. Как показал обзор существующих методик, они не позволяют комплексно оценить конкурентоспособность предприятия легкой промышленности, ввиду его специфики.

В качестве показателя, характеризующего продукцию, предлагаем коэффициент эластичности спроса по цене. Этот показатель, по нашему мнению, характеризует две стороны деятельности предприятия: спрос на продукцию, что гораздо важнее, чем объем выпускаемой продукции, и влияния внешних рыночных неценовых факторов на спрос. Одним из решающих факторов конкуренции является применение неценовых факторов, влияние которых оценить каким-либо показателем достаточно трудно, но эти факторы влияют на спрос. Эластичность спроса по цене зависит от многих неценовых факторов, таких как наличия товаров-заменителей, разнообразие возможностей использования товара, степени насыщения

потребностей, главным фактором является время.

Для легкой промышленности большую роль играет выпуск новой продукции, отвечающей требованиям моды, сезона, актуальности цветов и других параметров изделия. Поэтому предлагаем использовать такой показатель, как удельный вес новой продукции в общем ассортименте.

Результатом лучшего использования основных фондов является, прежде всего, увеличение объема производства. Обобщающим показателем

эффективности использования имеющихся

возможностей является коэффициент использования производственных мощностей, который должен иметь тенденцию к повышению. В легкой промышленности особо остро стоит вопрос технического перевооружения, ввиду этого предлагаем коэффициент обновления основных фондов. Повышение которого - важнейшая задача любого предприятия.

Большое значение для оценки эффективности использования трудовых ресурсов имеет показатель рентабельности персонала, рассчитываемый как отношение прибыли к среднегодовой общей численности. Выбор этого показателя обосновывается тем, что на прибыль оказывает влияние множество факторов, можно сказать данный показатель всесторонне характеризует работу предприятия. Кроме того, важен показатель численности ППП и среднемесячная заработная плата работника.

Такой показатель, как переменные затраты в общей себестоимости продукции характеризует многие

факторы конкурентоспособности, охватывает внешние факторы, такие как цена на сырье, материалы, изменения в производственной сфере, поэтому мы предлагаем использовать удельный вес переменных затрат в общей себестоимости продукции. Наряду с абсолютными показателями для оценки ликвидности и платежеспособности рассчитывают относительные показатели такие, как коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент быстрой ликвидности,

коэффициент текущей ликвидности. Эти показатели представляют интерес не только для руководителей предприятия, но и для внешних субъектов анализа: коэффициент абсолютной ликвидности - для

поставщиков сырья, материалов, коэффициент быстрой ликвидности - для банков, коэффициент текущей ликвидности - для инвесторов.

Из множества показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия, мы предложили коэффициент текущей ликвидности, характеризующий ожидаемую платежеспособность предприятия на период, равный средней продолжительности одного оборота текущих активов. Рассчитывается как отношение суммы текущих активов к сумме текущих обязательств. Этот показатель позволяет определить, в какой степени текущие активы покрывают текущие обязательства, показывает платежные возможности предприятия. Он дает возможность установить, покрывают ли ликвидные средства сумму текущих обязательств, тем самым подтверждает степень устойчивости структуры баланса и способность предприятия быстро рассчитаться по своим текущим обязательствам. Для успешного финансового управления деятельностью предприятия наличные средства более важны, чем прибыль. Отсутствие денег на счетах в банке в каждый момент времени может привести к кризисному финансовому состоянию предприятия. Потребность в анализе ликвидности баланса возникает в связи с необходимостью оценки кредитоспособности предприятия.

Превышение оборотных активов над

краткосрочными финансовыми обязательствами

обеспечивает резервный запас для компенсации убытков, которые может понести предприятие при размещении и ликвидации всех оборотных активов, кроме наличности. Чем больше этот запас, тем больше уверенность кредиторов в том, что долги будут погашены. Оптимальное теоретическое значение показателя для промышленного предприятия принято >

2 [5].

Оценка уровня конкурентоспособности предприятия - это расчет, анализ и расчет показателей, характеризующих деятельность предприятия. Кроме того, оценка конкурентоспособности позволяет привлекать инвесторов, партнеров для заключения контрактов, предлагать государственным органам конкретные меры по повышению

конкурентоспособности предприятий

перерабатывающей отрасли. Процесс оценки

конкурентоспособности непрерывной, должен носит циклический характер.

При построении обобщенного показателя возникает проблема сведения частных показателей к единой оценке. В качестве измерителя можно использовать взвешенную сумму частных показателей.

На практике для расчета единичных показателей конкурентоспособности или перевода в относительные единицы используют базовые показатели [6]. В качестве базовых показателей могут выступать:

- мнение экспертов;

- среднеотраслевые показатели;

- показатели конкурирующего предприятия или лидера на данном рынке;

- показатели оцениваемого предприятия за прошлые периоды.

Экспертный метод наиболее прост в применении, но требует затрат времени и носит субъективный характер, этот метод хорош для определения весовых коэффициентов показателей конкурентоспособности. Среднеотраслевые показатели характеризуют общую тенденцию развития, но так как легкая промышленность состоит из нескольких подотраслей, каждая из которых имеет свои особенности и специфику, кроме того отличаются структурой затрат, ассортиментом, сложностью выполнения изделия и т.д., эти показатели затруднят нахождение наиболее оптимального показателя. На рынке товаров легкой промышленности лидирующее положение, как мы видим из анализа состояния отрасли, занимают импортные товары, вследствие этого определить показатели лидера практически невозможно. Наиболее оптимальным методом для перевода в относительные единицы для показателей предприятия легкой промышленности мы считаем показатели оцениваемого предприятия за прошлые периоды, таким методом мы сохраним наибольшую точность оценки. Кроме того, данный метод позволяет предложить критерии оценки уровня конкурентоспособности, характеризующие динамику за анализируемый период.

Для определения значения весомых коэффициентов воспользуемся методом экспертного опроса. Для определения весомости показателей конкурентоспособности создали экспертную группу из высококвалифицированных специалистов

(руководители предприятия, менеджеры, экономисты). После формирования группы экспертов ознакомили с целью и методикой оценки. Система баллов показывает, что эксперт каждому показателю группы ставит балл, что в сумме должно быть равно 1.

Таким образом, обзор существующих методик оценки показал, что для оценки предприятий легкой промышленности наиболее приемлемым является метод, основанный на определения интегрального показателя комплексным методом. Преимуществом является то, что показатель конкурентоспособности рассчитывается на основе частных показателей отдельных сторон, в качестве которых можно применять интересующие нас показатели. В ходе анализа в качестве частных показателей мы выбрали:

коэффициент эластичности спроса по цене, удельный вес новой продукции в общем ассортименте продукции, коэффициент обновления основных фондов; коэффициент использования производственных

мощностей, численность промышленно-

производственного персонала; рентабельность персонала, среднемесячная заработная плата работника; удельный вес переменных затрат в полной себестоимости продукции; коэффициент текущей ликвидности.

Для перевода в относительные единицы как базовый показатель мы предлагаем использовать показатели оцениваемого предприятия за прошлые периоды. Применение относительных показателей, позволяет сохранить наибольшую точность в оценке. Кроме того, выбранный метод позволит руководству предприятия выбрать и разработать рекомендации и конкретные меры по повышению уровня конкурентоспособности, что дает возможность выработать конкурентную стратегию предприятия в дальнейшем.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Дильдабекова Н.Д. Анализ методик оценки

конкурентоспособности предприятия / Н.Д.

Дильдабекова // Проблемы обеспечения конкурентоспособности экономики Казахстана:

материалы Международной науч.-практ. конф. Кокшетау, 2005. Т. 1. С.89-92.

2. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р.А. Фатхутдинова М.: ИНФРА-М, 2000. 312 с.

3. Петухов Р.М. Оценка эффективности промышленного производства. Методы и показатели / Р.М. Петухов. Москва, 1990. 58 с.

4. Нурмаганбетов К.Р. Рыночное регулирование производственно-хозяйственной деятельности фирмы по переработке сельскохозяйственной продукции / К.Р. Нурмаганбетов. Алматы: Галым, 1997. С. 80-89.

5. Дюсембаев К.Ш. Аудит и анализ финансовой отчетности / К.Ш. Дюсембаев. Алматы: «^аржы -к;аражат», 1998. 512 с.

6. Багиев Г.Л. Основы маркетинговых исследований / Г. Л. Багиев, И. А. Аренков. СПб.: Издательство СПбУЭФ, 1996. 56 с.

1*-» 8(7162)425007

“ 8(7162)780891

E-mail: nurdil25@mail.ru

Ключевые слова: конкурентоспособность

предприятия, оценка уровня конкурентоспособности предприятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.