Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА ПРИМОРСКОГО КРАЯ'

АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА ПРИМОРСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЙ РЫНОК / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михина Илона Сергеевна, Савельева Эльвира Сергеевна

В статье рассматривается актуальность темы исследования с точки зрения нескольких позиций. Анализируется рынок образовательного туризма в Приморском крае, рассматриваются предложения туркомпаний и выявляются наиболее перспективные направления на рынке, дана оценка развития данного направления туризма. Приведена характеристика программ образовательных туров. Определено значение развития образовательного туризма и его дальнейшие перспективы. Приводятся способы стимулирования туризма со стороны государства. Внимание акцентируется на наиболее эффективных мерах, таких как субсидированные тарифы на авиабилеты и система кэшбэка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михина Илона Сергеевна, Савельева Эльвира Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF OFFERS ON THE EDUCATIONAL TOURISM MARKET IN PRIMORSKY KRAI

The relevance of the research topic is considered from the point of view of several positions. The educational tourism market in Primorsky Krai is analyzed. The offers of travel companies are examined. The most promising areas in the market are identified. The development of this area of tourism is assessed. The programs of educational tours are described. The importance of the development of educational tourism and its future prospects are determined. The ways of stimulating tourism on the part of the state are given. Attention is focused on the most effective measures, such as subsidized fares for air tickets and a cashback system.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА ПРИМОРСКОГО КРАЯ»

Михина И.С. 1, Савельева Э.С. 1

1 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток, Россия

Анализ предложений на рынке образовательного туризма Приморского края

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Михина И.С., Савельева Э.С. Анализ предложений на рынке образовательного туризма Приморского края // Креативная экономика. - 2021. - Том 15. - № 6. - С. 2577-2588. Сот 10.18334/се.15.6.1 12275

АННОТАЦИЯ:_

В статье рассматривается актуальность темы исследования с точки зрения нескольких позиций. Анализируется рынок образовательного туризма в Приморском крае, рассматриваются предложения туркомпаний и выявляются наиболее перспективные направления на рынке, дана оценка развития данного направления туризма. Приведена характеристика программ образовательных туров. Определено значение развития образовательного туризма и его дальнейшие перспективы. Приводятся способы стимулирования туризма со стороны государства. Внимание акцентируется на наиболее эффективных мерах, таких как субсидированные тарифы на авиабилеты и система кэшб-

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: образовательный туризм, туристский рынок, Приморский край,Россия

ОБ АВТОРАХ_

Михина Илона Сергеевна, доцент кафедры туризма и экологии, кандидат экономических наук, доцент (vgues.travel@mail.ru) Савельева Эльвира Сергеевна, магистр 1-го курса кафедры туризма и экологии (elvirasavelevaelya@gmail.com)

ьЕ о с

>

та ш и

издател ьство

КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА

- 2577 -

Mikhina I.S.1, Saveleva E.S. 1

1 Vladivostok State University of Economics and Service, Russia

«¡t

Analysis of offers on the educational tourism market in Primorsky Krai

CITE AS:_

Mikhina I.S., Saveleva E.S. (2021 ) Analiz predlozheniy na rynke obrazovatelnogo turizma Primorskogo kraya [Analysis of offers on the educational tourism market in Primorsky Krai]. Kreativnaya ekonomika. 15. (6). - 2577-2588. doi: 10.18334/ ce.1 5.6.1 12275

ABSTRACT:_

The relevance of the research topic is considered from the point of view of several positions. The educational tourism market in Primorsky Krai is analyzed. The offers of travel companies are examined. The most promising areas in the market are identified. The development of this area of tourism is assessed. The programs of educational tours are described. The importance of the development of educational tourism and its future prospects are determined. The ways of stimulating tourism on the part of the state are given. Attention is focused on the most effective measures, such as subsidized fares for air tickets and a cashback system.

KEYWORDS: educational tourism, tourist market, Primorsky Krai, Russia

JEL Classification: L83, Z32, Z39

Received: 10.06.2021 / Published: 30.06.2021 © Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Mikhina I.S. (vgues.travel@mail.ru)

- 2578 -

Введение

Рассматривать актуальность образовательного туризма необходимо сразу с нескольких позиций. С одной стороны, сфера туризма приобретает все более массовый характер. На то указывает увеличение количества туристов, путешествующих ежегодно, увеличение количества дестинаций, развивающихся повсеместно, а также рост доступности туризма для большого количества людей. Например, в исследованиях Д. Макканелла такой ракурс развития туризма приводит не только к пространственным изменениям, но и к новым социальным коммуникациям [6, с. 280] (Makkanell, 2016, р. 280). С другой стороны, очевиден факт перехода от элитарного образования к массовому, что стимулирует появление все большего количества предложений на рынке образовательных услуг. В рамках данного исследования не беремся >■ говорить о том, насколько этот процесс обоснован, этими вопросами занимаются такие исследователи, как Ф.Дж. Альтбах [1, с. 548] (Altbakh, 2018, р. 548) и Г. Розовски [5, с. 412] (Rozovski, 2015, р. 412), остановимся лишь на признании неизбежности развития массового образования, что положительно сказывается на развитии образовательного туризма. Еще одной стороной в актуальности данного направления является увеличение ценности человеческого капитала. Все большую значимость приобретают знание и обладание определенными знаниями, что делает человека более конкурентоспособным на рынке труда. Связано это с развитием постмодерна, в рамках которого мир переходит от производства с точки зрения хозяйствования к производству, где главную роль играет сфера услуг [9, с. 49-54] (Urri, Lesh, 2008, р. 49-54). У того же Д. Урри в теории мобильности говорится о развитии туризма как одного из главных показателей мобильности [8, с. 576] (Urri, 2012, р. 576).

Оценивая перспективы осеннего сезона 2021 года в области образовательного туризма, эксперты расходятся в своих оценках: некоторые склонны утверждать, что его объемы будут продолжаться или увеличиваться, а другие говорят в духе сдержанного пессимизма. Основные причины сомнений -закрытие границ и прекращение авиасообщения из-за COVID-19.

Стоит отметить, что это направление туризма в России все еще недостаточно развито. По данным J'son & Partners, если весь объем рынка туристических услуг в Российской Федерации в 2019 году составил около 1,35 трлн рублей, рынок образовательного туризма занимает на нем лишь около 1,5% [16].

Целью данного исследования является проведение комплексного анализа сфер образовательного туризма для выявления перспективных направле-

- 2579 -

<r>

fM

o>

Ю

o>

ний развития и разработки новых предложений на рынке. В ходе написания работы были задействованы такие методы научных исследований, как анализ, синтез, дедукция, статистика, а также аналоговый метод.

Предложения на рынке образовательного туризма Приморского края

Разумеется, в рамках образовательного туризма недостаточно знать только об образовательных учреждениях, необходимо обратить внимание и на бизнес-среду [2, 3] (Ошвупоуа, 2016; Zorin, КуаНаЫоу, 2003). В условиях жесткой рыночной конкуренции каждому участнику бизнес-сообщества необходимо совершенствовать свои навыки в различных областях, находить новые пути развития своего дела, находить нужных людей, уметь налаживать контакт с конкурентами, обладать навыками иностранного языка и многое другое [4] (ЬеЬгйгу, 2013). С учетом специфики выбранного сегмента, формат обучения с книгами подходит слабо, поэтому важно обеспечить возможность обучения вместе с реализацией других задач. Отметим традиционный вектор развития образовательного туризма - обменные программы, которые действуют во всех крупных университетах и пользуются спросом среди российских и иностранных студентов. На сегодняшний день в связи с распространением коро-навирусной инфекции и, как следствие, с закрытием границ данное направление не функционирует, но не следует списывать его со счетов в долгосрочной перспективе, так как после снятия ограничений ожидается волна новых студентов, которые активно будут пользоваться образовательными услугами за рубежом. Если говорить о перспективах развития образовательного туризма в Приморском крае, то с учетом действующих ограничений данное направление можно оценить как существенно перспективное [7] (Бо1отт, Pogodina, 2007). Отдельным направлением образовательного туризма можно выделить часть работы университетов по профориентационной линии. Многие вузы организуют туры для школьников во время каникул с целью знакомства с университетами. Однако в рамках данного тура может подразумеваться не только информационная часть, но и часть, связанная с подготовкой будущих абитуриентов к поступлению: краткосрочные курсы по подготовке к сдаче творческого экзамена (если он необходим для направления). Направление развития образовательного туризма может выстраиваться вокруг нужд самих обучающихся университетов. Особенно это касается тех направлений подготовки, которые подразумевают разностороннее изучение сферы сервиса и туризма. Для таких обучающихся нужны программы сразу по нескольким причинам.

- 2580 -

Во-первых, это повысит качество подготовки обучающихся. Во-вторых, это позволит на практике увидеть принципы организации образовательного тура. В-третьих, это создаст необходимую среду для выработки собственных идей в области образовательного туризма. Разработка новых образовательных туров станет фактором стратегического развития выбранных направлений подготовки, а также станет конкурентным преимуществом для будущих абитуриентов [10].

Количество предложений на рынке образовательного туризма Приморского края увеличивается. Основные концепции образовательных туров представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные концепции образовательных туров

Вид Возраст Концепция

Детские лагеря 6-16 лет Изучение иностранного языка

Мастер-классы старше 18 лет Профессиональные мастер-классы

Курсы повышения квалификации старше 18 лет Повышение уровня квалификации сотрудника фирмы

Производственные экскурсии старше 18 лет Повышение уровня квалификации сотрудников фирмы

Языковые школы Старше 16 лет Изучение языка у носителей

Профессиональные стажировки 16-24 лет Получение профессиональных компетенций студентами и молодыми работниками фирм

Высшее образование 18-27 лет Обучение в вузе

Источник: составлено авторами.

Наибольшее распространение на рынке Владивостока имеет концепция детского образовательного туризма в лагеря с изучением иностранного языка, а также языковые школы для лиц старше 16 лет. В силу возраста туристов в таком случае предъявляются повышенные требования по безопасности, распорядку дня и питанию детей, что удорожает стоимость таких программ. Инициаторами таких поездок являются родители.

Концепция профессиональных стажировок для студентов и молодых сотрудников фирм пока что находится в процессе своего формирования.

- 2581 -

На данный момент такие мероприятия не выходят за рамки одного вуза или предприятия и одной специальности.

Туристский рынок Владивостокского городского округа насчитывает около 200 турфирм, из которых услуги образовательного туризма предоставляют более 30 турфирм, такие как «ВГУЭС ТРЭВЕЛ», StarTravel, Rokos, Ехсе1еп1е, «Весь мир», EducationFirst, «Бизнес-класс», StudentsInternational, «Фортуна» и др. Можно сказать, что во Владивостоке образовательный туризм среди турфирм - это в основном длительные программы, языковые туры, разного вида стажировки, к примеру Work and Travel.

В таблице 2 приведены реализующиеся на рынке г. Владивостока образовательные туры.

Таблица 2

Характеристика программ на рынке образовательного туризма г.

Владивостока

Туроператор Название программы Цель программы от S е г ы м .о 5

Целевая ауд рия, лет Ценовая кат рия, руб. м а О. о р п п т S $ i о. " Сезон

£ i= I

ДальИн- Английский Изучение 12- 1 59500 - Группо- 20 лето

фоТур лагерь в Японии - учимся и отдыхаем! английского языка 18 167100 вая

Atlantis Заниматель- Изучение 14- 51 000 Индиви- 14 кругло-

ный японский японского языка 24 дуальная годичная

Atlantis Мастер Манги обучить полному циклу самостоятельного создания манги 18 + 1 23 500 Индивидуальная 15 круглогодичная

Students Японский в Изучение 6-16 1 50000 - Группо- 21 лето

Interna- Японии ле- японского 160000 вая

tional том! языка

- 2582 -

Окончание табл. 2

Дрим Полезные каникулы в Японии! Познание культуры Японии, прохождение мастер-классов, изучение японского языка 6+ 199000 Групповая 13 лето

Вояж Весенние Познание 6+ 51700 - Индиви- 8 весна

каникулы в культуры 62416 дуальная

Японии Японии

Фрегат Аэро Тренинг-путешествие «Белое танго Любви и Здоровья» Тренинг по психологии и японским духовным практикам 16+ 80 800 Индивидуальная 8 лето

Источник: составлено авторами.

Существующие программы имеют аналогичный состав и целевую аудиторию. Среди предложений отсутствуют профессиональные стажировки для студентов и работников компаний. Основная цель программ - изучение иностранного языка. Представленные программы реализуются в каникулярный период или же в любое время года по запросу туриста.

Стимулирование развития образовательного туризма Также одним из факторов для развития образовательного туризма является то, что государство стимулирует мобильность молодежи тем, что дает возможность путешествовать по субсидированным тарифам. Субсидированные авиабилеты могут приобрести молодые люди в возрасте до 22 лет [12].

Субсидии, как можно отметить из таблицы, предоставляются далеко не на все популярные российские направления. Толчок для увеличения турпото-ков для таких отдаленных от центра регионов, как Приморский край, дало бы открытие новых внутренних направлений.

Очевидно, что после одной удачной поездки они будут стремиться совершать поездки снова и снова, что увеличивает потенциал рынка молодежного туризма [11, 13] (Noble, Smith, 2016). Это свидетельствует о необходимости разработки новых продуктов для удовлетворения потребностей целевой аудитории этого рынка [14] (Malafiy, 2018).

- 2583 -

Таблица 3

Сравнение стоимости субсидированных и базовых тарифов на авиабилеты из Владивостока

Направления Субсидированный тариф, руб. Обычный тариф, руб.

Владивосток - Москва 16 000 27 000

Владивосток - Санкт-Петербург 16 000 27 000

Владивосток - Сочи 21 000 40 000

Владивосток - Новосибирск 12 000 36 000

Владивосток - Южно-Сахалинск 3 000 14 000

Владивосток - Петропавловск-Камчатский 12 000 17 000

Владивосток - Якутск 13 000 28 000

Владивосток - Хабаровск 4 000 12 000

Источник: составлено авторами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важно отметить, что для стимулирования внутреннего туризма государство с 2020 года запустило программу кэшбэка, которая предусматривает возврат 20% от стоимости тура по России, тем самым туры по России, объединенные с льготными авиабилетами, могут стать еще доступнее. Государство готово вернуть 20% с поездки, но не более 20 000 рублей [15]. Поэтому сильно сэкономить не получится, но для поездки на неделю это хорошая скидка.

Заключение

Таким образом, образовательный туризм сегодня - это один из самых перспективных видов туризма, имеющих широкий потенциал для развития и реализации на территории Приморского края. Это обусловлено рядом факторов. Во-первых, выгодное географическое положение субъекта в странах АТР. Лимитирующим фактором при этом являются эпидемиологические ограничения, однако в долгосрочной перспективе это не остановит развитие образовательного туризма в рамках международного туризма. Во-вторых, статус Владивостока в качестве столицы ДФО, что требует постоянных кадров для сохранения работоспособности государственного аппарата, бизнеса и социальной сферы. В-третьих, широкая сеть университетов, конкурирующих на

- 2584 -

рынке образовательных услуг. Эта конкуренция заставляет совершать работу по развитию образовательных услуг, и одним из таких направлений является образовательный туризм. И в-четвертых, большое количество туристских организаций, которые осуществляют образовательные программы, тем самым развивая образовательный туризм.

ИСТОЧНИКИ:

1. Альтбах Ф.Дж. Глобальные перспективы высшего образования. / Пер. с англ. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. - 548 с.

2. Гусейнова А.Г. Сущность понятия «образовательный туризм» и его основные понятия // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. - 2016. - № 4. -с. 64-69. - doi: 10.12737/14585.

3. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 368 с.

4. Лебедев А.Р. Образовательный туристский продукт как экономическая категория // Качество.Инновации.Образование. - 2013. - № 7(98). - с. 64-70.

5. Розовски Г. Университет. / Пособие для владельца. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. - 412 с.

6. Макканелл Д. Новая теория праздного класса. / Монография. - М.: Изд-во Ад Маргинем, 2016. - 280 с.

7. Соломин В.П., Погодина В.Л. Современное состояние и перспективы развития образовательного туризма в России // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - № 8(30). -с. 96-112.

8. Урри Дж. Мобильности. / пер. с англ. А.В. Лазарева. - М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2012. - 576 с.

9. Урри Дж.,Лэш.С. Хозяйства знаков и пространства (введение) // Экономическая социология. - 2008. - № 4. - с. 49-54.

10. World Travel & Tourism Coundl. Longdom.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.longdom.org/open-access/youth-tourism-as-a-scientific-research-object (дата обращения: 09.06.2021).

11. Особенности молодёжного туризма. Официальный сайт Российского туризма туров. [Электронный ресурс]. URL: https://spravochnick.ru/turizm/ molodezhnyy turizm (дата обращения: 10.06.021).

12. Льготные туры. Турпром. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tourprom. ru/news/41304 (дата обращения: 13.06.2021).

13. Noble H., Smith J. Issues of validity and reliability in qualitative research // Evidence-Based Nursing. - 2016. - № 2. - p. 34-35.

14. Малафий А.С. Проблемы подготовки кадров для отрасли туризма // Развитие туризма в контексте инновационных процессов современной экономики:

- 2585 -

сборник материалов международной научно-практической конференции. 3-4 октября 2018 год. Елец, 2018. - с. 433-437.

Программа кэшбэка по России. Авианити. [Электронный ресурс]. URL: https://avianity.ru/info/keshbek-otdyh-po-rossii (дата обращения: 13.06.2021). Исследования рынков и стратегические услуги. J'son & Partners Consulting. [Электронный ресурс]. URL: https://json.tv/ict telecom analytics (дата обращения: 14.06.2021).

REFERENCES:

Altbakh F.Dzh. (2018). Globalnye perspektivy vysshego obrazovaniya [Global perspectives on higher education] M.: Izd.dom Vysshey shkoly ekonomiki. (in Russian).

Guseynova A.G. (2016). Sushchnost ponyatiya «obrazovatelnyy turizm» i ego os-novnye ponyatiya [Essence of the concept «educational tourism» and its basic principles]. Vestnik Assotsiatsii VUZov turizma i servisa. 9 (4). 64-69. (in Russian). doi: 10.12737/14585.

Lebedev A.R. (2013). Obrazovatelnyy turistskiy produkt kak ekonomicheska-ya kategoriya [The educational tourism product as an economic category]. Kachestvo.Innovatsii.Obrazovanie. (7(98)). 64-70. (in Russian).

Makkanell D. (2016). Novaya teoriya prazdnogo klassa [A new theory of the leisure class] M.: Izd-vo Ad Marginem. (in Russian).

Malafiy A.S. (2018). Problemy podgotovki kadrov dlya otrasli turizma [Problems of personnel training for the tourism industry] Tourism development in the context of innovative processes of the modern economy. 433-437. (in Russian).

Noble H., Smith J. (2016). Issues of validity and reliability in qualitative research Evidence Based Nursing. 18 (2). 34-35.

Rozovski G. (2015). Universitet [University] M.: Izd. dom Vysshey shkoly ekono-miki. (in Russian).

Solomin V.P., Pogodina V.L. (2007). Sovremennoe sostoyanie i perspektivy raz-vitiya obrazovatelnogo turizma v Rossii [The current state and prospects for development of educational tourism in Russia]. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science. (8(30)). 96-112. (in Russian).

Urri Dzh. (2012). Mobilnosti [Mobility issues] M.: Izdatelskaya i konsaltingovaya gruppa «Praksis». (in Russian).

Urri Dzh.,Lesh.S. (2008). Khozyaystva znakov i prostranstva (vvedenie) [Economy of signs and space (introduction)]. Economic sociology. 9 (4). 49-54. (in Russian).

<r>

fM CT> Ю

CT> CT>

16.

- 2586 -

World Travel & Tourism CouncilLongdom.org. Retrieved June 09, 2021, from https://www.longdom.org/open-access/youth-tourism-as-a-scientific-re-search-object

Zorin I.V., Kvartalnov V.A. (2003). Entsiklopediya turizma [Encyclopedia of tourism] M.: Finansy i statistika. (in Russian).

- 2587 -

ISSN 1994-6929

NJ U1

oo oo

о

n —!

05

Ш <'

05 m

n О

<

О

NJ О NJ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.