Научная статья на тему 'Маркетинговая стратегия развития туристско-экскурсионной деятельности в ДВФУ'

Маркетинговая стратегия развития туристско-экскурсионной деятельности в ДВФУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
274
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДВФУ / FEFU / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY / ПОТЕНЦИАЛ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / COMPETITIVENESS POTENTIAL / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / PRIMORSKY KRAI / РЕГИОН / REGION / СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА / MARKETING STRATEGY / ТУРИЗМ / TOURISM / ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXCURSION ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гатауллина Светлана Юрьевна, Соколова Анжела Витальевна, Могучая Светлана Сергеевна

В Приморском крае туризм относится к приоритетным направлениям социально-экономической политики, однако проведенные авторами исследования позволяют сделать вывод о недостаточно эффективном развитии данного сектора экономики региона. Во многом это является следствием отсутствия в крае туроператора, обладающего значительным инфраструктурным, финансовым, интеллектуальным, кадровым потенциалом для формирования инновационного конкурентоспособного туристско-экскурсионного продукта региона. Таким потенциалом обладает ДВФУ. Организация туристско-экскурсионной деятельности будет способствовать реализации миссии ДВФУ по развитию инновационных практикоориентированных форм образовательного процесса, привлечению абитуриентов, повышению позитивного имиджа университета, развитию в ДВФУ образовательного, научного и MICE-туризма; привлечению внебюджетных финансовых средств в университет, усилению роли ДВФУ как коммуникативной площадки в выстраивании сотрудничества субъектов ДФО со странами Тихоокеанской Азии. Основным исследовательским вопросом статьи является анализ возможности создания в ДВФУ структурного подразделения по осуществлению туристско-экскурсионной деятельности. Проведенные исследования подтверждают возможность организации в вузе туристско-экскурсионной деятельности, высокую заинтересованность в ней руководящих органов университета, его структурных подразделений, студентов, старшеклассников, делегаций, посещающих университет, участников конгрессно-выставочных мероприятий. В статье описаны стратегия проведения авторами маркетинговых исследований по развитию в ДВФУ туристско-экскурсионной деятельности и результаты 1-го этапа исследований, позволившие выделить приоритетные типы потребителей экскурсионных услуг, сформировать основные опции экскурсионного продукта и разработать организационно-функциональную модель подразделения университета по осуществлению экскурсионной деятельности. Вторым этапом исследований станет проведение сегментации потребителей туристических услуг и формирование опций туристического продукта ДВФУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гатауллина Светлана Юрьевна, Соколова Анжела Витальевна, Могучая Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marketing Strategy of Tourist and Excursion Activity Development in Far Eastern Federal University

Tourism is referred to priority directions of socio-economic policy in Primorsky Krai, however the study done by the authors let make the conclusion about insufficiently effective development of this sector in regional economics. In many ways, this is a consequence of tour operator absence in the region, the tour operator with significant infrastructural, financial, intellectual, human resources potential to form innovative, competitive tourist-excursion product of the region. Far Eastern Federal University (FEFU) has such a potential. Organization of tourist-excursion activities will make its contribution to the implementation of the FEFU mission in the development of innovative, practice-oriented forms of educational process, attracting future students, enhancing positive image of the university, development of educational, scientific and MICE-tourism in FEFU; attraction of extra-budgetary funds to the university; strengthening the role of FEFU as communication site in building cooperation of Far Eastern Federal district subjects with the countries of the Asia-Pacific region. The main research problem of the article is the analysis of the possibility to create structural subdivision for the implementation of the tourist-excursion activity in FEFU. The conducted researches confirm the possibility of creation tourist-excursion activity at university, high interest of university authorities, structural subdivisions, students, senior pupils, delegations visiting university, participants of forums and exhibitions. The article describes the strategy of marketing research in development of tourist-excursion activity at FEFU and the first stage study results, which let identify the priority types of excursion consumers, form main options of excursion product and develop organizational and functional model of university subdivision which could carry out excursion activities. The second stage of the study will include segmentation of tourist services consumers and formation of FEFU tourist product options.

Текст научной работы на тему «Маркетинговая стратегия развития туристско-экскурсионной деятельности в ДВФУ»

МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДВФУ

Гатауллина Светлана Юрьевна,

доцент кафедры сервиса и туризма, Школа экономики и менеджмента, Дальневосточный федеральный университет, 690950, Приморский край, г. Владивосток, Русский остров, пос. Аякс, 10, корпус в (22), ауд. 325 06surga@mail.ru

Соколова Анжела Витальевна,

старший преподаватель кафедры сервиса и туризма, Школа экономики и менеджмента, Дальневосточный федеральный университет, 690950, Приморский край, г. Владивосток, Русский остров, пос. Аякс, 10, корпус в (22), ауд. 325 sokolova71@mail.ru.

Могучая Светлана Сергеевна,

магистрант, магистерская программа «Гостиничный бизнес», Школа экономики и менеджмента, Дальневосточный федеральный университет, 690950, Приморский край, г. Владивосток, Русский остров, пос. Аякс, 10, корпус в (22), ауд. 325 moguchaia_ss@inbox.ru.

В Приморском крае туризм относится к приоритетным направлениям социально-экономической политики, однако проведенные авторами исследования позволяют сделать вывод о недостаточно эффективном развитии данного сектора экономики региона. Во многом это является следствием отсутствия в крае туроператора, обладающего значительным инфраструктурным, финансовым, интеллектуальным, кадровым потенциалом для формирования инновационного конкурентоспособного туристско-экскурсионного продукта региона. Таким потенциалом обладает ДВФУ. Организация туристско-экскурсионной деятельности будет способствовать реализации миссии ДВФУ по развитию инновационных практикоориентированных форм образовательного процесса, привлечению абитуриентов, повышению позитивного имиджа университета, развитию в ДВФУ образовательного, научного и М1СЕ-туризма; привлечению внебюджетных финансовых средств в университет, усилению роли ДВФУ как коммуникативной площадки в выстраивании сотрудничества субъектов ДФО со странами Тихоокеанской Азии.

Основным исследовательским вопросом статьи является анализ возможности создания в ДВФУ структурного подразделения по осуществлению туристско-экскурсионной деятельности. Проведенные исследования подтверждают возможность организации в вузе туристско-экскурсионной деятельности, высокую заинтересованность в ней руководящих органов университета, его структурных подразделений, студентов, старшеклассников, делегаций, посещающих университет, участников конгрессно-выставочных мероприятий. В статье описаны стратегия проведения авторами маркетинговых исследований по развитию в ДВФУ туристско-экскурсионной деятельности и результаты 1-го этапа исследований, позволившие выделить приоритетные типы потребителей экскурсионных услуг, сформировать основные опции экскурсионного продукта и разработать организационно-функциональную модель подразделения университета по осуществлению экскурсионной деятельности. Вторым этапом исследований станет проведение сегментации потребителей туристических услуг и формирование опций туристического продукта ДВФУ.

Ключевые слова: ДВФУ; образовательное пространство вуза; потенциал конкурентоспособности; Приморский край; регион; стратегия маркетинга; туризм; экскурсионная деятельность.

Университеты во всем мире являются системообразующим фактором не только для сферы образования региона, но и для регионального сообщества в целом, оказывая влияние на реализацию стратегии социально-экономического развития территории. Образованный в 2010 году Дальневос-

точный федеральный университет (ДВФУ) в числе прочих призван содействовать решению такой стратегической задачи для субъектов Дальневосточного федерального округа (ДФО), как формирование и расширение «евразийского коридора» выхода России на рынки товаров, услуг,

технологий, ресурсов Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Это отражено в миссии ДВФУ по обеспечению взаимодействия России со странами АТР, направленного на интеграцию страны в научное, экономическое, технологическое и культурное пространство Тихоокеанской Азии*.

Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» на 2010- 2019 годы. У1?1.: https://www.dvfu.ru (дата обращения 10.02.2018).

*

Приморский край, к конкурентным преимуществам которого относятся благоприятное геополитическое положение, наличие транспортных коридоров с выходом к Транссибирской железнодорожной магистрали, протяженная граница с КНР и обширная сеть пограничных пунктов пропуска, наличие богатого культурно-исторического и природно-рекре-ационного потенциала, высокий уровень развития деловой активности, — вызывает устойчивый интерес у жителей стран АТР к посещению Приморья [1, 2].

Туристическая деятельность — это общепризнанный драйвер социально-экономического развития территории [3], позволяющий наилучшим образом реализовать имеющиеся конкурентные преимущества. В Приморском крае туризм рассматривается как сектор возможной специализации экономики, фактор, содействующий выполнению национальной внешнеполитической задачи по расширению «евразийского коридора» России в АТР [4], Туристическая деятельность относится к 18 приоритетам социально-экономического развития края, принята и реализуется Государственная программа «Развитие туризма в Приморском крае» на 2013— 2020 годы. По уровню развития туризма край занимает лидирующие позиции в ДФО — каждый второй турист из АТР, посещающий Дальний Восток России, прибывает в Приморский край; более 50% россиян, выезжающих в страны АТР, являются жителями или гостями края [5].

Однако исследования позволяют сделать вывод о недостаточно эффективной маркетинговой стратегии развития туризма в Приморье [6], снижении конкурентоспособности регионального тур-

продукта и туристической привлекательности края. Одной из причин сложившейся ситуации является отсутствие в крае туроператора, обладающего значительным инфраструктурным, финансовым, интеллектуальным, кадровым потенциалом для формирования инновационного конкурентоспособного туристско-экскурсионного продукта [7]. Таким потенциалом обладает ДВФУ. В соответствии с поручением ректора ДВФУ в настоящее время осуществляется проектирование развития в ДВФУ туристско-экскурсионной деятельности (Проект), что обусловило необходимость проведения комплекса маркетинговых исследований. Гипотеза Проекта: развитие туристско-экскурсион-ной деятельности будет способствовать реализации миссии ДВФУ по развитию инновационных практикоориентированных форм образовательного процесса, расширению образовательного пространства, привлечению талантливых абитуриентов, повышению позитивного имиджа университета, развитию образовательного, научного и МС£-туризма; привлечению внебюджетных финансовых средств в университет, усилению роли ДВФУ как коммуникативной площадки в выстраивании сотрудничества субъектов ДФО со странами Тихоокеанской Азии и расширению «евразийского коридора» России в АТР. Противоречие Проекта: несмотря на имеющийся значительный ресурсный потенциал и востребованность, туристско-экскурсионная деятельность пока не стала значимым фактором в реализации университетом своей миссии.

Стратегия маркетинга Проекта предусматривает проведение 2-х этапов исследований: идентификацию проблем Проекта

и определение путей реализации Проекта. Первый этап маркетинга обусловливает необходимость проведения:

♦ анализа международного и отечественного опыта по организации туристско-экскурсионной деятельности на базе университета;

♦ анализ нормативно-правовой базы о возможности организации туристско-экскурсионной деятельности в российском вузе;

♦ исследование возможности организации туристско-экскур-сионной деятельности в ДВФУ и выявление основных проблем (разрывателей) ее осуществления;

♦ выявление основных типов потребителей и анализ востребованности туристско-экскурсион-ных услуг ДВФУ.

К задачам второго этапа относятся:

♦ сегментация основных типов потребителей туристско-экскур-сионных услуг ДВФУ и выявление их нужд при помощи проведения кластерного и факторного анализов;

♦ разработка и частичная апробация рекомендованного пакета ту-ристско-экскурсионных услуг;

♦ разработка маркетинговой стратегии ценообразования и продвижения туристско-экскурсионного продукта ДВФУ на рынок;

♦ проведение анализа конкурентоспособности туристско-экс-курсионного продукта ДВФУ на внутреннем и международном туристических рынках. Алгоритм проведения маркетинговых исследований в Проекте приведен на рисунке 1.

Проведенные исследования позволяют сделать вывод о заинтересованности руководящих органов

университетов в развитии турист-ско-экскурсионной деятельности. Так, в Российском университете дружбы народов (г. Москва) активно развивается деятельность по предоставлению туристско-экскурсионных услуг, организации отдыха студентов и работников университета; организации ярмарок, аукционов, выставок, выставок-продаж, симпозиумов, конференций, лекториев, благотворительных и иных аналогичных мероприятий, в том числе с участием иностранных юридических и физических лиц. Российский государственный университет туризма и сервиса (г. Москва) и Сочинский государственный университет (г. Сочи) активно развивают МС£-туризм, организуют молодежные туристические лагеря, реализуют путевки на туристические базы, занимаются реализацией туристских товаров, услуг и собственной продукции университета как деятельности, приносящей доход и направляемый на обеспечение уставных задач университета, в том числе на обеспечение образовательного процесса и научных исследований. Московский государственный институт индустрии туризма имени Ю.А. Сенке-вича (МГИИТ) основным направлением развития туристической деятельности считает информационно-рекламное обеспечение повышения туристической привлекательности Москвы за счет подготовки волонтеров, осуществляющих информирование гостей столицы об ее туристических достопримечательностях. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС) активно организует турагентскую деятельность по реализации внутренних и международных туров; проводит экскурсионные программы; оказывает визовую под-

держку и услуги по бронированию отелей. В крупнейших зарубежных вузах (Гарвардский, Стэндфорд-ский, Торонтский, Кембриджский университеты) наиболее развита деятельность по проведению обзорных и тематических экскурсионных программ по кампусу университета.

В целях проведения исследования возможности организации ту-ристско-экскурсионной деятельности в ДВФУ были проведены интервью с руководителями турфирм г. Владивостока, руководящим составом и представителями структурных подразделений университета, студентами, жителями и гостями Владивостока, посещающими кампус университета. Было выявлено, что туристско-экскурсионная деятельность в ДВФУ в настоящее время осуществляется в форме предоставления отдельных услуг в сфере конгрессно-выставочной деятельности, обслуживания делегаций,

проведения профориентационных экскурсий для школьников.

Матрица основных стейкхолде-ров Проекта приведена в таблице 1.

Оценка степени влияния стейк-холдеров на Проект осуществлялась экспертами на основе балльной системы: 0 баллов — «не влияет»; 1 балл — «почти не влияет»; 2 балла — «слабо влияет»; 3 балла — «средняя степень влияния»;

4 балла — «сильное влияние»;

5 баллов — «очень сильное влияние».

Администрация Приморского края заинтересована в ускорении социально-экономического развития региона на основе наиболее эффективной реализации его конкурентных преимуществ, к которым относятся наличие федерального университета и возможности развития туризма. Однако существующая организация государственного регулирования туризма

Рис.1. Алгоритм проведения маркетинговых исследований в Проекте

Таблица 1

Матрица стейкхолдеров Проекта

Стейкхолдеры Оценка в баллах степени влияния

Заинтересованность в Проекте Влияние На проектную деятельность Значимость для реализации Проекта Значимость взаимодействия в ходе проектной деятельности Степень вовлечения в Проект

Администрация Приморского края 4,5 3,0 4,0 4,0 3,5

Руководящие органы ДВФУ 5,0 4,8 5,0 4,6 4,8

Приемная комиссия ДВФУ 4,9 4,9 4,9 4,8 4,8

Конгрессно-выставочный центр ДВФУ 4,5 4,6 4,5 4,5 4,1

Турбизнес Приморского края 3,5 2,3 3,4 3,1 2,9

Международный департамент ДВФУ 3,8 3,8 3,6 3,3 3,3

Руководители образовательных программ ДВФУ 3,1 3,4 3,5 3,1 3,0

Дирекция Школы экономики и менеджмента ДВФУ (ШЭМ ДВФУ) 4,6 4,1 4,1 4,0 5,0

Кафедра сервиза и туризма ШЭМ ДВФУ 5,0 4,9 5,0 5,0 5,0

Студенты / волонтеры ДВФУ 3,9 4,1 3,8 3,5 4,1

Жители и гости Приморского края 4,6 3,0 4,7 3,8 4,7

в регионе недостаточно эффективна, методическое обеспечение проводимой работы несовершенно. Анализ публикаций отечественных и зарубежных авторов позволяет сделать вывод о том, что развитие теории о видовых особенностях и классификации туристско-экскурсионной деятельности значительно отстает от практики. Это приводит к недооценке роли туристической и экскурсионной деятельности как факторов регионального развития. Недостаточно исследован вопрос о роли образовательных учреждений в увеличении масштабов, диверсификации форм и повышении инновационной составляющей этой деятельности.

Функции экскурсионной деятельности как фактора регионального развития приведены на рисунке 2 [8].

Заинтересованность руководящих органов и структурных подразделений ДВФУ в развитии в университете туристско-экскур-сионной деятельности обусловливается возможностью привлечения внебюджетных средств, укреп-

ления позитивного имиджа университета, развития связей с потенциальными партнерами и участниками конгрессно-выставоч-ной и научно-исследовательской деятельности университета, необходимостью усиления профори-ентационной работы по привлечению абитуриентов, развития системы практикоориентированного образования в форме участия студентов кафедры сервиса и туризма ШЭМ ДВФУ в туристско-экскур-сионном проектировании и приобретении навыков проведения экскурсий. Для студентов ДВФУ участие в экскурсионной деятельности является формой адаптации в учебном процессе; возможностью получения общекультурных и профессиональных компетенций во время участия в производственных экскурсиях на брендо-вых предприятиях Приморского края. Участие абитуриентов в экскурсиях по кампусу ДВФУ с посещением учебных и гостиничных корпусов, исследовательских лабораторий, проведением мастер-классов является важной частью «погружения» в будущую студенческую жизнь и выбранное на-

правление профессиональной подготовки. Разработка в ДВФУ пакетов новых инновационных ту-ристско-экскурсионных услуг, диверсификация регионального тур-продукта будет способствовать повышению туристической ат-трактивности и конкурентоспособности Приморского края, расширению возможностей для жителей и гостей Приморья по организации здорового и познавательного досуга.

В результате осуществления проектной деятельности и проведения 1-го этапа маркетинговых исследований были получены следующие результаты:

1. Определены основные типы потребителей туристско-экскурси-онных услуг ДВФУ и составлены их «портреты». Это абитуриенты (школьники, участники смены ВДЦ «Океан»), студенты, участники конгрессно-выставочной деятельности в ДВФУ, жители и гости Владивостока, турорганизации Приморского края, делегации и У/Р-персоны, посещающие ДВФУ. Доказано, что все типы потребителей туристско-экскурсионных услуг

— ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ФУНКЦИИ -

• Экскурсия - атрибутивная составляющая большинства видов внутреннего и въездного туризма, выражающая их сущность

— СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА -

• Экскурсионная деятельность способствует развитию культурно-коммуникативных каналов между народами, повышению уровня их взаимопонимания через взаимопознание культуры, обычаев, традиций, истории, современного уклада жизни

— ОСНОВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ НОВЫХ ВИДОВ ТУРИЗМА -

• Разработанные экскурсионные программы являются основой для формирования новых видов туров (ностальгических, исторических, событийных, «красного» туризма и др. видов) или новых форм проведения экскурсий (интерактивных, виртуальных, квест и др.

— ПРИОБЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ К ТУРИЗМУ И КРАЕВЕДЕНИЮ -

• Социально-демографический состав экскурсантов значительно шире, чем состав туристов; влияние сезонности на величину экскурсионных потоков минимально; экскурсионная деятельность формирует устойчивый интерес у населения

— СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ -

• Преодоление социальной разобщенности населения (особенно городского), формирование активно-личностного отношения к истории и современности

ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ В ТУРИЗМЕ

• Экскурсионная деятельность является основой развития инклюзивного (социального) туризма - доступного для разных групп населения с финансовыми, физиологическими и др. формами ограниченных возможностей

— ПОВЫШЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ АТТРАКТИВНОСТИ КРАЯ И УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ТУРОВ -

• Развитие экскурсионной деятельности способствует увеличению продолжительности внутренних и въездных туров в крае, повышению наполняемости программ туров событиями и объектами

— ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО ИМИДЖА КРАЯ -

• Информирование экскурсантов о перспективах развития края и его лидирующей роли в социально-экономическом развитии Дальнего Востока, о толерантности и гостеприимстве населения, отсутствии социальных, религиозных, национальных и иных конфликтов, терактов способствует повышению туристической аттрактивности края, формированию его позитивного имиджа

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

• Содержание информации и акценты, расставляемые лицом, сопровождающим туристов, могут способствовать формированию у туристов позитивного или негативного, объективного или предвзятого отношения к происходящим и предстоящим событиям в регионе

— СОЗДАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ, ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ САМОЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В КРАЕ -

• К организации экскурсионной деятельности могут привлекаться различные слои населения (обладающие возможностью получения соответствующей подготовки), это будет способствовать развитию форм трудовой занятости населения края (полной, основной, дополнительной, сезонной, на неполный рабочий день и др.). Территории в крае, где экскурсионная деятельность будет развиваться особенно активно, могут стать «точками» роста профессионального туризма, создания турорганизаций, развития индустрии сервиса и гостеприимства

Рис.2. Влияние экскурсионной деятельности на региональную среду

ДВФУ высоко оценивают потенциал университета в развитии в регионе туристско-экскурсионной деятельности и проявляют интерес к потреблению этих услуг.

2. Выявлены основные проблемы (разрыватели), снижающие эффективность организации тури-стско-экскурсионной деятельности в ДВФУ: отсутствие структурного подразделения с функционалом осуществления туристско-экс-курсионной деятельности и предоставления М/ОЕ-услуг; не достаточно четкая система подготовки волонтеров для проведения экскурсий, кадровый дефицит экс-

курсоводов; недостаточно эффективная политика ценообразования на экскурсионный продукт; несовершенство алгоритма организации приема и обработки поступающих заявок на экскурсионные и конгрессно-выставочного услуги в университете.

Проведенные маркетинговые исследования легли в основу разработки СИТАНа (ситуационный анализ) — формы обобщения результатов исследования,позволя-ющей выявлять факторы, оказывающие существенное влияние на развитие ситуации, выявить наиболее значимые разрыватели

Проекта, разработать мероприятия по их преодолению.

К уже завершенной части 2-го этапа маркетинговых исследований относится проведение сегментации основных потребителей экскурсионных услуг ДВФУ с применением кластерного и факторного анализов в программе SPSS (263 респондента). В результате проведенного исследования были выделены три приоритетных кластера потребителей экскурсионных услуг в ДВФУ: школьники, студенты и участники конгрессно-выста-вочных мероприятий. Респонденты

оценили по 5-балльной шкале основные параметры экскурсионного продукта (рисунки 3— 6).

Более 76% респондентов проявили интерес к развитию экскурсионной деятельности в ДВФУ, однако 70% из них оценили привлекательность предлагаемых в настоящее время ДВФУ экскурсий не выше 3-х баллов (по 5- балльной шкале) и периодичность участия в них раз в месяц — 7,2%; раз в полгода — 30,4%; раз в год — 29,7%; реже, чем раз в год — 32,7%. Вместе с тем, при условии диверсификации экскурсионного предложения, внедрения инновационных игровых программ, элементов анимации, обеспечения экскурсантов аудиогидами, распределение респондентов по периодичности участия в экскурсиях составит соответственно: 32,3%; 41,8; 11,4; 14,4%. К числу наиболее востребованных видов экскурсий относятся обзорные, культурно-исторические, производственные, гастрономические, развлекательные и спортивные. Экскурсии по кампусу ДВФУ высоко востребованы только у абитуриентов, остальные сегменты потребителей считают, что привлекательность этих экскурсий может быть повышена включением в программу элементов анимации, интерактивности или интересных объектов, расположенных вблизи кампуса ДВФУ (культурно-исторические, развлекательные или природные комплексы). По уровню аттрактивности экскурсионные объекты, находящиеся в непосредственной близости от ДВФУ, расположились следующим образом: Океанариум; объекты Владивостокской крепости; бухты, пляжные зоны на о. Русский; Медицинский центр. По продолжительности наиболее привлекательны экскурсии от 3 до

обзорные по ДВФУ гастрономические обзорная по Владивостоку

знакомство с научными учреждениями

образовательн ы е

развлекательные и спортивные

профориентационные

производственные

ультурно-исторические

религиозные природные

Рис.3. Предпочтения респондентов по виду экскурсий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

авиа (вертолетная)

пешеходная экскурсия 5

катерная

автобусная экскурсия

комбинированная (автобусно-пешеходная) экскурсия

Рис.4. Предпочтения респондентов по форме проведения экскурсий

Учебные корпуса и и сследовательские лаборатории ДВФУ

Приморская сцена Мариинского театр; Бухты, пляжные зоны на о Русский

Мужской монастырь на о. Русский

Объекты Владивостокской крепости

Океанариу|

Конференц-залы ДВФУ (места проведения саммита АТЭС, ВЭФ)

Места студенческого досуга

Общежития и гостиничные корпуса кампуса ДВФУ

Спортивные сооружения и тренажерные залы ДВФУ

1арковая территория и набережная ДВФУ

Медицинский центр

Рис.5. Предпочтения респондентов по объектам экскурсионного показа

цена

Рис.6. Факторы, определяющие выбор респондентами экскурсионного продукта

5 часов (43% респондентов). Цена экскурсии не должна превышать 500 р. (автобусно-пешеходная) и 1 000 р. (катерная). Наиболее привлекательной формой проведения основные сегменты потребителей считают традиционную экскурсию с экскурсоводом в сочетании с интерактивными программами (32,3%), экскурсию-квест (52,5%) и экскурсию с проведением мастер-класса (63,5%). Более 60% респондентов наиболее значимым результатом участия в экскурсии назвали возможность получения новых знаний (познавательная составляющая экскурсионной программы).

В рамках реализация маркетинговой стратегии развития в ДВФУ экскурсионной деятельности был разработан и предложен руководящим органам ДВФУ план мероприятий по организации экскурсионной деятельности в университете; разработана организационно-функциональная модель подразделения по осуществлению этой деятельности — Учебно-производственный центр (УПЦ) Экскурсионная лаборатория ШЭМ ДВФУ; проведена паспортизация

наиболее востребованных объектов экскурсионного показа; разработан рекомендованный пакет экскурсионных услуг; предложено решение вопроса дефицита кадров по проведению экскурсионной работы в форме организации распределенной учебной практики студентов 2-го курса бакалавриата в УПЦ Экскурсионная лаборатория ШЭМ ДВФУ. Проведенные исследования позволяют сформировать востребованные потребителями экскурсионные услуги и экскурсионные программы, активизировать участие ДВФУ в развитии экскурсионной деятельности в Приморском крае, использовать экскурсионную деятельность как фактор повышения имиджа университета, расширения его образовательного пространства и увеличения притока внебюджетных средств.

В стадии разработки находится часть Проекта по проведению сегментации потребителей туристических услуг и формированию опций туристического продукта ДВФУ. Динамичное развитие рынка туристско-экскурсионных

услуг, возрастание роли турист-ско-экскурсионной деятельности как фактора регионального развития обусловливает необходимость проведения регулярных маркетинговых исследований в этой сфере с целью выявления,удовлетворе-ния и формирования потребительского спроса. Несовершенство организуемых в РФ статистических исследований в сфере тури-стско-экскурсионной деятельности, неразвитость маркетинга регионального рынка туристско-экс-курсионных услуг значительно ограничивают возможность повышения конкурентоспособности регионального туристско-экскур-сионного продукта и распространения лучшего опыта работы, что обусловливает необходимость более эффективного использования в этой сфере потенциала федеральных университетов.

Статья подготовлена по материалам исследования, проведенного в рамках проекта ШЭМ ДВФУ № 0013-17С015 «Разработка пакета услуг по туристской деятельности ДВФУ»

ИСТОЧНИКИ

1. Gataullina S.Yu., Kosolapov A.B., Shishkareva N.V. Development of marketing tools in tourism as a factor for cooperation enhancing between the Primorye territory and the Republic of Korea // International Review of Management and Marketing. 2017. Т. 7. № 1. С. 103-107. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27665450.

2. Гатауллина С.Ю. Въездной туризм как фактор социально-экономического развития Приморского края // В сборнике: Демографическое развитие российского Дальнего Востока. Сер. «Демография. Социология. Экономика». — Москва: Институт социально-политических исследований РАН. 2016. — С. 160—168.

3. Ермишин С.П., Якунин В.Н. Проблема повышения роли туризма в развитии Самарской области и г. Тольятти // Вестник Национальной академии туризма. 2008. № 2 (6). С. 47—51.

4. Гатауллина С.Ю. Роль туризма в формировании «евразийского коридора» России в АТР // В книге: Современные тенденции, перспективы развития экономики и управления в странах АТР Материалы III евразийской научно-практической конференции с международным участием. — Приморский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2016. — С. 154—159. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=27610638.

5. Косолапов АБ., Урусов В.М. Тенденции развития туристского бизнеса в Приморском крае // Вестник Тихоокеанского государственного экономического университета. 2011. № 3 (59). С. 21—31.

6. Гатауллина С.Ю., Моханнад М.А Маркетинг туристской привлекательности региона: теория и практика организации // Практический маркетинг. 2017. № 1 (239). С. 35—44.

7. КосолаповА.Б., Гуремина Н.В., ЛипканИ.В., Гуменчук О.В., ГарянинаЕ.В. Анализ кризисных тенденций в развитии туристского бизнеса Приморского края // В мире научных открытий. 2015. № 12 (72). С. 178—186.

8. Гатауллина С.Ю., Фролова С.Н., КушнареваИ.Ю. Роль экскурсионной деятельности в развитии туристского потенциала региона (на примере Приморского края) // Экономика и предпринимательство. 2016. № 2 (ч.1). С. 375—379.

Marketing Strategy of Tourist and Excursion Activity Development in Far Eastern Federal University Gataullina Svetlana Yuryevna,

Associate professor of the service and tourism Department, School of Economics and Management, Far Eastern Federal University; of. 325, Building 22 (G), Russkii Island, v. Ayaks, Primorsky Krai, Vladivostok, 690950, Russian Federation (06surga@mail.ru)

Sokolova Anzhela Vitalievna,

Senior lecturer of the service and tourism Department, School of Economics and Management, Far Eastern Federal University; of. 325, Building 22 (G), Russkii Island, v. Ayaks, Primorsky Krai, Vladivostok, 690950, Russian Federation (sokolova71@mail.ru)

Moguchaia Svetlana Sergeevna,

Undergraduate student, master's program "Hotel business", School of Economics and Management, Far Eastern Federal University; of. 325, Building 22 (G), Russkii Island, v. Ayaks, Primorsky Krai, Vladivostok, 690950, Russian Federation (moguchaia_ss@inbox.ru)

Tourism is referred to priority directions of socio-economic policy in Primorsky Krai, however the study done by the authors let make the conclusion about insufficiently effective development of this sector in regional economics. In many ways, this is a consequence of tour operator absence in the region, the tour operator with significant infrastructural, financial, intellectual, human resources potential to form innovative, competitive tourist-excursion product of the region. Far Eastern Federal University (FEFU) has such a potential. Organization of tourist-excursion activities will make its contribution to the implementation of the FEFU mission in the development of innovative, practice-oriented forms of educational process, attracting future students, enhancing positive image of the university, development of educational, scientific and MICE-tourism in FEFU; attraction of extra-budgetary funds to the university; strengthening the role of FEFU as communication site in building cooperation of Far Eastern Federal district subjects with the countries of the Asia-Pacific region. The main research problem of the article is the analysis of the possibility to create structural subdivision for the implementation of the tourist-excursion activity in FEFU. The conducted researches confirm the possibility of creation tourist-excursion activity at university, high interest of university authorities, structural subdivisions, students, senior pupils, delegations visiting university, participants of forums and exhibitions. The article describes the strategy of marketing research in development of tourist-excursion activity at FEFU and the first stage study results, which let identify the priority types of excursion consumers, form main options of excursion product and develop organizational and functional model of university subdivision which could carry out excursion activities. The second stage of the study will include segmentation of tourist services consumers and formation of FEFU tourist product options.

Keywords: FEFU; educational environment of the University; competitiveness potential; Primorsky Krai; region; marketing strategy; tourism; excursion activity.

REFERENCES

1. Gataullina, S.Yu.; Kosolapov, A.B.; Shishkareva, N.V. (2017) Development of marketing tools in tourism as a factor for cooperation enhancing between the Primorye territory and the Republic of Korea. International Review of Management and Marketing, 2017, V. 7, No 1, pp. 103-107. URL: https: //elibrary.ru/item.asp?id=27665450.

2. Gataullina, S.Y. (2016) Inbound tourism as a factor of socio-economic development of Primorsky Krai. In the book: Demographic development of the Russian Far East. Ser. "Demography. Sociology. Economy". Moscow, Institute of sociopolitical studies RAS Publ., 2016, pp. 160-168.

3. Ermishin, S.P.; Yakunin, V.N. (2008) The problem of increasing the role of tourism in the development of the Samara region and Tolyatti. Vestnik natsionalnoy Akademii turizma [Bulletin Of the national Academy of tourism], 2008, No. 2, pp. 47-51.

4. Gataullina, S.Yu. (2016) The role of tourism in the formation of the "Eurasian corridor" of Russia in the Asian-Pacific region. In the book: Current trends, prospects for economic development and governance in the Asian-Pacific region. Materials of the III Eurasian scientific and practical conference with international participation. Primorsky branch of the Russian presidential Academy of national economy and public administration, 2016, pp. 154-159. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=27610638.

5. Kosolapov, A.B.; Urusov, V.M. (2011) Tendencies of tourist business development in Primorskiy region. Vestnik Tikhookeanskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta [Bulletin of Pacific National University of Economics], 2011, No. 3, pp. 21-31.

6. Gataullina, S.Yu.; Mohammad, M.A. (2017) Marketing of regional tourist attractiveness: theory and practice of its organization. Prakticheskiy marketing [Practical marketing], 2017, No. 1, pp. 35-44.

7. Kosolapov, A.B.; Guremina, N.V.; Lipkan, I.V.; Gumenchuk, O.V.; Garuanina, E.V. (2015) The analysis of crisis tendencies in tourist business development of Primorye territory. Vmire nauchnikh otkrytiy [IIn the world of scientific discoveries], 2015, No. 12, pp. 178-186.

8. Gataullina, S.Yu.; Frolova, S.N.; Kushnariova, I.Y. (2016) Role of excursion activity in the development of region tourist capacity (by the model of Primorsky Krai). Ekonomika i predprinimatelstvo [Economy and entrepreneurship], 2016, No. 2 (Vol. 1), pp. 375-379.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.